Содержание
История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.
С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.
Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
***
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Читайте также:
История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи
История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть
Литература:
Захаров В. Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
Конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами связаны с реформами — Студопедия
Поделись
1) княгини Ольги
2) Святослава Игоревича
3) Олега
4) Игоря Старого
Принятие Русью православия связывают с именем князя …
1) Игоря.
2) Святослава.
3) Олега.
4) Владимира.
Принятие христианства на Руси в 988 г. связано …
1) с личным желанием Владимира.
2) с заветом княгини Ольги.
3) со стремлением обособиться от язычников-степняков.
4) с необходимостью укрепления государственной власти.
5) с давлением со стороны Византии.
Период феодальной раздробленности на Руси — …
1) 10-90 гг. XII в.
2) 30 гг. XII в. — конец XV в.
3) конец XI в. — середина ХIII в.
4)конец XII в. — середина ХVII в.
Князь, сумевший в годы своего правления в Киеве прекратить княжеские междоусобицы и на время приостановить распад Древнерусского государства — …
1) Святослав Игоревич
2) Юрий Долгорукий
3) Владимир Мономах
4) Дмитрий Донской
Возникновение самостоятельных политических центров на Руси в XII-XIII вв. было результатом:
1) нашествия монголо-татар
2) набегов печенегов на русские земли
3) политической раздробленности Руси
4) хозяйственного упадка Руси
Негативным последствием дробления Древнерусского » государства на независимые княжества было…
1) сокращение количества городов
2) ослабление торговых связей со странами Востока и Запада
3) сокращение численности населения
4) феодальные междоусобицы
Для феодальных междоусобных войн характерно…
1) вовлечение в них огромных масс народа
2) массовая гибель населения и уничтожение материальных ресурсов
3) участие в них многотысячных профессиональных армий
4) участие в них небольшого количества профессиональных воинов при поддержке городских ополчений
Самым большим княжеством в период феодальной раздробленности можно считать:
1) Галицко-волынское княжество.
2) Новгородскую землю.
3) Черниговское княжество.
4) Владимирское княжеств
Особенностью политического устройства Киевского княжества, отличающего его от других русских княжеств, была (о)…
1) наличие сильного веча
2) приглашение горожанами сразу двух князей из разных династий
3) абсолютная власть князя
4) участие кочевников в выборе князя
Впервые русские дружины встретились с татаро-монголами в битве на реке …
1) Калке
2) Днепре
3) Дону
4) Воже.
Русские князья получали у монголо-татар грамоту на княжение, которая называлась:
1) нойон
2) баскак
3) ярлык
4) нукер
Ордынское иго пало в результате …
1) битвы при Калке
2) Куликовской битвы
3) «Великого стояния» на реке Угре
4) битвы на реке Воже.
Ордынская политика на Руси в XIV в. …
1) сводилась к истреблению основных княжеских фамилий
2) предполагала установление постоянных союзнических отношений с русскими князьями
3) требовала установления порядка на территории Руси и консолидации русских земель
4) выражалась формулой «разъединяй и властвуй»
Руководство по организации, миссии и функциям: Налоговое управление
Руководство по организации, миссии и функциям: Налоговое управление
Перейти к основному содержанию
Вы здесь
Главная
Организационная структура текстовая версия
Налоговый отдел обычно отвечает за ведение, рассмотрение или надзор за всеми гражданскими и уголовными делами, возникающими в соответствии с законодательством о внутренних доходах. Миссия налогового отдела состоит в том, чтобы обеспечить полное, справедливое и последовательное соблюдение национального налогового законодательства посредством как уголовных, так и гражданских судебных процессов, чтобы способствовать добровольному соблюдению налогового законодательства, поддерживать общественное доверие к честности налоговой системы и способствовать надежной развитие права. Полномочия Подразделения кодифицированы в 28 C.F.R. § 0.70.
