Кем учетная политика утверждается: II. Формирование учетной политики \ КонсультантПлюс

Содержание

порядок, сроки, примеры — Контур.Бухгалтерия

Учетная политика влияет на порядок в делах компании и ее финансовое благополучие. Руководитель должен издать приказ и утвердить политику, чтобы она вступила в силу. В статье расскажем, кто и в какие сроки утверждает учетную политику и когда ее стоит пересмотреть.

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — это документ-основа, на котором строится бухгалтерский и налоговый учет компании. Иногда для каждого вида учета делают отдельную УП, но это не обязательно — можно объединить их в один документ. УП должна быть в каждой организации, независимо от:

  • организационно-правовой формы;
  • вида деятельности;
  • системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • других условий.

Учетное законодательство не всегда трактуется однозначно, а по отдельным вопросам дает право выбора. В УП нужно отразить, какого варианта организация будет придерживаться в работе. Например, способы списания МПЗ — по ФИФО, по себестоимости единицы или по средней себестоимости. Обязательные правила учета в УП включать не нужно.

Налоговая часть УП регламентирована ст. 313 НК РФ, бухгалтерская — ПБУ 1/2008. В законах содержится требование об обязательном утверждении УП приказом или распоряжением руководителя организации.

Кто разрабатывает и утверждает учетную политику

УП формирует главный бухгалтер компании или другой сотрудник, на которого возложено ведение бухучета. В соответствии с ПБУ 1/2008 в УП прописывают:

  • рабочие счета, которыми организация будет пользоваться для ведения учета;
  • формы первичных документов, внутренних документов и учетных регистров;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки имущества и обязательств;
  • порядок документооборота;
  • основы контроля за операциями;
  • другие решения для организации бухучета.

Руководитель в разработке не участвует, если только сам не захочет. Но он должен прочитать и утвердить готовый документ.

Налоговая просит показать учетную политику при проверке. И у компаний нередко появляются проблемы с контролирующими органами, когда выясняется, что приказа об утверждении УП нет и не было.  При этом приказ не только подтверждает согласие руководителя на применение УП, но и определяет лиц, ответственных за соблюдение правил, утвержденных в политике.

Стандартной формы приказа нет, поэтому составить его можно произвольно. Но в нем должны быть обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, подпись. Положения учетной политики прописываются в тексте приказа или прикрепляются к нему в виде приложений.


В какие сроки утверждается учетная политика

По общим правилам у каждой организации есть 90 дней или 3 месяца со дня создания, чтобы разработать и утвердить УП. Днем создания считается регистрация организации в ЕГРЮЛ. Это касается вновь созданных и реорганизованных компаний.

Для уже действующих организаций порядок другой. Руководитель должен издать приказ об утверждении новой УП не позднее последнего дня уходящего года, так как правила бухучета применяются со следующего за утверждением года. Поэтому датировать приказ об УП на 2019 год не стоит более поздней датой, чем 29.12.2018.

В маленьких компаниях УП может быть неизменна годами. Ее можно разработать один раз и применять из года в год, хоть до ликвидации. Утверждать новый документ ежегодно не требуется. Но изменения и дополнения в документ вносить нужно.

Когда пора изменить существующий порядок

УП стоит регулярно пересматривать. Она должна всегда соответствовать бухгалтерскому и налоговому законодательству и не противоречить потребностям компании. Но делать это произвольно нельзя.

Изменить и дополнить УП нужно в случаях:

  • изменение норм законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет;
  • изменение федеральных и отраслевых стандартов учета;
  • разработка организацией новых методов и способов учета, которые помогают улучшить качество информации;
  • значительные изменения условий работы компании — новые виды деятельности, новая система налогообложения, новые собственники, реорганизация.

При изменении закона новая УП применяется с момента внесения поправок в законодательство, в других случаях — со следующего года.

При изменении УП нужно:

  1. подготовить текст с изменениями и объяснением их причин;
  2. установить дату, с которой они начнут действовать;
  3. провести проверку на соответствие законодательству и отдельным пунктам ранее утвержденной УП;
  4. утвердить изменения новым приказом руководства.

После внесения изменений УП не обязательно утверждать заново. Это можно сделать, если внесено много мелких дополнений, которые усложняют понимание документа или в случае значительного изменения первоначального вида документа.

Учетная политика — основной документ по учету в организации, который нужен не только для демонстрации налоговикам во время проверки. Она помогает организации разработать единые стандарты учета и построить бухгалтерию так, чтобы экономить на налогах. В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия есть готовые варианты учетной политики для разных налоговых режимов — наши эксперты придумали все за вас. Первые 14 дней работы с сервисом все желающие получают бесплатно.

