При заключении и исполнении Д.п.г. все его стороны имеют одну цель (она и характеризует предмет Д.п.г.) и выражают совпадающее и направленное на достижение этой цели волеизъявление - доставить принятый к перевозке груз в установленное место и выдать (получить его) управомоченному лицу.
Заключение Д.п.г. можно разделить на две части. Первая - заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком, в котором грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз. а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это подключение к договору грузополучателя. В большинстве случаев этим моментом является поступление в его адрес грузовой квитанции (коносамента), что, как правило, происходит задолго до прибытия самого груза. С момента получения такой квитанции у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.). Однако возможны случаи, когда грузовая квитанция (либо коносамент) по тем или иным причинам не получена.
По своей правовой природе Д.п.г. является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют определенные права и обязанности.
Лит..-Петров И.Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность груза. М. 1974; Тарасов М.А. Договор перевозки. Изд.Ростовского университета. 1965; Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964;М. 1957;Яичков К.К. Договор перевозки грузов по советскому праву. М., 1958; Смирнов В.Т. Советское гражданское право. Т. 2. Л., 1971. С. 222; Александров-Дольник М.К. Содержание до-говера грузовой перевозки//Совгоспра-во, 1954, №4.
Егиазаров В.А.
Энциклопедия юриста. 2005.
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч.… … Юридический словарь
Договор Перевозки Грузов — договор между отправителем и перевозчиком на перевозку грузов транспортом, по которому перевозчик обязуется перевезти груз отправителя в пункт назначения и передать его получателю, а отправитель(получатель) обязуется уплатить за перевозку… … Словарь бизнес-терминов
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — по гражданскому законодательству РФ одна из разновидностей договора перевозки (гл. 40 ГК РФ): договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза… … Юридическая энциклопедия
договор перевозки грузов — договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч.… … Большой юридический словарь
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.… … Большой экономический словарь
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — по гражданскому законодательству РФ одна из разновидностей договора перевозки (см. гл. 40 ПС РФ): договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ДОГОВОР — ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ … Юридическая энциклопедия
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ДОГОВОР — (см. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Договор Морской Перевозки Грузов — договор между отправителем (фрахтователем) и перевозчиком (фрахтовщиком) на перевозку грузов морем, по которому фрахтовщик обязуется перевезти груз фрахтователя в порт назначения и передать его получателю, а фрахтователь обязуется уплатить за… … Словарь бизнес-терминов
Договор перевозки — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Договор перевозки договор, предметом которого являе … Википедия
Договор перевозки груза – это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора — отправитель груза и перевозчик.
Предмет договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.
В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.
Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.
Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.
Размер провозной платы в обычном договоре перевозки, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении, в основном, ничтожны.
Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
www.gpravo.ru
Когда компании требуется доставить куда-либо имущество, она, как правило, заключает сделку с контрагентом-перевозчиком. Для этого нужен договор перевозки груза. Читайте в статье, что проверить в документе, а также пользуйтесь образцами договоров.
Нередко компании необходимо доставить то или иное имущество по назначению. Большинство организаций не занимается транспортировкой самостоятельно, а нанимает компанию-перевозчика. Чтобы оформить сделку, подписывают договор перевозки груза.
Договор перевозки – это соглашение, которое составляют по правилам главы 40 ГК РФ. Если просто понадобилось перевезти имущество, заключают разовый договор – непосредственно договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Например, когда офис открывают по новому адресу и нужно отправить туда мебель и оргтехнику. Или когда речь идет об однократной передаче имущества контрагенту компании. Если организация занимается поставками продукции, оборудования, товаров, ей потребуется постоянное сотрудничество с транспортной компанией. Тогда оформляют соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).
О самом договоре грузоперевозок говорится в статье 785 ГК РФ. Согласно этой статье исполнитель сделки берет на себя обязанность доставить имущество в пункт назначения и передать адресату. Сторонами договора перевозки выступают перевозчик (исполнитель) и отправитель (заказчик). Грузополучатель (или просто получатель) как самостоятельная сторона договора не фигурирует. Договор заключают между отправителем и перевозчиком.
Обратите внимание, что:
В статье 784 ГК РФ сказано, что условия различных соглашений о перевозке определяют согласно уставам и кодексам, иным законам и подзаконным актам (п. 2 ст. 784 ГК РФ). При этом предмет соглашения всегда относится к существенным условиям (ст. 432 ГК РФ). Таким образом, существенные условия договора перевозки зависят от того, каким именно видом транспорта пользуется перевозчик. Например, если это автомобильная транспортировка, руководствуйтесь Уставом автомобильного транспорта, а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГАТ) и другими соответствующими актами.
Учитывайте, что в судебной практике нет единого мнения, какие именно условия, кроме предмета, относятся к существенным для такого типа договоров.
В разделе о предмете договора перевозки пишут, что:
Кроме того, обязательно нужно конкретизировать:
Если один из этих моментов упустить, условие о предмете может остаться несогласованным, что повлечет незаключенность договора. Также часть судов считает существенным условие о сроке доставки и порядок расчетов. А некоторые – характеристики транспорта и условия его предоставления.
Когда отправитель проверяет текст договора перевозки, нужно учесть не только существенные условия. Например, для отправителя удобно, чтобы в условии о предоставлении автотранспорта включили пункт, что механизмы для погрузки и выгрузки обеспечивает перевозчик. По умолчанию это должен делать отправитель (п. 48 ППГАТ).
