Содержание
Способы отбора поставщика: неконкурентные, конкурентные — Контур.Закупки
Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).
Запрос предложений
Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.
Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.
Благодаря отдельному фильтру в сервисе, пользователи, которые ищут уже активные закупки, смогут пропускать запросы цен, и наоборот. Запросы цен не всегда реальные закупки, в которых договор заключают с тем, кто отправил лучшее предложение; с их помощью заказчик может просто собирать информацию для анализа рынка.
Зачем запросы цен заказчикам
Когда заказчик хочет разместить закупку, ему нужно знать начальную максимальную цену контракта (НМЦ). НМЦ он может получить несколькими способами. Один из них — это запросить цены у потенциальных поставщиков.
Заказчик размещает в ЕИС информацию о том, какие товары, работы или услуги ему требуются, какие требования у него есть к поставщику, и ждет, пока не наберет достаточное количество предложений. На основе полученных предложений заказчик рассчитывает НМЦ будущей закупки.
Подробнее про НМЦ и ее формирование можно почитать в статье в Справочной.
Зачем запросы цен поставщикам
Поставщикам запросы цен помогают заранее узнать, какие товары, работы, услуги планирует купить заказчик, их характеристики, и поучаствовать в формировании стартовой цены.
Поставщику может быть интересно участие в запросах цен, потому что:
- можно повлиять на НМЦ будущей закупки,
- можно уточнить параметры ТРУ для заказчика, возможно, подстроить под свой товар,
- заранее понять, стоит ли идти в будущую закупку,
- заявить о себе и своем товаре заказчику, направив свое предложение.
Неконкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.
Закупка у единственного поставщика (источника)
Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.
Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.
Конкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).
Аукцион
Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Лучшая цена зависит от типа аукциона:
- Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
- Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.
Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.
Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.
Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
Конкурс (открытый конкурс)
Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.
Критерии оценки:
- цена,
- потребительские свойства, качество,
- квалификация участника конкурса,
- сроки,
- гарантия.
Порядок проведения:
- Поставщики подают заявки
- Заказчик вскрывает конверты
- Заказчик оценивает заявки по критериям.
Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.
Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.
Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Прокурор разъясняет
- 17 июня 2022, 18:33
Конкурентные способы определения поставщика
Текст
Поделиться
Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд.
Порядок государственных закупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закрна о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Способы определения поставщиков закреплены в статье 24 Закона о контрактной системе, и они разделжотся на конкурентные (конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Закрытые конкурентные способы применяются в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта; закупок услуг по страхованию, транспортировке, охране (ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов) и иных закупок.
Аукцион — это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Электронный аукцион — конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которого должны соблюдаться следующие требования: информация о закупке сообщается заказчиком неопределенному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке в соответствии с требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать стандартные показатели.
Проект контракта, который предлагается заключить по итогам проведения аукциона, прилагается к этой документации и составляет ее неотъемлемую часть.
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшею сумму цен таких единиц, наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путём проведения аукционов.
Также заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения аукционов товаров работ, услуг, не включенных в перечни.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (например, продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги; рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; уголь; нефть сырая и газ природный; руды металлические; продукты пищевые и т. д.).
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно Закону о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Запрос котировок представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при таком способе отбора участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.
Детализированные сведения обо всех условиях поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, требующихся заказчику, указываются в извещении о проведении запроса котировок. К такому извещеншо должен быть приложен проект контракта.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона и с учетом годового объема закупок путем электронного запроса котировок. Также заказчик вправе независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок проводить электронный запрос котировок в случае осуществления: закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений, закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в других случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
Таким образом, способ определения поставщика выбирается самостоятельно в зависимости от объекта и иных условий закупки. Обоснованность выбора при определении способа проведения закупки — очень важный фактор, поскольку заказчику необходимо максимально прозрачно показать, по каким критериям он проводил отбор.
Разъясняет отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратур края, 17.06.2022.
Конкурентные способы определения поставщика
Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд.
