Содержание
Чем отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Начинающие поставщики часто путают правила, по которым проходят разные виды закупок. А ведь от них зависит буквально все: как заказчик выбирает победителя и как участники подают свои предложения.
Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает, чем отличаются закупки по закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» от закупок по закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кто проводит закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Первое отличие — это заказчики, которые подпадают под действие законов.
По 44-ФЗ закупаются государственные и муниципальные органы и предприятия. Например, различные министерства, службы, школы, больницы, исправительные учреждения и т. д. Все они тратят деньги из бюджетов разных уровней.
223-ФЗ контролирует закупки коммерческих компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий, предприятий в сфере ЖКХ. Например, «Газпром», «Аэрофлот», «РЖД», «Россети», городские водоканалы и т. д. Эти компании тратят не бюджетные деньги, а те, что заработали самостоятельно, однако их деятельность имеет существенное значение для общества и государства.
Почему государство приняло два разных закона?
Задачи у государства в обоих случаях похожи — это обеспечение прозрачности, эффективности закупок и честной конкуренции поставщиков. Но есть нюансы. Закон 44-ФЗ — это инструмент для контроля расходования государственных денег. Государству важно, чтобы руководители государственных и муниципальных заказчиков тратили средства честно и рационально, а не с выгодой для себя и своих партнеров.
Закупки госкомпаний государство контролирует, чтобы повысить их эффективность, а естественных монополий и предприятий ЖКХ – чтобы неэффективные закупки не сказывались на тарифах и не били по кошельку конечного пользователя.
Чем отличаются правила проведения закупок?
В законе 44-ФЗ «О контрактной системе» все, что не разрешено, то запрещено. Заказчик не имеет право проводить закупки по собственным правилам. В законе и подзаконных актах подробно прописан каждый шаг заказчика и поставщика.
В 223-ФЗ ситуация другая. Изначально 223-ФЗ был рамочным законом: заказчик мог прописать собственные правила закупок в положении о закупках, которые должны соответствовать общим принципам конкуренции и прозрачности. Сейчас законодательная регламентация закупочных процессов усилилась: в тексте закона определен порядок проведения конкурентных закупок, но заказчик по-прежнему может установить недостающие нормы самостоятельно, например, требования к участникам, основания для прямой закупки, дополнительные элементы закупок.
Именно эти подробности заказчик прописывает в положении о закупках. Поэтому кроме самого закона поставщику полезно изучить и положение каждого заказчика, с которым он планирует работать.
Где искать закупки, которые проходят по этим законам?
Всю информацию о заказчиках, деятельность которых регулируется специальными законами, а также об их закупочных процедурах можно найти в Единой информационной системе в сфере закупок. Но сами закупки в ЕИС не проходят.
И здесь мы видим определенные отличия. Заказчики по 44-ФЗ могут проводить закупки только на 8 торговых площадках, которые выбраны Правительством РФ.
Заказчики по 223-ФЗ могут проводить основной объем закупок на любой торговой площадке, а преференционные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства только на ЭТП для госзакупок.
Как принять участие в закупках по этим законам?
В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать любые российские компании. Никаких особых ограничений нет.
Для участия в закупках по 44-ФЗ надо зарегистрироваться в ЕИС и попасть в Единый реестр участников закупок. После этого компания получит аккредитацию на всех площадках для госзакупок. Такой же порядок надо выполнить, чтобы принять участие в преференциальных закупках у МСП.
Для участия в закупках по 223-ФЗ нужно просто найти подходящую процедуру, зарегистрироваться на конкретной ЭТП и подать свое предложение.
Если вы хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ посвящено два отдельных модуля программы.
Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ)
Как поступить с гос.контрактом, если иностранный производитель остановил поставки после 24 февраля
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу N А40-92695/2022 суд поддержал позицию ФАС о недопустимости отказа от подписания контакта, даже если Поставщик не сможет его исполнить вследствие отказа поставлять продукцию в Россию. Такой Поставщик подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков. В статье расскажем, как правильно действовать, чтобы не попасть в РНП и прекратить гос. контракт без неустойки.
