Содержание
Запрос цен по 44-ФЗ: обзор процедуры
Автор Денис Ковалев На чтение 10 мин Просмотров 15.6к. Опубликовано Обновлено
Организовывая торги, на одном из этапов заказчики в обязательном порядке определяют и обосновывают начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Делают они это на основании коммерческих предложений, полученных минимум от трех поставщиков, и используя метод сопоставимых рыночных цен (статья 22 44-ФЗ). А для этого заказчики должны сформировать запросы и направить их исполнителям, руководствуясь Рекомендациями, которые дает Минэкономразвития в своем Приказе № 567.
Содержание
- Зачем проводится запрос коммерческих предложений?
- Этапы проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)
- Требования к запросу коммерческого предложения
- Требования к ответу на запрос
- Заключение
Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.
Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:
- происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
- к закупке привлекаются надежные поставщики;
- запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.
В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:
- сопоставимых рыночных цен;
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Неслучайно метод сопоставимых рыночных цен расположен в самом верху данного списка: он является самым часто используемым среди заказчиков и означает, что в процессе определения цены будет проводиться анализ рынка поставляемых товаров или услуг.
При определении и обосновании НМЦК заказчики должны руководствоваться Рекомендациями № 567, которые разработало Минэкономразвития, для того чтобы придать процедуре единый и стандартный для всех закупающих организаций вид. На основе этих рекомендаций формируется база необходимых сведений.
Важный момент! Ориентируясь на алгоритм действий, который предлагает ведомство заказчикам, необходимо запрашивать не менее 5-ти коммерческих предложений. При этом, если от поставщиков поступит больше, чем 3 ответа, то при дальнейших расчетах во внимание будут браться наименьшие ценовые показатели товаров или услуг.
Заказчики запрашивают коммерческие предложения, а поставщики эти предложения им направляют, в результате чего формируется документ, который подтверждает стоимость товаров или услуг, которые являются объектом торгов. Проще говоря, мы понимаем, что организатор взял цены не «с потолка», а опирался на реальную стоимость продукции, которая существует на рынке и актуальна на срок проведения закупки. При этом товары и услуги должны соответствовать указанным характеристикам.
Поставщики должны понимать, что получая от заказчика запрос на подачу информации о цене продукции, они не обязаны будут принимать участие в торгах и заключать договор. Участвовать в мероприятии они могут на свое усмотрение.
Итак, мы выяснили, что для получения информации о цене объекта закупки, заказчики должны сформировать соответствующий запрос и направить его организациям, которые занимаются поставкой необходимых товаров или оказанием услуг.
Важный момент! Несмотря на то, что достаточным окажется всего 3 ответа от поставщиков, заказчикам лучше разослать более 5-ти запросов, так как кто-то может не ответить на полученное письмо (ведь никто не обязывает поставщика отвечать на такой запрос, и его молчание никак не будет преследоваться законом).
Как заказчик выбирает поставщиков, которым будет направлять запрос на подачу ценовой информации? Все очень просто, инструкция дается в пункте 3. 7 Приказа № 567, именно ее должна придерживаться закупающая сторона:
- Запросы направляются тем организациям, которые за предыдущие 3 года имели опыт аналогичных поставок (это может быть поставщик, с которым ранее уже работал заказчик, и заслужил его доверие).
- Сведения о такой организации не должны быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Заказчики могут следовать такому алгоритму, когда будут формировать и отправлять коммерческие запросы исполнителям:
- Подготовить описание объекта закупки. Это необходимо сделать настолько подробно, насколько это возможно, чтобы поставщик смог ответить корректно, и у него не возникало дополнительных вопросов. В письме нужно указывать качественные и количественные параметры закупки, условия поставки (сроки, адреса отгрузки и т.д.), потому что от них будет зависеть конечная цена контракта.
- Обозначить круг потенциальных исполнителей для закупки товаров или услуг. При поиске возможных исполнителей можно обратиться к открытым базам данных и каталогам, а также реестрам контрактов в Единой информационной системе (ЕИС).
- Сформировать официальный запрос на предоставление информации о цене контракта.
- Направить утвержденным адресатам запрос по email или выбрать любой другой удобный вариант.
- Получить ответы и проанализировать их.
- Рассчитать НМЦ контракта.
Согласно 44-ФЗ заказчики могут запрашивать ценовую информацию путем размещения такого запроса в ЕИС:
Перейдите по ссылке на сайт zakupki.gov.ru и посмотрите, как все это выглядит на практике.
Данная мера облегчает работу заказчикам, так как в некоторых случаях отпадает необходимость «вручную» искать таких исполнителей. При этом в извещении о закупке нужно обязательно отразить дату, которая будет финальной при поставке товаров или оказании услуг.