Порядок государственных закупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закрна о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Способы определения поставщиков закреплены в статье 24 Закона о контрактной системе, и они разделжотся на конкурентные (конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Закрытые конкурентные способы применяются в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта; закупок услуг по страхованию, транспортировке, охране (ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов) и иных закупок.
Аукцион — это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Электронный аукцион — конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которого должны соблюдаться следующие требования: информация о закупке сообщается заказчиком неопределенному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке в соответствии с требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать стандартные показатели.
Проект контракта, который предлагается заключить по итогам проведения аукциона, прилагается к этой документации и составляет ее неотъемлемую часть.
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшею сумму цен таких единиц, наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путём проведения аукционов.
Также заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения аукционов товаров работ, услуг, не включенных в перечни.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (например, продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги; рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; уголь; нефть сырая и газ природный; руды металлические; продукты пищевые и т.д.).
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно Закону о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Запрос котировок представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при таком способе отбора участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.
Детализированные сведения обо всех условиях поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, требующихся заказчику, указываются в извещении о проведении запроса котировок. К такому извещеншо должен быть приложен проект контракта.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона и с учетом годового объема закупок путем электронного запроса котировок. Также заказчик вправе независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок проводить электронный запрос котировок в случае осуществления: закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений, закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в других случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
Таким образом, способ определения поставщика выбирается самостоятельно в зависимости от объекта и иных условий закупки. Обоснованность выбора при определении способа проведения закупки — очень важный фактор, поскольку заказчику необходимо максимально прозрачно показать, по каким критериям он проводил отбор.
Разъясняет отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратур края, 17.06.2022.
Процесс выбора поставщика
Выбор правильного поставщика включает в себя гораздо больше, чем просмотр серии прайс-листов. Ваш выбор будет зависеть от множества факторов, таких как соотношение цены и качества, качество, надежность и сервис. То, как вы взвесите важность этих различных факторов, будет зависеть от приоритетов и стратегии вашего бизнеса.
Стратегический подход к выбору поставщиков также может помочь вам понять, как ваши собственные потенциальные клиенты взвешивают свои решения о покупке.
Это руководство иллюстрирует пошаговый подход, который поможет вам сделать правильный выбор. Это поможет вам решить, что вам нужно в поставщике, определить потенциальных поставщиков и выбрать поставщика.
- Стратегическое мышление при выборе поставщиков
- Что вы должны искать в поставщике
- Выявление потенциальных поставщиков
- Составление шорт-листа поставщиков
- Выбор поставщика
- Поиск подходящего поставщика для вашего бизнеса
Стратегическое мышление при выборе поставщиков
Наиболее эффективными поставщиками являются те, кто предлагает товары или услуги, которые соответствуют или превосходят потребности вашего бизнеса. Поэтому, когда вы ищете поставщиков, лучше всего быть уверенным в потребностях вашего бизнеса и в том, чего вы хотите достичь, покупая, а не просто платить за то, что поставщики хотят вам продать.
Например, если вы хотите сократить время, затрачиваемое на обслуживание клиентов, поставщики, предлагающие более быструю доставку, будут иметь более высокую оценку, чем те, которые конкурируют только за счет цены.
Некоторые подсказки, которые помогут вам определить, что вы хотите от поставщиков, см. на странице этого руководства, посвященной тому, что вам следует искать в поставщике.
Игра с числами
Стоит выяснить, сколько поставщиков вам действительно нужно. Покупка у тщательно отобранной группы может иметь ряд преимуществ:
- будет легче контролировать ваших поставщиков
- ваш бизнес станет для них важнее
- вы можете заключать сделки, которые дадут вам дополнительное конкурентное преимущество
Например, если у вас есть срочная работа для важного клиента, ваши поставщики с большей вероятностью приложат дополнительные усилия, если вы будете тратить 1000 долларов в месяц, а не 250 долларов.
