Михаил Мамута, ЦБ: «Задача Центробанка – научить людей не верить обещаниям легкого дохода». Михаил мамута центральный банк


Мамута Михаил Валерьевич - биография. Государственный Деятель Магистр физики Финансист

Руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации.

Михаил Мамута родился 29 сентября 1974 года. Окончил Воронежский государственный университет по специализации «Наноэлектроника и нанотехнологии». Является магистром физики. Второе высшее образование - «Финансы и кредит. Банковское дело», специальное образование в области антикризисного управления и обучения взрослых.

     С 1997 года работает в области финансово-кредитных технологий для малого бизнеса и микрофинансирования. В период 1997 года по 2000 год работал в администрации Воронежской области, курировал вопросы поддержки малого предпринимательства. Имеет опыт работы антикризисным управляющим в банковской сфере. Как эксперт участвовал в разработке методических рекомендаций Федеральной службы финансового оздоровления РФ по антикризисному управлению.

     С 2000 года по 2003 год Михаил Валерьевич работал генеральным директором Воронежского регионального фонда поддержки малого предпринимательства. Занимался созданием и развитием микрофинансовой программы, построением региональной микрофинансовой сети в районах области.

     С августа 2003 года по 2012 год является директором Российского Микрофинансового Центра, с апреля 2006 года также Президентом Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР). Входит в Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации ФС РФ, Межведомственный совет при Министерстве финансов по разработке законодательства по микрофинансированию и кредитной кооперации.

     Михаил Мамута принимает активное участие в формировании идеологии создания в России всеохватывающей финансовой системы, в разработке законопроектов, направленных на улучшение доступа населения и малого бизнеса к финансовым услугам.

     С февраля 2011 года является Председателем Совета НП «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР»). С этого же года является советником Руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам. С ноября 2012 года является Президентом Российского Микрофинансового Центра. С 28 февраля 2014 года Мамута Михаил Валерьевич назначен начальником Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Центрального банка РФ.

     Приказом председателя Банка России с 25 апреля 2016 года начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Мамута Михаил Валерьевич был переведен на должность руководителя Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

     Что касается общественной деятельности, то Михаил Мамута был вице-президентом «Опоры России» по финансовым рынкам, член Правления ТПП РФ, заместитель председателя Совета по развитию социального предпринимательства. Представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (Общественным омбудсменом) по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей на рынке банковских услуг. Председатель экспертного совета по небанковским финансовым организациям, микрофинансированию и кредитной кооперации Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ. Председатель Комитета Ассоциации Российских Банков по развитию микрофинансирования.

     Заведующий лабораторией проблем повышения доступности финансовых услуг, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Является автором и соавтором около 30 публикаций и работ по праву, экономике и физике, нескольких исследований по проблематике финансирования малого бизнеса и микрофинансированию.

     Награжден Благодарностью Правительства РФ за активное участие в реализации задач по модернизации отечественной экономики, Благодарностью Совета Федерации ФС РФ за большой вклад в развитие и укрепление предпринимательства в Российской Федерации, а также совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности, Благодарственным письмом Администрации Президента РФ за значительный вклад в развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, почетными знаками Опоры России и ТПП РФ.

ruspekh.ru

Решение финомбудсмена будет обязательно к исполнению — Российская газета

Госдума до конца весенней сессии должна окончательно принять законопроект о финансовом омбудсмене, который будет защищать права потребителей финансовых услуг. Сейчас документ дорабатывается ко второму чтению. Сам институт, как ожидают в Банке России, заработает с 1 января 2018 года.

Кто сможет обращаться к уполномоченному, с какими проблемами, для кого его решения будут обязательными к исполнению? На эти и другие вопросы "Российской газеты" ответил Михаил Мамута, руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Михаил Мамута: Мы ожидаем, что институт финомбудсмена заработает с 1 января. Фото: Николай Галкин / ТАСС

Будет ли деятельность финомбудсмена ограничена сектором страхования или споры граждан с банками и микрокредиторами он тоже сможет рассматривать?

