Муржа граф шандорович: «Нет ничего легче, чем играть на скрипке, но…»

«Нет ничего легче, чем играть на скрипке, но…»

Граф Муржа

Яркая внешность, непривычное имя, искрометный талант, неиссякаемая энергия и невероятное жизнелюбие, а еще – открытость и отзывчивость. Таков наш герой – заслуженный артист России, неоднократный победитель крупнейших международных конкурсов, доцент Московской консерватории Граф Муржа.

– Граф Шандорович, расскажите, сколько всего было пройдено, чего вы добились. На вопрос: трудно ли играть на скрипке,  – как ответите?

– Нет ничего легче, чем играть на скрипке. Но! Только после того, как вы научились на ней играть.

Дело в том, что струнникам приходится очень непросто – двумя руками приходится делать разные вещи. Пока ты научишься извлекать настоящий, красивый и благородный звук, а не «пилить» по струнам, пройдет немало времени. Правда, в конце жизни тоже приходится тяжело! У пианистов карьера продолжается куда дольше, нежели у нас. Да им вообще проще – и учиться, и играть: «черные», «белые», ставь себе палец на нужную клавишу (смеется).

 – Это, конечно, провокационный вопрос. Но чем все же объяснить «провальный» уровень начального скрипичного образования в наших музыкальных школах?

– Сегодняшняя система образования полностью отличается от той, что была в советское время. Она объективно хуже, слабее. Это связано, в том числе, с тем, что многие профессионалы уходят из профессии, которая очень плохо оплачивается. Некому учить.

–  Скажите, а акустически скрипка – сложный инструмент?

– Очень сложный. Кроме того, что к скрипке надо привыкать, ее нужно узнать изнутри, почувствовать и договориться с ней. Иначе, если вы ее не любите, она не будет звучать. Скрипка практически живая.

– Блистательная история, великие русские скрипачи. Да и сегодня – немало замечательных имен. Правда, не столь известных, как Давид Ойстрах или Леонид Коган. В чем причина? Может быть, это искусственная ситуация?

– Все это началось, когда Шенберг сочинил секстет «Просветленная ночь». Он пришел к выводу, что тональная музыка на этом закончилась. Понимаете, человек надел себе на голову корону романтизма и сам же от нее отказался. Шенберг посчитал, что знает, как управлять человеческими эмоциями – подкрутить ваше сердце, чтобы вы заплакали, защемить, чтобы начали переживать, в нужный момент обрадовались или удивились.

Он в совершенстве овладел тональной композицией и после этого начал писать такие сочинения, как, скажем, «Лунный Пьеро». Его чудовищная ошибка была в том, что он искренне был уверен: слушатели по-прежнему, как и раньше, будут, выходя с концерта, напевать услышанное.

Почему люди по многу раз ходили слушать итальянские или французские оперы? Потому что эта музыка потом целый день звучала у них в голове!

Долго слушать атональную музыку нельзя. Я сторонник естественности и натуральности во всем: в эмоциях, в энергетике, в восприятии. Вам неудобно ходить на каблуках долго. Вам может казаться это красивым. Другие могут посчитать иначе. Но главное – это неестественно!

То, что композиторы отказались от тональной музыки, я считаю огромной проблемой. Это привело, в числе прочего, к тому, что скрипичный концерт Чайковского был записан более чем сотней разных исполнителей. Другие сочинения – чуть меньше.

– А кстати, концерт Берга в вашем репертуаре значится?

-Я не люблю этот концерт. Я его не играю. История, конечно, замечательная, очень щемящая, но концерт мне не нравится. Он атональный, и одухотворенность присутствует там только в одном состоянии.

– Тем не менее, вы всегда находите новую, «не игранную» музыку, неизвестную широкому слушателю!

– Да, конечно. Вот, в частности, Николай Григорьевич Капустин, чей концерт мы будем играть с Московским камерным оркестром Центра Павла Слободкина. Звезда, известная в узких кругах. Классик, живущий рядом с нами.

Единственный свой скрипичный концерт Капустин посвятил мне. Спасибо руководству Центра Павла Слободкина, которое с большим интересом восприняло мое предложение исполнить это сочинение.

– Вы много играете и в Москве, и в провинции, и, разумеется, за рубежом. Разные программы, разные залы, разные коллективы… А форматы концертов? Они всегда традиционны?

– Бывают часовые концерты без антракта. Иногда – концерты для детей, которые я играю с огромным удовольствием. Есть несколько очень интересных людей, к которым я специально езжу.

Например, город Братск Иркутской области. Это довольно далеко, от Иркутска 15 часов на поезде. Там есть директор школы, который потрясающе работает, к которому приезжают профессора из Москвы. Я тоже с удовольствием у него бываю, учу детей, даю мастер-классы.

– Мы затронули уже тему вашего сотрудничества с Центром Павла Слободкина. Там, действительно, бывают программы на любой вкус, на слушателя любого уровня подготовки.

– Они вообще очень креативные люди, удивительно тонко понимают, что хорошо, а что плохо, что востребовано, а что не востребовано, но, тем не менее, интересно и должно прозвучать. Как это было с концертом Капустина. Мне приходилось сталкиваться с тем, что Капустина, его музыку просто не знают!

 – Ну, это имя на слуху! 

– Не у всех. Когда предлагаешь исполнить сочинение Капустина, отвечают: «Что вы! Давайте, лучше сыграем концерт Мендельсона или Брамса».

Официальной премьеры концерта Капустина еще не было. Она намечена в Центре Павла Слободкина на 10 декабря 2017-го года.

– А что еще в ваших совместных планах?

– 24 каприса Паганини. Этот проект очень интересен тем, что я исполняю не авторскую версию solo, а обработку литовского композитора Гедрюса Купрявичуса. Я подумал, что сольным каприсам нужно дать как бы новый толчок, новую жизнь – адаптировать к современному слушателю.

