Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда? Какие организации должны пройти соут


для кого необходимо проводить специальную оценку условий труда Эксперт 68

Существует ряд отличий аттестации рабочих мест от СОУТ связанных с перечнем рабочих мест, подлежащих проверке. Аттестация всегда назначалась для рабочих мест с использованием: механизмов, транспортных средств, устройств, аппаратов, ручного инструмента и т.д. Для СОУТ такие ограничения не предусмотрены.

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) проводится на основании штатного расписания организации.  К перечню организаций относятся все предприятия, юридические лица,  на которых есть хотя бы одно рабочее место. Для физических лиц, нанявших работника, данная мера не предусмотрена (426-ФЗ, ст. 3). Определять перечень рабочих мест будет специалист организации, которую Вы выбрали для проведения СОУТ. Но работодатель может и подготовиться к данной процедуре с целью оптимизации рабочего процесса.

Для каждой профессии из штатного расписания должна быть проведена СОУТ. Многие работодатели задаются вопросом, что может быть опасного в условиях работы офисных сотрудников и так ли уж обязательно проводить СОУТ для них. Ответ экспертов однозначен – СОУТ обязательна для всех категорий сотрудников фирмы. Если Вы никогда не проводили СОУТ, то закон на данный момент обязывает проходить её только для «вредных» рабочих мест. К рабочим местам, которые непременно должны пройти СОУТ,  можно отнести:

  • Должности, входящие в списки на досрочное назначение пенсий по старости
  • Должности, предусматривающие гарантии и компенсации за работу с опасными или вредными условиями труда

Потенциально безопасные, в том числе и офисные, рабочие места могут оцениваться постепенно до 2018 года. Законодатели обещают не штрафовать за такое незначительное нарушение. А вот за нарушение процедуры СОУТ для «опасного» рабочего места, наказать могут  по Уголовному Кодексу.

В перечень рабочих мест, определенный специалистом СОУТ, могут войти аналогичные рабочие места. К таковым относятся работники одной профессии, осуществляющие одинаковые трудовые функции, в условиях одинакового рабочего времени, при использовании одного и того же производственного оборудования, имеющие схожие производственные помещения с одинаковой системой вентиляции, освещения, отопления и т.д. В отношении таких рабочих мест, СОУТ проводится для 20% от их общего количества (но не менее двух). Результаты СОУТ применимы ко всем аналогичным рабочим местам. Система мероприятий по улучшению условий труда для аналогичных, также одна. Работодатель вправе пересмотреть должности в штатном расписании и сделать соответствующие изменения.

СОУТ не проводится для надомной работы. При оптимизации штатного расписания, работодатель  вполне может воспользоваться  этой нормой. Профессия, позволяющая работнику трудиться в домашних условиях, должна быть правильно оформлена. Т.е. в договоре с работником обязательно должно упоминаться условие работы – надомная, дистанционная и т.п.

При вводе в штатное расписание новой должности работодатель должен провести СОУТ для этих рабочих мест. Характер такой проверки будет внеплановый, если срок действия последней СОУТ в организации не истек. Проверка должна проводиться не позднее шести месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Если новые должности являются аналогичными уже проверенным, то СОУТ не является обязательной.

Таким образом, СОУТ не проводится для следующих категорий работников:

  • надомных работников,
  • дистанционных работников,
  • Работников, имеющих трудовые отношения с работодателем-физ.лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

oooexpert68.ru

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Из статьи Вы узнаете:

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

 

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

 

Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

 

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников, приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены  частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

 

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.

 

Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В следующей статье я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

 

Законодательные и нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

 Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе Полезные саты

♦  Рубрика: Зарплата и кадры, Охрана труда.

buh-aktiv.ru

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

Все рабочие места, вне зависимости от того офисные это рабочие места или же производственные, обязаны проходить специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.). По крайней мере, под первоначальную проверку попадают все категории рабочих мест, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, а также работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. В их отношении проведение спецоценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.