Попробовать бесплатно

Учетная политика учреждения

Содержание

Учреждения госсектора при организации и ведении учета руководствуются, в первую очередь, положениями действующих в их отношении инструкций. Однако каждое учреждение уникально и предусмотреть весь спектр необходимых положений инструкции просто не могут. Кроме того, некоторые особенности учреждениям предложено выбирать самостоятельно — соответствующие инструкции дают несколько вариантов решения для одной и той же ситуации. Выбранные способы ведения учета закрепляются положениями учетной политики учреждения. Отдельно субъекты формируют учетную политику и для целей налогообложения.

Что входит в состав учетной политики?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (смотрите также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Некоторые особенности формирования учреждениями госсектора учетной политики установлены положениями Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н). Согласно п. 6 Инструкции N 157н в рамках учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

В конце 2016 года из п. 6 Инструкции N 157н была исключена информация о необходимости утверждения в рамках учетной политики правил документооборота и технологии обработки учетной информации, в том числе порядка и сроков передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Соответствующие положения теперь обязательны для включения в договор (соглашение) о ведении бухгалтерского учета в ситуации, когда ведение бухгалтерского учета передано иному учреждению, централизованной бухгалтерии (п. 9 Инструкции N 157н).

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то она представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Порядок составления учетной политики

Учетная политика утверждается вновь созданным учреждением и подлежит применению последовательно из года в год (смотрите также ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Дальнейшее ежегодное утверждение учетной политики не требуется.

При этом учетная политика может представлять собой как единый документ с набором приложений, так и перечень отдельно изданных локальных актов учреждения – приказов, распоряжений (смотрите также Письмо Минфина России от 17.08.2016 N 02-07-10/48198).

В учетную политику не следует вносить положения, которые урегулированы положениями действующего законодательства и не позволяют двоякого толкования.

Законодательство не запрещает в течение года (налогового периода) дополнять учетную политику новыми положениями. Такая необходимость может быть вызвана появлением в хозяйственной жизни учреждения событий, порядок отражения которых не урегулирован инструкциями, НК РФ, действующей учетной политикой.

В то же время внесение изменений в положения учетной политики возможно с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского (бюджетного) учета могут быть внесены в случаях (ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ):

1) изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Изменения в учетную политику для целей налогообложения могут быть внесены, согласно положениям ст. 313 НК РФ, в случаях изменения:
— законодательства о налогах и сборах;
— применяемых методов учета.

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета

Положения учетной политики, безусловно, зависят от особенностей учреждения, для которого она устанавливается. Формальный подход при ее составлении неприменим, поскольку именно учетная политика может послужить весомым аргументом для обоснования позиции учреждения в ходе проведения проверок.

Необходимые элементы учетной политики, которые должны раскрыть учреждения в своих локальных актах, приведены в п. 6 Инструкции N 157н.

На что еще следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета? Вот некоторые аспекты.

Особенности формирования номеров счетов рабочего плана счетов.

Всем известно, что счета бухгалтерского (бюджетного) учета применяются учреждениями не во всем их многообразии. Поэтому важно в рамках формирования учетной политики утвердить рабочий план счетов. При этом бюджетные (автономные) учреждения по общему правилу в 5-14 разрядах номеров счетов указывают нули (смотрите, в частности, п. 21.2 Инструкции N 157н). Указание нулей при формировании 1-17 разрядов отдельных номеров счетов бюджетного учета предусмотрено и для казенных учреждений. Однако учетной политикой может быть установлено указание в этих разрядах соответствующих составных частей бюджетной классификации, если это необходимо (смотрите также Письмо Минфина России от 15. 02.2016 N 02-07-10/41780).

Порядок формирования резервов предстоящих расходов

Порядок формирования резервов предстоящих расходов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) необходимо утвердить в рамках формирования учетной политики учреждения. Данное положение прямо предусмотрено п. 302.1 Инструкции N 157н. Соответствующие разъяснения неоднократно давались и в письмах Минфина России. Примеры отражения в учетной политике отдельных составляющих порядка формирования резервов приведены в системном Письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998.

Особенности ведения учета на забалансовых счетах.

Положения Инструкции N 157н относительно учета на забалансовых счетах зачастую указывают на необходимость отражения отдельных моментов в учетной политике. Так, необходимо закрепить перечень бланков, относимых к БСО, перечень материальных ценностей, учитываемых на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. п. 337, 349 Инструкции N 157н). Положениями учетной политики бюджетного (автономного) учреждения регулируется порядок списания задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (п. 371 Инструкции N 157н). Возможность учета основных средств на счете 21 в размере балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов, а не в условной оценке также устанавливается учетной политикой (п. 373 Инструкции N 157н). Учетной политикой можно предусмотреть введение и новых забалансовых счетов, к примеру, для обособленного учета полученных в постоянное бессрочное пользование земельных участков до завершения оформления госрегистрации права (Письмо Минфина России от 23.01.2017 N 02-07-10/3362).

