Запрос предложений по 44 фз когда можно проводить: Запрос предложений 44-ФЗ пошаговая инструкция

Сроки запроса предложений 44-ФЗ \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Сроки запроса предложений 44-ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки запроса предложений 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Закупки:
  • 14.12.30.190
  • 141 КОСГУ
  • 17 12 14
  • 17.12.14
  • 17.12.14.119
  • Ещё…

Судебная практика: Сроки запроса предложений 44-ФЗ

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 N 11АП-16241/2021 по делу N А72-8116/2021
Требование: О признании незаконными решений комиссии антимонопольного органа о признании необоснованными жалоб на положения документации о проведении электронных аукционов.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.Согласно п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений или путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21. 10.2021 N 11АП-15502/2021 по делу N А72-3955/2021
Требование: О признании незаконными решений антимонопольного органа о признании жалоб на нарушения антимонопольного органа необоснованными.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.Согласно п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений или путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Сроки запроса предложений 44-ФЗ

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Последние изменения: Закупка лекарств у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2022)Запрос предложений (в том числе в электронной форме) больше не проводится. Закупить лекарства, необходимые пациенту по медицинским показаниям, на основании решения врачебной комиссии можно путем запроса котировок в электронной форме. В этом случае закупку у единственного поставщика можно осуществить в объеме, требуемом пациенту в течение срока проведения данной процедуры по пп. «г» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. Ранее в норме был указан срок, необходимый для проведения запроса предложений в «бумажной» и электронной форме (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Дискуссионные возможности юрисдикционной защиты гражданских прав и законных интересов в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Соломонов Е. В., Юрицин А.А.)
(«Конкурентное право», 2021, N 3)Тождественные условия дискриминационного характера мы наблюдаем и в иных конкурентных процедурах. Так, например, п. 11 ст. 78, п. 17 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливают: если участник запроса котировок и запроса предложений в установленный срок не представил подписанный договор, то его действия квалифицируются как уклонение от заключения договора. Разумеется, проект контракта в одностороннем порядке составляет заказчик.

Нормативные акты: Сроки запроса предложений 44-ФЗ

ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ \ КонсультантПлюс

ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

4.4. При осуществлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем запроса предложений в электронной форме в обязанности Единой комиссии входит следующее.

4.4.1. Единая комиссия после окончания срока приема заявок на участие в запросе предложений в электронной форме рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.

4.4.2. Единая комиссия отстраняет участников запроса предложений в электронной форме, подавших заявки, не соответствующие требованиям, установленным извещением и документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, или предоставивших недостоверную информацию, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Не подлежит отстранению участник в связи с отсутствием в его заявке на участие в запросе предложений в электронной форме документов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 9 статьи 83.1 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Основания, по которым участник запроса предложений в электронной форме был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений в электронной форме.

4.4.3. Единая комиссия оценивает все заявки участников запроса предложений в электронной форме на основании критериев, указанных в документации, фиксирует в виде таблицы и прилагает к протоколу проведения запроса предложений в электронной форме. В указанный протокол включают информацию о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений в электронной форме.

4.4.4. Единая комиссия рассматривает окончательные предложения на следующий рабочий день после даты окончания срока для направления указанных предложений. Результаты рассмотрения фиксируются в итоговом протоколе. В течение одного рабочего дня с момента размещения выписки из протокола проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 20 статьи 83.1 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ все участники запроса предложений в электронной форме или участник, подавший единственную заявку на участие в таком запросе, вправе направить окончательное предложение.

Если участники запроса предложений не направили окончательные предложения в срок, установленный частью 21 статьи 83.1 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, то окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений в электронной форме.

Окончательное предложение участника запроса предложений, содержащее условия исполнения контракта, ухудшающие условия, содержащиеся в поданной указанным участником заявке, отклоняется, и окончательным предложением считается предложение, первоначально поданное указанным участником.

4.4.5. Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в документации о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

В итоговом протоколе Единая комиссия фиксирует все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений в электронной форме, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений в электронной форме. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений в электронной форме размещают в единой информационной системе и на электронной площадке в день подписания итогового протокола.

