16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования. Согласно законодательству о лицензировании понятие лицензия означает


206. К торговому законодательству не относятся:

А. Указы Президента РФ.

Б. Нормативные акты Центрального банка РФ.

В. Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ.

207. Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ:

А. Являются источниками коммерческого права.

Б. Являются источниками коммерческого права, если содержат нормы о правовом статусе предпринимателя и/или о коммерческой деятельности.

В. Не являются источниками коммерческого права.

208. Российский закон, в котором содержатся положений о коммерческой деятельности:

А. Торговый кодекс.

Б. Гражданский кодекс.

В. Закон «О сертификации».

209. В коммерческом праве применяются следующие методы правового регулирования:

А. Метод обязательных предписаний и метод рекомендаций.

Б. Метод автономных решений (метод согласования).

В. Все вышеназванное.

210. Корпоративные нормы содержатся:

А. В нормативно-правовых актах органов государственной власти.

Б. В нормативных актах, принимаемых самими хозяйствующими субъектами.

В. Все вышеназванное.

ТЕМА. Государственное регулирование коммерческой деятельности

выбрать один правильный ответ из предложенных.

211. К формам государственного регулирования коммерческой, деятельности относятся:

А. Хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и ликвидации предприятий и организаций, управлению собственностью; профессиональная деятельность по производству и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с целью извлечения прибыли.

Б. Государственная регистрация предпринимателей; лицензирование отдельных видов деятельности; антимонопольное, налоговое, валютное и таможенное регулирование.

В. Юридические акты федеральных органов, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, международные договоры.

Г. Федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ.

212. Государственная регистрация юридического лица должна основываться на принципах:

А. Публичности внесенных в реестр сведений.

Б. Общеизвестности внесенных в реестр сведений.

В. Достоверности внесенных в реестр сведений.

Г. Все вышеназванное.

213. Согласно законодательству о лицензировании понятие «лицензия» означает:

А. Признание исключительного права (интеллектуальной собственности) юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Б. Разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю,

В. Сертификат соответствия поставляемой продукции, выполненных работ, оказанных услуг обязательным требованиям государственных стандартов, выданный государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Г. Документ уполномоченного федерального органа исполнительной власти о внесении в государственный реестр сведений о создании юридического лица.

studfiles.net

Понятие лицензирования.

Определение лицензирования дается в статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Итак, из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан.

Федеральным законом выделяются объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным Законом.

В ст.2 Закона о лицензировании применяются также следующие основные понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с данным Федеральным законом;

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

В соответствии с Законом (ст. 4) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию - это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:

  • защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование - это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований законодатель предусмотрел и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается соответствующими государственными органами. Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии лицензирующим органом взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Нужно отметить, что лицензионные сборы составляют не последнюю строку бюджета Российской Федерации.

После получения заявления, лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

1 наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

2 несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, срок действия лицензии выдаваемой на осуществление международной туристической деятельности, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.12.95 г. N 1222 "О лицензировании международной туристической деятельности" , выдается сроком на три года.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

students-library.com

16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

1) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр;

2) фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр;

3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

4) лицензируемый вид деятельности который соискатель лицензии намерен осуществлять.

5) копии учредительных документов;

6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

7) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в заявлении и документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КОАП РФ.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

studfiles.net

43. Понятие, значение и правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

Сам термин в праве применяется несколько в разном значении. В праве предпринимательском чаще – в публичном смысле (в отличии от лицензионного договора). Связан с вопросами компетенции, правоспособности предпринимателя. Отдельными видами деятельности можно заниматься лишь на основании специального разрешения, лицензии. (ст. 49, ст. 23 – и ИП). В Союзе лицензирование не получило распространения. Л. По своей сути – это ограничение прав. Некоторые говорят, наоборот, о предоставлении права, но это скорее советский подход. Лицензируется ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а не субъекты и не объекты прав. Стало развиваться с рыночной экономикой. Это по своей сути механизм рыночный. Долгое время закона не было. Первый – сентябрь 1998г. Сейчас – от 08.08.2001г. « О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Лицензирование –понимается как мероприятие, связанное с обращением за лицензией, предоставлением лицензии, с переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, с контролем за соблюдением лицензионных требований и условий, с приостановлением действия и с аннулированием лицензии.

  Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Право, а не как документ. Бумажка – документ, подтверждающий наличие лицензии.

 Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Субъектами лицензирования являются: лицензирующий орган, соискатель лицензии – обращающийся, лицензиат - получил уже.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:      обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;      установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;      установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;      установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;      гласность и открытость лицензирования;      соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.

44. Нормативно-правовое закрепление видов деятельности, подлежащих лицензированию.

РФ – ст. 4 определяет критерии лицензирования. Лицензированию подлежат лишь те виды, осуществление которых может привести к причинению ущерба правам, законным интересам, здоровью, жизни граждан, безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых невозможно иными мерами, кроме как лицензированием. В законе 2 перечня лицензируемых видов деятельности. П. 1 – это ст.1 Закона. Это те виды, на которые закон не распространяется. Они лицензируются, но лицензируются в соответствии с иными н.а. Нпр,  деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;  осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему. Изначально было 20, сейчас – 23. Имеются виды деятельности, которые лицензируются в соответствии с законом о лицензировании. Ст. 17. 120 видов деятельности в итоге было принято в 2001. Сейчас – 81. При этом л. некоторых видов деятельности будет отменено с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов.

По некоторым видам деятельности (по космической, по медицинской) правительство определяет конкретные услуги, которые лицензируются.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению числа видов деятельности лицензируемых. Ст. 4 – если может быть найден иной механизм воздействия и регулирования. Это переход к саморегулированию. Это страхование ответственности. Это регламентация правил деятельности в техническом регламенте. К саморегулировании – оценка, арбитражные управляющие, т.д.

В соответствии с ФЗ лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;  деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств; деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей; деятельность по разработке и (или) производству средств зашиты конфиденциальной информации;   разработка вооружения и военной техники;  выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;  оценочная деятельность;  туроператорская деятельность; турагентская деятельность;

Перечень работ и услуг по космической деятельности, ветеринарной деятельности и медицинской деятельности устанавливается положениями о лицензировании указанных видов деятельности. Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.

