Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ. Какой из перечисленных заказчиков не попадает под действие 223 фз


Кто попадает под действие Закона 223-ФЗ

Акционерное общество с долей участия субъекта РФ более 50% приобрело акции более 75% другого акционерного общества. Подпадает ли под действие 223-ФЗ дочернее общество в соответствии с пп2, п.2, ст. 1 Закона 223-ФЗ?

Да, действие закона распространяется на указанное дочернее общество на основании пункта 3 части 2 статья 1 Закона № 223-ФЗ.

Кто и когда подпадает под действие Закона № 223-ФЗ

Первая дата - 1 января 2012 г. С этого времени положения Закона № 223-ФЗ вступили в силу и распространяются на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, государственные унитарные предприятия, автономные учреждения и хозяйственные общества с участием государства более 50%.

Следующая дата, которую можно встретить в законе, - это 1 января 2013 г. Она фигурирует в последней, восьмой, статье комментируемого закона. С этого времени закон распространяется на организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями. И с этой же даты под действие закона подпадают все дочерние и субдочерние хозяйственные общества.

И еще одна дата, которую можно найти в Законе № 223-ФЗ, - это 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. С этой даты закон распространяется на муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества с участием муниципального образования более 50% и их дочерние и субдочерние хозяйственные общества.

Бывают ситуации, когда определить правильный срок начала действия закона для конкретного предприятия можно только путем тщательного рассмотрения его уставных документов. Так, в Минэкономразвития России обратилось муниципальное унитарное предприятие с просьбой разъяснить, с какой даты Закон № 223-ФЗ вступает в силу для него. На основании ст. 8 Закона № 223-ФЗ для муниципальных унитарных предприятий предусмотрены переходные положения. Соответственно на данную организацию закон распространяется с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем при более подробном рассмотрении уставных документов этого муниципального унитарного предприятия, выяснилось, что оно одновременно осуществляет регулируемые виды деятельности, например, в сфере теплоснабжения. А это уже другая категория юридических лиц, для которых законом предусмотрена более ранняя дата вступления закона в силу -1 января 2012 г. или 1 января 2013 г. В данном случае уже муниципальное унитарное предприятие рассматривается не как МУП, а как организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности.

Далее нужно уточнять, какова выручка муниципального унитарного предприятия от указанных видов деятельности. Если она составляет менее 10%, то для данного МУПа закон распространяется с 1 января 2013 г. Если же сумма выручки данного муниципального унитарного предприятия превышает 10% от общей выручки за 2011 г., то закон распространяется на такое муниципальное унитарное предприятие с 1 января 2012 г. Поэтому внимание надо обращать не только на организационно-правовую форму, но и на то, какими видами деятельности занимается организация.

Следующий вопрос, который возникает у заказчиков, - как правильно рассчитать долю участия государства в уставном капитале хозяйственного общества или долю участия материнской компании в уставном капитале дочернего хозяйственного общества, чтобы определиться, подпадает ли юридическое лицо под действие закона?

Если у хозяйственного общества один учредитель, то определить, распространяется ли на него действие Закона № 223-ФЗ, довольно просто: в его уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности должна превышать 50%. Но если учредителей несколько, первым из которых, к примеру, выступает государство в лице федерального органа исполнительной власти, вторым - государственная корпорация, третьим - коммерческая компания, то здесь возникает проблема, как правильно посчитать эти совокупные доли и стоит ли применять при закупках положения Закона № 223-ФЗ. То же самое касается дочерних и субдочерних хозяйственных обществ относительно подсчета совокупной доли участия государства, госкорпораций, госкомпаний, материнских компаний в их уставном капитале. Для урегулирования этого вопроса Правительством РФ уполномочена ФАС России, которая будет в т. ч. определять, распространяется ли на закупки данной конкретной организации действие Закона № 223-ФЗ.

Заказчики по закону № 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

  • государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ юридическим лицам;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам;
  • бюджетными учреждениями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действие п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ распространяется в т. ч. на иностранных юридических лиц, являющихся дочерними обществами государственных компаний или дочерними обществами этих дочерних обществ, не осуществляющих деятельность и не производящих закупки товаров, работ, услуг на территории РФ.

www.pro-goszakaz.ru

Случаи и закупки, не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ

На некоторых интернет-ресурсах можно увидеть противоречивую информацию о рамках функционирования Закона № 223-ФЗ, которая вводит в заблуждение. Расскажем о случаях и отдельных закупках, не подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ.

