Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков как подтвердить: Бланк декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

основания для включения и риски — СКБ Контур

Реестр представлен в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Его ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), опираясь на порядок, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Информация из РНП прежде всего важна для заказчиков. У них есть право ограничить доступ к закупкам для участников, сведения о которых содержатся в РНП. При этом они обязаны направлять в ФАС информацию об участниках и поставщиках, которые нарушили обязательства, предусмотренные контрактной системой и системой закупок отдельных видов юрлиц.

  • Риски попадания в РНП
  • Как попадают в РНП
  • РНП по 223-ФЗ и 44-ФЗ: отличия
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
  • РНП и санкции

Для компании попадание в реестр грозит серьезными проблемами и ограничениями:

1. Запрет на участие в закупках в течение двух лет как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

2. Потеря обеспечения заявки, которое обычно подлежит возврату (ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ). Обеспечение заявки как раз является инструментом защиты от недобросовестных поставщиков, которые участвуют в закупках и в дальнейшем уклоняются от заключения договора.

3. Лишение права обжалования действий заказчика по закупкам, в которых установлено требование по отсутствию сведений о поставщике в РНП (п. 5 ст. 105 Закона 44-ФЗ).

4. Ущерб репутации. РНП — это как доска позора, сигнализирующая о недобросовестности компании. Такая информация может оттолкнуть контрагентов от сотрудничества.

Проверьте активность контрагента. Выясните, какие признаки указывают на его благонадежность.

Попробовать бесплатно

Оказаться в числе неблагонадежных можно в двух случаях:

  • Участник побеждает в закупочной процедуре, но уклоняется от заключения контракта в рамках 44-ФЗ или договора в рамках 223-ФЗ.
  • Поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.

В рамках 44-ФЗ в качестве оснований для попадания в РНП предусмотрены уклонение от заключения контракта и неисполнение контракта на этапе его реализации.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков: 10 правил

В РНП по 223-ФЗ попадает информация только о тех участниках, которые уклонились от заключения договора. При этом он не регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика на этапе исполнения договора, заключенного в рамках закупки.

Данные ФАС

В I квартале 2021 года в РНП включены сведения о 3 900 недобросовестных поставщиках. Это на 15 % больше по сравнению с I кварталом 2020 года.

Основная причина включения сведений в РНП — одностороннее расторжение контракта (3 300 поставщиков).

В 2022 году ФАС рассмотрела более 7 000 обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП. Включены в него более 3 000.

Правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением договоров, является обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных).  

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом допускается использование как двух реестров, так и любого из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, если сведения о нем включены в реестры.  

Ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в РНП соответствующего участника закупочной процедуры. Поэтому в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в РНП сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Требование заказчика об отсутствии в РНП сведений об участниках закупки распространяется в том числе на учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Подробные разъяснения по этому вопросу Минфин дает в своем Письме от 08.06.2020 № 24-05-07/49487.

С недавнего времени изменился порядок внесения информации в РНП (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ). Данные об участниках юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включаются в РНП в том случае, если участники сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юрлица — участника закупки.

Важны ключевые моменты: 

  • учредителей включают в РНП не по формальным признакам, а с учетом степени их влияния на управленческие решения;
  • степень влияния определяется размером доли в уставном капитале участника — юридического лица.

Информация об участнике и руководителе юрлица попадает в РНП на момент нарушения правил 44-ФЗ. Ответственность применяется даже в том случае, если в дальнейшем участник выйдет из состава учредителей, а полномочия руководителя будут переданы другому лицу.

Кроме того, информация теперь исключается из РНП по истечении двух лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить сведения в реестр.

Основания для направления сведений в РНП по 44-ФЗ

На этапе заключения контракта основания могут быть такими:

  1. Уклонение победителя закупки от заключения контракта.
  2. Уклонение единственного участника закупки от заключения контракта.