 

Порядок отражения в учете обязательств, принятых учреждением.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых в учете учреждения отражается принятие обязательств (в том числе на счетах санкционирования), устанавливается учетной политикой. К примеру, учетной политикой может быть предусмотрено, что основанием для признания налогового обязательства по итогам года является налоговая декларация (Письмо Минфина России от 26. 12.2016 N 02-07-10/77857). В зависимости от сроков ее представления данные из налоговой декларации могут быть отражены или не отражены в годовом отчете, представляемом учреждением.

Указание кода аналитики при уплате НДС с полученных доходов.

Бюджетные (автономные) учреждения должны урегулировать положениями учетной политики код аналитики (130 или 180), по которому следует отражать уплату НДС в бюджет (п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России Минфина России от 01.07. 2013 N 65н).

Порядок применения и способы заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Положениями учетной политики можно закрепить порядок применения Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) для случаев приобретения, безвозмездной передачи, продажи объектов НФА, Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) при модернизации объектов нематериальных активов. Учетной политикой определяется и способ заполнения Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

Опубликовано

Кто обеспечивает соблюдение GAAP?

По

Шон Росс

Полная биография

Шон Росс — стратегический советник 1031x.com, участник Investopedia, а также основатель и менеджер Free Lances Ltd.

Узнайте о нашей
редакционная политика

Обновлено 19 августа 2022 г.

Рассмотрено

Томас Брок

Рассмотрено
Томас Брок

Полная биография

Томас Дж. Брок является CFA и CPA с более чем 20-летним опытом работы в различных областях, включая инвестиции, управление страховым портфелем, финансы и бухгалтерский учет, консультации по личным инвестициям и финансовому планированию, а также разработку учебных материалов. о страховании жизни и аннуитетах.

Узнайте о нашем
Совет по финансовому обзору

Кто обеспечивает соблюдение GAAP?

Ответственность за соблюдение и формирование общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP) возлагается на две организации: Совет по стандартам финансового учета (FASB) и Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

Комиссия по ценным бумагам и биржам уполномочена в соответствии с законодательством о ценных бумагах устанавливать стандарты бухгалтерского учета и обеспечивать их соблюдение, в то время как FASB, независимый неправительственный орган, уполномоченный Комиссией по ценным бумагам и биржам, может только устанавливать стандарты. Это делается с помощью кодификации стандартов бухгалтерского учета.

Ключевые выводы

  • Ответственность за соблюдение и формирование общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP) возлагается на две организации: Совет по стандартам финансового учета (FASB) и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).
  • Комиссия по ценным бумагам и биржам имеет право устанавливать стандарты бухгалтерского учета и обеспечивать их соблюдение.
  • FASB может устанавливать стандарты, что он и делает через Кодификацию стандартов бухгалтерского учета.
  • GAAP не является законом, хотя нарушение GAAP может иметь дорогостоящие последствия.
  • Комиссия по ценным бумагам и биржам наложила множество крутых штрафов за нарушение GAAP, в том числе несколько известных недавних дел, таких как Hertz и Monsanto.

Понимание применения GAAP

GAAP не является законом, хотя нарушение GAAP может иметь дорогостоящие последствия. Ошибки и упущения могут повлиять на доверие к компании со стороны кредиторов, инвесторов и других сторон, которые полагаются на финансовые отчеты для получения точной картины финансов компании. SEC недоброжелательно относится к компаниям, которые не соответствуют GAAP. В 2019 году, она оштрафовала Hertz (HTZ) на 16 миллионов долларов за отчетные статьи, не соответствующие GAAP.

В 2016 году SEC наложила на Monsanto штраф в размере 80 миллионов долларов за неспособность точно отразить стоимость скидок в соответствии с правилами GAAP. Он также наказал компании, которые придавали блеск своим отчетам о прибылях и убытках, выделяя финансовые показатели, не относящиеся к GAAP, «не уделяя равного или большего внимания» сопоставимым финансовым показателям GAAP.

Перед FASB была поставлена ​​задача установить финансовые стандарты и стандарты отчетности с его созданием в 1973. В период с 1959 по 1973 год эта должность принадлежала Совету по принципам бухгалтерского учета при Американском институте сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA), но от этой роли отказались, поскольку SEC приняла более активное участие в установлении стандартов бухгалтерского учета, особенно по спорным вопросам, когда это не согласилось с правлением. Комитет по процедурам бухгалтерского учета, который также был создан в рамках AICPA, устанавливал стандарты бухгалтерского учета с 1939 по 1959 год.