За проведение спецоценки на каждом рабочем месте несет ответственность работодатель, как и за последствия, которые могут возникнуть при работе за ним, поэтому 1 раз в 5 лет он обязан проводить спецоценку на всех рабочих местах, чтобы увидеть фактическое состояние условий труда и предпринять меры по устранению опасностей, если таковые имеются. Но, что примечательно в новом порядке, установленная периодичность проведения СОУТ обязательна только для рабочих мест, на которых по результатам проведенных исследований обнаружены вредные или опасные факторы производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.). А для рабочих мест, которые отнесены к категории «соответствующих государственным нормативам в области охраны труда» проводить спецоценку, возможно, придется единожды. Потому как по Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года такие рабочие места подлежат декларированию, что свидетельствует об их безопасности для работника. Декларация (документ, выдаваемый на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку при соответствии условий труда) действительна в течение 5 лет, но срок действия продлевается автоматически и на последующий период при условии, что на рабочем месте не произошло несчастного случая и не зафиксировано профзаболевания. Под декларирование попадает большая часть офисных рабочих мест. Прежде всего потому, что такой фактор, как пульсация света, был отменен. Ранее из-за превышения его показателей довольно часто офисному рабочему месту присваивался вредный класс условий труда. Рабочие специальности также могут подлежать декларированию, если факторы не будут превышать предельно допустимых норм.

А в отношении рабочих мест работников, чьи профессии и должности отнесены к Спискам №1 и №2, спецоценка будет проводиться всегда, вне зависимости от результата. К этой категории мест особо пристальное внимание, потому как они явились одним из оснований замены аттестации рабочих мест на СОУТ. Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам. Если рабочее место «списочника» признается безопасным, выплата компенсаций работнику прекращается на срок действия результатов СОУТ. Но если последующая проверка покажет, что условия труда значительно ухудшились, выплаты льгот возобновляются.

Существует также такая категория рабочих мест, которая осуществляет отдельные виды деятельности. Сюда относятся верхолазы, летчики, водолазы, сотрудники ядерной промышленности и др. Оценка для них не может проводиться с учетом особенностей, которые определены Минтрудом РФ. К примеру, измерения в кабине летчика во время полетов проводить категорически запрещено. Эксперт по спецоценке не может забраться и на вершину ЛЭП к верхолазу, так как это представляет опасность его здоровью и жизни.

При спецоценке также выделяется категория таких рабочих мест, как нестационарные и аналогичные. Многим работодателям кажется, что если работник не имеет строго определенного рабочего места, значить оценивать его нет необходимости. Это о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами. Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и др. По закону, данные рабочие места обязаны проходить СОУТ, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений. Ошибкой ряда работодателей является определение нестационарных мест в качестве дистанционного на том основании, что в офисе они появляются один раз в день или один раз в неделю или только ведут переписку по электронной почте т.п. При этом трудовой договор для них составлен на тех же основаниях, что и для обычного работника. Рабочее место можно считать дистанционным, если с работником будет заключен соответствующий договор.

Относительно аналогичных рабочих мест – то эти места, прежде всего, отличный шанс для работодателя в области экономии затрат на СОУТ. За счет сокращения общего количества рабочих мест, подлежащих спецоценке. Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в однотипном помещении, где работники с одинаковыми профессиями и должностями работают за одинаковым производственным оборудованием, используют идентичные инструменты, материалы и сырье. При наличии данных характеристик, спецоценка будет проводиться только в отношении двадцати процентов рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х рабочих мест.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Нужно ли проводить СОУТ для офисных работников

Многим руководителям знакома аттестация рабочих мест по условиям труда. Регулирует такие проверки Федеральный закон под номером № 426-ФЗ, где данная процедура именуется специальной оценкой условий труда работников. В этой статье мы поговорим о том, нужно ли проводить СОУТ для офисных работников, и если да, то какие нюансы следует знать директору организации.