Под уклонением следует понимать неподписание к установленному сроку проекта контракта и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. Достаточно одного из условий, чтобы информация об участнике-уклонисте попала в ФАС, а затем и в РНП.

Для подтверждения предоставления обеспечения участник обязан прикрепить документ (копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет заказчика или скан-копию независимой гарантии), в карточку контракта на электронной торговой площадке (ЭТП). В противном случае он не сможет подписать контракт. А это нужно успеть сделать в течение пяти дней.

Участник, не выполнивший эти требования, признается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик должен составить соответствующий протокол не позднее одного рабочего дня. В протоколе фиксируется номер и сведения о закупке, информация о заказчике и об участнике, обстоятельства уклонения и другая важная информация.

Кроме того, у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы составить обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Удобный инструмент для работы с закупками — гибкий поиск из 230 источников

Одним из оснований для попадания в РНП может стать несоответствие обеспечения контракта требованиям. Заказчик проверяет, поступили ли средства на счет и соответствует ли гарантия требованиям (наличие гарантии в реестре, сумма, сроки, обязанности, номер и предмет закупки).

Участник признается уклонистом:

  • Если на момент подписания контракта средства на счет заказчика не поступили.   
  • Если гарантии нет в реестре либо она не соответствует требованиям.

На стадии исполнения контракта есть два основания для попадания в РНП:

  1. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий со стороны поставщика.
  2. Расторжение контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.

Заказчик обязан расторгнуть контракт через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для направления информации об участнике в РНП по 223-ФЗ есть только одно основание — уклонение победителя закупки от заключения договора. К нему можно отнести неподписание к установленному сроку проекта договора и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения договора.

Заказчик вправе установить требования как об отсутствии участника в РНП, предусмотренном 223-ФЗ, так и об отсутствии в РНП по 44-ФЗ. Таким образом, закон о закупках отдельных юрлиц использует два реестра параллельно. И если участник закупки по 223-ФЗ есть только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть отклонена автоматически.   

Если участник уклоняется от заключения договора, заказчик в течение 30 календарных дней со дня заключения договора или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации, направляет в ФАС сведения. Они включают:  

  • копию протокола закупки, на основании которого должен заключаться договор;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора участником закупки.

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 № Д28и-3552). Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 № Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14).

В марте было принято Постановление Правительства от 21.03.2022 № 417, в котором учитываются форс-мажорные обстоятельства, связанные с введением санкций. В нем отмечается, что «исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами».

Минфин выпустил Письмо от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, в котором даны разъяснения по вопросу применения постановления. Важно обратить внимание, что:

  • Информация в РНП не включается автоматически. Это происходит по результатам рассмотрения обращения заказчика и проверки содержащихся в нем фактов на заседании комиссии уполномоченного органа.
  • Если будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о нем не включается в реестр.
Что относится к обстоятельствам непреодолимой силы
  • введение политических или экономических санкций иностранными государствами;
  • введение мер ограничительного характера иностранными государствами.

К ним не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

основания для включения и риски — СКБ Контур

Реестр представлен в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Его ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), опираясь на порядок, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Информация из РНП прежде всего важна для заказчиков. У них есть право ограничить доступ к закупкам для участников, сведения о которых содержатся в РНП. При этом они обязаны направлять в ФАС информацию об участниках и поставщиках, которые нарушили обязательства, предусмотренные контрактной системой и системой закупок отдельных видов юрлиц.

  • Риски попадания в РНП
  • Как попадают в РНП
  • РНП по 223-ФЗ и 44-ФЗ: отличия
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
  • РНП и санкции

Для компании попадание в реестр грозит серьезными проблемами и ограничениями:

1. Запрет на участие в закупках в течение двух лет как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

2. Потеря обеспечения заявки, которое обычно подлежит возврату (ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ). Обеспечение заявки как раз является инструментом защиты от недобросовестных поставщиков, которые участвуют в закупках и в дальнейшем уклоняются от заключения договора.