studfiles.net

РАЗРЕШЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИЕ. СПЕКТОРВ условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение безопасности граждан от неблагоприятных последствий по недостаточной цивилизованности рынка. Собственно, для этих целей была введена система лицензирования.Лицензия представляет собой своего рода паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. Кроме того, она позволяет государству осуществлять контрольные функции посредством косвенного государственного "рычага", опирающегося в первую очередь на установление правовых основ единого рынка.Аналог института лицензирования - разрешительная система, существовавшая в Советском Союзе уже с 20-х годов, которая нашла отражение в Обязательных Постановлениях Президиума Моссовета Р.К. и К.Д. "О регистрации патентов" от 9 мая 1923 г. Основным предметом регулирования этого документа была промысловая деятельность: торговля с рук, лотков, корзин, открытие различного рода промысловых предприятий (существовало деление на оседлую и передвижную деятельность). На ее осуществление владелец обязан был получить промысловое свидетельство патент в Мосфинотделе, с обязательной его регистрацией в течение семи дней со дня его получения в отделениях милиции. Понятие промысловой деятельности использовалось в самом широком смысле, охватывая как производственную, торговую, ремесленную, так и другие виды деятельности, на осуществление которых требовалась регистрация, а также прохождение экспертизы в специальных и уполномоченных на то органах. Таким образом, государство устанавливало со своей стороны особый контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее публичных интересов.Впервые на законодательном уровне понятие "лицензирование хозяйственной деятельности" появилось в Законе РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. Несколько позже основополагающим документом, регулирующим вопросы взаимодействия государства с предприятиями, являлся Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который предоставил обширную свободу предпринимателям, закрепив за государством лишь исключительное монопольное право на осуществление некоторых видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами и пр., а также производство ликероводочных и табачных изделий (п. 1 ст. 21). Но несмотря на провозглашение свободы предпринимательской инициативы, в Законе существовала норма (п. 4 ст. 21), согласно которой отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).При смене экономической формации появился целый пласт новых общественных отношений, что поспособствовало возникновению новых видов хозяйственной деятельности, требующих детальной регламентации со стороны государства. Но законотворческая деятельность не успевала адекватно и последовательно на них реагировать. Таким образом, по мере появления новых видов предпринимательской деятельности государство "задним числом" издавало соответствующий нормативный акт. Тем самым правовое регулирование складывалось ситуативным образом. Наличие огромного множества субъектов принятия нормативных актов (на разных уровнях) создавало сложности в определении порядка, условий, критериев лицензирования. Большое количество актов, принятых на территориальном уровне, также далеко не всегда соответствовало федеральным. Поэтому наличие противоречивого правового регулирования хозяйственной деятельности и отсутствие жесткого единого правового остова, который являлся бы отправной точкой для определения критериев и условий лицензирования, порождали необходимость в едином законе о лицензировании.На сегодняшний день центральное место в системе российского законодательства о лицензировании занимает Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".Имеющееся в нем определение лицензирования составляет базу для всего правового режима лицензирования. Более того, закрепленный единый перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17), который включает в себя практически все виды деятельности, которые и ранее лицензировались, позволяет четко определить те сферы, которые нуждаются в особом контроле государства для обеспечения защиты публичных интересов. Таким образом, исключается та правовая неопределенность, которая существовала до принятия данного Закона, когда лицензирование появлялось по мере появления и развития отдельных видов деятельности. Но приведенный в Законе перечень не является исчерпывающим. Последним абзацем данной статьи установлено, что лицензированию подлежат также и другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действовавшими до момента вступления в силу данного Федерального закона, иными федеральными законами (например, ФЗ "О связи" от 16 февраля 1995 г., ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г., ФЗ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. с изменениями 1997 г., ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г., ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. и др.). Таких не охваченных принятым Законом лицензируемых направлений предпринимательства можно насчитать еще с десяток.Характерным моментом, присущим практически всем ранее регулирующим хозяйственную деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование понятий "разрешение" и "лицензия". Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение. На практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Административное законодательство, в свою очередь, не дает четкого легального определения понятия "разрешение", попытки регламентации удались лишь с понятием "лицензия". Необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.Сначала, как представляется, необходимо отделить основное, матричное понятие - разрешение. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (М., 1998) определяет это понятие как право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право. Понятие же лицензии идет под ремаркой специального термина и рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности (лицензия на ввоз, вывоз какого-либо товара). Таким образом, как мы видим, два этих понятия являются схожими и представляют собой специальное разрешение государства, предоставляющее право на осуществление какой-либо деятельности при соблюдении определенных требований, предусмотренных законодательством. Оба понятия являются компонентами одного разрешительного режима: лицо, как юридическое, так и физическое, подав в соответствующий орган заявление о разрешении совершить определенные действия, получает на это разрешение от государства (например, приобретение оружия, осуществление фармацевтической, риэлторской деятельности, обработка и рекуперация драгоценных камней и т.д.).Само определение "разрешение" представляет собой более широкое понятие, включающее в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения договоров ими, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать "те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению".Но в настоящей работе понятие "разрешение" рассматривается исключительно вкупе с "лицензией", именно через призму специального разрешения как воли государства, компетентного органа совершить какую-либо хозяйственную, предпринимательскую деятельность. В законах чаще всего понятия лицензии и разрешения идут синхронно, употребляется понятие "разрешение" с пояснением в скобках "лицензия" и наоборот. Основания и требования, предъявляемые к обоим понятиям в законах, механизм выдачи и прекращения их идентичны. Таким образом законодатель дает понять, что эти понятия тождественны по сути и содержанию. Однако почему за осуществление одних действий государство требует получения разрешения, других, лицензии, третьих - и разрешения - и лицензии.Обратимся к законам. В Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ ст. 2 гласит, что лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В данном случае "лицензия" раскрывается через понятие разрешения, где разрешение является легальным определением лицензии.Федеральный закон "О животном мире" от 25 апреля 1995 г. N 52-ФЗ в ч. 4 ст. 24 говорит, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" от 19 февраля 1996 года N 156 в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О животном мире" в п. 2 говорится, что право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ в ст. 10 указывает, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.Подобных нормативных актов очень много, и нет необходимости их все перечислять. Но только из этого явствует, что разрешение и лицензия являются официальными документами, которые означают признание государством компетенции лица в определенных вопросах, видах деятельности и которые предоставляют право на выполнение данных видов деятельности, указанных в разрешении и лицензии, а также устанавливают условия и сроки действия этих документов. Другой вопрос, являются ли данные документы идентичными, одинаковыми.В Федеральном законе "О рекламе" от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ применяется термин "разрешение". Согласно ст. 14 Закона распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств и допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной автоинспекции, федерального исполнительного органа внутренних дел в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами территории городских и сельских поселений. То есть органы госавтоинспекции (ГИБДД) и другие соответствующие органы, исходя из правил, предусмотренных в указании МВД "О реализации закона РФ "О рекламе" от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 (приложение "Требования к размещению рекламы на дорогах, улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"), выносят решение о даче разрешения на размещение рекламы. Так как дорожное движение является источником повышенной опасности, то разрешительный порядок размещения наружной рекламы нацелен на обеспечение безопасности движения.Например, реклама не должна ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения, вызывать ослепление участников движения светом, располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог, не допускается распространение рекламы на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции до края проезжей части составляет менее 2,5 метров, и т.д. Следовательно, при соблюдении данных требований соответствующий орган выдает разрешение официальный документ на распространение рекламы.Разрешение является государственным, легальным признанием органов исполнительной власти на право размещения рекламы. Без данного разрешения такие действия юридически не основательны. Конечно же, в этом случае разрешение может являться по своей сути лицензией, которая представляет собой письменное выражение разрешения. Ведь требования, предписанные к разрешению, вполне реальны и для лицензии. Схожим моментом с лицензией, помимо оснований выдачи, требований, предъявляемых к разрешению, является и организационный момент, за выдачу разрешения на распространение рекламы взимается плата в порядке и размерах, установленных соответствующим органом. При этом размер не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешения на распространение рекламы. Но, как мне кажется, помимо имеющихся общих признаков документов, использование понятия "разрешение" в данном случае вполне оправдано. И это вызвано характером выдачи документа, который является временным, разовым. Выполнил требования размещения рекламы, получил разрешение соответствующего органа власти, далее никаких правовых последствий не следует. То есть, как представляется, можно выделить следующий отличительный признак лицензии от разрешения: разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия - на конкретный

