Содержание
Что такое обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ
13.06.2018
#44ФЗ#поставщику#обучение
Илья Севостьянов, Специалист
проекта «Fintender: Финансы и сервисы» расскажет, что такое
обеспечение исполнения контракта для тендеров по 44 ФЗ, и зачем оно нужно.
Всем привет! Сегодняшняя
тема: обеспечение исполнения контракта. Что это такое и зачем оно нужно?
Обеспечение исполнения контракта
— это обеспечительный платеж либо банковская гарантия, которая служит для
заказчика своего рода страховкой от недобросовестного выполнения поставщиком
своих обязательств в процессе исполнения контракта или договора.
В каких закупках обеспечение
исполнения контракта будет обязательным? Если говорить о более популярных видах
закупок в рамках 44 Федерального закона, то обеспечение исполнения контрактов
требуется всегда при проведении конкурсов и аукционов. При проведении запроса
котировок и запроса предложений это требование остается на усмотрение
заказчика. Закон также определяет случаи, когда заказчик вправе требовать
обеспечение исполнения контракта при закупке у единственного поставщика.
Размер обеспечения
исполнения контракта? По 44 Федеральному закону размер обеспечения исполнения контракта
зависит от ряда факторов и ограничений, но в подавляющем большинстве случаев
его размер будет в диапазоне от 5 до 30% от начальной максимальной цены
контракта. Точный размер обеспечения исполнения контракта конкретной закупки
всегда можно посмотреть в тендерной документации.
Форма обеспечения
исполнения контракта. Вариант первый – внесите собственные или заемные денежные
средства на счет заказчика, тем самым заморозив их на все срок исполнения
контракта. Вариант второй – предоставить в адрес заказчика банковскую гарантию.
Банк поручается за вас и выступает для заказчика гарантом того, что вы
исполните контракт добросовестно. Плюс этого варианта в том, что замораживать
денежные средства не нужно. Подробнее о банковской гарантии смотрите в описании
под видео.
На каком этапе понадобится
внести обеспечение исполнения контракта? Если говорить о 44 Федеральном законе,
то предоставить обеспечение исполнения контракта вам потребуется
непосредственно перед его заключением, после того, как вы победили в тендере.
Как мы уже говорили, в
большинстве случаев не требовать с вас обеспечения заказчик не может, его
обязывает закон. Если обеспечение контракта не будет предоставлено, то вас
признают уклонившимся от заключения контракта. Соответственно вы теряете сам
контракт, внесенное ранее обеспечение заявки, плюс попадаете в реестр
недобросовестных поставщиков. Подробнее о реестре недобросовестных поставщиков
смотрите ниже, ссылка в описании.
Когда и в какие сроки
возвращается обеспечение исполнения контракта? Внесенные денежные средства
возвращаются после исполнения обязательств по контракту, при условии отсутствия
претензия со стороны заказчика. А вот когда конкретно оно будет возвращено –
это решает сам заказчик. В любом случае все условия возврата должны быть
указаны в проекте контракта, который всегда доступен в составе тендерной
документации, и который вы читали, перед тем как подавать заявку на участие.
Если проект контракта не содержит порядка возврата обеспечения исполнения контракта,
то можно обжаловать документацию о закупке в ФАС до окончания срока подачи
заявок с использование сервиса ПРОФИ.
Когда обеспечение
исполнения контракта не возвращается? Полностью потерять обеспечение, внесенное
деньгами поставщик может, если у заказчика есть претензии к исполнению
контракта и в денежном выражении размер обеспечения эти претензии покрывает.
При этом сам контракт не разрывается, поставщик не попадает в реестр
недобросовестных поставщиков. Второй вариант – заказчик расторгает контракт в
одностороннем порядке и оставляет обеспечение себе. В этом случае поставщик
попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Если в качестве обеспечения
исполнения контракта поставщик предоставлял банковскую гарантию, то требуемую
сумму заказчику уплачивает банк, а затем взыскивает ее с поставщика.
Теперь мы с вами знаем,
что такое обеспечение исполнения контракта, и мы надеемся, что это поможет вам
в вашей дальнейшей работе. Заходите на наш сайт, подписывайтесь на наш канал,
все ссылки в описании. А я с вами прощаюсь, до новых закупок. Пока!
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал
, чтобы быть в курсе самых важных событий.
