Таблица учетная политика: Конструктор учетной политики на 2022 год

Как составить учётную политику на 2022 год

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Информация, которая должна быть в бухгалтерской учётной политике, перечислена в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». 

Рабочий план счетов

Полный перечень счетов утверждён приказом Минфина от 30.10.2000 № 94н. Но мало кто применяет все эти счета. Поэтому нужно составить рабочий план счетов, которые использует именно ваша организация.

Компании, которые ведут упрощённый бухучёт, имеют право укрупнять счета. Например, можно учитывать все затраты на производство на счёте 20 «Основное производство», а все расчёты с контрагентами на счете 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Такой подход нужно отразить в учётной политике. Мы рассказывали об этом подробно в отдельной статье.

Формы первичных бухгалтерских документов, учётных регистров и отчётности

Компания может использовать унифицированные формы первичных документов, утверждённые Госкомстатом. Об этом нужно упомянуть в учётной политике. Можно разработать свои формы «первички», с учётом требований статьи 9 закона № 402-ФЗ. Тогда каждую такую форму нужно приложить к учётной политике.

Регистры бухучёта должны соответствовать требованиям статьи 10 закона № 402-ФЗ. Большинство организаций используют для ведения бухучёта специальное программное обеспечение, куда уже встроены свои формы регистров. Этот момент тоже нужно отразить в учётной политике и указать наименование программы.

Если организация сдаёт бухгалтерскую отчётность по типовым формам, отдельно приводить их в учётной политике не нужно. Исключение — компании, которые ведут упрощённый бухучёт. Они должны указать в учётной политике, что сдают упрощённую отчётность.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

Все организации, как минимум раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Есть и другие ситуации, когда инвентаризация обязательна: перед продажей имущества, при смене материально ответственного лица (пункт 27 положения, утверждённого приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).

В учётной политике нужно отразить:

  1. Дополнительные условия для проведения инвентаризации, не указанные в приказе № 34н, если они установлены в компании.
  2. Процедуру проведения инвентаризации:
  • издание приказа;
  • состав комиссии;
  • сроки проведения;
  • документальное оформление;
  • утверждение результатов и их отражение в бухучёте.

Можно включить регламент инвентаризации непосредственно в учётную политику, или составить отдельное положение и сослаться на него в тексте политики.

Способы оценки активов и обязательств

По многим вопросам у организации есть выбор из разных методов учёта. Например, начисление амортизации, разделение расходов на прямые и косвенные, списание запасов при выбытии. В таких случаях в учётной политике нужно выбрать применяемый вариант. Писать нужно только о тех видах операций, которые компания фактически использует в своей деятельности.

Правила документооборота и технология обработки учётной информации

В этом разделе нужно указать:

  1. Лиц, которые отвечают за составление и подписание первичных документов.
  2. Сроки и порядок передачи документов между сотрудниками и подразделениями.
  3. Сроки и порядок передачи документов в архив.

Удобно сделать это в виде графика документооборота. Если компания использует электронный документооборот (ЭДО), это нужно прописать и указать области применения ЭДО и программное обеспечение.

Порядок контроля за хозяйственными операциями

Здесь нужно описать, как в компании организован внутренний контроль, кто за него отвечает. В крупных компаниях обычно создают специальную службу внутреннего аудита. В малом и среднем бизнесе эти функции чаще всего выполняет директор совместно с главбухом.

В учётной политике приведите перечень материально-ответственных лиц, опишите порядок приёмки и списания материальных ценностей и организацию работы с бланками строгой отчётности. Если в компании проводятся внутренние аудиторские проверки, приложите к учётной политике их график.

Другие решения для организации бухучёта

Это важная информация об организации бухучёта в компании, которая не вошла в другие разделы:

  1. Сведения о том, кто ведёт бухучёт: сам руководитель, штатная бухгалтерия, аутсорсер.
  2. Форма ведения бухучёта — как правило, это автоматизированный учёт
  3. Вариант упрощённого ведения учёта для тех, кто имеет на это право. Например, микропредприятия могут не использовать двойную запись и отражать все операции в специальной книге.