ОПБУ и частные компании

Хотя они не обязаны следовать GAAP, частные компании могут сделать это, особенно если они хотят получить кредиты или другое финансирование, и если у них есть долгосрочные планы по поиску финансирования от частных инвестиционных компаний и институционализации компании, чтобы быть готовым для публичного листинга. Считается, что финансовые отчеты GAAP широко понятны кредиторам и инвесторам.

У частных фирм есть альтернативы GAAP. AICPA разработала систему бухгалтерского учета для малого и среднего бизнеса. Кроме того, FASB учредил Совет частных компаний в качестве альтернативной структуры в рамках GAAP.

Источники статей

Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем
редакционная политика.

  1. Комиссия по ценным бумагам и биржам США. «Свидетельство о роли SEC и FASB в установлении GAAP».

  2. Совет по стандартам финансовой отчетности. «Стандарты».

  3. Комиссия по ценным бумагам и биржам США. «SEC обвиняет Hertz в неточной финансовой отчетности и других сбоях».

  4. Комиссия по ценным бумагам и биржам США. «Монсанто платит штраф в размере 80 миллионов долларов за нарушения бухгалтерского учета».

  5. Комиссия по ценным бумагам и биржам США. «Файл административного разбирательства № 3-18955 По делу ADT INC., ответчик», страницы 2–3.

  6. Совет по стандартам финансовой отчетности. «О FASB».

  7. Зефф, Стивен. «Вездесущее влияние SEC на работу Совета по принципам бухгалтерского учета, 1959–1973». Journal of Accounting and Public Policy , том 37, выпуск 5, осень 2018 г. , стр. 1.

  8. Американский институт дипломированных бухгалтеров. «Часто задаваемые вопросы о FRF для малого и среднего бизнеса».

  9. Совет по стандартам финансовой отчетности. «Совет частной компании (PCC)».

Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета, или GAAP, представляют собой стандарты, которые охватывают детали, сложности и законность коммерческого и корпоративного учета. Совет по стандартам финансового учета (FASB) использует GAAP в качестве основы для своего всеобъемлющего набора утвержденных методов и методов бухгалтерского учета.

Законодательство США требует, чтобы предприятия, публикующие финансовую отчетность для общественности, и компании, публично торгуемые на фондовых биржах и индексах, следовали рекомендациям GAAP. GAAP включает следующие 10 концепций:

10 Принципов GAAP

  1. Принцип регулярности: Бухгалтеры, соответствующие требованиям GAAP, строго придерживаются установленных правил и положений.
  2. Принцип последовательности: В процессе подготовки финансовой отчетности применяются единые стандарты.
  3. Принцип искренности: Бухгалтеры, отвечающие требованиям GAAP, стремятся к точности и беспристрастности.
  4. Принцип постоянства методов: При подготовке всех финансовых отчетов используются последовательные процедуры.
  5. Принцип некомпенсации: Все аспекты деятельности организации, как положительные, так и отрицательные, полностью сообщаются без перспективы компенсации долга.
  6. Принцип благоразумия: Спекуляции не влияют на представление финансовых данных.
  7. Принцип непрерывности: Оценка активов предполагает продолжение деятельности организации.
  8. Принцип периодичности: Отчетность о доходах делится по стандартным отчетным периодам, таким как финансовые кварталы или финансовые годы.
  9. Принцип существенности: Финансовые отчеты полностью раскрывают финансовое положение организации.
  10. Принцип максимальной добросовестности: Предполагается, что все вовлеченные стороны действуют честно.

Соответствие GAAP делает процесс финансовой отчетности прозрачным и стандартизирует допущения, терминологию, определения и методы. Внешние стороны могут легко сравнивать финансовые отчеты, выпущенные организациями, соответствующими GAAP, и с уверенностью допускать согласованность, что позволяет быстро и точно сравнивать данные между компаниями.

Поскольку стандарты GAAP обеспечивают прозрачность и непрерывность, они позволяют инвесторам и заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения, основанные на фактических данных. Постоянство соответствия GAAP также позволяет компаниям легче оценивать стратегические варианты бизнеса.

Каковы основные принципы бухгалтерского учета?

GAAP включает три компонента, которые устраняют вводящие в заблуждение методы бухгалтерского учета и финансовой отчетности: 10 принципов бухгалтерского учета, правила и стандарты FASB, а также общепринятые отраслевые практики.

Эти компоненты создают согласованные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, которые обеспечивают потенциальных и существующих инвесторов надежными методами оценки финансового положения организации. Без GAAP бухгалтеры могли бы использовать вводящие в заблуждение методы, чтобы нарисовать обманчивую картину финансового положения компании или организации.

