Книга: Чумаченко Валерий Валерьевич, Горяев Алексей Петрович «Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации». Основы финансовой грамотности методические рекомендации


Принцип накопления - Методические рекомендации по основам финансовой грамотности

Принцип накопления. Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы, ни ребенок не 34 сможете купить сразу. Такое обстоятельство — отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления. Так же, как надо периодически ждать в очереди за покупкой, надо дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать. И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно и подождать. Проясните несколько вещей с ребенком: сколько уже есть у его средств; сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты сколько денег ребенок может накопить в неделю и сколько потребуется времени для получения необходимой суммы Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните, что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится. Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает. Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то. Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей. Сегодня ваш ребенок может решить, что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго. Вывод. Для того чтобы ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы — родители — должны их подготовить и обучить финансовой грамотности. Именно умение правильно обращаться с деньгами может в будущем стать решающим фактором для успешности вашего ребенка. Источник - http://berg.com.ua/advice/teach-financial-literacy-kids/ 35 «Краткая инструкция для родителей по финансовому просвещению детей» 1. Позвольте детям совершить несколько ошибок. Если вы ругаете их каждый раз, когда вы не одобряете их расходы, в них может выработаться плохое отношение к деньгам. Разве вы не совершали ошибки? 2. Позвольте им радоваться покупкам или экономии денег. Первое – легко, второе – может потребовать метода «игры». Если они радуются и тому, и другому одинаково, им будет проще выработать в себе чувство уверенности в отношении приятия решений, связанных с деньгами. 3. Деньги детей должны принадлежать им. Положите их в безопасное место. Вы не хотите, чтобы их разбазаривали, но, с другой стороны, они должны иметь право самостоятельно ими пользоваться, если только речь не идет о таких средствах, как счет на обучение в колледже, открытый дедушкой и бабушкой. Родители не должны тратить детские деньги. Одна женщина вспоминает: «Я могла бы пойти в колледж, но, когда мои родители развелись, отец забрал все мои деньги». 4. Дети часто теряют вещи, включая деньги. Если младший ребенок потерял небольшую сумму денег вы можете возместить потерю. Но, если это случается часто, вам, возможно, нужно объяснить им, как сложно зарабатывать деньги. С другой стороны, если ребенок регулярно, теряет карманные деньги на завтрак (даже когда вы уверены, что они находятся в безопасном месте), выясните, правда ли он их теряет или запуганный малыш, отдает деньги другому ребенку. Такой вариант очень распространен. 5. Учите детей в раннем возрасте не брать (и не давать) деньги у чужих людей. 6. Не позволяйте детям участвовать в спорах о деньгах. Деньги, как известно, обладают большой властью. Дети не должны считать, что наличие денег означает власть. 7. Объясните ребенку, что на деньги не все покупается. Когда представится возможность, покажите им, ЧТО можно получить бесплатно, например, день, проведенный на берегу, или день в парке. Это важный урок для всех нас. Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям В нашей стране ответственность человека за собственные решения в финансовой сфере стала особенно актуальной чуть более 20 лет назад, и до сих пор для существенной части людей взаимосвязь между текущими действиями и собственной финансовой стабильностью остается неочевидной. В России по- прежнему обучение обращению с финансами происходит, как правило, в момент 36 появления первой работы и собственного заработка. Для каждого человека это свой возраст, который колеблется в диапазоне 16-20 лет. Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше! Самый простой и эффективный инструмент, доступный каждому родителю — это карманные деньги, о которых и пойдет речь сегодня. Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами. 1. Выдавайте детям карманные деньги. Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. Начать можно с любого момента, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребенок может деньги посчитать, либо с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу и т.п. 2. Договоритесь с ребенком о сумме и периодичности выдачи карманных денег. Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребенка, — предмет для обсуждения с ним. Особенно важно в течение этого разговора рассказать ребенку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определенную сумму карманных денег (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц и т.п.). 3. Не платите ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания. В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации. 4. Не увлекайтесь контролем расходов. Цель предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги 37 меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты. 5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребенком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи. 6. Договоритесь о помощи при крупной покупке. Если копить на важную для ребенка вещь необходимо слишком долго — мотивируйте ребенка тем, что когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет. 7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребенка. Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребенка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти — до тех пор, пока все расходы ребенка не окажутся в его собственной зоне ответственности. 8. Помогите ребенку оптимизировать расходы. Расскажите ребенку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.). 9. Будьте примером. Обратите внимание на то, что дети — наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

