223 фз и 44: Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ — Удостоверяющий центр СКБ Контур

Содержание

Чем отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Начинающие поставщики часто путают правила, по которым проходят разные виды закупок. А ведь от них зависит буквально все: как заказчик выбирает победителя и как участники подают свои предложения.

 

Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает, чем отличаются закупки по закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» от закупок по закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

 

Кто проводит закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

 

Первое отличие — это заказчики, которые подпадают под действие законов.

По 44-ФЗ закупаются государственные и муниципальные органы и предприятия. Например, различные министерства, службы, школы, больницы, исправительные учреждения и т. д. Все они тратят деньги из бюджетов разных уровней.

223-ФЗ контролирует закупки коммерческих компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий, предприятий в сфере ЖКХ. Например, «Газпром», «Аэрофлот», «РЖД», «Россети», городские водоканалы и т. д. Эти компании тратят не бюджетные деньги, а те, что заработали самостоятельно, однако их деятельность имеет существенное значение для общества и государства.

 

Почему государство приняло два разных закона?

 

Задачи у государства в обоих случаях похожи — это обеспечение прозрачности, эффективности закупок и честной конкуренции поставщиков. Но есть нюансы. Закон 44-ФЗ — это инструмент для контроля расходования государственных денег. Государству важно, чтобы руководители государственных и муниципальных заказчиков тратили средства честно и рационально, а не с выгодой для себя и своих партнеров.

Закупки госкомпаний государство контролирует, чтобы повысить их эффективность, а естественных монополий и предприятий ЖКХ – чтобы неэффективные закупки не сказывались на тарифах и не били по кошельку конечного пользователя.

 

Чем отличаются правила проведения закупок?

 

В законе 44-ФЗ «О контрактной системе» все, что не разрешено, то запрещено. Заказчик не имеет право проводить закупки по собственным правилам. В законе и подзаконных актах подробно прописан каждый шаг заказчика и поставщика.

В 223-ФЗ ситуация другая. Изначально 223-ФЗ был рамочным законом: заказчик мог прописать собственные правила закупок в положении о закупках, которые должны соответствовать общим принципам конкуренции и прозрачности. Сейчас законодательная регламентация закупочных процессов усилилась: в тексте закона определен порядок проведения конкурентных закупок, но заказчик по-прежнему может установить недостающие нормы самостоятельно, например, требования к участникам, основания для прямой закупки, дополнительные элементы закупок.

Именно эти подробности заказчик прописывает в положении о закупках. Поэтому кроме самого закона поставщику полезно изучить и положение каждого заказчика, с которым он планирует работать.

 

Где искать закупки, которые проходят по этим законам?

 

Всю информацию о заказчиках, деятельность которых регулируется специальными законами, а также об их закупочных процедурах можно найти в Единой информационной системе в сфере закупок. Но сами закупки в ЕИС не проходят.

И здесь мы видим определенные отличия. Заказчики по 44-ФЗ могут проводить закупки только на 8 торговых площадках, которые выбраны Правительством РФ.

Заказчики по 223-ФЗ могут проводить основной объем закупок на любой торговой площадке, а преференционные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства только на ЭТП для госзакупок.

 

Как принять участие в закупках по этим законам?

 

В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать любые российские компании. Никаких особых ограничений нет.

Для участия в закупках по 44-ФЗ надо зарегистрироваться в ЕИС и попасть в Единый реестр участников закупок. После этого компания получит аккредитацию на всех площадках для госзакупок. Такой же порядок надо выполнить, чтобы принять участие в преференциальных закупках у МСП.

Для участия в закупках по 223-ФЗ нужно просто найти подходящую процедуру, зарегистрироваться на конкретной ЭТП и подать свое предложение.

 

Если вы хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ посвящено два отдельных модуля программы.

Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Как поступить с гос.контрактом, если иностранный производитель остановил поставки после 24 февраля

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу N А40-92695/2022 суд поддержал позицию ФАС о недопустимости отказа от подписания контакта, даже если Поставщик не сможет его исполнить вследствие отказа поставлять продукцию в Россию. Такой Поставщик подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков. В статье расскажем, как правильно действовать, чтобы не попасть в РНП и прекратить гос. контракт без неустойки.

