Содержание
Когда разработка программного обеспечения не облагается НДС?
Налоговым законодательством России предусмотрен ряд послаблений, цель которых – стимулировать развитие высоких технологий. Например, для IT-компаний, удовлетворяющих определенным требованиям, понижена ставка страховых взносов. Кроме того, на уровне регионов может быть установлена льготная ставка по налогу в связи с применением УСН. Весомой льготой для высокотехнологичных компаний является освобождение от уплаты НДС на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Содержание
- Не все то золото…
- Главное – договор
- Выводы
Не все то золото…
Последней льготой довольно часто пытаются воспользоваться компании, разрабатывающие программное обеспечение для заказчика. Однако налоговые органы в этом отказывают и нередко выигрывают споры в арбитражных судах.
Дело в том, что налогоплательщики зачастую неточно трактуют норму подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Она гласит, что под освобождение от НДС попадает реализация исключительных прав на программы, база данных, ноу-хау, полезные модели, изобретения и прочие аналогичные результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, из-под налогообложения выведена передача прав на использование указанных выше разработок по лицензии. А вот создание программного обеспечения (ПО) как таковое, по мнению ФНС и многих судов, является оказанием услуги или выполнением работы, но не передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, такие операции подлежат обложению НДС, что соответствует позиции Минфина (письмо от 21.10.14 № 03-07-03/52967).
Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № А40-252272/2015 встал на сторону ФНС. Налогоплательщик настаивал на освобождении от НДС операции по разработке программного обеспечения для сторонней компании, поскольку вместе с самой программой он передал заказчику и права на нее. Но арбитры указали на то, что договор между сторонами предусматривал выполнение работы по заданию заказчика, а не передачу исключительных прав на программу для ЭВМ.
Главное – договор
Однако к такому выводу арбитры приходят не всегда. Решающее значение имеет содержание договора, на основании которого разрабатывается ПО и происходит передача заказчику исключительных прав на него. Например, несколько лет назад судами рассматривалось похожее дело, и тогда арбитры поддержали налогоплательщика.
Стороны заключили три договора на разработку и модификацию программного обеспечения. Договоры носили смешанный характер и были заключены в отношении целого комплекса работ: составления технического задания, разработки и модификации программного обеспечения, выполнения сопутствующих работ. Важно, что каждый из договоров содержал условия, в соответствии с которыми исполнитель передавал заказчику исключительные права на результаты своей интеллектуальной деятельности.
Представители ФНС настаивали на том, что договоры между сторонами носили подрядный характер. Лицензионный договор, предусматривающий передачу исключительных и неисключительных прав, стороны не заключили. Следовательно, оспаривающая налог компания оказала своему контрагенту услугу по разработке и модификации ПО, а такие операции подлежат обложению НДС.
Суд указал, что отношения между сторонами квалифицируются не на основании наименования соглашения, которое они заключили, а на основании его условий. Пусть договоры между заказчиком и исполнителем и не назывались лицензионными, однако они содержали все признаки таких соглашений. В них была выражена воля о передаче прав на исключительное пользование заказчиком результатов интеллектуальной деятельности исполнителя и был описан порядок передачи этих прав.
Более того, по условиям договоров оплата производилась именно за передачу прав на ПО заказчику. И хотя договоры содержали иные предметы, помимо передачи указанных прав (создание ПО и сопутствующие работы), но эти работы отдельно не оплачивались.
Все перечисленные выше обстоятельства дали суду основания квалифицировать отношение между сторонами как договор об отчуждении исключительных прав. Таким образом, суд признал правоту налогоплательщика и правомерность неуплаты им НДС.
Выводы
Итак, для применения льготы, предусмотренной подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо тщательно поработать над составлением договора. Хорошо, если он будет именоваться лицензионным, но в любом случае он должен содержать все существенные условия такого договора в соответствии со статьей 1296 Гражданского кодекса.
Главное, что следует детально прописать в договоре – это условия передачи программного обеспечения заказчику и сопутствующий этому переход исключительных и неисключительных прав. При наличии нескольких предметов договора, например, составление техзадания, разработка ПО и передача прав, стоит детально расписать условия каждого из этих предметов/этапов. Обратите внимание, что поскольку указанные налоговые преференции распространяются на передачу прав, то именно с этим процессом должна быть увязана оплата.
Также в договоре следует отметить необходимость обновления или поддержки программного обеспечения. Отметим, что, по мнению ФНС и арбитражных судов, услуги по обновлению или доработке программ под требования заказчика, являются операциями, облагаемым НДС.
НДС по операциям с программами для ЭВМ и базами данных
Главная / Публикации
Налогообложение операций с программами и базами данных Часть 2. НДС по операциям с программами для ЭВМ и базами данных
Некоторые положения статьи могут утратить актуальность. Прочтите последние статьи автора по налогообложению интеллектуальной собственности
Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года
Изменения НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
НДС на покупки внутри мобильного приложения
Оглавление статьи
НДС по сублицензионным договорам
НДС по договорам на создание программ для ЭВМ и баз данных
НДС по договорам купли-продажи экземпляров программного обеспечения (коробочный софт и OEM-продукты)
НДС по услугам технической поддержки и сопровождения программ и баз данных
НДС при экспорте программ для ЭВМ и баз данных
На основании пп. 1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг, а также) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.
