УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерацииот 10.09.2015 № 626н |
552 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регистрационный номер |
I. Общие сведения |
Экспертиза и консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 08.024 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа занятий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1213. | Руководители в области определения политики и планирования деятельности | 2414. | Оценщики и эксперты | |||||||||||||||||||||||||||||||
2631. | Экономисты | 1219. | Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы | |||||||||||||||||||||||||||||||
2421. | Аналитики систем управления и организации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
70.22 | Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления | |||||||||||||||||||||||||||||||||
82.11 | Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
84.13 | Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описаниетрудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | |||||
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | код | уровень (подуровень) квалификации | |
A | Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 6 | |||
Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | A/01.6 | 6 | |||
Консультирование по закупочным процедурам | A/02.6 | 6 | |||
B | Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 7 | |||
Экспертиза закупочной процедуры | B /01.7 | 7 | |||
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | B/02.7 | 7 | |||
C | Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 8 | |||
Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | C/01.8 | 8 | |||
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | C/02.8 | 8 | |||
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности | C/03.8 | 8 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций |
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Возможные наименования должностей | Консультант по закупкамСтарший специалист по закупкамКонтрактный управляющий |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - бакалавриатДополнительное профессиональное образование ( программы повышения квалификации в сфере закупок |
Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет в сфере закупок |
Особые условия допуска к работе | |
Другие характеристики |
Дополнительные характеристики
ОКЗ | 2414 | Оценщики и эксперты |
2421 | Аналитики систем управления и организации | |
ЕКС | - | Специалист |
ОКПДТР | 26541 | Специалист |
3.1.1.Трудовая функция
Наименование | Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Код | A/01.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| |||||||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.1.2.Трудовая функция
Наименование | Консультирование по закупочным процедурам | Код | A/02.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| |||||||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Код | B | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Возможные наименования должностей | Эксперт по закупкамКонтрактный управляющий |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - специалитет, магистратураДополнительное профессиональное образование ( программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок |
Требования к опыту практической работы | Не менее четырех лет в сфере закупок |
Особые условия допуска к работе | |
Другие характеристики |
Дополнительные характеристики
ОКЗ | 2411 | Бухгалтеры |
2414 | Оценщики и эксперты | |
2421 | Аналитики систем управления и организации | |
2611 | Юристы | |
2631 | Экономисты | |
ЕКС | - | Эксперт |
ОКПДТР | 27779 | Эксперт |
3.2.1.Трудовая функция
Наименование | Экспертиза закупочной процедуры | Код | B /01.7 | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| ||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
| ||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.2.2.Трудовая функция
Наименование | Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | Код | B/02.7 | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| ||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
| ||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Код | C | Уровень квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Возможные наименования должностей | Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации)Руководитель/директор (управления, департамента, организации)Контрактный управляющийРуководитель контрактной службы |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование - специалитет, магистратураДополнительное профессиональное образование ( программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок |
Требования к опыту практической работы | Не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее трех лет |
Особые условия допуска к работе | |
Другие характеристики |
Дополнительные характеристики
ОКЗ | 1213 | Руководители в области определения политики и планирования деятельности |
ЕКС | - | Заместитель директора по коммерческим вопросам |
ОКПДТР | 21495 | Директор (начальник, управляющий) предприятия |
3.3.1.Трудовая функция
Наименование | Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Код | C/01.8 | Уровень квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| |||||||||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.3.2.Трудовая функция
Наименование | Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | Код | C/02.8 | Уровень квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| |||||||||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
3.3.3.Трудовая функция
Наименование | Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности | Код | C/03.8 | Уровень квалификации | 8 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | 552 |
Трудовые действия |
| |||||||||||
Требования к образованию и обучению |
| |||||||||||
Требования к опыту практической работы |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта | |
Ответственная организация-разработчик |
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), город Москва | |
Проректор | Арефьев Дмитрий Александрович |
Наименования организаций-разработчиков | |
1. | Автономная некоммерческая организация Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр», город Москва |
2. | Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, город Москва |
classdoc.ru
Здравствуйте, Ирина!
В соответствии с требованиями закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. Часто возникают вопросы о каком образовании идет речь. В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона № 44- ФЗ данные работники должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно части 23 статьи 112 до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
С 01.01.2017 все работники контрактной службы, контрактные управляющие для осуществления их полномочий в соответствии с Законом №44- ФЗ должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом требований к наименованию документов, которыми подтверждается наличие у работников контрактной службы высшего или дополнительного профессионального образования, Закон № 44- ФЗ не предъявляет.