31 окт.

НАША ПРАКТИКА. Защитили Клиента в ФАС от включения в реестр недобросовестных поставщиков (44-ФЗ)

Клиент при подаче заявки на торги указал такие характеристики продукции, которые потом не смог поставить. При рассмотрении ФАС вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) нам удалось доказать добросовестность Поставщика и обосновать недопустимость включения в РНП.

31 окт.

НАША ПРАКТИКА. Добились отмены необоснованных требований Заказчика (223-ФЗ)

Заказчиком установлено дополнительное требование для участников закупки: наличие лицензии ФСБ на гостайну. Нам удалось доказать необоснованность требований и добиться их отмены

27 янв.

Ошибки при оформлении банковской гарантии при гос. закупках

Покупка готового решения по банковской гарантии иногда приводит к признанию участника гос. закупок уклонившимся от подписания контракта и включению такого участника в Реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрим в статье распространенные ошибки при оформлении банковской гарантии и способы их исправления

27 июля

Провели вебинар по гос. закупкам в РФ с участием иностранных лиц

ООО «ЦПО Групп» совместно с испанскими коллегами провели вебинар на тему: «Участие иностранных лиц в закупках в Российской Федерации»

09 июля

Как работает механизм национального режима при осуществлении гос. закупок

Если постановления Правительства РФ № 102, 616, 617, 832, 878, 925, 1236, 1289, 1746, а также приказ Минфина № 126н содержат в отношении одних и тех же товаров разные «правила игры», чем руководствоваться?

08 июня

Конституционный Суд РФ подтвердил законность назначения административных штрафов за просрочку муниципального или государственного контракта

Конституционный Суд РФ проверил конституционность части 7 статьи 7. 32 КоАП РФ по жалобе компании — поставщика и разъяснил, что назначение штрафов по указанной статье за просрочку контракта не нарушает прав и интересов юридических лиц

21 мая

НАША ПРАКТИКА. В Санкт-Петербургском УФАС добились отмены решения Заказчика об отклонении заявки по мотивам включения участника в реестр недобросовестных поставщиков

Участник, будучи включенным в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по постановлению Правительства № 615, подал заявку в процедуре закупок в рамках 44-ФЗ. Закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку Участника, однако нам удалось доказать, что отклонение было не законным

26 апр.

НАША ПРАКТИКА. Успешная защита клиента в УФАС в споре по отказу в допуске к участию в аукционе (44-ФЗ)

Заказчик отклонил заявку Клиента по мотиву несоответствия технических характеристик регистрационному удостоверению

22 апр.

Приняли участие в вебинаре на тему «Меры стимулирования закупок продукции отечественных производителей для государственных и муниципальных нужд»

3 марта 2021 года старший юрисконсульт ООО «ЦПО групп» Максим Прокопенко принял участие в вебинаре Центра кластерного развития Технопарка Санкт-Петербурга на тему «Меры стимулирования закупок продукции отечественных производителей для государственных и муниципальных нужд».

16 марта

Изменяется порядок включения в Реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44-ФЗ)

С 01.07.2021 изменяется круг лиц, включаемых в РНП. В РНП могут быть включены сведения об управляющей организации; члены коллегиальных исполнительных органов. Не подлежат включению участники недобросовестного поставщика (с долей участия в уставном капитале 25 % и менее)

04 марта

Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Что такое закрытые закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ: закрытый конкурс, закрытый аукцион и другие. Тезисно о процедурах за «закрытыми дверями», видах и особенностях закрытых закупок

30 нояб.

С 2021 года изменятся правила открытия юридическими лицами счетов в казначействе

С 2021 года изменения коснутся компаний, задействованных в муниципальных и государственных закупках, исполнителей по гос.оборонзаказу

29 окт.

ВС РФ признал законным требования заказчика по Закону № 44-ФЗ об обязательном присутствии исполнителя во время оказания услуг

Верховный Суд РФ поддержал заказчика и создал еще один нехороший прецедент по поддержке формального подхода к рассмотрению избыточности требований заказчика.

14 сент.

