Содержание
Должен ли заказчик применять типовые формы контрактов с 01.01.2022?
Согласно действующей редакции ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
С 1 января 2022 г. в указанной норме больше не упоминаются типовые контракты.
Однако, как следует из ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до 1 января 2022 года, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ, до утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в действующей редакции.
То есть в настоящее время условия ранее утвержденных типовых контрактов применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), до момента утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих типовых условий контрактов (смотрите также письмо Минфина России от 12. 10.2021 N 24-06-06/82500).
Особо отметим, что, согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, перечисленных в этой норме. Таким образом, заказчики вправе не применять типовые контракты при заключении контрактов на основании п. 1, пп. 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), пп. 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51-53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Источник: Система ГАРАНТ
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения типовых контрактов, типовых условий контрактов с 01.01.2022 при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее — Порядок N 606).
Согласно пункту 15 Порядка N 606 типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Таким образом, заказчики обязаны применять типовые контракты, типовые условия контрактов в случаях, установленных положениями Порядка N 606.
Вместе с тем сообщаем, что Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 360-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, в том числе предусматривающие с 01.01.2022 возможность установления типовых условий контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, исключительно Правительством Российской Федерации.
Также отмечаем, что условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) типовых условий контрактов (часть 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ).
Заместитель директора Департамента
Д. А. Готовцев
Управление муниципальных закупок и торгов информирует!
23/11/2021
Управление муниципальных закупок и торгов информирует!
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения типовых контрактов, типовых условий контрактов с 01.01.2022 при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее — Порядок N 606).
Согласно пункту 15 Порядка N 606 типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Таким образом, заказчики обязаны применять типовые контракты, типовые условия контрактов в случаях, установленных положениями Порядка N 606.
Вместе с тем сообщаем, что Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 360-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, в том числе предусматривающие с 01.01.2022 возможность установления типовых условий контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, исключительно Правительством Российской Федерации.
Также отмечаем, что условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) типовых условий контрактов (часть 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ).
Все объявления
Все, что вам нужно знать
Контракты стандартной формы предназначены для того, чтобы сделать общие соглашения между поставщиками и потребителями более эффективными и менее затратными. 3 минуты чтения
Обновлено 29 октября 2020 г.:
Контракты стандартной формы предназначены для того, чтобы сделать общие соглашения между поставщиками и потребителями более эффективными и менее затратными. Некоторые из этих форм (например, договоры аренды, строительные контракты и документы о разводе) можно найти либо в местном магазине канцелярских товаров, либо в Интернете. Убедитесь, что вы понимаете следующие факты о стандартных формах контрактов:
- Они призваны помочь как поставщику, так и потребителю.
- Они могут дать поставщикам или продавцам несправедливое преимущество.
- На них распространяются нормативные акты, призванные обеспечить некоторую защиту потребителя.
Что такое типовые контракты?
Предварительно письменные соглашения без переговоров называются контрактами стандартной формы. Другие названия этих соглашений включают следующее:
- Стандартные контракты
- Договоры присоединения
- Контракты «бери или не бери»
Сторона с наибольшей переговорной силой контролирует условия соглашения. Эти условия обычно не подлежат обсуждению заказчиком или конечным пользователем.
Цель состоит в том, чтобы использовать стандартные контракты для всех, кто проводит аналогичные бизнес-операции.
Они имеют решающее значение для крупномасштабного распространения многих товаров и услуг. Стандартные формы очень распространены. Некоторые примеры включают договоры об аренде имущества, занятости, коммунальных услуг и услуг сотовой связи. Эти контракты могут снизить затраты на ведение бизнеса, поскольку вам не нужно платить за согласование деталей контракта. Тем не менее, потребители находятся в невыгодном положении с этими контрактами, поскольку существует неравенство в переговорной силе.
Это связано с тем, что эти контракты обычно составляются корпоративными юристами без участия клиента или бизнеса. Эта ситуация несет в себе высокий потенциал предоставления поставщику несправедливого преимущества, поскольку она подчеркивает привлекательные части контракта и скрывает «подводные камни» мелким шрифтом. Закон о несправедливых условиях договора (UCTL) был принят 17 марта 2015 года. Он дает потребителю возможность подать жалобу в окружной суд на кажущиеся несправедливыми условия договора.
