Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая осуществляет деятельность в сфере услуг. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога из тех, что допускаются налоговым законодательством.
Заполненный образец
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
ПРИКАЗ № 85об утверждении учетной политики для целей налогообложения
г. Москва | 28.12.2015 |
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.
Генеральный директор |
| А.В. Львов |
Приложение 1к приказу от 28.12.2015 № 85 |
Учетная политика ООО «Альфа» для целей налогообложения
на 2016 год
Налог на прибыль организаций
Порядок ведения налогового учета
1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.
2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.
Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.
Учет амортизируемого имущества
4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.
Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.
Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.
Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.
Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.
8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.
Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам).
Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.
10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.
Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.
11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
Учет материалов
12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.
Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
13. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
14. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.
Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
15. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
Учет затрат
16. К прямым расходам на оказание услуг относятся:
– все расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
– расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;
– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе оказания услуг;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в процессе оказания услуг.
Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
17. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
18. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.
Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.
19. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создается.Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.
20. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 4.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
21. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.
Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.
22. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.
Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.
23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.
Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.
24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по стоимости единицы.
Основание: пункт 23 статьи 280 Налогового кодекса РФ.
25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами и расходами.
Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.
Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.
27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 5.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 6.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
Порядок расчета авансовых платежей
29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.
30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.
Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную стоимость
31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.
Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91«Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.
Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.
Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.
34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:
19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.
19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.
Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Главный бухгалтер |
| А.С. Глебова |
nalogobzor.info
С некоторых пор компаниям предоставлено право самостоятельно определять формат и формы отчетности по бухгалтерским и налоговым документам, на условиях соблюдения требований законодательства. Но для этого надо разработать и утвердить учетную политику фирмы. Итак, как обстоят дела с УП на ОСНО?
Учетная политика компании – это разработанная с учетом специфических особенностей фирмы и утвержденная приказом совокупность форм, методов и способов осуществления хозяйственной деятельности, ее учета и отчетности перед контролирующими организациями. Ее элементы:
Потребность в учетной политике у компании возникает если:
Нормативная обосновательная база для применения учетной политики в компании включает 402-ой закон о бухучете и Положение ПБУ 1/2008.
На учетную политику возлагаются следующие функции:
При этом в учетной политике компании должны сочетаться все ее виды:
Учетная политика по налогу на прибыль на ОСНО описана в этом видео:
Использоваться учетная политика может фирмами в различных сферах деятельности с упором на их особенности:
Применяться учетная политика может:
Документ по учетной политике формируется на предприятии самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов, и утверждается соответствующим приказом. Учетная политика ООО на ОСНО может отличаться от ИП на ОСНО, что видно из примеров.
Формировать учетную политику следует с момента регистрации ООО, и продлять ее действие на все время работы компании. Документ должен содержать:
В качестве приложений (или ином другом) в учетной политике должны присутствовать:
Документ утверждается приказом с подписью руководителя, в котором обязательно присутствуют:
Скачать образец УП для ООО можно здесь бесплатно.
Образец УП для ООО (услуги)
Форма документа, его структура и объем формируется предпринимателем в зависимости от потребностей его предприятия. Если у ИП бухучет не ведется, то и в учетной политике он не отражается. Учетная политика содержит:
Утверждается УП приказом, в котором должны звучать:
Скачать образец УП для ИП на ОСНО можно здесь.
Образец УП для ИП на ОСНО
Настройка учетной политики организации в 1С:Бухгалтерия 3.0 показана в этом видео:
uriston.com
Учетная политика для целей налогообложения составляется компаниями независимо от отрасли и применяемой системы. Это свод правил для работы на будущий год, в котором должны быть учтены все изменения налогового законодательства.
Есть нюансы, которые отличают учетную политику для целей налогообложения производственных, торговых, строительных компаний, упрощенцев и организаций на общем режиме.
У производственных компаний своя специфика. Каждая организация, учитывая особенности деятельности, готовит учетную политику на год. Но есть общие правила составления документа. Мы привели их в образце ниже.