Следует отметить, что Законом № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

  • государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным дочерним хозяйственным обществам;

Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки при наличии правового акта (положения о закупке), принятого им в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч. иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в т. ч. в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Случаи, когда Закон № 223-ФЗ не действует

Частью 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены случаи, согласно которым на отдельные юридические лица не распространяется действие этого закона.

Так, в соответствии с данной статьей действия Закона № 223-ФЗ не распространяются на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

  • субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;
  • дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;
  • дочерние хозяйственные общества указанных в п. 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами ( в т. ч. иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

Для понимания данной нормы закона ниже представлена графическая информация.

Рис 1. Условия, при которых на юридические лица, относящиеся к субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, не будут распространяться положения Закона № 223-ФЗ

Рис. 2. Условия, при которых на юридическое лицо, относящиеся к дочернему хозяйственному обществу субъекта естественной монополии, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, не будут распространяться положения Закона № 223-ФЗ

Рис. 3. Условия, при которых на юридическое лицо, относящееся к дочернему хозяйственному обществу дочернего хозяйственного общества субъекта естественной монополии, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (на схеме — субдочерняя организация), не будут распространяться положения Закона № 223-ФЗ

Таким образом, законом установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых на юридическое лицо не распространяются действия Закона № 223-ФЗ.

Закупки, не составляющие гостайну, но не подлежащие размещению на ООС

Согласно ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе определить конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе, а также перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Правила подготовки и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.06.2012 № 591 (далее — Правила).

Так, в рамках данной нормы закона распоряжением Правительства РФ № 1775-р от 25.09.2012 утвержден перечень товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте (табл.). В данном перечне представлены 80 позиций (для примера в таблице приведены 5 пунктов).

Таблица. Выдержка из перечня товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте

Наименование товаров, работ, услуг

Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004–93

I. Товары, работы, услуги в сфере добычи, конверсии и обогащения урана

1. Гексафторид урана разных степеней обогащения

2331110

2. Металлические слитки из рафинированного природного урана и гексафторида природного урана

2331110

3. Плав уранилнитрата

2331110

4. Урансодержащее сырье

2331110

5. Закись-окись урана

2331130

Сведения о закупке товаров, работ, услуг не подлежат размещению на Официальном сайте при совпадении наименований закупаемых товаров, работ, услуг с позициями, указанными в перечне.

Согласно Правилам проекты актов об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями, полномочия которых по разработке проектов актов Правительства РФ установлены законодательством Российской Федерации.

Органы-разработчики при необходимости привлекают экспертов, представителей экспертных организаций для рассмотрения предложений об определении конкретной закупки, перечней или групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте, в т. ч. прилагаемых к ним описаний, обоснований и оценок последствий предлагаемых решений.

К проекту акта прилагается пояснительная записка, содержащая описание проблемы, на решение которой направлен проект акта, обоснование причин для отнесения сведений о закупке товаров, работ и услуг к сведениям, не подлежащим размещению на Официальном сайте, оценку экономических, социальных и иных последствий предлагаемых решений.

В случае если подготавливаемый проект акта влечет за собой необходимость изменения существующих актов, эти изменения включаются в проект акта или представляются одновременно с ним в виде отдельного проекта акта.

Проекты актов до их внесения в Правительство РФ подлежат обязательному согласованию с Минэкономразвития России, а также при необходимости с другими государственными органами и организациями (далее — согласующие органы и организации). Состав согласующих органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется самостоятельно руководителем органа, вносящим проект акта.

Ответственность за проведение согласований проекта акта возлагается на руководителя органа-разработчика.

Направленные на согласование проекты актов (их копии) визируются руководителями (их заместителями) органов-разработчиков и согласующих органов и организаций в 10-дневный срок со дня поступления на согласование. При наличии возражений проекты актов визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа и организации, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к проекту акта (его копии).

В случае неполучения завизированного согласующими органами и организациями проекта акта в трехдневный срок с даты истечения установленного для согласования срока проект акта может быть внесен в Правительство РФ без согласований. Также следует отметить, что указанный перечень приведен в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004–93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17.

При этом в настоящее время принят приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034–2014 (КПЕС 2008)».

В связи с изложенным при разработке проекта перечня целесообразно использовать Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034–2014 (КПЕС 2008).

