Очередной вопрос возник и заставил задуматься: надо ли обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) заключаемого с единственным поставщиком по пункту 4 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ (до 100 тысяч).
Начнем с того, что есть два противоположных разъяснений МЭР
Разъяснения МЭР РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014:
В Законе отсутствуют нормативные предписания, обязывающие заказчика обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Более того, согласно частям 3 и 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 140-ФЗ) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик не должен обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а также контракт не должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Таким образом, заказчики не обязаны при осуществлении закупок в соответствии с пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, обосновывать цену контракта по правилам статьи 22 Закона или любых иных нормативных правовых актов.
Разъяснения МЭР РФ от 3 марта 2017 г. № Д28и-911:
Частью 3 статьи 93 Федерального Закона 44-ФЗ предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения указанной части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1,2, 4, 5, 7, 8, 15,16 , 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47-48, 50- 52 части 1 ст.93.
Согласно части 4 статьи 93 Федерального Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.
Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1,2, 4, 5, 7, 8, 15,16 , 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47-48, 50- 52 части 1 ст.93 Федерального Закона № 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи не применяются, то есть расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Федерального Закона № 44-ФЗ, в контракте не отражаются.
Из последнего письма выходит, что обосновывать НМЦК до 100 тыс. все-таки нужно, но прикладывать его к контракту, обязанности нет.
Становиться как-то очень грустно, когда представляешь все эти договора до 100 тыс., а где-то просто счета (ведь закон позволяет заключать контракт в этом случае любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ) и что нужно к каждому написать запросы о предоставлении ценовой информации, собрать коммерческие предложения или исследовать рынок…проще застрелиться…
Честно скажу, мы не обосновываем цены по таким договорам, но слышала, что наш КО считает это нарушением.
Для себя сделали следующие выводы и объяснения, на случай проверок.
Статья 22 Федерального закона 44-ФЗ говорит нам о том, что обоснованию подлежит НМЦ всех контрактов.
По конкурентным закупкам (конкурсу, ЭА, запросам котировок, запросу предложений) обоснование НМЦК отражается в документации о закупках (в соотв. со ст. 50, ст. 64, ст. 73, ст. 83).
При закупке у единственного поставщика – отражается в документально оформленном отчете (ч.3 ст. 93).
А вот по пунктам заключения контракта с единственным поставщиком, которые являются исключениями (1,2, 4, 5, 7, 8, 15,16 , 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47-48, 50- 52 части 1 ст.93), обязанности как-то оформлять обоснование НМЦК, нет. Так же у Заказчика есть возможность применять иной способ обоснования НМЦК.
Позвонили, грубо говоря, Поставщику, спросили цену и заключили с ним контракт, вот и все обоснование) Можно говорить, о том, что рынок исследовали, цены промониторили, нашли самого выгодного по цене и качеству, но ничего не оформляли…чем не обоснование НМЦК.
Как-то так))) А как у вас? Вы обосновываете НМЦК по всем контрактам?
Пишите в комментариях. Подписывайтесь на рассылку… и пусть закупки – это будет самым страшным, что может случиться с вами в жизни)))) Удачи!
Подпишитесь на обновления RSS заголовков от: Создано FeedBurner
44fzakupki.ru
Какой порядок обоснования цены при выборе единственного поставщика по п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ: обязательное условие, какие документы прилагать, методы обоснования?
Непосредственно перед заключением контракта по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик должен обосновывать цену с учетом положений статьи 22 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.
Для этого, в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Для исключения вопросов контролирующих органов о том, как рассчитали цену, приложите к контракту полученный расчет цены и коммерческие предложения, на основании которых произвели расчет.
Письмо Минфина России от 16.06.2017 № 24-01-10/37713 "Об обосновании начальной (максимальной) цены контракта"
Минфин России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта и сообщает.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе. Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Формула определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлена в пункте 3.21 Методических рекомендаций. При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.
Вместе с тем Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).
Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи. При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.
Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.
Следует отметить, что Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и не носят нормативного характера.
А.М.Лавров
Добрый день. Есть два вопроса.
1. Закупка №0158100019016000197
Мы выиграли со снижением более 50%.
На площадке РТС при подписании контракта заказчиком установлено требование "Предоставить документы в обоснование предложенной цены контракта, необходимого для нормального жизнеобеспечения (ч. 9 ст. 37 Закона 44-ФЗ)."
У нас услуги питания. Сколько раз участвовали, такое требование видим впервые. Нами был отправлен протокол разногласий с текстом:
"Просим исключить требование "Предоставить документы в обоснование предложенной цены контракта, необходимого для нормального жизнеобеспечения (ч. 9 ст. 37 Закона 44-ФЗ)."
Так как в соответствии с ч.9 ст. 37 Закона 44-ФЗ, данное требование может применяться если «предметом контракта является поставка товара».
Предметом же закупки №0158100019016000197 является: «Оказание услуг по организации питания военнослужащих.»
Так же в данной закупке указан код по ОКПД2: 56.29.20.140 — Услуги столовых для личного состава вооруженных сил.
Очевидно, что предметом данного контракта является услуга, а значит требование о предоставлении документов в соответствии с ч.9 ст. 37 Закона 44-ФЗ не применимо."
В ответ заказчик просто еще раз прислал тот же самый контракт, без каких либо комментариев.
Правомерно ли его требование?
Если мы являемся производителем услуги и сами готовим питание, то какое обоснование возможно прикрепить? (в законе описаны случаи только про товар и то скудно)
Если заказчик посчитает обоснование не убедительным, есть вероятность признать нас уклонистом и попасть в РНП?
2. И еще один вопрос. Выиграли аукцион со снижением более 30%. Сделали БГ в 1,5 больше. БГ с заказчиком не согласовывали. С банком все утвердили и сейчас БГ уже в реестре как активная. Проблема выяснилась когда уже хотели подписать контракт. Номинальное обеспечение было скажем 10 000,33. При умножении на 1,5 выходит 15000,495р.
Банк выпустил гарантию на 15000,49р а по правилам математики должно быть 15000,50р. Изменить БГ достаточно сложно до подписания контракта. ПОэтому вопрос только в том, какие последствия могут быть при подписании с этой БГ?
Есть вероятность попасть в РНП? Отношение с заказчиком нейтральное.
pravoved.ru
При формировании плана-графика, НМЦК (по пунктам 4 и 5 статьи 93) нет - т.к. контракты не отображаются в планах-графиках отдельно. Если закупка по чеку (в устной форме), и из документов у нас есть чек и коммерческих предложений самого контракта в бумажном варианте нет, а расчет этой цены есть - как технически оформить план-график?
В свою очередь, в дополнение к ранее данному ответу сообщаем следующее.
Как ранее было отмечено, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, в контракте не отражаются, в свою очередь заказчику необходимо обосновать цену контракта на основании положений ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что положения ст. 22 Закона № 44-ФЗ не предусматривает оснований для не применения положений данной статьи в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Согласно ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44 и 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Также в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, не требуется.
Таким образом, в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ речь идет о нераспространении на закупки, осуществленные, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, положений об обязанности заказчика в документальном оформлении отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – об отсутствии у заказчика обязанности включать в контракт расчет и обоснование цены контракта по закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не требуется.
Вместе с тем, напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных данной нормой Закона № 44-ФЗ.
В виду того, что ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ не содержит исключений для каких-либо способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то обязанность обоснования цены контракта одним или несколькими методами, предусмотренными ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, в том числе в случаях заключения контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, у заказчика остается.
Поэтому, документ об обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), советуем хранить вместе с контрактом.
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.Подписаться по акции >>www.pro-goszakaz.ru