Корректирующая декларация: Подача уточнённых деклараций | ФНС России

Содержание

Уточненная налоговая декларация 3-НДФЛ. Как сделать и подать уточненку


В статье расскажем о том, как подать уточненную декларацию 3-НДФЛ, которая заменяет ошибочный первичный документ, и что будет, если этого не сделать.

Зачем нужна уточненка


Корректирующая декларация заменяет первичную в случае ошибок. В ней указываются данные из начального документа с учетом исправлений. Условно говоря — это исправленная первичка. Но все не так просто. Разбираемся по порядку.


Когда вы сдаете первичную 3-НДФЛ, будьте внимательны, — с момента ее представления в инспекцию откорректировать, изменить данные или исправить неточность уже нельзя. На следующий день начинается камеральная проверка вашего документа, которая длится 3 месяца. Если вы выявили ошибку, то единственный способ ее исправить — оформить уточненную форму, которая обнулит ранее поданные сведения.

Правила заполнения и способы отправки


Уточненная налоговая декларация 3-НДФЛ заполняется по аналогии с первичной. Просто там, где были ошибки, напишите верные данные. Не нужно специально подчеркивать или выделять места, где были ошибки. Нужно заново в соответствующих графах написать правильную информацию.


По общему правилу корректирующая 3-НДФЛ подается в налоговую инспекцию теми же способами, что вы сдавали первичку:







№ п/п


Способ подачи отчетности


1.


лично по адресу нахождения инспекции


2.


в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС РФ


3.


по обычной почте с описью вложения


4.


через онлайн-сервисы, например, «Налогия»


Если вы подаете уточненную, то обязательно укажите номер корректировки на титульном листе. Если в текущем году вы впервые подаете корректировку по 3-НДФЛ, то ставьте цифру «1», если повторно — то номер по порядку, соответствующий количеству сданных корректирующих форм.


При заполнении отчетности в специальной программе или стороннем сервисе, как правило, номер корректировки проставляется автоматически.


По закону уточнять данные в документе и подавать корректирующие экземпляры можно неограниченное количество раз. Налоговый орган не имеет права вам отказать в приеме корректирующей отчетности.



Пример


Гражданин Смирнов подал для получения налогового вычета первичную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2022 год. После ее представления в налоговую инспекцию он понял, что ошибся в указании паспортных данных, поэтому решил составить уточненку. На титульном листе он поставил номер корректировки «1», записал верные данные по паспорту и перенес данные по расчету налога из первичного расчета.


При необходимости вы можете составить уточненную форму и приложить к ней документы, которые подтверждают внесенные данные или дополняют информацию в отчетности. Если такие документы вы уже отправляли в налоговую, то второй раз их прикладывать не нужно.


Важно! Помните, что камеральная налоговая проверка 3-НДФЛ составляет 3 месяца. Сроки проверки уточненного документа не меняются. Как только вы отправляете корректирующую форму, проверка первоначального документа прекращается и отсчет времени проверки начинается заново.

Образец заявления

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2022 год (форма 3-НДФЛ)

Скачать

Какие ошибки нужно исправлять


Как мы уже сказали выше, корректировка 3-НДФЛ — это внесение уточнений в первичный расчет. Корректировку налоговой отчетности необходимо подавать тогда, когда есть ошибки в первоначальном документе.


Уточненный документ нужно заполнять по той форме, которая действовала в том периоде, за который вы вносите изменения.


При составлении любой отчетности — как первичной, так и корректирующей — необходимо быть предельно внимательным при расчете сумм подоходного налога, сроках подачи документов и сроках уплаты налога. Это самое главное, что вы должны учесть для соблюдения налогового законодательства.


По действующему законодательству за несдачу уточненки налоговая ответственность не предусмотрена. Если вы вовремя сдали первичку, то вы выполнили свое обязательство и отчитались о полученных доходах. Но если в этой отчетности обнаружились ошибки, то вы имеете право исправить их и направить в инспекцию уточненку.


Давайте разберем, какие ошибки обязательно нужно исправить:


  • если недостоверные сведения привели к занижению налога к уплате, то вы обязаны подать новую 3-НДФЛ;

  • если ошибки не занизили суммы подоходного налога к уплате, но исказили правильные данные, то вы сами решаете, подавать корректировку или нет.