Основными функциями Отдела являются:
- Преследование и защита во всех государственных и федеральных судах, кроме Налогового суда США, гражданских исков, возникающих в соответствии с законами о внутренних доходах. Эти вопросы включают иски о возмещении налогов, возбужденные против Соединенных Штатов, дела о банкротстве, связанные с требованиями федерального налога, судебные действия по принудительному исполнению административных повесток, позитивные действия по сбору неуплаченных налогов, иски по Закону о свободе информации (FOIA) с участием Службы внутренних доходов (IRS). иски о гражданских правонарушениях и возмещении убытков против должностных лиц США и/или IRS и Министерства юстиции.
- Осуществлять надзор за всеми федеральными уголовными налоговыми делами и руководить расследованием и/или судебным преследованием отдельных уголовных налоговых дел. Обеспечьте соблюдение федерального уголовного налогового законодательства и связанных с ним уголовных законов, просматривая направления от IRS или запросы о включении потенциальных уголовных налоговых обвинений в существующие расследования, санкционируя расследование и / или судебное преследование, когда это необходимо, а также проводя или контролируя санкционированные расследования или судебные преследования. К таким делам относятся обвинения в адрес физических и юридических лиц, которые пытаются уклоняться от уплаты налогов, умышленно уклоняются от подачи налоговых деклараций, представляют фальшивые налоговые формы и иным образом пытаются обмануть Федеральное казначейство, нередко сосредотачиваясь на нарушениях, связанных с международной деятельностью, таких как использование офшорных трастов и счетов в иностранных банках для уклонения от уплаты налогов. Эти вопросы могут также касаться налоговых нарушений, которые происходят в ходе других преступных действий, таких как преступления, связанные с международным терроризмом, незаконный оборот наркотиков, мошенничество с ценными бумагами, мошенничество с банкротством, мошенничество в области здравоохранения, организованная преступность и коррупция в обществе.
- Представлять Соединенные Штаты в апелляционных судах почти по всем федеральным гражданским налоговым делам, в том числе по апелляциям в Налоговый суд США, а также по всем федеральным уголовным налоговым делам, возбужденным адвокатами налогового отдела. Адвокаты отдела также контролируют апелляции по уголовным налоговым делам, рассматриваемым прокуратурой США по всей стране.
- Консультирование IRS и Министерства финансов в отношении предлагаемых законов, правил, руководств, процедур и политики, касающихся законов о внутренних доходах и налогового принуждения. Юристы отдела также участвуют в переговорах по международным договорам и соглашениям об оказании налоговой помощи.
- Представлять Соединенные Штаты в вопросах, связанных с иммунитетом федерального правительства от налогообложения штата или местного самоуправления (за исключением действий по отмене адвалорных налогов, оценок, переходных материалов — не для несанкционированного повторного раскрытия 105 специальных оценок и налоговых продаж федеральной недвижимости, и вопросы включая платежи вместо налогов), а также государственное или местное налогообложение с участием подрядчиков, выполняющих контракты для или от имени Соединенных Штатов.
Вернуться к оглавлению
Обновлено 22 сентября 2022 г.
Была ли эта страница полезной?
Была ли эта страница полезной?
Да
№
Налогообложение | Определение, цель, важность и типы
Адам Смит
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Канси
Диоклетиан
Веспасиан
Жан-Батист Кольбер
Уоррен Гастингс
- Похожие темы:
- подоходный налог
налоговое законодательство
налог на имущество
тариф
душа
Просмотреть весь соответствующий контент →
Самые популярные вопросы
Что такое налогообложение?
Налогообложение – это введение правительствами обязательных сборов с физических или юридических лиц почти во всех странах мира. Налогообложение используется в основном для увеличения доходов для государственных расходов, хотя оно может служить и другим целям.
Как налогообложение связано с доходами государства?
В современной экономике налоги являются наиболее важным источником государственных доходов. Однако налогообложение не является единственным источником доходов правительства. Налоги отличаются от других источников доходов тем, что они являются обязательными сборами и являются безвозмездными (кроме налогов на заработную плату), т. е. обычно не уплачиваются в обмен на какую-то конкретную вещь.
Какой вид налогообложения является прямым налогом?
