Содержание
кто попадает под мораторий в 2022 году
Ещё в сентябре, по Постановлению Правительства РФ № 1520 от 08.09.2021 мораторий на плановые проверки (в том числе и налоговые) для малого бизнеса продлили на 2022 год. По словам Михаила Мишустина, это избавит предпринимателей и компании от лишней нагрузки и позволит сфокусироваться на восстановлении бизнеса, который пострадал от пандемии. Мораторий распространяется на более 100 тысяч субъектов малого бизнеса, а исключениями являются предприятия, которые:
-
представляют потенциальную опасность для жизни людей;
-
ведут лицензированную деятельность;
-
используют атомную энергию.
8 марта 2022 года принят и опубликован Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в качестве антикризисных мер в непростое для бизнеса и экономики страны время утверждает отмену проверок малого и среднего предпринимательства до 31 декабря 2022 года. А в отношении IT-компаний плановые проверки отменены до 31 декабря 2024 года. Данный закон вступает в силу с даты официального опубликования.
Крупный бизнес не попадает под действие моратория, а значит, может ожидать как плановые, так и внеплановые проверки. Но и малому или среднему бизнесу мораторий не гарантирует полную отмену проверок в 2022 году. В статье расскажем, как узнать о плановых проверках и при каких обстоятельствах ФНС может нанести внеплановый визит.
Плановые контрольные мероприятия собраны в Едином реестре проверок
На сайте Генпрокуратуры размещён Единый реестр проверок (о нём мы рассказывали в статье по ссылке). Чтобы проверить, не попала ли организация в план проверок, необходимо ввести в строку поиска наименование компании или ФИО ИП, ИНН или ОГРН/ОГРНИП. Если организация или ИП есть в плане, то появится полная информация о проверке: кто будет проверять, когда, по какому поводу и в какой форме. Это поможет заранее подготовиться и сократить риски штрафов.
Субъект бизнеса может быть включён в план проверок по ошибке. От ошибок не застрахована даже Генпрокуратура и ведомства. Но вопрос решаем: нужно подать заявление об исключении из плана проверок, если в отношении компании или ИП действует мораторий.
К заявлению нужно приложить заверенные копии расчёта по страховым взносам и отчёт о финансовых результатах за предшествующий год. Если деятельность ведётся менее года, то отчёт нужно подготовить за период со дня регистрации до текущей даты. Акционерным обществам также необходимо добавить выписку из реестра акционеров. Пакет документов направляют в ведомство, которое допустило ошибку. Срок рассмотрения заявления — 10 дней.
Что может послужить основанием для внеплановой проверки
Запрет на плановые проверки малого бизнеса в 2022 году не исключает возможность внеплановых визитов ФНС. Обычно интерес к бизнесу возникает из-за каких-либо нарушений, например:
-
Приближение налогоплательщика к крайним значениям условий для применения специального налогового режима (УСН, ПСН или ЕСХН) может вызвать подозрение в применении схемы дробления бизнеса.
-
Длительный период убыточности (более 3 лет). Первый год ФНС уведомляет, что убыточность может привести к ликвидации. Второй год — также уведомляет и усиливает наблюдение за деятельностью. Третий год — организует внеплановую проверку или сразу высылает требование о ликвидации.
-
Большие вычеты по НДС — свыше 89 % от годовой суммы — тоже повод организовать проверку.
-
Нарушение сроков и порядка уплаты налогов и страховых взносов.
-
Нарушения в работе с кассовыми чеками (нет номенклатуры, неправильно указана система налогообложения).
-
Сумма налогов организации меньше среднего показателя в отрасли.
-
Финансовые показатели резко увеличились или уменьшились по сравнению с предыдущим периодом.
Ещё один повод обратить внимание на организацию — нарушение сроков сдачи отчётности. Даже если это происходит не систематически, но довольно часто. Об ответственности за нарушение сроков мы рассказывали здесь. А избежать штрафов и сократить риск внеплановых проверок поможет электронная сдача отчётности. Используйте онлайн-сервис СФЕРА Отчётность, чтобы отчитываться перед ФНС, ПФР, ФСС и Росстат точно в срок. Важной особенностью является ещё то, что в личном кабинете вы можете вести формализованную и неформализованную переписку с представителями госорганов.