Необходимо отметить, что в настоящее время также утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (распоряжение Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р).

www.pro-goszakaz.ru

Информация для размещения на официальном сайте фз 223

Субъекты закупок

Закупки государственных корпораций и компаний проводятся в соответствии с федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, кроме того, их обязаны проводить:

— Государственные корпорации.— Государственные компании.— Субъекты естественных монополий.— Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.— Государственные унитарные предприятия.— Муниципальные унитарные предприятия.— Автономные учреждения.— Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.— Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам («дочки»).— Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам («внучки»).

Исключения:

Действие закона № 223-ФЗ (закупки госкомпаний и корпораций) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

— Субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте.

— Дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте.

— Дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте.

zakupki223.ru

Какие закупки не подпадают под действие Закона № 223-ФЗ

Минэкономразвития в письмах от 29.03.2016 № Д28и-771, от 08.04.2016 № Д28и-870 разъяснило заказчикам, какие договоры можно заключить без применения законодательства о закупках. Рассмотрим их подробнее в статье.

Закупки иностранных филиалов

Первый вопрос затрагивает распространение Закона № 223-ФЗ на дочерние и зависимые общества, которые зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Ведомство указало, что согласно подп. 6 п. 2 ст. 1202 ГК РФ порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей определяется на основе личного закона юридического лица. Этим законом считают право страны, где учреждено юридическое лицо.

Закон № 223-ФЗ направлен на регулирование отношений с участием российских юридических лиц. Поэтому на экстерриториальное действие нормы не рассчитаны.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

                   

Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ одна из целей его регулирования — обеспечить единство экономического пространства, под которым подразумевается пространство Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ заказчик утверждает в течение 3 месяцев с даты его регистрации в ЕГРЮЛ Положение о закупке. Очевидно, что эта норма не может распространяться на созданные за рубежом организации.

Еще один довод Минэкономразвития основан на положениях ст. 1192 ГК РФ. Согласно ей нормы международного частного права не затрагивают действие императивных норм законодательства России, которые регулируют отношения независимо от подлежащего применению права. Это связано с их особым значением, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота.

Благотворительная деятельность

Благотворительная деятельность по своей сути не является возмездной. В понимании Закона № 223-ФЗ это не закупка, поэтому она не подпадает под сферу его регулирования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества. Это могут быть денежные средства, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг и оказание иной поддержки.

Поторопитесь записаться на ближайший курс "Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

Компенсационные выплаты

Трудовое законодательство предусматривает случаи, когда работникам предоставляют компенсации, в том числе расходы на оплату товаров, работ, услуг, которые они произвели. Такие затраты организация возмещает на основании положений ст. 164 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Но есть условие: эти траты должны быть связаны с исполнением трудовых обязанностей.

В случае если предоставляют гарантии и компенсации, соответствующие выплаты идут за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусматривают ТК РФ и другие нормативно-правовые акты.

Продолжение статьи читайте в журнале "Госзаказ в вопросах и ответах" и вы узнаете, какие ещё виды договоров можно заключать вне рамок Закона № 223-ФЗ.

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Оформить подписку

www.pro-goszakaz.ru

Работать или не работать по 223-ФЗ: правила диктует ФАС

22.10.2014

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2014 г. № 390/14 утверждены: Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, а также Порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли.

Порядком определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, утвержденным Приказом ФАС от 16 июня 2014 г. № 390/14, определены формулы, порядок и сроки расчета указанной доли в целях решения вопроса о необходимости применения юридическими лицами при осуществлении закупок федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон № 223-ФЗ).

Хозяйственные общества, имеющие долю участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в своих уставных капитала (первая группа из приказа ФАС № 390/14), определяют размер этой доли простым суммированием соответствующих долей в течение 30 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14.

Хозяйственные общества, являющиеся дочерними для юридических лиц, обязанных работать по закону № 223-ФЗ и указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 этого закона (вторая группа из приказа ФАС № 390/14), должны определить совокупную долю указанных юридических лиц в течение 60 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14 или при получении уведомления об изменении совокупной доли – в течение 15 рабочих дней, следующим образом.

Дочерние хозяйственные общества должны определить сумму долей каждого из юридических лиц, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в своем уставном капитале. Если совокупная доля превысит пятьдесят процентов, то организация обязана применять при осуществлении закупок закон № 223-ФЗ.