Проблемы со стандартными формами контрактов
Стандартные формы популярны, поскольку они используются для облегчения обычных деловых операций эффективным и экономичным способом. Эти контракты обычно состоят из нескольких страниц с подробным изложением условий. Стандартные контракты часто используются в ситуациях, когда продавцы и потребители регулярно участвуют в юридически и технически сложных сделках. Хотя у стандартных форм есть много преимуществ, с ними также есть проблемы и риски.
Одна из таких проблем включает в себя «битву форм», когда обе стороны используют свои собственные формы для транзакции. Кроме того, эти контракты настолько подробны и длинны, что потребители часто подписывают соглашение, не читая мелкий шрифт.
Кроме того, условия договоров стандартной формы часто выгодны стороне, имеющей наибольшую переговорную позицию. Этот тип неравномерной покупательной способности существует между предприятиями и потребителями. Когда есть неравенство в способности вести переговоры, это приводит к соглашению, которое экономически работает против потребителя. В этих случаях суды защищают интересы потребителей. Если договор действительно не обеспечивает наилучшие интересы всех сторон, в дело вмешаются суды.
Права на стандартные контракты
Обычно вы не можете обсуждать условия стандартного контракта. Вот почему Новая Зеландия приняла Закон о добросовестной торговле. Этот закон применим к стандартным соглашениям о товарах или услугах в Новой Зеландии.
В соответствии с Законом о добросовестной торговле суды определяют, является ли спорный договор договором стандартной формы. Примером положения о штрафных санкциях в договоре является ситуация, когда условие делает невозможным выполнение вашей части соглашения.
Закон о добросовестной торговле считает несправедливыми условия контракта (UCT) любой пункт, который делает следующее:
- Вызывает необоснованное отсутствие защиты или чрезмерное количество обязанностей
- Чрезмерно защищает интересы продавца
- Это было бы в ущерб вашему финансовому положению
Вот несколько примеров терминов, не подпадающих под действие закона UCT:
- Любой термин, описывающий или определяющий услугу или продукт по договору
- Пункты, касающиеся ценообразования и сборов, за исключением штрафных санкций
- Любой другой закон или постановление, разрешенное другим руководящим или регулирующим органом
Хотя стандартные формы контрактов выгодны, существуют риски при заключении соглашения, в котором поставщик имеет преимущество. Удостоверьтесь, что вы получаете помощь в понимании всего мелкого шрифта и ваших прав как потребителя.
Если вам нужна помощь с договорами стандартной формы, вы можете опубликовать свою юридическую потребность на торговой площадке UpCounsel. UpCounsel принимает на свой сайт только 5% лучших юристов. Юристы UpCounsel – выпускники юридических факультетов, таких как Гарвардский юридический и Йельский юридический, и имеют в среднем 14 лет юридического опыта, включая работу с такими компаниями, как Google, Menlo Ventures и Airbnb, или от их имени.
Все, что вам нужно знать
Стандартные контракты необходимы для профессиональной деятельности. Они устанавливают взаимное согласие и взаимопонимание между двумя или более сторонами. 3 минуты чтения
Стандартные контракты необходимы для профессиональной деятельности. Они устанавливают взаимное согласие и взаимопонимание между двумя или более сторонами. Согласно Fair Contracts, стандартные контракты должны включать положения, не подлежащие обсуждению. В то время как некоторые контракты имеют тенденцию быть довольно общими, другие будут удовлетворять очень специфические потребности. Они, как правило, разрабатываются представителями отрасли.
Стандартные контракты хорошо работают в ситуациях с низким уровнем риска. Вы увидите много таких взаимодействий между бизнесом и потребителем. Это, как правило, стандартизированные транзакции, которые устраняют необходимость в переговорах. Не каждый продукт или услуга нуждаются в конкретных условиях, оговоренных в ходе переговоров. Примером этого может быть договор аренды. Стандартные переменные, включая арендную плату и срок действия соглашения, будут довольно стандартными.
Типы контрактов
Существует два разных типа контрактов.
