Программа основы финансовой грамотности: Рабочая программа по финансовой грамотности по ФГОС

Содержание

Программа «Финансовая грамотность»

Цель программы «Финансовая грамотность» — содействие формированию финансово грамотного человека и общества в целом. Мы создаем доступные образовательные инструменты в области финансов, экономики и права для педагогов, родителей и детей от 5 до 18 лет.



Методика


Ответ на вопрос «Чему необходимо обучать детей в области финансов и с какого возраста?» сформирован в виде карты компетенций, которая является методологической основой для создания любого продукта программы.


Материалы находятся в открытом доступе. Вы можете использовать их на занятиях с детьми и для самостоятельного изучения. Их особенностью является:

  • содержание с актуальными для детей от 5 до 18 лет ситуациями и героями;
  • интерактивный формат обучения: игры живого действия, онлайн-приложения, задания, дискуссии, упражнения и т. п.;
  • контент, представленный в виде готовых к использованию сценариев/игр и уроков.


Разработчиками образовательной программы являются специалисты в области педагогики и психологии, преподаватели и методисты высшего образования, профессионалы из экономической и финансовой областей банковского сектора и эксперты по работе с воспитанниками детских домов и детьми с интеллектуальными нарушениями из благотворительных организаций.


Направления программы «Финансовая грамотность»
Цифры программы

Отзывы экспертов


К. Д. Климентьев Эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения, сертифицированный тьютор по финансовой грамотности АПК и ППРО при Министерстве образования РФ, основатель курсов в области финансовой грамотности и предпринимательства для подростков «Prospect»

«Уровень финансовой грамотности оказывает существенное и значительное влияние на благосостояние населения. Неумение грамотно распоряжаться своими доходами и отсутствие простейших навыков планирования, как и непонимание принципов работы большинства финансовых институтов и инструментов, приводят к уязвимости граждан перед финансовыми мошенниками, росту долгов населения и отказу от использования современных финансовых возможностей для сбережения и накопления. При этом, группой населения, от которой напрямую зависит уровень финансовой грамотности населения в будущем, логично являются дети».


Л. М. Брайнис Директор Благотворительного фонда для приемных детей «Шалаш»

«По-моему, это очень важный курс. Особенно для детей, у которых очень ограниченный опыт взаимодействия с деньгами. Дети, выросшие в детских домах, с большой вероятностью никогда не видели взрослых, которые осознанно взаимодействуют с деньгами (накапливают или вкладывают, понимают хотя бы на базовом уровне работу финансовых инструментов). Я надеюсь, что этот курс поможет хоть немного восполнить недостающий пробел в опыте и навыках».



А. Зеленцова Cтратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

«Сегодня школа сама может решать, какой предмет ей выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители, школьные советы. И многие учебные заведения выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Многие учебные заведения уже ввели курс финансовой грамотности с начальной школы до выпускных классов».


О.  В. Тихомирова Cоучредитель и директор АНО «Центр равных возможностей для детей — сирот «Вверх»», культуролог, преподаватель культурологии, истории и обществознан

«Новый смартфон или три месяца полноценного питания? При всей простоте, для многих вчерашних детдомовцев выбор совсем не очевидный. Для нас было очень важно участвовать в разработке курса по финансовой грамотности, который поможет избежать многих ошибок и проблем молодым людям, начинающих самостоятельную жизнь».



Э. И. Мухтярова Учитель истории и обществознания, зам. директора по научно-методической работе МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина» г. Набережные Челны Республики Татарстан, заслуженный учитель Республики Татарстан, канд. Филос. наук, региональный тьютор по финансовой грамотности

«Карта компетенций по финансовой грамотности… представлена в наглядном структурированном виде; раскрывает компонентный̆ состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной̆ компетенции) и оценки. Карта компетенций – незаменимый инструмент для учителя. Обращаюсь к ней при разработке новых заданий, составлении проекта учебного плана по финансовой грамотности, а также по ней удобно сверять обеспеченность всех компетенций при реализации образовательной программы по финансовой грамотности».



О. П. Артёмова Учитель математики МБОУ «Льговская СШ», Рязанская обл.

«Пользуюсь Курсом межпредметных заданий — очень полезный и удобный инструмент для встраивания актуальных и современных задач в уроки по математике. Дети (5, 6 классов) с удовольствием решают и придумывают свои задания по ходу занятия. Больше всего детям нравятся задачи на «современный лад», то есть из жизненных примеров. Спасибо большое за качественный контент!»


