Разъяснения о преимуществе в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ о закупках в 2022 году
Разъяснения о преимуществе в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ о закупках в 2022 году
- Главная
- Подготовка к тендеру
Автор: Сидаев Дмитрий
1 апреля 2022
В информационном письме № 24-01-09/10138 от 14.02.2022 Минфин ответил на ключевые вопросы применения Федеральной контрактной системы в новой редакции. Один из рассмотренных вопросов — льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году и социально ориентированных некоммерческих организаций при участии в закупках.
Минфин разъяснил, что преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ о закупках заключается в том, что участвовать в проводимой торговой процедуре вправе только субъекты малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). По сути, преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ (СМП и СОНО) реализуются в виде ограничений возможности участия в торгах других участников, которые не являются представителями малого бизнеса и социальными некоммерческими организациями.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как участвовать СМП, СОНКО и самозанятым в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Еще Минфин сообщил о таких послаблениях в госзакупках в 2022 году:
- в извещении о закупке, в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федеральной контрактной системы, устанавливаются преимущества СМП и СОНКО для участия в определении поставщика;
- если в извещении в рамках ч. 3 ст. 30 и п. 14 ч. 1 ст. 42 Федеральной контрактной системы установлены преимущества субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в контракт включается условие о специальном сроке оплаты для СМП по 44-ФЗ в 2022 году — 10 рабочих дней согласно ч. 8 ст. 30 ФКС.
Получается, что положения в рамках ч. 8 ст. 30 ФКС об оплате СМП по 44-ФЗ в 2022 году применяются в закупках, в извещениях которых есть ограничения по ч. 3 ст. 30 в виде преимущества для представителей малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Напоминаем, что оплата проводится в сокращенные сроки — в течение 10 рабочих дней после подписания товарной накладной, акта выполненных работ или документов об оказании услуг. Процедура сдачи-приемки для представителей малого бизнеса предусмотрена такая же, как и для других исполнителей.
А вот обеспечение исполнения контракта для СМП в 2022 году разрешают не устанавливать. Но только при условии, что малое предприятие или социальная некоммерческая организация предоставят заказчику информацию из реестра госконтрактов об исполнении минимум трех контрактов, которые (ч. 8.1 ст. 96 ФКС):
- исполнили в течение трех лет до даты подачи заявки на закупку без правопреемства;
- выполнили без штрафов, пеней, неустоек;
- суммой цен составили показатель не меньше НМЦК текущего заказа.
Если госконтракт заключается по результатам совместной закупки, то сумма цен предыдущих договоров не должна быть ниже суммы НМЦК каждого заказчика из совместных торгов (письмо Минфина № 24-03-08/77364 от 03.09.2020). Предъявлять прошлые договоры необязательно, надо предоставить сведения о реестровых записях по этим госконтрактам (письмо Минфина № 24-03-07/69332 от 09.09.2019).
Если все же установили обеспечение для малого бизнеса, рассчитайте его размер не от НМЦК, а от цены госконтракта (ч. 6.2 ст. 96 ФКС). Еще одна преференция для малых предприятий и социальных некоммерческих организаций — ускоренный возврат обеспечения (ч. 27 ст. 34 ФКС). Деньги возвращают им раньше, чем обычным участникам закупки, — в течение 15 дней после исполнения всех обязательств по госконтракту.
Все авторы портала Госконтракт
Коротко об авторе статьи
Сидаев Дмитрий
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности.
Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.
Другие статьи автора
Получить консультацию
Разместить рекламу
Прислать статью
Поделиться с друзьями
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Обсудить на форуме
Бесплатно научим выигрывать госконтракты
Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов.
Бесплатно научим выигрывать запросы котировок
Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.
© 2022
Ответ 72
Каков размер (в процентах) обеспечения исполнения контракта по закупке (по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») у субъекта малого предпринимательства и социально-ориентированной некоммерческой организации, если контрактом предусмотрен аванс в размере 30% от цены контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер обеспечения исполнения контракта должен быть установлен в размере аванса (30% от цены контракта).
Обоснование вывода:
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 этой статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в определении контрагента закрытым способом, а также в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в соответствии с ч.ч. 6, 6.1-6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. По общему правилу, предусмотренному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 0,5% до 30% НМЦК. При этом если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Специальные правила по отношению к требованиям ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрены частями 6.1 и 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Последняя из приведенных норм устанавливает, что если контракт заключается по результатам закупки исключительно среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с ч.ч. 6 и 6.1 Закона N 44-ФЗ от цены контракта, по которой заключается контракт (ч. 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, в приведенной ситуации размер обеспечения исполнения контракта должен устанавливаться от цены контракта, а не от НМЦК. А поскольку контрактом предусмотрена выплата аванса в размере 30% от цены контракта, обеспечение исполнения должно быть установлено в аналогичном размере.
В заключение напомним, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения контрагента в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта при выполнении им условий, предусмотренных ч. 8.1 ст.