GAAP состоит из следующих трех частей:

Основные принципы и рекомендации по бухгалтерскому учету

Эти 10 руководящих принципов отделяют операции организации от личных операций ее владельцев, стандартизируют денежные единицы, используемые в отчетах, и явно раскрывают периоды времени, охватываемые конкретными отчетами. . Они также основаны на устоявшихся передовых методах управления затратами, раскрытием информации, сопоставлением, признанием доходов, профессиональными суждениями и консерватизмом.

Правила и стандарты, выпущенные FASB и его предшественником, Советом по принципам бухгалтерского учета (APB)

FASB выпускает официально одобренный, регулярно обновляемый сборник принципов, известный как Кодификация стандартов бухгалтерского учета FASB. Сборник включает стандарты, основанные на лучших практиках, ранее установленных APB. Эти организации основаны на исторических правилах, регулирующих финансовую отчетность, которые федеральное правительство ввело после краха фондового рынка 1929 года, спровоцировавшего Великую депрессию.

Общепринятая отраслевая практика

Все организации не следуют модели GAAP. Скорее, отдельные предприятия следуют передовым отраслевым практикам, разработанным с учетом нюансов и сложностей различных сфер бизнеса. Например, банки работают с использованием других методов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, чем те, которые используются розничными предприятиями.

Избранные онлайн-программы

Найдите программу, отвечающую вашим требованиям по доступности, гибкости и образовательным потребностям, в аккредитованной онлайн-школе.

История GAAP

Без регулирующих стандартов компании могли бы свободно представлять финансовую информацию в том формате, который лучше всего соответствует их потребностям. Имея возможность представить финансовое положение компании в выгодном свете, инвесторов можно легко ввести в заблуждение.

Великая депрессия 1929 года, финансовая катастрофа, принесшая много лет лишений миллионам американцев, была в первую очередь связана с ошибочной и манипулятивной практикой отчетности среди предприятий. В ответ федеральное правительство вместе с профессиональными бухгалтерскими группами приступило к разработке стандартов этического и точного представления финансовой информации.

По оценкам Совета по государственным стандартам бухгалтерского учета (GASB), около половины штатов официально требуют, чтобы местные и окружные органы власти придерживались GAAP.

Согласно историку бухгалтерского учета Стивену Зеффу в The CPA Journal, терминология GAAP была впервые использована в 1936 году Американским институтом бухгалтеров (AIA). Федеральное одобрение GAAP началось с таких законов, как Закон о ценных бумагах 1933 года и Закон о фондовых биржах 1934 года, законов, применяемых Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и направленных против публичных компаний. Сегодня Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB), независимый орган, постоянно отслеживает и обновляет GAAP.

Все правительства 50 штатов готовят свои финансовые отчеты в соответствии с GAAP. По оценкам Совета по государственным стандартам бухгалтерского учета (GASB), около половины штатов официально требуют, чтобы местные и окружные органы власти придерживались GAAP.

Кто придумал общепринятые принципы бухгалтерского учета?

Несмотря на то, что федеральное правительство США требует от публичных компаний соблюдения GAAP, правительство не принимает участия в разработке этих принципов. Вместо этого независимые советы берут на себя ответственность за создание, поддержание и обновление принципов бухгалтерского учета.

При возникновении проблем или вопросов по GAAP эти советы встречаются для обсуждения возможных изменений и дополнительных стандартов. Например, когда разразилась пандемия COVID-19, члены правления собрались, чтобы обсудить, как правительства и предприятия должны сообщать о финансовых последствиях пандемии.

Чтобы обеспечить ответственную работу советов и выполнение ими своих обязательств, они находятся под контролем Фонда финансового учета.

Фонд финансового учета (FAF)

FAF создан в 1972 в качестве административной корпорации, осуществляющей надзор за Советом по стандартам финансового учета (FASB) и Советом по стандартам государственного учета (GASB).

FAF отвечает за назначение членов правления и обеспечение справедливой и прозрачной работы этих советов. Представители общественности могут посещать организационные собрания FAF лично или через прямые веб-трансляции.

Совет по стандартам финансовой отчетности

По рекомендации Американского института дипломированных бухгалтеров (AICPA) FASB был сформирован как независимый совет в 1973, чтобы принять определения и обновления GAAP. Совет состоит из семи беспристрастных членов, работающих на постоянной основе, что гарантирует его работу в интересах общества.

Консультативный совет по стандартам финансовой отчетности (FASAC), состоящий из 35 членов, осуществляет мониторинг FASB. FASB отвечает за Кодификацию стандартов бухгалтерского учета (ASC), централизованный ресурс, где бухгалтеры могут найти все текущие GAAP.

