Налогооблагаемая база ндс: Полная информация для работы бухгалтера

Налоговая база НДС — nalog-nalog.ru

Налоговая база по НДС имеет множество нюансов исчисления. Сложности часто вызывает и момент ее определения. Разберем, что представляет собой база по НДС, как и когда она формируется.

Что является налоговой базой для исчисления НДС

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в качестве налоговой базой по НДС при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Ее величина определяется на основании всех доходов экономического субъекта, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг и пр.). То есть в общих случаях базой для определения НДС становится стоимость активов, прописанная в договоре поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Однако в Налоговом кодексе перечислены операции, по которым существуют некоторые особенности определения налоговой базы по НДС. Например:

  • При безвозмездной передаче имущества налоговой базой является рыночная стоимость таких активов, определяемая на основании гл.  14.2 НК РФ.
  • В случаях реализации сельхозпродукции, закупленной у граждан, или автомобилей, также приобретенных у граждан без статуса ИП, налоговая база определяется как разница между рыночной ценой (с учетом НДС) и покупной ценой.
  • Также особенности формирования базы по НДС есть у операций по реализации:
    • имущественных прав;
    • товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами РФ;
    • активов, учтенных ранее по стоимости, включающей НДС;
    • услуг по производству продукции из давальческого сырья;
    • товаров (работ, услуг) по срочным сделкам, производных фининструментов, не обращающихся на организованном рынке.

Как определить налоговую базу по НДС, если расчеты по договору производятся в иностранной валюте? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Регулирование порядка определения базы по всем представленным случаям осуществляется в соответствии с нормами ст. 154 НК РФ.

Момент определения налоговой базы по НДС: понятие и особенности

Моментом определения налоговой базы по НДС является тот момент времени, в который у налогоплательщика появляется обязанность исчислить и уплатить налог в госказну. Когда же это происходит? В соответствии со ст. 167 НК РФ база по НДС считается сформированной:

  • в день отгрузки;
  • день поступления на расчетный счет налогоплательщика-продавца денежных средств по отгружаемой им продукции.

День отгрузки характеризуется оформлением документов на реализацию (накладной, счета-фактуры, универсального передаточного документа и пр.) или подписанием акта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок, установленный для выписки счета-фактуры, составляет 5 календарных дней с момента оформления накладной или акта.

Поступление оплаты на расчетный счет можно отследить по банковским выпискам, в кассу — по чекам ККТ и данным кассовой книги. Если деньги пришли раньше, чем продукция отгружена, продавцу следует исчислить налог к уплате именно с сумм поступивших средств. При последующей отгрузке исчисленный ранее НДС с аванса принимается к вычету, и уже с самой отгрузки происходит начисление налога в бюджет. Так порядок расчетов, установленный в договоре между партнерами, влияет на момент времени, в который формируется база.

А вот переход права собственности в подавляющем большинстве случаев не является фактором, изменяющим момент определения базы: при произошедшей отгрузке налог тут же должен быть начислен к уплате, даже если право собственности до определенных обстоятельств остается за продавцом.

Какие факты позволят налоговому органу выявить занижение налоговой базы по НДС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких ситуациях момент определения базы по налогу отличается от общеустановленного

Кодексом установлен перечень операций, при совершении которых момент определения базы не попадает на дату отгрузки или получения аванса. Разберем отдельные примеры:

  1. Невозможность произвести отгрузку и транспортировку по активам. Для недвижимого имущества база по налогу сформируется при передаче актива по акту приемки-передачи, а для движимого — при переходе права собственности.
  2. Реализация товаров с применением ставки НДС 0%, требующей последующего подтверждения. Формирование налоговой базы произойдет в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.
  3. Реализация имущественных прав. Налог должен быть исчислен к уплате в бюджет в день уступки требования или день прекращения/исполнения соответствующего обязательства либо в день передачи имущественных прав.
  4. Выполнение строительно-монтажных работ собственными силами для себя. НДС начисляется в последний день квартала.
  5. Передача активов для собственных нужд. Моментом определения базы по налогу станет дата совершения указанной передачи.
  6. Реализация товаров, переданных налогоплательщиком на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства. Налоговая база сформируется в день реализации складского свидетельства.

Полный перечень операций с нюансами формирования базы по налогу приведен в ст. 167 НК РФ.