4.4.6. При осуществлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем запроса предложений в электронной форме Единая комиссия также выполняет иные действия в соответствии с положениями Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Ода Коммерческое право России 2007

412

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Предприятия, выбрасывающие токсичные и другие вредные вещества в окружающую среду, признаются осуществляющими деятельность с повышенной опасностью.29 акционерному обществу «Востоктранссервис» о возмещении ущерба в размере 1 152 545 625 рублей за загрязнение воды нефтепродуктами. «Востокотранссервис» владеет танкером «Силуэт». «Партнер» заключил договор с «Востокотранссервис» на перекачку 1500 тонн дизельного топлива на берег с танкера. При этом произошел несчастный случай, и дизельное топливо вылилось в воду. Нефть распространилась на 500 метров в диаметре и на 10-12 сантиметров в толщину и тем самым загрязнила воду канала Корф. Суд признал ответственным за компенсацию только «Востоктранссервис», поскольку танкер приступил к перевалке дизельного топлива без подтверждения готовности со стороны «Партнера». Ответственность «Востоктранссервиса» основывается на его статусе собственника источника повышенной опасности.30

По проекту, имеющему положительное заключение государственной экологической экспертизы, ущерб возмещается собственником объекта. Если причинителем вреда является предприниматель, возмещение выплачивается в соответствии с установленной ставкой и способами. При их отсутствии компенсация рассчитывается исходя из фактических затрат на восстановление окружающей среды (ст.77). Например, по разливу нефти из магистрального трубопровода существует методика определения ущерба окружающей среде, установленная тогдашним Минтопэнерго в 1919 г. 95.31

Лица, причинившие вред здоровью или имуществу граждан в результате хозяйственной и иной деятельности, подлежат полному возмещению. Подробности оставлены на усмотрение деликтного права, которое является частью Гражданского кодекса [см. главу 10]. В реальности 20-30% заболеваний россиян напрямую связаны с загрязнением окружающей среды. Однако компенсация населению за ущерб, нанесенный его здоровью, обычно принимает форму субсидии за временную потерю трудоспособности.32

Помимо применения административных санкций к нарушителям экологического в суд о приостановлении деятельности:33

Основными загрязнителями района Балтийского моря признаны Закрытое акционерное общество «Цепрусс», Общество с ограниченной ответственностью «Неманский ЦБК» и Открытое акционерное общество «Советский ЦБЗ».

29Постановление Пленума ВАС от 21.10.93.

30Постановление Президиума ВАС от 20.07.1999, Дело 7431/98.

31Abanina et al., см. выше, стр. 444.

32Бринчук, Экологическое право, второе издание, см. выше, с.381.

33Новости, 31 июля 2006 г. www.mnr.gov.ru.

ГЛАВА 13

413

содержал различные вещества, концентрация которых значительно превышала допустимый диапазон. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования неоднократно проверяла эти компании и инициировала процедуру наложения недропользования. Кроме того, высшему руководству этих компаний были даны указания устранить нарушение закона и установить очистные сооружения. В итоге Федеральное агентство поручило своему территориальному органу обратиться в суд с иском о приостановлении деятельности этих компаний.

4ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Экономическое развитие и охрана окружающей среды вступают в противоречие, особенно когда осуществляется хозяйственная деятельность, такая как проекты в области природных ресурсов или инфраструктурные проекты, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду. Проблема заключается не только в том, где должен быть установлен баланс, но и в том, существует ли функциональная система для посредничества между такими разными и конфликтующими интересами. Одним из ключевых институтов в этом отношении является система экологической экспертизы (экологичекая экспертиза), которая предназначена для проверки совместимости хозяйственной деятельности с экологическими требованиями, прежде чем разрешить осуществление запланированной деятельности. Экологическая экспертиза призвана выявить такую ​​деятельность и предотвратить чрезмерный вред окружающей среде.

Зародышевая форма государственной экологической экспертизы существовала при социализме. Он был введен в качестве «превентивной меры» против негативного воздействия на окружающую среду. Лишь в конце 1980-х годов положительное заключение государственной экологической экспертизы стало обязательным условием финансирования проектов34.

Закон 1991 г. внес некоторые положения об экологической экспертизе, «хозяйственных решений», реализация которых может оказать вредное воздействие на природную среду. Финансирование и реализация всех проектов и программ запрещались без положительного заключения экологической экспертизы. Однако в Законе не было подробностей об экологической экспертизе, а лишь указывалось, что целью государственной экологической экспертизы является проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности.

Подробности появились только в 1995 г., когда был принят отдельный Закон об экологической экспертизе35. В этом Законе экологическая экспертиза определялась как система установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, а также определения допустимости реализации

34А.К.Голиченков, Экологический конторль: теория, практика, правового регулирования, М. 1992, с.58-66.

35Закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.