Михаил Мамута: Предполагается поэтапное распространение обязательности закона о финансовом омбудсмене на все секторы финансового рынка, обслуживающие физических лиц. Согласно концепции, на первом этапе институт финомбудсмена будет обязателен для страховых компаний, предоставляющих услуги по заключению договоров моторного страхования (ОСАГО, ДСАГО, КАСКО), а для банков и МФО - доброволен.

Затем обязательность распространится на МФО, а с 2021 года - на банки, ломбарды и кредитные кооперативы.

Важно подчеркнуть, что обязанность сотрудничать с финансовым уполномоченным - отвечать на запросы, исполнять решения - предусмотрена только для финансовых организаций. А у граждан появится выбор - обратиться в суд или разрешить спор через омбудсмена (за исключением тех рынков, где сегодня уже установлен обязательный претензионный порядок рассмотрения жалоб финансовой организацией).

Если предполагается участие и банков, и страховщиков, и микрофинансовых организаций, то будет ли финансовый омбудсмен одним человеком или это будут разные люди?

Михаил Мамута: В настоящее время законопроект дорабатывается в этой части. Позиция Банка России состоит в том, что омбудсмен должен специализироваться в конкретной области деятельности, поскольку невозможно одинаково хорошо разбираться во всех сегментах финансового рынка. Поэтому предпочтительной является конструкция профильных омбудсменов по разным видам финансовых услуг.

В чем будет заключаться работа финомбудсмена, какие у него будут полномочия?

Михаил Мамута: Финансовый уполномоченный, получив обращение от гражданина, запросит позицию финансовой организации и предложит ей урегулировать спор самостоятельно.

В случае отказа финансовой организации омбудсмен рассмотрит вопрос по существу, опираясь на заявление физического лица, позицию финансовой организации и, при необходимости, результаты проведенной экспертизы.

Предполагается, что решение финансового омбудсмена будет обязательно к исполнению, а за неисполнение будет налагаться штраф.

Какие споры будет рассматривать уполномоченный, планируется ли устанавливать ограничения по сумме претензий?

Михаил Мамута: Предполагается, что омбудсмен будет рассматривать все виды споров, содержащих имущественные претензии.

Отдельная тема - реструктуризация кредитов. Так как в них нет признаков имущественного спора, а есть лишь апелляция к доброй воле кредиторов изменить действующие условия договора. Мы предполагаем этот сегмент споров сделать исключительно добровольным для любых кредиторов.

Вопрос в отношении сумм находится в стадии обсуждения. За рубежом есть практика установления как верхней, так и нижней границы сумм.

Смогут ли участники рынка оспаривать решения финомбудсмена в суде? Смогут ли это делать граждане?

Михаил Мамута: Право на судебную защиту незыблемо. Любая несогласная сторона сможет оспорить решение финансового омбудсмена в суде.

Кто и как будет назначать или выбирать финансового омбудсмена?

Михаил Мамута: Финансовые омбудсмены должны быть высочайшими профессионалами с безукоризненной репутацией. Предполагается, что их станет назначать Наблюдательный совет по представлению не менее одной трети его членов. Детали конструкции еще обсуждаются.

Кто будет финансировать содержание финансового омбудсмена и его аппарата?

Михаил Мамута: В первый год расходы на содержание института Банк России берет на себя. В этот период будут отработаны механизмы урегулирования споров. В дальнейшем основным источником финансирования станут взносы со стороны финансовых организаций в виде платы за вынесенные решения в пользу физических лиц. Это будет стимулировать финансовые организации не доводить ситуацию до спора: чем меньше граждане спорят с организацией, тем меньше плата на содержание омбудсмена. На практике формула будет чуть более сложной, включая контроль дисциплины (своевременности и полноты) исполнения решений финансового омбудсмена.

У финансовых организаций будет возможность не платить вовсе - через ответственное взаимодействие со своими клиентами. Как показывает практика стран с развитыми финансовыми рынками, омбудсмен не повышает, а понижает совокупные затраты компаний на споры с клиентами, поскольку стимулирует их добровольное досудебное разрешение.

В случае необходимости предполагается дефицит бюджета института финомбудсмена разрешать покрывать Банку России, как минимум в течение периода становления.

Какие основные задачи, по мнению Банка России, должен будет решить институт уполномоченного на финансовом рынке?