Итоги

Итак, мы рассказали, что налоговой базой по НДС при реализации признается выручка. Определяется база по налогу в наиболее раннюю из дат: либо день отгрузки, либо день поступления авансового платежа продавцу. В Налоговом кодексе отражены все типы операций, по которым расчет базы по налогу либо определение момента ее формирования отличается от стандартных принципов.

Как рассчитать НДС налоговому агенту — Контур.Экстерн — СКБ Контур

Чтобы правильно рассчитать сумму НДС, которую налоговый агент должен удержать и перечислить в бюджет, необходимо правильно определить налоговую базу. Разберем как..

Чтобы правильно рассчитать сумму НДС, которую налоговый агент должен удержать и перечислить в бюджет, необходимо правильно определить налоговую базу.


Налоговая база


Порядок определения базы для расчета НДС будет различаться в зависимости от совершенной операции.


  1. Российская компания, которая приобретает товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория России, у иностранных организаций, не состоящих на учете в российских налоговых органах, должна определять налоговую базу с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ).
  2. Организация, которая арендует государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти (местного самоуправления), должна определять налоговую базу с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
  3. Организация, которая покупает на территории России государственное (муниципальное) имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, должна определять налоговую базу с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
  4. Организация, реализующая на территории России конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда (кроме, случаев, предусмотренных подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), а также бесхозные, скупленные ценности, клады и ценности, перешедшие по наследству государству, должна определять налоговую базу без учета НДС.
  5. Компания, которая в качестве посредника реализует товары, работы, услуги  иностранных организаций, не стоящих на учете в российских налоговых органах, должна определять налоговую базу без учета НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ).
  6. Для компании, которая более 45 дней владеет судном, не зарегистрированным в Российском международном реестре судов, налоговая база определяется как стоимость судна с учетом НДС (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Налоговые агенты — это лица, которые должны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги в ситуациях, предусмотренных действующим законодательством (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговыми агентами по НДС признаются компании, совершающие операции перечисленные в статье 161 НК РФ. Например, это организации, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных компаний, не состоящих на российском налоговом учете.


Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Отправить заявку


Ставка НДС


Если налоговая база определяется с учетом налога, то сумму НДС, подлежащую удержанию и перечислению в бюджет, следует определить расчетным путем (20/120 или 10/110). Таким же образом нужно поступить, если компанией получена предоплата в счет будущих поставок товаров (работ, услуг) в отношении которых налоговая база определяется без учета НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).


Если налоговая база определяется без НДС, то сумму налога, подлежащую удержанию и перечислению в бюджет, следует определить по прямой ставке 20 % или 10 %. Исчисленную сумму следует предъявить покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).


Необходимо отметить, что момент определения налоговой базы будет отличаться в зависимости от того, определяется она с учетом НДС или без учета налога.


Так, если налоговая база определяется с учетом НДС, то налог нужно начислить в день оплаты (предоплаты) за товары, работы или услуги (подп. 1 п. 3 ст. 24, ст. 161 НК РФ).


В случае если налоговая база определяется без учета НДС, то налог следует начислить в тот день, когда первым произошло одно из следующих событий (п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ):


  • отгрузка товаров, работ, услуг;
  • произведена оплата.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — KRA

Что такое налог на добавленную стоимость (НДС)?

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это потребительский налог, взимаемый с поставки и импорта налогооблагаемых товаров или услуг, произведенных в Кении.

Трейдер должен будет подать заявку в систему iTax на обязательство по уплате НДС только при следующих двух обстоятельствах: —

  1. Трейдер ожидает иметь или имеет годовой налогооблагаемый оборот в Kshs. 5 000 000 и выше
  2. Добровольная регистрация торговцем, который производит или намеревается осуществлять налогооблагаемые поставки
Кто должен стать плательщиком НДС?