414

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

объекта, находящегося на рассмотрении с целью предотвращения возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду или наступления неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий (ст. 3). Тем не менее, концепция по-прежнему не всегда была ясной, особенно в том, что существовала путаница между оценкой воздействия на окружающую среду и экологической экспертизой.36 Были ли они одним и тем же учреждением или разными учреждениями, в законе не было ясности.

Фактически, до принятия Закона об экологической экспертизе 1995 г. Положение об оценке воздействия на окружающую среду было утверждено постановлением правительства в 1994 г. Это стало результатом ратификации Международной конвенции об оценке воздействия на окружающую среду. Окружающая среда в трансграничном контексте Россией в 1991 году. Преамбула этого Положения ссылается на статью 41 Закона 1991 года, которая предусматривает экологическую экспертизу, а не оценку воздействия на окружающую среду. Для этого не было никаких правовых оснований, поскольку в 1991 Закон. Даже в Законе об экологической экспертизе 1995 г. на него было лишь косвенное упоминание. Подробности приведены в Положении 1994 г., утвержденном приказом министерства, которое было заменено новым Положением об оценке воздействия на окружающую среду 2000 г. 37

Даже в юридической литературе экологическая экспертиза освещалась кратко, и оценка воздействия встречалась редко38. Лишь в книге, изданной в 2002 г., появилась глава, посвященная «оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе»39.

Положение 2000 г. определяет оценку воздействия на окружающую среду как процесс содействия принятию управленческих решений относительно осуществления намечаемой хозяйственной и иной деятельности путем определения возможного негативного воздействия на окружающую среду, оценки экологических последствий, учета заключение, и разработка мероприятий по уменьшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (1.1).

Хотя закон был двусмысленным и запутанным, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду на практике были двумя разными институтами в России. Экологическая экспертиза проводится экспертным комитетом, который создается на проектной основе «уполномоченным органом» по охране окружающей среды.

36Ю.Р.Храмова, “К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической екепертизы”, ГиП, 2000, №8, с.13.

37Приказ Госкомэкологии от 16 мая 2000 г.

38Напр. Н.Н.Веденин, Экологическое право, Москва, 2000, с.76-82; Ю.В.Трунцевский, Н.Е.Саввич, Экологическое право, Москва, 2002, с.83-88.

39О.И.Красов, Экологическое право, Москва 2002, с.204-240.

ГЛАВА 13

415

В рамках экологической экспертизы проекта договора на разработку Комсомольского нефтяного месторождения на условиях раздела продукции экспертная комиссия рассмотрела возможное воздействие проекта на окружающую среду. Было указано, что добыча и транспортировка углеводородов относятся к категории повышенных экологических рисков с вероятностью возникновения аварий. В проекте не было учтено российское законодательство в области охраны окружающей среды. В договоре отсутствует пункт, предусматривающий обязательства инвесторов по принятию мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и устранению такого воздействия. Изучив технико-экономическое обоснование проекта, экспертная комиссия признала оператора неподходящим. В заключение, основная цель и концепции проекта были положительно оценены комиссией, но было рекомендовано доработать проект соглашения40 9 .0006

Проект по добыче гипса признан экспертной комиссией недопустимым, так как добыча гипса ниже уровня подземных вод может затронуть одно из крупнейших в мире соленых озер. Вывод комиссии состоял в том, что предложенный проект недостаточно подготовлен – оценка воздействия на озеро недостаточна, а технология еще не апробирована. Компании было рекомендовано доработать проект41.

Предприниматели, намеревающиеся начать хозяйственную деятельность, такую ​​как разработка природных ресурсов, строительство зданий и сооружений или инфраструктуры, должны подготовить материалы для проверки. К таким материалам относятся «документы, содержащие информацию об оценке воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе» (ст. 14 Закона об экологической экспертизе). Оценка воздействия на окружающую среду проводится предпринимателем и представляется в экспертную комиссию, которая проводит экологическую экспертизу. Результат оценки воздействия на окружающую среду является одним из объектов, который исследуется в процессе экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза не застрахована от давления извне:

При экологической экспертизе проекта скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом в 1990-е годы якобы имело место «психологическое давление» со стороны тех специалистов, которые готовили технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта и руководитель железнодорожной компании о членах экспертной комиссии. Заключение комиссии было обжаловано в Федеральной прокуратуре, которая дала некоторые рекомендации Министерству.42

40Приказ Государственной комиссии по экологии № 24 от 28 января 1997 г.

41Новости, 21 июня 2006 г. www.mnr.gov.ru.

42М.М.Бринчук, Экологическое право, первое издание, Москва 1998, с. 329.