Если в отчетности вы занизите налог к уплате или не уплатите налог в полном объеме, то инспектор начислит штрафы и пени. Правильно оформить декларацию вам помогут наши эксперты — в течение 2 дней заполнят форму и самостоятельно отправят в вашу ИФНС.

Частые вопросы


Обнаружила ошибку в декларации, которую уже сдала в инспекцию. Что делать?


+


Если вы сдали декларацию 3-НДФЛ и обнаружили в ней ошибку, то исправить данные в этом же документе уже нельзя, так как придется сделать уточненную декларацию. В корректирующем документе вы укажете нужные данные.


Как правильно — уточненная или корректирующая? В чем разница?


+


Разницы нет. Называйте так, как вам удобно. И уточненная и корректирующая декларация — это замена первичной, если в ней есть ошибки.


Забыл внести часть расходов. Могу я сдать уточненную после получения вычета?


+


Если налога, уплаченного в течение отчетного года, достаточно, чтобы учесть дополнительные расходы, вы можете подать уточненную декларацию. Если же вы уже выбрали весь годовой НДФЛ, отменить выплату возмещения и заменить данные нельзя.

Заключение эксперта 


Мы рассказали, зачем и когда подается уточненная налоговая декларация, как ее составлять и какие сроки рассмотрения у корректирующей 3-НДФЛ. Проверяйте внимательно все данные — так вы избежите вопросов инспектора и вернете налоги в срок.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Сонина Светлана

Специалист по налогообложению

Стаж: 10 лет

Консультаций: 5300

Cтатей: 20


Составляет налоговые декларации 3-НДФЛ для физических лиц, сопровождает клиентов на камеральных проверках, проводит экспертизу документов для налоговых вычетов, решает спорные вопросы с ИФНС, отслеживает новые законопроекты, консультирует клиентов

Корректирующая декларация по НДС в сторону уменьшения налога – что следует учесть? – Учет без забот

Опубликовано 24. 07.2017 22:01
Автор: Administrator
Просмотров: 7466

Иногда после окончания отчетного периода обнаруживается, что при расчете налога допустили ошибку, и к вычету был принят не весь входящий НДС. Как поступить в такой ситуации? Можно подать корректирующую декларацию на уменьшение суммы налога, но тогда нужно быть готовыми общаться с представителями ФНС о причинах ситуации. А можно попытаться не потерять право на вычет другими способами. Давайте рассмотрим несколько примеров. 

1. Не был предъявлен к вычету НДС по товарам, услугам или материалам

Такая ситуация возможна в том случае, если какие-то документы пришли с опозданием, или их просто забыли своевременно внести в программу. Данный случай является самым простым, ведь налогоплательщик имеет право переносить вычет НДС по приобретенным товарам, материалам и услугам в течение трех лет с даты принятия их на учет.

То есть если документы были получены позже, чем отправлена декларация, то мы вносим данные в программу с текущей датой получения и указываем корректные реквизиты счета-фактуры.

2. Не был предъявлен к вычету исчисленный НДС с авансов после отражения факта реализации

Достаточно часто на практике встречаюсь ошибкой, когда при зачете авансов от покупателей не был предъявлен к вычету НДС, исчисленный ранее с предоплаты. Возникает такая ошибка в том случае, если не были своевременно и корректно проведены все регламентные операции по НДС (подробнее об общей схеме работы с «авансовым» НДС можно прочитать в статье НДС с авансов покупателей в 1С: Бухгалтерии предприятия 8).

В данном случае, проблема состоит в том, что вычет НДС с авансов мы не имеем права переносить на следующие налоговые периоды, а значит, если не подадим корректировку декларации, то совсем потеряем возможность получить данный вычет. Но в то же время, если мы сдадим корректирующий отчет с суммой НДС к уменьшению, то получим некоторые неприятные запросы от ФНС (требование о предоставлении пояснений, подтверждающих документов, вызов налогоплательщика и т.д.).

Как же поступить? Я советую в этом случае подать корректирующий отчет, отразив в нем вычет НДС с авансов, однако, вместе с тем, уменьшить суммы вычета по товарам, материалам и услугам ровно на сумму добавленного НДС. В этом случае, мы сохраним право на вычет данной суммы (ведь вычет по товарам, материалам и услугам можно переносить на следующие налоговые периоды), но не уменьшим налог к уплате и не привлечем лишнее внимание представителей ФНС.