3. Лишение права обжалования действий заказчика по закупкам, в которых установлено требование по отсутствию сведений о поставщике в РНП (п. 5 ст. 105 Закона 44-ФЗ).

4. Ущерб репутации. РНП — это как доска позора, сигнализирующая о недобросовестности компании. Такая информация может оттолкнуть контрагентов от сотрудничества.

Проверьте активность контрагента. Выясните, какие признаки указывают на его благонадежность.

Попробовать бесплатно

Оказаться в числе неблагонадежных можно в двух случаях:

  • Участник побеждает в закупочной процедуре, но уклоняется от заключения контракта в рамках 44-ФЗ или договора в рамках 223-ФЗ.
  • Поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.

В рамках 44-ФЗ в качестве оснований для попадания в РНП предусмотрены уклонение от заключения контракта и неисполнение контракта на этапе его реализации.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков: 10 правил

В РНП по 223-ФЗ попадает информация только о тех участниках, которые уклонились от заключения договора. При этом он не регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика на этапе исполнения договора, заключенного в рамках закупки.

Данные ФАС

В I квартале 2021 года в РНП включены сведения о 3 900 недобросовестных поставщиках. Это на 15 % больше по сравнению с I кварталом 2020 года.

Основная причина включения сведений в РНП — одностороннее расторжение контракта (3 300 поставщиков).

В 2022 году ФАС рассмотрела более 7 000 обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП. Включены в него более 3 000.

Правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением договоров, является обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных).  

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом допускается использование как двух реестров, так и любого из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, если сведения о нем включены в реестры.  

Ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в РНП соответствующего участника закупочной процедуры. Поэтому в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в РНП сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Требование заказчика об отсутствии в РНП сведений об участниках закупки распространяется в том числе на учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Подробные разъяснения по этому вопросу Минфин дает в своем Письме от 08.06.2020 № 24-05-07/49487.

С недавнего времени изменился порядок внесения информации в РНП (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ). Данные об участниках юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включаются в РНП в том случае, если участники сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юрлица — участника закупки.

Важны ключевые моменты: 

  • учредителей включают в РНП не по формальным признакам, а с учетом степени их влияния на управленческие решения;
  • степень влияния определяется размером доли в уставном капитале участника — юридического лица.

Информация об участнике и руководителе юрлица попадает в РНП на момент нарушения правил 44-ФЗ. Ответственность применяется даже в том случае, если в дальнейшем участник выйдет из состава учредителей, а полномочия руководителя будут переданы другому лицу.

Кроме того, информация теперь исключается из РНП по истечении двух лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить сведения в реестр.

Основания для направления сведений в РНП по 44-ФЗ

На этапе заключения контракта основания могут быть такими:

  1. Уклонение победителя закупки от заключения контракта.
  2. Уклонение единственного участника закупки от заключения контракта.

Под уклонением следует понимать неподписание к установленному сроку проекта контракта и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. Достаточно одного из условий, чтобы информация об участнике-уклонисте попала в ФАС, а затем и в РНП.

Для подтверждения предоставления обеспечения участник обязан прикрепить документ (копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет заказчика или скан-копию независимой гарантии), в карточку контракта на электронной торговой площадке (ЭТП). В противном случае он не сможет подписать контракт. А это нужно успеть сделать в течение пяти дней.

Участник, не выполнивший эти требования, признается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик должен составить соответствующий протокол не позднее одного рабочего дня. В протоколе фиксируется номер и сведения о закупке, информация о заказчике и об участнике, обстоятельства уклонения и другая важная информация.

Кроме того, у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы составить обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Удобный инструмент для работы с закупками — гибкий поиск из 230 источников

Одним из оснований для попадания в РНП может стать несоответствие обеспечения контракта требованиям. Заказчик проверяет, поступили ли средства на счет и соответствует ли гарантия требованиям (наличие гарантии в реестре, сумма, сроки, обязанности, номер и предмет закупки).