Н.  Г. Дикур, Е. В. Соломкина Старшие воспитатели ГБОУ «Московская международная школа»

«В сентябре 2019 года апробировали материалы Курса «Юный финансист» в подготовительных группах (6-7 лет), курс вызвал большой интерес у детей: занятия разнообразные, творческие, активные и познавательные. В результате дети успешно и с удовольствие разрабатывают «Личный финансовый план» по достижению своей мечты».


Е. Ю. Назарова Старший воспитатель ГБОУ школа № 2103, г. Москва

«Курс по финансовой грамотности для старших дошкольников и начальной школы «Юный финансист» — практическое пособие, которое в результате его прохождения и применения полученных знаний на практике научит детей старшего дошкольного возраста грамотно распределять семейный бюджет и оперировать наличными деньгами, а с возрастом, применяя полученные знания и навыки, «юные финансисты» станут успешными, финансово независимыми людьми и хозяевами своей судьбы».


З. В. Редько Директор МАОУ «Лицей № 78 им А.С. Пушкина», г. Набережные Челны

«Высокий профессионализм, доброжелательность, умелое выстраивание образовательного пространства — всё это о команде руководителей, экспертов и модераторов Конференции. Благодаря насыщенной программе Конференции, учителя смогли получить компетентную, полезную и необходимую информацию, познакомились с различными подходами в реализации программ по финансовой грамотности, получили ответы на интересующие вопросы в области функционирования финансовых институтов. Выражаем слова искренней благодарности организаторам Конференции — профессионалам в сфере реализации программы «Финансовая грамотность»!»


К. Д. Климентьев Эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения

«Карта компетенций позволяет легко и грамотно простроить образовательный трек ребенка, охватив все необходимые темы, и увеличивать уровень освоения компетенций постепенно».


Учебная программа повышения квалификации и аттестации тьюторов «Основы финансовой грамотности» – портал Вашифинансы.рф

Учебно-методический комплект к учебной программе по повышению квалификации тьюторов в области финансовой грамотности

Описание

Целью данной учебной программы является совершенствование практических знаний и навыков у тьюторов в области финансовой грамотности. Комплект включает в себя программу курса (учебный план, содержание курса, формы и методы обучения, материально-техническое обеспечение занятий), учебно-методические комплекты к темам курса (конспекты лекций, сценарии семинаров, практические задания, тестовые задания)

Автор продукта, координаты

Руководитель проекта: Е.В. Маркина, +7(495)625-56-52,+7(495)624-08-09?, +7(495)625-29-26, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Особенности применения продукта

Материал приспособлен для размещения в сети Интернет. Предусмотрена очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Наличие компьютера, проектора.

Опыт применения продукта

Обучение проводилось на базе ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» по очной (30 чел.), очно-заочной (31 чел) и заочной формах обучения (45 чел)

Актуальность материала

Материал актуален на 31.08.2016 г.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», +7(495)625-56-52,+7(495)624-08-09?, +7(495)625-29-26, www.fa.ru

