Можно ли удержать пени из обеспечения исполнения контракта по 44 фз: Может ли заказчик удержать неустойку из суммы оплаты по контракту

Содержание

Правомерно ли при наличии оснований для списания пеней их удержание при оплате контракта?

Поставщик просрочил сдачу объекта по контракту на девять дней, в связи с чем ему были начислены пени (меньше 5% от суммы контракта). Поставщик прислал письмо с просьбой списать пени согласно подп. “а” п. 3 постановления Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 “О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом”.

Заказчик должен списать пени согласно постановлению или удержать при оплате (этот пункт в контракте есть)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если к моменту оплаты соблюдены все условия, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 для списания пеней, заказчик обязан списать начисленную сумму пеней и не вправе удерживать ее при оплате. Если же на момент истечения указанного срока все необходимые условия не соблюдены, заказчик формально вправе удержать при оплате начисленную сумму пеней. Однако в этом случае удержанная сумма неустойки в последующем может быть взыскана с заказчика контрагентом в судебном порядке.

Обоснование позиции:

По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основан Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется контрагенту в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью заказчика (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).

В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила).

Правилами не установлены предельные сроки принятия заказчиком решения о списании начисленной неустойки. Согласно пп. 1 и 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключениями, перечисленными в п. 2 Правил.

Из упомянутых норм следует, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, не связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (в 2020 году), с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта (в 2021 и 2022 годах), с возникновением при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, списание сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется при условии, что обязательства по контракту исполнены в полном объем.

В соответствии с п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком, в частности, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. В этом случае заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в полном объеме (подп. “а” п. 3 Правил). Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. “а” п. 5 Правил).

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4 Правил). В силу п. 7 Правил в случае, если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.

Как следует из пп. 8, 9 Правил, вопрос о списании рассматривается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки таких решений, которая при наличии вышеуказанных оснований и документов принимает решение о списании в течение десяти дней со дня осуществления сверки расчетов с контрагентом по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней). Решение оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию, предусмотренную п. 9 Правил. Непосредственно списание осуществляется заказчиком на основании указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 11 Правил).

В течение 20 дней со дня принятия решения о списании заказчик направляет контрагенту письменное уведомление о списании с указанием размера суммы списанных неустоек (штрафов, пеней) по форме, являющейся приложением к Правилам (п. 13 Правил).

Из приведенных норм можно сделать вывод, что списание при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. N 24-03-08/53032, п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). При наличии основания для списания неустойки ее удержание заказчиком при оплате исполненного по контракту может быть признано неправомерным (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 26.07.2019 N 09АП-22176/19). В этом случае сумма неустойки, удержанная заказчиком из внесенного контрагентом обеспечения исполнения контракта, может быть взыскана как неосновательное обогащение (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2022 г. N 304-ЭС22-590 по делу N А75-4017/2021, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2022 г. N Ф08-11235/21 по делу N А53-43204/2020, постановление АС Северо-Кавказского округа от 13 июля 2020 г. N Ф08-4081/20 по делу N А53-30137/2019, постановление Девятого ААС от 29 июня 2020 г. N 09АП-17608/20 по делу N А40-62753/2019).

В заключение подчеркнем, что само по себе наличие в контракте предусмотренного п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ условия об удержании суммы не исполненных контрагентом требований об уплате неустоек, предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате контрагенту, не означает, что такое удержание обязательно для заказчика во всех случаях. На наш взгляд, реализация указанного условия заказчиком должна признаваться правомерной лишь в том случае, если на момент оплаты не соблюдены все предусмотренные Правилами условия, необходимые для списания неустойки. При оценке правомерности удержания заказчиком неустойки, на наш взгляд, должны приниматься во внимание конкретные обстоятельства и, в частности, то, какая из сторон ответственна за то, что к моменту оплаты не соблюдены все условия, необходимые для списания неустойки. Поскольку за нарушение заказчиком срока оплаты ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрена законная неустойка, заказчику в любом случае не следует приостанавливать исполнение обязательства по оплате на том основании, что еще не завершена процедура, необходимая для принятия решения о списании неустойки (например, продолжается сверка расчетов с контрагентом или комиссией заказчика по поступлению и выбытию активов еще не принято соответствующее решение). Как мы полагаем, если исходя из конкретных обстоятельств очевидно, что все необходимые условия для принятия решения о списании неустойки будут соблюдены, однако уже после истечения срока оплаты заказчик вправе оплатить исполненное по контракту в полном объеме, а решение о списании неустойки принять после такой оплаты.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

Прокомментировать

правила расчета неустойки по контракту

08.11.2021


Уважаемые предприниматели!