Соответственно, включение в состав контрактной службы работников, не имеющих указанного образования, неправомерно.
Пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Следует отметить, что требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Так, согласно части 1 статьи 76 Закона № 273- ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 76 Закона № 273- ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Есть совместное письмо Минэкономразвития России № 5594- ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК- 553/06 от 12.03.2015 "О направлении методических рекомендаций". Данные Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.
Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций. Согласно пункта 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций- заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов. Поэтому для большинства сотрудников повышение квалификации должно составлять не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организаций- заказчиков – для них не менее 40 часов. Относительно требуемой периодичности дополнительного профессионального образования в сфере закупок необходимо учитывать положения действующего законодательства и иных нормативных правовых актов.
Так, согласно части 5 статьи 62 и статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского и муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Что касается профессионального стандарта, утвержденного Приказом № 625н, то, помимо требований к дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок он включает также требования к образованию, профессиональным знаниям и навыкам, опыту практической работы и ряд других требований. Поэтому оценку соответствия работника требованиям профессионального стандарта осуществляет не образовательная организация по итогам освоения программы дополнительного профессионального образования, а работодатель. Помимо контрактных управляющих и работников контрактных служб заказчика обучение должны проходить и члены комиссий (конкурсной, аукционной, котировочной, единой..). В соответствии с частью 5 статьи 39 в состав данных комиссий должны входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
consjurist.ru
Деятельность специалистов по закупкам не так давно стала выделяться в отдельный кластер, претензий к ней предъявляется много. Узнайте, какие профстандарты применяются в сфере закупок, скачайте определяющие документы
Читайте в нашей статье:
Правовой базой для проектирования стандартов закупочных экспертов послужили законы, определяющие этот сектор: N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. и No44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Министерством труда были спроектированы и выпущены два профстандарта, оба они утверждены как обязательные для многих организаций распоряжениями от 10 сентября 2015 года и направлены на систематизирование и регламентирование деятельности специалистов и экспертов в сфере закупок.
►Что вас ждет на экзамене по профстандарту: реальные задания
Ввод стандартов направлен на улучшение работы персонала в общем и стандартизацию подхода к кадровой политике. Деятельность специалистов по закупкам не так давно стала выделяться в отдельный кластер, претензий к ней предъявляется много. На этих работниках большая ответственность, логично, что и кадровая политика в отношении "закупочников" обязана быть понятной, нормированной и предполагающей дальнейшее развитие.
Нововведения, практически "перевернувшие" отношение к теме проведения закупок вызваны принятием Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениям и дополнениями, вступившими в силу с 11.01.2018). С 1 июля 2016 года многие предприятия обязаны действовать согласно требованиям данного Закона.
В настоящий момент стандарты являются основой для работы «закупочных» спецов в организациях государственного сектора. Но действие стандартов распространяется и на обычные коммерческие фирмы в тех ситуациях, когда это прямо прописано в Трудовом кодексе: в части необходимого образования и стажа работы для сотрудника (ч. 1 ст. 195.3 ТК) и когда речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Другими словами, если должность подразумевает конкретные требования и выплаты, связанные именно с профессиональной деятельностью, необходимо следовать данным стандартам.
►Три документа, в которых кадровики чаще всего допускают ошибки
"Кадровик" должен понимать, что если ситуация на вашем предприятии не требует обязательного применения профстандартов, то можно расценивать их как носящие рекомендательный, а не обязательный характер. Однако мы рекомендуем следовать указаниям стандартов в тех случаях, когда речь идет о найме, проверке знаний, распределении обязанностей среди персонала. Возможно, понадобится внести какие-либо изменения в локальные нормативные акты организации.
Следовательно, каждый кадровый специалист должен иметь представление о профстандартах и при необходимости оперировать ими в своей работе.
Очень важно понимать, что профстандарты дают сведения не только о том, какое образование должно быть у человека, претендующего на ту или иную должность, но и диктуют, какими навыками он должен обладать.
Так, необходимо уметь использовать офисную оргтехнику и персональный компьютер, а также разнообразные программы, входящие в стандартную комплектацию ПК, знать о том, как правильно пользоваться средствами коммуникации.
►На какую доплату может претендовать кадровик, которому поручили охрану труда
Это дополняется большим списком требований к компетентности персонала, связанных со знанием актуального законодательства нашей страны и экономики: отраслевых нормативных актов (в сфере закупок и в профильной сфере - например, медицине, строительстве, торговле), основ бухучета...