Третья группа из указанных в приказе ФАС № 390/14 юридических лиц, обязанных работать по закону № 223-ФЗ, это дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ (т.е. «внучки» тех, кто обязан работать по 223-ФЗ и указан в п.1 ч.2 ст. 1 закона № 223-ФЗ). После того, как определятся с расчетом совокупной доли дочерние хозяйственные общества из второй группы, их дочерние структуры обязаны в течение 90 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14 или в случае получения уведомления об изменении совокупной доли – в течение 15 рабочих дней, произвести расчет совокупной доли путем суммирования долей юридических лиц из второй группы, указанных в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственного общества из третьей группы. Таким образом, «внучки» будут считать в своем уставном капитале только долю «дочек», указанных в п.2 ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ. Именно этот вопрос больше всего беспокоил многие дочерние хозяйственные общества, поскольку варианты расчета совокупной доли предлагались самые разнообразные. Если указанная совокупная доля превышает 50%, то хозяйственное общество обязано проводить закупки по 223-ФЗ.

Для вновь созданных хозяйственных обществ обязанность определить совокупную долю участия в уставном капитале государственных и (или) муниципальных образований, а также субъектов, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ, должна быть исполнена в течение 30 дней с даты государственной регистрации.

После определения совокупной доли хозяйственные общества из первой, второй и третьей группы обязаны осуществлять перерасчет совокупной доли участия вышеназванных субъектов в своих уставных капиталах не менее двух раз в год, не позднее 1 февраля и 1 июля текущего календарного года.

Источниками информации о доле каждого из упомянутых в приказе ФАС № 390/14 субъектов являются, среди прочего, выписка из реестра акционеров акционерного общества, выписка по счету депо, список участников общества с ограниченной ответственностью, документы, подтверждающие совершение сделки (договора), направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, сведения из ЕГРЮЛ.

В качестве приложения № 2 к Приказу ФАС от 16 июня 2014 г. № 390/14 утвержден Порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ

Данным порядком предусмотрена обязанность для юридических лиц, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 закона 223-ФЗ - субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, - в течение 30 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14 направить в адрес хозяйственных обществ, где они имеют долю участия, информацию о своей принадлежности к субъектам, обязанным осуществлять закупки по 223-ФЗ.

Каждое из хозяйственных обществ, относящихся к первой группе, должно также уведомить все организации, в которых они имеют долю участия, о своей принадлежности к субъектам действия закона № 223-ФЗ в течение 30 дней с момента определения совокупной доли. В те же сроки они направляют уведомление об изменении долей в уставном капитале, в связи с которым прекращается обязанность организации работать по закону № 223-ФЗ.

Хозяйственные общества из второй группы, если совокупная доля лиц, указанных в п.1 ч.2 ст.1 закона № 223-ФЗ, в их уставном капитале превышает пятьдесят п

www.fcaudit.ru

В каких случаях заказчики, деятельность которых попадает под требования 223-ФЗ работать по нормам 44-ФЗ?

Могут ли заказчики, деятельность которых попадает под требования Закона No 223-ФЗ работать по нормам Закона No 44-ФЗ?

Ответ: Не только могут, но и должны в определенных случаях. Перечислим ситуации, в которых для заказчиков, работающих по правилам Закона No 223-ФЗ, обязательным является применение норм Закона No 44-ФЗ.

1. Автономные учреждения и унитарные предприятия (последние с 1 января 2017 г.) обязаны осуществлять закупки по правилам Закона No 44-ФЗ (за исключением соблюдения особенностей исполнения контрактов) за счет бюджетных средств, предоставленных им для осуществления капительных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона No 44-ФЗ).

2. Хозяйственное общество, которому предоставлена бюджетная инвестиция на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, расходует данные средства по правилам Закона No 44-ФЗ (ч. 5 ст. 15 Закона No 44-ФЗ).

3. Государственные корпорации, государственные компании, унитарные предприятия и хозяйственные общества с долей государственной участия свыше 50% (т.е. не все заказчики согласно Закону No 223-ФЗ) обязаны проводить конкурс по выбору аудиторской организации или индивидуального аудитора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. No 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

4. Заказчики, соответствующие критериям, установленным в п. 2 постановления Правительства от 11.12.2014 г. No 1352, не осуществившие закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в необходимом объеме, не разместившие отчет о закупках у названных субъектов в ЕИС или разместившие недостоверную информацию о таких закупках, должны применять нормы Закона No 44-ФЗ с 1 февраля очередного года и до завершения года (поскольку отчет, к примеру, за 2015 год подлежит размещению в срок до 1 февраля 2016 г., то применение Закона No 44-ФЗ должно происходить с 01.02.2016 г. по 31.12.2016 г.).

