Законодательство о контрактной системе в отдельных случаях теперь распространяется и на автономные учреждения. А это значит, что их работникам, отвечающим за закупочный процесс, необходимо как минимум знать и понимать основополагающие нормы данного закона. Чем различаются принципы Закона № 44 ФЗ [1]и Закона № 223 ФЗ[2]? Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, введенная Законом № 44 ФЗ, начала работать 1 января 2014 года и пришла на смену прежнему законодательству о госзакупках – Закону № 94 ФЗ [3]. Она основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды.
|
Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:
открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
обеспечение конкуренции;
профессионализм заказчиков;
стимулирование инноваций;
единство контрактной системы в сфере закупок;
ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
эффективность осуществления закупок.
Перечисленные пункты в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [4], отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.
Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости – с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.
Принципы контрактной системы: что нового?
Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.
Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ). При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).
Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.
Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение). В свою очередь, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.
В то же время принципы стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность закупки являются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44 ФЗ).
Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст. 12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.
Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформировался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.
Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод. Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.
studfiles.net
В основе нормативного регулирования системы контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд лежит «великий и ужасный» закон № 44-ФЗ. Он призван подробно описать все процедуры, посредством которых определяется исполнитель госконтракта, обеспечить прозрачность их проведения и исключить какие-либо возможности для нечестной игры. Рассмотрим 6 принципов, на которых базируются нормы этого закона (статья 6).
Первый из принципов — принцип открытости и прозрачности всей информации о контрактной системе в сфере государственных закупок. Это значит, что любое лицо, физическое либо юридическое, должно иметь равный и бесплатный доступ ко всей информации о проведении госзакупок. Исключение составляют лишь данные, относящиеся к государственной тайне. Реализуется этот принцип через ЕИС — единую информационную систему в сфере госзакупок — через которую проводятся все процедуры.
Этот принцип подразумевает, что выбор исполнителя госконтракта должен проводиться в условиях ценовой и неценовой конкуренции. Участвовать в процедуре может любое лицо, которое будет соответствовать требованиям и выполнит все необходимые условия. Конкуренция должна быть здоровой и добросовестной, влиять на нее и создавать барьеры запрещено как заказчикам, так и любым государственным органам.
Заказчик в рамках госзакупок должен являть профессионалом, то есть лицом, которое в выбранной сфере ведет профессиональную деятельность. Осуществляться она должна с привлечением специалистов, обладающих профессиональными знаниями и практическими навыками. Работа в сфере госзакупок осуществляется заказчиком с привлечением квалифицированных специалистов, способных обеспечить заключение контракта и его исполнение.
Следующий принцип — стимулирование инновационных технологий. Он предполагает, что, осуществляя закупку товаров и услуг, заказчику, кроме всего прочего, необходимо держать курс на поощрение инновационных и высокотехнологичных процессов. Законодательство содержит определение того, что считать инновацией. Этот принцип должен стимулировать развитие инновационных процессов в разных отраслях экономики.
Принцип единства контрактной системы означает, что все закупки в обеспечение государственных и муниципальных нужд должны осуществляться в соответствии с законом № 44-ФЗ. При этом не имеет значения, к какой отрасли принадлежит заказчик, а также закупаемые им товары, работы или услуги — нормы закона едины для всех и подлежат строгому исполнению.
Принцип ответственности за результативность означает, что любой из участников госзакупок несет за результат своей деятельности неотвратимую ответственность. Неисполнение обязанностей той или иной стороной госзакупок влечет санкции, как финансовые (штрафы, пени, неустойку), так и репутационные (например, помещение в реестр недобросовестных поставщиков).
Закон о контрактной системе подразумевает, что все госзакупки должны базироваться на указанных принципах. Их реализация обеими сторонами процесса — заказчиками и исполнителями — обеспечивает эффективность контрактной системы и ее прозрачность.
zakupki-kontur.ru
Митьковская Ирина ВалерьевнаМосковская финансово-юридическая академиямагистрант
Библиографическая ссылка на статью:Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39593 (дата обращения: 23.09.2018).
Муниципальные и государственные закупки представляют собой мощный фактор, который влияет на уровень развития экономики любой страны, вне зависимости от степени участия в рыночных отношениях государства. При этом государство выступает таким потребителем, который помимо закупки товаров, работ, услуг независимо устанавливает порядок осуществления закупок. В России в настоящее время действуют рыночные принципы закупок, в отличие от предшествующих ранее планово-административных. В рамках планово-административной экономики государство брало на себя обязанность приобрести весь объем продукции, производимый предприятиями, вне зависимости от уровня спроса на нее. Условия рыночной экономики предполагали полную свободу в закупке получателям бюджетных средств. Несостоятельность обоих подходов способствовало принятию государством решения о необходимости создания особого юридического механизма закупок. Таким механизмом стала контрактная система.