Приглашаем принять участие в вебинаре 10 ноября 2021 г.


Время проведения: с 10-00


Место проведения: онлайн-трансляция


Стоимость: Бесплатно.


Регистрация: https://msppk.ru/events/goszakupki-pravila-rascheta-neustoyki-po-kontraktu/#form


Программа:


·         ответственность заказчика и ответственность поставщика в контрактной системе


·         понятие неустойки и ее виды


·         особенности расчета пени


·         размер неустойки


·         виды штрафов в соответствии с Законом 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 30. 08.2017 N 1042


·         списание неустойки, когда поставщик освобождается от уплаты неустойки


·         порядок взыскания неустойки, удержание из оплаты по контракту/договору, удержание из обеспечения исполнения контракта/договора


·         неустойка по Закону 44-ФЗ и Закону 223-ФЗ – общее и отличия


·         новое в порядке работы с неустойкой с 2022 года


·         форс-мажор в закупках – как доказать такие обстоятельства


Эксперт разберет следующие вопросы:

  • что значит «неисполнение условий контракта» и какая мера ответственности поставщика предусмотрена законодательством,
  • когда предпринимателю грозит штраф, а когда пеня за нарушение условий контракта – в чем их отличие и в каком размере рассчитываются штрафы и пени,
  • что делать если размер неустойки в контракте/договоре отличается от требований закона,
  • есть ли льготы для СМСП при расчете неустойки,
  • как считается неустойка, если контракт исполняется частями (например, услуги оказываются и «закрываются» ежемесячно, товар поставляется по заявкам заказчика и т. п.),
  • какой размер ключевой ставки ЦБ РФ берется для расчета пени – на дату расчета или на периоды просрочки,
  • какие меры может предпринять заказчик, если товар вообще не поставлен или работы не выполнены,
  • что делать, если виноват заказчик: не предоставил исходную документацию, не подготовил помещение, не готов принять товар и пр.,
  • как исполнять контракт в объявленные Президентом РФ «нерабочие» дни, переносится ли срок поставки или выполнения работ на рабочие дни,
  • входят ли в расчет пени выходные и праздничные дни,
  • может ли заказчик удержать неустойку из оплаты по контракту и как этого избежать,
  • как грамотно отвечать на претензии заказчика,
  • можно ли наказать заказчика за просрочку оплаты, и в какие сроки это можно сделать.


Результатом обучения для каждого участника будет получение знаний по порядку расчета неустойки при исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также о порядке защиты своих интересов при исполнении госконтрактов.

31.205-15 Штрафы, пени и неучтенные расходы.

« ПредыдущийСледующий »

31.205-15 Штрафы, неустойки и неучтенные расходы.

      (a) Затраты в виде штрафов и взысканий в результате нарушений или несоблюдения подрядчиком федеральных, государственных, местных или иностранных законов и правил недопустимы, за исключением случаев, когда они понесены в результате их соблюдения с конкретными условиями контракта или письменными инструкциями от The term includes certain authorized representatives of the contracting officer acting within the limits of their authority as delegated by the contracting officer. "Administrative contracting officer (ACO)" refers to a contracting officer who is administering contracts. "Termination contracting officer (TCO)" refers to a contracting officer who is settling terminated contracts. A single contracting officer may be responsible for duties in any or all of these areas. Reference in this regulation (48 CFR chapter 1) to administrative contracting officer or termination contracting officer does not-(1) Require that a duty be performed at a particular office or activity; or(2) Restrict in any way a contracting officer in the performance of any duty properly assigned.»> Сотрудник по контрактам .

