Содержание
Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 2019 год.
Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 2019 год.
(постатейный)
style=»max-height: 50vh;»>
Список сокращений
Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
Статья 3.1. Особенности осуществления закупок юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов
Статья 3.1-1. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками — государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам
Статья 3. 1-2. Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства
Статья 3.1-3. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ
Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки
Статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки
Статья 3.4. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства
Статья 3.5. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом
Статья 3.6. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Статья 4. Информационное обеспечение закупки
Статья 4. 1. Реестр договоров, заключенных заказчиками
Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков
Статья 5.1. Проведение оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке
Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
Статья 6.1. Ведомственный контроль закупочной деятельности
Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
правое меню
Реклама:
Счетчики:
На правах рекламы:
8 изменений в 223‑ФЗ с 1 июля 2022 года
С 1 июля 2022 года вступит в силу очередная часть поправок в Федеральный закон № 223-ФЗ. Восемь главных изменение представлены в таблице 1.
Таблица 1. Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2022 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все последние новации в законодательстве 2022 года, практические вопросы проведения и участия в закупках по 223-ФЗ разберём на курсе повышения квалификации: «Закупки по 223-ФЗ: новые требования и практические вопросы применения 223-ФЗ».
Ползучий «крестовый поход» российских судов против арбитрабильности публичных споров
Широкое толкование исключения в отношении неарбитрабильности может помешать развитию международного коммерческого арбитража. До настоящего времени российским судам не удалось сформулировать четкое и непротиворечивое правило об арбитрабильности споров с публичным элементом, в частности споров, возникающих из договоров, заключенных в рамках схем государственных закупок.
Российское законодательство в его нынешнем виде не содержит исчерпывающего перечня споров, не подлежащих арбитражному разбирательству. Это приводит к правовой неопределенности при выборе механизмов разрешения споров. В разное время суды постановляли, что споры, возникающие из договоров аренды земельных участков (дело № А26-9№ 592/2012) и корпоративные отношения (дело № А40-35844/11) были оставлены за государственными судами.
В 2014 году Высший Арбитражный Суд постановил, что стороны договора, заключенного в рамках схемы государственных закупок, не могут договориться об альтернативном разрешении спора. Впервые для обоснования ограничительного подхода к арбитрабильности споров, связанных с закупками, использовались аргументы общественных интересов, необходимость прозрачности и открытости, принцип экономии бюджетных средств. Однако идея публичного элемента в контексте третейского разбирательства в России не нова, и ее можно проследить до исходной позиции российских судов в отношении имущественных споров, которые считались неарбитрабильными до вмешательства Конституционного Суда в 2011.
Неарбитражность споров о государственных закупках
В указанном выше деле 2014 года (дело № А40-148581/12) спор возник из договора между казенным учреждением Департамента здравоохранения города Москвы и частным ООО «АрбатСтрой». (МГД против АрбатСтрой). Договор касался выполнения строительных работ в больницах и заключен на основе открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. (Федеральный закон № 9№ 4-ФЗ), который регулирует проведение торгов государственными, муниципальными органами и общественными учреждениями. Арбитражная оговорка, содержащаяся в соглашении, позволяла арбитражному суду выносить свое решение. Однако Высший Арбитражный Суд отказался признать его, утверждая, что общественный интерес в надлежащем исполнении договора фактически лишает его гражданско-правового (частного) характера. Кроме того, соображения эффективности государственных расходов и предотвращения коррупции говорили в пользу государственного судебного разбирательства, а не арбитража, отличающегося своими принципами конфиденциальности, гибкости и окончательности.
Неарбитражность споров, вытекающих из договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ, унаследована и принята Верховным Судом в 2015 году (дело № А41-60951/13). Дело касалось исполнения муниципального подряда между городом Дубна (Московская область) и частным подрядчиком. Суд повторил аргументацию MHD против АрбатСтрой, постановив, что общественный интерес в контроле за законностью, целесообразностью, разумностью и эффективностью государственных расходов требует особого подхода к спорам о государственных закупках.
Публичный элемент не всегда делает спор неарбитражным неясно. С одной стороны, такие структуры отделены от государства корпоративной завесой. С другой стороны, они могут фактически выполнять важные функции в интересах общества и получать государственные деньги. Остается открытым вопрос, диктует ли общественный элемент, присутствующий в деятельности государственных предприятий, такой же узкий подход к арбитрабильности, как отмечалось выше. В связи с этим следует сделать вывод об отсутствии единообразия в судебной практике.
В феврале 2015 года судья Верховного суда отказал в передаче дела в коллегию, подтвердив выводы нижестоящих судов. Дело касалось спора между ОАО «Федеральная сетевая компания», в конечном итоге принадлежащим государству, и частной компанией (дело № А56-25135/2015). Спор возник в связи с ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по договору подряда, заключенному в порядке проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 18 июля № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами». 2011 г. (Федеральный закон № 223-ФЗ). Действие настоящего Закона распространяется на проведение торгов государственными корпорациями, компаниями с государственным участием, естественными монополиями и субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность, например, по поставке электроэнергии, газа, тепла и воды. Верховный Суд отметил, что оснований для распространения строгого подхода на ФЗ № 9 нет.4-ФЗ по вопросам, подпадающим под действие Федерального закона 223-ФЗ, и санкционировал приведение в исполнение арбитражного решения.