Процесс установления стандартов FASB
  • Определение текущих вопросов инвесторов
  • Составление повестки дня и проведение публичных собраний
  • Опубликовать предварительный вариант для комментариев инвесторов
  • Предлагайте новые стандарты и получайте отзывы от бизнеса
  • Взвесить все публичные ответы и соответствующим образом пересмотреть
  • Объявить об окончательных изменениях в ASC
Недавние крупные проекты
  • Страхование — Дата вступления в силу: В этом проекте рассматривались предыдущие обновления требований к долгосрочным контрактам. Совет директоров решил предоставить публичным компаниям продление на один год даты вступления в силу запрошенных изменений, что дало им время для более эффективной реализации требований.
  • Признание выручки – практическое решение для франчайзеров частных компаний: Хотя федеральное правительство не требует от частных компаний соблюдения GAAP, многие предпочитают следовать этим стандартам. С помощью этого проекта FASB позволяет частным франчайзерам разделять лицензию на франшизу и услуги по предварительному открытию в своих финансовых отчетах.
  • Упрощение учета налога на прибыль: Поскольку отчетность по налогу на прибыль может быть сложным процессом для предприятий, FASB упростил этот процесс с помощью этого проекта. Они удалили несколько исключений из требований и оптимизировали общий процесс учета.
  • Некоммерческая отчетность о дарениях в натуральной форме: В рамках этого проекта FASB собрался, чтобы обновить стандарт, созданный в прошлом году в отношении некоммерческих организаций и их нефинансовых активов. Правление решило, что некоммерческая организация должна указывать подарки в натуральной форме отдельно и включать дополнительную информацию.

Государственный совет по стандартам бухгалтерского учета

GASB был создан в 1984 году как совет по политике, которому было поручено разработать GAAP для государственных и местных органов власти. Многие группы полагаются на государственные финансовые отчеты, включая избирателей и законодателей. GASB ставит во главу угла справедливость и прозрачность. Процессы и коммуникации Совета доступны для публичного ознакомления.

Процесс установления стандартов GASB
  • Создать независимую рабочую группу
  • Провести исследование по теме нового стандарта
  • Привлекайте общественность через опубликованные комментарии
  • Создать эскиз экспозиции запланированного стандарта
  • Проведите публичные слушания до окончательной доработки стандарта
Недавние крупные проекты
  • Омнибус: В рамках этого проекта GASB рассмотрел несколько технических вопросов, доведенных до их сведения различными правительствами. Совет рассмотрел такие области, как перевод вознаграждений по окончании трудовой деятельности, стандарты аренды и возмещение перестрахования.
  • Информационные технологии на основе подписки: С ростом продаж информационных технологий на основе подписки совет принял новые стандарты в отношении механизмов облачных вычислений. Совет также обсудил возможные изменения в руководящих принципах отчетности по нематериальным активам.
  • Технический бюллетень Закона о COVID-19 и CARES: GASB работал над созданием новых рекомендаций для правительств, пострадавших от пандемии COVID-19. Новые стандарты касались того, как сообщать о любых расходах, связанных с закрытием предприятий, связанных с COVID, а также о доходах или обязательствах в соответствии с Законом CARES.
  • Отсрочка вступления в силу некоторых официальных указаний: В рамках этого проекта было рассмотрено несколько жалоб от государственных чиновников США на их неспособность выполнить официальные указания GASB из-за закрытия территорий в связи с COVID-19. Правление одобрило продление, чтобы дать чиновникам больше времени.

Избранные онлайн-программы

Найдите программу, отвечающую вашим потребностям в плане доступности, гибкости и образования, в аккредитованной онлайн-школе.

Отчетность не по GAAP

Многие предприятия считают, что бухгалтерский учет по GAAP неточно отражает успех их компании. Некоторые компании включают прибыль не по GAAP в дополнение к тем, которые следуют методам GAAP.

В таблице ниже представлен отчет IBM о доходах за четвертый квартал 2016 года. Эти цифры являются отличным примером того, как включение доходов не по GAAP может повлиять на общее представление об успехе компании. В первом столбце указаны доходы по GAAP, в двух средних указаны корректировки не по GAAP, а в последнем столбце показаны итоговые значения без GAAP. При применении показателей, не относящихся к GAAP, валовая прибыль, доход и маржа дохода увеличиваются, а расходы уменьшаются.

Многие компании поддерживают отчетность не в соответствии с GAAP, потому что она обеспечивает всесторонний взгляд на их финансовые показатели. Некоторые компании утверждают, что это дает более точный обзор. Однако цифры не по GAAP включают ориентировочные цифры, которые не включают разовые транзакции. Компании могут использовать эту информацию в своих интересах и представлять итоговые данные, которые предсказывают, как их бизнес будет работать в будущем.