Я позвонил тогда Т. Н. Хренникову. Он ответил, что как раз дописывает оперу и поэтому не сможет помочь, но посоветовал ни в коем случае ничего не менять в скрипичной партии, найти человека, который сможет, сохранив текст Паганини, сделать интересную оркестровую аранжировку. И я искал такого человека, который по-настоящему любил бы Паганини. Такой человек нашелся.

– То есть, версия Гедрюса Купрявичуса была написана специально для вас?

– Версия со струнным оркестром – да.

23 мая 2017 года Граф Муржа исполнит 24 каприса Паганини в версии Гедрюса Купрявичуса в ММДМ:

29 сентября 2017 этот цикл вновь прозвучит в Центре Павла Слободкина:

– Скрипач Дэниэл Хоуп пишет книги, скрипач Дэвид Гаррет снимается в кино. А у вас нет подобных планов?

– Я в скрипке еще не сказал все, что хотел бы. Я много выступаю, играю концерты, где-то шесть-семь каждый месяц, готовлю премьеры. Кроме того, я ведь еще учу студентов. Жить не успеваешь, не то, что книжки писать!

Павел Уханов, “Музыкальный клондайк“

На эту тему:

Муржа, Граф Шандорович — Википедия — Study in China 2023

Граф Шандорович Муржа — российский скрипач, заслуженный артист России.

Содержание

Show / Hide

Биография

Начал заниматься музыкой в 3 года под руководством отца, а затем — с В. Л. Усминским (профессором Уральской консерватории).

В 1982 году Граф Муржа поступил в Центральную музыкальную школу при МГК к преподавателю Ирине Бочковой.

Под руководством проф. Бочковой в 1997 окончил Московскую консерваторию, а в 1999 — ассистентуру-стажировку. В годы учёбы за выдающиеся результаты был награждён именной стипендией Президента Б. Н. Ельцина[источник не указан 3540 дней].

Окончил аспирантуру в Королевской академии музыки (Лондон).

Награды

  • 1990, Конкурс скрипачей имени Паганини (Генуя), 4 место[1]
  • 1991, Конкурс имени Вианы да Мотта (Лиссабон), 2 место (первое не присуждалось)[2], где ему также была присуждена специальная премия за чакону Б. Бартока (Соната для скрипки соло  (англ.) (рус., ч. 1 Tempo di ciaccona)
  • 1993, Демидовский международный юношеский конкурс скрипачей (Екатеринбург)
  • 1994, Х Международный конкурс имени П. И. Чайковского (Москва), 3 место (также 3 место получил Марко Рицци)[3]
  • 1996, Конкурс имени Лонг и Тибо (Париж), 3 место[4]
  • 1997, Конкурс имени Пабло Сарасате (Памплона)
  • 1997, Hattori Foundation (Лондон)[5]
  • 2000, Конкурс имени Родольфо Липицера (Гориция), 2 место[6], а также 4 специальных премии: за лучшее исполнение концертов И. Стравинского, Я. Сибелиуса, Р. Липицера, и специальный приз публики;
  • 2002, Конкурс Университета Южной Африки (UNISA) (Претория), 3 место[7]
  • 2010, Конкурс скрипачей «Violin Masters» (Монте-Карло), золотая медаль гран-при
  • и другие.

Кроме того, в 1994 году Г. Мурже была присуждена премия Совета Европы.

В 2004 году Г. Мурже было присуждено звание «Заслуженный артист России»[8].

Творческая деятельность

С 1990 года Граф Муржа регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в качестве солиста в крупнейших залах России и Европы: Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской консерватории, Salle Gaveau  (фр.) (рус., Théâtre de la Ville, Arsenal  (фр.) (рус. (Франция), Консертгебау (Голландия), брюссельском Дворце изящных искусств  (фр. ) (рус. (Бельгия), Ла-Шо-де-Фон[уточнить] (Швейцария), Музыкальная академия Ференца Листа (Венгрия), Зал Казальса  (яп.) (рус. (Япония) и другие.

Муржа работал с дирижёрами: Л. Фостер  (англ.) (рус., Е. Ф. Светлановым, Е. Максимюком, М. Ф. Эрмлером, А. Д. Вакульским, А. С. Дмитриевым, Д. Алексеевым[уточнить], М. Яновским, Ю. Садо  (яп.) (рус., А. Михайлов[уточнить], И. Новак[уточнить], В. К. Полянским, Ю. И. Симоновым и другими.

В репертуаре скрипача свыше 30 концертов с оркестром, среди них редко исполняемые произведения Е. Дохнаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока.

С 2007 года скрипач является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где исполняется классика, этническая, клезмерская музыка, джаз.

Граф Муржа записал 3 компакт-диска для компании грамзаписи Harmonia Mundi  (фр. ) (рус., неоднократно сотрудничал с компаниями Alpha, Integral, Hanssler-Verlag, Naxos, Chant du Monde, Classical Records, Fuga Libera.

Скрипач сотрудничает с известными музыкантами, с ним выступали пианисты Пётр Андершевский, Барри Дуглас, Бруно Канино, Кристиан Захариас  (нем.) (рус., Александр Таро; альтисты Нобуко Имаи, Лиз Берто, Лоренс Пауэр  (англ.) (рус.; виолончелисты: Андрес Диас  (англ.) (рус., Франсуаза Гробан  (англ.) (рус., Марк Коппе  (фр.) (рус., Мария Халлинк, Ксавье Филлипс; кларнетисты Мишель Летьек  (англ.) (рус., Роналд ван Спандонк; валторнисты Эрве Жулен  (фр.) (рус., Ричард Уоткинс  (англ.) (рус., Франсис Орваль  (англ.