Наш канал на YouTube
8 марта вступили в силу новые меры, направленные на поддержку поставщиков по государственному и муниципальному контракту в период действия санкций
Главная • Аналитика и брошюры • Оповещения • 8 марта вступили в силу новые меры, направленные на поддержку поставщиков по государственному и муниципальному контракту когда действуют санкции
«Пепеляев Групп» сообщает о внесении ряда изменений в законодательство, направленных на оптимизацию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд, а также процедур государственного контроля.
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — «Закон»), разработанный в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с враждебными действиями. действия иностранных государств и международных организаций.
Закон подготовлен с учетом необходимости реализации комплекса социально-экономических мер для российских граждан и компаний. В этих же целях Закон содержит ряд положений, направленных, в том числе, на расширение полномочий Правительства Российской Федерации.
Закон вступил в силу 8 марта 2022 года, в день его подписания.
Рассмотрим принятые новые разработки.
1. Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Напоминаем, что в соответствии со статьей 25.1(1) Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях осуществления надзора за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган имеет право проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе проверок деятельности индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принятый Закон вводит мораторий до конца 2022 года на плановые проверки деятельности индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего бизнеса[1].
Поскольку положения Закона № 294-ФЗ, определяющие порядок организации и проведения проверок, распространяются в том числе на деятельность, связанную с контролем за соблюдением антимонопольного законодательства, мораторий распространяется и на плановые проверки, проводимые антимонопольным органом.
Единственными исключениями из этих положений являются случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья людей (например, в сферах использования атомной энергии, радиационной безопасности, защиты государственной тайны и так далее).
При этом ИТ-компании, имеющие государственную аккредитацию, не будут подвергаться плановым проверкам до 31 декабря 2024 года.
2. Изменение существенных условий действующих договоров о государственных закупках
Законом предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон существенных условий (предмет, цена, сроки, порядок оплаты и др. ) договоров в сфере государственных и муниципальных закупок при наличии обстоятельств, не зависящих от при исполнении такого договора возникли стороны, которые влекут за собой невозможность исполнения договора.
В соответствии с Законом такие изменения могут быть внесены на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или местной администрации.
Напоминаем, что данные изменения дополняют существующие положения пункта 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ «О договорной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». от 04.04.2013 (Закон № 44-ФЗ) о возможности изменения существенных условий государственных контрактов по соглашению сторон, если при исполнении таких договоров возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие за собой это невозможность исполнения контрактов.
3. Иные полномочия Правительства Российской Федерации в части осуществления закупок товаров для государственных и муниципальных нужд
Законом также предусмотрено, что Правительством могут быть установлены случаи, когда возможно списание, а также порядок списания сумм пеней (штрафов и неустойки), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю услуг) в связи с неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, которые не были списаны заказчиком.
Правительство Российской Федерации также вправе принять решение об увеличении стартовой (максимальной) цены контракта и годового объема закупки по отдельным номенклатурам закупаемых медицинских изделий.
Кроме того, Правительством теперь могут быть установлены дополнительные случаи, когда товары, работы и услуги приобретаются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя услуг), а также порядок осуществления таких закупок в период до 31 декабря 2022 года включительно. (аналогичное право предоставлено высшим органам государственной исполнительной власти Российской Федерации).
4. Изменения в части закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения для государственных и муниципальных нужд
4.1. Изменения в Закон № 44-ФЗ
Согласно Закону статья 93 Закона № 44-ФЗ дополнена положениями, детализирующими порядок осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий у единственного поставщика.
Таким образом, покупателям предоставляется право приобретать у единственного поставщика лекарственные средства, изделия медицинского назначения и расходные материалы, произведенные единственным производителем в России или в иностранных государствах, не введших в отношении России ограничительные меры экономического характера. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн руб. по лекарственным средствам и расходным материалам и 250 млн руб. по изделиям медицинского назначения.
Кроме того, лекарственные средства и медицинские изделия, не имеющие российского аналога, могут приобретаться у единственного поставщика при условии, что единственный производитель не находится в стране, в отношении которой введены санкции.
Закон также позволяет Фонду социального страхования приобретать технические средства реабилитации и услуги, приобретая их у единственного поставщика (указанные товары или услуги должны быть произведены (оказаны) в России или в иностранных государствах, не введших в отношении России ограничительных мер экономического характера. ).