Михаил Мамута: Их три. Во-первых, повышение доверия граждан к финансовым услугам. Во-вторых, содействие практикам "ответственного финансирования". В-третьих, снижение числа споров между гражданами и финансовыми организациями.

Публичность деятельности, материальные стимулы для финансовых организаций, как показывает зарубежный опыт, достаточно быстро меняют качество взаимодействия финансовых организаций и потребителей их услуг.

Планы

В списках не значатся

В России может появиться единый реестр вкладчиков. Банк России рассматривает его создание в качестве одной из мер по борьбе с забалансовыми вкладами, сообщил первый заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин на заседании рабочей группы Комитета Госдумы по финансовому рынку.

Такой реестр, по словам Тулина, позволит осуществлять оперативный контроль и выверку данных учета банков и данных учета АСВ и ЦБ.

Банк России также готовит предложения по усилению уголовно-правовой ответственности за создание неучтенных вкладов. Такие действия, по мнению регулятора, должны быть выделены в самостоятельный состав преступления. Причем ответственность за подобные нарушения должна быть предусмотрена как для топ-менеджмента банков, так и для рядовых сотрудников - операционистов и кассиров.

Дмитрий Тулин уточнил, что по этому поводу у Банка России уже "есть взаимопонимание" с правоохранительными органами.

Кстати, регулятор пока не планирует завершать "оздоровительные процедуры" на банковском рынке. Заместитель председателя ЦБ Ольга Полякова, комментируя эту тему в Госдуме, уточнила, что эта работа будет продолжаться еще, как минимум, один-два года.

rg.ru

«Задача Центробанка – научить людей не верить обещаниям легкого дохода»

Все люди знают, что есть на ночь – вредно, но при этом едят. Все знают поговорку о том, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Но когда человеку обещают, что вложив минимум денег в супер-доходный финансовый продукт, он быстро разбогатеет, человек почему-то верит.

Что такое финансовая грамотность? Поначалу кажется, что это очень простое понятие. Мы знаем, что финансово грамотный человек совершает более рациональный выбор среди разных финансовых инструментов. Да и уровень его взаимодействия с финансовой системой оказывается более высоким. Но погрузившись в ту или иную тему, пытаясь проецировать на разных людей разные ситуации, понимаешь, что люди все разные, а потому нет и никогда не будет единого подхода, руководствуясь которым человека можно было бы легко научить правильному поведению. Об этом заявил, выступая на региональной конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности «ФинФин регион-2018: Черноземье» в Воронеже, Михаил Мамута, глава службы Центрального банка по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Он объяснил, что есть 11 устойчивых моделей поведения людей. Пять из них – условно позитивные, а 6 – условно негативные, в том числе в них входят, например, финансовые авантюристы. Такие люди идут на риск осознанно, но неправильно этот риск оценивают. Так Михаил Мамута привел в пример людей, которые сознательно играют в финансовые пирамиды, надеясь обмануть эту систему. Он отметил, что в 90-е годы люди шли вкладывать свои средства во что-то, что обещала яркая реклама, то есть несли свои средства в пирамиду из-за непонимания реальной ситуации. На их место сегодня приходят другие люди, которые вкладывают сбережения в пирамиды, зная, что эта схема – обман. Такие люди надеются, что сумеют в пирамиду вовремя войти - и выйти. При этом они не понимают, что у пирамиды может вообще не быть этапа роста, то есть мошенники деньги соберут- и сразу же разбегутся.

Есть люди, которые рассчитывают разбогатеть за счет очень выгодного вложения. При этом прослеживается такая тенденция: чем меньше у людей сумма сбережений, тем легче они верят обещаниям высоких процентов, думая, что «вот тут я рискну – и сразу получу большой доход», отметил Михаил Мамута.

Одна из сложностей просветительской работы, которую активно ведет в последние годы Центробанк, состоит в том, что к каждой группе людей необходимо найти свой подход. Человек может обладать нужными знаниями, придерживаться правильных этических норм, но очень часто в конкретных ситуациях люди ведут себя совсем не так, как им советуют знания и этика. Как пример: все люди знают, что есть на ночь нельзя, но при этом многие все равно едят на ночь. Поэтому очень важно внедрять в сознание наших граждан правильные модели поведения.

