Поддержка малого бизнеса государством: Поддержка малого и среднего бизнеса | ФНС России

Национальный онлайн-портал для предпринимателей Мойбизнес.рф

Все

Окно центра «Мой бизнес»

Центр «Мой бизнес»

Многофункциональный центр

Центр (агентство) координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП

Агропромышленный парк

Бизнес-инкубатор

Государственный фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности

Государственный фонд поддержки предпринимательства

Закрытый паевой инвестиционный фонд

Индустриальный парк

Инжиниринговый центр

Консультационный центр

Лизинговая компания

Микрофинансовая организация предпринимательского финансирования

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

Муниципальный фонд поддержки предпринимательства

Организации, осуществляющие управление технопарками (технологическими парками), технополисами, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками

Промышленный парк

Частный промышленный парк

Технопарк

Региональная гарантийная организация/фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств)

Центр (агентство) по развитию предпринимательства

Центр инноваций социальной сферы

Центр кластерного развития

Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию

Центр коммерциализации технологий

Центр поддержки народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма

Центр поддержки предпринимательства

Центр прототипирования

Центр сертификации, стандартизации и испытаний

Иные организации

Центр коллективного пользования

Центр молодежного инновационного творчества

Центр услуг для бизнеса

Центр поддержки экспорта

Региональный центр инжиниринга

Фонд поддержки МСП

Фонд развития промышленности

Корпорация развития

Центр компетенций АПК

Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров

Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства

МФЦ для бизнеса

Агентство развития

Центр консалтинга и инноваций АПК

Центр развития инноваций и промышленности

Фонд содействия инновациям

Новгородская ТПП

«Деловая Россия»

«Опора России»

Фонд развития креативной экономики

Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса

Некоммерческая организация

Центр привлечения инвестиций

Центр сопровождения проектов

Центр бизнесинкубирования

Центр поддержки фермерства

Центр инжиниринга и сертификации

Фонд финансирования промышленности и предпринимательства

Центр предоставления гарантий

Центр молодежного инновационного творчества, филиал центра «Мой бизнес» Липецкой области в г. Ельце

Центр поддержки экспортно и инвестиционно ориентированных СМСП

Муниципальный офис Центра «Мой бизнес»

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях кризиса

№3-4(10-11), 2009
Научная жизнь

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса — самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре — намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

  • Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
  • По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.
  • Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.
  • В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.
  • Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации
  • Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.
  • Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.
  • Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.
  • Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.
  • Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Из-за этого возникает необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Соединённые Штаты Америки

Содействие развитию малого и среднего бизнеса в США входит в компетенцию специально созданной Конгрессом США в 1953 г государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ). На нее возложена обязанность оказывать малым предприятиям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малого и среднего бизнеса предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса, как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В качестве других мер предложено следующее:

  • Выделение кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса в размере 430 млн. долларов для прямого кредитования и гарантирования кредитов, чтобы сделать кредиты более привлекательными для кредиторов. Число кредитов, гарантированных по программе SBA2, сократилось на 57% в I квартале этого года по сравнению с прошлым.
  • Объем кредитов, выданных американскими банками, получавшими помощь из программы TARP, вырос в сентябре на 2%. Американский инвестбанк Goldman Sachs обязался выделить $500 млн. в течение 5 лет, чтобы помочь восстановлению 10 тыс. предприятий малого бизнеса в США.
  • Выделено 30 млн. долларов на оказание помощи малому и среднему бизнесу на развитие услуг в сфере промышленных технологий, предоставив ему доступ к технологиям и сделав его конкурентоспособным в глобальном масштабе
  • Обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм
  • Информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта
  • Координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту.

Тем самым в Соединённых Штатах Америки координируются действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого бизнеса; предоставляются льготные кредиты, используются механизмы лизинга, франчайзинга, субподрядов и создаются центры развития малого предпринимательства.

Европейский союз

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами ранее рассмотренных государств:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

Какие же меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса были приняты правительствами стран Европейского союза в разгар мирового экономического кризиса?

  • Предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
  • Оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
  • Разработка и реализация «Стратегических планов развития», учитывающих, специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-этнические особенности территории
  • Помощь безработным в организации своего бизнеса
  • Создание справедливой конкуренции при минимизации налогов

Также европейские финансовые регуляторы освобождают самые малые предприятия от ряда требований по финансовой отчетности, видимо решив, что им совершенно необязательно подготавливать те же самые годовые отчеты и проходить точно такие же аудиторские проверки, как их более крупные “собратья”. Всё это не означает, что самым малым предприятиям не нужно вести вообще никакой отчетности, говорят регуляторы — им по-прежнему необходимо фиксировать статьи расходов и выручки, а также сдавать формы налоговой отчетности. Но что им не нужно больше делать, так это соответствовать более сложным правилам для крупных транснациональных компаний, осуществляющих свою деятельность сразу в нескольких регионах.

