Содержание
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок с июля 2020
Профстандарт контрактного управляющего 2022, утвержденный Правительством РФ, — это нормативный документ, определяющий набор требований, знаний, умений и навыков к работникам, которые занимаются закупками. В государственных компаниях его применение обязательно. В коммерческих организациях, исходя из текста профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», этим видом деятельности могут заниматься практически все: от служащих по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов до руководителей в области определения политики и планирования деятельности.
Содержание
Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках. Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие. Разберем подробнее.
Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»
Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения. Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств. Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:
- Обеспечение (уровень квалификации 5).
- Осуществление (уровень квалификации 6).
- Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
- Контроль (уровень квалификации 8).
Разберем их подробнее.
Обеспечение конкурсных мероприятий
Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.
Права и обязанности:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов;
- подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
- формирование описательной части объектов заказа.;
- мониторинг поставщиков и т. д.
Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).
Осуществление закупочных процедур
Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:
- составление планов и их обоснование;
- осуществление конкурсных процедур;
- организация общественного обсуждения;
- определение и обоснование цены контракта;
- составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.
Экспертиза результатов
Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
- организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
- взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
- привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.
Контроль конкурсных мероприятий
Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:
- Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
- Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
- Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
- Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.
Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги
Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области). Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др. в части применения к закупкам, а также этические нормы:
- соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
- активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
- не допускать конфликты на работе;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.
Профстандарт «руководитель контрактной службы»
Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:
- консультированием;
- экспертизой;
- организацией работы технических специалистов.
Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2022 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.
Консультирование
По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:
- создание и ведение баз данных;
- расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
- составление заключений;
- непосредственное консультирование.
Экспертиза
Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено. Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д. Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.
Что должен делать эксперт в закупках:
- Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
- Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
- Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
- Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.
Организация работ
Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:
- распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
- планирование текущей деятельности организации, подразделения;
- осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
- организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
- осуществление контроля рационального использования ресурсов;
- осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.
Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец
Скачать
Особое мнение
Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.
В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.
Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.
Краткие итоги
В целом, каких-либо специальных требований к специалистам в сфере закупок не установлено. Занимаются этим в основном бухгалтеры, юристы и экономисты, в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (расширение или увеличение объема работы). Происходит это не только из экономии, но и потому, что на местах часто затрудняются определить размер оклада такого работника. Почему? Да потому что специалист в области закупок не упомянут ни в одной профессиональной квалификационной группе. Контрактный управляющий ПКГ не назван ни в одном из этих документов, а это значит, что размеры окладов должны устанавливаться в зависимости от сложности труда (пункт 11 рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) что позволяет относиться к ним вариативно.
Профстандарт специалиста по закупкам 2022 года
В 2022 году организации по-прежнему нанимают специалистов по закупкам и поручают организацию закупочной деятельности только тем, чьи знания и опыт соответствуют требованиям профстандарта «Специалист в сфере закупок». Профессиональный стандарт определяет компетенции и требования к квалификации заказчика.
Особенности Профстандарта
Он относится к:
- руководителям федеральных, региональных, муниципальных сфер управления
- руководителям бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иным юрлицам
- управляющим финансово-экономической и административной деятельностью
- руководителям и специалистам бухгалтерии, занимающихся бухгалтерскими операциями и учётом
Применяется к должностям:
- юристы
- финансисты
- экономисты
- специалисты и сотрудники, имеющие отношение к закупочной деятельности
- специалисты органов госвласти.
Разъясняет 4 обобщённые функции:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki. gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- обеспечение закупок
- проведение закупок
- экспертиза итогов закупок, приёмка контракта
- мониторинг, аудит и контроль сферы закупок
Уровни квалификации
Профстандарт делит все трудовые функции специалистов по закупочной деятельности на 4 уровня квалификации (5, 6, 7, 8), каждый из которых разъясняет требования к образованию и к профессиональным навыкам специалиста на каждой должности.
Рассмотрим подробно уровни квалификации в таблице:
Уровень квалификации 5 | Уровень квалификации 6 | Уровень квалификации 7 | Уровень квалификации 8 | |
Должность |
|
|
|
|
Образование | Отсутствуют строгие требования к высшему образованию, допускается среднее профессиональное | Обязательно высшее образование не ниже бакалавриата | Обязательно высшее образование не ниже магистратуры или высшее профильное образование | Обязательно высшее образование не ниже магистратуры или высшее профильное образование |
Дополнительное образование | Обязательно удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке в сфере закупок | Обязательно удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке в сфере закупок | Обязательно удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке в сфере закупок | Обязательно удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке в сфере закупок |
Опыт работы | Строгие требования отсутствуют | Обязателен профильный опыт не менее 3 лет | Обязателен профильный опыт не менее 4 лет | Обязателен профильный опыт не менее 5 лет, а также не менее 2 лет на руководящих должностях |
Трудовые функции |
|
|
|
|
Все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно необходимо отразить в должностной инструкции и других внутренних документах организации.