- Стандартные контракты
- Таможенные контракты
Иногда стандартные контракты не отражают конкретных потребностей бизнеса. Это может оставить место для нежелательного риска. В этом случае вы можете заключить индивидуальный контракт. Юрист окажется критически важным при реализации индивидуального контракта, потому что он будет в курсе последних законов и положений. Фактически, многие юристы предпочитают специализироваться в различных отраслях промышленности, что позволяет им предлагать глубокие знания.
Индивидуальный контракт не обязательно лучше стандартного. Выбор между ними зависит от вашей ситуации. Стандартный контракт хорошо подходит для ситуаций с низким уровнем риска, когда условия довольно общие. Между тем, индивидуальный контракт хорошо подходит для проекта с уникальными спецификациями. Если вы не уверены, проконсультируйтесь с юристом, прежде чем заключать официальное соглашение с другой стороной.
Общие положения контрактов
Независимо от того, имеете ли вы дело со стандартным или индивидуальным контрактом, вы столкнетесь с различными положениями. Вот образец, который поможет вам начать процесс.
- Выбор закона . В этом положении указывается, законы каких штатов будут применяться в судебном процессе.
- Юрисдикция – этот пункт определяет, куда будет подан судебный иск.
- Отказ – позволяет сторонам отказаться от своего права на подачу иска в связи с определенными положениями.
- Делимость — позволяет суду удалить недействительное положение контракта.
- Форс-мажор – Этот пункт, также известный как «стихийные бедствия», позволяет приостановить действие контракта в случае стихийного бедствия, такого как землетрясение, наводнение или ураган.
Письмо-соглашение
Одним из лучших примеров стандартного договора является Письмо-соглашение. Это считается неофициальной разновидностью контракта. В нем услуги могут заключаться между отдельными лицами, компаниями, веб-сайтами, коллегами и друзьями. Сила этого типа контракта заключается в его недвусмысленном языке и конкретном перечне деталей. Слабость этого типа контракта заключается в его неспособности быть юридически обязывающим в 100% случаев.
Соглашение о неразглашении
Другим примером стандартного договора является соглашение о неразглашении. Как правило, фрилансеры сталкиваются с соглашениями о неразглашении до того, как начинают новый проект. Эти контракты защищают интересы клиентов. Всякий раз, когда кто-то подписывает соглашение о неразглашении, он гарантирует, что не будет раскрывать конфиденциальную или конфиденциальную информацию. Некоторые клиенты даже не будут двигаться вперед, пока все стороны не подпишут соглашение о неразглашении. Поэтому крайне важно, чтобы фрилансеры и сотрудники понимали, что клиенты считают частной или конфиденциальной информацией.
Соглашение о неконкуренции
Целью соглашения о неконкуренции является предотвращение кражи сотрудниками клиентов своего работодателя. В этом типе соглашения сотрудникам предлагается отказаться от своего права работать с любым из существующих клиентов своего работодателя. Иногда эти соглашения распространяются даже на компании, которые предлагают аналогичные услуги или находятся в определенных географических районах.
Фрилансерам рекомендуется тщательно проверять любые соглашения о неконкуренции, которые они собираются подписать. Отказ от права работать в аналогичных компаниях может помешать им построить прибыльную карьеру. Конечно, одним из наиболее важных элементов соглашения о неконкуренции является его продолжительность.
Техническое задание очень полезно и поэтому очень популярно. В этих контрактах подробно описываются основные элементы организации работы. Люди предпочитают заявления о работе, потому что они склонны избегать большого количества юридического жаргона, которым известны более формальные контракты. И клиенты, и фрилансеры ценят ясность, содержащуюся в таких типах контрактов.
Если вам нужна помощь со стандартными контрактами, вы можете опубликовать свою юридическую потребность на торговой площадке UpCounsel. UpCounsel принимает на свой сайт только 5% лучших юристов. Юристы UpCounsel – выпускники юридических факультетов, таких как Гарвардский юридический и Йельский юридический, и имеют в среднем 14 лет юридического опыта, включая работу с такими компаниями, как Google, Menlo Ventures и Airbnb, или от их имени.