Содержание
«Нет ничего легче, чем играть на скрипке, но…»
Граф Муржа
Яркая внешность, непривычное имя, искрометный талант, неиссякаемая энергия и невероятное жизнелюбие, а еще – открытость и отзывчивость. Таков наш герой – заслуженный артист России, неоднократный победитель крупнейших международных конкурсов, доцент Московской консерватории Граф Муржа.
– Граф Шандорович, расскажите, сколько всего было пройдено, чего вы добились. На вопрос: трудно ли играть на скрипке, – как ответите?
– Нет ничего легче, чем играть на скрипке. Но! Только после того, как вы научились на ней играть.
Дело в том, что струнникам приходится очень непросто – двумя руками приходится делать разные вещи. Пока ты научишься извлекать настоящий, красивый и благородный звук, а не «пилить» по струнам, пройдет немало времени. Правда, в конце жизни тоже приходится тяжело! У пианистов карьера продолжается куда дольше, нежели у нас. Да им вообще проще – и учиться, и играть: «черные», «белые», ставь себе палец на нужную клавишу (смеется).
– Это, конечно, провокационный вопрос. Но чем все же объяснить «провальный» уровень начального скрипичного образования в наших музыкальных школах?
– Сегодняшняя система образования полностью отличается от той, что была в советское время. Она объективно хуже, слабее. Это связано, в том числе, с тем, что многие профессионалы уходят из профессии, которая очень плохо оплачивается. Некому учить.
– Скажите, а акустически скрипка – сложный инструмент?
– Очень сложный. Кроме того, что к скрипке надо привыкать, ее нужно узнать изнутри, почувствовать и договориться с ней. Иначе, если вы ее не любите, она не будет звучать. Скрипка практически живая.
– Блистательная история, великие русские скрипачи. Да и сегодня – немало замечательных имен. Правда, не столь известных, как Давид Ойстрах или Леонид Коган. В чем причина? Может быть, это искусственная ситуация?
– Все это началось, когда Шенберг сочинил секстет «Просветленная ночь». Он пришел к выводу, что тональная музыка на этом закончилась. Понимаете, человек надел себе на голову корону романтизма и сам же от нее отказался. Шенберг посчитал, что знает, как управлять человеческими эмоциями – подкрутить ваше сердце, чтобы вы заплакали, защемить, чтобы начали переживать, в нужный момент обрадовались или удивились.
Он в совершенстве овладел тональной композицией и после этого начал писать такие сочинения, как, скажем, «Лунный Пьеро». Его чудовищная ошибка была в том, что он искренне был уверен: слушатели по-прежнему, как и раньше, будут, выходя с концерта, напевать услышанное.
Почему люди по многу раз ходили слушать итальянские или французские оперы? Потому что эта музыка потом целый день звучала у них в голове!
Долго слушать атональную музыку нельзя. Я сторонник естественности и натуральности во всем: в эмоциях, в энергетике, в восприятии. Вам неудобно ходить на каблуках долго. Вам может казаться это красивым. Другие могут посчитать иначе. Но главное – это неестественно!
То, что композиторы отказались от тональной музыки, я считаю огромной проблемой. Это привело, в числе прочего, к тому, что скрипичный концерт Чайковского был записан более чем сотней разных исполнителей. Другие сочинения – чуть меньше.
– А кстати, концерт Берга в вашем репертуаре значится?
-Я не люблю этот концерт. Я его не играю. История, конечно, замечательная, очень щемящая, но концерт мне не нравится. Он атональный, и одухотворенность присутствует там только в одном состоянии.
– Тем не менее, вы всегда находите новую, «не игранную» музыку, неизвестную широкому слушателю!
– Да, конечно. Вот, в частности, Николай Григорьевич Капустин, чей концерт мы будем играть с Московским камерным оркестром Центра Павла Слободкина. Звезда, известная в узких кругах. Классик, живущий рядом с нами.
Единственный свой скрипичный концерт Капустин посвятил мне. Спасибо руководству Центра Павла Слободкина, которое с большим интересом восприняло мое предложение исполнить это сочинение.
– Вы много играете и в Москве, и в провинции, и, разумеется, за рубежом. Разные программы, разные залы, разные коллективы… А форматы концертов? Они всегда традиционны?
– Бывают часовые концерты без антракта. Иногда – концерты для детей, которые я играю с огромным удовольствием. Есть несколько очень интересных людей, к которым я специально езжу.
Например, город Братск Иркутской области. Это довольно далеко, от Иркутска 15 часов на поезде. Там есть директор школы, который потрясающе работает, к которому приезжают профессора из Москвы. Я тоже с удовольствием у него бываю, учу детей, даю мастер-классы.
– Мы затронули уже тему вашего сотрудничества с Центром Павла Слободкина. Там, действительно, бывают программы на любой вкус, на слушателя любого уровня подготовки.
– Они вообще очень креативные люди, удивительно тонко понимают, что хорошо, а что плохо, что востребовано, а что не востребовано, но, тем не менее, интересно и должно прозвучать. Как это было с концертом Капустина. Мне приходилось сталкиваться с тем, что Капустина, его музыку просто не знают!
– Ну, это имя на слуху!
– Не у всех. Когда предлагаешь исполнить сочинение Капустина, отвечают: «Что вы! Давайте, лучше сыграем концерт Мендельсона или Брамса».
Официальной премьеры концерта Капустина еще не было. Она намечена в Центре Павла Слободкина на 10 декабря 2017-го года.
– А что еще в ваших совместных планах?
– 24 каприса Паганини. Этот проект очень интересен тем, что я исполняю не авторскую версию solo, а обработку литовского композитора Гедрюса Купрявичуса. Я подумал, что сольным каприсам нужно дать как бы новый толчок, новую жизнь – адаптировать к современному слушателю.