Год спустя, в феврале 2016 года, другой судья Верховного суда на основе анализа того же закона пришел к другому выводу. Он подтвердил отказ в признании решения, вынесенного по спору между Казанским федеральным университетом и ООО «Пятый элемент» (дело № А72-5089/2015), подчеркнув, что принцип гласности и необходимость общественного контроля за проведением торгов в равной степени применимы к торгам. в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ и № 223-ФЗ. И это несмотря на то, что ни один из двух законов прямо не исключает арбитраж споров о закупках, а год назад тот же суд придерживался другой точки зрения. В любом случае печальный вывод, сделанный в этом недавнем решении, может иметь далеко идущие дестабилизирующие последствия, учитывая широкое применение Федерального закона № 223-ФЗ и тот факт, что общая доля государства в экономике превышает 70 %. ВВП.
Заключение
В контроле над определенными сделками, особенно совершаемыми государственными и муниципальными органами, может существовать убедительная общественная заинтересованность. Конфиденциальность разбирательства и процедурная гибкость в арбитраже могут стать препятствием для такого контроля. В то же время соображения автономии сторон, эффективности, специального опыта и предсказуемости решительно выступают в пользу арбитража. Исключение неарбитрабильности должно быть узко адаптировано для достижения четко сформулированных целей, чтобы исключение не стало правилом.
Когда публичный элемент достаточен для того, чтобы сделать спор, который в противном случае мог быть арбитражным, неарбитрабильным, — это вопрос на миллион долларов, который, кажется, смутил даже судей Верховного суда. Недавно принятые законы об арбитраже в России, которые вступят в силу в сентябре 2016 года, предусматривают, что споры, возникающие в связи с закупками для государственных и муниципальных нужд, не могут быть переданы в арбитраж. В законе ничего не говорится о том, будут ли другие споры, связанные с общественностью (например, споры с государственными предприятиями), быть открытыми для арбитража. Это означает, что неопределенность в отношении арбитрабильности споров с публичным элементом, скорее всего, сохранится, и стороны таких сделок должны осознавать соответствующие риски.
Проверьте, не должны ли быть изменены ценовые условия в ваших контрактах в связи с повышением НДС в России
Из-за неточного указания цен в контрактах ваши доходы могут оказаться под угрозой.
Проверьте условия ценообразования в ваших договорах в контексте повышения налоговой ставки НДС до 20%
С 1 января 2019 года ставка НДС будет установлена в размере 20% вместо 18%. [1]
Новая ставка распространяется на:
- товары, отгруженные после 1 января 2019 г.;
- работ, выполненных после 1 января 2019 года;
- услуг, оказанных после 1 января 2019 года.
НДС — косвенный налог, сумма которого взимается с налогоплательщика дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) или передаваемых имущественных прав.
Обязанность по исчислению суммы НДС, в том числе по определению налоговой ставки, установлена законодательством. Его применение не зависит от соглашения сторон.
Таким образом, с 1 января 2019 года продавец обязан представить сумму налога, исчисленную по налоговой ставке 20%. Это справедливо для расчетов с покупателем товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
Как указывает ФНС России, внесение изменений в соглашение об изменении размера ставки НДС не требуется [2] . При этом стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализованного товара.
На основании п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом или в порядке, установленном законом.
Из положений статей 424, 450, 451 ГК РФ следует, что изменение ставки НДС не является основанием для одностороннего изменения условий договора продавцом. Соответственно, изменение цены договора допускается по взаимному согласию сторон.
Действующая судебная практика признает сумму НДС в составе цены договора [3] . Аналогичную позицию суды занимают в случае неверного указания ставки НДС в договоре, отказывая продавцам во взыскании с контрагентов сумм НДС сверх цены, установленной договором [4].
Суды указывают: если в договоре прямо не указано, что установленная в нем цена не включает сумму налога и не вытекает иного из обстоятельств, предшествующих заключению договора или иных условий договора, сумма налога, представленная заказчику подрядчиком выделяется последним исходя из указанной в договоре цены, определяемой методом расчета (п. 4 ст. 164 НК РФ) [5] .
Так, если в договоре цена определена как определенная сумма с учетом НДС, но не указаны ставка и сумма НДС, а также стоимость товара без учета НДС, то без внесения изменений в договор произойдет следующее: стоимость товара без НДС уменьшится, а итоговая стоимость с НДС не изменится.
Например, если ценовые условия в договоре сформулированы так:
118 рублей, в том числе НДС по ставке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В этом случае в 2018 году выручка без НДС составит 100 руб. А в 2019 году выручка без НДС составит 98,33 рубля.
Если продавец удовлетворен уменьшением выручки, условия соглашения о цене можно не пересматривать.