Возрастание роли участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях вызывает все больший интерес со стороны многих юристов, экономистов и представителей других наук к аспектам правового регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных потребностей товарах, работах, услугах. В дореволюционный период исследованию проблем удовлетворения потребностей государства в рамках контрактных правоотношений уделял внимание ученый-цивилист Д.И. Мейер. К данной проблеме обращались и современные ученые-цивилисты, такие как В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Е.Г. Комиссарова, Л.И. Шевченко, А.В. Яровой и др., в области административного права – Д.Н. Бахрах, А.С. Ротенберг и др.
В 2005году принятие Федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» [2] имело, по словам Андреевой Л.В., «революционный характер», т.к. ранее по существу не проводился конкурентный отбор претендентов на заключение муниципальных и государственных контрактов.
Позднее выявились недостатки указанного нормативно-правового акта, и довольно остро встал вопрос о необходимости реформирования сферы закупок, а многочисленные дополнения и изменения не могли кардинально улучшить ситуацию, связанную прежде всего с неэффективным расходованием бюджетных средств и наличием коррупции. В итоге было принято решение о необходимости нового закона, основанного на концепции создания контрактной системы.
Задача создания контрактной системы была поставлена в различных нормативных документах. В частности, в бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 годы отмечалось, что процедуры размещения заказов многократно пересматривались за последние годы, однако «практически не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов» [3]. Ответственность лишь за соблюдение формальных правил выбора поставщика, по сути, подменяло во многих случаях ответственность заказчика за конечный результат закупки.
При разработке концепции контрактной системе был использован опыт зарубежных стран, в частности США, закупочная деятельность представляет собой государственную хозяйственную деятельность. Федеральная контрактная система США является значимой частью государственного регулирования социального и экономического развития страны [4, с. 172].
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон . №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением некоторых положений, вступление в силу которых предусмотрено в более поздние сроки.[1]
Тасалов Ф.А в своей монографии «Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование» подтверждает, что создание национальной контрактной системы в Российской Федерации представляется задачей стратегического значения, ввиду значительного влияния государства на рыночную экономику. Кроме того, ученый подчеркивает, что в рамках государственных закупок ежегодно расходуется до 50% всех средств российского федерального бюджета [5, с. 21].
Контрактная система создается на основе взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, действия рыночных механизмов. Результатом такого взаимодействия является заключение государственных и муниципальных контрактов.
Глава 5 Гражданского кодекса РФ является правовой основой взаимоотношений и содержит существенные положения о гражданской правосубъектности муниципальных образований и государства. Важно, что государство впервые отражает принципы контрактной системы и устанавливает правила своего участия в закупках товаров, работ и услуг. К таким принципам относятся: прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, единство контрактной системы в сфере закупок, открытость, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчиков, эффективности осуществления закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].
Сформулированные в законе принципы, которые раскрываются в ст.7-12 закона, соответствуют принципам типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках.
Законом о контрактной системе практически полностью изменена терминология о закупках. И стоит отметить, что определение контрактной системы, предусмотренное непосредственно законом о контрактной системе, довольно громоздко. В целом контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд.
Целесообразно в определении контрактной системы было бы обозначить последовательность этапов государственных закупок, отмечая степень их взаимосвязанности [6]. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок – один из основных принципов контрактной системы. Согласно ст. 11 закона о контрактной системе указанный принцип подразумевает, что контрактная система стоится на предусмотренных законом единых подходах и принципах, которые позволяют обеспечивать государственные/муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, их аудита, мониторинга и контроля. Данный принцип предусматривает эффективную и последовательную регламентацию всех этапов осуществления государственных/муниципальных закупок. Поскольку в законе о контрактной системе планирование ограничивается составлением заказчиками планов-графиков и планов закупок, данный принцип представляется не выдержанным до конца. В закон не включены государственные программы, в том числе целевые – федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные программы и другие документы планирования, выступающие основанием составления планов закупок [6]. Возможно, это является причиной исключения из определения контрактной системы, содержащейся в законопроекте, указание на взаимосвязь этапов контрактной системы. Кроме того, в настоящей формулировке отсутствует этап прогнозирования государственных и муниципальных нужд.
Матевосян С.С. в своем труде «О некоторых особенностях правового статуса субъектов контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд» приходит к еще более лаконичному определению контрактная система: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия» [9].