Прямой налог — это вид налогообложения физического лица, который обычно основан на платежеспособности физического лица, измеряемой доходом, потреблением или чистым богатством.
Какой вид налогообложения является косвенным налогом?
Косвенный налог – это вид налогообложения, взимаемого с производства или потребления товаров и услуг или с операций.
Каким видом налогообложения является НДС (налог на добавленную стоимость)?
Налог на добавленную стоимость (НДС) — это вид косвенного налогообложения, взимаемого государством с суммы, которую предприятие добавляет к цене товара в процессе производства и распределения товара. НДС взимается кредитным методом, который признает и корректирует налоги, уплаченные за ранее приобретенные ресурсы.
налогообложение , введение правительствами обязательных сборов с физических или юридических лиц. Налоги взимаются почти во всех странах мира, в первую очередь для увеличения доходов для государственных расходов, хотя они служат и другим целям.
Эта статья посвящена налогообложению в целом, его принципам, целям и последствиям; в частности, в статье обсуждаются природа и цели налогообложения, следует ли классифицировать налоги как прямые или косвенные, история налогообложения, каноны и критерии налогообложения, а также экономические последствия налогообложения, в том числе перенесение и распространение (определение того, кто несет окончательное бремя налогов, когда это бремя переходит от физического или юридического лица, которое считается несущим за него юридическую ответственность, к другому). Для дальнейшего обсуждения роли налогообложения в налогово-бюджетной политике см. см. государственная экономическая политика. Кроме того, см. международная торговля для получения информации о тарифах.
В современной экономике налоги являются наиболее важным источником государственных доходов. Налоги отличаются от других источников дохода тем, что они являются обязательными и безвозмездными сборами, т. Е. Обычно они не уплачиваются в обмен на какую-то конкретную вещь, такую как конкретная государственная услуга, продажа государственной собственности или выпуск государственного долга. . В то время как налоги предположительно собираются для благосостояния налогоплательщиков в целом, ответственность отдельного налогоплательщика не зависит от какой-либо конкретной полученной выгоды. Однако есть важные исключения: налоги на заработную плату, например, обычно взимаются с доходов от труда для финансирования пенсионных пособий, медицинских выплат и других программ социального обеспечения — все это, скорее всего, пойдет на пользу налогоплательщику. Из-за вероятной связи между уплаченными налогами и полученными пособиями налоги на заработную плату иногда называют «взносами» (как в Соединенных Штатах). Тем не менее платежи обычно являются обязательными, а связь с пособиями иногда довольно слабая. Другим примером налога, который связан с полученными выгодами, хотя и не очень четко, является использование налогов на моторное топливо для финансирования строительства и содержания дорог и автомагистралей, услугами которых можно пользоваться, только потребляя облагаемое налогом моторное топливо.
В 19 веке преобладала идея, что налоги должны служить главным образом для финансирования правительства. В прежние времена и сегодня правительства использовали налогообложение не только в фискальных целях. Один полезный способ рассмотреть цель налогообложения, приписываемый американскому экономисту Ричарду А. Масгрейву, состоит в том, чтобы провести различие между целями распределения ресурсов, перераспределения доходов и экономической стабильности. (Экономический рост или развитие и международная конкурентоспособность иногда указываются как отдельные цели, но, как правило, они могут быть отнесены к остальным трем.) распределение, поддерживается, если налоговая политика не препятствует распределению, определяемому рынком. Вторая цель, перераспределение доходов, предназначена для уменьшения неравенства в распределении доходов и богатства. Целью стабилизации, реализуемой посредством налоговой политики, политики государственных расходов, денежно-кредитной политики и управления долгом, является поддержание высокого уровня занятости и стабильности цен.
Должны ли вы перечислять налоговые вычеты постатейно или принимать стандартные вычеты?
Возможны конфликты между этими тремя целями. Например, распределение ресурсов может потребовать изменения уровня или состава (или и того, и другого) налогов, но эти изменения могут сильно сказаться на семьях с низким доходом, тем самым нарушая цели перераспределения.