В то время как отчеты не по GAAP могут показывать более точные цифры для компаний, которые испытали необычные разовые транзакции, другие предприятия часто указывают повторяющиеся доходы как разовые цифры. Несмотря на то, что они кажутся прозрачными, цифры не по GAAP могут создать путаницу для инвесторов и регулирующих органов.

International Business Machines Corporation (IBM) Сверка результатов ОПБУ США с операционными (не GAAP) результатами (неаудированные)
(В миллионах долларов, за исключением сумм, приходящихся на акции)

Двенадцать месяцев 2016 г. Непрерывная деятельность
ОПБУ Корректировки, связанные с приобретением Корректировки, связанные с выходом на пенсию Операционная деятельность (не GAAP)
Валовая прибыль 38 294 долл. США 494 $ $316 39 104 долл. США
Маржа валовой прибыли 47,9% 0,6 балла 0,4 балла 48,9%
Коммерческие, общие и административные расходы 21 069 (501) (253) 20 315
Исследования, разработки и разработка 5 751 (29) 5 722
Прочие (доходы) и расходы 145 (7) 138
Итого расходы и прочее (доход) 25 964 (508) (282) 25 174
Доход от продолжающейся деятельности до налогообложения 12 330 1 003 598 13 931
Маржа прибыли до налогообложения от продолжающейся деятельности 15,4% 1,3 балла 0,7 балла 17,4%
Резерв/(доход) от подоходного налога 449 268 183 900
Эффективная налоговая ставка 3,6% 1,7 балла 1,2 балла 6,5%
Доход от продолжающейся деятельности 11 881 735 415 13 031
Маржа прибыли от продолжающейся деятельности 14,9% 0,9 балла 0,5 балла 16,3%
Разводненная прибыль на акцию: продолжающаяся деятельность 12,39 $ 0,77 $ 0,43 $ 13,59 $

Источник: The CPA Journal

Ограничения GAAP

Несмотря на то, что бухгалтерский учет по GAAP направлен на устранение случаев неточной отчетности, он ни в коем случае не является всеобъемлющим. Компании по-прежнему могут страдать от проблем, выходящих за рамки GAAP, в зависимости от их размера, категоризации бизнеса, местоположения и глобального присутствия.

Разнообразные типы компаний

Может показаться, что в GAAP используется универсальный подход к финансовой отчетности, не учитывающий должным образом проблемы, с которыми сталкиваются отдельные отрасли. Например, правительства штатов и местные органы власти могут столкнуться с трудностями при внедрении GAAP из-за своей уникальной среды. Новые предложения по иерархии GAAP могут лучше соответствовать этим государственным организациям.

Малые предприятия также могут столкнуться с трудностями при внедрении GAAP. Эти стандарты могут быть слишком сложными для их потребностей в области бухгалтерского учета, а наем персонала для создания отчетов с определениями GAAP может быть дорогостоящим. В результате FASB работает с Советом по частным компаниям над обновлением GAAP с учетом исключений и альтернатив для частных компаний.

Сроки

Из-за тщательного процесса разработки стандартов советами по политике GAAP на завершение работы над новым стандартом могут уйти месяцы или даже годы. Это время ожидания может не пойти на пользу компаниям, соблюдающим GAAP, поскольку отложенные решения могут повлиять на их отчеты.

Global vs. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) являются наиболее распространенным набором принципов за пределами США. МСФО используются в Европейском союзе, Австралии, Канаде, Японии, Индии и Сингапуре.

Избранные онлайн-программы

Найдите программу, отвечающую вашим требованиям по доступности, гибкости и образовательным потребностям, в аккредитованной онлайн-школе.

Что такое МСФО?

МСФО появились почти 50 лет назад под другим названием. Начиная с 1973 года правление Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) выпустило серию Международных стандартов бухгалтерского учета (IAS) для создания более единых методов бухгалтерского учета во всем Европейском Союзе.

В 2001 году Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB) заменил IASC и начал публиковать МСФО, которые в настоящее время используются в 166 юрисдикциях. В этот подсчет входят Соединенные Штаты, даже несмотря на то, что страна не полностью соответствует МСФО.

Хотя в Соединенных Штатах МСФО не требуются, более 500 международных компаний, зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам и биржам, следуют этим стандартам. Отечественные публичные компании должны использовать исключительно GAAP.

Поскольку США не полностью соблюдают МСФО, глобальные компании сталкиваются с проблемами при составлении финансовой отчетности. Несмотря на то, что в 2002 году FASB и IASB заключили Норуолкское соглашение, которое обещало объединить их уникальный набор стандартов бухгалтерского учета, они добились минимального прогресса. Стремясь двигаться к унификации, FASB помогает в разработке МСФО.