23
Заявка
Хотите найти больше тендеров?
Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки:
CPCM
Для специалистов, овладевших компетенциями Свода знаний по управлению контрактами (CMBOK)®. Эта высшая сертификация аккредитована Национальным советом по аккредитации ANSI (ANAB) и основана на международно признанном стандарте управления контрактами™.
Подать заявку сейчас
Обратите внимание: окно подачи новых заявок на сертификацию будет закрыто с 15 декабря 2022 г. до 5 января 2023 г. Любые новые заявки на сертификацию, поданные в течение этого времени, будут рассматриваться с 5 января 2023 г. с 15- рабочий день оборачивается.
Есть вопросы о сертификатах NCMA?
Смотреть Навигация по сертификатам NCMA , чтобы лучше понять процесс.
Смотреть запись! Загрузить Slide Deck
Справочник по CPCM™
Получение и поддержание сертификата аккредитации ANAB,
CPCM™ — важная веха в вашем профессиональном развитии.
цель этого руководства — предоставить вам важную информацию
о политиках и процедурах о том, как вы можете:
- Подать заявку на сертификацию CPCM™,
- Получите сертификат CPCM™ и
- Поддерживать сертификацию CPCM™.
NCMA требует, чтобы все соискатели сертификата CPCM™ прочитали это руководство полностью.
Кому следует пройти сертификацию CPCM™?
- Покупатели и продавцы, участвующие в контрактной и субподрядной деятельности между государством и бизнесом (федеральным, региональным и местным) и бизнесом (малый, средний и крупный);
- Покупатели, заинтересованные в понимании того, как их действия влияют на продавцов, и продавцы, заинтересованные в понимании того, как их действия влияют на покупателей; и
- Специалисты по управлению контрактами, которые имеют общий материальный интерес в управлении контрактами (например, ученые, консультанты, исследователи, регулирующие органы, представители аккредитующих организаций, представители других организаций,
так далее. )
Преимущества участия в программе CPCM™
Сертификация
- Являясь высшей сертификацией NCMA, она является золотым стандартом управления контрактами.
- Аккредитация ANAB; укрепление ее авторитета.
- Это отличает вас от других в вашей профессии.
- Это поможет вам достичь ваших профессиональных целей.
- Это показывает, что вы стремитесь поддерживать высочайший уровень профессионализма.
Квалификационные требования
- Степень бакалавра.
- Степени, полученные за пределами США, должны оцениваться независимой третьей стороной, такой как World Education Services, Scholaro,
Credit Eval, Info Check USA или SpanTran. - Пять лет опыта работы в сфере управления контрактами или в смежных областях.
- Минимум 120 часов CPE/CLP (подробности см. в нашем Руководстве по непрерывному профессиональному образованию (CPE)).
Процесс подачи заявки и сборы
Если вы заинтересованы в программе сертификации CPCM™ , заполните и отправьте онлайн-заявку вместе с:
- Выписками из вашего колледжа/университета.
- Ваш опыт работы (резюме, резюме или сведения о работодателе).
- Доказательство не менее 120 часов CPE/CLP.
- Плата за подачу заявления (225 долларов США для членов NCMA и 425 долларов США для лиц, не являющихся членами).
После того, как вы заполните и отправите заявку, отдел сертификации официально рассмотрит ее в течение 15 рабочих дней. В случае одобрения у вас будет один год и три попытки сдать экзамен.
Обратите внимание: Членство в NCMA НЕ требуется для подачи заявки, получения и поддержания сертификата NCMA.
Как получить доступ к вашему приложению:
- Войдите в свой профиль в верхней части любой страницы веб-сайта NCMA и выберите «Сертификация» в меню слева
- Отсюда выполните одно из двух действий:
Нажмите на новое приложение, выбрав синюю кнопку сертификации, на которую вы подаете заявку
-ИЛИ-
Если это существующая сертификация, нажмите на сертификацию в меню - Оттуда следуйте вкладкам и инструкциям вверху.
.
Подать заявку сейчас
Обратите внимание: окно подачи новых заявок на сертификацию будет закрыто с 15 декабря 2022 г. до 5 января 2023 г. Любые новые заявки на сертификацию, поданные в течение этого времени, будут рассматриваться с 5 января 2023 г. с 15- рабочий день оборачивается.