KRA ограничило добавление обязательства по НДС и установило следующие условия и обязательные требования к документам для их утверждения;

  1. Оригинал CR12 для компаний и документы, удостоверяющие личность директоров или частных лиц, включая национальные удостоверения личности, паспорта или удостоверения личности иностранцев;
  2. Разрешение на ведение бизнеса от соответствующих органов;
  3. Разрешение на работу для иностранцев;
  4. Сертификаты налогового соответствия для всех директоров;
  5. Письмо о назначении налогового представителя для компаний-нерезидентов и документы, удостоверяющие личность директоров для компаний с директорами-нерезидентами;
  6. Контактная информация, включая физический адрес, подтвержденные телефонные контакты, адреса электронной почты, номера счетчиков коммунальных услуг и документы, договоры аренды офиса;
  7. Веб-сайт(ы) или унифицированные указатели ресурсов (URL) поставщика, через который ведется бизнес, где это применимо;
  8. Контрактные соглашения и/или образцы счетов-фактур;

Налогоплательщик, отвечающий вышеуказанным требованиям, может приступить к подаче заявления о добавлении обязательства по НДС.

Регистрация осуществляется онлайн через iTax.

После регистрации вы должны будете отчитываться об НДС, взимаемом с ваших налогооблагаемых поставок, через ежемесячную онлайн-декларацию и уплачивать причитающийся НДС.

Ставки НДС

Существует 3 вида ставок налога;

  1. 0% — для поставок с нулевым рейтингом. Товары, перечисленные во 2-м приложении к Закону о НДС, напр. Экспорт товаров/услуг, товаров, поставляемых в ЗЭП, Привилегированным лицам и Государственным органам и т.д.
  2. 8% — Нефтяные масла, полученные из битуминозных, моторных спиртов (дизель суперо, авиационный спирт и т.д.)
  3. 16% — Общая ставка для прочих товаров и услуг 

Когда уплачивается НДС?

Важно отметить, что налог подлежит уплате (ранее) когда;

  • Товары или услуги поставляются покупателю
  • Счет-фактура выставлен в отношении поставки
  • Оплата получена за всю поставку или ее часть
  • Сертификат выдается архитектором, геодезистом или любым лицом, выступающим в качестве консультанта или осуществляющим надзор в отношении услуги  
Как подать заявление на уплату НДС?

Декларации по НДС подаются ежемесячно через iTax не позднее 20-го числа следующего месяца.
Лица, не подлежащие декларированию НДС, должны подать декларацию NIL.

Как оплатить НДС?

После подачи декларации по НДС через Интернет через iTax вам необходимо создать электронную квитанцию, которая используется для физической оплаты налога в банках, назначенных KRA.
Однако вы можете уполномочить свой банк уплатить налог путем прямого кредитового перевода на счет комиссара в Центральном банке Кении.

 

Каков штраф за несвоевременную подачу и оплату?

Дата: Не позднее 20-го числа следующего месяца.

Штраф за несвоевременную подачу: В зависимости от того, что выше, Kshs. 10 000 и 5% от причитающегося налога

Штраф за просрочку платежа: 5% от причитающегося налога и процент за просрочку платежа в размере 1% в месяц на неуплаченный налог до полной уплаты налога.

 

Электронная налоговая накладная 

Положение об НДС (электронная налоговая накладная) от 25 сентября 2020 г. (Официальное уведомление № 189)) внедрил в Кении электронную налоговую накладную.

Электронный налоговый счет — это счет, созданный из соответствующего электронного налогового регистра (ETR), который имеет возможность проверить правильность данных счета, созданных во время совершения продажи, посредством процесса, называемого проверкой. Кроме того, ETR будет генерировать уникальный QR-код для каждого счета-фактуры, который можно отсканировать, чтобы подтвердить действительность счета-фактуры. После того, как счет-фактура/квитанция будет сгенерирована и выдана клиенту, электронная версия счета-фактуры, т. е. электронная налоговая накладная, будет передана в KRA через Интернет в режиме реального или близкого к реальному времени.

 

Требования к электронной налоговой накладной  

Требования к электронной налоговой накладной распространяются на всех зарегистрированных плательщиков НДС. KRA опубликовало инструкции о том, как их соблюдать. Чтобы соответствовать требованиям, трейдеры с НДС должны принять соответствующую ETR для регистрации своих транзакций от утвержденных поставщиков ETR.

 

Налогоплательщикам был предоставлен 12-месячный переходный период для выполнения требований, то есть с 1 августа 2021 года по 31 июля 2022 года. Подробнее об электронной налоговой накладной.

Внедрение специальной таблицы НДС

Что такое специальная таблица НДС?