Когда и как вносить изменения в бухгалтерскую учётную политику

Менять учётную политику нужно в следующих случаях (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Изменились нормативные акты, как общие, так и специализированные, если это касается правил ведения бухучёта.
  2. Организация внедрила новые способы ведения учёта, чтобы повысить качество бухгалтерской информации.
  3. Существенно изменились условия работы, например, компания провела реорганизацию.

Чтобы утвердить изменения учётной политики, руководитель должен издать приказ или распоряжение. Изменения в бухгалтерскую учётную политику нужно вносить с начала года и ретроспективно (п. 12, 15 ПБУ 1/2008). Это значит, что все операции нужно пересчитать таким образом, как будто новые правила действовали с момента возникновения того или иного факта хозяйственной жизни.

Есть несколько исключений:

  1. Если ситуация изменилась в течение года, например, компания провела реорганизацию, то ждать начала следующего года не нужно.
  2. Компании, которые ведут упрощённый учёт, могут в общем случае отражать изменения перспективно — с даты вступления в силу новой учётной политики.
  3. Кроме того, перспективный метод имеют право применять все компании, если изменения несущественны, или если нет возможности надежно оценить их влияние на предыдущие периоды.
  4. Если в нормативном акт прописан специальный порядок отражения изменений в учёте, нужно руководствоваться этим порядком.

Если в законодательстве и деятельности организации за год не произошло никаких изменений, отдельно утверждать учётную политику на следующий период не обязательно. Компания может продолжать использовать прошлогодний документ.

С 1 января 2022 году вступили в силу изменения, которые касаются почти всех, поэтому учётную политику на этот год пересмотреть нужно обязательно.

Изменения на 2022 год нужны в следующих разделах:

  1. Учёт имущества, полученного и сданного в аренду, в соответствии с ФСБУ 25/2018.
  2. Учёт капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 26/2020.
  3. Учёт основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 .
  4. Организация работы с документами в соответствии с ФСБУ 27/2021.

Перечень изменений в каждой компании зависит от особенностей деятельности и от того, есть ли право на упрощённый бухучёт. Если такое право есть, можно не применять отдельные положения новых стандартов. 

Учётная политика для целей налогообложения

Формировать учётную политику для налогового учёта обязаны организации, которые используют общую систему налогообложения (статья 313 НК). В законах не прописано, какую именно информацию обязательно нужно туда включить. Чтобы обеспечить безошибочное ведение налогового учёта, пропишите такие моменты:

  1. Порядок обработки данных первичных учётных документов..
  2. Учётные регистры и порядок расчёта налоговой базы. Налоговый учёт, как и бухгалтерский, организации обычно ведут с помощью специализированного программного обеспечения и применяют сводные документы, сформированные программой. Об этом нужно сказать в налоговой учётной политике. Регистры налогового учёта и расчёт налоговой базы должны соответствовать требованиям статей 313-315 НК РФ.
  3. Варианты учёта доходов или расходов в тех случаях, когда это разрешено НК. Например, можно выбрать метод начисления амортизации и списания материальных запасов или перечень создаваемых резервов.  

При УСН и ЕСХН подробная налоговая политика по закону не требуется. Правила исчисления налогов на этих режимах подробно прописаны в Налоговом кодексе и инструкциях по заполнению КУДиР. Однако и здесь бывают варианты, которые стоит прописать в учётной политике.

При УСН нужно выбрать вариант определения налоговой базы «Доходы» или «Доходы минус расходы». Во втором случае в учётной политике отразите:

  1. Выбор метода списания стоимости товаров после реализации.
  2. Решение налогоплательщика воспользоваться правом на перенос убытков на будущее.

При ЕСХН можно выбрать продолжительность периода списания затрат на покупку земли и право переноса убытков на будущее.

Когда и как вносить изменения в налоговую учётную политику

Налоговую учётную политику меняют, если изменились: 

  1. Правила налогового законодательства.
  2. Методы учёта, которые применяет компания.
  3. Существенные параметры бизнеса. Например, если компания начала новый вид деятельности.

