Выступление заместителя руководителя департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Тарусова Р. В. на учебно – методическом семинаре в рамках проекта «Школа Главы муниципального района»

Тема выступления: «Организация работы Администраций городского округа и муниципальных районов области по проведению комплексных кадастровых работ»

Презентация

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) дополнен главой 4.1. «Комплексные кадастровые работы».

В Новгородской области на государственном кадастровом учете по состоянию на 01.11.2016 состоит 492 022 земельных участка, из них только в отношении 229 700 земельных участков уточнены границы (47 % от общего количества земельных участков, включенных в ГКН).

По сведениям федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в сведениях о местоположении границ 16620 земельных участков, расположенных на территории Новгородской области, в государственном кадастре недвижимости содержатся кадастровые ошибки, имеющие массовый характер и требующие комплексного решения для их устранения.

Поскольку более половины земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, не имеют точного описания границ, а имеющиеся сведения о границах часто содержат кадастровые ошибки, приведение в норму данных сведений представляется весьма актуальным. Тем более что, указанная проблема затрудняет гражданский оборот объектов недвижимости, не позволяет Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям осуществлять качественное управление и распоряжение земельными ресурсами, приводит к потере поступлений в соответствующие бюджеты от земельного налога и аренды земельных участков.

Полномочия по проведению комплексных кадастровых работ.

Согласно статье 42.2. указанного закона заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа (ст. 16) и муниципальных районов (ст. 15) относится организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории, в соответствии с чем данные полномочия отражены в уставах городского округа и муниципальных районов области.

Исполнители комплексных кадастровых работ.

Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели или юридические лица) на основе заключенного с ними муниципального контракта на проведение таких работ.

Что такое комплексные кадастровые работы?

Под комплексными кадастровыми работами в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

  • земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона № 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
  • земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;
  • зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке.

В этом заключается особенность проведения кадастровых работ.

Задача проведения комплексных кадастровых работ

Главной задачей проведения комплексных кадастровых работ является наполнение государственного кадастра недвижимости (ГКН) точными сведениями о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Цель проведения комплексных кадастровых работ.

  • уточнение местоположения границ земельных участков;
  • установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
  • образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
  • исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Этапы проведения комплексных кадастровых работ.

При выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется:

  • разработка проекта карты-плана территории;
  • согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу;
  • утверждение заказчиком комплексных кадастровых работ карты-плана территории;
  • представление карты-плана территории в орган кадастрового учета.

Условие проведения комплексных кадастровых работ.

Федеральным законом № 221-ФЗ установлено, что комплексные кадастровые работы выполняются только при наличии:

  • утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры,
  • либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
  • либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

В отношении земельных участков, расположенных на территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, комплексные кадастровые работы выполняются при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории такого объединения либо другого устанавливающего распределение земельных участков в таком объединении документа.

Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ также используются:

  • материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства,
  • материалы и данные федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов,
  • ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации,
  • планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов,
  • документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.

Полагаем, что отсутствие указанной документации является одним из основных факторов, препятствующих организации проведения комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования.

Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

Существенная роль отводится в Федеральном законе № 221-ФЗ вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков осуществляется согласительной комиссией, формируемой в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ органом местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы. Ее задачей является также урегулирование споров по поводу местоположения границ земельных участков.

В состав согласительной комиссии включаются по одному представителю от:

  • исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы;
  • федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия собственника в отношении соответствующих объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности;
  • органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, а также органа местного самоуправления муниципального района, если в состав его территории входят указанные поселения или если объекты комплексных кадастровых работ расположены на межселенной территории;
  • органа кадастрового учета;
  • органа, осуществляющего государственную регистрацию прав;
  • саморегулируемой организации, членом которой является кадастровый инженер (в случае, если он является членом саморегулируемой организации).

В состав согласительной комиссии включаются также представитель уполномоченного в области градостроительной деятельности органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, и председатели правлений садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, если комплексные кадастровые работы выполняются в отношении объектов недвижимости, расположенных на территориях таких объединений граждан.

Председателем согласительной комиссии является глава городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, либо уполномоченное им лицо.

Федеральным законом № 221-ФЗ установлено, что Типовой регламент работы согласительной комиссии утверждается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы.

Постановлением Правительства Новгородской области от 03.03.2016 № 90 утвержден Типовой регламент работы согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ на территории Новгородской области.

