Да, может. В ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены единые требования к участнику закупок. При этом предусмотрено, что участник должен соответствовать обязательным требованиям, установленным в законодательстве. Так как допуск СРО является обязательным требованием при проведении отдельных видов работ, заказчик может требовать предоставления допуска СРО.
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">
При этом участник может предоставить допуск СРО для генподрядчика и в этом случае не предоставляет допуск СРО по отдельным видам работ. Такая позиция содержится в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2877. В Письме Минэкономразвития РФ от 06.04.2015 г. N Д28И-893 дополнительно отмечено, что у участника сохраняется право предоставить допуск на отдельные виды работ.Также необходимо обратить внимание на следующее. В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 07.09.2015 г. N Д28и-2576 допуск СРО не является критерием при оценке заявки участника. Допуск СРО является обязательным требованием, которое предъявляется участникам закупки.
Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не регулирует процедуру проверки соответствия участника закупки обязательным требованиям. Поэтому заказчик может проверять соответствие участника обязательным требованиям любым образом, в том числе используя общедоступные реестры, банки информации и т.д. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2918.
Да, может. Участник обязан обосновать в заявке, по какой причине у него отсутствует лицензия. Если участник не выполнил этого требования, заказчик вправе отклонить заявку. Об этом сказано в Постановлении 11 ААС от 10.03.2015 г. N А49-11911/2014.
Нет, заявка не отклоняется. Директор обязан исполнять свои обязанности до избрания нового директора в установленном порядке. Поэтому, если у заказчика нет сведений об избрании нового директора, заявка не может быть отклонена, так как Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не содержит соответствующих оснований. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой, например Решением АС Пермского края от 30.03.2015 N А50-27247/2014.
Нет, нельзя. Если в документации заказчиком не указано, что исполнение должно быть произведено лично, что подрядчик не может привлекать третьих лиц для исполнения обязательств, отклонять заявку нельзя. Такой вывод сделан в Решении АС Республики Тыва от 17.04.2015 г. N А69-25/2015.В частности суд отметил следующее. "ООО НИИ…, представив вышеперечисленные документы, выразило намерение привлечь при исполнении контракта субподрядную организацию, обладающую лицензией ФСБ, и обладало необходимым комплексом прав, позволяющих без нарушения требований действующего законодательства исполнить контракт, следовательно, их заявка соответствовала требованиям конкурсной документации, тем самым, действовало в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе и условиями конкурсной документации.В связи с чем суд соглашается с данным выводом антимонопольного органа, поскольку конкурсной документацией не установлена обязанность исполнения контракта участником открытого конкурса лично, а также отсутствует запрет на привлечение субподрядной организации для исполнения государственного или муниципального контракта, поэтому ООО НИИ… вправе в порядке статей 313 и 706 Гражданского кодекса Российской Федерации представить в своей заявке на участие в открытом конкурсе документы, необходимые для требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе: лицензию ФСБ субподрядной организации от 21.09.2011 ГТ N 0028350 за регистрационным номером 1237 и договор от 01.08.2014 с субподрядной организации, обладающей лицензией ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну".Противоположного мнения придерживается Минэкономразвития РФ. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 28.05.2015 г. N Д28и-1542. Министерство отметило, что Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусматривает предоставление лицензии и допуска именно участником. При этом участник может предоставить допуск как на отдельные виды работ, так и на генподряд.
Нет, это недопустимо. Об этом сказано в Решении АС Санкт-Петербурга от 19.03.2015 г. N А56-77504/2014. Суд указал, что законодательство не предусматривает возможность устанавливать основания владения оборудованием. То есть заказчик не может предопределять, на каком праве у участника находится оборудование.
Как известно, в отдельных случаях установлены дополнительные требования к участникам закупки. Причем одним из требований выступает опыт соответствующих работ. Однако, если лицо было реорганизовано, сохраняется ли такой опыт?В Письме Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 г. N Д28и-2170 сделан вывод, что опыт сохраняется. Это объясняется тем, что реорганизация предполагает правопреемство.
Как известно, в определенных случаях к участникам предъявляются дополнительные требования в части опыта выполнения аналогичных работ. Но может ли быть "передан" такой опыт третьим лицам, например, по договору концессии. Нет, не может. К такому вывода пришло Минэкономразвития РФ в Письме от 28.07.2015 г. N Д28и-2175. Министерство обратило внимание, что такой опыт переходит только в рамках правопреемства, но не во всех остальных случаях.