Первая часть просветительской работы – это собственно обучение финансовой грамотности. Центробанк подписал специальное соглашение с Министерством просвещения, поэтому сейчас и в школах, и на уровне других образовательных структур уже начали внедряться занятия по финансовой грамотности. Вторая – информирование людей о тех или иных особенностях, рисках, тенденциях. Для этой цели Центробанк создал сайт «финансовая культура» (fincult.info). На данном ресурсе у потребителя финансовых услуг есть возможность задать вопрос сотруднику Банка России. Ведь если человек будет знать, где получить надежный совет, это сократит риски стать обманутым мошенниками.

Сегодня в нашу жизнь постепенно проникают роботы-эдвайзеры и роботы-помощники, отметил сотрудник ЦБ. Появляются они и на финансовом рынке, и даже могут использоваться для повышения уровня защищенности инвестора. Такой робот-советник тщательно изучает инвестиционный и риск-профиль клиента, формируя тот портфель инструментов, которые наилучшим образом соответствуют инвестиционному профилю именно данного инвестора. Тем самым предупреждается ситуация, когда человек рвет на себе волосы, обвиняя сам себя в том, что «что-то сделал, сам не понял, но в итоге денег нет».

Не так давно Банк России принял важное решение – сформировать маркетплейс, то есть площадку, на которой потребитель финансовых услуг в одном месте, сразу, фактически «не вставая с кресла», сможет приобрести любой необходимый ему финансовый продукт – вклады, кредиты, страховки, паи управляющих компаний, займы микрофинансовых организаций и так далее. Важная особенность: к размещению своих продуктов и услуг на площадке маркетплейса ЦБ допустит только проверенных поставщиков. В итоге маркетплейс будет помогать человеку отсечь все лишние предложения и не упустить оптимальные возможности, уверен Михаил Мамута.

Записал Георгий Демидов, Воронеж

www.inmfo.ru

Михаил Мамута будет отвечать за рынок микрофинансирования в ЦБ

С 28 февраля 2014 г. Михаил Мамута назначен начальником Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Центрального банка РФ.

Такой приказ подписала Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, сообщает пресс-служба Банка России.

Главное управление рынка микрофинансирования будет создано в составе Банка России с 3 марта 2014 г. Службу Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) ликвидируют.

БИОГРАФИЯ:

Михаил Мамута окончил Воронежский государственный университет по специализации «наноэлектроника и нанотехнологии». После окончания физического факультета получил второе высшее образование в области финансов и банковского дела. Является магистром физики (1997) и кандидатом экономических наук (2010).

С 1997 года работает в области финансово-кредитных технологий для малого бизнеса и микрофинансирования. В период 1997-2000 годов работал в администрации Воронежской области, занимался вопросами поддержки малого предпринимательства. Как эксперт участвовал в разработке методических рекомендаций Федеральной службы финансового оздоровления РФ по антикризисному управлению.

С 2000 по 2002 гг. работал генеральным директором Воронежского регионального фонда поддержки малого предпринимательства. Занимался созданием и развитием микрофинансовой программы, построением региональной микрофинансовой сети в районах области.

С декабря 2002 по ноябрь 2012г. работал директором Российского Микрофинансового Центра, с апреля 2006 года также Президентом Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР).

С февраля 2011г. является Председателем Совета НП «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР»).

С 2011г. является советником Руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

С ноября 2012г. является Президентом Российского Микрофинансового Центра.

Общественная деятельность:

Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам;

Член Правления ТПП РФ, заместитель председателя Совета по развитию социального предпринимательства;

Представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (Общественным омбудсменом) по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей на рынке банковских услуг;

Председатель экспертного совета по небанковским финансовым организациям, микрофинансированию и кредитной кооперации Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ;

Председатель Комитета Ассоциации Российских Банков по развитию микрофинансирования;

Заведующий лабораторией проблем повышения доступности финансовых услуг, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАГС).

Является автором и соавтором около 30 публикаций и работ по праву, экономике и физике, нескольких исследований по проблематике финансирования малого бизнеса и микрофинансированию.