В качестве участников закон о контрактной системе закупок называет:
Якушина Е. В. подчеркивает, что контрактная система представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного характера. Указанные меры призваны обеспечить муниципальные и государственные нужды в товарах, работах, услугах благодаря осуществлению взаимосвязанных этапов [11].
Несколько иной подход у Шмелевой М.В., которая рассматривает контрактную систему через призму контрактных правоотношений, складывающихся при государственных и муниципальных закупках. Такие правоотношения, по ее мнению, являются целостной правовой системой, состоящей из совокупности взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой элементов [10]. Развитие контрактных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок происходит на следующих последовательных этапах:
Сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок, они должны осуществлять возложенные на них законом, иными нормативными правовыми актами действия и функции, которые направленны на достижение поставленных целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В основе взаимодействия участников контрактной системы положены механизмы партнерства государственного и частного сектора, поскольку среди участников контрактной системы есть не только органы государственной власти, но и физические и юридические лица.
В составе контрактных правоотношений в сфере государственных и муниципальных закупок Шмелевой М.В. было выделено две концептуальные формы контрактных отношений, реализуемые в Российской Федерации:
С правовой точки зрения, сложность создания контрактной системы состоит в необходимости слаженного регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок нормами ряда отраслей законодательства – административного, финансового, гражданского, бюджетного и др.
Понимание сущности и значения контрактной системы имеет большое значение в настоящее время, поскольку новая система в сфере государственных и муниципальных закупок непосредственно влияет на экономику страны [12].
В первую очередь стоит отметить, что контрактная система имеет значимый антикоррупционный потенциал. В случае, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены, неизбежно возникает коррупция.
Кроме того, контрактная система направлена на развитие отечественного бизнеса. Основываясь на данных Министерства экономического развития Российской через рынок государственных закупок распределяется более 22 % ВВП [12]. Рынок же государственных закупок, таким образом, выступает существенно значимым инструментом экономической политики страны.
Также стоит отметить, контрактная система обеспечивает непосредственное выполнение обязательств перед населением со стороны государства. Указанные обязательства содержаться в госпрограммах, для выполнения которых неминуемо связано с осуществлением закупок необходимых товаров, работ, услуг.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Все статьи автора «Митьковская Ирина Валерьевна»
web.snauka.ru
Автор: Черданцева Татьяна 17 ноября 2017
Контрактная система основывается на принципах, позволяющих наиболее эффективным образом проводить госзакупки. Рассмотрим их подробнее.
Это один из главных принципов контрактной системы. Любой участник может бесплатно ознакомиться с планируемыми закупками, торгами на стадии выявления победителя, а также завершенными заказами. Доступна информация о результатах аудита, нормативно-методическая и справочная информация, различные реестры (типовых контрактов, жалоб, проверок, банковских гарантий и др.). Все сведения размещаются на сайте ЕИС.
Ст. 4 44-ФЗ описывает порядок информационного обеспечения контрактной системы, в том числе функции ЕИС, а также полный список публикуемых сведений. Правила работы ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 и Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.
Другой принцип контрактной системы закупок заключается в том, что стать участником торгов может любой желающий. Заказчики обязаны создавать равные условия для всех, не ограничивая конкуренцию. Основным ориентиром является 135 ФЗ от 26.07.2006.
Если действия заказчика приводят к необоснованному ограничению числа участников, поставщики вправе обратиться с жалобой в ФАС, либо в суд с иском о признании заказа недействительным. Примеры нарушений:
Нарушение влечет за собой административную ответственность по статьям 7.29-7.32, 14.32 КоАП РФ.
Третий важный принцип контрактной системы в сфере закупок — деятельность госзаказчика при проведении торгов должна осуществляться квалифицированными специалистами.
Минэкономразвития и Минобрнауки разработали методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в системе госзакупок (Письмо Минэкономразвития № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015).
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). А в состав комиссии должны входить те, кто прошел профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладает специальными знаниями по объекту торгов (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Законом установлен приоритет заказов инновационной и высокотехнологичной продукции в целях эффективного использования бюджетных средств.
К примеру, во время двухэтапного конкурса у заказчика есть возможность приобрести инновационную продукцию, так как в этом случае по результатам переговоров с участниками он вправе скорректировать первоначально установленные требования.
Создан Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, сведения о которых рекомендуется использовать в госзакупках.
44 ФЗ предусмотрен ряд этапов, позволяющих наиболее эффективно обеспечить государственные нужды:
Основной задачей законодателя является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько поиск предложения, которое будет максимально эффективно использовать финансирование. При этом виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 44-ФЗ).
goscontract.info