Минфин России планирует внесение законопроекта об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок

Минфин 01.06.2020 направил в Правительство Российской Федерации предложение о выступлении с законодательной инициативой внесения изменений в закон о контрактной системе.

08 июня

Материалы с вебинара по закупкам

13 апреля состоялся вебинар по закупкам на тему: «Отказ Заказчика от исполнения Контракта (44-ФЗ, 275-ФЗ, 223-ФЗ). Порядок действий Исполнителя»

28 апр.

Льготы для субъектов малого предпринимательства при проведении закупок по ФЗ № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Законом установлен ряд льгот для СМП в закупках, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также законодатель готовит ряд изменений о дополнительной ответственности Заказчика.

18 марта

ФАС сообщает: законопроект об антимонопольном комплаенсе одобрен Правительством

29.08.2019 на своем сайте ФАС России опубликовало информационное сообщение, согласно которому законопроект одобрен Правительством РФ. Законопроектом предлагается ввести понятие «антимонопольный комплаенс» в ФЗ «О защите конкуренции», а также определяется порядок его организации хозяйствующими субъектами

30 сент.

В закон о гос.закупках внесли очередные изменения

С принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 71) в закон о гос.закупках внесены существенные системные изменения. Рассмотрим в статье основные нововведения.

18 июля

ЦПО окажет юридическую помощь в оформлении Электронной подписи физическим и юридическим лицам

Электронная подпись, что это и для чего нужно? Группа компаний ЦПО готова ответить на эти вопросы и оказать помощь клиентам в оформлении электронной подписи, которая, однозначно, поспособствует оптимизации ваших бизнес-процессов

25 апр.

Экспертиза исполнения контракта по 44-ФЗ

Как проводится экспертиза для проверки представленных контрагентом результатов на их соответствие условиям контракта и какие действия предпринять при несогласии с результатами экспертизы?

25 марта

НАША практика.

Защитили интересы Клиента в результате необоснованного отказа Заказчика от исполнения гос.контракта

В ЦПО обратился клиент в связи с необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Права клиента защищены: Московское УФАС России решило не включать в РНП сведения о поставщике

28 февр.

НАША практика. В очередной раз защитили интересы клиентов, не допустив включение в реестр недобросовестных поставщиков

В ЦПО обратился Клиента с просьбой о помощи в недопущении включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Права клиента защищены: Санкт-Петербургское УФАС России не включил в РНП сведения о подрядчике, вынес определение о приостановке рассмотрения дела

28 февр.

Способы защиты прав участника закупки: в каких случаях участник вправе подать жалобу?

В статье старшего юрисконсульта ЦПО Максима Прокопенко рассмотрены основания и порядок для подачи жалоб участниками закупок

08 февр.

Конгресс.гов | Библиотека Конгресса

перейти к основному содержанию

Предупреждение

: для более удобной работы с Congress. gov включите JavaScript в
ваш браузер.

Справка

  • Как выбрать страницу поиска
  • Знакомство с поиском
  • Средства поиска
  • Глоссарий
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Другие полезные инструменты

  • Просмотр законодательства по номеру
  • Просмотр отчетов комитета по номеру
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Конгресс.гов Обучение
  • Свяжитесь с нами

Или попробуйте поискать в Справочном центре

Контент сайта

  • Законодательство
  • Отчеты комитетов
  • Заседания комитета
  • Публикации Комитета
  • Запись Конгресса
  • Индекс рекордов Конгресса
  • участников
  • Номинации
  • Договорные документы
  • Домовые коммуникации
  • Связь Сената
  • Законодательный процесс
  • О Конгресс. гов

Справка

  • Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
  • Глоссарий
  • Средства поиска
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Вебинары

Способы подключения

  • Twitter (внешняя ссылка)
  • YouTube (внешняя ссылка)
  • Видео
  • Получать оповещения и обновления по электронной почте
  • Блог – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса

Ресурсы

  • Веб-архив Конгресса
  • Отчеты CRS
  • Код США
  • GPO govinfo
  • Юридическая библиотека Конгресса
  • Путеводитель по закону онлайн
  • Планы уроков для учителей
  • Веб-сайты законодательного собрания штата
  • Массовые данные статуса счета
  • Конгресс.