38 10. Предложите ребенку специальное обучение. Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективенИсточник - http://ne-shkola.ru/sovety-roditelyam-po-finansovoi-gramotnosti/

перейти в каталог файлов

metodich.ru

Методические рекомендации по основам финансовой грамотности

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2 /MCI; 0 ;/MCI; 0 ;Аннотация Данные м етодические рекомендации ориентиров аны на оказание методической помощи педагогам начального общего , основного общего, среднего общего образования по организации и проведению открытого урока по основам финансовой грамотности Предлагаемые материалы могут быть использованы при проведении откр ытого урока по основам финансовой грамотности в соответствии с возрастными особенностями учащихся спецификой основной образовательной программы образовательной организации , а также для проведения других занятий указанной тематики как в урочной, так и во внеурочной деятельности ( урок экскурси , урок бесед , урок диспут , дискуссионный клуб, клуб юных экономистов, предметная неделя (декада) экономики и др.) Материалы подготовлены в соответствии с категориями информационной продукции, которые зафиксированы Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющ ей вред их здоровью и развитию». Цель подготовки рекомендаций оказание методической помощи педагогам в осмыслении роли функциональной финансовой грамотности в современном образовании через обозначение проблемно тематического поля и содержательных сюжетных линий урока; в отборе и систематизации необходимой информации, пол ученной из различных источников Ожидаемый результат Учитель получит возможн ость подго товить и провести урок, с учётом возрастных особенностей учащихся и вариативности образовательных программ. Учащиеся: расширят свои представления в области личны и семейных финансов; осознают необходимость ответственно отно шения к своим карманным и иным личным и семейным средства м; критического отношения к любой финансовой информации, распространяемой по различным каналам, включая Интернет, мобильную связь, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; приобретут опыт сопоставления инф ормации о финансовых услугах, в целях определения её д

filesclub.net

Методические рекомендации по организации урока по основам финансовой грамотности

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2 /MCI; 0 ;/MCI; 0 ;Аннотация Данные м етодические рекомендации ориентиров аны на оказание методической помощи педагогам начального общего , основного общего, среднего общего образования по организации и проведению открытого урока по основам финансовой грамотности Предлагаемые материалы могут быть использованы при проведении откр ытого урока по основам финансовой грамотности в соответствии с возрастными особенностями учащихся спецификой основной образовательной программы образовательной организации , а также для проведения других занятий указанной тематики как в урочной, так и во внеурочной деятельности ( урок экскурси , урок бесед , урок диспут , дискуссионный клуб, клуб юных экономистов, предметная неделя (декада) экономики и др.) Материалы подготовлены в соответствии с категориями информационной продукции, которые зафиксированы Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющ ей вред их здоровью и развитию». Цель подготовки рекомендаций оказание методической помощи педагогам в осмыслении роли функциональной финансовой грамотности в современном образовании через обозначение проблемно тематического поля и содержательных сюжетных линий урока; в отборе и систематизации необходимой информации, пол ученной из различных источников Ожидаемый результат Учитель получит возможн ость подго товить и провести урок, с учётом возрастных особенностей учащихся и вариативности образовательных программ. Учащиеся: расширят свои представления в области личны и семейных финансов; осознают необходимость ответственно отно шения к своим карманным и иным личным и семейным средства м; критического отношения к любой финансовой информации, распространяемой по различным каналам, включая Интернет, мобильную связь, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; приобретут опыт сопоставления инф ормации о финансовых услугах, в целях определения её достоверности и подлинност источников информации 3 /MCI; 0 ;/MCI; 0 ;Методические рекомендации Открытый урок по основам финансовой грамотности является составной частью «Всероссийской недели финансовой грамотности для д етей и молодежи» (Russian Money Week 2015), приуроченной к проведению международной акции «Всемирная Неделя Денег», реализуемой Международным фондом развития в области финансов для детей и молодёжи Child and Youth Finance International (CYFI), основанной в 2012 г. Child and Youth Finance International (CYFI) это движение, направленное на повышение финансовой грамотности детей и подростков. Всемирная Неделя Денег включает национальные и международные мероприятия: прямые интернет трансляции событий, прои сходящих в разных странах; всемирное интернет кафе, позволяющее молодёжи из разных уголков планеты общаться друг с другом, расширять кругозор и делиться опытом; беседы с известными людьми, обеспечивающие контакт молодёжи с вдохновляющими их лидерами; между народный диалог между молодёжью и министрами финансов, руководителями центробанков, министрами образования и другими деятелями; общение с молодёжью о предпринимательстве, финансовом образовании и включении детей и молодежи в финансовую систему, и другие ме роприятия. По инициативе Центрального Б анк а России при поддержке Минобрнауки России школах Российской Федерации проводятся Дни финансовой грамотности, в рамках которых рекомендуется организовать посещение финансовых