31 окт.
НАША ПРАКТИКА. Защитили Клиента в ФАС от включения в реестр недобросовестных поставщиков (44-ФЗ)
Клиент при подаче заявки на торги указал такие характеристики продукции, которые потом не смог поставить. При рассмотрении ФАС вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) нам удалось доказать добросовестность Поставщика и обосновать недопустимость включения в РНП.
31 окт.
НАША ПРАКТИКА. Добились отмены необоснованных требований Заказчика (223-ФЗ)
Заказчиком установлено дополнительное требование для участников закупки: наличие лицензии ФСБ на гостайну. Нам удалось доказать необоснованность требований и добиться их отмены
27 янв.
Ошибки при оформлении банковской гарантии при гос. закупках
Покупка готового решения по банковской гарантии иногда приводит к признанию участника гос. закупок уклонившимся от подписания контракта и включению такого участника в Реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрим в статье распространенные ошибки при оформлении банковской гарантии и способы их исправления
27 июля
Провели вебинар по гос. закупкам в РФ с участием иностранных лиц
ООО «ЦПО Групп» совместно с испанскими коллегами провели вебинар на тему: «Участие иностранных лиц в закупках в Российской Федерации»
09 июля
Как работает механизм национального режима при осуществлении гос. закупок
Если постановления Правительства РФ № 102, 616, 617, 832, 878, 925, 1236, 1289, 1746, а также приказ Минфина № 126н содержат в отношении одних и тех же товаров разные «правила игры», чем руководствоваться?
08 июня
Конституционный Суд РФ подтвердил законность назначения административных штрафов за просрочку муниципального или государственного контракта
Конституционный Суд РФ проверил конституционность части 7 статьи 7. 32 КоАП РФ по жалобе компании — поставщика и разъяснил, что назначение штрафов по указанной статье за просрочку контракта не нарушает прав и интересов юридических лиц
21 мая
НАША ПРАКТИКА. В Санкт-Петербургском УФАС добились отмены решения Заказчика об отклонении заявки по мотивам включения участника в реестр недобросовестных поставщиков
Участник, будучи включенным в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по постановлению Правительства № 615, подал заявку в процедуре закупок в рамках 44-ФЗ. Закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку Участника, однако нам удалось доказать, что отклонение было не законным
26 апр.
НАША ПРАКТИКА. Успешная защита клиента в УФАС в споре по отказу в допуске к участию в аукционе (44-ФЗ)
Заказчик отклонил заявку Клиента по мотиву несоответствия технических характеристик регистрационному удостоверению
22 апр.
Приняли участие в вебинаре на тему «Меры стимулирования закупок продукции отечественных производителей для государственных и муниципальных нужд»
3 марта 2021 года старший юрисконсульт ООО «ЦПО групп» Максим Прокопенко принял участие в вебинаре Центра кластерного развития Технопарка Санкт-Петербурга на тему «Меры стимулирования закупок продукции отечественных производителей для государственных и муниципальных нужд».
16 марта
Изменяется порядок включения в Реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44-ФЗ)
С 01.07.2021 изменяется круг лиц, включаемых в РНП. В РНП могут быть включены сведения об управляющей организации; члены коллегиальных исполнительных органов. Не подлежат включению участники недобросовестного поставщика (с долей участия в уставном капитале 25 % и менее)
04 марта
Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Что такое закрытые закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ: закрытый конкурс, закрытый аукцион и другие. Тезисно о процедурах за «закрытыми дверями», видах и особенностях закрытых закупок
30 нояб.
С 2021 года изменятся правила открытия юридическими лицами счетов в казначействе
С 2021 года изменения коснутся компаний, задействованных в муниципальных и государственных закупках, исполнителей по гос.оборонзаказу
29 окт.
ВС РФ признал законным требования заказчика по Закону № 44-ФЗ об обязательном присутствии исполнителя во время оказания услуг
Верховный Суд РФ поддержал заказчика и создал еще один нехороший прецедент по поддержке формального подхода к рассмотрению избыточности требований заказчика.
14 сент.
