Содержание
Юридическая консультация
Главная → Участникам госзаказа → Юридическая консультация
Срок исполнения по государственному контракту продлен в соответствии с пп. 6 п. 1. ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Правомерно ли требование заказчика о продлении срока обеспечения исполнения контракта (срок действия банковской гарантии истек)?
Срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 5 ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность продления срока банковской гарантии при изменении срока действия контракта. Положениями ч. 7 ст. 96 данного закона предусмотрено лишь право контрагента предоставить в ходе исполнения контракта заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Однако представляется, что в подобной ситуации выполнение требований ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ возможно только путем продления срока действия банковской гарантии либо предоставления новой банковской гарантии, срок действия которой не менее чем на один месяц будет превышать срок действия пролонгированного контракта.
Следует добавить, что на практике заказчики нередко включают в текст контракта условие о продлении срока действия банковской гарантии в случае продления срока исполнения контракта, равно как и требование об обязанности контрагента предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае, если ранее предоставленное обеспечение перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.
Отметим, что в некоторых случаях контролирующие органы считают неправомерным включение подобного условия в контракт (смотрите, например, решение ФАС от 23.11.2015 № К-1595/15, решение ФАС от 12.02.2015 № К-122/15).
Но в большинстве случаев включение в документацию о закупке и проект контракта подобных условий признается правомерным (смотрите, например, решение УФАС по Алтайскому краю от 30. 01.2018 № 69/18, решение УФАС по Самарской области от 25.09.2017 № 1186-12708-17/4, решение УФАС по Республике Башкортостан от 01.06.2016 № ГЗ-375/16, решение УФАС по Республике Татарстан от 17.10.2017 № 481-кз/2017, решение УФАС по Москве от 15.06.2016 № 2-57-5894/77-16). Указанную позицию антимонопольных органов поддерживают суды (смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 04.05.2018 № 15АП3678/18).
Как показывает судебная практика, при наличии в контракте упомянутых требований о продлении срока банковской гарантии либо предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае заключения сторонами соглашения о продлении срока действия контракта требования заказчика по продлению срока банковской гарантии признаются обоснованными, при этом суды считают правомерным взыскание штрафа за непредоставление новой либо продленной банковской гарантии (смотрите, например, постановление Восьмого ААС от 28.03.2019 № 08АП-821/19, постановление Тринадцатого ААС от 25.02.2019 № 13АП-35564/18, постановление Восемнадцатого ААС от 27. 09.2017 № 18АП-10683/17, постановление Восемнадцатого ААС от 15.06.2016 № 18АП7741/16, постановление Девятого ААС от 04.03.2019 № 09АП67070/18).
Поэтому, учитывая, что в приведенной ситуации условиями контракта предусмотрено требование об обязанности контрагента предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае, если ранее предоставленное обеспечение перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту и правомерность включения подобного требования в контракт не оспорена, полагаем, что в случае заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта на основании пп. 6 ч. 1. ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе требовать продления срока действия банковской гарантии или предоставления новой банковской гарантии, срок действия которой не менее чем на один месяц будет превышать срок действия контракта в новой редакции. Сказанное вполне согласуется с позицией Минэкономразвития России, изложенной в письме от 16.12.2016 № Д28и-3525.
Отдельно отметим, что отсутствие в случае пролонгации контракта продленной или новой банковской гарантии, срок действия которой должен превышать не менее чем на один месяц срок действия контракта, может быть признано контролирующими органами нарушением требований Закона № 44-ФЗ (п. 14.17 представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 № ПР 09-345/09-03, п. 8 представления Счетной палаты Российской Федерации от 12.04.2016 № ПР 12-39/12-02).
Надежда Верхова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Назад в раздел
Может ли заказчик отказаться пописывать контракт по 44-ФЗ, если сумма банковской гарантии превышает контракт
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
Имеет ли возможность заказчик отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, если сумма банковской гарантии больше, чем указано в проекте контракта?
Ответ
Заказчик не может отказаться от подписания контракта, если сумма банковской гарантии, представленной в обеспечение исполнения обязательства, больше, чем указано в проекте контракта.
Обоснование
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04. 2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ). Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
При этом законом установлен механизм уменьшения размера обеспечения исполнения обязательства, в том числе и по банковской гарантии. Согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Несмотря на формальное несоответствие банковской гарантии на большую сумму, чем предусмотрено проектом контракта, предоставление гарантии на большую сумму, чем требуется по проекту контракта, не является основанием для отказа заказчика от подписания контракта. Это связано с тем, что в указанной ситуации достигнута цель — обеспечение исполнения обязательства по контракту.