Каждая должность, обозначенная в профстандартах, обладает своим индивидуальным набором знаний и навыков, а они, в свою очередь, подтверждаются документами об образовании, итогами аттестаций и стажем. Отдельно скажем о допобразовании.
Персонал 5 уровня должен обучиться по двум программам: повышения квалификации и профпереподготовки. Остальные, с 6-го по 8-й, обучаются по одной. Заметим: это не краткосрочные однодневные курсы, а длительные серьезные содержательные программы, отличающиеся итогом: повышение квалификации направлено на совершенствование, оптимизацию имеющихся знаний, а переподготовка – это получение новых. Различается и время: повышение производится в объеме 108 часов ( письмо Минэкономразвития и Минобрнауки No 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Возможно исключение: если речь об обучении руководителя, ему предстоит 40-часовое обучение. Еще длиннее курс переподготовки, он в минимальном варианте составит 250 часов.
Как пример рассмотрим, должность контрактного управляющего в сфере госзакупок (7 уровень согласно стандартам). Он должен иметь не менее 4 лет стажа в сфере закупок, специальное высшее образование (то есть не бакалавриат, а магистратуру) и дополнительное профобразование.
Общие рабочие функции | Трудовые действия, выполняемы в рамках должностных обязанностей | Варианты названий должностей работников | Выдвигаемые требования |
Обеспечение закупок для гос., МУП, и корпоративных потребностей |
|
|
Наличие образования не ниже средне-профессионального Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок |
|
|
Наличие образования не ниже высшего-бакалавра
Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок Опыт трудовой деятельности – от 3-х лет в данной отрасли |
|
Экспертиза итогов, проведённых закупок, утверждение договоров |
|
|
Наличие образования не ниже высшего-специалист (магистрат)
Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок Опыт трудовой деятельности – от 4-х лет в данной отрасли |
Надзор в сфере закупок |
|
|
Наличие образования не ниже высшего-специалист (магистрат)
Прохождение курсов доп. профобразования в сфере закупок Опыт трудовой деятельности – от 5-ти лет в данной отрасли, а также стаж руководящей работы – от 2-х лет. |
Трудовые функции (соответственно должности в штатном расписании организации ) будут определяться именно имеющейся квалификацией сотрудника.Согласно профстандарту, работникам должны быть присвоены определенные уровни, с 5 до 8 (чем больше уровень, тем квалифицированнее и опытнее сотрудник). К каждому из уровней предъявляются требования по образованию и опыту работы, возрастающие от номера к номеру.
►Повышение квалификации: зачем вам это надо и как выбрать оптимальный формат
Так, 5 уровень – это персонал, занятый в муниципальной сфере : специалист по закупкам, работники контактного отдела, контактный управленец. Поскольку это самый низший уровень из всех «закупочных», то логично, что к нему применяются минимальные требования – как, например, необязателен опыт работы. В его задачи входит сбор информации о существующих нуждах, актуальных прайс-листах, подготовка и итоговая обработка документации.
6 уровень выше, он относится к закупкам для госнужд. Это должности старшего специалиста или консультанта по закупкам, сотрудника контактного отдела, а также контактный управленец. Они заняты планированием и подготовкой обоснования конкретных закупок и непосредственно реализуют саму процедуру закупки.
7 уровень – это уже должности ведущего специалиста, персонала контактного отдела, заместителя управленца, руководителя организации, то есть деятельность, подразумевающая исполнение экспертизы и приемку контрактов (договоров). Они контролируют, что условия договора соблюдаются, в том числе в части качества закупленных товаров и услуг.
www.pro-personal.ru
С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить стандарты, определяющие требования к специалистам по закупкам.
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">
Впервые понятие "профессиональный стандарт" появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад – в так называемом майском указе Президента РФ*(1). В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 года в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта – под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности*(2). А в январе 2013 года Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(3). После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru.С 1 июля 2016 года вступают в силу новые изменения, внесенные в ТК РФ*(4), которые, в частности, предоставляют Правительству РФ право устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, а значит, и автономными учреждениями. Очевидно, что данное право будет реализовано, хотя, скорее всего, не по всем принятым стандартам.Согласно Правилам N 23 профессиональные стандарты применяются:– работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;– образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;– при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.В данной статье рассмотрим два профессиональных стандарта в сфере закупок*(5), утвержденные осенью 2015 года. Они могут относиться к сотрудникам автономных учреждений, которые занимаются закупками как в рамках Закона N 223-ФЗ*(6), так и (в установленных случаях) в рамках Закона N 44-ФЗ*(7). Разработчиками стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук "Интерцентр" и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.
Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Стандарт включает в себя четыре обобщенные трудовые функции и соответствующие каждой из них трудовые функции (всего девять):
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги |
2. Подготовка закупочной документации | |
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта | |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 4. Составление планов и обоснование закупок |
5. Проведение процедур закупок | |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | 6. Проверка соблюдения условий контракта |
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг | |
4. Контроль в сфере закупок | 8. Мониторинг в сфере закупок |
9. Аудит и контроль в сфере закупок |
Обратите внимание, что на практике не все трудовые функции в полной мере могут относиться к работе сотрудника автономного учреждения. Например, ни о каком обосновании закупок в Законе N 223-ФЗ не упоминается (в отличие от Закона N 44-ФЗ), хотя данная процедура в принципе может предусматриваться положением о закупке конкретного учреждения. Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках Закона N 44-ФЗ, так и в рамках Закона N 223-ФЗ вообще не относятся к полномочиям заказчиков – это полномочия, которыми наделяются государственные и муниципальные органы.
В связи с этим рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:
Обобщенные трудовые функции | Возможные наименования должностей сотрудников |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | - специалист по закупкам;– работник контрактной службы;– контрактный управляющий |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | - старший специалист по закупкам;– консультант по закупкам;– работник контрактной службы;– контрактный управляющий |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | - ведущий специалист по закупкам;– работник контрактной службы;– заместитель руководителя подразделения;– руководитель подразделения;– руководитель контрактной службы;– контрактный управляющий |
4. Контроль в сфере закупок | - советник;– заместитель руководителя;– руководитель |
Как следует из приведенной таблицы, в реальности возможны различные комбинации. Например, если в автономном учреждении, осуществляющем закупочную деятельность только по Закону N 223-ФЗ, работает один сотрудник и он занимается всеми вопросами, связанными с закупками, его должность должна называться "ведущий специалист по закупкам". Ведь именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут реализовываться в деятельности учреждения-заказчика. Если закупками в АУ занимается группа сотрудников, каждый из них может выполнять одну обобщенную трудовую функцию в соответствии со своей должностью: например, обеспечением закупок занимается специалист, их осуществлением – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения учреждения (его заместитель). Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, в отношении автономного учреждения, как уже говорилось, она неприменима.К образованию и опыту работника, выполняющего ту или иную обобщенную трудовую функцию, в соответствии со стандартом предъявляются определенные требования:
Обобщенные трудовые функции | Предъявляемые требования |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Высшее образование – бакалавриат; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы в сфере закупок – не менее трех лет |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы в сфере закупок – не менее четырех лет |
4. Контроль в сфере закупок | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок; опыт практической работы – не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях – не менее двух лет |
То есть если в автономном учреждении закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, он должен отвечать достаточно высоким требованиям: иметь высшее образование на уровне специалитета или магистратуры, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и обладать опытом работы в сфере закупок не менее четырех лет. Если же сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, к ним могут предъявляться разные требования в зависимости от выполняемой функции. Самая высокая "планка" в любом случае устанавливается сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта, в связи с чем отметим: если применение рассматриваемого стандарта станет в ближайшем будущем обязательным для государственных и муниципальных учреждений, это может вызвать определенные проблемы в части наличия у действующих сотрудников требуемой комбинации дополнительного профессионального образования в сфере закупок и опыта работы.Каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от ее сложности в стандарте присвоен свой уровень квалификации*(8): самый низкий (5-й) у первой функции ("Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд"), самый высокий (8-й) – у последней ("Контроль в сфере закупок"). Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены соответственно с 6-м и 7-м уровнями квалификации. В принципе, данные уровни коррелируют с предъявляемыми требованиями – чем выше вторые, тем выше и первые.В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. первую приведенную таблицу), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям. Возьмем в качестве примера такую функцию, как "Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги". Для ее выполнения сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.2. Готовить и направлять приглашения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).Для выполнения указанных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.2. Создавать и вести информационную базу данных.3. Разрабатывать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.Наконец, для выполнения указанной трудовой функции сотрудник должен обладать следующими знаниями:1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.2. Об основах гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства применительно к закупкам.3. Об основах антимонопольного законодательства.4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.5. Об особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).6. О методах определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта.7. Об основах информатики в части применения к закупкам.8. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.9. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.10. О требованиях охраны труда.Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать конфиденциальность информации, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).Отметим, что не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, можно автоматически отнести к деятельности занимающихся закупками сотрудников автономных учреждений. Например, трудовая функция "Составление планов и обоснование закупок" содержит такое действие, как "Разработка плана-графика и подготовка изменений для внесения в план-график". В деятельности АУ, которое ведет закупочную деятельность только в рамках Закона N 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, учреждение работает только с планами закупки. Однако с учетом того, что потенциально автономное учреждение в любой момент при получении средств из бюджета на капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности может стать исполнителем Закона N 44-ФЗ*(9) , который уже предусматривает использование планов-графиков, целесообразно включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением фразы "в установленных законодательством РФ случаях".