Это механизм, реализованный в iTax для улучшения соблюдения требований по НДС, когда определенные категории налогоплательщиков, зарегистрированных для уплаты НДС, не могут выполнять определенные процессы. В специальной таблице на данный момент указаны следующие категории:

Нулевые и не подающие отчеты — это относится к налогоплательщикам, которые либо не подавали декларации, либо последовательно подавали нулевые декларации за определенный период. Пропавшие трейдеры — относится к налогоплательщикам, которые подают и уплачивают НДС, но в ходе расследования было установлено, что они причастны к мошенничеству с НДС, связанному со схемами «пропавших трейдеров»  

Каковы преимущества Специальной таблицы НДС?

Специальная таблица НДС имеет следующие преимущества для трейдеров:

  1. Выявление ошибочно добавленных обязательств по НДС или обязательств по НДС, которые больше не требуются.
  2. Сокращает случаи злоупотребления PIN-кодом трейдеров мошенниками
  3. Помощь торговцам в ведении бизнеса с поставщиками, отвечающими требованиям

Что происходит, когда налогоплательщик включается в Специальную таблицу НДС?

  1. Налогоплательщику, включенному в Специальную таблицу НДС, будет запрещено заполнять декларации по НДС. При попытке подать декларацию система отобразит сообщение: « Этот PIN-код в настоящее время проверяется на наличие нарушений в соответствии с НДС. Пожалуйста, свяжитесь с ближайшим офисом KRA ».

Примечание: Штрафы не начисляются за незаполнение декларации по НДС в результате включения налогоплательщика в специальную таблицу НДС.

  1. Торговцы не могут требовать предналога от налогоплательщиков, зарегистрированных на специальном столе. При загрузке исходной или измененной декларации по НДС, содержащей ПИН-код налогоплательщика, который находится в специальной таблице, запись будет отклонена системой и выведено следующее сообщение: « Этот ПИН-код не подлежит вычету по входному налогу ». .

Затронутые налогоплательщики должны будут связаться со своим Управлением налоговой службы для получения указаний по удалению из Специальной таблицы НДС.

НДС на импортные услуги

НДС на импортные услуги также может называться обратным НДС.

Импортные услуги – это услуги, предоставляемые лицами-нерезидентами, которые не обязаны регистрироваться для уплаты НДС в Кении. Это также могут быть услуги, предоставляемые зонами экспортной обработки (ЗЭП) для использования или потребления в Кении.

Кто должен платить НДС на импортные услуги?

Любой импортер импортируемой услуги, независимо от его статуса регистрации плательщика НДС, обязан уплатить НДС за импортированную услугу (обратный НДС).

Как оплатить НДС на импортные услуги?

Импортер должен зарегистрироваться для получения PIN-кода KRA, чтобы иметь возможность генерировать электронную квитанцию ​​​​(платежная квитанция) через iTax и использовать ее для уплаты налога с использованием предпочтительного способа оплаты.

 
Когда уплачивается НДС на импортные услуги?

НДС на импортные услуги подлежит уплате в момент, когда:

  • Налогооблагаемая услуга получена
  • Получен счет за услугу
  • Оплата производится за всю услугу или ее часть (в зависимости от того, что наступит раньше)

 

Налог, уплаченный за импортные услуги для использования в налогооблагаемом бизнесе зарегистрированного лица, может быть вычтен как предналог в последующих декларациях по НДС.

 

Что такое удержание НДС?

НДС у источника начисляется по ставке 2%  от стоимости налогооблагаемых поставок с 11.07.2019.

 

НДС не удерживается с освобожденных товаров, освобожденных услуг и поставок с нулевой ставкой.

 

Любой НДС, удержанный при поставках, не облагаемых налогом и с нулевой ставкой, рассматривается как налог, уплаченный по ошибке и, следовательно, подлежит возмещению Комиссаром.

 

Как оплатить удержанный НДС?

Удержанный НДС перечисляется назначенными Агентами по удержанию НДС Уполномоченному 20-го числа месяца, следующего за вычетом.

 

Платежи осуществляются онлайн через iTax.

 

Налогоплательщик, чей НДС был удержан, по-прежнему должен подать онлайн-декларацию по НДС и отчитаться по остатку НДС 19 пандемии и связанного с ней экономического кризиса страны по-разному повлияют на их способность получать доходы в зависимости от структуры их налоговой системы. Как и во время финансового кризиса 2007–2008 годов, доходы от налога на потребление, такие как налог на добавленную стоимость (НДС), вероятно, восстановятся первыми, даже если доходы останутся подавленными.