Награжден Благодарностью Правительства РФ за активное участие в реализации задач по модернизации отечественной экономики (2012), Благодарностью Совета Федерации ФС РФ за большой вклад в развитие и укрепление предпринимательства в Российской Федерации, а также совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности (2011), Благодарственным письмом Администрации Президента РФ за значительный вклад в развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства (2008), почетными знаками ОПОРЫ России и ТПП РФ.

Источник: сайт РМЦ

vkk-journal.ru

ЦБ хочет защитить сбережения кредитно-потребительских кооперативов

13:4318.05.2015

(обновлено: 13:44 18.05.2015)

26401

Новая система должна заменить действующие в настоящее время компенсационные фонды при саморегулируемых организациях, заявил начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута.

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости/Прайм. ЦБ рассматривает возможность введения системы защиты сбережений кредитно-потребительских кооперативов (КПК), сообщил, выступая в понедельник на конференции по микрофинансированию, начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута.

По его словам, новая система должна заменить действующие в настоящее время компенсационные фонды при саморегулируемых организациях (СРО). КПК отчисляют средства в данные фонды.

Однако Банк России считает, что деятельность этих компенсационных фондов содержит риски, связанные с их раздробленностью по всем существующим на рынке СРО. "Мы не можем не видеть рисков. Например, компенсационные фонды сами размещают средства в банках, у которых по тем или иным причинам могут быть отозваны лицензии. Также могут быть проблемы у самой СРО. Мы в этой связи хотели бы реформировать эту систему", — пояснил он.

Система страхования сбережений кредитных коопераций может быть создана централизовано под надзором ЦБ, она может быть частной и добровольной.

Параметры отчислений еще обсуждаются, добавил представитель ЦБ.

Юридическая форма новой организации, по словам Мамуты, может быть различной: "Может быть, мы создадим какую-то новую структуру, может быть, будем использовать что-то из существующих структур".

Предполагается, что в течение текущего года будет проработана структура будущей системы, а также просчитана экономическая модель отчислений. Сама система может заработать на рынке КПК в 2016 году.

ria.ru

«Важнейшим инструментом воспитания финансово грамотного молодого поколения является внедрение основ финансовой грамотности во все уровни системы образования»

Что представляет из себя поведенческий надзор на финансовых рынках, как быстро обрабатываются жалобы, поступающие в Банк России, как сделать так, чтобы граждане поверили в фондовый рынок и о многом другом специально для Fingramota.org накануне Форума инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2017 рассказал Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и обеспечению финансовой доступности ЦБ РФ.

Михаил Валерьевич, расскажите подробнее про поведенческий надзор, который Банк России сейчас активно внедряет на всех финансовых рынках? Обыватель, когда слышит о «поведенческом надзоре» думает, что его собираются учить тому, как действовать в разных ситуациях, да еще и наказывать за неправильное поведение (сам виноват!). Таким образом, какую идею на самом деле внедряет ЦБ на рынок?

Действительно, потребителям финансовых услуг необходимо понимать что такое поведенческий надзор, кто объект этого надзора, как Банк России будет его осуществлять, и, самое, наверное, главное, что потребитель получит от введения такого надзора.

Начну с того, что создание системы поведенческого надзора - одна из стратегических задач Банка России, тесно связанная с другими, такими как повышение доверия населения к финансовому рынку, повышение качества и доступности финансовых услуг, а также развитием финансового рынка в целом. Именно введение поведенческого надзора позволит обеспечить комплексное решение этих задач, поскольку вводит контроль за поведением финансовых компаний в отношении потребителей их услуг.

Одним из элементов контроля станут базовые стандарты защиты прав потребителей, которые мы последовательно создаем во всех небанковских секторах финансового рынка. С помощью этого инструмента мы сможем исключить недобросовестные практики, существующие на финансовом рынке, и установим высокий уровень качества для компаний финансового сектора.

С введением поведенческого надзора повысится степень удовлетворенности потребителей качеством финансовых услуг за счет более полного и ответственного информирования потребителей об особенностях продуктов или услуг, а также имеющихся рисках.

В наших планах в ходе осуществления поведенческого надзора включение в его периметр не только поставщика, но и продавца финансовой услуги, например, агента.