Рассмотрим образец учетной политики для производственной организации на общей системе налогообложения.
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
ПРИКАЗ № 58 об утверждении учетной политики для целей налогообложения
г. Москва |
30.12.2016 |
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения на 2016 год согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.
Генеральный директор |
А.В. Львов |
Приложение 1 к приказу № 58 от 30 декабря 2016 г. |
Учетная политика для целей налогообложения
Налог на прибыль организаций
Порядок ведения налогового учета
1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.
2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1. Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.
Учет амортизируемого имущества
4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам. Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом. Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.
8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке. Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
9. К основной норме амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, может применяться специальный коэффициент в размере 2. К основной норме амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, может применяться специальный коэффициент в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам). Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом. Основание: подпункт 1 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.
10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат. Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.
Учет сырья и материалов
11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости. Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
Учет затрат
13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается. Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.
14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается. Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.
15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.
16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.
Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.
17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат. Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.
18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента. Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.
19. К прямым расходам на производство продукции относятся:
Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции. Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.
21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении). Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.
22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации. Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.
Порядок расчета авансовых платежей
23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.
24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников. Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную стоимость
25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией. Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат. Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22.03.2011 № КЕ-4-3/4475.
28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:
19-1 "Операции, облагаемые НДС", на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
19-2 "Операции, освобожденные от налогообложения", на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
19-3 "Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения", на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.
Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.
29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 "Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения", осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 "Операции, облагаемые НДС" или 19-3 "Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения" в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности. Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 "НДС по затратам на экспорт", относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок. Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Главный бухгалтер |
А.С. Глебова |
Учетная политика для целей налогообложения. Строительство
Когда понадобится: при формировании учетной политики в строительной организации. Используя образец, вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант учета из тех, что допускаются налоговым законодательством.
Учетная политика организации для целей налогообложения. Торговля. ОСНО
Для формирования учетной политики в торговой организации есть своя шпаргалка с подсказками. Наш образец учетной политики для торговых компаний поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога.
Учетная политика для целей налогообложения. ОСНО. Аптеки
Для аптек, находящихся на общей системе налогообложения, будет полезен образец, который мы привели ниже. Он поможет сформировать учетную политику в аптеке, выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога.
Учетная политика организации для целей налогообложения. ЕНВД
Составить учетную политику компаниям на вмененке поможет наш образец. Документ подскажет, как выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога из тех, что допускает кодекс.
Учетная политика для целей налогового учета при УСН («доходы»)
Документ пригодится при формировании учетной политики для целей налогового учета при УСН организации или предпринимателя. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога. Еще посмотрите статью о том, как упрощенцам составить учетную политику на 2016 год по бухучету.
Учетная политика организации для целей налогообложения. ОСНО и ЕНВД
Документ понадобится при формировании учетной политики, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД. Используя образец учетной политики для целей налогового учета ОСНО и ЕНВД, вы сможете выбрать для организации наиболее оптимальный вариант учета.
www.gazeta-unp.ru
Сегодня все организации в обязательном порядке должны заранее выбрать определенную учетную политику – она отражается в специальной нормативной внутренней документации.
Формирование подобных бумаг строго обязательно. Государственные органы всегда осуществляют контроль за подобного рода действиями.
Причем касается это всех предприятий, вне зависимости от формы собственности – ООО на общей системе налогообложения в том числе.
Руководителю организации, а также главному бухгалтеру стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами процедуры рассматриваемого типа.
Всем предприятиям необходимо заранее осуществлять выбор определенного формата учетной политики. Данный момент должен быть отражен соответствующим образом во внутренней документации предприятия.
В том числе в графике документооборота. Данный момент регулируется достаточно обширным перечнем нормативно-правовых актов.
Следует заранее ознакомиться со всеми ними. Это позволит избежать различных проблем с действующим законодательством.