В программе для переноса вычета по ТМЦ на следующие налоговые периоды нужно зайти в счета-фактуры, вычет по которым должен быть перенесен, и снять галочку «Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения». После этого в ходе проведения регламентных операций информация по данному счету-фактуре будет попадать в документ «Формирование записей книги покупок», откуда её нужно будет удалить в текущем налоговом периоде и оставить в одном из следующих периодов (в течение трех лет), когда возникнет необходимость предъявить данный НДС к вычету.

 

Подробнее о механизме переноса вычетов по НДС я рассказывала в видеоуроке Документ «Формирование записей книги покупок» в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8.

Также в при заполнении данного документа можно заявить по какому-либо счету-фактуре сумму вычета частично, чтобы подогнать НДС к уплате и добиться совпадения сумм НДС в первичной и корректирующей декларациях (если сумма налога к уплате будет та же, что и в исходном отчете, то последствия корректировки будут минимальными).

3. Не был предъявлен к вычету НДС по основным средствам

НДС по основным средствам мы отражаем в особом порядке. Для того, чтобы предъявить данный налог к вычету, необходимо принять к учету ОС и, опять же, выполнить регламентные операции по НДС. Если это забыли сделать в периоде принятия основного средства к учету, то единственный вариант не потерять данный вычет – подать корректирующий отчет, ведь вычет НДС по ОС мы также не можем переносить на следующие налоговые периоды.

В этом случае я также рекомендовала бы регулировать в корректируемом периоде сумму налога к уплате, перенося вычет по товарам, материалам или услугам на следующие налоговые периоды.

В завершении, мне хотелось бы сказать, что для избежания подобных ошибок очень важно  перед формированием квартальной отчетности корректно выполнять все регламентные операции по учету НДС. Если у вас есть желание полноценно освоить эту и другие темы, связанные с расчетом данного запутанного налога, я советую Вам наш видеокурс «НДС: от понятия до декларации»! Делимся практическим опытом и помогаем навести порядок в Вашей базе. Курс построен по схеме «теория + практика в 1С». Подробная информация о курсе доступна по ссылке НДС: от понятия до декларации.

А если у вас возникли вопросы или желание обсудить рассмотренные ситуации, то буду очень рада вашим комментариям под статьей.

Автор статьи: Ольга Шулова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов 

Добавить комментарий

Декларации об исправлении или изменениях плана

Декларация об исправлении представляет собой форму декларации, которая подается для исправления или обновления информации, предоставленной при более ранней подаче в ведомство прав на землю.

Например, вы можете подать форму декларации, чтобы исправить дефект, или отправить форму F, когда информация была недоступна во время первоначальной подачи.

Чтобы внести это исправление, вам нужно будет найти свой пакет (см. Поиск пакетов) и перейти на страницу «Просмотреть пакет», чтобы отправить исправление, поправку или обновление в ведомство, подтверждающее право собственности на землю. Форма декларации и сертификация измененного плана обследования — единственные формы, которые можно подать на странице «Просмотреть пакет».

Вам дается 30 дней на исправление дефектного документа путем подачи заявления об исправлении после выдачи Уведомления об отказе в регистрации (Уведомление о дефекте) ведомством, подтверждающим право собственности на землю. Чтобы получить помощь в заполнении корректирующей декларации, см. практическое руководство по заполнению веб-формы декларации.

Для передачи и других операций с многослойными партиями требуется декларация, которая включает стандартную или индивидуализированную форму F. Воспользуйтесь формой декларации и нажмите кнопку Форма F Заявление кнопка для вставки основного абзаца.

Если в поддержку формы, которую вы подаете, требуется форма декларации, вы должны разместить ее в пакете сразу после документа, который он поддерживает, на странице «Отправить пакет» (см. «Отправить пакет в Земельное управление»).

Когда подавать декларацию об исправлении

Вы можете подать декларацию об исправлении:


После отправки пакета, но до того, как он будет назначен экзаменатору


После выпуска Уведомления о дефекте, но до того, как подача перейдет к окончательной регистрации, аннулированию или отзыву

Перед подачей декларации

Прежде чем подавать декларацию, вы должны убедиться в следующем:

Поле Номер связанного документа ( в верхнем правом углу формы) содержит ожидающий номер исправляемого документа

  • Там, где это применимо, информация, требуемая экспертом в Уведомлении о дефекте, описана
  • При необходимости прилагается изображение сопроводительного документа
  • Если применимо, декларация была распечатана и подписана
  • Применена электронная подпись

Как подать корректирующую декларацию или изменение плана

Процесс исправления документа в отделе регистрации прав на землю аналогичен процессу внесения изменений в план в отделе регистрации прав на землю, за исключением того, что для исправления документа исходный документ и все исправления рассматриваются вместе, тогда как при изменении плана считается, что новый план заменил первоначальный. Если вы исправляете документы или планы на собрании, ознакомьтесь с разделом Исправления для собрания.