Как работает проект «Жалоба как подарок»? Как быстро обрабатываются жалобы, предложения, благодарности в интернет-приемной ЦБ? Что регулятор делает для того, чтобы проблемы потребителей финуслуг решались как можно быстрее?

Еще в 2016 году в ходе реализации проекта «Жалоба как подарок» было принято решение о переходе на новую модель работы с обращениями. В структуре Банка России были созданы два центра по обработке обращений (хаба) - в Саратове и Владимире, в основу процессинга которых заложен конвейерный принцип обработки данных. На обращения, поступающие в хабы, не требующие проведения надзорных мероприятий, даются типовые ответы, а обращения, требующие проведения проверок, пересылаются для ответа в соответствующие структурные подразделения.

С запуском хабов время ответа на типовые обращения значительно сократилось, в некоторых случаях граждане получают ответ через час с момента подачи обращения. Поскольку мы сталкиваемся с большим количеством ситуаций, когда гражданам помощь нужна незамедлительно, а не по истечении 30-дневного срока, установленного законодательством, именно скорость обработки обращений стала одним из основных целевых показателей проекта. Так, быстрые ответы актуальны, когда речь идет о возможности потребителя отказаться от навязанной страховки – сделать это можно в 5-дневный «период охлаждения», и важно успеть сообщить об этом гражданину. Или в случаях, когда заявитель представил неполный комплект документов – чем быстрее он получит ответ с описанием алгоритма действий или просьбой представить недостающие документы, тем выше в конечном итоге результативность защиты прав граждан и, как следствие, их удовлетворенность взаимодействием с Банком России.

Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы граждане поверили в финансовый рынок? Не боялись вкладывать свои деньги в новые инструменты, пользоваться финпродуктами и услугами?

Для этого нужно обеспечить выполнение триединой задачи, стоящей перед Банком России. С одной стороны, необходимо обеспечить защиту прав потребителей финансовых услуг, чтобы человек был уверен, что сможет получить защиту своих прав и законных интересов в случае их нарушения. С другой стороны, нужно повышать доступность финансовых услуг - как с точки зрения удобства их использования, так и с точки зрения их стоимости. И, наконец, в третьих, необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения, чтобы потребитель правильно понимал суть той услуги, которой он пользуется, и умел отличать добросовестных участников финансового рынка от мошенников. Эта задача триедина, потому что, если исключить любую из ее составляющих, цель, о которой вы спрашивали, не будет достигнута. Дополнительно стоит отметить, что бояться вкладывать деньги в инструменты финансового рынка, конечно, не нужно, а вот проявлять разумную осторожность и не использовать финансовые инструменты, не разобравшись, как они работают - необходимо.

Как сделать финансовые услуги доступнее для граждан? Что регулятор сейчас предпринимает для решения этого вопроса?

Банк России много делает для повышения финансовой доступности, поскольку российским гражданам необходимы новые более совершенные финансовые продукты и услуги.

Хочу особо отметить работу Банка России по повышению доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и населения пожилого возраста. Нами создана рабочая группа с привлечением общественных организаций и объединений инвалидов, разработана и реализуется соответствующая дорожная карта, рассчитанная на период до 2019 года. В частности, в планах Банка России проработка правовой основы кредитования людей с инвалидностью с тем, чтобы они могли приобретать с помощью электронного сертификата необходимые им средства для реабилитации.

Мы плотно взаимодействуем с сообществом инвалидов, Министерством труда и социальной защиты, комиссией при Президенте РФ по делам инвалидов и, надеюсь, к 2019 году практически все барьеры будут устранены и все люди смогут получать широкий спектр финансовых услуг, независимо от возраста, физических ограничений и места проживания.

В последние несколько лет наблюдается тенденция к сокращению числа филиалов кредитных организаций, особенно в удаленных и сельских регионах. При этом интернет проникает  в самые дальние края нашей страны все более быстрыми темпами, и одновременно возрастает важность повышения финансовой доступности с помощью цифровых финансовых услуг. Основными их поставщиками являются банки и операторы мобильной связи. В тесном взаимодействии с операторами спутникового доступа в интернет мы начали искать пути к созданию системы предоставления базовых финансовых услуг в удаленных регионах, лишенных других коммуникационных возможностей.