Также это касается образца заполнения учетной политики ИП на ОСНО в 2018 году. При отсутствии должного опыта ответственному сотруднику стоит ознакомиться с подобной документацией.
Особенно важно проследить за отсутствием ошибок и недочетов перед началом проведения камеральной, аудиторской проверок.
Наиболее важными вопросами, с которыми следует ознакомиться заранее, являются следующие:
Сама учетная политика регламентируется достаточно большим количеством разнообразной нормативно-правовой документации.
Следует заранее ознакомиться с ней. Но для понимания основных тезисов, наиболее важных моментов стоит разобраться с используемыми в ней терминами.
Наиболее часто применяемыми являются:
Под термином «учетная политика» применяется выбранный конкретным предприятием способ ведения бухгалтерского и налогового учета, первичной документации.
При этом существуют различные виды учетной политики:
Руководитель предприятия, индивидуальный предприниматель ещё на стадии регистрации конкретной организации обязан выбрать определенную учетную политику.
Это правило является обязательным для исполнения. Под термином «налоговый режим» понимается специальный порядок вычисления, а также осуществления оплаты налогов.
«Бухгалтерская отчетность» | Представляет собой документально отраженную отчетность о состоянии имущества, финансовом положении конкретного предприятия. Вестись такая отчетность может различным образом – совместно с налоговой или же отдельно. Каждый способ имеет свои достоинства и недостатки |
«Налоговая отчетность» | Подразумевает под собой перечень документов, отражающий все необходимые отчисления в пользу государства |
«График документооборота» | Документ, обычно представленный в виде таблицы. Он регламентирует процедуру формирования, перемещения и хранения различных документов. Обычно оформляется в специальную таблицу. Наличие подобного документа строго обязательно. При его отсутствии на предприятие может быть наложен серьезный штраф |
Только хорошее знание терминологии, применяемой в рассматриваемой сфере законодательства, поможет разобраться с нормативно-правовыми документами.
Общая система налогообложения – режим, применяемый для осуществления налогового учета различными юридическими лицами, занятыми коммерческой деятельностью.
Она имеет достаточно большое количество самых разных особенностей, связанных именно с ОСНО.
К специфики рассматриваемого налогового режима можно отнести, в первую очередь, следующее:
Возможно осуществление имущественной обособленности | Всевозможные активы, обязательства предприятия отделяются юридически от активов и обязательств конкретного собственника (как физического лица) |
Осуществление какой-либо деятельности допускается непрерывно | Если руководство предприятия не намеревается осуществлять его ликвидацию и все задолженности будут погашаться в заранее установленном порядке |
Возможно применение учетной политики последовательно | Обязательно соблюдение определенных правил от одного года к другому |
Необходима строгая временная определенность | Все факторы ведения какой-либо хозяйственной деятельности относятся к одному и тому же отчетному периоду |
Также необходимо помнить о некоторых предъявляемых требованиях к качеству используемой в отчетной документации информации.
Наиболее подробно все требования и особенности, имеющие место в учетной политике при ОСНО, определяются в ПБУ 1/98 и ПБУ 1/94.
Согласно обозначенным выше нормативно-правовым документам предъявляются следующие требования к информации:
Она должна максимально подробно отражать | Все хозяйственные и иные операции |
Все действия должны быть отражены своевременно | В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета |
Выбранная предприятием учетная политика в обязательном порядке должна признавать определенную готовность | К признанию обязательств, а также расходов больше, чем доходов (не разрешается формирование скрытых резервов) |
Ведение бухгалтерского учета должно быть в обязательном порядке полностью рационально | Выбор формата деятельности происходит исходя из условий ведения определенного хозяйства |
Важно помнить, что связанное с учетной политикой законодательство периодически подвергается реформам. Необходимо обязательно следить за всеми изменениями.