В целях сбора необходимых сведений заказчик может воспользоваться не каким-то одним, а сразу двумя названными способами: одновременно разослать коммерческие письма поставщикам и опубликовать запрос на информирование о цене в Единой системе. Законодательство не запрещает комбинировать эти варианты.
Если же после формирования запроса и рассылки писем по электронной почте или размещения в ЕИС необходимые сведения не были получены, то осуществить анализ предложений можно на основании уже отработанных контрактов, объектом которых были подобные товары или услуги. Такую информацию можно взять из Реестра контрактов в ЕИС.
Важный момент! При определении НМЦ контракта заказчики не могут брать во внимание сведения, полученные от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют необходимым условиям.
В пункте 3.10 Приказа № 567 описаны требования, которым должны соответствовать запросы на получение коммерческих писем. В данном документе должны быть отражены следующие пункты:
- Описание объекта торгов, объемы предполагаемой к закупке продукции, единица измерения (либо весь спектр необходимых услуг и работ).
- Информация, которая служит для определения идентичности товаров и услуг, которые предлагают потенциальные исполнители.
- Ключевые положения будущих контрактных обязательств, которые будут включены в госконтракт, время и адрес отгрузки продукции, сумма обеспечительных мер, порядок денежного перевода.
- Крайний срок, за который нужно успеть подать коммерческое предложение.
- Наименование и реквизиты организации заказчика.
- Номер запроса, согласно внутреннему учету документации.
- Дата направления запроса.
- Наименование и реквизиты организации поставщика.
Вместе с запросом дополнительно должно идти уведомление о том, что коммерческое предложение не накладывает на исполнителя обязательства по заключению контракта. Также необходимо указать, что сведения, предоставленные поставщиком, должны позволить однозначно определить предложенные товары и услуги, а также период действия данного предложения о цене.
Запрос о ценовом информировании должен подписать руководитель организации или уполномоченный сотрудник (например, главный инженер). Чаще всего документ оформляется на фирменном бланке компании.
При размещении в ЕИС документ подписывается электронной подписью. Пример ценового запроса можете посмотреть по ссылке.
При направлении письма через email желательно дополнительно созвониться с поставщиком и поставить его в известность об отправке документа, так как файл может попасть в папку «Спам» и попросту затеряется, или же на сайте могут быть размещены неактуальные контакты.
Также в письме можно использовать дополнительные формулировки, которые бы стимулировали поставщика на предоставление нужной коммерческой информации.
Поставщик готовит коммерческое предложение на своем фирменном бланке и подает в утвержденное время. В данный документ должны быть включены следующие пункты:
- Наименование и реквизиты организации(ИНН, КПП, наименование, фактический и юридический адрес, контакты для обратной связи и т.д.).
- Стоимость запрашиваемых товаров или услуг, которая соответствует реальной цене на рынке.
- Информация о том, что все затраты на доставку, отгрузку и др. были включены в стоимость приобретаемых товаров.
- Время действия подаваемого коммерческого предложения.
- Дата отправки коммерческого предложенияи его исходящий номер.
Документ заверяется подписью руководителя и ставится официальная печать, если поставщик работает с печатью.
Важный момент! Заказчики неохотно рассматривают коммерческие предложения без официальной печати, так как в рекомендациях Минэкономразвития это условие прописано.
Поставщика не могут на основании подачи коммерческого предложения обязать к заключению контракта, но дополнительно он может прописать в тексте документа формулировку, что данное коммерческое предложение не является публичной офертой, эта мера еще больше его подстрахует от неприятных ситуаций.
Ввиду того, что цены на рынке постоянно меняются, коммерческое предложение должно иметь ограниченный период действия. Рост цен связан с повышением стоимости расходных материалов, ГСМ, запчастей и т.д., поэтому поставщикам приходится самим повышать цены на продукцию, такова ценовая политика. Поставщик на свое усмотрение может указывать суммы в отношении поставляемых товаров или услуг. Чаще всего в содержании коммерческого предложения пишется дата, до которой названные цифры будут являться актуальными.
Если в коммерческом предложении будет отсутствовать временной период, то документ будет считаться бессрочным. Но в пункте 3.14 Рекомендаций Минэкономразвития № 567 говорится, что основываться необходимо на тех письмах, которые были получены не позднее, чем за 6 месяцев до осуществления анализа рынка. Поэтому при организации торгов нужно запрашивать от поставщиков только реальные на ближайшее время цены.
Однако существуют исключения, когда заказчики вправе руководствоваться старой информацией из коммерческих писем. При этом более современные цены на продукцию и услуги пересчитываются с учетом поправочного коэффициента (методика таких исчислений описана в п. 3.18 Рекомендаций).
