Содержание
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»
от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
Глава II. Государственные реестры (ст.ст. 4 — 7)
Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
Статья 5. Содержание государственных реестров
Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Глава III. Порядок государственной регистрации
Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
Статья 11. Решение о государственной регистрации
Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц
Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица
Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Статья 22. 3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
Глава IX. Переходные и заключительные положения
Сравнительно-правовой анализ государственной регистрации юридических лиц в РФ и ФРГ
Отношения между государством и юридическими лицами неизменно носят сложный и в то же время политизированный характер. Периодами государство и вовсе отвергало возможность создания коллективного субъекта права, аргументируя это либо субъективными причинами (пр. , волей монарха), либо отсутствием государственной заинтересованности.
На сегодняшний день юридические лица играют важнейшую роль в развитии экономических отношений любого государства.
При составлении нормативно-правового акта, регулирующего порядок создания коммерческих организаций, законодателем проводится сравнительный анализ правового регулирования государственной регистрации организаций в наиболее развитых странах мира. По результатам анализа опыта зарубежных стран выделяются наиболее важные проблемы и вырабатываются вероятные пути их решения.
Международный опыт доказывает, что важным этапом при создании благополучных условий для развития экономики государства, а также для увеличения количества иностранных инвестиций является создание результативной системы регистрации юридических лиц.
Смысл государственной регистрации выражается в предоставлении субъекту права законного статуса юридического лица.
Основополагающим правовым значением регистрации юридического лица является обретение им правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что подразумевает возможность «иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности».
Правовой анализ последних изменений законодательства и судебной практики позволяет назвать государственную регистрацию не только как определенный, урегулированный нормами права процесс, но и как важный признак правосубъектности, незаменимое условие для признания субъекта юридическим лицом.
Анализируя мировую практику создания юридических лиц, можно выделить следующие системы регистрации:
− разрешительная, при которой решение о создании юридического лица принимается только государственным органом и по его усмотрению;
− явочная, при данной системе органы государственной власти всего лишь ставятся в известность о создании юридического лица и, если требуют правила, без промедления вносят его в реестр;
− нормативно-явочная, при данной системе государственные органы принимают решение о регистрации юридического лица в порядке и на условиях, определенных нормативными актами, и не имеют права отказать в регистрации юридического лица по своему усмотрению.
Если рассматривать законодательство Германии, то можно отметить, что в ней функционируют сразу две системы: разрешительная и нормативно-явочная. Разрешительный порядок регистрации применяется в страховой и банковской деятельности, а также для создания юридических лиц с иностранным участием;
В основе российского законодательства закреплено то, что государственная регистрация — это абсолютно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не обязаны следить за тем, как субъекты соблюдают нормы права. Следовательно, в законе о государственной регистрации закреплен принцип уведомительной регистрации.
В законодательстве Российской Федерации органам, наделенным полномочием на осуществление государственной регистрации, посвящена одна статья, содержащая общую отсылочную норму к подзаконным актам Правительства РФ. Правительство РФ наделило функцией по регистрации юридических лиц Федеральную налоговую службу [11].
Государственная регистрация — это основополагающий этап при создании юридического лица, в связи с этим необходимо определить вероятные проблемные моменты, которые могут возникнуть на практике.
Одной из таких проблем является отсутствие правовой экспертизы документов, предоставляемых в регистрирующий орган. Чтобы цель государственной регистрации была достигнута в полном объеме, в налоговый орган должны быть представлены исключительно только достоверные документы, отвечающие всем требованиям, указанным в норме права. Вместе с тем обнаружить все подобные нарушения при настоящей процедуре регистрации юридических лиц в РФ маловероятно.
Важным нововведением является принятие нормы о нотариальном удостоверении подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 9). Заявитель, обратившийся к нотариусу, подтверждает, что предоставленные им учредительные документы соответствуют всем установленным требованиям законодательства, что сведения, содержащиеся в документах, являются достоверными, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок учреждения юридического лица. Нотариус свидетельствует подлинность подписи заявителя на заявлении, а также по желанию заявителя передает данное заявление в налоговый орган для проведения государственной регистрации юридического лица.
Если говорить о процедуре государственной регистрация юридических лиц в ФРГ, то она носит устоявшийся, согласованный и детализированный характер. На территории Германии действует целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных правовому регулированию государственной регистрации. Как кодифицированное (Германское гражданское уложение [5] и Торговое Уложение), так и специализированное (например, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью) законодательство.
Процесс создания юридического лица в Германии можно представить следующим образом:
− заключение договора учредителей;
− назначение исполнительных органов;
− формирование уставного капитала;
− заявление на регистрацию в торговом реестре;
− регистрацию и публикацию информации.
Особенностью государственной регистрации в Германии является наличие дифференцированного подхода к разным видам юридических лиц. Это выражается, в том, что наибольшая нагрузка правового регулирования регистрации возлагается не на кодифицированный или специализированный акт, а на «подотраслевую» сферу законодательства, связанную с регулированием отдельно взятого хозяйственного общества. Следовательно, нормативные правовые акты, регулирующие государственную регистрацию, изначально лежат в основании той или иной организации [8].