Главное, что нужно знать

Данная проверка необходима для того, чтобы оценить уровень воздействия вредных факторов на сотрудников во время их профессиональной деятельности. Оценивается также использование средств индивидуальной защиты персонала. Это целый комплекс процедур, которые призваны обнаружить все негативные факторы, которые могут быть на рабочем месте у человека. Должны проводить такую проверку все, кто был зарегистрирован в налоговом органе как ИП или юридическое лицо. После проведения данной процедуры каждому месту присваивается свой класс, исходя из уровня вредности. Деньги за проведение мероприятия платит работодатель. Каждые 5 лет аттестация повторяется.

Что касается сотрудников офиса

Пока не вышел Федеральный закон о СОУТ, офисные работники не подвергались такой проверке. Но с 2015 года ситуация изменилась. Теперь все, кто работает с компьютерной техникой, тоже проходят аттестацию. Исключением являются только надомные и дистанционные сотрудники. Но СОУТ для офиса имеет упрощенную форму, здесь отсутствует экспертиза и измерения, которые предусмотрены законом. Если вредных условий комиссия не обнаруживает, то заполняется декларация, что место соответствует государственным требованиям и человек может здесь работать. Данная декларация действует в течение пяти лет. Однако когда на производстве имеет место несчастный случай, то возможно проведение повторной внеплановой проверки.

СОУТ для офиса имеет упрощенную форму.

Следует отметить, что аттестации подлежат только те места, где человек проводит за компьютерной техникой больше 50% своего рабочего времени. Если же меньше, то проверка не понадобится.

Упрощенная форма

Причины, по которым в офисе проводится упрощенная аттестация, следующие:

  • В офисах много одинаковых рабочих мест, и поэтому комиссии нет необходимости проверять их все, достаточно 20%.
  • Некоторые сотрудники офисов работают удаленно, и к ним аттестация не применяется.
  • Измерения и экспертизы не проводятся, если на работе не обнаружено вредных факторов, а в офисах их обычно нет.

Но все-таки вредные для здоровья факторы в офисах присутствуют, они такие:

  • ЭМ-поле, которое возникает из-за работы офисной техники.
  • Труд сотрудников напряженный.
  • Рабочие поверхности могут создавать блики.

Но перечисленные факторы комиссия не считает однозначно вредными, поэтому просто не учитывает их при проведении СОУТ. Документация на офисную технику не подлежит проверке, потому доказать ее безопасность не представляется возможным. А напряженность работы – это вещь, которая вообще трудно поддается классификации и является субъективной.

И в заключение

В 2017 году компаниям, которые еще не осуществили СОУТ в своих офисах, нужно это обязательно сделать, дабы избежать проблем с контролирующими органами. Такой проверки бояться не стоит, ведь она имеет упрощенную форму, и комиссия редко придирается. После проведения специальной оценки условий труда у офисных работников работодатель получает соответствующую декларацию, которую через пять лет надо будет получать снова.

Поэтому в заключение скажем, что, согласно новому федеральному закону, аттестация рабочих мест офисных работников является обязательной для всех ИП и юридических лиц.

zhazhda.biz

Закон о СОУТ: трактовка и область применения

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в настоящее время является обязательной для работодателей. Закон о СОУТ специально разработан для регулирования этого процесса.

О СОУТ

Многие задаются вопросом: что такое спецоценка условий труда? Что кроется за этим понятием? Некоторые руководители ранее ошибочно полагали, что провести аттестацию рабочих мест самостоятельно не составит труда. Но правильно это мероприятие могут выполнять лишь профессионалы.

Что такое специальная оценка условий труда

Итак, СОУТ — это систематизированные мероприятия по проведению оценки каждого рабочего места, причем одновременно рассматривается несколько характеризующих его факторов. Проведением СУОТ занимаются сотрудники, специально подготовленные в организации, обладающей разрешением на выполнение этих мероприятий.