5. Любой заказчик, не утвердивший и не разместивший в ЕИС свое положение о закупке, обязан проводить закупки по правилам Закона No 44-ФЗ (ч. 4, 5, 6 ст. 8 Закона No 223-ФЗ)

zakupki-inform.ru

Когда законодательство о закупках можно не применять

Министерство экономического развития пояснило заказчикам ситуации, при которых закупки не попадают под действие закона № 223-ФЗ. Указанные разъяснения содержатся в письмах ведомства от 29.03.2016 № Д28и-771 и от 08.04.2016 № Д28и-870. Это благотворительная деятельность, закупки у иностранных компаний, компенсации затрат на медосмотры и некоторые другие операции. Рассмотрим каждый из этих случаев более подробно.

Иностранные поставщики

Закупки у филиалов иностранных компаний не попадают под действие закона № 223-ФЗ, поскольку он регулирует взаимоотношения между российскими контрагентами и не может применяться в отношении компаний, которые зарегистрированы вне пределов страны.

Специалисты Минэкономразвития поясняют, что, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса России, юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности на основе личного закона. Таковым считается право того государства, где это юридическое лицо зарегистрировано.

Введение закона № 223-ФЗ среди прочего преследует целью обеспечить единое экономическое пространство на территории Российской Федерации. Часть 5 статьи 8 этого закона обязывает заказчика после его регистрации в течение трех месяцев утвердить Положение о закупках. Понятно, что на компании, созданные в других странах, это требование распространяться не может. Кроме того, чиновники ведомства отмечают, что на основании статьи 1192 ГК РФ нормы международного частного права никоим образом не влияют на действие императивных норм российского законодательства.

Благотворительность

В соответствии со статьей 1 закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной считается добровольная деятельность лиц, связанная с бескорыстной передачей иным лицам денежных средств, безвозмездным выполнением работ или услуг, а также оказанием поддержки каким-либо другим образом.

То есть благотворительность не может относиться к закупкам в понимании закона № 223-ФЗ, поскольку эта деятельность изначально носит безвозмездный характер. В связи с этим она не попадает под действие указанного закона.

Компенсация затрат на прохождение медосмотра

В трудовом законодательстве России предусмотрены случаи, когда работодатель обязан предоставить своим сотрудникам компенсацию понесенных ими расходов на оплату товаров, работ или услуг в связи с выполнением своих трудовых функций. Это установлено статьей 164 Трудового кодекса РФ.

Гарантии и компенсации своим сотрудникам работодатель оплачивает из собственных средств (статья 165 ТК РФ). Если физическое лицо исполняет государственные или общественные обязанности, то органы и организации, в чьих интересах они исполняются, оплачивают их согласно условиям, предусмотренным Трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, оплата в виде компенсации работнику расходов на прохождение медосмотра в рамках своих трудовых обязанностей к закупкам по закону № 223-ФЗ не относится. Следовательно, указанным законом эти отношения не регулируются.

Возмещение командировочных расходов

Направляя сотрудника в командировку, работодатель гарантирует ему возмещение связанных с этим затрат, а именно:

  • расходов на проезд к месту командировки и обратно;
  • расходов на оплату за проживание;
  • суточных;
  • иных расходов, которые работник произвел с разрешения или ведома работодателя.

Об этом сказано в статье 168 ТК РФ. Правила, в соответствии с которыми эти расходы признаются и возмещаются, утверждены постановлением Правительства от 13.10.08 № 749. Что касается порядка и размеров возмещения, то это в каждом конкретном случае регулируется отдельными актами трудового законодательства, а если таковые отсутствуют — письменным соглашением сторон.

В любом случае денежное возмещение работнику затрат на командировку не может считаться закупкой по закону № 223-ФЗ. Соответственно, указанной нормой оплата командировочных не регулируется и в план закупок не включается.

Однако здесь есть один важный нюанс. Все вышесказанное касается случаев, когда работник расходует денежные средства самостоятельно.

Если же работодатель заключает договор на предоставление каких-либо услуг, связанных с командировкой своих сотрудников, например, услуг по перевозке или проживанию, то такие операции признаются закупкой и осуществляются в соответствии с законодательством о закупках.

Исключение — закупка в интересах заказчика

А вот когда работник приобретает товар (услугу, работу) с целью обеспечения потребностей заказчика либо получает под это аванс, то такая операция в полной мере соответствует понятию закупки по нормам закона № 223-ФЗ. Такие закупки должны осуществляться с необходимыми показателями качества, надежности и цены и могут совершаться через оплату товарных чеков либо счетов.

Следовательно, закупка товаров, работ или услуг, которую сотрудник заказчика производит в его интересах, попадает под действие закона № 223-ФЗ.

zakupki-kontur.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области