Материалы по теме

  • 100047.1.001 — Учебная программа переподготовки и аттестации тьюторов «Тьютор в области финансовой грамотности»
  • 100047.1.003 — Учебная программа по теме «Финансовая система и финансы домохозяйств» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.004 — Учебная программа по теме «Способы экономии, формирования сбережения и инвестирования финансовых ресурсов домохозяйств» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047. 1.005 — Учебная программа по теме «Основные продукты и услуги банковской сферы» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.006 — Учебная программа по теме «Основные продукты и услуги инвестиционной сферы» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.007 — Учебная программа по теме «Основные продукты и услуги страховой сферы» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.008 — Учебная программа по теме «Принципы подбора банковских, инвестиционных и страховых продуктов для различных финансовых целей» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.009 — Учебная программа «Принципы персонального финансового планирования» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.010 — Учебная программа по теме «Особенности проведения мероприятий по финансовому просвещению для различных категорий населения» для подготовки тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.011 — Учебная программа по теме «Финансовая система и финансы домохозяйств» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047. 1.012 — Учебная программа по теме «Способы экономии, формирования сбережения и инвестирования финансовых ресурсов домохозяйств» для повышения квалификации по финансовой грамотности
  • 100047.1.013 — Учебная программа по теме «Основные продукты и услуги банковской сферы» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.014 — Учебная программа по теме «Основные продукты и услуги инвестиционной сферы» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.015 — Учебная программа по теме «Основные продукты и услуги страховой сферы» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.016 — Учебная программа по теме «Принципы подбора банковских, инвестиционных и страховых продуктов для различных финансовых целей» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.017 — Учебная программа по теме «Принципы персонального финансового планирования» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047. 1.018 — Учебная программа по теме «Особенности проведения мероприятий по финансовому просвещению для различных категорий населения» для повышения квалификации тьюторов по финансовой грамотности
  • 100047.1.019 — Информационные и образовательные материалы к тематическому разделу «Финансы домохозяйств»
  • 100047.1.020 — Информационные и образовательные материалы к тематическому разделу «Услуги в банковском и финансовом секторе»
  • 100047.1.021 — Информационные и образовательные материалы к тематическому разделу «Личные финансы»
  • 100047.1.022 — Информационные и образовательные материалы к тематическому разделу «Защита прав потребителей финансовых услуг»
  • 100047.1.023 — Учебное пособие «Финансовый календарь домохозяйства»

акция, аннуитетный платеж, банковский продукт, банковский счет, бездокументарный, бережливый, биржа, биржевой, вексель, взаимное, вклад, внебиржевой, выгода, государственное, государственное регулирование, добровольное, договор, доходность, залог, залогодатель, знание, инвестиции, инвестор, интернет, интернет-банкинг, инфраструктура, карточный, контрактные, кредит, ликвидность, лимитированный, металлический, металлический счет, модель поведения, мультивалютный, мультимедийное средство, надежность, неорганизованный, облигация, объект страхования, остаточные, ответственность, пай, платежная система, пополняемый, портфель, портфельные, посредник, предъявительский, процентная ставка, публичный, равновесие, развитие, рациональность, риск, рисковые инвестиции, рынок, сберегательное поведение, сейф, сертификат, социальная защита, ссудный счет, страхование, страховая сумма, страховой продукт, страховой риск, страховой тариф, структура, субъект, текущий, транзакционные издержки, уровень, условная, уставный фонд, ущерб, фактор, физическое лицо, финансовое положение, франшиза, ценная бумага, человеческий капитал, человеческий фактор, эмиссия, эмитент, юридическое лицо, ячейка

Основы финансовой грамотности – образование

Преподавание личных финансов в классе стало проще

Наша новая учебная программа по финансам помогает учащимся познакомиться с основами личных финансов. Прежде чем они смогут успешно воплотить финансовые темы в жизнь в своей жизни, они должны быть в состоянии понять основные финансовые темы, такие как кредитные рейтинги и долги.

Мы знаем, что личные финансы не являются обязательным требованием для большинства школ, поэтому попытки найти время, чтобы интегрировать их в вашу учебную программу, могут быть трудными. Мы создали курс, предназначенный для преподавателя или ученика, асинхронный в классе или дома и в первую очередь адаптированный для мобильных устройств.

Преодоление разрыва в достатке

Преодоление разрыва в благосостоянии школьный год.

1 из 14 учащихся

Это число резко снижается в школах, в которых более 75% чернокожих и коричневых учащихся.

1 из 13 учащихся

В школах существует явный разрыв, где 75%+ учащихся имеют право на бесплатный обед со скидкой.

Несправедливое распределение образования в сфере личных финансов, вероятно, увеличит существующие расовые и социально-экономические различия в наших сообществах. 1 . Intuit стремится восполнить этот пробел и предоставить доступ к качественному обучению в области личных финансов для всех студентов.

Курс Intuit «Основы финансовой грамотности»

Этот курс является бесплатным мобильным курсом для студентов, желающих улучшить свои навыки финансовой грамотности. Учебные модули можно изучать в классе или дома в удобном для учащихся темпе. Они состоят из 7 модулей, посвященных таким темам, как составление бюджета, кредитные карты, сбережения и т. д. Курс поможет вам измерить уровень знаний ваших учеников и запланированное поведение на будущее.