На основании проведенной работы составляются карты. Это довольно удобные документы, с помощью которых несложно ориентироваться в следующем:

  • какие льготы положены сотруднику;
  • какие вредные или опасные факторы имеются на месте, где работает сотрудник;
  • как часто полагается проходить медицинский осмотр;
  • какие опасности существуют, и какие меры для их устранения нужно принять;
  • какая спецодежда и спецобувь, а также средства СИЗОД необходимы для сотрудника;
  • какой класс условий труда, какова освещенность, уровень шума, запыленность, загазованность.

Все перечисленное используется в работе инженеров по охране труда, кадровых сотрудников и заведующих складом.

Закон о СОУТ: основные положения, цели

На уровне законодательства проведение спецоценки регулируется Федеральным законом № 426, в нем отражаются все необходимые нюансы.

Согласно этому документу регулируются:

  • взаимодействия между представителем работодателя и экспертной организацией;
  • отношения между работниками организации и работодателями в период проведения оценки;
  • обеспечение проведения спецоценки условий трудового процесса;
  • права руководства, сотрудников и спецорганизации;
  • порядок обработки результатов и их применения на практике;
  • порядок проведения мероприятия;
  • в каких случаях осуществляется декларирование рабочих мест;
  • проведение лабораторных исследований;
  • в каких случаях требуется проведение оценки рабочего места вне плана;
  • каким образом осуществляется учет и контроль проведенного мероприятия.

Основная цель принятия закона — это регулирование отношений по взаимодействию работодателей и экспертов при подготовке к проведению СОУТ, а также при непосредственном выполнении мероприятия, оформлении результатов проведения и выдачи их руководству организации. 

Далеко не всем руководителям понятно, что такое СОУТ. Дело в том, что они больше отдают сил выполнению плана, но если своевременно не заключить договор и не провести аттестацию, то они могут подвергаться административному наказанию.

Перед проведением спецоценки условий труда необходимо тщательно изучить требования закона и только тогда начинать действовать. Как правило, это поручается работнику, назначенному приказом.

Как начать выполнение работы по спецоценке

С чего начать проведение СОУТ?

Спецоценка начинается с подбора экспертной организации

Действовать рекомендуется по следующему алгоритму и это должны знать все работодатели:

  1. Изначально объявляется тендер и определяется, какая организация должна проводить это мероприятие. При подобных обстоятельствах рассматривается следующее: наличие разрешительных и учредительных документов, какая цена выставляется за предстоящую работу. Но не нужно экономить на проведении данной работы, пусть лучше всем займутся эксперты.
  2. Далее издается распорядительный документ по предприятию о проведении спецоценки, в котором расписывается, как должно быть организовано мероприятие и какие работники должны быть привлечены.
  3. После организационных мероприятий имеется необходимость подготовить перечень рабочих мест, которые необходимо оценить. Это дело, как правило, поручается представителю кадровой службы, так как он является держателем штатного расписания.

Каким образом проводить спецоценку

Теперь началось самое интересное при работе с экспертами, а именно:

  1. Работу можно начинать, причем совместно со специалистом нужно закрепить работника, заинтересованного в результатах данной оценки. 
  2. На всех местах производятся замеры освещенности, шума, загазованности, и многого другого с помощью специальных приборов. Работников опрашивают, чем они занимаются в течение всей смены, это необходимо для того, что описать процесс работы. Также оценивают травмооопасность на рабочем месте, в том числе каково состояние пола и рабочей поверхности.
  3. На основании полученных результатов выполняются исследования в специальной лаборатории, которые могут показать превышение факторов в местах работы, а также его отсутствие. Идентифицировать факторы также возможно путем логических соображений. Например, если эксперту предоставить сведения о веществах, с которыми осуществляет трудовую деятельность работник, то можно проанализировать, какими свойствами обладает то или иное вещество.
  4. Обработка результатов также проводится и по иным параметрам, например, по освещенности и шуму.
  5. Все результаты оформляются протоколом. В этом документе указываются также модели приборов и их поверки, так как они должны соответствовать определенным требованиям государственных стандартов.
  6. Результаты исследований по травмоопасности тоже заносятся в протокол.
  7. На основании описаний мест трудовой деятельности, в том числе времени нахождения сотрудника во вредных условиях производства, устанавливаются доплаты, выдача спецпитания или молока, а также сокращенный день работы и удлиненный отпуск.
  8. Прохождение медицинских освидетельствований регулируется приказом 302-Н. Для этого учитывается наименование должностей и превышение вредных факторов, а также как часто следует организовывать проведение мероприятия в организационной структуре.