Включение в план выездных налоговых проверок \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Включение в план выездных налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение в план выездных налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Налоговые проверки:
- Акт выездной налоговой проверки
- Акт выездной налоговой проверки форма
- Акт камеральной налоговой проверки
- Акт камеральной налоговой проверки форма
- Виды налоговых проверок
- Ещё…
Судебная практика: Включение в план выездных налоговых проверок
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 89 «Выездная налоговая проверка» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, поскольку счел, что проверка, проведенная в его отношении, не являлась плановой, а была инициирована в результате изменения адреса регистрации предпринимателя. Суд отказал в признании решения незаконным, поскольку установил, что решение налогового органа соответствует требованиям п. 2 ст. 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка, назначенная оспариваемым решением, являлась плановой, была включена в утвержденный план проведения выездных налоговых проверок. Суд отклонил довод предпринимателя о фальсификации плана проведения выездных налоговых проверок, в частности о внесении сведений о предпринимателе в план проверок в более поздний срок, нежели дата подписания и утверждения плана, поскольку по результатам назначенной судом экспертизы удалось установить, что файлы, содержащие сопроводительное письмо о направлении выписки из плана, выписку из плана, были подготовлены 25.03.2016, то есть до принятия решения о назначении выездной налоговой проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Включение в план выездных налоговых проверок
Нормативные акты: Включение в план выездных налоговых проверок
Приказ ФНС России от 15.12.2017 N ММВ-7-3/1065@
(ред. от 28.12.2021)
«Об утверждении Регламента взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга»
(вместе с «Регламентом взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга»)24. В случае невыполнения организацией мотивированного мнения (мнений) структурное подразделение налогового органа, проводящее налоговый мониторинг не позднее 10 дней со дня уведомления организации в соответствии с пунктом 23 настоящего Регламента, направляет информацию о данном факте в структурное подразделение налогового органа, отвечающее за анализ и планирование выездных налоговых проверок, для рассмотрения вопроса о включении организации в план проведения выездных налоговых проверок за период, за который проводился налоговый мониторинг.
Что такое налоговый аудит?
- Налоговая проверка — это проверка налоговой службой вашей налоговой декларации, чтобы убедиться, что все представленные данные верны.
- Существует четыре вида налоговых проверок: выездная, заочная, проверка соблюдения налогоплательщиком программы и камеральная проверка.
- Неверные данные или неполные налоговые декларации могут стать поводом для проверки.
- Эта статья предназначена для владельцев малого бизнеса, которые хотят узнать, как лучше всего избежать налоговой проверки и что им следует делать, если они получат уведомление о проверке от IRS.
Многих налогоплательщиков беспокоит возможность проверки со стороны IRS. Налоговая проверка — это проверка налоговой декларации организации или физического лица для проверки правильности представления финансовой информации.
Хотя шансы быть выбранным для более тщательной проверки статистически низки, некоторые факторы могут увеличить ваши шансы на проверку. К счастью, есть меры, которые вы можете предпринять уже сейчас, чтобы свести к минимуму вероятность проверки вас и вашего бизнеса налоговой службой.
Что вызывает аудит?
Различные потенциальные «триггеры» в налоговых декларациях обычно вызывают вопросы и привлекают нежелательное внимание со стороны IRS. IRS использует компьютерную систему оценки, называемую системой Discriminant Information Function (DIF), которая анализирует налоговые вычеты, сравнивает данные налогоплательщиков и часто является основанием для инициирования аудита.
- Проблемы могут возникнуть, если отчет о доходах представлен не полностью, или операционные убытки считаются необычными.
- Другие триггеры включают ошибки или несоответствия в декларации, упущения, щедрые вычеты из деловых расходов на еду и развлечения, а также резкое падение сообщаемого дохода из года в год.
- Исключительно крупные благотворительные отчисления могут иногда вызывать проверку IRS, но обычно они разрешаются, если у налогоплательщика есть квитанции и документы, подтверждающие их.
- Зарабатывание больших денег также может быть тревожным сигналом. «Большая часть налоговых деклараций, подлежащих аудиту, принадлежит налогоплательщикам, чей доход превышает 500 000 долларов США или более 1 миллиона долларов в год, — говорит Адриен Рэйнотт, старший бизнес-аналитик Cogneesol. «И шансы на проверку увеличиваются, когда налогоплательщики пытаются уничтожить свой доход за счет налоговых вычетов».
- Еще один пункт, который может побудить IRS копнуть глубже, — это наличие денег на счете в иностранном банке.