Однако важно иметь выбор источников. Покупка только у одного поставщика может быть опасной — куда вы пойдете, если они вас подведут или даже обанкротятся?
Точно так же, в то время как эксклюзивность может побудить одних поставщиков предложить вам лучший сервис, другие могут просто успокоиться и отказаться от своих стандартов.
Что вы должны искать в поставщике
Надежность
Помните — если они подведут вас, вы можете подвести своего клиента.
Качество
Качество ваших поставок должно быть постоянным — ваши клиенты ассоциируют низкое качество с вами, а не с вашими поставщиками.
Соотношение цены и качества
Самая низкая цена не всегда является лучшим соотношением цены и качества. Если вы хотите получить надежность и качество от своих поставщиков, вам придется решить, сколько вы готовы платить за свои поставки и баланс, который вы хотите найти между стоимостью, надежностью, качеством и обслуживанием.
Качественное обслуживание и четкая коммуникация
Вам нужно, чтобы ваши поставщики доставляли вовремя или были честными и предупредили вас, если они не могут. Лучшие поставщики захотят регулярно общаться с вами, чтобы узнать, какие у вас потребности и как они могут лучше обслуживать вас.
Финансовая безопасность
Всегда стоит убедиться, что у вашего поставщика есть достаточный денежный поток, чтобы доставить то, что вы хотите, когда вам это нужно. Проверка кредитоспособности поможет убедить вас, что они не обанкротятся, когда вы больше всего в них нуждаетесь.
Партнерский подход
Крепкие отношения принесут пользу обеим сторонам. Вы хотите, чтобы ваши поставщики осознавали, насколько важен для них ваш бизнес, поэтому они приложили все усилия, чтобы предоставить наилучший сервис. И вы, скорее всего, создадите этот ответ, показав своему поставщику, насколько он важен для вашего бизнеса.
Поиск потенциальных поставщиков
Вы можете найти поставщиков по различным каналам. Лучше всего составить шорт-лист возможных поставщиков через комбинацию источников, чтобы дать вам более широкую базу для выбора.
Рекомендации
Спросите друзей и деловых знакомых. У вас больше шансов получить честную оценку сильных и слабых сторон бизнеса от того, кто пользовался его услугами.
Справочники
Если вы ищете поставщика в вашем регионе, стоит попробовать такие каталоги, как Yellow Pages и Thomson.
Торговые ассоциации
Если ваши потребности связаны с конкретной профессией или отраслью, вероятно, существует торговая ассоциация, которая может подобрать для вас подходящих поставщиков.
Бизнес-консультанты
Местные организации поддержки бизнеса, такие как торговые палаты, часто могут указать вам путь к потенциальным поставщикам. Вы также можете связаться с нашим Центром Стратегической Информации.
Выставки
Выставки дают прекрасную возможность поговорить с несколькими потенциальными поставщиками в одном месте в одно и то же время. Прежде чем отправиться на выставку, рекомендуется убедиться, что экспоненты актуальны и подходят для вашего бизнеса.
Торговая пресса
Торговые журналы содержат рекламу потенциальных поставщиков. Вы можете связаться с нашим Центром Стратегической Информации, чтобы получить список специализированных отраслевых журналов.
Составление короткого списка поставщиков
После того, как вы получите четкое представление о том, что вам нужно купить, и определите некоторых потенциальных поставщиков, вы можете составить краткий список источников, отвечающих вашим потребностям.
При рассмотрении фирм, включенных в ваш окончательный список, задайте себе следующие вопросы:
- Могут ли эти поставщики поставить то, что вы хотите, и когда вы этого хотите?
- Они финансово обеспечены?
- Как давно они установлены?
- Знаете ли вы кого-нибудь, кто пользовался ими и может их порекомендовать?
- Включены ли они в какие-либо утвержденные списки поставщиков торговых ассоциаций или правительства?