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
Пробелы в российском законодательстве
Выпуск №4 — 2015
Панова Кристина Олеговна
Подробнее об авторах
Панова Кристина Олеговна
помощник председателя Арбитражного суда Ростовской области, соискатель
Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)
Москва, Россия
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
Настоящая статья посвящена вопросам, возникающим в связи с составом и формой банковских гарантий в соответствии с законодательством о контрактной системе. Сформулированы соответствующие и дополнительные требования к содержанию гарантии. Статья посвящена анализу судебной и правоприменительной практики. Основной упор сделан на применение Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Образец цитирования:
Панова К.О., (2015), БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА. Пробелы в российском законодательстве, 4 => 306-309.
Референс-лист:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС Консультант Плюс;
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; (с изм. и доп., вступ. в силу 14.07.2015) // СПС Консультант Плюс;
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 (ред. от 02.04.2015) «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона» муниципальных нужд quot; (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона» «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информационной системы в сфере закупок реестра банковских гарантий quot;) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СПС Консультант Плюс;
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.12.2014 по делу № А62-7092/2014 // СПС Консультант Плюс;
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 № 20АП-850/2015 по делу № А62-7092/2014 // СПС Консультант Плюс;
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2015 № Ф10-1474/2015 по делу № А62-7092/2014 // СПС Консультант Плюс;
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.12.2014 по делу № А37-1592/2014 // СПС Консультант Плюс;
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 N 06АП-404/2015 по делу № А37-1592/2014 // СПС Консультант Плюс;
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2015 № Ф03-1711/2015 по делу № А37-1592/2014 // СПС Консультант Плюс;
Решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2014 по делу № А28-11989/2014 // СПС Консультант Плюс;
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12. 02.2015 № 02АП-274/2015, 02АП-653/2015 по делу № А28-11989/2014 // СПС Консультант Плюс.
Ключевые слова:
Банковская гарантия, способ обеспечения исполнения обязательств, договор, закупка, Гарант, бенефициар, принципал.
7. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; ЗАКОН О НАЛОГЕ; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО 12.00.04 Страницы: 175-183 Выпуск №18348
Закупочно-правовая деятельность России, Китая, Монголии, Республики Корея: финансово-контрольный аспект
Коновалова Зинаида Анатольевна
Мяханова Александра Николаевна
Дондокова Максара Ю.
Ковш Андрей В.
Гунзынов Жаргал П.
контрактная система
финансовый контроль
договор
требования к участникам закупки
условия исполнения договора
Подробнее
14. ЭКОНОМИКА И НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО УПРАВЛЕНИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ Страницы: 150-153 Выпуск №4029
СЕМЬ ШАГОВ НА ПУТИ МАЛОГО БИЗНЕСА К УСПЕХУ
Аванесова Александра Эдуардовна
Бугаев Олег Николаевич
предпринимательство
деловая среда
поддержка собственности
закупка
кредитование
Подробнее
7. ЧАСТНОЕ ПРАВО (ГРАЖДАНСКОЕ) (5.1.3.) Страницы: 204-208 Выпуск №20974
Теоретико-правовые основы правовой природы корпоративного договора
Шепелева Дина Викторовна
Шепелев Денис Викторович
корпоративное право
институт корпоративного договора
корпоративный контракт
законные интересы
Российская правовая система
Показать больше
5. 2.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 169-172 Выпуск №20468
Государственно-частное партнерство в уголовно-исполнительной системе зарубежных стран: перспективы развития Экономический аспект
Радченко Елена П.
частная тюрьма
поставщик
государственно-частное партнерство
признать виновным
приватизация
Показать больше
5.1.3. ЧАСТНОЕ ПРАВО (ГРАЖДАНСКОЕ) Страницы: 180-185 Выпуск №20773
Стандартизация договоров страхования ответственности государственных служащих
Хатунцев Олег Александрович
страхование
оказание услуг
оплата
договор
жизнь
Показать больше
8. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 12.00.03 Страницы: 171-176 Выпуск №17214
Совместные завещания и наследственные договоры в иностранном праве
Беляев Роман Валерьевич
наследственное право
совместное завещание супругов
наследственный договор
завещатель
иностранное законодательство
Подробнее
9. ГРАЖДАНСКОЕ, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 125-127 Выпуск №10621
ЗАЛОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИЛИ БУДУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Кукарская Ксения В.
залогодатель
залогодержатель
недвижимость
приобрел в будущем
Показать больше
9. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 243-247 Выпуск №18204
Аренда муниципального имущества: проблемы правового регулирования и практики
Батталова Линара М.
аренда
договор
конкуренция
аукцион
местное самоуправление
Подробнее
11. Теория и история права и государства; История права и государственное учение Страницы: 181-184 Выпуск №9089
К ВОПРОСУ О КРАТКОМ СОДЕРЖАНИИ ИНСТИТУТА ДОГОВОРНОГО ПРАВА В РИМСКОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Семивеличенко Евгений Александрович
договор
договор
недействительность
незначительность
Римское частное право
Подробнее
12. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 290-292 Выпуск №14694
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Котова Алина Анатольевна
закупки
номинальные компании
бизнес-риски
предприниматель
финансовая деятельность
Показать больше
Обеспечение исполнения договора как механизм снижения риска неисполнения
Белокрылов Кирилл Александрович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория», Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону -Дон
Цыганков Сергей С.