Вносить изменения в налоговую учётную политику можно с начала нового налогового периода или с даты вступления в силу изменений законодательства. Но изменения чаще всего и так вступают в силу с нового налогового периода. По мнению Минфина можно внести изменения в учётную политику в течение налогового периода, если бизнес начал заниматься новым видом деятельности (письмо от 03.07.2018 № 03-03-06/1-45756).

Любые изменения налоговой учётной политики должен утвердить руководитель организации своим приказом или распоряжением. С 2022 года не было принципиальных изменений в налоговом законодательстве. Поэтому, если в компании не было внутренних изменений, корректировать налоговую политику не придётся.

Нужна ли учётная политика индивидуальным предпринимателям

ИП имеют право не вести бухучёт, а значит и бухгалтерская учётная политика им не нужна. Если предприниматели ведут бухучёт добровольно, нужно составить бухгалтерскую учётную политику, чтобы упорядочить организацию учёта.

ИП на ОСНО должны вести учёт расходов для НДФЛ по правилам, аналогичным налогу на прибыль организаций (п. 1 ст. 221 НК). Поэтому им налоговая политика нужна. Составляют её по тем же правилам, что организации на ОСНО.

ИП на УСН «Доходы минус расходы» и ЕСХН могут составить краткую налоговую учётную политику, отразив там порядок учёта отдельных видов расходов и переноса убытков.

Предпринимателям на УСН «Доходы» и ПСН налоговая учётная политика не нужна, потому что все правила для них уже прописаны в Налоговом кодексе.

Подарок для наших читателей — запись вебинара по составлению учётной политики на 2022 год. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Спикеры — известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  1. Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».  
  2. Людмила Архипкина — ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

Программа:

  • рациональность в учётной политике: как не писать в ней лишнего и выбирать адекватные методы учёта;
  • критерии существенности в учётной политике: как раскрывать достаточно информации для пользователей, но не избыточно для бухгалтерии;
  • профессиональное суждение в учетной политике: как использовать рекомендации в области бухгалтерского учёта при его обосновании;
  • учёт аренды по ФСБУ 25/2018;
  • учёт капитальных вложений по ФСБУ 26/2020;
  • учёт основных средств по ФСБУ 6/2020;
  • учёт документов и документооборота по ФСБУ 27/2021.

 

Страница не найдена (ошибка 404)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа№90 имени Героя Советского Союза Пудовкина П. Г.»

  • г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 33.
  • +7 (863) 245-29-19, 245-34-93
  • [email protected]

Для слабовидящих
Обычная версия


Cведения об образовательной организации

  • Программа воспитания


  • Основные сведения


  • Структура и органы управления образовательной организацией


  • Документы


  • Образование


  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав


  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса


  • Платные образовательные услуги


  • Финансово-хозяйственная деятельность


  • Вакантные места для приема (перевода)


  • Доступная среда


  • Международное сотрудничество


  • Стипендии и меры поддержки обучающихся


  • Разное


  • Образовательные стандарты


  • Горячее питание


  • Функциональная грамотность

Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и этическим нормам. 

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» относит принятие мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.

Нормативно-правовые акты по противодействию коррупции.

Приказ № 234 от 30. 08.2021 г. «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2022 учебный год».

Приказ № 235 от 30.08.2021 г. «О назначении ответственного лица за проведение антикоррупционной работы».

План мероприятий по противодействию коррупции в МБОУ «Школа № 90» на 2021-2022 учебный год. Приложение № 1 к приказу МБОУ «Школа № 90» от 30.08.2021 года № 235.

Приказ № 274 от 24.09.2021 г. «О внесении изменений в план мероприятий по вопросам противодействия коррупции».

План мероприятий по противодействию коррупции в МБОУ «Школа № 90» на 2021-2022 учебный год. Приложение № 1 к приказу от 24.09.2021 № 274.