Регламент работы согласительной комиссии утверждается сформировавшим ее органом, а именно: органом местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы.

К полномочиям согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, относятся:

  • рассмотрение возражений заинтересованных лиц относительно местоположения границ земельных участков;
  • подготовка заключения согласительной комиссии о результатах рассмотрения возражений заинтересованных лиц относительно местоположения границ земельных участков, в том числе о нецелесообразности изменения проекта карты-плана территории в случае необоснованности таких возражений или о необходимости изменения исполнителем комплексных кадастровых работ карты-плана территории в соответствии с такими возражениями;
  • оформление акта согласования местоположения границ при выполнении комплексных кадастровых работ;
  • разъяснение заинтересованным лицам возможности разрешения земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке.

В целях согласования местоположения границ земельных участков, являющихся объектами комплексных кадастровых работ и расположенных в границах территории выполнения этих работ, согласительная комиссия проводит заседание, на которое в установленном порядке приглашаются заинтересованные лица и исполнитель комплексных кадастровых работ.

Результат комплексных кадастровых работ.

Проведение комплексных кадастровых работ позволит:

  • получить актуальную, полноценную и юридически значимую информацию об объектах недвижимости на территории проведения комплексных кадастровых работ;
  • выявить неиспользуемые, нерационально используемые или используемые не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельные участки без проведения инвентаризации;
  • выявить самовольные постройки и факты самовольного захвата земель;
  • разрешить существующие земельные споры и предотвратить их возникновение в будущем;
  • увеличить базу налогооблагаемых объектов недвижимости; - вовлечь в оборот неиспользуемые ранее земельные участки.

В целом, проведение кадастровых работ повышает эффективность управления территорией, а при массовом проведении обеспечивает восполнение, исправление и актуализацию государственного кадастра недвижимости и, как следствие, защиту прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.

Министерством экономического развития Российской Федерации на проведение комплексных кадастровых работ на 2018 год для Новгородской области предусмотрены субсидии из федерального бюджета в сумме 1786,7 тыс. рублей, на 2019 год в сумме 3531,9 тыс. рублей.

Порядок предоставления и методика распределения субсидий бюджетам городского округа, муниципальных районов на организацию проведения комплексных кадастровых работ будут разработаны департаментом до конца текущего года.

Органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области необходимо определить размер бюджетных ассигнований на плановый период 2018 и 2019 годов на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению проведения комплексных кадастровых работ на территории соответствующего муниципального образования.

Ранее департамент направлял запросы в Администрации городского округа и муниципальных районов области о представлении информации о необходимых объемах финансирования комплексных кадастровых работ и о возможных объемах финансирования данных работ из местного бюджета.

Исходя из полученной информации, невозможно оценить ее достоверность и правильность расчета стоимости проведения комплексных кадастровых работ. Так, для проведения работ Маловишерскому муниципальному району необходимо 650 тыс. рублей; Шимскому – 1 млн. рублей; Солецкому – 5,95; Демянскому – 17,3 млн. рублей; Хвойнинскому – 26 млн. рублей. При этом, расчеты потребности в том или ином объеме средств не обоснованы.

Для обоснования стоимости работ предлагаем руководствоваться Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», принятым в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым рекомендовано направлять запрос о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Просьба серьезно отнестись к организации проведения работ на территории муниципального образования и уже сейчас закладывать средства на финансирование работ по подготовке проектов межевания территории и иной градостроительной и землеустроительной документации, необходимой для проведения в дальнейшем комплексных кадастровых работ.

Таким образом, перед органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов стоят следующие задачи, связанные с организацией проведения комплексных кадастровых работ:

  • определить объем работ с учетом информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новгородской области, ранее направленной департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области;
  • Напомню, что ранее департаментом была направлена информация письмами от 14.04.2016 № ГИ-2394-И и от 14.09.2016 №ГИ-5761-И, которая может помочь в организации проведения указанных работ.

  • определить наличие градостроительной документации, позволяющей проводить комплексные кадастровые работы. В случае отсутствия указанной документации, организовать проведение данных работ;
  • определить необходимый объем финансирования работ по изготовлению градостроительной документации и, непосредственно, для проведения комплексных кадастровых работ;
  • определить возможный объем финансирования данных работ из местного бюджета по годам;
  • довести до органов местного самоуправления поселений, на территориях которых планируется выполнение комплексных кадастровых работ, информацию о необходимости в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ сформировать согласительную комиссию для согласования местоположения границ земельных участков.