Магистр экономики, аспирант, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Наливайко Сергей, В.
Магистр экономики, магистр права, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Журнал экономического регулирования, 2015, Том. 6 (№ 3),
с. 82-93
DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.3.082-093
Данные об эффективности исполнения государственных контрактов в различных регионах России являются эмпирической основой статьи. Актуальность постановки проблемы обусловлена тем, что затраты на правоприменение не соответствуют его функциональной значимости, что требует теоретического обоснования направлений его совершенствования: внесение постоянных изменений, дополнений, принятие большого количества новых нормативных правовых актов, выполняет пре-сфера государственных закупок, административная практика подвержена непредсказуемости, усложняющей «правила игры» для всех субъектов. Целью данного исследования является анализ мотивации победителя аукциона к выбору в качестве обеспечения договора банковской гарантии или перевода в качестве подтверждения денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора.
Скачать полный текст в формате pdf
Ключевые слова: обеспечение исполнения договоров; закупка; предоставление контрактов; прозрачность.
Литература:
- Белокрылов К. А., Цыганков С. С. (2013). Институциональный механизм модернизации государственных закупок в условиях перехода на контрактную систему (на примере Южного федерального университета). Терра Экономикус, нет. 4–2, стр. 50–54. (На русском).
- Дегтеренко К. Н., Матвеев А. Э. (2015). Роль банковской гарантии в сфере государственных закупок. АПРИОРИ. Серия: Гуманитарные науки, вып. 3. (на русском языке).
- Еремеев А. А. (2014). Сравнение банковской гарантии в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки. Журнал: Право и современные государства, нет. 6. (на русском языке).
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на товары, работы, услуги для государственных и муниципальных нужд». (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ — Дата обращения: 24.08.2015). (На русском).
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». (На русском).
- Федоров М. М. (2006). Банковская гарантия как способ ускорить возмещение убытков. Вестник Чувашского университета. 3. (на русском языке).
- Корыцев М. А. и Белокрылов К. А. (2014). Проблемы трансплантации и модификации институтов экономической закупки в современной России. Журнал экономического регулирования, нет. 2, стр. 33-46. (На русском).
- Лукманова И. Н. (2015). Принципы гражданского права, регулирующие банковскую гарантию. Вестник Омского университета. Серия «Право», вып. 1 (42), стр. 153-154. (На русском).
- Мельников В. В. и Тюрина В. А. (2014). Применение банковской гарантии как инструмента участия в процедурах государственных закупок. Журнал экономического регулирования, №. 3, стр. 116-123. (На русском).
- Мичурина Е. А. (2015). Банковская гарантия как способ обеспечения кредитных государственных обязательств. Вестник Удмуртского университета. 3, стр. 145-150. (На русском).
- Пахомова Л. М. и Игошева Н. В. (2011). Проблемные вопросы применения методов исполнительного производства на примере Октябрьского муниципального района Пермского края. АРС АДМИНИСТРАНДИ, нет. 4, стр. 89-96. (На русском).
- Петрова Г.В. (2012). Актуальные проблемы формирования единого международно-правового режима торгово-банковских услуг и его влияние на национальное право. Банковское дело, нет. 1, стр. 53–58. (На русском).
- Пометихина С.И. (2009 г.). Банковская гарантия как правовая форма распределения обязательного риска. Предпринимательское право. Журнал экономики и права, вып. 4, стр. 146-147. (На русском).
- Постановление Президиума Российской Федерации от 24 марта 1998 г. №6395/97. (http://www.lawrussia.ru/texts/legal_689/doc689a375x886.htm — Дата обращения: 24.08.2015). (На русском).
- Постановление Президиума Российской Федерации от 25 ноября 1997 г. №8065/95. (http://www.lawrussia.ru/texts/legal_689/doc689a375x886.htm — Дата обращения: 24.08.2015). (На русском).
- Цыганков С. С., Наливайко С. В. (2013). Модернизация механизма правоприменения модернизация контракта, в условиях перехода на контрактную систему в сфере государственных закупок. Научная перспектива, нет. 5 (39), стр. 54-57. (На русском).
- Волчик В.В. (2007). Совершенствование правоприменения в сфере государственных закупок как фактор развития предпринимательства. Terra Economicus, том. 5, нет. 1–2, стр. 60–61. (На русском).
- Волчик В.В. (2011). Эволюция институциональной структуры государственных закупок в России. Журнал экономического регулирования, том. 2, нет. 2. (на русском языке).
- Волчик В.В. (2012). Эволюционный подход к изучению институциональных изменений. Terra Economicus, том. 10, нет. 4. (на русском языке).
- Захаренко Д. С. (2015). Условия договора в свете принятия закона о контрактной системе в сфере государственных закупок.