Участник признается уклонистом:

  • Если на момент подписания контракта средства на счет заказчика не поступили.  
  • Если гарантии нет в реестре либо она не соответствует требованиям.

На стадии исполнения контракта есть два основания для попадания в РНП:

  1. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий со стороны поставщика.
  2. Расторжение контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.

Заказчик обязан расторгнуть контракт через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для направления информации об участнике в РНП по 223-ФЗ есть только одно основание — уклонение победителя закупки от заключения договора. К нему можно отнести неподписание к установленному сроку проекта договора и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения договора.

Заказчик вправе установить требования как об отсутствии участника в РНП, предусмотренном 223-ФЗ, так и об отсутствии в РНП по 44-ФЗ. Таким образом, закон о закупках отдельных юрлиц использует два реестра параллельно. И если участник закупки по 223-ФЗ есть только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть отклонена автоматически.   

Если участник уклоняется от заключения договора, заказчик в течение 30 календарных дней со дня заключения договора или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации, направляет в ФАС сведения. Они включают:  

  • копию протокола закупки, на основании которого должен заключаться договор;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора участником закупки.

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 № Д28и-3552). Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 № Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14).

В марте было принято Постановление Правительства от 21.03.2022 № 417, в котором учитываются форс-мажорные обстоятельства, связанные с введением санкций. В нем отмечается, что «исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами».

Минфин выпустил Письмо от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, в котором даны разъяснения по вопросу применения постановления. Важно обратить внимание, что:

  • Информация в РНП не включается автоматически. Это происходит по результатам рассмотрения обращения заказчика и проверки содержащихся в нем фактов на заседании комиссии уполномоченного органа.
  • Если будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о нем не включается в реестр.
Что относится к обстоятельствам непреодолимой силы
  • введение политических или экономических санкций иностранными государствами;
  • введение мер ограничительного характера иностранными государствами.

К ним не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

Главная — ЧЕРНЫЙ СПИСОК ПОСТАВЩИКОВ

Вы ищете информацию о компании Jiangsu Tisco Technology Co Ltd, расположенной в Китае, которая занимается продажей пластин из нержавеющей стали? Если это так, прочитайте ниже, чтобы узнать об опыте одного покупателя с этой компанией. Также вы найдете соответствующие поисковые ссылки…

Продолжить чтение «Jiangsu Tisco Technology Co Ltd»…

Ищете информацию о компании Tjyct Steel Co Ltd, которая базируется в Китае и занимается продажей нержавеющей стали? Если вы ищете информацию об этой компании, то прочитайте приведенный ниже опыт одного покупателя, у которого возникли проблемы с этой компанией…

Продолжить чтение «Tjyct Steel Co Ltd»…

Вы проводите комплексную проверку MLC Europe BV из Нидерландов, которая продает светодиодные драйверы? Если это так, читайте ниже, чтобы узнать об одном опыте покупателей при попытке купить драйверы светодиодов. Вы также найдете несколько ссылок, которые помогут вам…

Продолжить чтение «MLC Europe BV»…

Проводили ли вы исследование компании Shandong Chengxinrui Stainless Steel Co Ltd, расположенной в Китае, которая продает нержавеющую сталь? Если это так, читайте ниже, чтобы узнать об опыте одного покупателя при попытке купить нержавеющую сталь. Внизу этой страницы вы найдете…

Продолжить чтение «Shandong Chengxinrui Stainless Steel Co Ltd»…

Вы изучаете возможность ведения бизнеса с Shandong Baiyong Metal Material Co Limited из Китая, которая продает трубы Smls? Если это так, вы можете прочитать приведенный ниже обзор опыта одного покупателя и его рекомендацию рассмотреть…

Продолжить чтение «Shandong Baiyong Metal Material Co Limited»…

Нужна дополнительная информация о компании Guaggi, расположенной в США? Если вы планируете вести бизнес с этой компанией, прочитайте ниже, чтобы узнать об опыте одного покупателя, когда они искали у них уличную одежду. Вы также найдете некоторые…