416

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

В Минприроды сообщили, что на совещании территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и заместителя руководителя этого ведомства была достигнута договоренность об оказании Агентством помощи компаниям, участвующим в строительство Северо-Европейского газопровода. Проведение экологической экспертизы будет считаться первоочередной задачей, и экспертиза будет проводиться в первую очередь. Последняя проверка не обнаружила ничего противоречащего экологическому законодательству.43

Что касается оценки воздействия на окружающую среду, то согласно Закону 2002 г. она проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может прямо или косвенно оказать влияние на окружающую среду (ст. 32). Оценка воздействия на окружающую среду обязательна для принятия решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3). Детали системы снова оставлены на усмотрение подзаконных актов. Например, из Закона неясно, кто должен проводить оценку воздействия на окружающую среду и на каком этапе она должна проводиться. То же самое относится и к экологической экспертизе. Имеется лишь очень краткое положение об экологической экспертизе (ст. 33). Даже по сравнению с 19.91 Закона, охват экологической экспертизы скудный. Как отметил российский эксперт, в Законе отсутствуют детали и процессуальные нормы.44

5 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В России процесс осуществления хозяйственной деятельности, потенциально воздействующей на окружающую среду, осложнен по разным причинам. Как объяснялось выше, основные институты, такие как оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, должным образом не регулируются законом. Закон 2002 г., похоже, не принес здесь особых улучшений. Кроме того, процедура регулируется множеством различных законов, имеющих отношение к охране окружающей среды, таких как Земельный кодекс и Водный кодекс, Закон об исключительных экономических зонах или Закон о континентальном шельфе, которые часто противоречат друг другу и/или дублируют друг друга. . Между ними нет координации. Расшифровка системы требует внимательного прочтения законов и подзаконных актов. Это действительно недружественная система как для граждан, так и для предпринимателей.

Когда предприниматель приступает к процессу осуществления экономической деятельности, такой как разведка и эксплуатация природных ресурсов или строительство инфраструктуры, предприятий и других объектов (далее «

43Novosti, 12 апреля 2006 г. www. .mnr.gov.ru

44Бринчук, Экологическое право, второе издание, выше, стр. 93

ГЛАВА 13

417

проект»), до достижения стадии экологической экспертизы проводится процедура выделения земли под проект. Земельный кодекс регулирует выделение земли, а существует целый комплекс законов, включая законы о технических нормативах, законы о санитарии и гигиене. Если проект затрагивает континентальный шельф, применяется Закон о континентальном шельфе.

Предприниматель должен обратиться в государственное учреждение или муниципальное учреждение для выбора земли для этой цели и предварительного выделения земли для проекта. Это применимо только в том случае, если задействованная земля находится в государственной или муниципальной собственности, но, как правило, проект не может осуществляться исключительно в частной собственности и будет включать государственную или муниципальную собственность (Земельный кодекс, статья 31, пункт 1).

Существует некоторая путаница в отношении последовательности процедуры. Закон 1991 г. добавил дополнительные требования: выбор площадки для строительства зданий, строений, сооружений и т. д. должен осуществляться на основании положительных заключений «уполномоченных органов» в области охраны окружающей среды и санитарно-гигиенической инспекции ( Ст.41, п.2). Закон 2002 г. предусматривает, что участок должен быть выбран при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ст. 35, п. 2). Однако, согласно Земельному кодексу, участок выбирается до проведения экологической экспертизы. Земельный кодекс был принят только в конце 2001 года, незадолго до Закона 2002 года!

После выбора участка и предварительного размещения предприниматель должен подготовить «технико-экономическое обоснование» (ТЭО) проекта. Это эквивалент технико-экономического обоснования. Он регулируется инструкцией 1995 года, утвержденной Министерством строительства45. ТЭО предполагает получение лицензий и разрешений от различных участвующих ведомств. К ним относятся агентства, отвечающие за внутренние дела, оборону, финансы, транспорт, труд и здравоохранение. Они не ограничиваются федеральными агентствами: участвуют и местные агентства. Здесь в игру вступает оценка воздействия на окружающую среду. В качестве самостоятельного компонента ТЭО включает оценку воздействия на окружающую среду46. Подготовка ТЭО обычно поручается субподрядчику. Хотя это четко не указано в законе, оценка воздействия на окружающую среду является частью ТЭО. В процессе подготовки отчета об оценке воздействия на окружающую среду проводятся широкие консультации с общественностью.