В чем разница между МСФО и ОПБУ США?

FASB и IASB хотят объединить свои стандарты, потому что они разделяют цель обеспечения целостности бухгалтерского учета. Хотя каждая концепция подготовки финансовой отчетности направлена ​​на предоставление бухгалтерам единых процедур и принципов, между ними существуют заметные различия.

Основное различие проявляется в их общей организации. ОПБУ США отдают приоритет правилам и подробным руководствам, в то время как МСФО устанавливает общие принципы, которым необходимо следовать. Бухгалтеры, использующие МСФО, могут интерпретировать стандарты по-разному, что приводит к добавлению пояснительных документов. Однако предприятия, использующие GAAP, могут чувствовать себя ограниченными длинными правилами.

При такой заметной разнице в подходах в стандартах всплывают десятки других несоответствий. Приведенная ниже диаграмма включает лишь несколько вариантов, которые могут повлиять на то, как компания представляет свою финансовую информацию.

ОПБУ МСФО
Бухгалтерский баланс – Представление долга как краткосрочного по сравнению с долгосрочным В определенных ситуациях нарушения долговых обязательств могут быть указаны как долгосрочные Если соглашение с кредитором не было заключено до составления баланса, все нарушения долговых обязательств должны отражаться как текущие
Нематериальные активы Признает нематериальные активы по справедливой стоимости Проверяет нематериальные активы только в том случае, если они могут быть связаны с будущей выгодой
Отчет о прибылях и убытках — Классификация расходов Не требуется перечислять расходы по функциям или характеру Должны документировать расходы по функциям или характеру
Списание запасов Сторнирование списания запасов не разрешено Сторнирование списания запасов возможно при некоторых условиях
Особые предметы Перечислены отдельно в новом доходе Включено в состав прочих статей отчета о прибылях и убытках

Дополнительная литература

В этих отчетах инвесторов крупных публичных компаний приводятся подробные примеры финансовой документации, соответствующей GAAP:

  • Кока-Кола
  • Яблоко
  • Майкрософт
  • Нордстрем
  • Гугл

Справочные инструменты

Основная бухгалтерская терминология и понятия

Ознакомьтесь с другими определениями и терминологией бухгалтерского учета

Кодификации стандартов бухгалтерского учета

Централизованным справочным инструментом FASB являются GAAP.

Справочник FASAB

Руководство по стандартам финансовой отчетности в федеральных государственных организациях

Часто запрашиваемые материалы GASB

Ссылки включают обзоры исследований, годовой технический план и опрос пользователей.

Руководство SEC по соблюдению требований для малых предприятий

Рекомендации по финансовой отчетности малого бизнеса

Закон Сарбейнса-Оксли от 2002 г.

Федеральное законодательство в отношении требований к бухгалтерскому учету и ИТ, безопасности и требований к раскрытию информации для публичных компаний.

Часто задаваемые вопросы о GAAP

Каковы 10 общепринятых принципов бухгалтерского учета?

К 10 общепринятым принципам бухгалтерского учета относятся следующие: — Принцип регулярности — Принцип последовательности — Принцип искренности — Принцип постоянства метода — Принцип некомпенсации — Принцип осмотрительности — Принцип непрерывности — Принцип периодичности — Принцип Полное раскрытие информации — принцип максимальной добросовестности

Для чего используются GAAP?

Правительства и государственные компании соблюдают эти принципы бухгалтерского учета, чтобы гарантировать, что все документы представляют последовательные, точные и четкие отчеты. GAAP дает простые и понятные финансовые отчеты, которые инвесторы и регулирующие органы могут легко использовать для оценки финансового положения бизнеса.

Почему важны GAAP?

Важность GAAP заключается в единообразии, сопоставимости и прозрачности финансовых документов. Без этих стандартов и практик компании могли бы публиковать свои отчеты по-разному, создавая расхождения, путаницу и потенциальные возможности для мошенничества.

Что является примером GAAP?

Стандарты GAAP охватывают финансовую отчетность в целом. Например, GAAP определяет, как подавать отчеты о прибылях и убытках, какие финансовые периоды включать и как сообщать о движении денежных средств.

Все ли компании обязаны соблюдать GAAP?

Не все компании должны следовать GAAP. Только регулируемые и публично торгуемые предприятия должны придерживаться GAAP. Однако около трети частных компаний предпочитают соблюдать эти стандарты для обеспечения прозрачности.

Проверил:

Лиззетт Матос, CPA

Лиззетт Матос — дипломированный бухгалтер штата Нью-Йорк.