Продолжить чтение «Guaggi»…

Вы проводите комплексную проверку Zhangpu Iron Steel Group Co Ltd из Китая, которая продает алюминиевый лист? Если это так, вы можете прочитать приведенный ниже обзор опыта одного покупателя и его рекомендацию рассмотреть, когда…

Продолжить чтение «Zhangpu Iron Steel Group Co Ltd»…

Поиск информации во время проведения комплексной проверки SGZ Metal Material Co Ltd из Китая, который продает пластины для травления? Если вы ищете информацию об этой компании, прочитайте приведенный ниже опыт одного покупателя, который оказался…

Продолжить чтение «SGZ Metal Material Co Ltd»…

Ищете информацию о Advanced Semiconductor Inc, которая базируется в США и продает транзисторы? Если вы ищете информацию об этой компании, то прочитайте приведенный ниже опыт одного покупателя, у которого возникли проблемы с этой компанией…

Продолжить чтение «Advanced Semiconductor Inc»…

Вы ищете информацию о компании Shenyang Qianxiaoyi E Commerce Co Ltd, расположенная в Китае, которая продает рубашки? Если это так, прочитайте ниже, чтобы узнать об опыте одного покупателя с этой компанией. Также вы найдете похожие поисковые ссылки на…

Продолжить чтение «Shenyang Qianxiaoyi E Commerce Co Ltd»…

Вернуться к основной навигации

Служба одного окна

Мини-служба одного окна (MOSS), созданная 1 января 2015 г., была расширена с 1 июля 2021 года стать единым центром обслуживания (OSS), охватывающим более широкий спектр поставок, и ввел дополнительные упрощения.

Эта расширенная служба одного окна охватывает три специальные схемы: схему вне Союза, схему Союза и схему импорта. Сфера действия уже существующей внесоюзной схемы и схемы Союза была расширена, тогда как импортная схема была введена заново. Эти специальные схемы позволяют налогообязанным лицам декларировать и уплачивать НДС в государствах-членах, в которых эти налогооблагаемые лица (как правило) не учреждены, через веб-портал в государстве-члене, в котором они идентифицированы (государство-член идентификации). Схемы необязательны.

На практике налогообязанное лицо, зарегистрированное для схемы OSS в государстве-члене (государстве-члене идентификации), подает в электронной форме декларации по НДС OSS с подробным описанием поставок, которые могут быть заявлены в соответствующей схеме OSS вместе с подлежащим уплате НДС. Декларация по НДС подается ежеквартально по схеме вне Союза и по схеме Союза и ежемесячно по схеме импорта. Если налогообязанное лицо решает использовать одну из схем, оно должно декларировать все поставки, которые подпадают под эту конкретную схему, через декларацию OSS по соответствующей схеме. Эти декларации OSS по НДС вместе с уплаченным НДС затем передаются государством-членом идентификации в соответствующие государства-члены потребления через защищенную сеть связи.

Декларации OSS по НДС являются дополнительными и не заменяют декларацию по НДС, которую налогоплательщик представляет своему государству-члену в соответствии с его внутренними обязательствами по НДС.

Схемы OSS доступны для налогооблагаемых лиц, зарегистрированных в ЕС и за пределами ЕС. Налогообязанные лица, зарегистрированные в ЕС , могут использовать схему Союза и импортную схему , в то время как налогообязанные лица, не зарегистрированные в ЕС, могут использовать все три схемы, то есть не из Союза , Союз и схема импорта .

Без схем OSS поставщик должен был бы зарегистрироваться в каждом государстве-члене, в котором он поставляет товары или услуги своим клиентам. Схемы OSS являются необязательными для налогоплательщиков. Однако при выборе схемы OSS налогооблагаемое лицо должно применять эту схему ко всем поставкам, подпадающим под эту схему, во всех соответствующих государствах-членах. Таким образом, налогообязанное лицо не может использовать схему OSS только для поставок в некоторые государства-члены, а не для поставок в другие государства-члены. После включения в схему она применяется ко всем поставкам потребителям во всех государствах-членах.