Чтобы подать заявление об исправлении или изменении плана:


Найдите документ или план, который необходимо исправить. Это можно сделать, выполнив поиск пакета на странице «Просмотреть все пакеты».

Ссылку на файл, показанную в любом уведомлении о дефекте, можно использовать в поле «Искать», чтобы найти пакет, который необходимо исправить.


Щелкните ссылку в столбце «Ссылка на файл», чтобы перейти на страницу «Просмотр пакета» для пакета или плана, подлежащего исправлению. имя или номер документа, чтобы определить, какой документ или план вы хотите исправить. Вы можете нажать на имя файла, чтобы просмотреть исходный документ.


Нажмите Добавьте справа от ссылки на документ в таблице


Откроется окно просмотра файлов. Выберите файл, который вы хотите загрузить, и нажмите Открыть , чтобы начать загрузку.

  • Если документ или план успешно загружены, статус документа будет «Загружено»
  • Если ваш документ или план не удается загрузить, в статусе будет указано «Ошибка загрузки» или «Отклонено». Вы можете прокрутить статус, чтобы увидеть сообщение, объясняющее проблему. Вы не можете загрузить следующее исправление, пока не удалите все исправления со статусом «Ошибка загрузки» или «Отклонено».
  • Если вы загрузили неправильный файл, вы можете нажать Удалить , чтобы удалить файл

Введите комиссию в поле Комиссия. Если вы не обязаны платить комиссию, введите $0.00. Пожалуйста, ознакомьтесь с вашим Уведомлением о дефекте, чтобы узнать применимую плату.


Нажмите Отправить


Для каждого успешно отправленного исправления вы получите Уведомление о принятии в папку «Входящие» myLTSA и по электронной почте, в зависимости от ваших параметров пересылки. Уведомление о принятии также хранится на вкладке «Просмотр уведомления» вашего пакета.

Вы не можете добавить заявление об исправлении к существующему исправлению, но можете добавить дополнительное исправление к исходной форме.

Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права

Генеральная Ассамблея ,

Руководствуясь Уставом Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека, другими соответствующими документами по правам человека и Венской декларацией и Программой действий,

Подтверждая важность систематического и тщательного решения вопроса о средствах правовой защиты и возмещении ущерба жертвам грубых нарушений международного права в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права на национальном и международном уровнях,

Признавая что, соблюдая право жертв на средства правовой защиты и возмещение ущерба, международное сообщество сохраняет веру в бедственное положение жертв, выживших и будущих поколений людей и вновь подтверждает международное право в этой области,

Напоминая о принятии Комиссией по правам человека в ее резолюции 2005/35 Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права от 19 апреля 2005 г. и Экономическим и Социальным Советом в его резолюции 2005/30 от 25 июля 2005 г., в которой Совет рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Основные принципы и руководящие положения,

1. принимает Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, прилагаемые к настоящей резолюции;

. судебные органы, потерпевшие и их представители, правозащитники и адвокаты, СМИ и общественность в целом;

3. Просит Генерального секретаря принять меры для обеспечения как можно более широкого распространения Основных принципов и руководящих положений на всех официальных языках Организации Объединенных Наций, в том числе путем их передачи правительствам, межправительственным и неправительственным организациям и путем включения Основных принципов и руководящих положений в публикацию Организации Объединенных Наций под названием «Права человека: Сборник международных договоров» .

64-е пленарное заседание
16 декабря 2005 г.