Проведите небольшое исследование и постарайтесь сократить свой список до четырех-пяти кандидатов. Это пустая трата времени для вас и потенциального поставщика, если вы обратитесь к ним, когда мало шансов, что они выполнят ваши требования.
Выбор поставщика
После того, как у вас есть управляемый короткий список, вы можете обратиться к потенциальным поставщикам и запросить письменное предложение и, при необходимости, образец. Лучше всего предоставить им четкое краткое изложение того, что вам нужно, как часто вам это нужно и какой уровень бизнеса вы надеетесь разместить.
Получить коммерческое предложение
Стоит попросить потенциальных поставщиков предоставить вам в письменном виде твердую цену, скажем, на три месяца. Вы также можете спросить о скидках для долгосрочных или крупных контрактов.
Сравните потенциальных поставщиков
Когда вы получите предложение, сравните потенциальных поставщиков с точки зрения того, что для вас важнее всего. Например, качество их продукта или услуги может быть самым важным, в то время как их местоположение может не иметь значения.
Цена важна, но она не должна быть единственной причиной выбора поставщика. Более низкие цены могут отражать более низкое качество товаров и услуг, что в долгосрочной перспективе может оказаться не самым экономичным вариантом. Будьте уверены, что ваш поставщик может получить достаточную маржу по указанной цене, чтобы бизнес был коммерчески жизнеспособным.
Убедитесь, что поставщик, которого вы нанимаете, будет выполнять работу. Некоторые поставщики могут передавать работу субподрядчикам, и в этом случае вам также следует изучить субподрядчика, чтобы определить, довольны ли вы такой договоренностью.
Всегда полезно встретиться с потенциальным поставщиком лицом к лицу и посмотреть, как работает его бизнес. Понимание того, как работает ваш поставщик, поможет вам лучше понять, какую пользу он может принести вашему бизнесу.
И помните, что о репутации вашего бизнеса можно судить по трудовым отношениям ваших поставщиков. С точки зрения бизнеса имеет смысл учитывать этические аспекты вашей цепочки поставок.
Обсуждение условий
После того, как вы определились с поставщиками, с которыми хотели бы работать, вы можете перейти к обсуждению условий и составлению контракта. Ознакомьтесь с нашим руководством о том, как договориться о правильной сделке с поставщиками.
Поиск подходящего поставщика для вашего бизнеса
Знайте свои потребности
Убедитесь, что вы знаете, что вам нужно. Не поддавайтесь искушению рекламными предложениями, которые не соответствуют вашим требованиям. Поймите разницу для вашего бизнеса между стратегическим поставщиком, который предоставляет товары или услуги, которые необходимы для вашего бизнеса, например дорогостоящее сырье, и нестратегическими поставщиками, которые поставляют товары с низкой стоимостью, такие как канцелярские принадлежности. Вам потребуется потратить гораздо больше времени на выбор и управление первой группой, чем на вторую.
Потратьте время на исследования
Выбор правильных поставщиков очень важен для вашего бизнеса. Не пытайтесь сэкономить время, покупая у первого найденного поставщика, который может оказаться подходящим.
Спросите по телефону
Люди или другие предприятия, имеющие непосредственный опыт работы с поставщиками, могут дать вам полезный совет.
Проверка кредитоспособности потенциальных поставщиков
Всегда стоит убедиться, что у вашего поставщика достаточно сильный денежный поток, чтобы доставить то, что вы хотите, когда вам это нужно. Проверка кредитоспособности также поможет убедить вас, что они не обанкротятся, когда вы больше всего в них нуждаетесь.
Цена – это еще не все
При выборе поставщика не менее важны и другие факторы, например, надежность и скорость. Если вы покупаете дешево, но в результате постоянно подводите своих клиентов, они начнут искать в другом месте.
Согласуйте уровни обслуживания перед началом работы
Рекомендуется согласовать уровни обслуживания до начала торговли, чтобы вы знали, чего ожидать от своего поставщика, а они знали, чего ожидать от вас. Ознакомьтесь с нашим руководством по управлению поставщиками.