Этот стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
2. Консультирование по закупочным процедурам | |
2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 3. Экспертиза закупочной процедуры |
4. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | |
3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 5. Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
6. Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | |
7. Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности |
Как видим, к практической деятельности автономного учреждения – заказчика товаров, работ и услуг может быть отнесена только такая трудовая функция, как "Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта". Причем эта функция может реализовываться только в рамках Закона N 44-ФЗ. Он обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчикам в определенных случаях проводить экспертизу, не привлекая внешних экспертов, своими силами (ч. 3 и 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Должность, которую может занимать сотрудник учреждения, осуществляющий названную функцию, – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования: наличие высшего образования (специалитет, магистратура), дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок), опыта практической работы в сфере закупок не менее четырех лет.Для реализации этой функции сотруднику необходимо осуществлять следующие трудовые действия:1. Проведение экспертизы выполнения контракта.2. Проведение экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.3. Проверка соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.4. Проверка соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.Для выполнения перечисленных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникации.2. Выявлять при проведении экспертизы нарушения выполнения контракта.3. Выявлять при проведении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.4. Выявлять при проверке нарушения качества товаров, услуг, работ.5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.В свою очередь, для выполнения указанной функции сотруднику нужно обладать достаточно широким кругом следующих знаний:1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.2. Об основах гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.3. Об экономических основах и особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.5. Об основах статистики в части применения к закупкам.6. Об особенностях составления закупочной документации.7. О порядке установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.8. Об особенностях претензионной работы.9. О методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.10. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.11. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.12. О требованиях охраны труда.Как и в предыдущем стандарте, к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. В данном случае необходим 7-й уровень квалификации.
Рассмотренные профессиональные стандарты в сфере закупок наряду с другими стандартами могут стать обязательными для применения с июля 2016 года. Поэтому руководителям автономных учреждений уже сейчас нужно обратить самое пристальное внимание на имеющиеся стандарты для возможного принятия в будущем необходимых кадровых решений (об изменении штатного расписания, разработке или корректировке должностных инструкций, подборе персонала, соответствующего требованиям стандартов).
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────*(1) Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
*(2) Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 195.1 ТК РФ.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (далее – Правила N 23).
*(4) Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
*(5) Приказы Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" и 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок".
*(6) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(7) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(8) См. Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
*(9) Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
К.Г. Чагин,консультант по социальной политике Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 2, февраль 2016 г., с. 20-29.
Метки: 44-фз, покупка, стандарт Предыдущая запись Установлены ограничения по использованию бюджетных средств Следующая запись Формирование, утверждение и ведение плана закупок
www.finexg.ru
С1 июля 2016 года работодатель будет обязан применять профессиональные стандарты в части требования к квалификации работника. Каким требованиям должен соответствовать контрактный управляющий ГБУ?
Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.
Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. "О направлении методических рекомендаций" (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).
Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.
Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 273-ФЗ в РФ выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
При этом частью 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112. Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.
Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
С 1 января 2017 года работники контрактной службы или контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Т.е., рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" как способ реализации принципа профессионализма контрактной системы в сфере закупок
Согласно ст. 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статья 9 Закона № 44-ФЗ раскрывает понятие профессионализма, под которым понимается осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, вступающим в силу с 23 октября 2015 г., был утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (далее – стандарт "Специалист в сфере закупок").
Стандартом "Специалист в сфере закупок" установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок (в том числе требования к образованию, опыту практической работы), а также определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.