Законодательство, касающееся службы одного окна, содержится в ряде законодательных актов (см. законодательство ЕС). Чтобы дать налогообязанным лицам и государствам-членам четкое представление о работе службы одного окна, Комиссия объединила основные моменты в форме Руководства по работе службы одного окна. В этом Руководстве по работе в службе одного окна рассматриваются четыре элемента:

  • Процесс возврата (включая исправления)

  • Процесс оплаты, включая возмещение

  • Разное, включая ведение записей

Для целей этих элементов важно уточнить некоторые основные концепции:

  1. Концепция налогового человека по отношению к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному к одному. Stop Shop

В соответствии с внесоюзной схемой налогооблагаемым лицом является предприятие (будь то компания, товарищество или индивидуальный предприниматель), которое не учредило свой бизнес (место ведения бизнеса) в ЕС, а также имеет там постоянное представительство. Идентификация или необходимость идентификации для целей НДС в ЕС не мешает налогообязанному лицу использовать внесоюзную схему.

В соответствии со схемой Союза  облагаемым налогом лицом является предприятие (будь то компания, товарищество или индивидуальный предприниматель), которое учредило свой бизнес в ЕС или имеет там постоянное представительство .

Примечание. Налогооблагаемое лицо, не учрежденное в ЕС, также может использовать схему Союза для декларирования определенных поставок товаров (см. часть 2 Декларации по НДС в службу одного окна).

В соответствии со  схемой импорта   налогооблагаемым лицом является предприятие (будь то компания, товарищество или индивидуальный предприниматель), созданное в ЕС или за его пределами. Однако налогооблагаемое лицо, учрежденное за пределами ЕС, должно назначить посредника для использования схемы импорта.

 

  1. Понятие  предполагаемого поставщика  

), рассматривается как поставщик (фикция для целей НДС).

Условный поставщик — это налогооблагаемое лицо, которое способствует поставке товаров, заключенной между поставщиком (основным поставщиком) и покупателем посредством использования электронного интерфейса (например, торговой площадки, платформы, портала и т. д.).

В схеме Союза предполагаемый поставщик является налогооблагаемым лицом, зарегистрированным в ЕС или за пределами ЕС, которое способствует поставке товаров:

  1. Понятие посредник в отношении схемы импорта

Термин «посредник» используется только в схема импорта .

Посредник — это налогооблагаемое лицо, учрежденное в ЕС (предприятие или постоянное представительство), которое будет обязано платить НДС и выполнять обязательства по НДС, установленные в схеме импорта (например, НДС, обязательства по ведению учета и т. д.) от имени и по поручению другого налогоплательщика, назначившего его в качестве посредника. Государства-члены могут ввести дополнительные правила для посредника на национальном уровне (например, требование гарантии).

Налогооблагаемое лицо, не зарегистрированное в ЕС, которое хочет использовать схему импорта, должно назначить для этой цели посредника. Обратите внимание, что налогооблагаемым лицам, зарегистрированным в ЕС, не нужно назначать посредника для использования схемы импорта, но они могут принять решение об этом.

Посредник должен сначала зарегистрироваться в государстве-члене своей идентификации, чтобы иметь возможность действовать в качестве такового. Только после этого шага он может зарегистрировать одного или нескольких налогоплательщиков, назначивших его для использования схемы импорта. Он получит отдельный идентификационный номер плательщика НДС IOSS для каждого налогоплательщика, которого он представляет.