Не покупайте у слишком многих поставщиков…
Вам будет проще управлять — и, вероятно, более рентабельно — если вы ограничите количество источников, из которых вы покупаете. Особенно это касается поставщиков с низкой добавленной стоимостью.
…но не иметь единственного поставщика
Всегда стоит иметь альтернативный источник поставок, готовый помочь в трудную минуту. Это особенно важно в отношении поставщиков, имеющих стратегическое значение для успеха вашего бизнеса.
Оригинал документа, Процесс выбора поставщика , © Crown Copyright 2009
Источник: Business Link UK (теперь GOV.UK/Business)
Адаптировано для Квебека компанией Info-предпринимателей
Наша информация предоставляется бесплатно и предназначена для чтобы быть полезным для широкого круга предприятий в Великобритании (gov.uk/business) и в Квебеке (infoentrepreneurs.org). Из-за своего общего характера информация не может считаться исчерпывающей и никогда не должна использоваться в качестве замены юридической или профессиональной консультации. Мы не можем гарантировать, что информация относится к конкретным обстоятельствам вашего бизнеса. Несмотря на все наши усилия, некоторая информация может быть устаревшей.
В результате:
- Операторы веб-сайтов не несут никакой ответственности за последствия ошибок или упущений.
- Вам всегда следует переходить по ссылкам на более подробную информацию от соответствующего государственного ведомства или агентства.
- Вы полагаетесь на нашу информацию или ссылки на другие веб-сайты на свой страх и риск. Вам следует подумать о том, чтобы обратиться за советом к независимым консультантам, и всегда следует сверять свои решения с вашими обычными методами ведения бизнеса и передовой практикой в вашей сфере бизнеса.
- Операторы веб-сайтов, их агенты и сотрудники не несут ответственности за любые убытки или ущерб, возникшие в результате использования вами наших веб-сайтов, за исключением случаев смерти или телесных повреждений, вызванных их небрежностью или мошенничеством.
Оценка поставщиков Carter’s 10 Cs
© iStockphoto
vm
Как вы можете быть уверены, что ваши поставщики будут соответствовать вашим стандартам?
Правильный выбор поставщика для любой части вашей организации имеет решающее значение. Сделайте это правильно, и вы сможете построить прочные, взаимовыгодные отношения. Сделайте это неправильно, и результаты могут быть как дорогостоящими, так и разрушительными.
Вы можете найти поставщика, предлагающего хорошую цену, но позже понять , что качество его продукции не соответствует вашим ожиданиям. Или, может быть, они не держат вас в курсе хода выполнения ваших заказов.
Несоответствие между вашими потребностями в закупках и тем, что предлагает поставщик, может увеличить расходы, вызвать задержки и даже нанести ущерб репутации вашей организации, например, если поставляемое оборудование или ресурсы не соответствуют стандартам.
В этой статье, рассмотренной и одобренной создателем модели, доктором Рэем Картером, вы узнаете, как использовать 10 основных принципов оценки поставщиков, чтобы определить потребности вашей организации, понять, как поставщики могут их удовлетворить, и выбрать подходящего поставщика для вас. .
Определение 10 Cs
Доктор Картер, директор DPSS Consultants, впервые изложил свои семь Cs оценки поставщиков в статье 1995 года в Journal of Purchasing and Supply Management. Позже он добавил в модель три новых C. [1]
10 C – это критерии оценки пригодности потенциального поставщика. Используйте их в качестве контрольного списка, когда решаете, к кому обращаться, а кого избегать. Вот они:
- Компетенция.
- Емкость.
- Обязательство.
- Управление.
- Наличные.
- Стоимость.
- Консистенция.
- Культура.
- Чистый.
- Связь.
Впервые эта модель была опубликована в Journal of Purchasing and Supply Management , Carter, R., The Seven C’s of Supplier Evaluation, 44–46, © Elsevier (1995). Модель перепечатана с любезного разрешения доктора Рэя Картера.