В условии об ответственности сторон можно предусмотреть, что перевозчик отвечает за:
Самого отправителя обязывают отвечать за:
Кроме того, укажите в договоре перевозки груза:
Главные изменения в законодательстве в 2018 году Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2018 году.
Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2018 от 04.07.2018
Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились. Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.
Формулировки договоров, из смысла которых суды делают вывод, что стороны не установили досудебный порядок Обзор практики.
Изменения в КоАП РФ в 2018 году Все поправки в одной таблице.
www.law.ru
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Договор перевозки — договор, предметом которого является оказание услуг по перевозке грузов, багажа или людей.
Кодексы, иные законы, транспортные уставы и издаваемые в соответствии с ними правила определяют общие условия перевозки грузов, багажа и людей.
Конкретные условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу называется прямое смешанное сообщение.
В соответствии со статьёй 785 Гражданского кодекса[1] договор перевозки груза включает следующие положения:
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется либо транспортной организацией, либо отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением тех положений, которые установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.Если погрузка или выгрузка груза осуществляется силами и средствами отправителя или получателя (груза), погрузка (выгрузка)должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьёй 786 Гражданского кодекса договор перевозки пассажира включает следующие положения:
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Договор перевозки пассажиров общественным транспортом носит публичный характер.
Договор воздушной перевозки пассажира — в соответствии с воздушным законодательством РФ, договор, в котором перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а при перевозке пассажиром багажа — доставить его багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа устанавливается перевозчиком. Согласно Воздушному кодексу РФ пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией. Внешний вид (форма) билета и багажной квитанции устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации.
dik.academic.ru
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, но это отнюдь не означает, что он занимает центральное место в системе транспортных договоров. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов перевозка их отдельной партии выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).
По своей юридической природе он относится к двусторонним и реальным договорам, заключаемым в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Замечание по договору морской перевозки
Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).
Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза
предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).
Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.
При перевозках грузов железнодорожным транспортом накладная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.
Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а железные дороги вправе выборочно проверять их соответствие данным, внесенным грузоотправителями в накладные (ст. 27 УЖТ).
Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках (ст. 67 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозки груза (ст. 105 ВК).
Оформление договора морской перевозки груза зависит от его вида: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.
Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманской расписки. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных (п. 2 ст. 142 КТМ).
Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспорядительным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК). В этом качестве он должен иметь ряд обязательных реквизитов, содержащих сведения:
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент подписывается перевозчиком или действующим от его имени лицом (например, капитаном судна).
Коносамент как ценная бумага может быть выдан
В зависимости от вида коносамента права по нему передаются по правилам об уступке требования, по именным или бланковым передаточным надписям либо посредством простого вручения (ст. 148 КТМ). Вместе с передачей коносамента к его новому держателю переходят и права, связанные с распоряжением грузом. Грузоотправитель, заключивший договор с перевозчиком, имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо до передачи коносамента получателю или третьему лицу, о чем отправитель должен уведомить перевозчика (ст. 149 КТМ).
Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой договор присоединения. Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).
При перевозке груза по чартеру также составляется коносамент, который определяет отношения мевду перевозчиком и получателем, не являющимся стороной договора перевозки груза. Для получателя условия чартера обязательны только в том случае, если на них имеется ссыпка в коносаменте (ст. 119 КТМ). На основании ст. 121 КТМ допускается уступка прав по чартеру: фрахтователь с согласия перевозчика вправе уступить свои права по договору морской перевозки груза третьему лицу, причем оба они несут солидарную ответственность перед перевозчиком за неисполнение обязательств, вытекающих из договора морской перевозки груза.
jurkom74.ru
в соответствии со ст. 739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом).
За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ст. 340 ГК) (см. Удержание), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законодательством установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 744 ГК).
Согласно ст. 745 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется перевозчиком или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных законодательством и издаваемыми в соответствии с ним актами республиканских органов государственного управления. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены законодательством и издаваемыми в соответствии с ним актами республиканских органов государственного управления.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 746 ГК). В силу требований ст. 748 ГК перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
1) непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
2) прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством;
3) в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Соглашения перевозчиков с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательством.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза определяется по правилам ст. 750 ГК. Так, перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (уполномоченному им лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:
1) в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
2) в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;
3) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством (ст. 751 ГК).
См. также Договор перевозки транспортом общего пользования; Договор смешанной перевозки; Договор фрахтования.
Юридический словарь современного гражданского права. 2014.
modern_law.academic.ru
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Договор перевозки — договор, предметом которого является оказание услуг по перевозке грузов, багажа или людей.
Кодексы, иные законы, транспортные уставы и издаваемые в соответствии с ними правила определяют общие условия перевозки грузов, багажа и людей.
Конкретные условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу называется прямое смешанное сообщение.
В соответствии со статьёй 785 Гражданского кодекса[1] договор перевозки груза включает следующие положения:
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется либо транспортной организацией, либо отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением тех положений, которые установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.Если погрузка или выгрузка груза осуществляется силами и средствами отправителя или получателя (груза), погрузка (выгрузка)должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьёй 786 Гражданского кодекса договор перевозки пассажира включает следующие положения:
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Договор перевозки пассажиров общественным транспортом носит публичный характер.
Договор воздушной перевозки пассажира — в соответствии с воздушным законодательством РФ, договор, в котором перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а при перевозке пассажиром багажа — доставить его багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа устанавливается перевозчиком. Согласно Воздушному кодексу РФ пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией. Внешний вид (форма) билета и багажной квитанции устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации.
dic.academic.ru