На практике встречается и такое, что некоторые рабочие места идентичны друг другу, то есть на них находится одинаковое оборудование, приспособления, освещенность, характеристики шума и многое иное. Как тогда быть с проведением оценки? Для аналогичных рабочих мест составляется одна карта аттестации и ее вполне достаточно для ознакомления с ее содержанием работников, задействованных в производственном цикле.

Завершение проведения спецоценки

СОУТ завершилась и далее требуется ее грамотно оформить. Что для этого нужно выполнить и в какой последовательности?

По результатам СОУТ оформляется карта с рекомендациями по выдаче спецодежды

Действовать нужно исходя из следующего алгоритма:

  1. Обобщить все материалы для создания карт СОУТ (протокол проведения замеров, травмоопасности). В самой карте отразить, как часто проводится медосмотр и положено ли его проводить, а также какая спецодежда положена, и указать сроки ее носки. 
  2. Обобщенные материалы подписываются представителем экспертной организации и представителем работодателя, а сама карта — членами комиссии.
  3. Затем отдельно составляется перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке условий трудового процесса, после чего следует проставить, к какому классу можно отнести то или иное место работы и подвести итоги.

После оформления пакета документов нужно поставить подписи членов комиссии. После завершения работы экспертов производится оплата на основании условий, оговоренных в договорных обязательствах.

Какими правами обладают работники и руководители при проведении спецоценки

В законе о проведении СОУТ предусмотрены действия сотрудников и их работодателей, если они не согласны с заключением по спецоценке трудового процесса, а также иными нюансами.

К таковым можно отнести:

  1. Если не достигнута согласованность действий, то всегда можно найти компромиссное решение. Чтобы не возникало затруднений в процессе проведения работы, рекомендуется подготовить документ, в котором указать, какое решение было и принято и обязательно собрать подписи всех заинтересованных лиц, так проще будет продолжать работы далее.
  2. Проведение внеплановых оценок всегда возможно, так как в процессе деятельности предприятия изменяются многие детали, например, модернизируется или приобретается новое оборудование, а также сотрудник не соглашается с некоторыми параметрами, указанными в карте аттестации.
  3. Можно потребовать у экспертов обоснование проведенной оценки, ссылки на  документы, в которых все прописано. Доказательства особенно важны, когда речь идет о начислении льготных выплат или предоставлении льготного стажа.
  4. Можно затребовать информацию о проведении измерений, приборах, которые для этого используются, сроках поверки, об организации, проводившей данную поверку.
  5. Результаты оценки рабочего места не всегда удовлетворяют ожиданиям, но и в этом случае можно предъявить свои претензии. Только обоснованные действия и правильный подход помогут разобраться в данном обстоятельстве.

Работодатель должен предварительно предупредить работников о том, что их рабочие места должны быть аттестованы и каким образом им необходимо подготовиться к проведению данной процедуры.

На что имеют право экспертные организации

Оказывается, и эксперты тоже обладают своими полномочиями при выполнении работ по спецоценке условий труда. 