Важный момент! В большинстве случаев информационное письмо подается через указанный заказчиком email, но он может указать и другой удобный для себя способ получения коммерческих предложений.
Образец ответа на запрос коммерческого предложения можете посмотреть, перейдя по ссылке.
В Методических рекомендациях говорится, что заказчики должны обеспечить хранение полученных сведений наравне с остальной документацией, касающейся закупочного мероприятия. Это могут быть не только оригиналы коммерческих предложений, но и скриншоты экрана, на которых видны тексты писем и даты их отправки.
Итак, запрос ценового информирования о продукции или услугах осуществляется для того, чтобы можно было корректно проанализировать рынок и правильно определить и обосновать НМЦК, используя метод сопоставимых цен на рынке.
Этапы подготовки и направления запроса изложены в Рекомендациях Минэкономразвития № 567, которыми должны пользоваться закупающие организации. Расчет НМЦК производится на основании требований, указанных в ст.22 44-ФЗ.
Заказчик вправе самостоятельно искать поставщиков для получения необходимых сведений (что называется «в ручном режиме») или разместить запрос цен на официальном Портале закупок (ЕИС).
Направляя коммерческое предложение, исполнитель всего лишь информирует заказчика, отвечает на его вопрос, что не обязывает его заключать данный контракт. Безусловно, он может принять участие в закупке, но по собственному желанию, если она ему интересна.
Поставщики могут и не отвечать на полученный запрос, никакие штрафы за это законодательством не предусмотрены. Но нужно понимать, что участвуя в запросе цен, исполнители тем самым повышают статус своей компании, заявляют о себе противоположной стороне, вызывают доверие и подтверждают собственную надежность. Заказчики будут относиться к таким поставщикам более лояльно, а в некоторых случаях, возможно, отдадут предпочтение кому-то из таких компаний, когда нужно будет заключить контракт с единственным поставщиком по ст. 93 44-ФЗ.
Кроме этого, участвуя в таком запросе, поставщик способен влиять на стартовую цену закупки.
Памятка – Обоснование НМЦК по постановлению 2014
Перейти к содержимому
Опубликовано автором Юлия Боровых
Назад к списку материалов
Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».
Действует с 01.01.2021 г. (для закупок, объявленных, начиная с этой даты).
Помимо Постановления 616 действуют другие запреты и ограничения. Проверить объект закупки на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online
Общий алгоритм при обосновании цены при закупке товаров из ПП 2014
- Выбираем метод обоснования цены по ст. 22 закона. Если выбрали анализ рынка, то переходим к следующему шагу.
- Формируем ТЗ по характеристикам из КТРУ (иные характеристики добавлять нельзя). Если товара нет в КТРУ или позиция КТРУ еще не является обязательной для применения, то делаем ТЗ самостоятельно, учитывая ст.33 Закона 44-ФЗ.
- Выбираем источники информации о ценах в соответствии с ч.5, 18 ст.22 Закона 44-ФЗ.
- Если выбираем запросы коммерческих предложений, то делаем запрос ТОЛЬКО производителям товаров из ГИСП https://gisp.gov.ru/gisplk/.
- Ищем интересующую продукцию в ГИСП в Каталоге продукции, в Реестрах евразийской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/, российской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/, российской радиоэлектронной продукции. Используем контактные данные в карточке промышленного предприятия ГИСП
- Отправляем адресный запрос о цене производителю промышленной продукции из ГИСП.
- Если производителей в ГИСП нет, или есть только один/два, или производители не дают ответа, то фиксируем данные обстоятельства (например, скриншоты из реестров).
- В этом случае используем ИНЫЕ источники информации, указанные в ч.5 ст.22 Закона: общедоступные источники (например, реестр контрактов в ЕИС, сайты интернет-магазинов, каталоги и т.п.).
- Размещаем запрос цен в ЕИС (как на доске объявлений). При этом при получении ответов и цен из указанных источников заказчик уже не ограничен только производителями товара.
- Проверяем полученные (выявленные) предложения на идентичные/однородные товары, учитываем страну происхождения (страны ЕАЭС).