- Эксперты также уделяют больше внимания предприятиям с интенсивным использованием наличных средств, таким как рестораны и мини-маркеты, которые генерируют много денежных поступлений от небольших транзакций. [См. статью по теме: Проходите аудит? Как справиться с этим как профессионал ]
Хотя большинство владельцев бизнеса и других налогоплательщиков съеживаются при мысли о необходимости защищать свою налоговую декларацию в ходе аудита IRS, обычно причин для беспокойства немного. В своей Книге данных за 2015 год IRS сообщила, что 72,6% аудиторских проверок были решены посредством переписки, а не личных встреч. Остальные 27,4% были проведены на местах (по месту работы налогоплательщика или в офисе CPA) или в учреждении IRS. Хотя было проверено почти 1,4 миллиона налоговых деклараций, это число составляет менее 1% от более чем 150 миллионов индивидуальных деклараций, получаемых и обрабатываемых каждый год.
Скотт Бергер, дипломированный бухгалтер и руководитель офиса Kaufman Rossin в Бока-Ратон, Флорида, сказал, что IRS больше движется в сторону заочного аудита, который может повлиять на отдельных налогоплательщиков, малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. При этом типе аудита налогоплательщик получает уведомление от IRS о том, что агентство изучает налоговую декларацию и имеет вопросы по конкретным статьям. Цель уведомления обычно состоит в том, чтобы запросить подтверждающую документацию по рассматриваемым позициям.
Основная информация: Поводом для проведения аудита может стать несколько факторов, таких как неполная налоговая декларация, неверная информация в налоговых документах, крупные отчисления на благотворительность или наличие денег на счете в иностранном банке.
Как свести к минимуму риск налоговой проверки
По словам Бергера, один из лучших способов снизить вероятность проверки — вести подробные записи. Это гарантирует, что если вас допросит IRS, вы сможете обосновать вычеты, доход и другую информацию. Он рекомендовал организовать системы бухгалтерского учета для создания четкого и точного учета всех операций, а также для ведения и сохранения первичных документов, используемых для бухгалтерского учета и подготовки налоговой отчетности.
«Еще я бы порекомендовал кому-нибудь нанять бухгалтера», — сказал Бергер. «Смотрите на то, что это спасет вас, а не на то, чего вам это будет стоить».
С помощью знающего бухгалтера или налогового инспектора «проблемы будут проверены до того, как они будут представлены в налоговой декларации», — сказал Бергер. Он добавил, что специалисты по бухгалтерскому учету и бухгалтерскому учету также могут помочь обосновать и проверить информацию, сообщаемую в IRS.
Вынос ключей: Чтобы избежать проверок, ведите систематизированный учет своих финансов с помощью бухгалтерской или бухгалтерской системы . При подаче налогов обратитесь к налоговому специалисту, чтобы убедиться, что ваша информация указана правильно.
Что делать, если вы получили уведомление о проверке
Бергер и другие специалисты по налогам сказали, что обычно не советуют связываться напрямую с IRS, если вы получаете письмо о проверке. Бергер сказал, что его клиенты часто говорят ему, что, поскольку им нечего скрывать, они хотят позвонить в IRS и сообщить им об этом. Основываясь на почти 30-летнем опыте работы бухгалтером, Бергер считает, что это плохая идея.
— Вообще говоря, ничего хорошего из этого не выходит, — сказал он. «Да, им нечего скрывать; доходы все растут и растут, но у этого человека на другой стороне телефона есть работа, и его работа состоит в том, чтобы убедиться, что правительство собирает все налоги, которые оно может законно собрать».
Бергер также предупредил, что аудиторские письма IRS всегда отправляются по почте, поэтому телефонные звонки или уведомления, отправленные по электронной почте, неизменно являются мошенничеством.
Мартин Пресс, налоговый юрист юридической фирмы Gunster, согласен с тем, что клиенты не должны представлять себя в ходе налоговых проверок. По его словам, как только владелец малого бизнеса получит по почте уведомление о проверке, он должен немедленно связаться со своим бухгалтером и предоставить ему или ей подписанную форму доверенности (форма 2848). Это уполномочивает бухгалтера, налогового поверенного или зарегистрированного агента связываться с IRS и проводить аудит без необходимости присутствия налогоплательщика. Он также сказал, что аудиторская проверка должна проводиться в офисе CPA, а не по месту нахождения налогоплательщика.
Пресса сообщила, что клиенты всегда испытывают облегчение, когда он сообщает им, что им не нужно предстать перед налоговой службой – ни изначально, ни в любое время в будущем.
«Налоговая служба много раз заявляет, что должна начать с собеседования с налогоплательщиком», — сообщила пресса. «Налогоплательщик не обязан проходить собеседование в начале налоговой проверки. В соответствии с тем, что мы называем Биллем о правах налогоплательщиков, им, возможно, никогда не придется давать интервью налоговой службе».