Я позвонил тогда Т. Н. Хренникову. Он ответил, что как раз дописывает оперу и поэтому не сможет помочь, но посоветовал ни в коем случае ничего не менять в скрипичной партии, найти человека, который сможет, сохранив текст Паганини, сделать интересную оркестровую аранжировку. И я искал такого человека, который по-настоящему любил бы Паганини. Такой человек нашелся.
– То есть, версия Гедрюса Купрявичуса была написана специально для вас?
– Версия со струнным оркестром – да.
23 мая 2017 года Граф Муржа исполнит 24 каприса Паганини в версии Гедрюса Купрявичуса в ММДМ:
29 сентября 2017 этот цикл вновь прозвучит в Центре Павла Слободкина:
– Скрипач Дэниэл Хоуп пишет книги, скрипач Дэвид Гаррет снимается в кино. А у вас нет подобных планов?
– Я в скрипке еще не сказал все, что хотел бы. Я много выступаю, играю концерты, где-то шесть-семь каждый месяц, готовлю премьеры. Кроме того, я ведь еще учу студентов. Жить не успеваешь, не то, что книжки писать!
Павел Уханов, “Музыкальный клондайк“
На эту тему:
Муржа, Граф Шандорович — Википедия — Study in China 2023
Граф Шандорович Муржа — российский скрипач, заслуженный артист России.
Содержание
Show / Hide
Биография
Начал заниматься музыкой в 3 года под руководством отца, а затем — с В. Л. Усминским (профессором Уральской консерватории).
В 1982 году Граф Муржа поступил в Центральную музыкальную школу при МГК к преподавателю Ирине Бочковой.
Под руководством проф. Бочковой в 1997 окончил Московскую консерваторию, а в 1999 — ассистентуру-стажировку. В годы учёбы за выдающиеся результаты был награждён именной стипендией Президента Б. Н. Ельцина[источник не указан 3540 дней].
Окончил аспирантуру в Королевской академии музыки (Лондон).
Награды
- 1990, Конкурс скрипачей имени Паганини (Генуя), 4 место[1]
- 1991, Конкурс имени Вианы да Мотта (Лиссабон), 2 место (первое не присуждалось)[2], где ему также была присуждена специальная премия за чакону Б. Бартока (Соната для скрипки соло (англ.) (рус., ч. 1 Tempo di ciaccona)
- 1993, Демидовский международный юношеский конкурс скрипачей (Екатеринбург)
- 1994, Х Международный конкурс имени П. И. Чайковского (Москва), 3 место (также 3 место получил Марко Рицци)[3]
- 1996, Конкурс имени Лонг и Тибо (Париж), 3 место[4]
- 1997, Конкурс имени Пабло Сарасате (Памплона)
- 1997, Hattori Foundation (Лондон)[5]
- 2000, Конкурс имени Родольфо Липицера (Гориция), 2 место[6], а также 4 специальных премии: за лучшее исполнение концертов И. Стравинского, Я. Сибелиуса, Р. Липицера, и специальный приз публики;
- 2002, Конкурс Университета Южной Африки (UNISA) (Претория), 3 место[7]
- 2010, Конкурс скрипачей «Violin Masters» (Монте-Карло), золотая медаль гран-при
- и другие.
Кроме того, в 1994 году Г. Мурже была присуждена премия Совета Европы.
В 2004 году Г. Мурже было присуждено звание «Заслуженный артист России»[8].
Творческая деятельность
С 1990 года Граф Муржа регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в качестве солиста в крупнейших залах России и Европы: Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской консерватории, Salle Gaveau (фр.) (рус., Théâtre de la Ville, Arsenal (фр.) (рус. (Франция), Консертгебау (Голландия), брюссельском Дворце изящных искусств (фр. ) (рус. (Бельгия), Ла-Шо-де-Фон[уточнить] (Швейцария), Музыкальная академия Ференца Листа (Венгрия), Зал Казальса (яп.) (рус. (Япония) и другие.
Муржа работал с дирижёрами: Л. Фостер (англ.) (рус., Е. Ф. Светлановым, Е. Максимюком, М. Ф. Эрмлером, А. Д. Вакульским, А. С. Дмитриевым, Д. Алексеевым[уточнить], М. Яновским, Ю. Садо (яп.) (рус., А. Михайлов[уточнить], И. Новак[уточнить], В. К. Полянским, Ю. И. Симоновым и другими.
В репертуаре скрипача свыше 30 концертов с оркестром, среди них редко исполняемые произведения Е. Дохнаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока.
С 2007 года скрипач является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где исполняется классика, этническая, клезмерская музыка, джаз.
Граф Муржа записал 3 компакт-диска для компании грамзаписи Harmonia Mundi (фр. ) (рус., неоднократно сотрудничал с компаниями Alpha, Integral, Hanssler-Verlag, Naxos, Chant du Monde, Classical Records, Fuga Libera.
Скрипач сотрудничает с известными музыкантами, с ним выступали пианисты Пётр Андершевский, Барри Дуглас, Бруно Канино, Кристиан Захариас (нем.) (рус., Александр Таро; альтисты Нобуко Имаи, Лиз Берто, Лоренс Пауэр (англ.) (рус.; виолончелисты: Андрес Диас (англ.) (рус., Франсуаза Гробан (англ.) (рус., Марк Коппе (фр.) (рус., Мария Халлинк, Ксавье Филлипс; кларнетисты Мишель Летьек (англ.) (рус., Роналд ван Спандонк; валторнисты Эрве Жулен (фр.) (рус., Ричард Уоткинс (англ.) (рус., Франсис Орваль (англ.