Содержание
Нелли Полякова | Театр Сказки
Театральный художник.
Заслуженный деятель искусств РСФСР
После окончания в 1959 году Ленинградского государственного института театра, музыки и кино им. А. Островского (в настоящее время — РГИСИ), класс Н.П. Акимова, работала художником-постановщиком в Омском театре юного зрителя, Челябинском театре юного зрителя. С 1970 по 2001 гг. была главным художником Ленинградского государственного кукольного театра сказки (Санкт-Петербургского кукольного театра сказки).
Более 150 спектаклей оформила в России, Германии, Польше, Югославии, Болгарии, Украине, Литве, Узбекистане.
Как художник-постановщик работала в Ленинградском ТЮЗе им. Брянцева, Театре им. Комиссаржевской, Театре Сатиры в Москве, Ярославле, Вологде, Хабаровске, Германии, Польше, Югославии, Болгарии, Украине, Литве, Узбекистане.
Всего в списке ее работ — более ста пятидесяти спектаклей, многие из которых становились лауреатами театральных премий и фестивалей.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Высшей театральной премии СПб «Золотой софит» (1998).
«Нелли Ивановну Полякову знают в театральном мире как сильную, волевую личность, режиссеры она по праву считается коллегой, партнером, соавтором. «С Нелли удобно работать. Ее опыт настолько силен, а эрудиция обширна, что она уже давно сама может ставить спектакли», — шутил на открытии известный петербургский режиссер-кукольник Николай Боровков (в шутке этой есть и большая доля истины: за последние несколько лет Полякова успела выпустить несколько кукольных спектаклей как режиссер).
По словам самого художника, свою «чрезмерную» волю и трудный характер она привыкла уравновешивать постоянным кропотливым трудом — ее любимым занятием неизменно остается разработка макетов (к сожалению, это имеющее богатую традицию мастерство сегодня понемногу исчезает из постановочной практики, кукольники все чаще предпочитают обходиться эскизами и компьютерными проекциями). «Процесс создания, обдумывания макета меня успокаивает, настраивает на мирный лад», — признается Нелли Ивановна (традиционно сотрудничающая с лучшими мастерами-макетчиками ленинградского-петербургского-российского театра).
И действительно, миниатюрные декорации, расположившиеся в стеклянных витринах, поражают чистотой, тщательностью исполнения. У каждого макета свой характер, органика, природа существования. К примеру, декорации и костюмы к сказке «Конек-Горбунок», в оформлении которых обнаруживается соседство христианской и языческой символики, явно сразу задают правила сценической игры. Цвет, фактура, материал, наличие традиционного, для древней Руси рисунка, внешнее родство куклы с дорелигиозным идолом — все указывает на стихийность взаимодействующих сторон, что вполне отвечает литературному материалу Ершова. А вот сценография, костюмы и куклы из спектакля «Петрушка» (по мотивам балета Стравинского) отсылают зрителя к живописным полотнам начала ХХ века — времени, когда театром занимались великие Бакст, Бенуа, Судейкин, Сомов».
Я.Постовалова
«Двойная энергия» в Смольном соборе
В Концертно-выставочном зале «Смольный собор» открылась выставка петербургских художников Нелли Поляковой и Александра Кузнецова-Полякова «Двойная энергия».
Заслуженный деятель искусств России Нелли Ивановна Полякова хорошо известна как превосходный театральный художник. Ученица знаменитого театрального художника и режиссера Николая Акимова, она в течение многих лет работала в качестве художника в театрах Санкт-Петербурга. В их числе ТЮЗ, Театр им. Комиссаржевской, Театр комедии, Большой театр кукол, Театр музыкальной комедии и др. Ею оформлено более 140 спектаклей в нашей стране (Ярославль, Владимир, Ташкент, Вологда, Волгоград, Оренбург, Вильнюс, Каунас) и за рубежом – Стара Загора (Болгария), Белград (Югославия), Познань (Польша), Штутгарт (Германия). В течение 35 лет была главным художником Ленинградского, а затем Петербургского кукольного Театра сказок. Член Союза художников, она постоянно участвует в городских, республиканских, и международных выставках. Спектакли в оформлении Н.Поляковой видели дети многих стран мира – Югославии, Польши, Болгарии, Ирана, Ирака, Кувейта, Судана, Сомали, Египта, Финляндии, Шотландии, Испании и Германии.
В 1998 Нелли Полякова награждена высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» за оформление спектакля «Пиноккио». Семь спектаклей Н.Поляковой были отмечены наградами и премиями, в том числе «Черная курица» А. Погорельского в Каунасском театре кукол. «В графической манере Нелли Поляковой отчетливо прослеживается связь с двумя великими традициями русской петербургской сценографии: со стилизациями «мирискусников», с их «ретроспективными мечтаниями», и с геометрическими построениями конструктивистов и кубофутуристов 1920-х годов. В ней звучат все лучшие «отзвуки театра» ХХ столетия, и не только непосредственно театральной живописи, но и «большого изо», – пишет о художнице искусствовед Мария Фомина.
Богатая культурная среда петербургского театрального и художественного мира сформировала и Александра Кузнецова-Полякова. Он учился в СХШ им. В.В.Иогансона и в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Его работы находятся в Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, в частных коллекциях в России и за рубежом. Необычную живописную манеру Александра Кузнецова-Полякова искусствоведы сравнивают с манерой Павла Филонова и Александра Головина. Сам художник признается, что его кумир – Константин Сомов. «Творческая манера у Александра – своя с детства. Он начинает писать с угла холста, вся картина у него в голове. По его полотнам можно путешествовать, в них множество персонажей и мелких деталей», – рассказывает о сыне Нелли Полякова.
На выставке представлено около 30 работ Александра Кузнецова-Полякова и более 30 работ театрально-декорационного искусства, графики и живописи Нелли Поляковой.
Выставка будет работать до середины августа ежедневно, кроме среды, с 10:30. до 18:00.
Кассы закрываются в 17:30.
Тел. для справок (812) 400-24-37
русские лаковые шкатулки из Палеха, Федоскино, Холуя, Мстеры
Русское лаковое искусство: русские лаковые шкатулки из Палеха, Федоскино, Холуя, Мстеры
|