Приказ № 281 от 04.10.2021 г. «О соблюдении запрета на дарение и получение подарков».

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования города Ростова-на-Дону за 2020 год.

Информационные ресуры


Минпросвещения России


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области


Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области


Федеральный институт педагогических измерений


РОЦОИСО


Управление образования города Ростова-на-Дону


Информационная система сопровождения деятельности федеральных инновационных прощадок


растимдетей. рф

Учетная политика или оценка? — КПМГ Глобал

  • Скачать PDF-версию этой статьи. Откроется в новом окне.

  • 1000
  • Дом
  • Инсайты
  • Учетная политика или оценка?

Статья Дата публикации
02 марта 2021 г.

Чтение через 2 минуты

Глобальный институт МСФО 

  • В чем проблема?
  • Акцент на бухгалтерских оценках  
  • Дата вступления в силу и переход

Электронная почта Габриэлы Кегаль

В чем проблема?

Различие между учетной политикой и оценочными значениями важно, поскольку изменения в учетной политике обычно применяются ретроспективно, а изменения в оценочных значениях применяются перспективно. Таким образом, принятый подход может повлиять как на сообщаемые результаты, так и на тенденции между периодами.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (Совет) отметил различия в практике проведения этого различия, поскольку термин «оценочные значения» не был определен, а предыдущее определение изменения в оценочных значениях было неясным.

Совет выпустил поправки к МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки », разъясняющие, как компании должны отличать изменения в учетной политике от изменений в бухгалтерских оценки.

Основное внимание поправок уделяется исключительно разъяснениям, касающимся бухгалтерских оценок, а не учетной политики. Добавление определения бухгалтерских оценок заполняет пробел и, наряду с дальнейшими разъяснениями, может помочь уменьшить разнообразие на практике.

Габриэла Кегаль
Руководитель презентации КПМГ по международным стандартам МСФО

Внимание к бухгалтерским оценкам

Поправки вводят новое определение бухгалтерских оценок: уточняется, что они представляют собой денежные суммы в финансовой отчетности, которые подвержены неопределенности измерения 1 .

Поправки также уточняют взаимосвязь между учетной политикой и оценочными значениями, уточняя, что компания разрабатывает оценочное значение для достижения цели, установленной учетной политикой.

Разработка бухгалтерской оценки включает в себя:

  • выбор метода измерения (метода оценки) – например метод оценки, используемый для оценки резерва под ожидаемые кредитные убытки при применении МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» ; и
  • выбор входных данных, которые будут использоваться при применении выбранного метода измерения – например, ожидаемые оттоки денежных средств для определения резерва по гарантийным обязательствам при применении МСФО (IAS) 37 Резервы, условные обязательства и условные активы .

Последствиями изменений таких исходных данных или методов оценки являются изменения в бухгалтерских оценках.

Определение учетной политики остается без изменений.

Поправки также содержат два примера применения нового определения, как показано ниже.

Дата вступления в силу и переход

Поправки вступают в силу для периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты, с возможностью досрочного применения, и будут применяться перспективно к изменениям в бухгалтерских оценках и изменениям в учетной политике, происходящим в или после начала первого годового отчетного периода, в котором компания применяет поправки.

Чтобы узнать больше об изменениях, обратитесь к своему контактному лицу в КПМГ.

1 Неопределенность измерения определяется в Приложении к Концептуальным основам 2018 года как
«неопределенность, которая возникает, когда денежные суммы в финансовых отчетах не могут быть непосредственно наблюдаемы и вместо этого должны быть оценены».

Международные стандарты бухгалтерского учета

Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) были выпущены предшествующим Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) и одобрены и изменены Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB). Совет по МСФО также будет переиздавать стандарты этой серии, если сочтет это целесообразным.