Хотя налогоплательщики не обязаны встречаться непосредственно с IRS, проверка налогоплательщика малого бизнеса обычно не заканчивается быстро; по словам прессы, на решение проблемы часто уходит от шести месяцев до года. Однако если решение не будет принято или если налогоплательщики захотят оспорить результаты первоначальной проверки, они имеют право обжаловать их.
Статистические данные, опубликованные в Книге данных IRS за 2015 год, показывают, что относительно небольшой процент проверенных налогоплательщиков принимает решение о дальнейших действиях. «Из почти 1,4 миллиона проверок налоговых деклараций почти 28 000 налогоплательщиков не согласились с решением инспектора IRS», — говорится в отчете.
Вывод ключей: Если вас проверяют, не занимайтесь этим самостоятельно. Обратитесь к сертифицированному бухгалтеру или налоговому юристу, который будет представлять ваши интересы. Решение этого вопроса может занять от полугода до года, в зависимости от вашего случая.
Виды налоговых проверок
Все налоговые проверки не одинаковы. То, с чем вы столкнетесь, зависит от вашей ситуации, того, что IRS собрало из вашей налоговой декларации, и элементов, необходимых для решения проблемы.
«Налоговое управление отбирает декларации для корреспонденции, офисных и выездных проверок с помощью программного обеспечения для отбора деклараций», — сказал Дьюи Мартин, дипломированный бухгалтер и почетный профессор Школы бухгалтерского учета Университета Хассона. «Подробности об этом программном обеспечении недоступны для общественности. Программное обеспечение сравнивает вычеты и убытки с источниками дохода в поданных налоговых декларациях, чтобы найти выбросы».
1. Аудит корреспонденции
В этом случае вы получите прямой приказ или письмо от IRS с запросом подтверждения заявления или документации, которая поможет им проверить информацию, указанную в вашей налоговой декларации. Мартин сказал, что это наиболее распространенный тип аудита, и вы, скорее всего, получите это письмо, если у вас высокий уровень благотворительных взносов по сравнению с доходом.
«У меня была клиентка, которую проверяли по этому вопросу с помощью корреспонденции, потому что взносы превышали ее доход, — сказал Мартин. «После того как документы были отправлены им по почте, в налоговой декларации не было никаких изменений. “
2. Офисный аудит
Это когда у вас есть личная встреча с налоговым аудитором в офисе IRS. Это происходит, когда в вашей налоговой декларации есть несколько проблем, которые не может исправить корреспондентский аудит.
«Иногда это происходит из-за того, что бизнес, действующий как частная собственность, заключает какие-то необычные сделки, — сказал Мартин.
3. Выездной аудит
Это личная встреча с налоговым аудитором. В этом случае они приходят к вашему бухгалтеру или налоговому юристу (или, если вы настаиваете на том, чтобы все урегулировать самостоятельно, к вам на работу или домой), чтобы обсудить детали вашей налоговой декларации.
«Если в бизнесе задействованы запасы, аудитор обычно хочет наблюдать за фактическими запасами и просматривать записи о запасах на месте», — объяснил Мартин.
4. Аудиты Программы оценки соблюдения налогоплательщиками
Это когда аудиторы IRS проверяют каждую вещь и событие в вашей жизни, которые, по их мнению, могут повлиять на ваш налогооблагаемый доход. Это редкая проверка, и вам может потребоваться предъявить свидетельство о рождении, свидетельство о браке и другие личные документы. Их цель — убедиться, что все документы, которые вы предоставили, действительно от вас.
Основная информация: Существует четыре вида налоговых проверок; заочный, выездной, офисный и программный аудит соблюдения налогового законодательства. Каждый из них различается по степени проверки, необходимой для решения проблем, о которых идет речь в вашей налоговой декларации.
Дополнительный отчет Джоэла Н. Сассмана. Некоторые интервью с источниками были проведены для предыдущей версии этой статьи.
Межгосударственная налоговая комиссия — Программа аудита
Аудит
Совместная аудиторская программа и Устав Комитета по аудиту, принятый 5 августа 2021 г.
Комиссия служит оперативным органом государств-членов через Совместную программу аудита. Государства-члены объединяют свои ресурсы для отбора кандидатов для проведения налоговых проверок корпоративных доходов, продаж и использования, франчайзинга и валовых поступлений. Аудиторский персонал Комиссии проводит эти аудиты, как если бы они были частью собственного аудиторского персонала штата, направляя свои выводы и рекомендации государствам-членам для оценки и сбора по завершении аудита.
