63 фз об электронной подписи: Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи \ КонсультантПлюс

Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи

1. Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный федеральный орган:

1) осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления несоблюдения этих требований выдает предписания об устранении выявленных нарушений;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществляет функции головного удостоверяющего центра в отношении аккредитованных удостоверяющих центров;

3) осуществляет аккредитацию доверенных третьих сторон, проводит проверки соблюдения доверенными третьими сторонами требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, и в случае выявления несоблюдения этих требований выдает предписания об устранении выявленных нарушений.

(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

3. Уполномоченный федеральный орган обязан обеспечить хранение следующей указанной в настоящей части информации и круглосуточный беспрепятственный доступ к ней с использованием информационно-телекоммуникационных сетей:

1) наименования, адреса аккредитованных удостоверяющих центров;

1.1) наименования, адреса аккредитованных доверенных третьих сторон;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

2) реестр выданных уполномоченным федеральным органом квалифицированных сертификатов;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) перечень удостоверяющих центров, аккредитация которых досрочно прекращена;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) перечень аккредитованных удостоверяющих центров, аккредитация которых приостановлена;

5) перечень аккредитованных удостоверяющих центров, деятельность которых прекращена;

5. 1) перечень доверенных третьих сторон, аккредитация которых досрочно прекращена;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5.2) перечень аккредитованных доверенных третьих сторон, аккредитация которых приостановлена;

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5.3) перечень аккредитованных доверенных третьих сторон, деятельность которых прекращена;

(п. 5.3 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

6) реестры выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов, переданные в уполномоченный федеральный орган в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, устанавливает:

1) порядок передачи реестров выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов и иной информации в уполномоченный федеральный орган в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) порядок формирования и ведения реестров выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов, а также предоставления информации из таких реестров, включая требования к формату предоставления такой информации;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) правила аккредитации удостоверяющих центров, доверенных третьих сторон, порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами, аккредитованными доверенными третьими сторонами требований, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры, доверенные третьи стороны были аккредитованы;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 445-ФЗ, от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) требования к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра, аккредитованной доверенной третьей стороны и исполнения их обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 445-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) формат электронной подписи, обязательный для реализации всеми средствами электронной подписи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

6) требования к порядку действий аккредитованного удостоверяющего центра при возникновении обоснованных сомнений относительно лица, давшего поручение на использование хранимых ключей электронной подписи, а также при приостановлении (прекращении) технической возможности использования хранимых ключей электронной подписи, включая информирование владельцев квалифицированных сертификатов о событиях, вызвавших приостановление (прекращение) технической возможности использования хранимых ключей электронной подписи, об их причинах и последствиях;

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

7) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности перечень угроз безопасности, актуальных при идентификации заявителя — физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре, выдаче квалифицированного сертификата без его личного присутствия с применением информационных технологий путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (далее — единая биометрическая система), а также хранении и использовании ключа электронной подписи в аккредитованном удостоверяющем центре.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности:

1) по согласованию с уполномоченным федеральным органом устанавливает требования к форме квалифицированного сертификата и правила подтверждения владения ключом электронной подписи;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) устанавливает требования к средствам электронной подписи, средствам удостоверяющего центра, за исключением указанных в пункте 2.1 настоящей части, и средствам доверенной третьей стороны, включая требования к используемым доверенной третьей стороной средствам электронной подписи;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) устанавливает требования к средствам электронной подписи и средствам удостоверяющего центра, применяемым для реализации функций, предусмотренных частью 2.2 статьи 15 настоящего Федерального закона, включающие в себя в том числе требования по:

а) хранению ключей квалифицированной электронной подписи и автоматическому созданию такой подписи с их использованием по поручению соответствующих владельцев квалифицированных сертификатов;

б) аутентификации владельцев квалифицированных сертификатов, по поручению которых аккредитованный удостоверяющий центр создает и проверяет квалифицированную электронную подпись;

в) защите информации, передаваемой по каналу взаимодействия между владельцем квалифицированного сертификата и аккредитованным удостоверяющим центром, осуществляющим создание и проверку квалифицированной электронной подписи по поручению такого владельца;

г) доказательству невозможности отказа владельца квалифицированного сертификата от поручения на создание квалифицированной электронной подписи;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

3) осуществляет подтверждение соответствия средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и публикует перечень таких средств;

4) осуществляет подтверждение соответствия средств доверенной третьей стороны требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и публикует перечень таких средств.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Закон Об Электронной Подписи N 63-ФЗ

6 апреля 2011 года N 63-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Принят
Государственной Думой
25 марта 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
30 марта 2011 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей

Статья 4. Принципы использования электронной подписи

Статья 5. Виды электронных подписей

Статья 6. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью

Статья 7. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами

Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи

Статья 9. Использование простой электронной подписи

Статья 10. Обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных электронных подписей

Статья 11. Признание квалифицированной электронной подписи

Статья 12. Средства электронной подписи

Статья 13. Удостоверяющий центр

Статья 14. Сертификат ключа проверки электронной подписи

Статья 15. Аккредитованный удостоверяющий центр

Статья 16. Аккредитация удостоверяющего центра

Статья 16.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере электронной подписи

Статья 17. Квалифицированный сертификат

Статья 17.1. Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях физического лица

Статья 17.2. Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях юридических лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также нотариусов

Статья 17.3. Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях индивидуальных предпринимателей

Статья 17.4. Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях государственных органов или органов местного самоуправления

Статья 17. 5. Оформление доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи

Статья 17.6. Использование квалифицированной электронной подписи в государственных информационных системах