Приложение

Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права

Преамбула

Генеральная Ассамблея,

Напоминая о положениях, предоставляющих право на средства правовой защиты жертвам нарушений международного права в области прав человека, содержащихся в многочисленных международных документах, в частности в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. права, статья 6 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, статья 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и статья 39.Конвенции о правах ребенка и международного гуманитарного права, изложенного в статье 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года (Конвенция IV), статье 91 Дополнительного протокола к Женевские конвенции от 12 августа 1949 года о защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года и статьи 68 и 75 Римского статута Международного уголовного суда,

Напоминая положения, предоставляющие право на средства правовой защиты жертвам нарушений международных прав человека, содержащиеся в региональных конвенциях, в частности в статье 7 Африканской хартии прав человека и народов, статье 25 Американской конвенции о правах человека и статье 13. Конвенции о защите прав человека и основных свобод,

Напоминая Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, вытекающую из обсуждений Седьмого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и Обращение с правонарушителями и резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи от 29Ноябрь 1985 г., которым Ассамблея приняла текст, рекомендованный Конгрессом,

Подтверждая принципы, провозглашенные в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, в том числе то, что к жертвам следует относиться с состраданием и уважением их достоинство, право на доступ к правосудию и механизмам возмещения в полном объеме и что следует поощрять создание, укрепление и расширение национальных фондов компенсации жертвам наряду с скорейшей разработкой соответствующих прав и средств правовой защиты для жертв,

Отмечая , что Римский статут Международного уголовного суда требует установления «принципов, касающихся возмещения ущерба потерпевшим или в отношении них, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию», требует от Ассамблеи государств-участников создания траста фонд в пользу жертв преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, и семей таких жертв, и уполномочивает Суд «защищать безопасность, физическое и психологическое благополучие, достоинство и неприкосновенность частной жизни жертв» и разрешать участие потерпевших на всех «стадиях разбирательства, которые Суд считает надлежащими»

Подтверждая , что Основные принципы и руководящие положения, содержащиеся в настоящем документе, направлены на грубые нарушения международного права в области прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права, которые в силу своего очень серьезного характера представляют собой оскорбление человеческого достоинства,

Подчеркивая что содержащиеся в нем Основные принципы и руководящие положения не влекут за собой новых международных или внутригосударственных правовых обязательств, а определяют механизмы, условия, процедуры и методы выполнения существующих правовых обязательств по международному праву прав человека и международному гуманитарному праву, которые дополняют друг друга, хотя и различаются по своему норм,

Напоминая , что международное право содержит обязательство осуществлять судебное преследование лиц, совершивших определенные международные преступления, в соответствии с международными обязательствами государств и требованиями национального законодательства или в соответствии с применимыми уставами международных судебных органов, и что обязательство осуществлять судебное преследование укрепляет международно-правовые обязательства, которые должны выполняться в соответствии с национальными правовыми требованиями и процедурами, и поддерживает концепцию взаимодополняемости,

Отмечая , что современные формы виктимизации, в основном направленные против отдельных лиц, тем не менее, могут также быть направлены против групп лиц, являющихся коллективными мишенями, , международное сообщество сохраняет веру в бедственное положение жертв, выживших и будущих поколений людей и вновь подтверждает международно-правовые принципы подотчетности, справедливости и верховенства закона,

Будучи убеждены в том, что, принимая точку зрения, ориентированную на жертву, международное сообщество подтверждает свою человеческую солидарность с жертвами нарушений международного права, включая нарушения международного права в области прав человека и международного гуманитарного права, а также с человечеством в целом, в соответствии со следующими Основными принципами и руководящими положениями,

Принимает следующие Основные принципы и руководящие положения:

I.

Обязательство уважать, обеспечивать соблюдение и осуществлять международное право в области прав человека и международное гуманитарное право

1. Обязательство уважать, обеспечивать соблюдение и применять международное право в области прав человека и международное гуманитарное право, как это предусмотрено соответствующими сводами права, вытекает из:

( a ) договоров, участником которых является государство;

( b ) Обычное международное право;

( c ) Внутреннее законодательство каждого штата.

2. Государства, если они еще не сделали этого, в соответствии с требованиями международного права обеспечивают соответствие своего внутреннего законодательства их международно-правовым обязательствам посредством:

( a ) Включение норм международного права в области прав человека и международного гуманитарного права в свое внутреннее законодательство или иное имплементация их в свою внутреннюю правовую систему;

( b ) Принятие надлежащих и эффективных законодательных и административных процедур и других надлежащих мер, обеспечивающих справедливый, эффективный и оперативный доступ к правосудию;

( c ) Предоставление адекватных, эффективных, своевременных и надлежащих средств правовой защиты, включая возмещение, как определено ниже;

( d ) Обеспечение того, чтобы их внутреннее законодательство обеспечивало, по крайней мере, такой же уровень защиты жертв, какой требуется в соответствии с их международными обязательствами.