Заключение

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса — льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, не смотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, всё ещё не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой.

Но хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

Программы налоговых кредитов для малого бизнеса

Американский план спасения расширяет ряд важных налоговых льгот, в частности кредит на удержание сотрудников и кредит на оплачиваемый отпуск, для малых предприятий.

Кредит на удержание сотрудников

Американский план спасения продлевает доступность кредита на удержание сотрудников для малых предприятий до декабря 2021 года и позволяет предприятиям компенсировать свои текущие обязательства по налогу на заработную плату на сумму до 7000 долларов США на сотрудника в квартал. Этот кредит в размере до 28 000 долларов США на сотрудника на 2021 год предоставляется малым предприятиям, доходы которых снизились или даже были временно закрыты из-за COVID.

Для 2020 финансового года

Для 2020 года ERC представляет собой налоговый кредит в счет определенных налогов на заработную плату, включая долю работодателя в налогах на социальное обеспечение на заработную плату, выплаченную в период с 12 марта 2020 г. по 31 декабря 2020 г. Налоговый кредит составляет 50% от заработная плата, выплачиваемая до 10 000 долларов США на сотрудника, с ограничением в 5 000 долларов США на сотрудника. Если сумма налогового кредита для работодателя превышает сумму причитающейся доли работодателя в уплате налога на социальное обеспечение, превышение возмещается – выплачивается – непосредственно работодателю.
Если ваш бизнес имеет право на ERC на 2020 год, но вы еще не запросили кредит, вы можете подать измененные формы налога на заработную плату, чтобы запросить кредит и получить возврат налога.

Предприятия, которые взяли кредиты PPP в 2020 году, все еще могут вернуться и потребовать ERC, но они не могут использовать ту же заработную плату, чтобы подать заявление на прощение кредитов PPP и засчитывать ERC. Если расходы на заработную плату в вашем бизнесе превышали сумму, покрываемую вашим кредитом PPP, вы можете потребовать налоговые льготы на эти дополнительные расходы на заработную плату.

Для 2021 финансового года

ERC теперь доступен для всех четырех кварталов 2021 года. Сумма максимального налогового кредита была увеличена до 7000 долларов США на сотрудника в квартал, а уровень квалификационного сбоя в работе был снижен, так что 20 % снижения валовой выручки в течение одного квартала даст бизнесу право на получение максимальной выгоды в размере 28 000 долларов США за весь год.

 

Ключевые документы

Кредит на удержание сотрудников 2020 и 2021 Одностраничный

Моментальный снимок кредита на удержание сотрудников

Краткий справочник кредита на удержание сотрудников

 

Кредит на оплачиваемый отпуск

Американский план спасения продлевает до сентября 2021 г. доступность кредитов на оплачиваемый отпуск для малых и средних предприятий, которые предлагают оплачиваемый отпуск сотрудникам, которые могут взять отпуск из-за болезни, карантина или ухода. Предприятия могут получить налоговые льготы в долларах, равные заработной плате до 5000 долларов, если они предлагают оплачиваемый отпуск работникам, которые больны или находятся на карантине.

На 2020 финансовый год

Начиная с начала 2020 года в рамках Закона CARES предприятия с менее чем 500 сотрудниками были обязаны предоставлять оплачиваемый отпуск по болезни и оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам сотрудникам, которые сталкивались с определенными последствиями продолжающейся пандемии. В соответствии с законом предприятия имеют право на налоговый кредит в размере 100% от оплаченного отпуска по болезни и оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам, предоставленного работникам.

Правила об отпуске по болезни от 2020 года требовали от предприятий предоставления до 80 часов оплачиваемого отпуска в любом из следующих случаев:

  1. обычная заработная плата работника, ограниченная 511 долларами США в день до 5 110 долларов США в день, если работник болен или находится на карантине; или
  2. две трети обычной заработной платы работника с ограничением в 200 долларов США в день и до 2000 долларов США в день, если работник находил время для ухода за кем-то еще, находящимся на карантине, или за ребенком, чья школа или детский сад были закрыты из-за COVID.

 

Правила об отпуске по семейным обстоятельствам 2020 года требуют, чтобы предприятия предоставляли до десяти дополнительных недель отпуска для сотрудников, которые не могут работать, потому что им необходимо ухаживать за детьми, чья школа или обычный уход за детьми недоступны из-за COVID. Эти сотрудники имеют право на получение двух третей своей обычной заработной платы с ограничением в 200 долларов США в день до 10 000 долларов США в день.