Начало работы

Учебный план курса

Основы финансов

Темы включают: здоровые финансовые привычки, семейные разговоры о деньгах, текущие счета, сберегательные счета, кредитные карты и т. д. , управление задолженностью, предотвращение комиссий за овердрафт и многое другое 

Повышение финансовой устойчивости

Темы включают: как накопить на случай чрезвычайной ситуации, составление бюджета во время кризиса, облегчение ипотечного кредита и многое другое

College Financials

Темы включают: оплата обучения в колледже, планы 529, понимание ваших кредитов, бюджетные лайфхаки для колледжа, подготовка к выпускному и т. д. образ жизни, сберегательные счета на здоровье и т. д.

Подготовка к пенсии

Темы включают: планы 401(k), аннуитеты, пенсионные счета, устойчивое инвестирование и т. д.

Успех стартапа малого бизнеса

Темы: финансовое благополучие предпринимателей, разработка бизнес-плана, финансовая отчетность малого бизнеса и т. д.

Превратите финансовые концепции в реальность

После того, как ваши студенты пройдут этот курс, принесите в класс бесплатные реальные инструменты для обучения деньгам основы в сочетании с нашими проектными учебными симуляциями и курсовыми работами.

После того, как ваши учащиеся пройдут этот курс, принесите в класс бесплатные инструменты из реальной жизни, чтобы обучать основам работы с деньгами в сочетании с нашими учебными симуляциями на основе проектов и курсовыми работами.

Учащиеся могут практиковаться в реальных сценариях составления бюджета, сбережений и кредитного рейтинга с помощью бесплатной симуляции Mint.

Создание основы для финансовой грамотности

Инструменты для обучения и изучения экономики Раннее

Вы можете подумать, что история о парикмахерской не может научить детей такому сложному предмету, как экономика. Но Эндрю Хилл, главный преподаватель Федерального резервного банка Филадельфии, сказал, что вы можете быть удивлены.

«Парикмахерская дяди Джеда — это история о начинающем парикмахере, который сталкивается с трудностями, пытаясь открыть собственную мастерскую, — сказал Хилл. «Это часть учебного плана, который мы создали много лет назад, но я до сих пор слышу, как учителя используют его для введения экономики в свои классы в очень раннем возрасте».

Апрель — месяц финансовой грамотности, но ФРС занимается преподаванием личных финансов и экономики круглый год. Расширение знаний и навыков потребителей, чтобы они могли принимать обоснованные финансовые решения, является частью миссии нашего банка по поддержке экономически здоровых домохозяйств и сообществ.

Хилл занимается этой работой в ФРБ Филадельфии почти 20 лет. Его работа посвящена тем важным ранним годам, когда основа финансового образования только формируется — некоторые учебные программы даже используются в классах дошкольного образования.

— Нельзя начинать слишком рано, — сказал Хилл. «Чем раньше учащийся узнает, как работает экономика и как его привычки к расходам и сбережениям могут повлиять на варианты, которые могут быть ему доступны с точки зрения жилья, кредита и даже перспектив трудоустройства, тем лучше они будут подготовлены к тому, чтобы сделать более разумный выбор. ”

Команда Hill’s создает и управляет широким спектром учебных ресурсов и программ профессионального развития для учителей начальной, средней и старшей школы. Некоторые из них представляют собой однодневные семинары, в то время как другие представляют собой более долгосрочные тренинги, которые предлагают поддержку учебной программы и возможности обучения с другими педагогами в Третьем округе, включая восточную Пенсильванию, южный Нью-Джерси и Делавэр, а также нацию. Учителя также получают кредит профессионального развития в своих штатах за участие.

Каждый год наша команда по экономическому образованию обучает около 300 учителей по всей стране, в основном в нашем округе. По оценкам, эти учителя ежегодно обучают более 20 000 студентов. В период пандемии тренировки продолжились, перейдя в виртуальный формат.

«Виртуальный переход был и выгодным, и невыгодным, — сказал Хилл. «Поскольку мы разработали асинхронные курсы, на которых учителя могли учиться в своем собственном темпе, это обеспечило гибкость».

Но Хилл также отметил, что часть спонтанного сотрудничества была потеряна, и в целом многие учителя чувствовали усталость от постоянно развивающейся виртуальной среды обучения.

«Мы планируем сохранить некоторые из хорошо зарекомендовавших себя онлайн-курсов, но мы также стремимся вернуться к нашим программам профессионального развития для учителей», — сказал он.