Так в качестве трудовых функций специалиста в сфере закупок стандартом определены:
Стандарт "Специалист в сфере закупок" также выделяет виды обобщенных трудовых функций, к каждой из которых установлены требования к образованию и к опыту практической работы.
Внедрение стандарта "Специалист в сфере закупок" повлечет за собой переоценку профессионального уровня действующих сотрудников, осуществляющих деятельность в сфере закупок, позволит определить необходимость его повышения, а также будет способствовать мотивации таких работников, повышению эффективности и качества их труда.
Предполагается, что в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере закупок, будут разработаны новые программы обучения, соответствующие профессиональному стандарту "Специалист в сфере закупок" (с учетом методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, разработанных Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России).
По итогам введения стандарта "Специалист в сфере закупок" планируется произвести корректировки единых тарифных квалификационных справочников, которые будут предусматривать новую профессию - "специалист в сфере закупок".
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", порядок применения стандарта "Специалист в сфере закупок" вступает в силу с 1 июля 2016 г..
Таким образом, в настоящий момент положения стандарта "Специалист в сфере закупок" могут быть использованы работодателями при разработке должностных инструкций, формировании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ в сфере закупок.
Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". Требования к образованию в сфере закупок, помимо стандартов, установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ.
С 1 июля 2016 года работодатели вправе применять установленные требования к квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей.
Вводить отдельную должность не обязательно, следует исходить из «возможностей» заказчика. Работником контрактной службы, контрактным управляющим может быть как сотрудник в соответствии со штатным расписанием, так и сотрудник, который будет «называться» контрактным управляющим, но не быть им согласно штатному расписанию. Требованием Закона № 44-ФЗ в данном случае является только то, что такой сотрудник с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч.6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
До 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов. Но обращаем Ваше внимание еще раз, что с 1 января 2017 года это должно быть высшее или дополнительное образование именно в сфере закупок. И, если удостоверение, которое имеется, свидетельствует о дополнительном образовании в сфере закупок, то его достаточно для работы контрактным управляющим.
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.Подписаться по акции >>www.pro-goszakaz.ru
Имеет ли право главный врач занимать должность контрактного управляющего?
Как указывает в своем Письме Минтруд России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253: «ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.».
Рекомендация:
Профессиональный стандарт специалиста по закупкам
Программы профессиональной переподготовки получили единую методическую основу: приказ Минтруда утвердил профстандарт "Специалист в сфере закупок", который с 1 июля 2016 г. работодателями применяться в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.
Профстандарт определяет, каков должен быть уровень квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей в рамках требований к конкретной должности.
Профстандарт разработан для таких должностей, как:
Профессиональный стандарт дает характеристики трудовых функций, на основе которых теперь начнется разработка единых подходов к оценке профессиональных компетенций.
Обобщенные трудовые функцииПрофстандарт включил в себя обобщенные трудовые функции специалиста по закупкам:
Обобщенные трудовые функции ранжированы по уровням и разделены на уровни квалификации (рис.1).
Рис. 1 Структура трудовых функций профессионального стандарта специалиста в сфере закупок
Новые профессиональные стандарты в действии
С 1 июля 2016 г. профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», утвержденный приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н стал обязательным для работодателей.
Скачайте образцы должностных инструкций специалиста по закупкам в разделе «Формы»
Положения стандарта «Специалист в сфере закупок» заказчики обязаны использовать:
• при разработке должностных инструкций;
• формировании контрактной службы;
• назначении контрактного управляющего.
Новые требования должны учитывать и образовательные организации при разработке профессиональных образовательных программ в сфере закупок.
Соблюдение профстандартов повысит профессиональный уровень действующих специалистов в сфере закупок. Работодатели должны пересмотреть квалификационные требования к сотрудникам, определить необходимость повышения их квалификации. Это повысит мотивацию специалистов контрактных служб.
Требования к уровню образования специалистов по новым стандартам нужно определить исходя из должностных обязанностей, которые предстоит выполнять тому или иному сотруднику. Обратите внимание, что требования к уровню подготовки специалиста возрастают по мере увеличения нагрузки на него. Чтобы оперативно определить квалификацию, воспользуйтесь краткой таблицей.
