Мониторинг по 44 фз. 11. «Контроль 44-ФЗ» или проверка закупок на ограничения по закону

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ. Мониторинг по 44 фз


Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

 

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  1. Внутренний;
  2. Общественный;
  3. Ведомственный.

 

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

 

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению. 
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

 

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки. 

 

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.  

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур. 

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции. 

 

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

 

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок. 
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

 

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

goszakupkirf.ru

Отчет о проведенных контрольных мероприятиях (44-ФЗ)

  • Планирование закупок
  • Осуществлениезакупок
  • Информация о контрактахи договорах
  • Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок
  • Дополнительнаяинформация
  • Показывать по:
  • Показывать по:10
  • Сортировать по:
  • Дате обновления
  • Дате размещения
  • Релевантности

Всего записей: 248

Отчет о проведенных мероприятиях органом внутреннего контроля МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ИНН: 5321028776 Уровень организации: Федеральный уровень Отчетный период с 01.07.2018 по 31.07.2018
  • Размещено: 04.10.2018
  • Обновлено: 04.10.2018

Всего записей: 248

наверх

Свернуть Развернуть

zakupki.gov.ru

что и как оценивает Минфин.

С 2017 года реализуется мониторинг закупок в рамках 44-ФЗ, также утвержден алгоритм его проведения. Разберемся, что это такое, кто его проводит и каковы результаты осуществления мониторинга.

Закон о контрактной системе в сфере закупок предусматривает не только планирование и осуществление тендеров различными способами, но и схему оценки обоснованности тех или иных торгов путем проведения такой процедуры, как мониторинг госзакупок.

Мониторинг закупок представляет собой надзор в области торгов, который включает сбор, обобщение, систематизацию, а также оценку сведений об осуществлении торгов, в том числе выполнении планов и планов-графиков тендеров. Такого рода оценка проводится уполномоченным на это органом власти, а именно Министерством финансов. Сбор указанных сведений осуществляется на ЕИС. На уровне субъекта и муниципального образования на основании изданных актов может проводиться мониторинг тендеров и закупок, проведенных в этом регионе или муниципалитете.

Цели оценки

Мониторинг закупок осуществляется в целях:

  • оценки уровня достижения целей, обозначенных в соответствии со ст. 13 ФЗ № 44. Напомним, речь идет о реализации мероприятий, которые закреплены в государственных программах, исполнении международных обязательств, исполнении функций и полномочий государственных органов власти;
  • анализа обоснованности торгов в соответствии с требованиями статьи 18 44-ФЗ. При составлении и размещении планов-графиков, например, обоснованию подлежат начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика, а также дополнительные, предъявляемые к нему требования;
  • установления эффективности обеспечения нужд государства и муниципалитета.

Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.

Результат проведения

Результаты процедуры оформляются в виде документа — сводного аналитического отчета. Такой документ представляется Минфином в Правительство ежегодно не позднее 30 апреля, однако формируется он за каждый квартал и размещается в ЕИС.

Информация для отчета также черпается из ЕИС: оценке подлежат реализация планов и планов-графиков, ведение реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков, наличие жалоб (плановых и внеплановых проверок), банковские гарантии, а также результаты проведенного контроля в рамках статьи 99 44-ФЗ.

Требования к сводному аналитическому отчету

Итак, мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ предполагает формирование отчета. Сведения, которые в нем содержатся, систематизируют информацию:

  • об осуществлении закупок, сумме всех максимальных цен, в том числе о централизованных закупках;
  • о числе процедур, которые состоялись и не состоялись;
  • об общей стоимости всех сделок;
  • о выполнении обязательств по контрактам, в том числе об оплате и ответственности за нарушения;
  • о ведении РНП; о ведении реестра жалоб, проверок как планового так и внепланового характера;
  • о количестве банковских гарантий и общей сумме денег, которая указана в них;
  • об итогах контроля;
  • о функционировании ЕИС.

Порядок подготовки документа можно определить как сбор, обобщение, систематизацию и оценку, разработку проекта структуры такого аналитического отчета, согласование ее с ФАС и иными заинтересованными ведомствами, разработку проекта и его согласование, и завершающий этап — предоставление в Правительство на рассмотрение. 

Источник: Петербургский правовой портал

zakupki-portal.ru

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае - затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, - затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

Осуществлять контроль можно по-разному: путем тесного взаимодействия, сотрудничества и поддержки в интересах снижения количества нарушений, либо формальным путем - когда взаимодействие в вопросах госзакупок минимально, а подведомственные заказчики брошены один на один со своими вопросами и проблемами.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее...

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

good-tender.ru

11. «Контроль 44-ФЗ» или проверка закупок на ограничения по закону

← НазадДалее →  

Чтобы проверить соблюдение ограничений законодательства на этапах планирования закупок и заключения контрактов, воспользуйтесь инструментом «Контроль ограничений по 44-ФЗ» на вкладке «Закупки и инструменты > Контроль ограничений по 44-ФЗ»:

Для начала расчёта актуализируйте совокупный годовой объём закупок (СГОЗ) организации заказчика: нажмите кнопку «Изменить», введите СГОЗ на соответствующий год и нажмите «Обновить».