Анализируя данный подход, можно утверждать, что немецкое право не практикует полностью унифицированную процедуру регистрации юридических лиц.
Таким образом, если российское законодательство для себя решило не вводить никакую юридически значимую дифференциацию, связанную с целями деятельности объекта правового регулирования, то законодательство Германии идёт по пути введения более глубокого [12] (тотального) равенства перед законом всех типов организаций, предъявляя, соответственно, процедурные требования в зависимости от цели, качества и масштаба их деятельности.
Важнейшим сходством России и Германии при осуществлении правового регулирования государственной регистрации юридических лиц является наличие принципа «неповорота» волевого акта государственной власти, то есть присутствие исчерпывающего перечня обстоятельств, при наличии которых государственная регистрация может быть признана ничтожной. Так, согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Основанием для ликвидации юридического лица в связи с ненадлежащим его созданием выступают лишь грубые нарушения закона или иного нормативного правового акта, которые либо неоднократны, либо носят неустранимый характер. Схожие положения содержатся и в законодательстве ФРГ, только с конкретизируемыми уточнениями, во-первых, причины для признания общества ничтожным детализируются (устав не содержит положений о размере уставного капитала или о предмете деятельности, либо они ничтожны), а во-вторых, круг лиц, инициирующих ликвидационный процесс, носит в целом частный и исчерпывающий характер.
В заключение, хочется отметить сходство правовых подходов регистрационных систем организаций. Как в России, так и в Германии регистрация юридических лиц основывается на концепции свободной экономической парадигмы. Но при этом следует отметить, что немецкий порядок регистрации юридических лиц смотрится более детальным, последовательным и взвешенным.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета, № 151–152, 10.08.2000.
- Налоговый Кодекс ФРГ https://www.drjv.org/dgesetze.html.
- Гражданское уложение Германии» (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013)
- Письмо ФТС от 21. 09.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://taxpravo.ru/ pismo_minfina_ot_13082015 (дата обращения 10.10.2020 г.)
- Куприева А. В. Злоупотребление правом при проведении налоговых проверок // Налоги и финансовое право. 2019. № 2–219 с.
- Жалинский А. Э., Рерихт А. А. Введение в немецкое право // М.: Спарк, 2001. — 767 c.
- Грачева Е. Ю. Толсгопятенко Г. П. Рыжкова Е. А. Финансовый контроль //Учебное пособие. М.: Камерон 2004. -239. с.
- Рахматуллина А. И., Зуева О. К. Зарубежный опыт налогового контроля // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития № 11. М.: 2017. 360 с.
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Парламентская газета, № 152-153, 14.08.2001
- Е. М. Волконицкая. Правовое регулирование государственной регистрации коммерческих организаций в странах Европы и России. Научная работа. Москва — 2017
Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, юридическое лицо, лицо, правовое регулирование, регистрация, создание, государственная власть, налоговый орган, российское законодательство, уставной капитал.
Microsoft Word — 079_ICSDCBR.docx
%PDF-1.3
%
30 0 объект
>>>]/ON[55 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[55 0 R 94 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>>
эндообъект
93 0 объект
>/Шрифт>>>/Поля 98 0 R>>
эндообъект
54 0 объект
>поток
2019-11-11T11:45:01ZWord2019-11-18T23:26:43+01:002019-11-18T23:26:43+01:00Mac OS X 10.13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf
UUID: e46c27b7-a541-4540-b0b7-6a48716f4edfuuid: 2130f313-05e5-46aa-a66c-d756f4970 дБ2
конечный поток
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
2 0 объект
>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>>
эндообъект
16 0 объект
>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>>
эндообъект
22 0 объект
>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>>
эндообъект
26 0 объект
>/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>>
эндообъект
142 0 объект
>поток
HWs۸ _&כI]:5Qvd˖UۤjK9}
Fdration de Russie — Федеральный закон от 8 августа 2001 г.
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 29 декабря 2012 г.).
- A Propos de L’OIT
- THMES
- RGION
- EVNENTIONS ET Runions
- ET Projets
- Publication труд, социальная ответственность и права человека
Номинальный: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 29 декабря 2012 г.). Платит: Российская Федерация Суджет(ы): Гражданское право, коммерческое право, семейное право Тип закона: Закон Принятие: 08.08. 2001 Вступление в силу: ИНН: РУС-2001-Л-93495 Залог: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_isn=93495&p_lang=fr Библиография: Законодательство On-Line Совета Федерации Российской Федерации PDF с изменениями от 29 декабря 2012 г. (обращаться 09.07.2013) Резюме/цитирование: Глава I. Общие положения
Глава II. Государственные реестры
Глава III. Порядок государственной регистрации
Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в порядке их реорганизации . Внесение иных отметок в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией юридических лиц
Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в едином реестре юридических лиц
Глава VII.