Однако пользование цифровыми финансовыми услугами при наличии неоспоримых достоинств несет в себе определенные риски, и на первый план выходит вопрос адекватной защиты прав потребителей.

Как Банк России намерен в дальнейшем работать над повышением уровня финансовой грамотности граждан? Многие ждут совместной слаженной работы ЦБ и Минфина в этом направлении, но пока представители ведомств, видимо, не могут договориться.

В области повышения уровня финансовой грамотности населения Банк России движется одновременно в трех направлениях. Во-первых, проведены серьезные исследования, по итогам которых получены данные об устойчивых моделях поведения наших граждан при использовании финансовых продуктов, а также проведено измерение существующего уровня финансовой грамотности населения. Эти данные необходимы для правильного выстраивания дальнейшей работы по изменению поведения различных целевых групп, а также для корректной оценки достигаемых результатов. Во-вторых, ведется большая информационная и разъяснительная работа через публичные мероприятия, через СМИ, социальные сети и другие каналы распространения информации. В третьих, Банк России и Минобрнауки России заключили комплексное соглашение о сотрудничестве и приступили к работе по внедрению тематики финансовой грамотности во все уровни образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшей школой. 

С Минфином России также ведется большая совместная работа, в частности, подготовлен проект Национальной стратегии по финансовой грамотности, текст которой в настоящее время находится на утверждении в Правительстве.

Банк России многократно анонсировал запуск образовательного сайта по финансовой грамотности для всех категорий граждан. Когда ждать?

Сайт по финансовой грамотности Финансовая культура начал работать 31 августа текущего года, накануне Дня знаний.

Банк России видит свою задачу в том, чтобы не только дать потребителю понимание сути финансовой услуги и рисков, связанных с этой услугой, но и сформировать правильные привычки, поведенческие установки, отношение к финансовым вопросам в целом. Кроме этого, в финансовом поведении трудно переоценить значение этических норм - понимания, как можно и как недопустимо себя вести. Надеемся, что сайт будет способствовать формированию финансовой культуры наших граждан, именно поэтому мы назвали его Финкульт.

Сайт предназначен для самой широкой аудитории, обладающей разным объемом знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый – от планирования личного бюджета до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии.

Со временем на сайте появится больше тестов, калькуляторов, игр. Так, в 2018 году на сайте будет размещен вики-каталог мошеннических схем на финансовом рынке – пользователи смогут сами добавлять истории, которые послужат предупреждением для других.

И это только начало, у Банка России серьезные планы по дальнейшему развитию этого ресурса.  

Как воспитать финансово грамотное поколение?

С нашей точки зрения важнейшим инструментом воспитания финансово грамотного молодого поколения является внедрение основ финансовой грамотности во все уровни системы образования. Школа и вуз закладывают краеугольные камни знаний, невозможно придумать ничего более эффективного и массового. Именно поэтому Банк России и придает такое существенное значение сотрудничеству с Минобрнауки России в этом направлении. Но и другим поколениям наших граждан необходимы финансовые знания, ведь финансовые решения мы принимаем на протяжении всей жизни. Поэтому Банк России разрабатывает специальные программы по повышению уровня финансовой грамотности и для людей старшего возраста.

Сейчас о блокчейне и криптовалютах говорят все. Даже, казалось бы, далекие от этого люди (рок-музыкант Сергей Шнуров написал несколько стихов про биткоин). Как к этому относитесь? Как к будущему, которое уже стало настоящим, или как к своеобразной финансовой пирамиде? По вашему мнению, технология распределенных реестров и разрабатываемый на ее базе мастерчейн – благо для российских финорганизаций и потребителей финуслуг?

Банк России в пресс-релизе от 4 сентября текущего года (http://www.cbr.ru/press/PR/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm) обозначил свою официальную позицию в отношении разного рода частных «виртуальных валют» (криптовалют). А также обратил внимание граждан и участников финансового рынка на повышенные риски при использовании и инвестировании в криптовалюты.

Спасибо за интервью.

www.fingramota.org


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области