В строке «Запланировано закупок с учетом экономии» отражается сумма, рассчитанная из планируемых оплат по нерасторгнутым контрактам, фактических оплат по контрактам с расторжением, планируемых оплат по неотмененным закупкам, по которым еще нет информации о контракте.

По столбцу «Учитываемый объем закупок» показана сумма, от которой вычисляется размер ограничения. Как правило, эта сумма равна СГОЗ, однако для СМП и СОНО сумма считается иначе: из СГОЗ вычитаются все закупки у единственного поставщика, а также закупки закрытыми способами (согласно ч.1.1 статьи 30 44-ФЗ). Расчет суммы ведется по оплатам, а не по цене закупки.

Если закупка была запланирована у СМП и СОНО, но процедура не состоялась и будет заключен контракт с единственным поставщиком по п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ, такая закупка не учитывается в объёме закупок у СМП и вычитается из суммы запланированных закупок у СМП и СОНО.

В строке «Еще можно/нужно закупить» отражается сумма, на которую осталось запланировать закупку по данному способу. Сумма вычисляется следующим образом: из размера ограничений «Всего можно/нужно закупить», т.е. % от СГОЗ либо максимальной суммы, вычитаются оплаты по данному способу закупки.

По ссылке открывается таблица с закупками, которые были учтены при расчете суммы.

← НазадДалее →

zakupki44fz.ru

Ведомственный контроль в закупках по 44-ФЗ

В этом материале вы узнаете: что такое ведомственная проверка при закупках по 44-ФЗ, как часто проводятся такие проверки и почему не всегда министерства ограничиваются документарным контролем.

Под контроль при закупках в рамках 44-ФЗ попадают все: заказчики, контрактный управляющий и вся контрактная служба, комиссия по закупкам и ее члены, операторы электронных торговых площадок, а также уполномоченные учреждения и специализированные организации (ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ).

Помимо контрольных органов, соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации. Это и есть ведомственный контроль.

Ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками госорганов, «Росатома», «Роскосмоса», органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

                   

Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Здесь прописаны общие требования к проведению ведомственных проверок.

Кроме того, каждое из профильных министерств и ведомств утвердили и ввели еще собственные регламенты контроля в сфере закупок для госнужд. Регламенты проведения проверок утверждены, к примеру, в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минприроды и Минкультуры, Росавиации, Росстате, Роспотребнадзоре, в Минздраве и МЧС.

Утвержденные ведомствами регламенты контроля содержат детальное описание каждого этапа проверки, их последовательности и сроков. Также в регламентах прописан состав проверяющих комиссий, число членов комиссий и требования к ним, их права и полномочия, а также требования к оформлению результатов и отчетов.

Общие правила и механизмы ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляется в отношении не исполнителя, а подведомственного заказчика и его контрактной службы. Проверки проводятся по части соблюдения с их стороны норм 44-ФЗ. В частности, проверяется соблюдение прописанных в законе ограничений и запретов, правил обоснования закупок и их обоснованности, а также верность определения начальной цены контракта.

Документарные и выездные проверки при ведомственном контроле

Сотрудники ведомств могут проводить как документарные, так и выездные проверки, но только по приказу главы ведомства. При этом они обязаны заранее уведомить заказчика о планируемой проверке. Как правило, случаи проведения выездных проверок перечисляются в регламентах ведомственного контроля.

В качестве примера рассмотрим Регламент ведомственного контроля Минобрнауки РФ. Согласно документу, выездные проверки министерство проводит при контроле соответствия поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги) условиям контракта.

Выездной контроль министерство проводит также тогда, когда проверяемые данные являются гостайной. Также выездную проверку Минобрнауки проводит по поручению министра или уполномоченного им должностного лица. Во всех других случаях министерство ограничивается проверками документов.

Отметим, что согласно постановлению Правительства РФ №89, при выездных мероприятиях заказчик обязан позволить проверяющим доступ на территорию своей компании. Фото-, видеосъемка, копирование документов в отдельных случаях также разрешается. А если у проверяющих возникнут вопросы, заказчик по почте или устно обязан предоставить все пояснения.

Как долго длится ведомственная проверка по 44-ФЗ

В ПП РФ №89 четко прописаны и сроки проведения ведомственного контроля – не дольше 15 дней. Срок проверки можно продлить еще максимум на 15 дней, но только один раз и по решению главы ведомства.

По итогам ведомственной проверки составляется итоговый акт, где фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки. Кстати, о выявленных правонарушениях проверяющие должны сообщить в соответствующие органы – в Прокуратуру или ФАС.

Материалы по результатам такой проверки должны храниться в соответствующем ведомстве или министерстве не менее трех лет.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

www.pro-goszakaz.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области