Да, это допустимо. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в Определении от 02.09.2015 г. N 309-КГ15-9572. Суд указал следующее:"Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворяя заявленные требования, суд кассационной инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пришел к выводу о том, что условие, содержащееся в пункте 2.1.5 проекта контракта, не является требованием к участникам торгов (статья 31 Закона о контрактной системе), подавшим заявку на участие, а представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора после проведения торгов и определения победителя. При этом само по себе условие о необходимости сопровождения поставщиком (победителем аукциона) поставляемых медицинских изделий документами, подтверждающими введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации поставляемых товаров непосредственно правообладателем товарного знака, размещенного на товаре, или с его согласия, действующему законодательству не противоречит. Спорное условие проекта контракта предложено на стадии доведения до потенциальных участников торгов документации об аукционе, является одинаковым для всех участников и действующему законодательству не противоречит".
Да, требуется. В Письме ФАС РФ от 02.11.2015 N АЦ/60557/15 сделан вывод, что при закупке работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту требуется допуск СРО по организации строительства. Этот вывод также относится к незавершенным объектам. Также см. Письмо ФАС РФ от 13.11.2015 N 36873-АС/08.
Нет, не может. Об этом сказано в Постановлении 13 ААС от 15.10.2015 N 13АП-18547/2015. Суд указал, что раз участник предоставил действующую лицензию, то его заявка не может быть отклонена. Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не предусматривает полномочий заказчика по проверке соответствия участника требованиям лицензии.
В определенных законом случаях участники должны подтвердить свой опыт работы. В Письме Минэкономразвития РФ от 26.10.2015 N ОГ-Д28-13650 сказано, что контрактное законодательство не регулирует конкретные формы подтверждения опыта работы. Формы актов выполненных работ регулируются либо специальными актами, либо, если таких актов нет, устанавливаются произвольно.
Да, необходимо. Законодательство устанавливает соответствующее требование: данная деятельность может осуществляться только при наличии лицензии. В свою очередь законодательство о закупках (ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) предусматривает, что участник обязан иметь лицензию в случаях, когда этого требует законодательство. Об этом же сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 19.05.2015 г. N Д28и-1303.
Да, могут. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 21.10.2015 г. N ОГ-Д28-13720. Законодательство о закупках не содержит соответствующего запрета. В тоже время Министерство отметило, что злоупотребление закупками у аффилированных лиц может быть признано нарушением антимонопольного законодательства.
www.finexg.ru
Как правильно прописать в аукционной документации требование о наличии СРО, необходимо ли прописывать требования именно по конкретным пунктам или достаточно будет прописать про СРО в информационной карте - "Участники закупки должны соответствовать требованиям законодательства к лицам, выполняющим работы, которые являются предметом торгов (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Требования к лицам, выполняющим работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены в ст. ст. 47, 48, 52 ГрК РФ. если работы соответствуют Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"?
Да, устанавливать требование надо по конкретным пунктам, т.к. наряду с требованиями заказчик должен указать и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).
Установление требования о наличии допуска СРО на генподряд или допусков СРО на виды работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства зависит от вида работ, наименования объекта закупки.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Заказчику следует устанавливать требования о наличии исключительно допуска СРО на генподряд, например, в случае, если любые виды работ выполняются в рамках проведения капитального ремонта административного здания и предмет контракта (наименование объекта закупки) определен следующим образом:
«Организация выполнения работ по капитальному ремонту здания…»
Заказчику следует устанавливать требования о наличии допуска СРО на генподряд, (если у участника закупки отсутствует допуск СРО на выполнение соответствующей работы) или допуска на выполнение соответствующей работы, влияющей на безопасность объектов капитального строительства, (если участник закупки планирует выполнять работы лично) - в случае, если в рамках проведения капитального ремонта здания предусмотрены работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства. При этом предмет контракта (наименование объекта закупки) не предусматривает организацию выполнения работ.
Учитывая позицию ФАС и судов, советуем в подобных ситуациях, например, при проведении капитального ремонта, как вариант, формировать объект закупки (предмет контракта) - "работы по организации и проведению капитального ремонта …." и устанавливать требование о наличии допуска СРО на генподряд.
Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ
Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»
Наличие допуска СРО на генподряд:
"Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство"
Аналогично нужно поступать и при закупке услуг по архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки,в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В настоящее время, сфера строительства регулируется Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ).
Так, согласно положениям ч. 1 ст. 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В случае если работы Заказчиком осуществляются в рамках проведения работ по капитальному ремонту, то согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Так, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее – Перечень).
Согласно положениям Перечня установлено, что для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне знаком звездочка*, требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения данных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ.
Следовательно, в случае если Заказчик устанавливает в качестве объекта закупки выполнение работ, которые включены в Перечень без звездочки* в рамках осуществлении работ по капитальному ремонту, либо объект закупки не содержит перечня этих работ, но они предусмотрены разделами проектно-сметной документации или техническим заданием, то у заказчика появляется обязанность включить в документацию закупок требование о наличии у участника закупок свидетельства о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией, либо, в соответствии с ч. ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ, в случае если к данным работам участником закупок предполагается привлечение субподрядчиков, то такой участник закупок должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (т.е. допуск на генподряд).
Таким образом, в настоящее время, если при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта исполнителю необходимо выполнять работы, которые включены в Перечень № 624, то он должен иметь допуск СРО на соответствующую работу, если выполняет ее лично или иметь допуск на генподряд, если у него отсутствует допуск СРО на выполнение соответствующей работы.
Поэтому, в данном случае, если документацией о закупке на проведение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрены работы, которые требуют наличие допуска СРО, заказчик может выставить следующие требования к участникам закупки:
Обращаем внимание на позицию ФАС России, изложенную в письме от 23.05.2011г. №ИА/19714 при применении Закона № 94-ФЗ о том, что "условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Эта же позиция осталась и при применении Закона № 44-ФЗ (ПИСЬМО ФАС РОССИИ от 02.11.2015 № АЦ/60557/15 «О рассмотрении обращения о применении Закона о контрактной системе по вопросу установления требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах нового строительства»).
Однако, существует судебная практика, где суды считают иначе. Так, например, Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановление от 5 июня 2014 г. по делу № А52-2502/2013) указывает, что требование о наличии свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является правомерным. Также в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ).
Поэтому, требование исключительно свидетельства о допуске СРО на генподряд может быть успешно обжаловано участниками закупки, которые не имеют такого допуска, но могут выполнить эти работы самостоятельно (имеют все соответствующие допуска).
В свою очередь, если Заказчик установил в качестве объекта закупки организацию выполнения работ по капитальному ремонту, то в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (далее – допуск на генподряд), т.е. речь идет не о лице, выполняющем работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а о лице, осуществляющем работы по организации строительства (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.02.2012 по делу № А12-8234/2011), и работы по организации строительства должны быть включены в Перечень № 624.
Проведенный анализ Перечня № 624 показывает, что в него включены в том числе следующие работы:
Таким образом, в случае если Заказчик установил в качестве объекта закупки организацию выполнения работ по капитальному ремонту, то в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства (т.е. допуск на генподряд).
Аналогичная ситуация рассмотрена в решении Чувашского УФАС России от 15 мая 2014 г. по делу № 99-К-2014.
Учитывая позицию ФАС и судов, советуем в подобных ситуациях, например, при проведении капитального ремонта, как вариант, формировать объект закупки (предмет контракта) - "работы по организации и проведению капитального ремонта …." и устанавливать требование о наличии допуска СРО на генподряд.
Наличие допуска СРО на генподряд:
"Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство"
Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Оформить подписку
Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.Подписаться по акции >>www.pro-goszakaz.ru
При формировании 2й части заявки для участия в аукционе, Поставщиком не было предоставлено свидетельство о членстве в СРО. При рассмотрении жалобы в УФАС на Заказчика получено предупреждение о неправомерности заключения контракта стоимостью свыше 3.000.000 руб при непредставлении Поставщиком (победителем аукциона) во второй части заявки свидетельства о членстве в СРО,
Документация 2й части заявок формировалась в соответствии с закупочной документацией.
Ниже приводим цитату из закупочной документации о формировании второй части заявки.
7.2.4. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 – 29 Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов.
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 44-ФЗ.
7.2.5. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 – 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ.
pravoved.ru