schoolfiles.net

Описание УМК «Основы финансовой грамотности» — Издательство «Просвещение»

Учебно-методический комплект  «Основы финансовой грамотности» является составной частью учебно-методического комплекта по курсам «Обществознание» и «Экономика». Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению уроков.

УМК  прошел предварительную экспертизу в Российской академии образования и может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (10-11 класс).

УМК простым и ясным языком освещает вопросы:

  • Личное финансовое планирование, расходы и доходы семьи
  • Как сохранить и преумножить сбережения
  • Кредитование и возможные риски
  • Мобильные платежи и защита от мошенников
  • Страхование
  • Налоги
  • Пенсия
  • Защита от финансовых махинаций

Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное – заработать деньги, а уж потратить всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы.

Учебное пособие «Основы финансовой грамотности» помогает разобраться, как управлять деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Книга рассказывает, как финансовые инструменты (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) могут помочь в той или иной жизненной ситуации. Главная задача – научить читателя критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.

Учебное пособие предназначается для учащихся школ в рамках изучения предметов «Обществознание» и «Экономика», а также для дополнительных уроков по тематике финансовой грамотности и использования в системе профессионального образования.

Данное издание является составной частью учебно-методического комплекта по курсам «Обществознание» и «Экономика», а также для дополнительных уроков по тематике финансовой грамотности и использования в системе профессионального образования. Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению уроков. Пособие одобрено Центральным банком Российской Федерации.

Новый УМК  «Основы Финансовой грамотности»   включает также и электронную версию.

Авторы пособия:

  • Алексей Горяев, профессор, директор программы Masters in Finance Российской экономической школы
  • Валерий Чумаченко, директор и соавтор проекта «Финансовая грамота»

prosv.ru

УМК «Основы финансовой грамотности» - Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»

Учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности» является составной частью учебно-методического комплекта по курсам «Обществознание» и «Экономика». Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению уроков.

Авторы учебника - Алексей Горяев, профессор, директор программы Masters in Finance Российской экономической школы и Валерий Чумаченко, директор и соавтор проекта «Финансовая грамота»; Издатель - АО «Издательство «Просвещение».

Комплект получил одобрение Центрального банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, прошел предварительную экспертизу в Российской академии образования и может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (9, 10 - 11 классы) и среднего профессионального образования.

Заказать учебно-методический комплект

Аннотация к учебно-методическому комплекту

Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с ними обращаться. Многие полагают, что главное – заработать деньги, а уж потратить всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы.

Учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности» был создан Сообществом профессионалов финансового рынка «САПФИР» в 2016 году с целью помочь учащимся разобраться, как управлять своими деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Книга рассказывает, как финансовые инструменты (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) могут помочь в той или иной жизненной ситуации. Главная задача – научить читателя критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.

Комплект простым и ясным языком освещает вопросы:

  • Личное финансовое планирование, расходы и доходы семьи;
  • Как сохранить и преумножить сбережения;
  • Кредитование и возможные риски;
  • Мобильные платежи и защита от мошенников;
  • Страхование;
  • Налоги;
  • Пенсия;
  • Защита от финансовых махинаций.

Первые лица об «Основах финансовой грамотности»

«Финансовая грамотность определяет качество жизни человека. По крайней мере, не в меньшей степени, чем знание родного языка, арифметики и умения завязывать шнурки».