Процесс экзамена и стоимость
Ваш тест будет назначен через Kryterion, поставщика услуг тестирования NCMA. Вы сможете выбрать дату, время и место тестирования в зависимости от вашего почтового индекса. Стоимость экзамена составляет 135 долларов в США и Канаде и 160 долларов на международном уровне.
Запросы на изменение расписания, сделанные в течение 72 часов после экзамена, приведут к уплате сбора в размере 100 долларов США (внутренние) и 130 долларов США (международные).
Заявление о беспристрастности
Высшее руководство NCMA гарантирует, что NCMA работает таким образом, чтобы гарантировать объективность и беспристрастность при реализации своей программы сертификации без какой-либо дискриминации. Доступ к заявлению о беспристрастности.
Стандарт управления контрактами
™ (вторая редакция)
Стандарт управления контрактами ™ ( CMS ™), вторая редакция, является одобренным ANSI американским национальным стандартом, который описывает управление контрактами с точки зрения процессов, созданных посредством интеграция и взаимодействие рабочих задач и навыков и целей
они служат.
Распространенное и многократное применение этого стандарта повысит производительность, повысит эффективность и снизит затраты. CMS™ является основой Свода знаний по управлению контрактами®, шестое издание.
Вторая редакция CMS™ доступна для бесплатной загрузки как членам NCMA, так и нечленам. Мы поощряем
поделиться ею с другими специалистами по управлению контрактами, которые сочтут ее полезной.
CMBOK
®
Шестое издание CMBOK ® обеспечивает общее понимание терминологии, методов, политик и процессов, используемых в управлении контрактами.
CMBOK ® соответствует компетенциям, изложенным во втором издании Публикации стандарта управления контрактами™ (CMS™) — теперь это аккредитованный Американский национальный стандарт (ANS) Американскими национальными стандартами.
институт (номер ANS: «ANSI/NCMA ASD 1-2019»).
CMBOK® также доступен в виде электронной книги на Amazon, Google Play и Google Книгах.
Онлайн-подготовительный курс CPCM™
Примите участие в удобном и интерактивном 10-недельном онлайн-классе NCMA.
Практические экзамены
Купите сегодня, чтобы оценить свои сильные и слабые стороны.
Стандарт управления контрактами
Стандарт управления контрактами™ одобрен ANSI, международно признанной независимой организацией.
CMS™ — это утвержденный ANSI стандарт, который описывает управление контрактами с точки зрения процессов, созданных посредством интеграции и взаимодействия рабочих задач и навыков, а также целей, которым они служат. Общее и многократное применение этого стандарта повысит производительность, повысит эффективность и снизит затраты. CMS™ является основой Свода знаний по управлению контрактами®, шестое издание.
Загрузить третье издание CMS™*
CMS™ можно загрузить бесплатно как для членов NCMA, так и для тех, кто не является членом. Мы рекомендуем вам поделиться ею с другими специалистами по управлению контрактами, которые сочтут ее полезной. Посмотрите это короткое видео, чтобы получить краткое представление о CMS™ NCMA. Посмотрите, как CMS™ согласуется с FAR в этом матрица . Кроме того, ознакомьтесь с документом о пешеходном переходе , в котором объясняется, чем третье издание отличается от второго.
*Для сертификационного экзамена NCMA используйте второе издание CMS™ на веб-страницах CPCM™ и CCMA.
Какова цель Стандарта управления контрактами™?
CMS™ имеет пять целей:
- Определить и стандартизировать термин «управление контрактами».
- Представить и определить процессы, связанные со всеми этапами жизненного цикла контракта (до присуждения, присуждения и после присуждения).
- Разрабатывать и совершенствовать методы, политики и процессы управления контрактами.
- Чтобы вдохновить на критическое мышление и обучение, чтобы повысить эффективность профессии управления контрактами.
- Быть постоянно развивающимся документом с формальным процессом изменения.
Достоверность
Система CMS™ была создана в результате анализа должностных обязанностей менеджеров по контрактам и рабочих групп, состоящих из существенно затронутых и заинтересованных сторон. Этот процесс включал в себя опрос менеджеров по контрактам, экспертную подготовку, рецензирование и официальное общественное обсуждение.
22 апреля 2019 года Совет по обзору стандартов Американского национального института стандартов (ANSI) утвердил публикацию Стандарта управления контрактами NCMA™ в качестве Американского национального стандарта (ANS).