II. Объем обязательства

3. Обязательство уважать, обеспечивать соблюдение и применять международное право в области прав человека и международное гуманитарное право, как это предусмотрено соответствующими правовыми нормами, включает, среди прочего, обязанность:

( a ) принимает соответствующие законодательные, административные и иные соответствующие меры для предотвращения нарушений;

( b ) Эффективно, быстро, тщательно и беспристрастно расследовать нарушения и, при необходимости, принимать меры против предполагаемых виновных в соответствии с национальным и международным законодательством;

( c ) Предоставление тем, кто утверждает, что они являются жертвами нарушения прав человека или гуманитарного права, равный и эффективный доступ к правосудию, как описано ниже, независимо от того, кто в конечном итоге может нести ответственность за нарушение; и

( d ) Предоставлять жертвам эффективные средства правовой защиты, включая возмещение ущерба, как описано ниже.

III. Грубые нарушения международного права прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права, представляющие собой преступления по международному праву

 

4. В случаях грубых нарушений международного права прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, представляющих собой преступления по международному праву, государства обязан провести расследование и, при наличии достаточных доказательств, обязан привлечь к уголовной ответственности лицо, предположительно ответственное за нарушения, и, в случае признания его виновным, обязан наказать его или ее. Кроме того, в этих случаях государства должны в соответствии с международным правом сотрудничать друг с другом и оказывать помощь международным судебным органам, компетентным в расследовании и судебном преследовании этих нарушений.

5. С этой целью, если это предусмотрено применимым договором или другими обязательствами по международному праву, государства включают или иным образом осуществляют в рамках своего внутреннего законодательства соответствующие положения об универсальной юрисдикции. Кроме того, если это предусмотрено в применимом договоре или других международно-правовых обязательствах, государства должны способствовать выдаче или передаче преступников другим государствам и соответствующим международным судебным органам и предоставлять судебную помощь и другие формы сотрудничества в отправлении международного правосудия. включая помощь и защиту потерпевших и свидетелей, в соответствии с международными правовыми стандартами в области прав человека и с учетом международно-правовых требований, таких как требования, касающиеся запрещения пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

IV. Сроки давности

6. Если это предусмотрено применимым договором или содержится в других международно-правовых обязательствах, сроки давности не применяются к грубым нарушениям международного права в области прав человека и серьезным нарушениям международного гуманитарного права, которые представляют собой преступления по международному праву. .

7. Внутренние сроки давности для других видов нарушений, которые не являются преступлениями по международному праву, включая сроки давности, применимые к гражданским искам и другим процедурам, не должны быть чрезмерно ограничительными.

V. Жертвы грубых нарушений международного права в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права

8. Для целей настоящего документа потерпевшими являются лица, которым индивидуально или коллективно причинен вред, включая физические или психические травмы, эмоциональные страдания, экономический ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действий или бездействия, представляющих собой грубые нарушения международного права в области прав человека или серьезные нарушения международного гуманитарного права. В соответствующих случаях и в соответствии с национальным законодательством термин «жертва» также включает ближайших родственников или иждивенцев непосредственной жертвы и лиц, которым был причинен вред при вмешательстве для оказания помощи потерпевшим в бедственном положении или для предотвращения виктимизации.

9. Лицо считается потерпевшим независимо от того, установлен ли виновный в нарушении, задержан, привлечен к уголовной ответственности или осужден, и независимо от семейных отношений между виновным и потерпевшим.

VI. Обращение с жертвами

10. С жертвами следует обращаться гуманно и уважать их достоинство и права человека, и следует принимать соответствующие меры для обеспечения их безопасности, физического и психологического благополучия и неприкосновенности частной жизни, а также членов их семей. Государству следует обеспечить, чтобы его внутреннее законодательство, насколько это возможно, предусматривало, что жертва, пострадавшая от насилия или травмы, должна пользоваться особым вниманием и заботой во избежание повторной травматизации в ходе юридических и административных процедур, направленных на обеспечение справедливости и возмещения ущерба.