      (b) «> Затраты , понесенные в связи или связанные с неправильным начислением затрат по государственным контрактам, недопустимы, если «> затраты вызваны или являются результатом изменения или уничтожения записей или других ложных или неправильная зарядка или запись стоит . Такие «> затраты включают расходы, понесенные для измерения или иного определения величины ненадлежащего взимания платы, и затраты , понесенные для исправления или исправления неправильной оплаты, например, «> затраты для повторного просмотра и реконструкции записей.

« ПредыдущийСледующий »

32,907 Процентные санкции. | Acquisition.GOV

      (a) Просрочка платежа . Уполномоченный платежный офис будет выплачивать проценты автоматически, без запроса от подрядчика, когда все следующие условия, если применимо, были выполнены:

           (1) Уполномоченный расчетный пункт «> получил правильный счет-фактуру .

           (2) Правительство обработало отчет о получении или другую правительственную документацию, разрешающую оплату, и не было разногласий по поводу количества, качества или соблюдения подрядчиком каких-либо требований контракта.

           (3) В случае окончательной счет-фактура , сумма платежа не подлежит дальнейшим действиям по урегулированию контракта между Правительством и подрядчиком.

           (4) назначенный платежный офис произвел оплату подрядчику после установленного срока .

           (5) В случае промежуточных платежей по договорам возмещения затрат на услуги, когда оплата производится более чем через 30 дней после «> назначенный биллинговый офис получает правильный счет-фактуру .

      (b) Неправомерно полученная скидка . Назначенная платежная касса будет автоматически выплачивать проценты, без запроса от подрядчика, если правительство получит скидку за своевременную оплату ненадлежащим образом. Процентный штраф рассчитывается на сумму скидки, принятой за период, начинающийся с первого дня после окончания периода скидки до даты, когда подрядчику выплачивается оплата.

      (c) Неуплата процентов.

(1) Уполномоченный платежный отдел уплатит сумму штрафа в дополнение к сумме штрафа в виде процентов только в том случае, если:

                (ii) назначенное платежное бюро не платит пени в течение 10 дней после даты оплаты суммы счета ; и

               (iii) Подрядчик направляет письменное требование в назначенное платежное отделение Normally, this will be the Government disbursing office.»> о дополнительной уплате штрафа в соответствии с пунктом (c)(2) настоящего раздела, штемпель не позднее 40 дней после даты выставления счета-фактуры сумма уплачена.

           (2)

(i) Подрядчики должны подтвердить письменные требования о дополнительных штрафных платежах со следующими данными. Правительство не должно запрашивать дополнительные данные. Подрядчики должны

                    (A) В частности, заявить, что проценты за просрочку платежа подлежат уплате в соответствии с конкретным «> счет-фактура , и запросить оплату всех просроченных штрафов за просрочку платежа и таких дополнительных штрафов, как , может потребоваться;

                    (B) Приложите копию счета-фактуры , по которому причитаются неуплаченные проценты за просрочку платежа; и

                    (C) Укажите, что оплата основного долга была получена, включая дату получения.

           (3) Если нет почтового штемпеля или он неразборчив –

                (i) Уполномоченное платежное учреждение Normally, this will be the Government disbursing office.»>, получающее требование, аннотирует его датой получения при условии, что требование получено до 40 thday после оплаты; или

                (ii) Если назначенный платежный офис не делает требуемую аннотацию, правительство определяет действительность требования на основе даты, которую подрядчик разместил на требовании; при условии, что эта дата не позднее 40-го дня после оплаты.

      (d) Разногласия.

(1) Платежная касса не будет уплачивать штрафы в виде процентов, если задержка платежа вызвана разногласиями между Правительством и подрядчиком относительно-

                (i) сумма платежа;

                (ii) соблюдение условий контракта; или

               (iii) Суммы, временно удерживаемые или удерживаемые в соответствии с условиями договора.

           (2) Правительство и подрядчик должен урегулировать претензии, связанные со спорами, и любые проценты, которые