Использование 10 C в управлении закупками
10 C Картера могут стать основой для сильной политики управления закупками. Они помогают вам оценивать потенциальных поставщиков в важных для вас областях и могут значительно улучшить управление вашей цепочкой поставок. Имейте также в виду, что сегодня, когда преобладает более гибкая и гиг-экономика, поставщиками вполне могут быть микро- или малые и средние предприятия (МСП), а не только крупные корпорации.
Во-первых, вы можете использовать 10 C для анализа различных аспектов бизнеса поставщика: изучение всех 10 элементов даст вам общее представление об эффективности поставщика и его способности выполнять поставленные задачи.
Если у вас есть только несколько поставщиков для оценки, и вы хотите, чтобы они преуспели во всех 10 C, вы можете быстро исключить их всех. Чтобы избежать этого, используйте инструмент на основе сетки, такой как Анализ матрицы решений , чтобы оценить каждого поставщика по каждому из 10 Cs. Затем выберите поставщика, который лучше всего соответствует наиболее важным для вас условиям.
Не забудьте перепроверить области, в которых поставщик слаб — некоторые из них могут сделать отношения невозможными.
Контрольный список также может помочь вам договориться о лучшей цене. Например, если вы определили особенно слабое место у поставщика, вы можете использовать это понимание, чтобы договориться о более низкой цене, особенно если вы понимаете, что слабость поставщика представляет риск для вашей фирмы, и вам необходимо принять меры, чтобы свести этот риск к минимуму. риск.
Совет:
Вы можете адаптировать контрольный список Carter 10 Cs, чтобы обозначить потребности вашей организации в тендерном процессе. Используйте каждый из элементов, чтобы указать стандарты, которым должны соответствовать ваши участники торгов.
Модель 10 Cs в деталях
Стоит приложить много усилий для оценки поставщика в отношении критически важных для бизнеса ресурсов, в ситуациях, когда вы будете тратить много денег или когда вам нужны долгосрочные отношения с поставщиком. .
Когда вы ищете поставщика, подготовьте наводящие вопросы – те, которые покажут уровень детализации, необходимый вам для принятия обоснованного решения. По возможности поговорите с существующими клиентами, а также с самими поставщиками.
В следующих разделах мы рассмотрим, как можно применить модель 10 Cs Картера, чтобы найти поставщика, который наилучшим образом соответствует потребностям и ценностям вашей организации.
1. Компетентность
Во-первых, посмотрите, насколько компетентен поставщик. Тщательно оцените их возможности и сопоставьте их с вашими потребностями. Затем посмотрите, что думают другие клиенты. Насколько они довольны поставщиком? Сталкивались ли они с какими-либо проблемами? И узнайте, почему бывшие клиенты сменили поставщика.
Получите бесплатный информационный бюллетень
Изучайте основные профессиональные навыки каждую неделю, а также получите бонус Контрольный список основных стратегий, бесплатно!
Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности
Ищите клиентов, чьи потребности и ценности схожи с вашими, чтобы убедиться, что собранная вами информация актуальна для вашей организации.
2. Мощность
Поставщик должен иметь достаточную мощность для выполнения требований вашей компании. Поэтому спросите, как быстро они смогут реагировать на ваши потребности, а также на колебания рынка и предложения.
Обратите внимание и на ресурсы поставщика. Есть ли у них средства для выполнения ваших заказов, принимая во внимание их обязательства перед другими клиентами? (Эти ресурсы могут включать персонал, оборудование, складские помещения и доступные материалы.)
3. Обязательство
Ваш поставщик должен предоставить доказательства того, что он соблюдает высокие стандарты качества. При необходимости ищите инициативы в области качества внутри организации, такие как ISO 9001 или Six Sigma.
Поставщик также должен показать, что он будет предан вам как покупателю в течение всего времени, которое вы ожидаете от совместной работы. (Это особенно важно, если вы планируете долгосрочные отношения с ними.)