Полномочия экспертов, проводящих спецоценку

К таковым относятся:

  1. Если существует фактор, угрожающий жизни или здоровью сотрудника, занимающегося проведением работ по оценке рабочего места, то эксперт вправе отказаться от выполнения своей задачи на данном месте. Возобновить свою работу он может лишь только тогда, когда причины угрозы будут исключены.
  2. Если из трудовой инспекции на экспертную организацию поступила жалоба по поводу проведения спецоценки, то можно всегда обговорить данное обстоятельство и объяснить причину.
  3. Со стороны экспертной организации должны быть своевременно предоставлены итоги ее работы, подтверждающие результаты проведенных оценок.
  4. Все измерительные средства должны быть своевременно поверены или испытаны, только с их помощью можно проводить измерения.
  5. Если работодатель не передал в свое время всю необходимую документацию, то спецоценка условий труда может быть отложена на некоторый срок.

То есть получается, что вся работа по спецоценке условий труда построена на отношениях работодателей и специалистов и именно эти вопросы регулируются на законодательном уровне.

Об аттестации экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, смотрите в этом видео:

Проведение незапланированной оценки

Проведение внеплановой проверки по сцецоценке условий труда требуется в нескольких случаях:

  1. Если рабочее место вновь организовано администрацией предприятия, то в течение полугода необходимо вызвать специалистов, чтобы провести его оценку. Получается, что после приобретения нового оборудования его нужно установить, выверить, а после этого открыть должность и пригласить экспертов на проведение спецоценки.
  2. Рабочее место усовершенствовалось, а именно изменился техпроцесс, внесено новшество в оборудование, используемое на рабочем месте. В этом случае требуется проведение спецоценки условий труда вновь. Экспертов приглашают в течение года.

По результатам проведенных работ вновь оформляется карта СОУТ. Чтобы не пропустить никаких событий, рекомендуется держать под контролем работу всего предприятия, и этим может заниматься лишь один сотрудник или целая служба. Как правило, это возлагается на специалиста по ОТ или работника отдела кадров распорядительным документом.

Стоит помнить, что проведение спецоценки условий труда необходимо для всех рабочих мест без исключения.

С какой периодичностью проводить спецоценку. Обязательно ли это?

Как часто нужно проводить работу? Раз в пять лет организацией должен быть заключен договор о проведении СОУТ, но если организованы рабочие места вновь, то их необходимо оценивать в течение полгода. Также при модернизации рабочих мест через полгода нужно приглашать экспертов. Это требования законодательной базы, которые нарушать нельзя.

Несмотря на жесткие требования законодательства работодатели зачастую экономят финансовые средства и не заключают договор с экспертной организацией на проведение СУОТ. Это неправомерно и может вылиться в непредсказуемые ситуации:

  1. При расследовании несчастного случая или иного происшествия на производстве будут рассматриваться все документы, в том числе и карты по спецоценке. То есть получается, что при отсутствии последних на администрацию предприятия накладывается административное взыскание.
  2. Отсутствие карт СОУТ — это неудобно в работе, так как невозможно самостоятельно оценить, какие льготы работнику положены, как часто ему проходить медосмотр и какую спецодежду выдавать.Спецоценка условий трудового процесса должна проводится своевременно, в сроки, определенные нормативными документами.

Как провести специальную оценку условий труда, смотрите в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

naimtruda.com

Какие документы необходимы работодателю для проведения СОУТ?

К проведению СОУТ работодатель обязан подойти основательно, так как на него возлагается ответственность за организацию процесса. Прежде всего, необходимо привести в соответствие всю документацию по охране труда (ОТ, – ред.). Насколько должен быть полным комплект документов, компания определяет для себя самостоятельно, так как правилами СОУТ не исключается проведение оценки при отсутствии системы охраны труда, подтверждённой документально. Несмотря на это, ряд обязательных документов все же работодатель обязан иметь к моменту проведения СОУТ, что регламентировано порядком – ФЗ №426-ФЗ.