Следующий этап – государственная экологическая экспертиза. Проверка проводится экспертной комиссией. Члены выбираются агентством, ответственным за экологическую экспертизу, конкретно для каждого проекта. Внешние эксперты, имеющие академические

45СНиП, 1995 №11, п.101.

46М.И.Васильева, “Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве”, ГиП 1999 №8, с.60.

418

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

знания или практические навыки приветствуются.47 При рассмотрении рассматриваются ТЭО, содержащие оценку воздействия на окружающую среду и планы данной хозяйственной деятельности. Все необходимые лицензии и разрешения должны быть получены и представлены на рассмотрение (Закон об экологической экспертизе, ст.14). Комиссия готовит заключение экспертизы и представляет его в агентство. Только когда оно одобрено агентством, оно становится формальным заключением экологической экспертизы. Формальное заключение экологической экспертизы является обязательным для всех проектов.

Отсутствие закона, четко определяющего вышеуказанный порядок, является препятствием для реализации проектов. Процедура нуждается в упорядочении и надлежащем освещении в законе.

6ПРАВА ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ

Частным лицам и общественным организациям предоставлена ​​достаточно широкая возможность участвовать в процессе и влиять на решение, хотя они и не имеют решающего слова.48

В Первый этап проекта, т.е. выбор участка и выделение земли, Земельный кодекс предусматривает, что муниципальное учреждение обязано информировать жителей о возможном или предстоящем выделении земли предпринимателю. Граждане и общественные организации вправе участвовать в принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы жителей и связанным с изъятием земель для общественных и государственных нужд (ст. 31, п. 3). Последняя часть положения двусмысленна в отношении того, имеют ли жители право принимать участие в принятии решений, которые затрагивают интересы жителей, или решение должно одновременно включать изъятие земли. В случаях выделения земли на территории проживания и работы коренных малочисленных народов может проводиться традиционный сход (сход) или референдум. Результат такого собрания или референдума должен учитываться в процессе принятия решений.

В процессе подготовки ТЭО предприниматель совместно с субподрядчиком, уполномоченным на подготовку ТЭО, проводит общественные слушания или обсуждение в СМИ с целью информирования жителей

47См., например, список специалистов на строительство опытной скважины на Каспии для Широтной площади, приказ тогдашнего Госкомитета по охране окружающей среды от 23 ноября 1999 г.

48Боголюбов С.А. изд., Комментарии к земельному законодательству Российской Федерации, Москва 1998, стр. 188-197.

ГЛАВА 13

419

запланированный проект, выяснение всех возможных негативных последствий и поиск возможных альтернатив. Как объяснялось ранее, оценка воздействия на окружающую среду является частью процесса ТЭО. Положение об оценке воздействия на окружающую среду 2000 г. предусматривает широкое участие общественности. Предприниматель обязан предоставлять общественности информацию, которая должна содержаться в ТЭО, и вовлекать ее в обсуждение предлагаемого проекта на всех этапах. Предварительные результаты отчета доступны для общественности для замечаний и предложений. Должны быть организованы общественные слушания, а их результаты должны быть задокументированы и приложены к окончательному отчету об оценке (Устав, 4.8). В Законе 2002 года участие физических лиц стало обязательным не только в общем процессе экологической экспертизы, но и в оценке воздействия на окружающую среду. Однако так было с 1994 Статута.

На стадии экологической экспертизы рассматриваются материалы бесед с населением и общественными организациями (Закон об экологической экспертизе, ст.14). Экологическая экспертиза, как упоминалось выше, проводится «уполномоченным органом». Однако помимо этой государственной экологической экспертизы может быть параллельная общественная экологическая экспертиза. Если государственная экологическая экспертиза является обязательной, то социальная экологическая экспертиза является добровольной, т. е. инициируется и оплачивается общественными организациями. Для этого создается отдельная экспертная комиссия. Важно то, что общественная организация, проводящая социальную экологическую экспертизу, имеет право на получение того же объема материалов, что и предприниматель, представляемый на государственную экологическую экспертизу (ст. 22 и 23). Также такие общественные организации могут участвовать в заседаниях экспертной комиссии по государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателя и принимать там участие в обсуждении заключения общественной экологической экспертизы (ст.22, п.3). Заключение социально-экологической экспертизы не имеет обязательной силы, т.е. направляется в государственный орган в области охраны окружающей среды, а также публикуется в СМИ, но его отрицательное заключение не препятствует реализации проекта (ст. 25).