Так как при осуществлении камеральной проверки налоговые инспектора всегда обращают внимание на ошибки, связанные с недавними нововведениями. При этом некоторые нормативно-правовые документы конфликтуют между собой.
Например, закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. говорит о том, что первичный учетный документ является основой ведений бухгалтерского учета.
Но при этом данное утверждение не отвечает приоритету содержания перед его формой. Одним из самых важных этапов является принятие закона №402-ФЗ от 06.12.11 г.
В нем обозначается отсутствие требований об обязательном использовании унифицированных форм первичной документации для учета.
Возможно изменить учетную политику на законных основаниях в следующих случаях:
Чтобы избежать всевозможных сложностей при осуществлении учетной политики (вне зависимости от типа предприятия) стоит заранее ознакомиться с законодательной базой.
Наиболее важными документами на данный момент являются следующие:
Руководителю и главному бухгалтеру предприятия стоит заранее ознакомиться со всеми обозначенными выше документами. Это позволит избежать большого количества самых разных сложностей и проблем в дальнейшем.
Причем разобраться с данными НПД стоит ещё до начала формирования учетной политики, графика документооборота.
Так как допущенные на этом этапе ошибки могут послужить причиной появления недочетов в дальнейшем.
Порядок формирования документа рассматриваемого типа имеет множество нюансов. Следует учитывать все их и составлять его в полном соответствии с законодательными нормами.
Причем особенности эти различаются для следующих категорий:
Также стоит ознакомиться с образцом документации рассматриваемого типа. Особенно это важно на этапе формирования данной документации в процессе регистрации нового юридического лица.
Процедура установления учетной политики для ООО в 2018 году осуществляется в установленном в законодательстве порядке. Она является специальным документом.
При этом в обязательном порядке осуществляется утверждение следующих моментов:
Рабочего плана для счетов, бухгалтерской отчетности | Они должны обязательно включать в себя аналитические, а также синтетические счета |
Особые формы всевозможных первичных документов учетного характера | Они будут впоследствии использоваться для организации бухгалтерского учета |
Алгоритм осуществления контроля | За всеми реализуемыми хозяйственными операциями |
Методы оценки активов | Всевозможных обязательств |
Инвентаризация всевозможных активов | А также всех обязательств |
Какие-либо иные решения | Приемы которые позволяют должным образом формировать бухгалтерскую отчетность, а также оптимизировать её |
Следует заранее учесть все методические, а также организационные аспекты. Так как именно выбор определенного способа ведения бухгалтерской отчетности оказывает существенное влияние на процедуру составления соответствующей документации.
Организационный момент оказывает некоторое влияние на сам процесс ведения бухгалтерской отчетности. Но при этом документация такой отчетности существенных изменений не претерпевает.
Относительно недавно были приняты различные поправки к действующему законодательству.
Согласно ему индивидуальные предприниматели также обязаны вести бухгалтерский учет. Потому в обязательном порядке ими формируется учетная политика.
В случае с индивидуальным предпринимателем необходимо описать конкретные способы осуществления учета – налогового/бухгалтерского.
Обязательно выполняются следующие условия:
Учетная политика должна регламентировать порядок реализации следующих важных моментов:
С образцом заполнения можно ознакомиться в интернете. Но необходимо обязательно использовать информацию только с максимально авторитетных источников. В противном случае велика вероятность допущения ошибки.
Формирование учетной политики – один из самых важных моментов на этапе формирования предприятия, индивидуального предпринимателя.
Потому стоит заранее изучить все нюансы и вопросы, связанные с этим моментом.
buhonline24.ru
Содержание статьи
Необходимость грамотного взимания налогов давно осознана всеми развитыми государствами и бесспорность данной меры для наполнения бюджета не подлежит сомнению. Между тем, механизм налогообложения, несмотря на солидную законодательную базу, нередко пробуксовывает, порождая обоснованные нарекания со стороны юридических и физических лиц – плательщиков налога.