Государства сохраняют контроль над программой путем выбора кандидатов для проверки — они принимают решение о том, участвовать или нет в данной проверке и как действовать по результатам проверки. Комитет по аудиту направляет программу и обеспечивает ее соответствие потребностям государств-членов.
За последние 5 лет в рамках программы аудита MTC было проведено 1647 государственных налоговых проверок и налоговых проверок. Среднее количество часов на прохождение индивидуального государственного аудита за этот период составило 59 часов.. Это убедительный показатель того, что совместный аудит очень экономичен.
Более подробное описание процесса выбора аудита см. в следующей информации:
- Процесс выбора аудита
- Процесс совместной проверки подоходного налога
- Процесс совместной проверки налога с продаж
Преимущества программы
Единая проверка MTC заменяет отдельные и дублирующие проверки государствами-членами и обеспечивает государствам очевидную экономию за счет масштаба. В то же время это освобождает налогоплательщика от бремени многочисленных текущих проверок. Совместная проверка также является хорошим способом добиться единообразия среди штатов с аналогичными законами и положениями в отношении учета доходов или сделок, рассматриваемых в ходе конкретной проверки.
Цели программы
Совместная программа аудита помогает штатам узнавать о любых несогласованных отчетах налогоплательщиков из разных штатов в разные штаты. В случаях, когда урегулирование споров осуществляется путем переговоров, положение государств улучшается за счет их объединения; по той же причине корпоративные налогоплательщики иногда считают менее обременительным вести переговоры с одним представителем, чем с многочисленными отдельными государственными налоговыми органами.
Штаты также используют программу в качестве инструмента для адаптации существующих законов к новым обстоятельствам и отраслевым практикам, которые постоянно возникают в динамичной рыночной экономике. Работая вместе через Комиссию, несколько штатов могут одновременно получить опыт в решении этих новых обстоятельств и могут применить этот опыт в своих индивидуальных программах аудита штатов.
Процесс выбора аудита
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС:
ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС:
Комитет Nexus передает результаты аудита в Комитет по аудиту MTC.
Налогоплательщики могут запросить совместную проверку MTC через Комитет по аудиту MTC.
Процесс совместной проверки подоходного налога
- Директор по аудиту MTC назначает аудит аудитору MTC из списка аудита.
- Государства решают, участвовать ли в аудите и возвращать подписанное разрешение на аудит.
- Аудитор связывается с налогоплательщиком и договаривается о назначении аудиторской проверки.
- Аудитор проводит выездную проверку по месту нахождения налогоплательщика.
- Аудитор завершает выездную работу и предоставляет налогоплательщику графики проверок.
- Аудитор обсуждает с налогоплательщиком любые предлагаемые аудиторские корректировки.
- Налогоплательщик рассматривает предложенную аудиторскую корректировку.
- Налогоплательщик может запросить встречу с руководителем аудита MTC, директором по аудиту MTC или комитетом по аудиту MTC в любой момент процесса аудита.
- Руководитель аудита просматривает графики аудита и отчет.
- Индивидуальный государственный аудит отправлен в соответствующий штат аудита в качестве рекомендуемого результата аудита.
- Каждый штат проверяет свои завершенные аудиты.
- Каждое состояние определяет действие, которое необходимо выполнить в результате аудита (принять или изменить).
- Каждый штат рассылает налогоплательщикам Уведомление об оценке (возмещении).
- Налогоплательщики могут опротестовать результаты аудита непосредственно в штатах или запросить альтернативное разрешение споров в нескольких штатах (проект, разработанный совместно штатами и COST).
Процесс совместной проверки налога с продаж
Директор по аудиту MTC назначает аудит аудитору MTC из списка аудита.
- Государства принимают решение об участии в проверке и возвращают подписанное разрешение на проверку.
- Аудитор связывается с налогоплательщиком и договаривается о назначении аудиторской проверки.
- Аудитор проводит выездную проверку по месту нахождения налогоплательщика.
- Аудитор завершает выездную работу и предоставляет налогоплательщику графики проверок.
- Аудитор обсуждает с налогоплательщиком любые предлагаемые аудиторские корректировки.
- Налогоплательщик рассматривает предложенную аудиторскую корректировку.
- Налогоплательщик может запросить встречу с руководителем аудита MTC, директором по аудиту MTC или комитетом по аудиту MTC в любой момент процесса аудита.
- Руководитель аудита просматривает графики аудита и отчет.
- Индивидуальный государственный аудит отправлен в соответствующий штат аудита в качестве рекомендуемого результата аудита.
- Каждый штат проверяет свои завершенные аудиты.
- Каждое состояние определяет действие, которое необходимо выполнить в результате аудита (принять или изменить).