Это положения Земельного кодекса, Закона об экологической экспертизе и некоторых подзаконных актов. Что предусматривают Закон 1991 г. и Закон 2002 г. как основной закон об охране окружающей среды? Закон 1991 г. предусматривал, что в процессе размещения зданий, строений, сооружений и т.п. в случае необходимости решение принимается «в результате обсуждения или референдума» (ст. 41, п. 3). Закон 2002 г. предусматривает, что в случаях, когда размещение зданий, строений, сооружений и т.п. затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдума (ст. 35, п. 3). Это лучше, чем 1991 Закона, в том, что разъясняется необязательный характер референдума. С другой стороны, данное положение не уточняет, что включает в себя законные интересы граждан, и не определяет круг граждан, интересы которых затрагиваются. Нет сведений о том, является ли холдинг

420

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

референдума является обязательным, а также нет никаких уточнений относительно времени и организатора референдума.

Референдумы по экологическим вопросам, которые регулируются общим Законом о референдуме 1995 года, не редкость. Сообщается, что в Костроме в 1996 г. и в Москве в 1998 г. успешно прошли референдумы. В Красноярске был предложен референдум по предложенному заводу по захоронению ядерных отходов, но он был отклонен местным правительством. Дело дошло до суда, но суд отклонил иск.49

Проблема с участием граждан в существующей системе заключается в том, что, во-первых, участие разрешено на многих разных этапах и, кажется, частично совпадает. Например, требуется участие на каждом этапе оценки воздействия на окружающую среду, а затем на этапе экологической экспертизы. Общественные организации, помимо участия в государственной экологической экспертизе, вправе самостоятельно проводить общественную экологическую экспертизу с рассмотрением ее результатов в рамках государственной экологической экспертизы.

Как отметил российский эксперт, институт социального участия в России все еще находится в стадии формирования. Это включает в себя создание норм, а также социальную практику. В России «историческая традиция общественного участия практически отсутствовала»50. Кроме того, дублирование в первую очередь связано с тем, что эти институты вводились разными законами и уставами на разных этапах и между ними мало согласования. Системе не хватает последовательности, что затрудняет ее работу51. Закон 2002 г. мог бы исправить ситуацию, но этого не произошло. Эти уровни участия граждан, безусловно, значительно задерживают процесс принятия решений. Вместо или в дополнение к чрезмерным разрешениям и одобрениям, которые требуются для проектов, имеет место чрезмерное участие общественности.

Во-вторых, несмотря на наличие различных возможностей для участия граждан в целом, отсутствует конкретика. Например, непонятно, в каких случаях и при каких условиях участие граждан становится обязательным. На каком этапе должно быть проведено слушание и кем (предпринимателем или муниципалитетом, или «уполномоченным органом»?) также не уточняется. 52

Право граждан и общественных организаций не ограничивается участием в процессе принятия решений. Они имеют право оспорить решение в суде.

Достаточно значительное количество случаев обжалования различных решений, таких как отвод земли или утверждение проекта, в

49Боголюбов С.А. Референдум по экологическим проектам // ГиП. 11, с.35.

50Васильева, выше, 57.

51Там же, с.60.

52Боголибов, «Референдум…», см. выше, стр. 32.

ГЛАВА 13

421

суд. Знаменитый случай связан с запланированным проектом высокоскоростного поезда Санкт-Петербург-Москва. Некоторые жители Новгорода и областная общественная организация подали в суд на администрацию Новгорода и компанию «Скоростной поезд» с просьбой признать решение администрации о выделении земли недействительным. Основаниями для иска являлись: 1) отсутствие положительного заключения экологической экспертизы, 2) противозаконность отвода земли, 3) нарушение права жителя на благоприятную окружающую среду. Городской суд отклонил иск на том основании, что 1) нарушения Земельного кодекса не было и 2) не доказано нарушение права жителей на благоприятную окружающую среду. Суд не рассматривал проблему отсутствия положительного заключения экологической экспертизы. В конце концов дело дошло до Верховного суда, который признал отсутствие экологической экспертизы и вынес решение в пользу истца.53

7 ОРГАНЫ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ни в Законе 1991 г., ни в Законе 2002 г. не указывается государственный орган, отвечающий за охрану окружающей среды. На самом деле в российском законодательстве принято не указывать орган, ответственный за исполнение конкретного закона. Уполномоченный орган упоминается просто абстрактно, например, «федеральный орган исполнительной власти» или «особо уполномоченный орган». Предположительно, такая схема предназначена для того, чтобы избежать внесения поправок в закон каждый раз, когда меняется ответственное агентство. В сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне отвечает Министерство природных ресурсов.