Статья 18. Выдача квалифицированного сертификата

Статья 18.1. Доверенная третья сторона

Статья 18.2. Аккредитация доверенной третьей стороны

Статья 19. Заключительные положения

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон РФ «Об электронной подписи» N 63-ФЗ (действующая редакция 2023)

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями) |

Купить Гарант
Купить документ
Запросить демо
Спросите цену
Система Гарант

Расширять

  • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием электронной подписи
  • Статья 4. Принципы использования электронной подписи
  • Статья 5. Виды электронных подписей
  • Статья 6. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равноценными документам, составленным на бумажном носителе, собственноручно подписанным
  • Статья 7. Признание электронной подписи, созданной в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами
  • Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по использованию электронной подписи
  • Статья 9. Использование простой электронной подписи
  • Статья 10. Обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленной электронной подписи
  • Статья 11. Признание заверенной электронной подписи
  • Статья 12. Средства электронной подписи
  • Статья 13. Удостоверяющий центр
  • Статья 14. Сертификат ключа проверки электронной подписи
  • Статья 15. Аккредитованный удостоверяющий центр
  • Статья 16. Аккредитация удостоверяющего центра
  • Статья 17. Утвержденный сертификат
  • Статья 18. Выдача утвержденного сертификата
  • Статья 19. Заключительные положения
  • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Узнать больше и Купить

Компания «Гарант» с 19 лет специализируется на разработке и сопровождении программного обеспечения «Законодательство России на английском языке».91

В российском законодательстве появилась возможность электронной (цифровой) подписи, электронного выставления счетов-фактур и полного электронного документооборота

В настоящее время в России появилась реальная возможность функционирования полностью автоматизированной системы электронного документооборота как между контрагентами, так и в отношении государственных органов.
Закон разрешает электронное исполнение контрактов, цифровую подпись, электронные счета-фактуры и все функции электронного учета, включая электронные счета-фактуры и другие электронные первичные документы для целей соблюдения налогового законодательства.

В этом информационном письме дается обзор соответствующих законов и их применения на практике.

Специализированный поставщик услуг
Обмен электронными документами, как правило, может осуществляться при посредничестве поставщика специализированных услуг, который выступает в качестве электронного курьера для обеспечения обмена электронными документами. Поставщики специальных услуг именуются операторами электронного документооборота («Операторы») и, как правило, также выполняют функции Удостоверяющих центров. Операторы не только обеспечивают техническую возможность обмена электронными документами, но и обеспечивают соблюдение законодательства. Провайдер фиксирует даты выдачи или получения электронных документов, обеспечивает безопасность передачи документов, а также выступает в качестве независимой третьей стороны в случае возникновения споров и судебных разбирательств. Среди таких Операторов компании: Такском, Диадок (Контур), Сбис++, Корус, Калуга-Астрал.

Участие в электронном документообороте требует получения именной электронной подписи в Удостоверяющем центре в зависимости от уровня требуемого юридического обеспечения. Авторизованные Операторы входят в так называемую Сеть Доверенных Провайдеров Электронного Документооборота. Удостоверяющие центры могут быть как аккредитованными, так и неаккредитованными в уполномоченном федеральном органе.

Для осуществления деятельности в качестве Оператора и Удостоверяющего центра необходимы лицензии Минсвязи и ФСБ.

В целях электронного обмена счетов-фактур ФНС практикует систему авторизации Операторов, которые могут в этом участвовать.

В настоящее время обмениваться документами могут только пользователи, обслуживаемые одним провайдером из-за технической совместимости систем. Вопрос организации роуминга между разными провайдерами сейчас находится на стадии технической проработки и является лишь вопросом времени. Именно поэтому желательно сообщать подрядчикам, какого провайдера вы собираетесь использовать.

Электронные подписи
Использование электронных подписей регулируется Законом об электронной подписи от 1 июля 2012 года [1] .

Существует два типа официально разрешенных электронных подписей: так называемая простая подпись и усиленная подпись . Последний далее делится на два типа: неквалифицированный и квалифицированный подписи . По существу из этих двух фактически используется только последняя, ​​то есть усиленная квалифицированная подпись.

Простая подпись не очень актуальна для реального электронного документооборота, а обычно используется только как средство идентификации пользователей для общения с государственными и муниципальными органами через официальные веб-порталы. Простая подпись получена в связи с регистрацией на соответствующем портале. Он не предназначен для заключения юридических соглашений или юридически действительного подписания документов, поскольку этот вид подписи не является частью системы, гарантирующей невозможность внесения изменений в документ после подписания. Этот тип подписи используется в услугах связи, состоящих в выдаче справочной информации.

Усиленная квалифицированная подпись используется совместно с квалификационным сертификатом (свидетельством проверки электронной подписи), созданным аккредитованным Удостоверяющим центром. В совокупности с сертифицированным ФСБ средством криптозащиты этот вид подписи считается наиболее защищенным.

Использование усиленной квалифицированной подписи в настоящее время предусмотрено в следующих случаях:

  • Электронные счета-фактуры
  • Представление налоговых деклараций, финансовых отчетов и требование о возврате средств
  • Сдача отчетности в пенсионный и социальный фонды
  • Подача отчетов в орган статистики
  • Подача различного рода уведомлений и официальных отчетов в другие органы
  • Проведение операций с таможенными органами;
  • Использование в интернет-банкинге. Банкам предоставляется право по своему усмотрению определять тип электронной подписи, которая будет использоваться в договоре с клиентом. На практике большинство банков требуют использования усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • Обмен электронными документами между работодателем и удаленным работником (ТК РФ, ст.