Подготовка документов, необходимых для начала СОУТ, ведется во время организационного этапа. До заключения гражданско-правового договора с организацией по СОУТ, работодатель обязан создать комиссию по СОУТ и утвердить ее состав Приказом, а также составить График проведения работ. Далее все члены комиссии совместно готовят внутренние локальные нормативные документы для работы.

Список, который необходим лабораториям по СОУТ, как правило, стандартен. Прежде требуют регистрационные документы организации и штатное расписание, что позволяет утвердить перечень рабочих мест, далее необходимо предоставлять отраслевые документы:

 

Наименование документа

Описание

Приказ о создании комиссии

Внутренний документ предприятия, утверждаемый работодателем. Общепринятой формы не имеется, важно, чтобы отражался состав комиссии.

График проведения СОУТ

Оформляется в свободной форме, выделяет этапы проведения СОУТ, планируемые сроки начала и завершения процедуры.

Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ

Утверждаются рабочие места, подлежащие СОУТ, с учетом аналогичных мест. Особенности документа: должности приводятся в соответствие с Классификатором профессий, присваиваются порядковые номера, указываются вредные факторы и время их воздействия на работника. По правилам, перечень утверждает и оформляет комиссия, на практике это приходится делать организациям по СОУТ из-за сложностей при определении аналогии и факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.).

СНИЛС сотрудников

Требуется указать номера СНИЛС. Данные запрашиваются во исполнение требований закона о СОУТ и указании их в картах СОУТ каждого сотрудника.

Перечень применяемого производственного оборудования, перечень применяемых приспособлений и инструментов по каждой профессии

Сбор данных способствует идентифицировать ВОПФ на рабочих местах при работе с оборудованием.

Контингент лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам

Документ отражает кол-во профессий, подлежащих медосмотрам.

Перечень фактически выдаваемых СИЗ

Предоставляются копии сертификатов на имеющиеся СИЗ. Наличие СИЗ влияют на снижение класса условий труда.

Список профессий, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение (Список №1, Список №2, за выслугу лет)

Предоставляется, если в организации имеются сотрудники, которые работают на вредных и опасных работах, имеющих право выхода на льготную пенсию.

Список автотранспорта (автотракторной техники) предприятия с указанием количества водителей, работающих на каждом автомобиле (закрепление автомобилей за водителями), грузоподъемности и вида используемого топлива, марка и год выпуска, государственный регистрационный номер автомобиля

Список содержит сведения о количестве занятых работников на автомобилях, грузоподъемности и видах используемого топлива, марки и года выпуска, государственного регистрационного номера автомобиля. Также готовятся копии ПТС.  Данные позволяют корректно составить перечень мест и учесть аналогию, если есть одинаковые транспортные средства.

Копию (выписку) документов, регламентирующих распорядок и режим работ организации и ее структурных подразделений

Отражается время работы и наличие перерывов во время рабочего дня.

 

Дополнительно экспертом СОУТ могут запрашиваться должностные инструкции и журнал регистрации инструктажей по технике безопасности.

Приведенный перечень документов может как сокращаться, так и расширяться, на что влияет специфика каждого предприятия. Для офисного типа работ он будет минимален, для промышленных предприятий все документы должны предоставляться в полном объеме, что позволяет провести более точный анализ условий труда.

Если Вы хотите узнать, какие документы должны быть в Вашей организации, рекомендуем обратиться в «Единый Стандарт». Мы определим и составим индивидуальный перечень документации, что позволит Вам пройти СОУТ без хлопот и трудностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

СОУТ вопросы и ответы проведения СОУТ на сайте Минтруда РФ

Специальная оценка условий труда – это комплекс работ по выявлению производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников организации, с целью определения мероприятий по улучшению условий труда.