Новые основания для закупок у единственного поставщика вступают в силу в течение 2 лет со дня официального опубликования Закона.
Кроме того, Законом предусмотрено увеличение максимальной суммы закупки лекарственных средств у единственного поставщика для назначения таких лекарств одному пациенту в соответствии с решением медкомиссии с 1 млн до 1,5 млн рублей.
4.2. Дополнительные меры Правительства РФ по поддержанию стабильности рынка
Упрощены процедуры закупок медицинских изделий
Правительство России продолжает принимать дополнительные меры по повышению устойчивости рынка товаров социальной значимости, на который влияют последствия внешних санкций.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок по отдельным номенклатурам медицинских изделий, закупаемых путем запроса котировок в электронной форме» упрощены процедуры закупок медицинских изделий.
Вышеизложенное касается закупки медицинского оборудования, соответствующих расходных материалов и технических средств для реабилитации инвалидов. С 8 марта 2022 года медицинские учреждения смогут закупать больше таких устройств по упрощенной схеме, то есть путем электронного запроса котировок, что позволит значительно сократить сроки закупки.
Стартовая цена контракта, позволяющего использовать упрощенную систему, увеличивается с 3 млн до 50 млн рублей. Годовой объем закупок медицинских изделий, закупаемых по упрощенной схеме, также увеличен со 100 млн до 750 млн рублей.
Клиентам будет разрешено использовать упрощенную систему до 1 августа 2022 года.
Заказчикам, на которых распространяются санкции, разрешено не публиковать информацию о госзакупках в единой информационной системе
Минфином России разработан документ, в соответствии с которым информация о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчиками, подлежащими иностранному санкции не будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок («ЕИС»).
В соответствии с принятым Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения сведений о закупках товаров, работ, услуг и сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях услуг), с которыми заключены договоры, в едином информационная система в сфере закупок товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд», сведения о закупках заказчиками, на которых распространяются политические и экономические санкции (или иные ограничительные меры) враждебных государств, а также поскольку информация о поставщиках, с которыми такие заказчики заключили договоры, больше не будет размещаться в ЕИС и станет конфиденциальной с 7 марта 2022 года.
Заказчики смогут осуществлять закрытые конкурсные закупки (в том числе в электронной форме на специализированной электронной площадке).
Также обратите внимание, что вышеуказанные положения распространяются на клиентов, являющихся кредитными организациями, если в отношении лиц, контролирующих такие кредитные организации, применены санкции.
О чем подумать и что делать
В связи с вступлением в силу Закона компании должны довести до лиц, ответственных за проведение и участие в закупочных процедурах, информацию о новом порядке закупок для государственных и муниципальных нужд. В связи с изменением регламента указанные меры позволят участникам закупок продолжать проявлять добросовестность.
Помощь от вашего консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» имеют значительный опыт юридического сопровождения клиентов по вопросам антимонопольного регулирования и законодательства о договорной системе.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением новых процедур закупок.
[1] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзорного) и муниципального контроля» («Закон № 294-ФЗ») дополнен соответствующими положениями.
Государственные закупки в России: последние изменения и основные тенденции
В 2019 году российская система закупок, регулируемая Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе федеральных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг», подверглась очередной трансформации и совершенствованию.
Основные направления регулирования государственных закупок остались прежними: электронизация закупок и предотвращение коррупции.
Внесены существенные изменения в законодательство, направленные на упрощение закупок для покупателей и поставщиков и улучшение контроля за закупочной деятельностью.
В целом среди основных способов закупок остаются открытые торги, запрос котировок, закупка из одного источника, при этом наиболее распространенным методом является электронный реверсивный аукцион. Например, на аукционах приобретаются такие крупные сегменты бюджетных расходов, как строительные работы и лекарства. Другими методами являются закрытые торги, открытые и закрытые двухэтапные торги, ограниченные реверсивные торги, открытый и ограниченный запрос предложений.
В 2019 году в Федеральный закон № 44-ФЗ было внесено важное изменение, направленное на предотвращение коррупции при закупке строительных работ, о том, что форма заявки подрядчика на участие в процедуре закупки, помимо сведений о самом подрядчике, состоит только из электронное согласие подрядчика с условиями документации покупателя и контракта. Это означает, что теперь все заявки, поступившие к покупателю, подлежат допуску к торгам, которые проводятся всего через 4 часа после истечения срока подачи заявок.