# Имя Выдан
МСФО 1 Представление финансовой отчетности 2007*
МСФО 2 Запасы 2005*
МСФО 3 Консолидированная финансовая отчетность
Заменено в 1989 г. МСБУ 27 и МСБУ 28
1976
МСФО 4 Учет амортизации
Изъято в 1999 г.
МСФО 5 Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности
Заменено МСБУ 1, вступившим в силу 1 июля 1998 г.
1976
МСФО 6 Реакция бухгалтерского учета на изменение цен
Заменено МСБУ 15, отмененным в декабре 2003 г.
МСБУ 7 Отчет о движении денежных средств 1992
МСФО 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки 2003
МСФО 9 Учет деятельности по исследованиям и разработкам
Заменено МСФО (IAS) 38, вступившим в силу с 1 июля 1999 г.
МСФО 10 События после отчетного периода 2003
МСБУ 11 Договоры на строительство
Заменено МСФО (IFRS) 15 с 1 января 2017 года
1993
МСФО 12 Подоходный налог 1996*
МСФО (IAS) 13 Представление текущих активов и текущих обязательств
Заменено МСФО (IAS) 1, вступившим в силу с 1 июля 1998 г.
МСФО 14 Сегментная отчетность
Заменено МСФО (IFRS) 8, вступившим в силу с 1 января 2009 г.
1997
МСФО 15 Информация, отражающая влияние изменения цен
Изъято в декабре 2003 г.
2003
МСФО (IAS) 16 Основные средства 2003*
МСФО (IAS) 17 Аренда
Заменено МСФО (IFRS) 16, вступившим в силу 1 января 2019 года
2003*
МСФО (IAS) 18 Выручка
Заменено МСФО (IFRS) 15, вступившим в силу с 1 января 2017 г.
1993*
МСБУ 19 Вознаграждения работникам (1998 г.)
Заменено МСФО (IAS) 19 (2011 г.), вступившим в силу 1 января 2013 г.
1998
МСБУ 19 Вознаграждения работникам (2011) 2011*
МСФО 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи 1983
МСБУ 21 Влияние изменений валютных курсов 2003*
МСБУ 22 Объединение бизнеса
Заменено МСФО (IFRS) 3, вступившим в силу 31 марта 2004 г.
1998*
МСФО (IAS) 23 Затраты по займам 2007*
МСБУ 24 Раскрытие информации о связанных сторонах 2009*
МСФО 25 Учет инвестиций
Заменено МСБУ 39 и МСБУ 40, вступившими в силу в 2001 г.
МСФО (IAS) 26 Бухгалтерский учет и отчетность пенсионных планов 1987
МСБУ 27 Отдельная финансовая отчетность (2011) 2011
МСБУ 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность
Заменено МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 27 (2011 г.), вступившими в силу с 1 января 2013 г.
2003
МСБУ 28 Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия (2011 г.) 2011
МСБУ 28 Инвестиции в ассоциированные компании
Заменены МСФО (IAS) 28 (2011 г.) и МСФО (IFRS) 12, вступившими в силу с 1 января 2013 г.
2003
МСБУ 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции 1989
МСБУ 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений
Заменено МСФО (IFRS) 7, вступившим в силу с 1 января 2007 г.
1990
МСФО 31 Участие в совместных предприятиях
Заменено МСФО (IFRS) 11 и МСФО (IFRS) 12, вступившими в силу с 1 января 2013 г.
2003*
МСФО 32 Финансовые инструменты: Презентация 2003*
МСБУ 33 Прибыль на акцию 2003*
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность 1998
МСФО 35 Прекращаемая деятельность
Заменено МСФО (IFRS) 5, вступившим в силу с 1 января 2005 г.
1998
МСФО 36 Обесценение активов 2004*
МСБУ 37 Резервы, условные обязательства и условные активы 1998
МСФО 38 Нематериальные активы 2004*
МСБУ 39 Финансовые инструменты: признание и оценка
Заменено МСФО (IFRS) 9, если применяется МСФО (IFRS) 9
2003*
МСФО 40 Инвестиционная недвижимость 2003*
МСФО 41 Сельское хозяйство 2001

Примечание

В приведенной выше таблице перечислены самые последние версии (или версии, если акт еще не был заменен) каждого акта и дата первоначального выпуска изменений.