Предприятия, которые платили работникам по этим программам в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г., могут получить налоговый кредит в счет налогов на заработную плату. Если сумма кредита превышает долю налога на рабочую силу, причитающуюся предприятию, то превышение возвращается — выплачивается — непосредственно предприятию.

Если ваша компания предоставила сотрудникам оплачиваемый отпуск в 2020 году, а вы еще не подали заявку на зачет, вы можете подать исправленные формы налога на заработную плату, чтобы потребовать зачет и получить возврат налога.

Для 2021 финансового года

Хотя закон больше не требует, чтобы предприятия с 500 или менее сотрудниками предлагали оплачиваемый отпуск в рамках продолжающихся усилий по оказанию помощи COVID, если предприятие действительно предоставляет своим сотрудникам оплачиваемый отпуск, оно может потребовать эти доллары. налоговые льготы в долларах США на заработную плату, выплаченную до 30 сентября 2021 года. Эти льготы могут быть востребованы в счет налогов на заработную плату ежеквартально.

 

Ключевые документы

Кредит на оплачиваемый отпуск 2020 и 2021 Одностраничный

Кредит на оплачиваемый отпуск и помощь в связи с COVID

Краткий обзор кредита на оплачиваемый отпуск

 

Программы поддержки малого бизнеса | HHS.gov

Темы на этой странице : 8(a) Программа для малого бизнеса | Программа для малого бизнеса в неблагоприятных условиях | Программа малого бизнеса, принадлежащего женщинам и экономически неблагополучным женщинам | Программа малого бизнеса для ветеранов-инвалидов | Программа HUBZone для малого бизнеса


 

HHS сотрудничает с Администрацией малого бизнеса, чтобы поддержать усилия малых предприятий по конкуренции с более крупными предприятиями за государственные контракты. Эти программы даже игровое поле и помогает малым предприятиям расти.

Наша цель для малого бизнеса на 2013 год составляла 20,5%, и мы достигли 23,62%.

Программа развития бизнеса 8(a) помогает малым предприятиям, находящимся в неблагоприятном положении, конкурировать на рынке. Изучите ссылки ниже для получения дополнительной информации о программе.

  • Обзор программы развития малого бизнеса (SBA)
  • Квалификационные требования (SBA)
  • Как подать заявку (SBA)

Чтобы представить свою компанию как малое предприятие, находящееся в неблагоприятном положении, вы должны зарегистрировать свой бизнес в Системе управления премиями. Нашей целью на 2013 год было 5%.

Квалификационные требования

Квалификационные критерии SBA для SDB:

  • Фирма должна на 51% или более принадлежать и контролироваться одним или несколькими лицами, находящимися в неблагоприятном положении.
  • Лицо или лица, находящиеся в неблагоприятном положении, должны быть социально незащищенными и экономически неблагополучными.
  • Фирма должна быть небольшой в соответствии со стандартами размера SBA.

HHS отменяет определенные федеральные контракты с правомочными малыми предприятиями, принадлежащими женщинам (WOSB). Нашей целью на 2013 год было 5%.

Квалификационные требования

Чтобы иметь право на участие, фирма должна как минимум на 51% принадлежать и контролироваться одной или несколькими женщинами и управляться в основном одной или несколькими женщинами. Женщины должны быть гражданами США. Фирма должна быть «малой» в своей основной отрасли в соответствии со стандартами размера SBA для этой отрасли. Чтобы WOSB считался «экономически неблагополучным», его владельцы должны продемонстрировать экономическое неблагополучие в соответствии с требованиями, изложенными в окончательном правиле.

Узнайте больше о программе SBA для предприятий, принадлежащих женщинам.

HHS выделяет определенный объем своих приобретений для участия в конкурсе малых предприятий, принадлежащих ветеранам-инвалидам (SDVOSBC). Нашей целью на 2013 год было 3%.

Квалификационные требования

Чтобы иметь право на участие в SDVOSBC, вы и ваш бизнес должны соответствовать следующим критериям:

  • Ветеран-инвалид службы (SDV) должен иметь инвалидность, связанную со службой, установленную Департаментом по делам ветеранов. или Министерство обороны
  • SDVOSBC должен быть небольшим в соответствии с кодом Североамериканской системы отраслевой классификации (NAICS), присвоенным закупке
  • SDV должно безоговорочно владеть 51% SDVOSBC
  • SDVO должен контролировать управление и повседневную деятельность SDVOSBC
  • SDV должен занимать высшую должность в SDVOSBC

Узнайте больше о программе SBA для малого бизнеса, принадлежащего ветеранам службы,

Программа Исторически малоиспользуемые бизнес-зоны (HUBZone) помогает малым предприятиям в городских и сельских районах получить льготный доступ к возможностям федеральных закупок. Нашей целью на 2013 год было 3%.