VII. Право потерпевших на средства правовой защиты

11. Средства правовой защиты в случае грубых нарушений международного права в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права включают право жертвы на следующее, как это предусмотрено международным правом:

( a ) Равный и эффективный доступ к правосудию;

( b ) Адекватное, эффективное и быстрое возмещение причиненного вреда;

( c ) Доступ к соответствующей информации о нарушениях и механизмах возмещения ущерба.

VIII. Доступ к правосудию

12. Жертва грубого нарушения международного права прав человека или серьезного нарушения международного гуманитарного права имеет равный доступ к эффективным средствам судебной защиты, как это предусмотрено международным правом. Другие средства правовой защиты, доступные жертве, включают доступ к административным и другим органам, а также к механизмам, формам и процедурам, проводимым в соответствии с национальным законодательством. Вытекающие из международного права обязательства по обеспечению права на доступ к правосудию и на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство должны быть отражены во внутреннем законодательстве. С этой целью государствам следует:

( a ) Распространять через государственные и частные механизмы информацию обо всех доступных средствах правовой защиты от грубых нарушений международного права в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права;

( b ) Принимать меры для сведения к минимуму неудобств для потерпевших и их представителей, защиты от неправомерного вмешательства в их частную жизнь в соответствующих случаях и обеспечения их безопасности от запугивания и мести, а также их семей и свидетелей, до, во время и после судебных, административных или иных разбирательств, затрагивающих интересы потерпевших;

( c ) Оказание надлежащей помощи жертвам, ищущим доступа к правосудию;

( d ) Предоставить все надлежащие юридические, дипломатические и консульские средства для обеспечения того, чтобы жертвы могли осуществлять свои права на средства правовой защиты от грубых нарушений международного права в области прав человека или серьезных нарушений международного гуманитарного права.

13. В дополнение к индивидуальному доступу к правосудию государства должны стремиться разработать процедуры, позволяющие группам потерпевших предъявлять требования о возмещении ущерба и получать возмещение, в зависимости от обстоятельств.

14. Адекватное, эффективное и оперативное средство правовой защиты от грубых нарушений международного права в области прав человека или серьезных нарушений международного гуманитарного права должно включать все доступные и надлежащие международные процессы, в которых лицо может иметь правоспособность, и должно быть без ущерба для любых других внутренние средства правовой защиты.

IX. Возмещение причиненного вреда

 

15. Адекватное, эффективное и незамедлительное возмещение предназначено для обеспечения справедливости путем исправления грубых нарушений международного права в области прав человека или серьезных нарушений международного гуманитарного права. Возмещение должно быть соразмерно тяжести нарушений и причиненного вреда. В соответствии со своим внутренним законодательством и международно-правовыми обязательствами государство предоставляет возмещение жертвам за действия или бездействие, которые могут быть приписаны государству и представляют собой грубые нарушения международного права в области прав человека или серьезные нарушения международного гуманитарного права. В тех случаях, когда лицо, юридическое лицо или иное юридическое лицо несет ответственность за возмещение ущерба потерпевшему, такая сторона должна предоставить возмещение потерпевшему или компенсировать государству, если государство уже предоставило возмещение потерпевшему.

16. Государствам следует стремиться к созданию национальных программ возмещения ущерба и другой помощи потерпевшим в случае, если стороны, несущие ответственность за причиненный вред, не могут или не желают выполнять свои обязательства.

17. В отношении требований потерпевших государства должны исполнять внутренние судебные решения о возмещении ущерба в отношении физических или юридических лиц, несущих ответственность за причиненный вред, и стремиться к исполнению вступивших в законную силу иностранных судебных решений о возмещении ущерба в соответствии с внутренним законодательством и международно-правовыми обязательствами. С этой целью государствам следует предусмотреть в рамках своего внутреннего законодательства эффективные механизмы исполнения решений о возмещении ущерба.

18. В соответствии с национальным законодательством и международным правом и с учетом индивидуальных обстоятельств жертвы грубых нарушений международного права в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права должны, в зависимости от обстоятельств и соразмерно тяжести нарушения и обстоятельств каждого дела, должно быть обеспечено полное и эффективное возмещение, как это изложено в принципах 19-23, которое включает следующие формы: реституцию, компенсацию, реабилитацию, сатисфакцию и гарантии неповторения.