Рабочей лошадкой бюджетов на протяжении десятилетий во многих странах был НДС, и в обозримом будущем он останется таковым. Однако во многих странах НДС также остается источником разногласий, связанных с разработкой политики и законодательством.

НДС в среднем является одним из крупнейших источников налоговых поступлений для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран, не входящих в ОЭСР. В среднем страны ОЭСР получают 20% своих налоговых поступлений от НДС. В то время как страны получают большую долю своих налоговых поступлений от НДС, этот процент значительно отличается от одного региона к другому. По регионам почти 17% налоговых поступлений в Азии приходится на налоги на потребление, по сравнению с 21% на островах Тихого океана, 26% в Латинской Америке и Карибском бассейне и 30% в Африке.

Популярность НДС неуклонно растет, и новые страны все еще вводят его. Соответственно, доля доходов, полученных за счет НДС, увеличивается по группам стран, и страны с НДС, как правило, получают больше доходов.

Популярность НДС объясняется вескими причинами: это налог, способствующий росту, и имеет встроенные гарантии защиты доходов, даже если цепочка НДС разорвется. Однако это предполагает, что дизайн остается таким, как предполагалось, — широкая база, с небольшим количеством исключений или других особых режимов или без них. Между странами все еще существуют значительные различия, например, в количестве ставок НДС и уровне регистрационного порога.

Исследование ОЭСР

Многочисленные исследования показали, что НДС является регрессивным, если его измерять в процентах от текущего дохода. Тем не менее, в документе ОЭСР использовались микроданные о расходах домохозяйств из 27 стран ОЭСР для переоценки этого часто высказываемого утверждения о том, что НДС является регрессивным.

В документе сначала оцениваются конкурирующие методологические подходы, использованные в предыдущих исследованиях распределения, подчеркивая искажающее влияние моделей сбережений на перекрестный анализ, когда бремя НДС измеряется по отношению к доходу.

Как утверждают в Институте финансовых исследований, измерение бремени НДС по отношению к расходам, тем самым устраняя влияние сбережений, может дать более значимую картину распределительного воздействия НДС. На этом основании установлено, что НДС является либо примерно пропорциональным, либо слегка прогрессивным в большинстве из 27 исследованных стран ОЭСР.

Тем не менее, результаты для небольшого числа стран показывают, что системы НДС с широкой базой, которые имеют несколько сниженных ставок НДС или освобождений, могут давать небольшую степень регрессивности. Результаты также показывают, что даже примерно пропорциональный НДС может по-прежнему иметь значительные последствия для справедливости для бедных, что может привести к бедности некоторых домохозяйств.

Это подчеркивает важность обеспечения прогрессивности системы налогов и льгот в целом для компенсации малоимущим домохозяйствам потери покупательной способности от уплаты НДС.

В более широком контексте кризиса Covid-19 результаты исследования показывают, что во многих странах могут быть возможности для реформы НДС, чтобы помочь удовлетворить потребности в доходах, поскольку эти доходы могут быть получены с менее значительным эффектом распределения, чем считалось ранее.

Хотя во многих странах стандартные ставки НДС высоки, данные ОЭСР показывают, что существуют возможности для расширения базы НДС. Тем не менее, любое повышение НДС, в том числе меры по расширению базы НДС, затрагивающие малоимущих, должны сопровождаться компенсационными мерами для более бедных домохозяйств, такими как целевые налоговые льготы или выплаты пособий.

Налоговые реформы

Налоговая реформа по определению состоит в изменении структуры одного или нескольких налогов или налоговой системы с целью улучшения их функционирования для достижения поставленных целей. Каждый раз, когда предлагается налоговая реформа, для ее успеха и реализации необходимо следовать определенным элементам или шагам.

Во-первых, предложение по налоговой реформе должно содержать описание предлагаемой идеальной налоговой системы, т. е. то, для чего предназначена реформа и куда она направлена. Очень важно сделать точную диагностику существующей системы. Я считаю, что, пока анализируется налоговая система, следует анализировать все государственные расходы страны вместе, а также то, что известно как налоговые расходы.