Как было указано выше, имущественное право включает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, к числу которых также относятся программы для ЭВМ и базы данных.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской федерации, когда покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на ее территории в случаях:
• передачи, предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
• оказания услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
• оказания консультационных и услуг по обработке информации.
В остальных случаях местом реализации работ (услуг) считается территория Российской Федерации деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют такие работы (оказывают услуги), также осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 — 4. 1 ст.148 НК РФ).
Таким образом, передача имущественных прав на готовое программное обеспечение или оказания услуг по разработке программного продукта, его адаптации и модификации лицом, оказании консультационных услуг и услуг по обработке информации, признается объектом налогообложения НДС при нахождении покупателя услуг на территории России вне зависимости от места нахождения продавца (исполнителя).
В то же время реализация любых дополнительных работ и услуг по инсталляции, отладке, внедрению, технической поддержке, и сопровождению (за исключением консультационных услуг и услуг по обработке информации) программ для ЭВМ считается выполненной на территории России при осуществлении исполнителем (подрядчиком) своей деятельности на той же территории.
При этом следует учитывать, что на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Указанная новелла внесена в Налоговый кодекс с 01 января 2008 г. Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Данная норма, как мы видим, предполагает освобождение от НДС не всех операций с программами для ЭВМ и базами данных, а только влекущих реализацию (передачу) исключительных прав (безотносительно к виду договора) либо права на их использование строго по лицензионному договору.
1
НДС по сублицензионным договорам
По указанным выше причинам на практике возникают вопросы о возможности применения установленной льготы по НДС в случае получения исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных, созданные по договору подряда, а также когда право использования программного обеспечения предоставляется по сублицензионному договору. Оба вида договора прямо не поименованы в ст. 149 НК РФ, однако имеются разумные основания полагать, что льгота по НДС подлежит применению и в этих случаях.
Готовое решение для вашего бизнеса
Пакет для дистрибуции ПО
Комплект документации для легального распространения ПО. Защитит вас от претензий налоговой, правообладателей и конечных пользователей.
Ознакомиться с решением
Несмотря на то, что в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ содержится прямое указание на освобождение от НДС предоставления права на использование программ для ЭВМ и баз данных только по лицензионному договору, полагаем возможным использование данной льготы и в случае предоставления прав на программное обеспечение по сублицензионному договору.
В качестве обоснования данной позиции можно сослаться на следующее. Выше мы привели норму п.5 ст.1238 ГК РФ о применении к сублицензионному договору правил гражданского кодекса о лицензионном договоре. Указанные договоры имеют один и тот же предмет – предоставление права использования программ для ЭВМ и баз данных на срок. Отличие договоров проводится по субъектному составу: в лицензионном договоре на стороне лицензиара выступает автор или иной правообладатель (т.е. владелец исключительных прав), а в сублицензионном договоре в качестве лицензиара выступает лицо, которому ранее было предоставлено право использования программного обеспечения.
Полагаем, что льгота по НДС не ограничивается предоставлением преференций разработчикам при введении прав на программное обеспечение в гражданский оборот по лицензионному договору. Правообладателем исключительных прав на программы или базы данных может быть любое лицо, не являющееся автором, и получившее такие права в порядке отчуждения, по договору на создание ПО, либо в ином установленном законом порядке. Таким образом, Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ ставит авторов в равное положение с иными правообладателями. Поэтому таким же образом было бы не верно ставить владельцев производных прав (лицензиатов) с владельцами вторичных прав (правообладателями, не являющимися разработчиками) в неравные условия налогообложения. То есть обсуждаемые положения не связаны с установлением особого налогового статуса автора или правообладателя, выступающего в качестве лицензиара по лицензионному договору, а имеют целью введение льготного режима налогообложения операций по предоставлению права использования особых инновационных объектов – программ для ЭВМ и баз данных.
Важно! Позиция о допустимости применения положений Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ при передаче прав на ПЭВМ и базы данных, осуществляемой лицензиатом на основании сублицензионного договора неоднократно подтверждалась в письмах Минфина РФ (см. Письмо Минфина РФ от 25 декабря 2007 г. N 03-07-11/640, Письмо Минфина РФ от 30 января 2008 г. N 03-07-07/06, Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36 , Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-07-15/44, Письмо Минфина 02.11.2009 N 03-07/280, 09.11.2009 N 03-07-11/287).
2
НДС по договорам на создание программ для ЭВМ и баз данных
Отсутствие в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ прямого указания на иные виды договоров по распоряжению имущественными правами на программное обеспечение помимо лицензионного договора является препятствием для использования льготы по НДС при передаче прав по таким непоименованным договорам.
