Должностные обязанности. Осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату. Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли продажи на обоюдно выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно разгрузочных работ и рациональное размещение продукции. Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемо сдаточную документацию.
Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся порядка заключения договоров с поставщиками; основы рыночной экономики; организацию работы по закупкам сельскохозяйственной продукции; основы трудового, финансового и хозяйственного законодательства; методы делового общения; методы и средства определения качества закупаемой продукции; организацию погрузочно разгрузочных работ; правила и порядок приемки, отправки и сдачи продукции, заказа контейнеров и транспортных средств; условия хранения и перевозки закупаемой продукции; формы и порядок оформления приемо сдаточных документов; основы организации труда; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Прошу вас дать разъяснения по вопросу применения профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" для лечебного учреждения, а именно:в приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 10.09.2015 № 625н в перечне видов деятельности отсутствует "Деятельность в области здравоохранения". В связи с этим возникают вопросы об обязательности применения данного профстандарта к специалистам, ответственным за закупки в учреждениях здравоохранения. В настоящее время закупками занимаются юристы и экономисты. Есть ли необходимость вносить изменения в штатное расписание учреждения и вводить должность "Специалист в сфере закупок"?
Ответ на вопрос:
Да, такая необходимость есть.
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Читать статью
Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный профтандарт специалиста в сфере закупок, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках Закона N N 44-ФЗ.
Кроме того, ни в обязанности юриста, ни в обязанности экономиста не входит работа по управлению закупками: это совершенно разные трудовые функции с разным объемом обязанностей и различными требованиями к квалификации, опыту работы.
Вы узнаете больше о профстандарте специалиста по управлению персоналом, если перейдете в материал.
Также сообщаем, что такой должности как «юрист» нет. Квалификационным справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) предусмотрена должность «юрисконсульт». В связи с чем рекомендуем произвести переименование должности.
Произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность. ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012), также должности контрактного управляющего не содержит.
О применении квалификационных справочников см. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.
Далее. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает создание заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего.
Это делается для того, чтобы обеспечить планирование и осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг.
Контрактная служба - это объединенная общим руководством (руководителем контрактной службы) совокупность должностных лиц заказчика, выполняющих на постоянной основе функции по осуществлению всех закупок. Указанные лица могут быть объединены в одно структурное подразделение или состоять в разных подразделениях (ч. 1 и 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Контрактный управляющий - должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Контрактную службу должны создавать заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (далее - СГОЗ) превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). При этом создание специального структурного подразделения не является обязательным.
Заказчик, совокупный годовой объем закупок которого не превышает указанной суммы, обязан по своему выбору либо назначить контрактного управляющего, либо создать контрактную службу (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
При решении вопроса о необходимости создать контрактную службу нужно определить СГОЗ. Он должен включать весь объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на год (п. 16 ст. 3 данного Закона).
Общие требования к контрактной службе в настоящее время определены Законом N 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее - Типовое положение).
Контрактная служба может быть создана как путем формирования специального структурного подразделения, так и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).
Заказчик самостоятельно утверждает структуру и определяет численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).
Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профстандарты будут обязательными лишь частично.
Поправки касаются применения профессиональных стандартов.
С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
За неисполнение данной обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).
Об этом также см. Письмо Минтруда России от 30.12.2015 № 14-0/В-1190
Итак, что касается должности специалиста по закупкам, то такую ставку нужно ввести в штатное расписание и оформить юрисконсульту или экономисту при наличии у них необходимой квалификации (так как к такому специалисту применение профстандартов обязательно) совмещение (если обязанности будут осуществляться в основное рабочее время) или внутреннее совместительство (при осуществлении доп. работы не в основное рабочее время и отсутствии запретов на совместительство).
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания
При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).
Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.
Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.
Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:
Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:
Из ответа «Как составить штатное расписание»
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
28.04.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
размер шрифта
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (утв- Постановлением Минтруда РФ от... Актуально в 2018 году
Должностные обязанности. Осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату. Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли - продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли - продажи на обоюдно - выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно - разгрузочных работ и рациональное размещение продукции. Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно - разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемо - сдаточную документацию.
Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся порядка заключения договоров с поставщиками; основы рыночной экономики; организацию работы по закупкам сельскохозяйственной продукции; основы трудового, финансового и хозяйственного законодательства; методы делового общения; методы и средства определения качества закупаемой продукции; организацию погрузочно - разгрузочных работ; правила и порядок приемки, отправки и сдачи продукции, заказа контейнеров и транспортных средств; условия хранения и перевозки закупаемой продукции; формы и порядок оформления приемо - сдаточных документов; основы организации труда; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
www.zakonprost.ru
Наименование документ | "КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 N 37) (ред. от 29.04.2008) |
Вид документа | постановление |
Принявший орган | минтруд рф |
Номер документа | 37 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 29.04.2008 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
АГЕНТ ПО ЗАКУПКАМ
Должностные обязанности. Осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату. Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли - продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли - продажи на обоюдно - выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно - разгрузочных работ и рациональное размещение продукции. Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно - разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемо - сдаточную документацию.
Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся порядка заключения договоров с поставщиками; основы рыночной экономики; организацию работы по закупкам сельскохозяйственной продукции; основы трудового, финансового и хозяйственного законодательства; методы делового общения; методы и средства определения качества закупаемой продукции; организацию погрузочно - разгрузочных работ; правила и порядок приемки, отправки и сдачи продукции, заказа контейнеров и транспортных средств; условия хранения и перевозки закупаемой продукции; формы и порядок оформления приемо - сдаточных документов; основы организации труда; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
zakonbase.ru
Существует ли на сегодняшний день, законодательно установленная должность "Специалист по организации закупок", вопрос касается бюджетных учреждений, к какой квалификационной группе отнести такого специалиста?
Ответ на вопрос:
Да, должность такая есть. См. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39210). О применении профстандартов см. подробно в доп. материалах.
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Читать статью
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий |
Согласно профстандарту такой сотрудник относится к специалистам.
А по должностям специалистов Постановлением Администрации ЯНАО от 04.02.2009 N 56-А (ред. от 14.11.2014) "О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение" (вместе с "Перечнем объемных показателей и порядок отнесения государственных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, к группам по оплате труда работников, "Перечнем должностей по профессиональным квалификационным группам работников государственных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение" и "Положением об оплате труда работников государственных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение") предусмотрены квалификационные уровни только педагогических работников. Данный работник педагогическим не является.
Также здесь представлены квалификационные уровни по должностям служащих, но рассматриваемой должности нет. Полагаем, что это пробел в законодательстве.
Рекомендуем по данному вопросу обратиться непосредственно в Администрацию ЯНАО. Вполне возможно после Вашего обращения пробел будет устранен.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты
Назначение профстандартов
Для чего разрабатывают профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.
В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.
Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.
В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:
Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:
Работникам же внедрение профстандартов позволит:
Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.
Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Разработка стандартов
Как происходит разработка профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.
Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.
Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:
Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:
Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:
На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.
В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:
Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.
После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.
В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.
Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.
Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов
До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.
В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.
После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.
Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.
Вероника Шатрова,
эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры
12.01.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
С 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профстандартами в части требований к квалификации, которые устанавливает Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Разберемся, каким критериям должны соответствовать специалисты по закупкам.
Из этой статьи вы узнаете:
Выясним, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок. В настоящее время в этой области действуют два документа:
Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ.
Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность. Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, должностные инструкции.
Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации. Из них 1-й самый низкий, уровень а 9-й означает наиболее высокую квалификацию (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н).
Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.
Рассмотрим требования подробнее (таблица ниже)
Требования к квалификации специалистов в сфере закупок
Уровень квалификации |
Возможные наименования должностей |
Обобщенная трудовая функция |
Необходимое образование |
Необходимый опыт работы |
5 |
Специалист по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий |
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд |
Среднее профессиональное; дополнительное профессиональное – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области закупок |
Отсутствуют |
6 |
Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий |
Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд |
Высшее образование – бакалавриат; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок |
Не меньше трех лет в закупках |
7 |
Ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий |
Экспертиза результатов закупок, приемка контракта |
Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы п профессиональной переподготовки в области закупок |
Не меньше четырех лет в закупках |
8 |
Советник, заместитель руководителя, руководитель |
Контроль в сфере закупок |
Высшее образование – специалитет, магистратура; Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок |
Не меньше пяти лет в закупках, в том числе не меньше двух лет на руководящих должностях |
Обратите внимание, что работники, которые относятся к 5-му уровню, обязаны пройти как программу повышения квалификации, так и программу профессиональной переподготовки в сфере закупок. Для остальных уровней достаточно одной из этих двух форм дополнительного образования.
Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее – Закон № 273-ФЗ).
Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации – не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п. 2.4 указанных Методических рекомендаций).
Если работник обучается по программе профессиональной переподготовки, он получает компетенцию, которая требуется, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ). Минимальная продолжительность программы профессиональной переподготовки составляет 250 часов.
Скачайте документы по теме:
Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок – 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:
К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» содержит не только требования к образованию и опыту работы. Он также предусматривает умения и знания, которые являются общими для всех перечисленных ранее трудовых функций. Прежде всего, это умение пользоваться оргтехникой, иной вычислительной и вспомогательной техникой, средствами связи и коммуникаций.
Что касается знаний, профстандарт устанавливает, что любой специалист по закупкам должен знать:
Таким образом, профстандарт специалиста в сфере закупок требует весьма обширных знаний, в том числе и от начинающих работников. Некоторые требования сформулированы расплывчато, но, вероятно, они будут уточнены в ходе дальнейшего применения данного стандарта.
Скачать чистый бланк >>>Скачать заполненный образец >>>
Читайте также:
www.kdelo.ru