Рассмотрим другой вариант. Цена в договоре определяется как сумма денег, подлежащая увеличению за счет НДС, без указания ставки и суммы НДС. При этом общая стоимость с учетом НДС в договоре не указывается.
Например: 100 рублей, кроме того НДС по ставке в соответствии с действующим законодательством.
При такой формулировке при увеличении НДС договорная цена без НДС не изменится.
Уточнение условий договорной цены необходимо в следующих случаях:
Цена определяется как сумма денег, подлежащая увеличению за счет НДС. При этом ставки и сумма НДС не указываются, в договоре указывается только общая стоимость с НДС.
Например:
составила: 100 рублей, кроме того НДС по ставке в соответствии с действующим законодательством РФ о налогах и сборах, итого стоимость с НДС 118 рублей.
стало: 100 рублей, кроме того НДС по ставке в соответствии с действующим законодательством РФ о налогах и сборах, общая стоимость с НДС 120 рублей.
Данный вариант предусматривает увеличение цены договора на разницу ставок НДС 20% и 18% в пересчете на итог.
Цена определяется как сумма, подлежащая увеличению на сумму НДС с указанием ставки 18% и (или) суммы НДС.
Например:
было: 100 рублей, кроме того НДС по ставке 18% или 100 рублей, кроме того НДС 18 рублей,
стало: 100 рублей, кроме того НДС по ставке 20% или 100 рублей, кроме того НДС 20 руб.
Данный вариант предусматривает увеличение цены договора в результате увеличения ставки НДС на 2% соответственно в процентном или суммарном выражении.
Цена определяется в денежном выражении с указанием на включение в нее НДС и уточнением ставки 18% и (или) суммы НДС.
Данный вариант предусматривает увеличение цены договора в результате увеличения общей цены договора на разницу ставок НДС 20% и 18% в сумме.
Например:
было: 118 руб. , в т.ч. НДС 18% или 118 руб., в т.ч. НДС 18 руб.,
стало: 120 руб., в т.ч. НДС 20% или 120 руб., в т.ч. НДС 20 руб.
Таким образом, несмотря на то, что повышение ставки налога на добавленную стоимость происходит «автоматически», в силу закона оно может повлиять на порядок расчетов с контрагентом, а в ряде случаев повлиять на стоимость реализованных товаров.
В связи с этим представляется целесообразным уточнить условия соглашения о цене. Это можно сделать, например, путем заключения дополнительного соглашения. Проведение такой работы по договорщикам представляется необходимым для предотвращения споров с контрагентами и налоговыми органами.
Ряд вопросов вызывают так называемые «передаточные соглашения», исполнение обязательств по которым происходит как в 2018, так и в 2019 году.
Согласно приведенным выше разъяснениям ФНС России, по общему правилу, при предоплате, полученной в 2018 году, продавец должен исчислить НДС по ставке 18%. При отгрузке в новом году нужно будет применить ставку 20%, а к вычету можно взять налог по ставке 18%.
При несвоевременном урегулировании условий договора по цене и НДС, во избежание налоговых рисков, окончательные расчеты по договору целесообразно производить после фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), или передачи права собственности.
Особые правила применяются при осуществлении платежей иностранному контрагенту – налоговый агент удерживает и перечисляет НДС в бюджет в момент платежа. Если предоплата получена в 2018 году, налоговый агент должен перечислить НДС по ставке 18%. При последующей отгрузке в 2019 году налог начислять не нужно.
Ценовые условия в договорах о закупках
При применении новой ставки НДС не предусмотрены исключения для товаров (работ, услуг), реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2019 года, включая государственные и муниципальные контракты.
Законы о закупках (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами договорной системы при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд») устанавливают специальные требования к цене товаров, работ, услуг.
Из анализа этих законов следует, что по общему правилу цена не может быть изменена. Увеличение ставки НДС не выделяется как отдельное основание для изменения цены договора.
При этом Минфин России пояснил, что в отдельных случаях цена договора может быть изменена в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, в том числе при изменении ставки НДС. Это относится к следующим контрактам:
- федеральных контрактов ценой не менее 10 миллиардов рублей и заключенных на срок не менее трех лет;
- региональных договоров ценой не менее 1 млрд руб., заключенных на срок не менее трех лет;
- муниципальных контрактов ценой не менее 500 млн рублей и заключенных на срок не менее одного года.
На основании изложенного представляется необходимым провести инвентаризацию действующих договоров и расчетов по ним и определить те договоры, по которым будет производиться отгрузка (передача) товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2019 году. во избежание споров в будущем рекомендуется заключать к таким договорам дополнительные соглашения, указывая в них цену и условия НДС, согласованные сторонами.
Авара Услуги
Наши специалисты готовы помочь вашей компании с проверкой договоров и внесением всех необходимых изменений в связи с новой ставкой НДС.
Наши контакты
- +7 495 225-30-38 Москва
- +7 812 244-75-49 Санкт-Петербург
- +7 4822 63-00-62 Тверь
[1] Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (в редакции от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».