Представляется, что у налоговых органов не может возникнуть сомнение об обоснованности применения положений Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ по договору об отчуждении исключительных прав, так как данный вид договора прямо указан в ст.ст.1233, 1234 и 1285 ГК РФ в качестве договорной конструкции по передаче исключительных прав на программное обеспечение. В то же время, данный договор является далеко не единственным основанием для передачи исключительных прав новому владельцу.
Готовое решение для вашего бизнеса
Пакет для разработки ПО
Полный набор документов для безопасной разработки ПО. Защитит вас в отношениях с разработчиками, заказчиками, фрилансерами и штатными программистами.
Ознакомиться с решением
Так на основании п. 2 ст.1288 ГК РФ договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на программное обеспечение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого ПО в установленных договором пределах В первом случае законом установлено применение к такому договору правил ГК РФ о договоре отчуждения исключительного права, а во втором – лицензионного договора. Таким образом, можно обоснованно полагать необходимым применение льготы по НДС в случае получения прав на программы для ЭВМ и базы данных по авторскому договору заказа.
Кроме того, в соответствии со ст. 1296 ГК РФ в случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
В данном случае законодатель в целях дополнительной защиты заказчика разработки программного обеспечение, как и в случае создания служебного произведения, установил презумпцию принадлежности исключительных прав на произведение заказчику.
Из данного положения налоговые органы делаю вывод, что в рамках указанного договора передача исключительных прав не осуществляется, так как исключительные права на разработанное по договору ПО возникает у заказчика в силу закона (см. Письмо Минфина РФ от 22 января 2008 г. N 03-07-11/23, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-07-15/44, Письмо УФНС по г. Москве от 11 августа 2008 г. N 19-11/75222).
Однако данная позиция не является безупречной. Во-первых, в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ отсутствует указание на конкретный вид договора о передаче исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных, по которому возможно применение льготы. Во-вторых, вывод о невозможности передачи исключительных прав на программное обеспечение по договору подряда вызывает сомнения.
В развитие второго тезиса, можно сослаться на то, что в части предмета договор подряда на разработку программ и баз данных не отличается от договора авторского заказа. Различие проводится опять же только по субъектному составу: исполнителем по договору подряда (ст. 1296 ГК РФ) выступает юридическое лицо, а в договоре авторского заказа (ст.1288 ГК РФ) – физическое лицо. В то же время в статье о договоре авторского заказа имеется ссылка на применение к нему положений договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, тогда как в статье 1296 ГК РФ прямо указано на принадлежность прав заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. Однако установление презумпции принадлежности прав заказчику отнюдь не означает возникновение у него исключительного права с момента создания заказанного программного обеспечения без передачи от исполнителя (подрядчика).
В силу положений ст.ст.1255, 1257 и.1295 ГК РФ авторские права на произведение в полном объеме первоначально принадлежит его автору. Таким образом, организация, выступающая в качестве исполнителя по договору подряда, предметом которого было ее создание (по заказу), должны сначала получить такие права от автора по договору авторского заказа либо на основании положений закона о служебном произведении. Таким образом, исключительные права на программное обеспечение не могут возникнуть у заказчика без их передачи от автора и подрядчика.
Аналогично может решаться вопрос и по договорам подряда, которыми создание программного обеспечения для заказчика не было предусмотрено, когда стороны предусмотрели передачу такого права заказчику.
Тем не менее, в связи с отсутствием правоприменительной практики по данному вопросу в целях минимизации налоговых рисков мы рекомендуем при создании программ и баз данных приобретать исключительные права на них на основании отдельного договора об отчуждении исключительного права. Указанные выше нормы права и принцип свободы договора не препятствуют сторонам в заключении договора, предусматривающего финансирование работ по созданию программного обеспечения с последующей передачей исключительных прав на них заказчику за отдельное вознаграждение.
3
НДС по договорам купли-продажи экземпляров программного обеспечения (коробочный софт и OEM-продукты)
Строго говоря, продажа экземпляра программы для ЭВМ или базы данных на материальном носителе не сопровождается предоставлением прав на его использование.
На основании ст.1280 ГК РФ лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети). Таким образом, пользователю не требуется лицензия на ПО для его инсталляции и функционального использования.
Однако до начала использования программ и баз данных пользователю, как правило, предлагается присоединиться к лицензионному соглашению правообладателя. На основании п.3 ст.1286 ГК РФ прямо допускается заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.
В то же время экземпляр такого программного обеспечения, как указано выше, до заключения лицензионного договора мог быть реализован пользователю по договору купли-продажи его материального носителя. Т.е. реализация экземпляра по договору купли-продажи предшествует реализации прав по лицензионному договору. При этом оберточные лицензии обычно не содержат условий о вознаграждении, в связи с чем они в принципе не соответствуют требованиям закона о лицензионном договоре, т.к. на основании п.5 ст.1235 ГК РФ при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, не применяются.
В связи с отсутствием передачи прав на программное обеспечение в указанных случаях введенная Федеральным законом от 19. 07.2007 N 195-ФЗ льгота по НДС не подлежит применению.