 

  1. Концепция дистанционных продаж товаров  

Дистанционные продажи товаров внутри Сообщества  – поставки товаров, которые отправляются или транспортируются из одного государства-члена или от его имени в другое государство-член поставщик (налогообязанное лицо, продающее эти товары) неналогооблагаемому лицу или лицу, которое рассматривается как неналогообязанное лицо. Новые транспортные средства и товары, поставляемые после сборки или установки, исключаются из этого определения и, следовательно, не могут быть предметом дистанционной продажи внутри Сообщества. Однако товары, облагаемые акцизами, подпадают под это определение.

Дистанционная продажа товаров, ввозимых из третьих территорий или третьих стран  — это поставки товаров из третьих территорий или третьих стран, осуществляемые поставщиком (налогообязанным лицом, продающим товары) или от его имени не облагаемому налогом лицу или человек рассматривается как таковой. Обратите внимание, что товары должны быть отправлены/перевезены с третьей территории/третьей страны, чтобы подпадать под это определение. Товары, уже хранящиеся на складе в ЕС, не покрываются и не квалифицируются как дистанционная продажа импортных товаров. Новые транспортные средства и товары, поставляемые после сборки или установки, исключаются и, следовательно, по определению не могут быть предметом такой дистанционной продажи.

Обратите внимание, что товары, облагаемые акцизным налогом, могут быть объектом дистанционной продажи товаров, ввозимых из третьих территорий или третьих стран, но не могут быть задекларированы в схеме импорта.

 

  1. Понятие Государство-член идентификации  

Государство-член идентификации – это Государство-член, в котором налогооблагаемое лицо зарегистрировано для использования схемы Единого окна и где оно декларирует и уплачивает НДС, подлежащий уплате в государстве-члене (государствах) потребления.

Налогооблагаемое лицо может зарегистрироваться только в одном государстве-члене для использования специальной схемы. Облагаемое налогом лицо обычно не может выбирать, какое государство-член будет его государством-членом идентификации. Он должен соблюдать соответствующие правовые нормы.

 

  1. Понятие Государство-член потребления  

Государство-член потребления – это Государство-член, в котором налогооблагаемое лицо поставляет товары или услуги необлагаемым налогом лицам, т. е. место и где уплачивается НДС.

В схеме вне Союза налогооблагаемое лицо может декларировать поставки услуг лицам, не облагаемым налогом, в любом государстве-члене ЕС, включая государство-член идентификации. Таким образом, любое государство-член может быть государством-членом потребления .

В схеме Союза налогооблагаемое лицо может декларировать трансграничные поставки услуг лицам, не облагаемым налогом, в государстве-члене, в котором это налогооблагаемое лицо не зарегистрировано  , то есть налогооблагаемое лицо не имеет ни своего места ведения бизнеса, ни постоянного представительства. Услуги, оказываемые необлагаемым налогом лицам, которые осуществляются в государстве-члене, в котором у поставщика есть предприятие, не могут быть заявлены в схеме Союза, но должны быть заявлены в национальной декларации по НДС соответствующего государства-члена.

Налогооблагаемое лицо может также декларировать  дистанционную продажу товаров внутри Сообщества  в схеме Союза, независимо от государства-члена, в котором заканчивается транспортировка. Таким образом, в этом случае любое государство-член может быть государством-членом потребления, включая государство-член идентификации, при условии, что транспортировка товаров начинается в другом государстве-члене.

предполагаемый поставщик  может, кроме того, декларировать внутренние поставки товаров  (т. е. поставки, при которых транспортировка/отправка товаров начинается и заканчивается в одном и том же государстве-члене), независимо от того, учреждено ли оно в этом государстве-члене или нет. Таким образом, в этом случае любое государство-член может быть государством-членом потребления.

В схеме импорта облагаемое налогом лицо может декларировать дистанционную продажу товаров, импортированных из третьей территории или третьей страны, клиентам, которые осуществляются в ЕС. Это относится только к товарам с низкой стоимостью, то есть к товарам в партиях, внутренняя стоимость которых не превышает 150 евро, и не применяется к товарам, облагаемым акцизами. Таким образом, в этом случае любое государство-член может быть государством-членом потребления, включая государство-член идентификации.