  1. Какова стоимость проведения СОУТ (специальной оценки условий труда)?
  2. Ответ: Стоимость проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) зависит от места проведения СОУТ, количества рабочих мест (по штатному расписанию) и особенности профессий работников организации, если таковые имеются.
  3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда СОУТ (по истечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых? 
  4. Ответ: Нет, не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте. При этом, согласно частям 5 и 7 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
  5. Что делать работникам при их несогласии с результатами проведения СОУТ?
  6. Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 ст. 5 и ст. 26 ФЗ от 28.12.2013 № 426). Но подписать карту обязан.
  7. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложении 2 – 7 к Методике?
  8. Ответ: Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.
  9. В Приложении №18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?
  10. Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88).
  11. В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения?
  12. Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации. Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.
  13. Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?
  14. Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые измерения.
  15. Можно ли при проведении СОУТ использовать средства измерения, которые находятся в аренде?
  16. Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения. При этом, согласно части 2 ст. 19 данного ФЗ, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации. Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  17. В связи с новыми требованиями к аккредитованным организациям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как у остальных экспертов?
  18. Ответ: Согласно части 3 ст. 20 ФЗ № 426 лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям: наличие высшего образования; наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа; наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет. Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.
  19. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового Кодекса?
  20. Ответ: ФЗ от 28.12.2013 № 421 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 92, 117, 147 Трудового Кодекса). При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ФЗ от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда». До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726). При этом переходными положениями ст.15 ФЗ № 421 предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу ФЗ № 421 при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Таким образом, к моменту вступления в силу ФЗ № 421 виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. В соответствии со ст. 27 ФЗ № 426 результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 ст. 17 ФЗ № 426 проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, действующим с 01.01.2014 г.
  21. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?
  22. Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики СОУТ. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по  одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.
  23. Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.
  24. Ответ: В соответствии со ст. 209 Трудового Кодекса РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции. Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и опасных факторов.
  25. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 не заполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?
  26. Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).
  27. Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований и измерений вредных и опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.
  28. Ответ: В соответствии со ст. 5 ФЗ от 26.06.2008 №102 «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 №438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ. В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России. При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 4.05.2007 N 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт. С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.
  29. Нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)?
  30. Ответ: Да, нужно. Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя, за исключением только надомников и дистанционных работников.
  31. Работники организации выполняют свои обязанности в месте нахождения клиентов работодателя. Кто обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) — работодатель или организация-клиент, где фактически работают сотрудники работодателя?
  32. Ответ: Специальную оценку условий труда (СОУТ) всегда должен проводить работодатель. Это касается и случая, когда работники выполняют свои обязанности не на территории работодателя, а на территории клиента работодателя. Исключение составляют случаи, когда такие работники относятся к категории дистанционных (Статья 312.1. ТК РФ устанавливает, что дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети ИНТЕРНЕТ. Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе), тогда СОУТ в отношении их условий труда вообще проводить не надо. Организационное взаимодействие для целей проведения СОУТ с клиентами работодателя, в месте нахождения которых работники выполняют свои должностные обязанности, необходимо строить по договорам с соответствующими клиентами.
  33. Нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, срок действия которой не истек?
  34. Ответ: Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (СОУТ) в отношении этих новых мест. Внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. При этом внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа старых и новых мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.
  35. Организация является собственником офисного здания и имущества, используемого для организации рабочих мест в этом здании (офисная мебель, компьютерная и оргтехника, осветительные приборы и т.д.). Помещения в этом здании сдаются в аренду ПОД КЛЮЧ вместе с оборудованными рабочими местами. Если собственник здания и прочего имущества за свой счет проведет специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении всех рабочих мест в здании, вправе ли арендаторы не проводить СОУТ в отношении расположенных в этом здании рабочих мест своих сотрудников?
  36. Ответ: Нет, не вправе. Специальную оценку условий труда (СОУТ) всегда должен проводить работодатель. Поэтому каждому арендатору как работодателю придется самостоятельно обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) своих работников.
  37. Особенности проведения СОУТ медицинских работников.
  38. Задавайте свой вопрос по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ):

    Осуществляем проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) по всей России

Поделитесь страницей

sout1.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области