Минфин РФ разделяет позицию, что операции по передаче прав на использование программного обеспечения при реализации их экземпляров на носителях в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), подлежат налогообложению НДС. Однако при этом Минфин РФ делает одну существенную оговорку, согласно которой НДС начисляется если на момент такой реализации не заключается лицензионный договор в письменной форме (см. Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/648, Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-07-15/44).
Таким образом, Минфин РФ оставляет открытой возможность применения льготы по НДС при передаче программного обеспечения на материальных носителях при правильном оформлении договорных отношений. В Письме от 29 декабря 2007 г. N 03-07-11/648 прямо указано, что при осуществлении организацией деятельности по распространению программных продуктов через сеть торговых посредников (дилеров, дистрибьюторов) с передачей неисключительных прав от организации-производителя через цепочку посредников до конечного потребителя на основе заключенных ими лицензионных договоров, то в соответствии с Федеральным законом от 19. 07.2007 N 195-ФЗ такие операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Аналогично может решаться вопрос и в случае поставки программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса на условиях ОЕМ. В таком случае покупается фактически предустановленное на компьютер программное обеспечение и в случае отсутствия отдельного лицензионного договора на его использование применение освобождения по НДС необоснованно. Однако поставка оборудования с установленным программным обеспечением может сопровождаться заключением лицензионного договора, вознаграждение по которому не будет облагаться НДС.
При предоставлении экземпляров программного обеспечения по лицензионному договору на материальных носителях в товарной упаковке вопрос об освобождении их от НДС также должен решаться положительно. Передача материального носителя лицензиату осуществляется в порядке исполнения обязательств по лицензионному договору, поэтому нет необходимости выделять их стоимость из лицензионного вознаграждения и начислять на нее НДС.
Как справедливо указывает Минфин РФ в Письме от 01.04.2008 N 03-07-15/44 указанные операции освобождаются от налогообложения независимо от способа передачи программ для ЭВМ и баз данных. Поэтому если при передаче указанных прав предоставляются материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также документация, технические средства защиты и другие принадлежности в упаковочной таре, необходимые для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности, передача таких материальных носителей и принадлежностей освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что их стоимость учтена в стоимости прав, передаваемых по лицензионным (сублицензионным) договорам. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками, в том числе материальных носителей, документации, технических средств защиты и других принадлежностей, использованных при осуществлении операций по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащих налогообложению, согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и к вычету не принимаются.
В то же время обращаем внимание, что в случае применения освобождения по НДС по сделкам с коробочным программным обеспечением и ОЕМ-продуктами необходимо учитывать высокие налоговые риски в связи с возможной переквалификацией сделок по следующим основаниям.
Передача прав «по цепочке» сроится на схеме сублицензирования. На основании закона лицензиат не может передать сублицензиату больше прав, чем сам получил по лицензионному договору. Таким образом, для предоставления сублицензиату прав на использование программ лицензиату нужно приобрести такие права, которые ему в принципе не требуются для реализации программ. В случае дистрибьюции коробочного ПО, его экземпляр уже введен в гражданский оборот путем тиражирования на материальных носителях и их продажи первым продавцом. Следовательно, право на воспроизведение и распространение экземпляров уже было использовано. Право на воспроизведение (инсталляцию) и функциональное применения продаваемого программного обеспечения дистрибьютору не требуется, т. к. его целью является последующей реализации, а не извлечении полезных свойств такого ПО. Конечному пользователю они также не нужны в силу приведенных ранее положений ст.1280 ГК РФ.
Такая же ситуация и с OEM продуктами: условия лицензионного соглашения принимаются установщиком программного обеспечения, далее такое программное обеспечение передается в составе оборудования и не требует от конечного пользователя повторного заключения лицензионного договора.
Таким образом, сублицензионные договоры на предоставление прав по коробочному программному обеспечению и OEM продуктам могут быть признаны притворными сделками, направленными на получение налоговой выгоды от применения льготы по НДС.
4
НДС по услугам технической поддержки и сопровождения программ и баз данных
В данном случае Минфин РФ высказывает мнение, что Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС выполнение работ по инсталляции программного обеспечения, а также оказание услуг по его сопровождению и технической поддержке (см. Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. N 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 12 января 2009 г. N 03-07-05/01).
В то же время такая трактовка представляется нам не вполне обоснованной. Можно вполне согласиться, что подобные услуги должны облагаться НДС в случае их оказания по отдельным договорам. Однако в некоторых случаях приобретение лицензии на сложное программное обеспечение ставится в зависимость от предоставления послепродажного сервиса, стоимость которого ранее включалась в лицензионное вознаграждение. Данные услуги являются дополнительными по отношению к предоставлению лицензии и направлены на увеличение ее потребительской ценности.
Как вариант для избежания налоговых рисков по НДС можно предложить замену услуг технического обслуживания и сопровождения продуктов на гарантийное обслуживание, предоставляемое в рамках лицензионного договора. Последнее также связано с обеспечением надлежащего функционирования программного обеспечения, однако не предусматривает взимания отдельной платы с НДС.