Ищите доказательства их постоянной приверженности выполнению ваших требований, независимо от потребностей других их клиентов.
4. Контроль
Спросите, насколько этот поставщик контролирует свою политику, процессы, процедуры и цепочку поставок. Как они будут обеспечивать постоянную и надежную доставку, особенно если они полагаются на ограниченные ресурсы и если эти ресурсы контролируются другой организацией.
Также очень важно спросить об их соответствии Общему регламенту защиты данных (GDPR), который важен для любой организации, которая работает или имеет партнеров в Европейском Союзе (ЕС).
5. Денежные средства
Ваш поставщик должен быть в хорошем финансовом состоянии. Фирмы с положительной наличностью находятся в гораздо лучшем положении, чтобы пережить экономические взлеты и падения.
Итак, у этого поставщика много наличных денег, или они слишком растянуты в финансовом отношении? И какую информацию может предложить поставщик, чтобы продемонстрировать свою постоянную финансовую устойчивость?
6. Стоимость
Посмотрите на стоимость продукта или услуги, которую предоставляет этот поставщик. Как это соотносится с другими вариантами, которые вы рассматриваете?
Большинство людей считают стоимость ключевым фактором при выборе поставщика. Тем не менее, стоимость находится в середине списка 10 Cs по какой-то причине. Другие факторы, такие как приверженность качеству и финансовое благополучие, потенциально могут повлиять на ваш бизнес гораздо больше, чем только затраты, особенно если вы планируете полагаться на поставщика в долгосрочной перспективе.
7. Постоянство
Как этот поставщик будет обеспечивать постоянное предоставление товаров или услуг высокого качества? Есть ли у них хороший послужной список или они новички в отрасли с инновационным подходом?
Никто не может быть идеальным все время. Однако поставщик должен иметь процессы или процедуры для обеспечения согласованности. Спросите потенциальных поставщиков об их подходе и, если возможно, получите демонстрацию и тестовый продукт.
8. Культура
Наилучшие деловые отношения основаны на близком соответствии ценностей на рабочем месте. Вот почему важно смотреть на деловую культуру поставщика. Например, что, если самой важной ценностью вашей организации является качество, а ваш основной поставщик больше заботится о соблюдении сроков? Это несоответствие может означать, что они готовы срезать углы таким образом, который может быть неприемлем для вас.
Ищите поставщиков, которые получили признание в отрасли за свое культурное превосходство, и используйте культурную сеть, чтобы определить ценности организации.
9. Чистота
Это относится к приверженности поставщика принципам устойчивого развития и его соблюдению законов об охране окружающей среды и передовой практики. Что они делают, чтобы уменьшить свое воздействие на окружающую среду? Попросите показать доказательства каких-либо зеленых наград или сертификатов, которые они заработали.
Кроме того, хорошо ли этот поставщик относится к своим людям и окружающим их людям? Есть ли у них репутация корпоративной социальной ответственности и этичного ведения бизнеса?
10.
Связь
Узнайте, как поставщик планирует поддерживать с вами связь. Будут ли предложенные ими подходы к общению соответствовать вашим предпочтительным методам? И кто будет вашим контактом в этой фирме?
Также важно выяснить, как поставщик будет поддерживать связь в случае кризиса. Как быстро они уведомят вас о перебоях с поставками? Как будет происходить это общение? И сможете ли вы связаться с пожилыми людьми, если вам нужно?
Коммуникация особенно важна, если вы управляете повседневными функциями, переданными на аутсорсинг, или если вы имеете дело с фрилансерами или консультантами, которые предоставляют основные услуги.
Совет:
При поиске поставщиков храните всю полученную информацию в письменном виде, особенно запросы, адресованные непосредственно поставщику. Это будет означать, что это «в протоколе», так что вы сможете вернуться к нему позже, если возникнет проблема.
Ключевые моменты
Рэй Картер впервые разработал свои семь принципов оценки поставщиков в 1995.