При определении идентичности и однородности товаров
Заказчик учитывает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО:
- товары происходящие из государств – членов ЕАЭС (в том числе включенные в реестр российской промышленной продукции, реестр евразийской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции),
- включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров
Идентичные товары = ОДИНАКОВЫЕ | Однородные товары = ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ |
Идентичными товарами… признаются товары…, имеющие ОДИНАКОВЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики). | Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, ИМЕЮТ СХОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) БЫТЬ КОММЕРЧЕСКИ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫМИ. |
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, страна происхождения и производитель. | При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения |
СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ – государство ЕАЭС (Россия, Р.Беларусь, Р. Казахстан, Р.Армения, Кыргызская Республика). ПРОИЗВОДИТЕЛЬ – из Реестра российской промышленной продукции, Реестра евразийской промышленной продукции, Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. ХАРАКТЕРИСТИКИ – из КТРУ |
ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА СОПОСТАВИМЫХ РЫНОЧНЫХ ЦЕН (анализа рынка)
заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 закона запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.
Найти и проверить ОКПД2
Смотрите видео Обоснование НМЦК для достижения минимальной доли закупок российcких товаров
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге
Ваша почта *
Просмотры: 982
Опубликовано в рубрике Памятка по 44-ФЗОтмечено 44-ФЗ, закупки 44-ФЗ, НМЦК, Обучение по 44-ФЗ
Получить пробный доступ прямо сейчас
Ваше имя
Ваш телефон
Обработка персональных данных и данных организации производится в соответствии с политикой конфиденциальности.
Укажите свою актуальную почту, чтобы зарегистрироваться на ближайший вебинар. Перед началом мероприятия мы пришлем приглашение на эту почту.
☹ Не приходит приглашение на почту? Узнайте почему на этой странице.
Запрос котировок и запечатанные избыточные предложения (RFQ)
Запрос котировок используется для единовременной закупки товаров обычно на сумму более 5000 долларов или для заключения товарного контракта на товары на любую сумму в долларах.
Текущее состояние штата Мэн RFQ
Уже зарегистрированы? Щелкните эту ссылку, чтобы войти в систему и просмотреть текущие запросы предложений: https://mevss.hostams.com/PRDVSS1X1/AltSelfService
Не зарегистрированы, но хотите просмотреть текущие запросы предложений? Нажмите на эту ссылку и войдите в систему через открытый доступ (внизу слева): https://mevss.hostams.com/PRDVSS1X1/AltSelfService
Не зарегистрированы, но хотите участвовать в текущих запросах предложений? Зарегистрируйтесь в государственной системе самообслуживания поставщиков. Нажмите на эту ссылку, чтобы начать: https://www.maine.gov/dafs/bbm/procurementservices/vendors/vendor-self-service-system
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если вы хотите ответить на запрос предложения, вы должны быть зарегистрированным продавцом
ОПРЕДЕЛЕН ОТВЕТСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК ПОКУПКИ
Ответственным участником торгов может быть изготовитель, производитель, дистрибьютор, дилер или представитель изготовителя, уполномоченный изготовителем продавать свою продукцию, который продемонстрировал добросовестность, имеет хорошую репутацию, имеет удовлетворительный опыт и результаты работы, чьи финансовые статус таков, что представляет небольшой риск для государства, и кто имеет возможность и возможность своевременно снабжать государство.
ПОДАЧА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Предложения по товарным позициям должны подаваться в электронном виде. Также могут быть поданы дополнительные и альтернативные предложения. Вложенные файлы могут быть загружены в электронный ответ на заявку. Подтверждающие документы и литературу можно отправить по факсу или почте в Отдел служб закупок.
ЗАКРЫТИЕ ТОРГОВ
Котировки товаров закрываются в 14:00 по местному времени в объявленный день. Попытки ввести ответ на предложение после точного времени, установленного для закрытия, не регистрируются как полученные ответы и не учитываются для присуждения.
НАГРАЖДЕНИЕ
Награды будут производиться с разумной скоростью путем выдачи должным образом оформленного заказа на поставку. Награды будут присуждаться участнику торгов, предложившему наибольшую ценность для штата Мэн, принимая во внимание качество поставляемых товаров или услуг, их соответствие спецификациям, цели, для которых они требуются, дату поставки и наилучшие интересы государства. (5 MRSA 1825, B7)
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЗАЯВКИ
Общие условия заявки, применимые ко «всем государственным закупкам» — см. наши условия и положения тендера (MS-Word) — Обновлено 05.03.2019 условия торгов, применимые к конкретному товару или типу закупки, перечислены государством в приглашении к участию в торгах в разделе «Особые инструкции» или в приложенном(ых) файле(ах). Специальные условия предложения имеют приоритет над общими условиями, если они противоречат друг другу.
СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Совпадающие предложения будут присуждаться участникам торгов в штате или участникам торгов, предлагающим товары, произведенные или изготовленные в штате, если цена, качество, доступность и другие факторы эквивалентны. (5 MRSA 1825, B8)
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ответы на альтернативные товары будут рассмотрены в той мере, в какой считается, что такие действия служат наилучшим интересам штата.