5
НДС при экспорте программ для ЭВМ и баз данных
На основании пп.4 п.1.1. ст.148 НК РФ, объект налогообложения НДС отсутствует, когда покупатель указанных ниже работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (экспорт услуг). Данные положения относятся к случаям импорта следующих услуг (работ):
• передачи, предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
• оказания услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
• оказания консультационных и услуг по обработке информации.
Готовое решение для вашего бизнеса
Software License Agreement
Более 8 вариантов международного контракта на лицензирование ПО конечному пользователю. Гарантия прохождения валютного и налогового контроля.
Ознакомиться с решением
В то же время реализация нерезиденту любых дополнительных работ и услуг по инсталляции, отладке, внедрению, технической поддержке, и сопровождению (за исключением консультационных услуг и услуг по обработке информации) программ для ЭВМ считается выполненной на территории России при осуществлении исполнителем (подрядчиком) своей деятельности на той же территории. На такие операции начисляется НДС в общем порядке.
Другим не менее важным вопросом является применение налоговой ставки НДС 0% при экспорте программ для ЭВМ и баз данных на различных материальных носителях (например, на CD-дисках).
Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров. Перечень работ (услуг) содержится в упомянутой норме и включает в себя работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Однако, как было указано выше, имущественные права не могут рассматриваться в качестве товара для целей налогообложения. Операции по передаче имущественных прав в п.1 ст.164 НК РФ не указаны.
В связи с эти следует обращать внимание на предмет внешнеэкономического договора. Если речь идет о продаже экземпляров произведений на материальных носителях для целей их дальнейшей перепродажи, стоимость последних не может рассматриваться в качестве вознаграждения за передаваемые права, т.е. заключен обычный договор поставки товара. Следовательно, при экспорте таких товаров подлежит применению ставка НДС 0% с последующим налоговым вычетом входящего НДС.
В случае же предоставления по внешнеэкономическому контракту имущественных прав на произведения, экземпляры которых поставлены покупателю, следует руководствоваться указанными выше положениями ст.148 НК РФ. Последнее было в частности подтверждено Постановлением Президиума ВАС РФ N 2617/05 от 02.08.2005 г.
Часть 1. Интеллектуальная собственность и имущественные права.
Часть 3. Налог на прибыль по операциям с программами для ЭВМ и базами данных
Некоторые положения статьи могут утратить актуальность. Прочтите последние материалы автора по налогообложению интеллектуальной собственности
Изменения НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
НДС на покупки внутри мобильного приложения
Виталий Селиванов, 2011
Юридическая фирма АйТи-Лекс
Авторское право Налоги ИТ-компании Лицензионный договор
Оценка:
НДС — Портал
НДС — Портал
Целью этой страницы является руководство для поставщиков/поставщиков , облагаемых налогом на добавленную стоимость , в отношении различных схем НДС, применимых к покупкам, осуществляемым Советом Европы в Страсбурге, Франция.
Приобретение товаров и услуг внешними бюро Совета Европы или в другой стране рассматривается в индивидуальном порядке.
Поставщики/поставщики, которые не облагаются НДС и кто представит счет-фактуру без НДС, на этой странице не рассматриваются.
Обзор
Совет Европы является международной организацией со штаб-квартирой в Страсбурге, Франция. Он был создан в соответствии с Уставом Совета Европы, подписанным 5 мая 1949 года в Лондоне, Соединенное Королевство. Она регулируется настоящим Уставом и различными соглашениями, уставными резолюциями и другими документами, относящимися к нему, которые предусматривают, среди прочего, привилегии и иммунитеты Организации. Он зарегистрирован во Франции под номером SIRET 778 860 080 00010 APE9.90З.
Как международная организация, Совет Европы не имеет номера плательщика НДС внутри Сообщества .
Должен рассматриваться как конечный потребитель, который платит НДС. Он не действует как юридическое лицо, облагаемое НДС, которое взимает НДС или обратные начисления. Сделки с Советом Европы рассматриваются как от «В» до «С», от бизнеса до потребителя.
При подаче своего предложения кандидаты/участники торгов должны всегда учитывать статус освобождения своего клиента (Совет Европы) и характер продажи, а также указывать место налогообложения (территориальность).
Как правило, Совет Европы:
- уплачивает НДС на товары и услуги, приобретенные во Франции или подлежащие налогообложению во Франции, — при предъявлении счета-фактуры, подготовленного в соответствии с правилами ЕС (см. «Обязательные элементы для указания на счет-фактура»)
- не платит НДС , но предоставляет сертификат об освобождении от НДС (статья 151 – Директива 2006/112/CE) для товаров и услуг, приобретенных или облагаемых налогом в Европейском Союзе (за исключением Франции и онлайн-покупок).
Этот сертификат должен быть запрошен Организацией у Администрации Франции до окончательного подписания контракта при предъявлении счета-фактуры без учета налогов (если есть сомнения относительно соответствия этого счета-проформы поставщику/ поставщик должен связаться с Организацией). Однако Совет Европы не может гарантировать выдачу сертификата, поскольку сертификат выдается администрацией Франции по запросу Совета. Если сертификат не присуждается, товары или услуги должны быть выставлены в счете с учетом налога.