Какие предыдущие проблемы были решены этой поправкой? Во-первых, закупщики не имеют возможности манипулировать результатами закупок, ставя перед подрядчиками требование о предоставлении излишне расширенной заявки, которая затем может быть легко отклонена покупателем даже из-за технической опечатки подрядчика. Во-вторых, за 4-часовой промежуток между дедлайном и аукционом сами подрядчики не успевают получить информацию друг о друге и заключить картельный сговор для поддержания высокой цены на аукционе. Такие деяния и так представляли собой противоправные действия или даже уголовные преступления, но сейчас их совершение вряд ли технически осуществимо.
Среди других усовершенствований законодательства 2019 года было добавление к правам покупателя юридической возможности заключить договор с поставщиком, занявшим второе место в рейтинге, в случае невыполнения победителем конкурса своих обязательств по договору, то есть если договор с победитель расторгается, покупатель теперь может подписать контракт с поставщиком, занявшим второе место в рейтинге, и, таким образом, избежать проведения новых торгов.
Кроме того, были введены специализированные интернет-магазины для закупок из одного источника на небольшие суммы: онлайн-платформы, на которых поставщики могут размещать свои предложения государственным органам.
Еще одно изменение в законодательстве связано с учетом специфики закупок государственными учреждениями культуры, такими как музеи, театры, художественные школы.
2020 год начался с других нововведений в российском регулировании госзакупок.
В единую информационную систему государственных закупок добавлен модуль электронного учета исполнения договоров. Эта новая функция предоставляет покупателю и поставщику технические средства, необходимые для удаленной подписи акта приемки товара. Пока использование модуля является необязательным, но позже это станет обязательным по закону. Это приведет к более высокому уровню прозрачности и подотчетности на этапе исполнения контракта в процессе государственных закупок.
В марте 2020 года было введено дистанционное участие в слушаниях по оспариванию закупок. Это был значительный шаг вперед в защите добросовестной конкуренции, учитывая обширное географическое положение России. С этого момента, после подачи письменной жалобы поставщика в уполномоченный государственный орган, которым является Федеральная антимонопольная служба, представители покупателя и поставщика могут принять участие в слушаниях в режиме видеоконференции.
Подготовительная работа для этого улучшения была проведена заранее, поскольку изменение планировалось задолго до весны 2020 года, но эти телеслушания стали еще более удобными, когда коронавирусная болезнь 2019 года(COVID-19) нарушает обычный порядок. В настоящее время все слушания Федеральной антимонопольной службы проходят в режиме видеоконференцсвязи.
Оперативная государственная реакция, направленная на предотвращение распространения COVID-19 в России, включала в себя поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ.
В конце марта и начале апреля 2020 года практика госзакупок была адаптирована к правилам социального дистанцирования и самоизоляции. Например, закупочные комиссии покупателей получили право проводить встречи посредством видеоконференцсвязи, так как большинство сотрудников были отправлены домой для выполнения удаленной работы. Соответственно, электронные протоколы заседаний комиссий стали юридически признанными вместо подписанных от руки печатных копий.
Поставщики, которые не могут завершить поставку или работы по договорам о закупках в заявленные сроки из-за режима самоизоляции в России и за рубежом, получили право ссылаться на форс-мажорные обстоятельства. Также срок действия таких договоров может быть продлен без применения штрафных санкций к сторонам договора.
Кроме того, до конца 2020 года для поставщиков действуют некоторые другие льготы и меры поддержки в отношении договоров о закупках. Например, покупатели больше не требуют гарантий исполнения контракта от поставщиков — малых предприятий. Другой случай заключается в том, что многим покупателям было разрешено вносить авансовые платежи по контрактам, которые ранее были ограничены в этом отношении, когда были задействованы федеральные финансы.
В числе прочих мер упрощен порядок срочного приобретения товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайного положения. Это предназначено для ускорения государственных закупок дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты (СИЗ), медицинского оборудования и т. д., что в противном случае потребовало бы проведения длительных процедур торгов.
Наконец, вступление в силу некоторых ранее запланированных нововведений в сфере госзакупок (новых электронных процедур, которые должны были вступить в силу с 1 июля 2020 года) отложено до 2021 года, так как сейчас невозможно провести необходимую подготовительную работу.