Минфин России планирует внесение законопроекта об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок
Минфин 01.06.2020 направил в Правительство Российской Федерации предложение о выступлении с законодательной инициативой внесения изменений в закон о контрактной системе.
08 июня
Материалы с вебинара по закупкам
13 апреля состоялся вебинар по закупкам на тему: «Отказ Заказчика от исполнения Контракта (44-ФЗ, 275-ФЗ, 223-ФЗ). Порядок действий Исполнителя»
28 апр.
Льготы для субъектов малого предпринимательства при проведении закупок по ФЗ № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
Законом установлен ряд льгот для СМП в закупках, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также законодатель готовит ряд изменений о дополнительной ответственности Заказчика.
18 марта
ФАС сообщает: законопроект об антимонопольном комплаенсе одобрен Правительством
29.08.2019 на своем сайте ФАС России опубликовало информационное сообщение, согласно которому законопроект одобрен Правительством РФ. Законопроектом предлагается ввести понятие «антимонопольный комплаенс» в ФЗ «О защите конкуренции», а также определяется порядок его организации хозяйствующими субъектами
30 сент.
В закон о гос.закупках внесли очередные изменения
С принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 71) в закон о гос.закупках внесены существенные системные изменения. Рассмотрим в статье основные нововведения.
18 июля
ЦПО окажет юридическую помощь в оформлении Электронной подписи физическим и юридическим лицам
Электронная подпись, что это и для чего нужно? Группа компаний ЦПО готова ответить на эти вопросы и оказать помощь клиентам в оформлении электронной подписи, которая, однозначно, поспособствует оптимизации ваших бизнес-процессов
25 апр.
Экспертиза исполнения контракта по 44-ФЗ
Как проводится экспертиза для проверки представленных контрагентом результатов на их соответствие условиям контракта и какие действия предпринять при несогласии с результатами экспертизы?
25 марта
НАША практика.
Защитили интересы Клиента в результате необоснованного отказа Заказчика от исполнения гос.контракта
В ЦПО обратился клиент в связи с необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Права клиента защищены: Московское УФАС России решило не включать в РНП сведения о поставщике
28 февр.
НАША практика. В очередной раз защитили интересы клиентов, не допустив включение в реестр недобросовестных поставщиков
В ЦПО обратился Клиента с просьбой о помощи в недопущении включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Права клиента защищены: Санкт-Петербургское УФАС России не включил в РНП сведения о подрядчике, вынес определение о приостановке рассмотрения дела
28 февр.
Способы защиты прав участника закупки: в каких случаях участник вправе подать жалобу?
В статье старшего юрисконсульта ЦПО Максима Прокопенко рассмотрены основания и порядок для подачи жалоб участниками закупок
08 февр.
Конгресс.гов | Библиотека Конгресса
перейти к основному содержанию
Предупреждение
: для более удобной работы с Congress. gov включите JavaScript в
ваш браузер.
Справка
- Как выбрать страницу поиска
- Знакомство с поиском
- Средства поиска
- Глоссарий
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие полезные инструменты
- Просмотр законодательства по номеру
- Просмотр отчетов комитета по номеру
- Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
- Конгресс.гов Обучение
- Свяжитесь с нами
Или попробуйте поискать в Справочном центре
Контент сайта
- Законодательство
- Отчеты комитетов
- Заседания комитета
- Публикации Комитета
- Запись Конгресса
- Индекс рекордов Конгресса
- участников
- Номинации
- Договорные документы
- Домовые коммуникации
- Связь Сената
- Законодательный процесс
- О Конгресс. гов
Справка
- Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
- Глоссарий
- Средства поиска
- Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
- Вебинары
Способы подключения
- Twitter (внешняя ссылка)
- YouTube (внешняя ссылка)
- Видео
- Получать оповещения и обновления по электронной почте
- Блог – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса
Ресурсы
- Веб-архив Конгресса
- Отчеты CRS
- Код США
- GPO govinfo
- Юридическая библиотека Конгресса
- Путеводитель по закону онлайн
- Планы уроков для учителей
- Веб-сайты законодательного собрания штата
- Массовые данные статуса счета
- Конгресс.