Сертификат должен храниться в бухгалтерской службе поставщика/поставщика и представляться в налоговые органы для обоснования выставления счета-фактуры без учета налога.
Примечание: Для поставщиков/поставщиков из Европейского Союза, за исключением Франции: определенные покупки/услуги, направленные на коллективное или индивидуальное удовлетворение личных потребностей, не могут пользоваться сертификатом об освобождении и должны быть выставлены в счете с учетом налога. В таком случае поставщик/поставщик должен связаться с Организацией.
Территориальность
Общий принцип места налогообложения заключается в установлении поставщика, который будет выставлять счет на НДС, за который он несет ответственность. Однако существует несколько исключений. В частности, для онлайн-услуг и продажи товаров необходимо четко определить предложение, чтобы решить, применимо ли конкретное положение (см. полезные ссылки).
Для покупки товаров и услуг, облагаемых налогом во Франции , поставщик/поставщик должен четко указать свой Французский номер НДС внутри сообщества в его предложении и в счете-фактуре.
Для нефранцузских кандидатов/участников торгов, у которых нет такого номера, его можно получить, зарегистрировавшись в Управлении по налогам для нерезидентов (DINR), 10, rue du Centre, TSA 2011, 93465 Noisy-le Grand CEDEX. Франция — или выбрать альтернативную систему под названием «One Shop Stop» (OSS) (см. ссылку).
В случае закупки услуг или товаров , предоставляемых с помощью электронных средств (онлайн-услуги), а также услуг связи, радио- и телевещания, кандидаты/участники торгов должны четко указать свой французский номер плательщика НДС внутри сообщества в своем предложении и в счете-фактуре, или, если у них его нет, они должны зарегистрироваться в «едином окне» (OSS) НДС по своему выбору (см. Полезные ссылки).
Для экспортеров
Кандидаты/участники торгов, зарегистрированные в странах, отличных от Франции, должны включать в свою продажную цену все расходы (страхование, транспорт и т. д.), понесенные до места поставки в соответствии с Инкотермс 2020 «DAP – Страсбургский Совет Европы». В них должен быть четко указан код таможенного оформления (код ТН ВЭД) товара и подлежит ли он ветеринарному, экологическому или иному контролю.
За некоторыми исключениями, товар будет доставлен к нам по транзитному документу Т1.
За некоторыми исключениями, Совет Европы сам занимается формальностями ввоза во Францию на основании дипломатического исключения.
Организация должна запросить это дипломатическое освобождение от французской администрации до окончательного подписания контракта и при предъявлении проформы счета-фактуры без учета налогов.
Примеры
ВАЖНО: Следующие примеры, для которых выставление счета-фактуры НДС различается в зависимости от места налогообложения, даны только в информационных целях. Во всех случаях необходимо согласовать с Организацией, какое правило следует применять.
Как правило, счета-фактуры , включая налог (французский НДС), касаются следующих покупок/услуг:
- Покупка физических товаров, доставленных из Франции;
- Дистанционная продажа товаров (онлайн-покупки)
- Услуги, связанные со зданиями Организации во Франции, например архитектурные работы;
- Работы и экспертиза материального имущества, физически выполняемые во Франции, например, ремонт;
- Услуги, связанные с культурной, научной и образовательной деятельностью, осуществляемой во Франции, например обучение;
- Телекоммуникации, радио- и телевещание или услуги, предоставляемые с помощью электронных средств и т. д.
Как правило, счета без налога относятся к следующим покупкам/услугам:
- Покупка физических товаров, таких как мебель, бумага, книги и публикации, фармацевтическая продукция, ИТ-оборудование и т. д., доставляемых из страны Европейский союз, кроме Франции и дистанционные продажи;
- Аренда материального имущества, кроме транспортных средств, например аренда помещений и технического оборудования;
- Услуги по рекламе и продвижению, такие как рекламные кампании и объявления;
- Консультационные услуги и исследования, такие как консультации и экспертиза;
- Услуги по обработке данных, такие как переводы и т. д.
Обязательные элементы для указания в счетах-фактурах
- Для налогообложения во Франции: в дополнение к другой обязательной информации в счетах-фактурах должна быть указана сумма до налогообложения, ставка и сумма НДС и сумма после налогообложения.
- Для налогообложения во Франции товаров и услуг, предоставляемых с помощью электронных средств (дистанционные продажи): в дополнение к другой обязательной информации в счетах-фактурах должна быть указана сумма до налогообложения, ставка и сумма налога, за которыми следует фраза «французский НДС», и сумма после уплаты налогов и фраза «Французский НДС, полученный и уплаченный единому окну из [страны]».
- Для налогообложения в стране ЕС, кроме Франции: в счетах-фактурах должна быть указана сумма до налогообложения и фраза «Покупка/услуга внутри сообщества освобожденной организации: статьи 143 и 151 Директивы 2006/112/CE». Если упоминается НДС, ставка НДС и сумма НДС должны отображаться как «0» (см. полезные ссылки).