№уровня | Трудовые функции | Образование | Опыт работы |
5 |
|
Среднее профессиональное образование | Не требуется |
6 |
|
Высшее образование — бакалавриат | Не менее 3 лет |
7 |
|
Высшее образование — магистратура или специалитет | Не менее 4 лет |
8 |
|
Высшее образование — специалитет, магистратура | Не менее 5 лет, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет |
ВАЖНО!Возглавить контрактную службу сможет специалист не ниже 7-го уровня квалификации
Большинство заказчиков уже имеет определенные требования к специалистам по закупкам; с введением профстандарта Минтруда России они только унифицировались и законодательно закрепились.
Напомним, что до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Однако с 1 января 2017 г. указанные специалисты должны иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Поэтому помимо введения в работу профстандартов заказчикам необходимо внимательно отнестись и к наличию у своих сотрудников дополнительного образования по Закону № 44-ФЗ.
К началу следующего года необходимо повысить квалификацию, пройдя обучение на курсах в объеме не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных совместным письмом от 12.03.2015 Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06).
ЗАО «МЦФЭР» предлагает свои услуги по организации дополнительного образования в сфере закупок. У компании есть неоспоримое преимущество: мы — официальный оператор ЕИС, поэтому, получив знания у наших лекторов, ваши сотрудники не только повысят квалификацию по курсу управления закупками, но также смогут безошибочно работать в единой информационной системе, в том числе в личном кабинете, и размещать информацию в реестре закупок. Кроме того, обучающиеся сотрудники освоят процесс планирования, обоснования закупок; узнают, как выбрать способ закупки; научатся работать с контрактами.
По окончании обучения слушатели получают удостоверение установленного образца. Программа курсов повышения квалификации по Закону № 44-ФЗ соответствует рекомендациям письма от 12.03.2015 Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Министерства образования и науки России № АК-553/06. Наши лекторы — квалифицированные практикующие эксперты.
Следует отметить, что эксперты Системы «Госзаказ» не дают ответы, связанные с вопросами в отношении трудового законодательства, такие вопросами занимаются Система «Образование», Система «Кадры».
Можем отметить лишь о вступлении в силу профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», утвержденного приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н.
Возможно, должность контрактного управляющего медицинского учреждения должна соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», утвержденного приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. Вместе с тем, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. То есть, возможно, главный врач может занимать должность контрактного управляющего.
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.Подписаться по акции >>www.pro-goszakaz.ru
Расскажем о требованиях к специалистам в сфере закупок: трудовые функции, требования к образованию и опыту специалиста в зависимости от уровня его квалификации, о стандартах "специалист в сфере закупок" и "эксперт в сфере закупок".
Из этой статьи Вы узнаете:
Минтруд России утвердил два стандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Скоро всем учреждениям-заказчикам придется применять эти документы на практике. Объясним почему.
1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, которыми определены особенности применения профессиональных стандартов (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
В частности, в кодексе появилась новая статья 195.3. Она обязывает работодателей соблюдать особые требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены трудовым законодательством или иными нормативными актами. А Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) как раз содержит подобные требования.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Важный документ
Профессиональные стандарты утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, № 626н.
Так, в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ сказано, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Напомним, что до 2017 года таким работникам достаточно иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Это правило сохранилось со времен, когда еще действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Государственные и муниципальные учреждения начнут использовать профстандарт специалиста в сфере закупок в работе с 1 января 2017 года. За оставшееся время кадровым службам предстоит проанализировать тарифные разряды работников и системы оплаты труда, а также скорректировать должностные инструкции с учетом профстандартов исходя из задач на конкретном рабочем месте. Польза для учреждения очевидна, если подойти к решению этой задачи неформально. Ведь стандарт предполагает проведение оценки профессиональных качеств действующих сотрудников контрактных служб и комиссий.
Нововведения надо будет учитывать при организации обучения и аттестации сотрудников, в том числе тех, кто прошел обучение до внедрения соответствующих профессиональных стандартов. Поэтому приказы Минтруда России важны не только для работодателей, но и для образовательных учреждений. Они будут ориентироваться на стандарты при разработке программ обучения.
Отметим, что в отношении опыта работы, трудовых функций, навыков, знаний сотрудников стандарты носят всего лишь рекомендательный характер.
Таблица 1. Трудовые функции, требования к образованию и опыту специалиста в зависимости от уровня его квалификации
5 |
|
Среднее профессиональное образование. Опыт работы не требуется |
6 |
|
Высшее образование – бакалавриат. Опыт работы не менее трех лет |
7 |
|
Высшее образование – магистратура или специалитет. Опыт работы не менее четырех лет |
8 |
|
Высшее образование – специалитет, магистратура. Опыт работы не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет |
Для контрактных служб учреждений этот стандарт наиболее важен.