Упорядочить правоотношения в этой сфере призван ряд институтов, один из них – наиболее действенный – получил название «учетная политика в целях налогообложения». Закон не содержит прямых указаний относительно формы данного документа, однако из смысла статьи 11 Налогового Кодекса РФ следует, что в нем должны быть максимально прозрачно и объективно отражены порядок исчисления налога и общая концепция правил, по которым эти налоги рассчитываются. Естественно, каждая компания (организация) – любой формы собственности – самостоятельно разрабатывает документ, учитывая характерные особенности своей деятельности.
Налоговая политика любого предприятия, учреждения, организации является частью финансовой политики налогоплательщика.
Таким образом, реализацию учетной политики можно представить как одну из тактических задач стратегии расчета материальных издержек. Ее цель – минимизация (в рамках, определенных законодательством) – налоговых выплат, что, в конечном счете, способствует повышению статьи доходов.
Связь учетной политики и общей системы налогообложения очевидна:
— грамотная учетная политика способствует быстрому наполнению бюджета;— предварительный учет налоговых отчислений дает возможность реального планирования финансово-хозяйственной деятельности, что гарантирует от отсутствия стимулов к перманентному развитию последней;— планирование является своеобразной гарантией стабильности деятельности налогоплательщика.
Другими словами, политика налогообложения, осуществляемая в соответствии с вышеизложенными правилами, обеспечивает симбиоз интересов налогоплательщика и государства, удовлетворяя потребности обеих сторон данного правоотношения.
nalogomania.ru
Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом - в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.
Понятие "учетная политика для целей налогообложения" дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, - это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.
Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:
общие и организационно-технические вопросы;
методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:
распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
применение аналитических регистров налогового учета;
технология обработки учетной информации.
Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– методы оценки активов и обязательств;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Процесс формирования учетной политики организации включает:
– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
– выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
– идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
– оформление избранной учетной политики.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.
Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:
если организация решила изменить применяемые методы учета;
если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.
Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».
Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.
При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.
В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.
В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:
1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.
2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода - по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.
3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.
4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.
5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.
6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.
7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.
8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.
9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов.
10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.
11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.
12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.
13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов - по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.
14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.
megaobuchalka.ru
Инструкция
Юридические лица, находящиеся на общей системе налогообложения, должны иметь учетную политику организаций. Этот документ включает способ ведения бухгалтерского и налогового учета, а также содержит формы и бланки, разработанные и утвержденные руководителем организации.
Если вы применяете общую систему налогообложения, то должны рассчитывать и уплачивать все налоги. Помимо этого каждый квартал формируйте и предоставляйте в налоговую инспекцию отчеты. Чтобы осуществлять налоговый и бухгалтерский учет, ведите главную книгу, регистры, журнально-ордерную ведомость. Соблюдайте кассовую дисциплину.
Ежеквартально рассчитывайте авансы по налогу на прибыль. В конце года формируйте годовую декларацию. Для того чтобы определить налогооблагаемую базу, осуществляйте учет доходов и расходов организации. Помните, что не все затраты можно включить в базу для расчета прибыли, например, проценты, выплаченные по кредиту, включаются в затраты лишь частично (расчет осуществляйте на основании ставки рефинансирования Центрального банка РФ). Все расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Ежеквартально вы должны рассчитывать и налог на добавленную стоимость. Для определения суммы налога ведите книгу покупок и книгу продаж. В этих журналах осуществляйте учет всех полученных и выставленных счет-фактур. Помните, что документы должны быть правильно оформлены, в противном случае они не могут быть учтены.
Если на балансе организации числится имущество (основные средства), вы должны ежемесячно рассчитывать амортизацию. Помимо этого ежеквартально формируйте авансовый расчет, ежегодно подавайте в ФНС декларацию по налогу на имущество.
Помимо вышеперечисленных форм вы должны отчитываться по доходам сотрудников, предоставлять сведения в органы статистики, ФСС и ПФР.
www.kakprosto.ru