Полезные ссылки
Настоятельно рекомендуется ознакомиться с дополнительной информацией на следующих интернет-сайтах:
- Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (Париж, 2.IX.1949 г.) — Статья 7 (Договор № 2)
- Директива Совета 2006/112/CE Совета от 28 ноября 2006 г. об общей системе налога на добавленную стоимость (статья 151)
- Директива Совета 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 г., касающаяся общих положений об акцизном сборе
- Налогообложение и Таможенный союз для бизнеса (сайт Европейской комиссии)
- Служба поддержки НДС (сайт Европейской комиссии)
- Модернизация НДС для трансграничной электронной коммерции и новые схемы OSS (сайт Европейской комиссии)
- Путеводитель по мини-центру единого окна для НДС (MOSS)
- Информация для иностранных компаний на сайте Дирекции по налогам и сборам с нерезидентов (DINR – бывшая DRESG)
- Правила ЕС по выставлению счетов-фактур НДС
Налог на добавленную стоимость | Департамент доходов (английский сайт)
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в Таиланде с 1992 года вместо налога на прибыль (BT). НДС — это косвенный налог, взимаемый с добавленной стоимости на каждом этапе производства и распределения.
1. Налогооблагаемое лицо
Любое физическое или юридическое лицо, которое регулярно поставляет товары или оказывает услуги в Таиланде и имеет годовой оборот, превышающий 1,8 миллиона бат, облагается НДС в Таиланде. Услуга считается оказанной в Таиланде, если услуга предоставляется в Таиланде, независимо от того, где она используется, или если она предоставляется в другом месте и используется в Таиланде.
Импортер также облагается НДС в Таиланде, независимо от того, является он зарегистрированным лицом или нет. НДС будет взиматься таможенным управлением в момент импорта товаров. Некоторые предприятия исключены из НДС и вместо этого будут облагаться специальным налогом на бизнес (SBT). В рамках НДС под налогооблагаемыми товарами понимаются все виды имущества, материального или нематериального, независимо от того, доступны ли они для продажи, для собственного использования или для любых других целей. Сюда также входят любые виды товаров, ввозимых в Таиланд. Услуги относятся к любой деятельности, осуществляемой в интересах физического или юридического лица, которая не является поставкой товаров.
2. Освобождение
Определенные виды деятельности освобождаются от НДС. Эти виды деятельности:
Малый предприниматель, годовой оборот которого составляет менее 1,8 млн. бат;
Продажа и импорт необработанной сельскохозяйственной продукции и сопутствующих товаров, таких как удобрения, корма для животных, пестициды и т. д.;
Продажа и импорт газет, журналов и учебников;
Некоторые основные услуги, такие как:
транспорт: внутренние и международные наземные перевозки;
медицинские услуги, предоставляемые государственными и частными больницами, а также клиниками;v
образовательные услуги, предоставляемые государственными и частными школами и другими признанными учебными заведениями;
профессиональные услуги: Медицинские и аудиторские услуги, услуги адвоката в суде и другие аналогичные профессиональные услуги, в отношении которых действуют законы, регулирующие такие профессии;
доход от бизнеса, торговли, сельского хозяйства, промышленности, транспорта или любой другой деятельности, не указанной ранее.
Услуги в области культуры, такие как любительский спорт, услуги библиотек, музеев, зоопарков;
Услуги по найму рабочей силы, научно-технические услуги и услуги артистов;
Товары, освобожденные от ввозных пошлин в соответствии с Законом о промышленной собственности, ввозимые в Зоны обработки экспорта (ЗЭП) и в соответствии с Главой 4 Закона о таможенных тарифах;
Импортные товары, находящиеся под надзором Таможенного департамента, которые подлежат реэкспорту и имеют право на возмещение ввозных пошлин; и
Прочие услуги, такие как религиозные и благотворительные услуги, услуги государственных учреждений и органов местного самоуправления.
3. Налоговая база
3.1 Товары и услуги общего назначения
Налоговая база НДС представляет собой общую стоимость, полученную или подлежащую получению в результате поставки товаров или услуг. Стоимость означает деньги, собственность, возмещение, плату за услуги или любые другие выгоды, которые можно определить в денежном выражении. Налоговая база также будет включать любой Акцизный налог, возникающий в связи с такой поставкой. Однако налоговая база не включает сам налог на добавленную стоимость и не включает какие-либо скидки или надбавки, но только в том случае, если скидки или надбавки четко указаны в налоговых счетах-фактурах.
3.2 Импортные товары
Налоговая база = C.I.F. цена + импортная пошлина + акциз (если есть) + другие налоги и сборы (если есть)
3.3 Экспортируемые товары Налоговая база = F.O.B. цена + акцизный налог (если есть) + другие налоги и сборы (если есть)
4. Ставки налогов
4.1 Общая ставка
В настоящее время ставка составляет 7 процентов.