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

2. Понятие лицензирования отдельных видов деятельности

Опираясь на нормы Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иные специальные тематические законы, предусматривающие лицензирование соответствующих видов деятельности, можно заключить, что режим лицензирования является одним из видов легализующих разрешительных режимов и представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Режим лицензирования всегда носит обязательный характер, за несоблюдение которого наступает юридическая ответственность1.

Так, например, материалами одного судебного дела подтверждался факт отсутствия у ООО лицензии на эксплуатацию принадлежащего ему автозаправочного комплекса, являющегося пожароопасным производственным объектом, суд правомерно удовлетворил требование отдела государственного пожарного надзора о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)2.

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» основными принципами осуществления лицензирования являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, гласность и открытость лицензирования, соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Под режим лицензирования подпадают только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами государственного регулирования (статья 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Этимологически слово «лицензия» происходит от латинского слова «lice№tia», которое переводится как «вольность, свобода делать что угодно»1.

Близко к этому определение, данное в «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова2. «Современный словарь иностранных слов» дает перевод слова «лицензия» как «право» и «разрешение»3.

В российской правовой доктрине термин «лицензия» употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода «паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности»4.

Н.Ю. Круглова определяет лицензию как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях5.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Исходя из смысла указанного определения, лицензия может выдаваться только на осуществление конкретного вида деятельности, а не на совершение отдельных разовых действий. Перечень указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подлежащих лицензированию видов деятельности физических и юридических лиц показывает, что под деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, следует понимать систему многократно повторяемых, продолжаемых во времени действий, направленных на получение прибыли или иного полезного результата. Лицензированию подлежат, как правило, отдельные виды предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а также на осуществление некоторых социально значимых видов деятельности (деятельность нотариусов, врачей, частных медицинских учреждений, учреждений образования и т.д.).

Общими признаками для правоотношений лицензирования являются:

наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения;

осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов;

контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;

применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности1.

Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.

По мнению Д. Бахраха, «разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности»2.

Следовательно, необходимо выделение специфики лицензирования, что помогает определить его место среди иных государственных разрешений (например, в таких сферах, как антимонопольная политика, валютный контроль, сертификация товаров и услуг и т.п.). Каждая из указанных выше форм государственного контроля отличается формой, порядком, сферой действия, другими критериями.

Определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами сертификации и валютного контроля.

Лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав потребителей (преамбула постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»3). Валютный контроль вызван необходимостью защиты институтов валютного регулирования (п.1 ст.10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»4). Лицензирование же может проводиться для защиты очень широкого круга интересов общества и государства.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

studfiles.net

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда являются — МегаЛекции

Контрольные задания по .теме: «Правовое регулирование отношений в предпринимательской деятельности

1) Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

 

2) Источниками Российского предпринимательского права являются:

- Обычай делового оборота

- Международный договор РФ

 

3) Обычай делового оборота по гражданскому законодательству – это:

Сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

 

4) Российское предпринимательское право – это:

- система правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

5) Закон, в котором дается определение предпринимательской деятельности:

Гражданский кодекс

Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

6) К формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

-Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, налоговое, валютное и таможенное регулирование

Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности,

косвенное — в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

7) В российском предпринимательском праве применяются следующие методы правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

8) Согласно законодательству о лицензировании понятие «лицензия» означает:

лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом ЮЛ или ИП.

9) Органы нотариата защищают права предпринимателей по следующим делам:

- Бесспорные дела

10) Предпринимательские споры рассматривают:

- Арбитражные суды

11) Правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает:

- сферу взаимодействия частно и публичноого права направленного на регулирование и стимулирование предпринимательсткой дейятельности во все экономических сферах жизни страны, обеспечивая единые и общие для всех субъектов предпринимательской деятельности правила хозяйствования. Отношения в этой области носят межотраслевой характер и регулируются различными источниками права, в том числе ст. 8,9,34, 46, 55 Конституции РФ, кодифицированными источниками права ГК РФ, НК РФ , КоАП РФ, Федеральными законами "О гос. регистрации предпринимателей" 129-ФЗ, О лицензировании 99-ФЗ, О защите прав ЮЛ и ИП 294-ФЗ, О защите конкуренции 135-ФЗ, Об АО 208-ФЗ, Об ООО 14-ФЗ, подзаконные акты указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты Минфина РФ и Минэкономразвития РФ, норматиые акты субъектов РФ, муниципальные акты, обычаи делового оборота.

12) Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, то применяются нормы:

- применяются правила международного договора.

 

13) Российское законодательство допускает наличие естественных монополий в отдельных отраслях экономики при условии :

- если товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами

На базе государственной собственности предпринимательскую деятельность ведут

-государственные предприятия.

Атрибутивными признаками предпринимательской деятельности являются

- самостоятельность;

- наличие цели, заключающейся в получении прибыли;

- систематический характер получения прибыли;

- хозяйственный риск;

- факт государственной регистрации участников.

16) Самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности подразделяется на:

- имущественную и хозяйственную.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда являются

-результатом изучения и обобщения судебной практики по отдельным категориям дел и поэтому имеют важную теоретическую и практическую значимость для совершенствования законодательства.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области