Предоставление ключей к финансовому успеху

Одной из популярных программ является «Ключи к финансовому успеху». Программа, созданная в рамках партнерства между Федеральным резервным банком Филадельфии и Центром экономического образования и предпринимательства Университета Делавэра, предназначена для повышения финансовой грамотности учащихся старших классов. На сегодняшний день по программе прошли обучение более 400 учителей, и в настоящее время этот курс предлагают около 180 школ.

Программа состоит из 47 уроков, разделенных на девять тем, которые охватывают все: от банковского дела и кредита до жилья и транспорта, карьеры и планирования и многого другого. На протяжении всего курса студентам предлагается критически мыслить, решать проблемы и принимать решения по темам личных финансов, с которыми они могут столкнуться во взрослом возрасте.

«Многие учащиеся не осознают ценности курса, пока не закончат его, — сказал Чарльз Дил, учитель средней школы Нешамини в округе Бакс, штат Пенсильвания. «Ко мне возвращались студенты и говорили: «Я смог купить дом, потому что вы рассказали нам об ипотеке и графиках амортизации»» 9.0004

Курс адаптируется к изменяющимся условиям и является гибким, поскольку его можно преподавать в темпе, соответствующем уровню навыков учащихся. Учителя, испытавшие на себе участие в программе, видят, какую пользу она приносит своим ученикам.

«Некоторым [студентам] этот курс помог выбрать карьеру в области маркетинга, бизнеса или финансов», — сказала Линда Хьюз, учитель региональной средней школы Clearview в Маллика-Хилл, штат Нью-Джерси. «Вы часто не понимаете, какое влияние вы окажете на своих учеников».

По словам Шерри Смит-Ричардсон, преподавателя социальных наук в средней школе Франклина в Сомерсете, штат Нью-Джерси, которая ведет этот курс более семи лет, уроки «Ключей к финансовому успеху» выходят далеко за рамки классной комнаты.

— Я продолжаю использовать слово «расширять возможности», — сказала она. «Вот что мы должны делать с молодежью, мы должны расширять их возможности. Потому что это наша работа — работа моего поколения — подготовить нашу молодежь со знаниями, которые им нужны, чтобы выйти в мир и завоевать его».

Чтобы узнать больше о предстоящих образовательных семинарах Банка, посетите образовательный раздел Банка на нашем веб-сайте.

Укрепление финансового благополучия в кампусе колледжа

Наши программы финансового благополучия охватывают не только маленьких детей; они также ориентированы на молодых людей. Два недавних дополнения, Career Forward и Operation Uplift, направлены на то, чтобы помочь студентам колледжей получить финансовые знания и навыки, которые помогут им успешно перейти от студенческой жизни к карьере.

Career Forward предоставляет индивидуальное наставничество и доступ к ежемесячным вебинарам, посвященным финансовым темам и дающим советы по карьере. Эта программа, запущенная ранее в этом году совместно с Университетом Темпл, доступна для всех специальностей, но только для студентов, поступающих на младший курс.

«Эта программа направлена ​​на то, чтобы помочь студентам колледжей планировать свое будущее», — сказала Фатима Мбоуп, научный сотрудник исследовательского отдела Банка. «В Банке у нас есть много молодых карьеристов, которые знают, как ценна индивидуальная поддержка во время перехода от университетской жизни к трудовой жизни, которая часто включает в себя множество важных финансовых решений».

Operation Uplift — еще одна программа, предназначенная для помощи учащимся. Банк изучает возможность проведения информационно-разъяснительных мероприятий в колледжах и университетах Третьего округа, где раньше жили чернокожие. Программа направлена ​​на изучение широкого круга тем финансового благополучия, таких как студенческие кредиты и сбережения, которые могут не освещаться в традиционных курсовых работах. Эту инициативу возглавляют Робин Майерс, Кен Бентон и Тесия Лемель, работающие в Отделе надзора, регулирования и кредитования Банка.

«Реальность такова, что в нашем регионе существует резкое экономическое неравенство в отношении домовладения, сбережений и накопления капитала, которое нам необходимо решить», — сказал Бентон, главный специалист Банка по регулированию прав потребителей. «Если мы сможем начать формировать это финансовое образование и осведомленность раньше, когда молодые люди будут принимать решения, которые потенциально могут следовать за ними во взрослой жизни, мы сможем изменить эти результаты».

  1. Высказанные здесь взгляды принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения Федерального резервного банка Филадельфии или Федеральной резервной системы.