4.2 Нулевая процентная ставка
Некоторые виды деятельности облагаются НДС по нулевой ставке. Эти мероприятия включают в себя:
экспорт товаров;
услуг, оказываемых в Таиланде и используемых за пределами Таиланда в соответствии с правилами, процедурой и условиями, установленными Генеральным директором;
воздушные или морские суда, осуществляющие международные перевозки;
поставка товаров и услуг государственным учреждениям или государственным предприятиям в рамках программы иностранной помощи;
поставка товаров и услуг Организации Объединенных Наций и ее учреждениям, а также посольствам, генеральным консульствам и консульствам;
поставка товаров и услуг между таможенными складами или между предприятиями, расположенными в ЗЭП.
5. Время поставки
Время поставки товаров или услуг важно, поскольку оно определяет, когда зарегистрированное лицо должно отчитываться по НДС. Время поставки будет определяться следующим образом:
5.1 Товары
5.1.1 Товар общего назначения, самый ранний из:
время доставки; или
при передаче права собственности на товары; или
произведен платеж; или
выставляется налоговая накладная.
5.1.2 Продажа в рассрочку или в рассрочку, самое раннее из:
время каждого платежа; или
произведен платеж; или
выставляется налоговая накладная.
5.1.3 Поставка товаров на условиях консигнации, самое раннее из:
времени, когда грузополучатель осуществляет доставку или передачу; или
>право собственности на товары покупателю; или
произведен платеж; или
выставляется налоговая накладная.
5.1.4 Импорт, самый ранний из:
момента уплаты импортной пошлины; или
выставляется гарантия; или
оформляется поручитель; или
выдается коносамент.
5.1.5 Экспорт, самый ранний из:
момента уплаты экспортной пошлины; или
выставляется гарантия; или
оформляется поручитель; или
выдается коносамент; или
товаров отправляются из Таиланда в ЗЭП; или
товаров вывозится с таможенного склада.
5.2 Услуги
5.2.1 Как правило, самое раннее из:
время совершения платежа; или 9выставляется налоговая накладная 0179; или используется услуга
.
5.2.2 Договор на оказание услуг, по которому оплата производится в соответствии с оказанной услугой, самое раннее из:
время осуществления платежа; или выставлен счет-фактура
; или используется услуга
.
5. 2.3 Импорт
в момент совершения платежа.
6. Налоговый счет-фактура
Физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика НДС, обязано выставлять налоговые счета каждый раз при совершении операций с указанием подробностей характера и стоимости проданных товаров или оказанных услуг, а также суммы подлежащего уплате НДС. Налоговая накладная используется в качестве доказательства для получения кредита по входному налогу. Налоговая счет-фактура должна содержать как минимум следующие элементы;
Слово «Налоговая накладная» на видном месте,
Наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика, выдавшего,
Наименование и адрес покупателя или клиентов,
Порядковые номера налоговой накладной и книги учета налоговых накладных (если применимо),
Описание, стоимость и количество товаров или услуг;
Сумма НДС к уплате и
Дата выдачи.
7. Расчет налога
Обязательство по НДС = исходящий налог — исходный налог
«Исходящий налог» — это налог, взимаемый или подлежащий уплате лицом, зарегистрированным в качестве плательщика НДС, со своих клиентов при поставке товаров или услуг.
«Предварительный налог» — это налог, взимаемый другим зарегистрированным лицом при любой покупке товаров или оказании услуг. Этот термин также включает любые налоги, взимаемые с импортируемых товаров.
8. Возврат
Ежемесячно, если входящий налог превышает исходящий налог, налогоплательщик может требовать возмещения либо в виде наличных денег, либо в виде налогового кредита, который будет использоваться в последующие месяцы. Поэтому при нулевой ставке налогоплательщик всегда будет иметь право на возмещение НДС. Что касается неиспользованного входящего налога, он может быть зачтен в счет исходящего налога в течение следующих 6 месяцев. Однако возмещение может быть запрошено только в течение 3 лет с последнего дня подачи заявки.
Некоторые входящие налоги, например налог на представительские расходы, не подлежат зачету по НДС. Однако эти не подлежащие зачету входящие налоги могут вместо этого использоваться в качестве вычитаемых расходов в соответствии с налогом на прибыль корпораций (КПН).
9. Регистрация НДС
Любое физическое или юридическое лицо, которое обязано платить НДС в Таиланде, должно зарегистрироваться как физическое или юридическое лицо, зарегистрированное как плательщик НДС (форма НДС 01), до начала ведения бизнеса или в течение 30 дней после того, как его доход достигнет порогового значения. Заявка на регистрацию должна быть подана в районное налоговое управление, если предприятие находится в Бангкоке, или в районное налоговое управление, если оно находится в другом месте. Если налогоплательщик имеет несколько филиалов, заявление о регистрации необходимо подать в налоговую инспекцию по месту нахождения головного офиса.
10. Налоговая декларация и уплата
Периодом налогообложения НДС является календарный месяц. Поэтому декларация по НДС должна подаваться ежемесячно. Декларация по НДС (форма НДС 30) вместе с уплатой налога, если таковая имеется, должна быть представлена в региональный отдел доходов в течение 15 дней следующего месяца.