«Я считаю, что должна быть конкуренция, в том числе относительно учебников. У школ, у регионов должен быть выбор. Подготовка нескольких вариантов учебников позволит школам, которые сами по себе имеют сегодня достаточно большие права формировать учебные планы, выбрать оптимальный для себя набор учебников, специфичных для конкретного региона, для конкретного уровня жизни молодых граждан, которые учатся в школе».

- Сергей Анатольевич Швецов, Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

«Практическое применение знаний, полученных в школе, является одним из важнейших направлений современного этапа реформирования отечественной системы образования. Именно на это нацеливают Федеральные государственные образовательные стандарты, предметные концепции, примерные основные образовательные программы.

В ряду важнейших задач социальной адаптации школьников стоит получение элементарных финансово-экономических знаний, применение их на практике.

Рыночная экономика требует формирования у молодежи правильного отношения к деньгам, умения их зарабатывать и правильно с ними обращаться в cвоих интересах, в интересах своей семьи и общества, что, без преувеличения, будет способствовать формированию экономически грамотного, социально динамичного и активного молодого поколения наших соотечественников. В этом мы видим непременное условие успешного развития экономики страны в целом, благополучия наших граждан.

Нередки случаи, когда взрослые люди, получившие, казалось бы, хорошее образование не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под влиянием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин в недостатке элементарных экономических знаний, которые важно постигать уже в школьном возрасте.

На пороге вступления во взрослую жизнь необходимо научить каждого человека не только заработать, но и ответственно распоряжаться своими деньгами. Речь идет отнюдь не о глубоком изучении научных понятий из области финансов, а о получении первых представлений о семейном бюджете, налогах, пенсии, страховании, о формировании навыка ответственно и обдуманно совершать элементарные бытовые сделки, без которых не обходится повседневная жизнь.

По инициативе Центрального банка РФ издательство «Просвещение» выпускает учебное пособие «Основы финансовой грамотности». Оно поможет разобраться, как тратить, сберегать и преумножать заработанные средства, научит защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. В пособии рассказывается, как финансовые инструменты (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) помогают в жизненных ситуациях, как выбрать из множества финансовых предложений те, которые действительно необходимы.

«Основы финансовой грамотности» - это книга для школьников, изучающих обществознание и экономику, а также для учащихся профессиональных лицеев и колледжей. Ее можно использовать и на дополнительных занятиях по финансовой грамотности.

Для учителей, принявших решение включить курс по основам финансовой грамотности в свои программы, издательство, совместно с Банком Россия подготовило разнообразную методическую поддержку.

Надеюсь, материалы, представленные на нашем сайте, не просто помогут в освоении основ финансовой грамотности, но и пригодятся в повседневной жизни!»

- Михаил Кожевников, Управляющий директор издательства «Просвещение»

«Выпуск учебного пособия – важный этап работы по повышению финансовой грамотности и благосостояния населения в масштабах всей страны. Систематическое обучение основам финансовой грамотности школьников позволит сформировать поколение людей, ответственно подходящих к вопросам распоряжения доходами, знающих свои права и готовых использовать широкий спектр финансовых инструментов для достижения финансового благополучия».

- Андрей Паранич, руководитель рабочей группы по созданию учебного-методического комплекта, член Правления НП «САПФИР»

dnifg.ru

Чумаченко Валерий Валерьевич, Горяев Алексей Петрович. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… …   Философская энциклопедия

  • Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный …   Литературная энциклопедия

  • просвещение — См …   Словарь синонимов

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Просвещение —  Просвещение  ♦ Lumières    Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и …   Философский словарь Спонвиля

  • «Просвещение» — «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… …   Современная энциклопедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — 1) распространение знаний, образования.2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 июнь 1914, Санкт Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Чумаченко Валерий Валерьевич, Горяев Алексей Петрович. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… …   Философская энциклопедия

  • Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный …   Литературная энциклопедия

  • просвещение — См …   Словарь синонимов

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Просвещение —  Просвещение  ♦ Lumières    Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и …   Философский словарь Спонвиля

  • «Просвещение» — «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… …   Современная энциклопедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — 1) распространение знаний, образования.2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 июнь 1914, Санкт Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru


    Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области