Во-вторых, для проведения налоговой реформы необходимо сравнить существующую систему с той, на достижение которой направлена ​​реформа. Затем необходимо проанализировать шаги для достижения предложенной идеальной системы.

На протяжении всего процесса реформ также важно знать причины уклонения от уплаты налогов, поскольку только таким образом можно выстроить стратегию борьбы с ним, которая может быть включена в предлагаемые налоговые реформы.

В Реформах налоговой политики 2020 (ОЭСР) делается вывод о том, что стабилизация стандартных ставок НДС, наблюдаемая в последние годы, продолжается, в то время как изменения базы НДС включают сочетание мер по расширению и сужению базы.

Высокие стандартные ставки НДС во многих странах ограничивают возможности для дополнительного повышения ставок. Вместо этого многие страны сосредоточили свои усилия на борьбе с мошенничеством с НДС и на обеспечении эффективного налогообложения трансграничных онлайн-продаж для получения дополнительных доходов и укрепления функционирования своих систем НДС.

С другой стороны, все большее число стран сужало свою базу НДС, расширяя сферу действия своих пониженных ставок НДС, что предполагает небольшое отклонение от тенденций предыдущих лет, когда основной целью реформы НДС было получение дополнительных доходов. .

Простота налоговой структуры

Как мы видим, тема налоговых систем и предложений по реформе НДС чрезвычайно сложна, с множеством переменных для анализа, которые различаются в каждой стране и времени. поэтому уместно подчеркнуть важность недопущения повторения ошибок во многих странах, которые без дальнейшего анализа проводят налоговые реформы, которые, возможно, дали результаты в других юрисдикциях, но никоим образом не могут помочь вовлеченной стране.

Я считаю необходимым работать над упрощением налоговой структуры, поскольку ясно, что сложные налоговые системы благоприятствуют уклонению от уплаты налогов, поскольку они создают неопределенность в отношении сферы действия налоговых правил, увеличивают затраты на контроль, увеличивают затраты на соблюдение и умножают механизмы уклонения и избегания.

Современные технологии — отличный помощник в упрощении налоговой структуры. Технологии должны упростить налоги за счет снижения затрат налогоплательщиков на соблюдение требований и затрат на системное администрирование. Очень важную роль в упрощении играют налоги на широкой основе, единые квоты и очень мало преференциальных режимов, таких как налоговые льготы или исключения.

Не менее важным является вопрос принятия налоговой системы, поскольку, если налогоплательщики воспринимают налоговую систему как несправедливую, они будут менее склонны ее соблюдать.

Таким образом, поскольку страны стремятся увеличить свои доходы и в то же время защитить бедных, директивные органы должны сосредоточиться на упрощении налогов на потребление и повышении их эффективности и нейтральности путем расширения своей налоговой базы, снижения налоговых ставок и устранения ненужных налоговых расходов. . Очень важно оценить налоговые расходы, чтобы обеспечить прозрачность налоговой политики, измерить потенциал налоговой системы и эффективность работы администрации.

Трудности, с которыми сталкиваются развитые и развивающиеся страны, очень разные. Главной задачей первых является учет финансовых и цифровых транзакций, в то время как проблемы, возникающие в очень крупных неформальных секторах, вызывают особую озабоченность у вторых. Тем не менее, любые реформы НДС, включая расширение базы НДС, будут иметь распределительный эффект, который затронет более бедные домохозяйства. Таким образом, страны могут захотеть внедрить или оценить существующие компенсационные меры для более бедных домохозяйств, такие как целевые налоговые льготы или прямые трансферты лицам с низким доходом.

Структурные реформы, направленные на расширение базы НДС и отмену сниженных ставок и освобождений, сложны, но текущий кризис может дать возможность установить связь между усилиями, направленными на расширение государства всеобщего благосостояния и реформирование сетей социальной защиты, с расширением базы НДС.

Нет четкой роли НДС в достижении целей справедливости. НДС является инструментом мобилизации доходов для оплаты государственных расходов. Я считаю, что прогрессивное налогообложение личных доходов и инструменты социальных расходов (денежные и натуральные трансферты) лучше всего подходят для достижения целей справедливости. Однако в свете исследования ОЭСР правительствам не следует избегать НДС в качестве инструмента налоговой политики из-за опасений по поводу регрессивности.