Документ
Уровни квалификации, которые применяют при разработке проектов стандартов, утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.
Основной целью деятельности специалиста является контроль и управление закупками для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Его трудовые функции определяют в зависимости от квалификации. Напомним, что квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенций, который характеризует, насколько сотрудник подготовлен к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Для специалиста в сфере закупок предусмотрено несколько уровней квалификации (см. табл. 1).
5-й уровень
Работника этого уровня квалификации учреждение будет вправе назначить на должность специалиста по закупкам или работника контрактной службы
Он, в частности, может заниматься обработкой и анализом информации о ценах на товары, работы, услуги, готовить и направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) приглашения к участию в закупке. А также формировать и хранить данные и документы, в том числе полученные от участников.
Занимаясь составлением закупочной документации, работник определяет начальную (максимальную) цену контракта, составляет описание объекта закупки и проект контракта, устанавливает требования к участникам и порядок оценки их заявок. Он обрабатывает поступившие заявки, проверяет банковские гарантии, оценивает результаты и подводит итоги закупочных процедур. И это далеко не полный список обязанностей.
6-й уровень
К данной категории относятся старшие специалисты (консультанты) по закупкам, работники контрактной службы и контрактные управляющие.
Согласно стандарту, эти сотрудники составляют планы и планы-графики закупок, публикуют их и при необходимости вносят изменения. При формировании планов они устанавливают и обосновывают начальные (максимальные) цены контрактов.
Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) тоже входит в круг обязанностей специалиста 6-го уровня квалификации. Помимо этого к его функциям относится:
7-й уровень
Работник с таким уровнем квалификации сможет занять должность ведущего специалиста, контрактного управляющего, работника или руководителя контрактной службы, руководителя или замруководителя подразделения.
По стандарту в число его обязанностей включен сбор информации о ходе исполнения контракта, в том числе о возникающих сложностях. Если контрагент нарушил условия контракта, он передает информацию о нем для занесения в реестр недобросовестных поставщиков.
Еще одна функция – организация приемки отдельных этапов исполнения контракта. В частности, такой специалист привлекает экспертов и экспертные организации к проверке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Кроме того, ему можно будет поручить взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении или расторжении контракта.
Важно запомнить
При аудите, в частности, оценивают выполнение условий контрактов по срокам и объему, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования.
8-й уровень
Советник, заместитель руководителя и руководитель – эти должности могут занимать только специалисты 8-го уровня квалификации.
В перечень их трудовых функций входит мониторинг и аудит закупок. Напомним, что мониторинг обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 это Минэкономразвития России.
А аудитом занимаются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетные органы, созданные представительными органами муниципальных образований.
Таблица 2. Должность и функции эксперта в зависимости от уровня его квалификации
6 |
Консультант (специалист) по закупкам |
|
7 |
Эксперт по закупкам |
|
8 |
Руководитель или директор (заместитель руководителя или директора) управления, департамента, организации |
|
К работникам контрактных служб данный стандарт отношения не имеет. Однако в определенных случаях эксперты и экспертные организации оказывают учреждениям услуги. Варианты должностей и трудовых функций таких работников приведены в таблице 2. Эксперты в сфере закупок консультируют клиентов, проводят по их заказу экспертизы, исследуют теоретические и практические проблемы закупок. Стандартом предусмотрено три уровня квалификации: 6-й, 7-й и 8-й. Это означает, что эксперт любой категории должен иметь высшее образование.
Сотруднику 6-го уровня квалификации требуется как минимум трехлетний опыт в сфере закупок. Он занимается мониторингом цен на товары, работы, услуги и учетом информационных ресурсов проведения закупочных мероприятий, а также размещает в ЕИС сведения и документы в рамках закупочной деятельности.
Эксперты 7-го уровня дают экспертную оценку закупочной документации, заявок на участие и результатов исполнения контракта. Минимальный опыт работы в сфере закупок – четыре года.
В топ-менеджмент экспертной организации должны входить эксперты самого высокого, 8-го уровня. Они распределяют между работниками производственные задания и контролируют их выполнение.
В заключение отметим, что оба подготовленных Минтрудом России стандарта предусматривают ряд этических норм, которые обязаны соблюдать как рядовые работники сферы закупок, так и руководители.
Рекомендуем обязать работников придерживаться этических норм, а именно:
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
www.pro-goszakaz.ru