19. Реституция должна, по возможности, возвращать жертву в исходное положение до того, как имели место грубые нарушения международного права в области прав человека или серьезные нарушения международного гуманитарного права. Реституция включает, в соответствующих случаях, восстановление свободы, осуществление прав человека, идентичности, семейной жизни и гражданства, возвращение на место жительства, восстановление занятости и возврат имущества.

20. Компенсация должна быть предоставлена ​​за любой экономически поддающийся оценке ущерб, соответствующий и пропорциональный тяжести нарушения и обстоятельствам каждого случая, в результате грубых нарушений международного права в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, например:

( a ) Физический или психический вред;

( b ) Упущенные возможности, включая трудоустройство, образование и социальные льготы;

( c ) Материальный ущерб и потеря заработка, включая потерю возможности заработка;

( d ) Моральный вред;

( e ) Расходы на юридическую или экспертную помощь, лекарства и медицинские услуги, психологические и социальные услуги.

21. Реабилитация должна включать медицинскую и психологическую помощь, а также юридические и социальные услуги.

22. Удовлетворение должно включать, где применимо, любое или все из следующего:

( a ) Эффективные меры, направленные на прекращение продолжающихся нарушений;

( b ) Проверка фактов и полное и публичное раскрытие истины в той мере, в какой такое раскрытие не причиняет дальнейшего вреда и не угрожает безопасности и интересам потерпевшего, его родственников, свидетелей или лиц, вмешались, чтобы помочь жертве или предотвратить возникновение дальнейших нарушений;

( c ) Розыски местонахождения пропавших без вести, установления личности похищенных детей и тел убитых, а также содействие в обнаружении, опознании и перезахоронении тел в соответствии с выраженными или предполагаемое желание жертв или культурные обычаи семей и общин;

( d ) Официальное заявление или решение суда о восстановлении достоинства, репутации и прав потерпевшего и лиц, тесно связанных с потерпевшим;

( e ) Публичные извинения, включая признание фактов и принятие на себя ответственности;

( ф ) Судебные и административные санкции в отношении лиц, виновных в нарушениях;

( г ) Память и дань памяти жертвам;

( h ) Включение точного описания имевших место нарушений в учебные курсы по международному праву прав человека и международному гуманитарному праву, а также в учебные материалы на всех уровнях.

23. Гарантии неповторения должны включать, где это применимо, любые или все из следующих мер, которые также будут способствовать предотвращению:

( a ) Обеспечение эффективного гражданского контроля над вооруженными силами и силами безопасности;

( b ) Обеспечение того, чтобы все гражданские и военные разбирательства соответствовали международным стандартам надлежащей правовой процедуры, справедливости и беспристрастности;

( c ) Укрепление независимости судебной власти;

( d ) Защита лиц, работающих в сфере права, медицины и здравоохранения, средств массовой информации и других смежных профессий, а также правозащитников;

( e ) Предоставление на приоритетной и постоянной основе образования в области прав человека и международного гуманитарного права для всех слоев общества и обучения сотрудников правоохранительных органов, а также вооруженных сил и сил безопасности;

( ф ) Содействие соблюдению кодексов поведения и этических норм, в частности международных стандартов, государственными служащими, в том числе правоохранительными, исправительными, средствами массовой информации, медицинскими, психологическими, социальными службами и военнослужащими, а также экономическими предприятия;

( г ) Продвижение механизмов предотвращения и мониторинга социальных конфликтов и их разрешения;

( h ) Пересмотр и изменение законов, способствующих или допускающих грубые нарушения международного права в области прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права.

X. Доступ к соответствующей информации о нарушениях и механизмах возмещения ущерба

24. Государствам следует разработать средства информирования широкой общественности и, в частности, жертв грубых нарушений международного права прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права прав средства правовой защиты, предусмотренные настоящими Основными принципами и руководящими положениями, а также все доступные юридические, медицинские, психологические, социальные, административные и все другие услуги, к которым жертвы могут иметь право доступа. Кроме того, жертвы и их представители должны иметь право запрашивать и получать информацию о причинах, приведших к их виктимизации, а также о причинах и условиях, связанных с грубыми нарушениями международного права в области прав человека и серьезными нарушениями международного гуманитарного права, а также узнавать правду в отношении к этим нарушениям.

XI. Недискриминация

25. Применение и толкование настоящих Основных принципов и руководящих положений должны соответствовать международному праву прав человека и международному гуманитарному праву и не допускать какой-либо дискриминации любого рода или по какому-либо признаку без исключения.