 

Table1: Member State of consumption

  Member State of consumption  
Non-Union scheme  Any Member State   
Схема объединения

Услуги

Любое  Государство-член  , в котором поставщик  не установлен 

товары :

Любое государство члена Отлично от государства -члена, в котором диспетчер/транспорт начинается

.

 

  1. Концепция постоянного представительства  

Чтобы постоянное представительство считалось таковым, оно должно иметь достаточную степень устойчивости и подходящую структуру с точки зрения человеческих и технических ресурсов и использования для получения или сделать соответствующие поставки. Простое наличие идентификационного номера плательщика НДС само по себе не означает, что заведение квалифицируется как постоянное представительство.

 

  1. Понятие Государство-член представительства  

Государство-член представительства – это Государство-член, в котором налогооблагаемое лицо имеет постоянное представительство. Налогооблагаемое лицо может создать свой бизнес в государстве-члене идентификации, но в то же время иметь постоянные представительства в других государствах-членах. Поставки из этих постоянных представительств в государства-члены потребления также должны быть включены в схему Союза.

Однако в схеме Союза государство-член учреждения не может быть государством-членом потребления для поставки услуг — любая соответствующая поставка в этом государстве-члене должна декларироваться через внутреннюю декларацию по НДС постоянного представительства.

 

  1. Место поставки – порог 10000 евро  

Общие правила определения места поставки следующие: поставщик) не облагаемому налогом лицу (заказчику) находится в государстве-члене, где учрежден заказчик, имеет постоянный адрес или обычно проживает.

Местом поставки товаров для дистанционной продажи товаров внутри Сообщества является государство-член, в котором заканчивается отправка/транспортировка товаров.

С 1 января 2019 года введен порог годового оборота в размере 10 000 евро для трансграничных поставок услуг B2C TBE, до которого место предоставления таких услуг остается в государстве-члене, в котором учрежден поставщик, имеет свое постоянное адрес или обычно проживает. С 1 июля 2021 года этот порог также распространяется на дистанционную продажу товаров внутри Сообщества, транспортировка/отправка которых началась в государстве-члене, в котором зарегистрирован поставщик.

Порог в размере 10 000 евро применяется только к услугам TBE и дистанционной продаже товаров внутри Сообщества. Он не распространяется ни на другие услуги, кроме услуг TBE, ни на дистанционную продажу импортных товаров.

Применение этого порога зависит от следующих условий:  

  1. поставщик учрежден или, при отсутствии представительства, имеет свой постоянный адрес или обычно проживает только в  одном  государстве-члене и 

  1. он поставляет услуги TBE не облагаемым налогом лицам, которые находятся в другом государстве-члене, или он поставляет товары, которые отправляются или транспортируются из государства-члена, в котором учрежден поставщик, в другое государство-член, и 

  1. общая сумма этих поставок не превышает 10000 евро (без НДС) в текущем и предыдущем календарном году.

При соблюдении всех этих условий эти поставки облагаются НДС в соответствии с правилами, применимыми в государстве-члене поставщика. Служба «одного окна» (схема Союза) в этой ситуации не подходит, поскольку поставки будут внутренними и не могут быть заявлены в поставках OSS.

В случае, если поставщик хочет применить общие правила места поставки, т. е. государства-члена заказчика (услуг)/государства-члена, где заканчивается транспортировка товаров (товаров), он может принять решение об этом и будет обязан данным решением на два календарных года.

При превышении порогового значения применяется общее правило без исключений, т. е. место оказания услуг ТВЕ находится в государстве-члене заказчика, а место оказания дистанционных продаж внутри Сообщества — в государстве-члене, в котором транспортировка товара заканчивается.

Порог в 10 000 евро не учитывается отдельно для поставок трансграничных услуг КЭ и дистанционных продаж внутри Сообщества, но сумма всех этих поставок не должна превышать 10 000 евро, чтобы порог применялся.