44 фз закон закупки: Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)

О контрактной системе. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят
Государственной Думой
22 марта 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
27 марта 2013 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

Статья 5. Организация документооборота в контрактной системе в сфере закупок

Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок

Статья 7. Принципы открытости и прозрачности

Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции

Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

Статья 10. Принцип стимулирования инноваций

Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок

Статья 13. Утратила силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 27.06.2019 N 152-ФЗ.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ

Статья 16. Планирование закупок

Статья 17. Утратила силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

Статья 18. Обоснование закупок

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

Статья 20. Общественное обсуждение закупок

Статья 21. Утратила силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги

Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК

§ 1. Общие положения

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 24. 1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур

Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках, специализированных электронных площадках. Единый реестр участников закупок

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

Статья 26. Централизованные закупки

Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках

Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок

Статья 31. Требования к участникам закупки

Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Статья 34. Контракт

Статья 35. Банковское сопровождение контрактов

Статья 36. Отмена закупки

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Статья 38. Должностные лица заказчика, контрактная служба, контрактный управляющий

Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок

Статья 40. Специализированная организация

Статья 41. Эксперты, экспертные организации

Статья 42. Извещение об осуществлении закупки

Статья 43. Заявка на участие в закупке

Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке

Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий

Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки

Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы

§ 2. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения открытых конкурентных способов

Статья 48. Проведение электронного конкурса

Статья 49. Проведение электронного аукциона

Статья 50. Проведение электронного запроса котировок

Статья 51. Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания

Статьи 53 — 59. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Статья 60. Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Статья 61. Утратила силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Статья 62. Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Статьи 63 — 69. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Статья 70. Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Статья 71. Утратила силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

§ 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов

Статья 72. Применение закрытых конкурентных способов

Статья 73. Проведение закрытого конкурса

Статья 74. Проведение закрытого аукциона

Статья 75. Проведение закрытого электронного конкурса

Статья 76. Проведение закрытого электронного аукциона

Статья 77. Признание закрытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания

Статьи 78 — 79. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Статьи 80 — 82. Утратили силу. — Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ.

§ 3. 1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме (статьи 82.1 — 82.6)

§ 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений (статьи 83 — 83.1)

§ 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры (статья 83.2)

§ 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статьи 84 — 92)

§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Статья 94. Особенности исполнения контракта

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Статья 97. Мониторинг закупок

Статья 98. Аудит в сфере закупок

Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Статья 99. Контроль в сфере закупок

Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок

Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ

Статья 105. Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля

Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу

Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК

Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов

Статья 109. Утратила силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв

Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства

Статья 110. 2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства

Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации

Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства

Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита

Статья 111.3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

Статья 111. 4. Особенности осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 112. Заключительные положения

Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022)











РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят

Государственной Думой

22 марта 2013 года

Одобрен

Советом Федерации

27 марта 2013 года



  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
    • Статья 5. Организация документооборота в контрактной системе в сфере закупок
    • Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
    • Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
    • Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
    • Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
    • Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
    • Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
    • Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
    • Статья 13.
    • Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
    • Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
  • Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ

    • Статья 16. Планирование закупок
    • Статья 17.
    • Статья 18. Обоснование закупок
    • Статья 19. Нормирование в сфере закупок
    • Статья 20. Общественное обсуждение закупок
    • Статья 21.
    • Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги
    • Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК § 1. Общие положения

    • Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур
    • Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках, специализированных электронных площадках. Единый реестр участников закупок
    • Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы
    • Статья 26. Централизованные закупки
    • Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
    • Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках
    • Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
    • Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок
    • Статья 31. Требования к участникам закупки
    • Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки
    • Статья 33. Правила описания объекта закупки
    • Статья 34. Контракт
    • Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
    • Статья 36. Отмена закупки
    • Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
    • Статья 38. Контрактная служба
    • Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
    • Статья 40. Специализированная организация
    • Статья 41. Эксперты, экспертные организации
    • Статья 42. Извещение об осуществлении закупки
    • Статья 43. Заявка на участие в закупке
    • Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке
    • Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий
    • Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки
    • Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы
    • Статья 48. Проведение электронного конкурса
    • Статья 49. Проведение электронного аукциона


    • Статья 50. Проведение электронного запроса котировок
    • Статья 51. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
    • Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
    • Статья 60.
    • Статья 61.
    • Статья 62. Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
    • Статья 70.
    • Статья 71. Утратила силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
    • Статья 72. Применение закрытых конкурентных способов
    • Статья 73. Проведение закрытого конкурса
    • Статья 74. Проведение закрытого аукциона
    • Статья 75. Проведение закрытого электронного конкурса
    • Статья 76. Проведение закрытого электронного аукциона
    • Статья 77. Признание закрытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
    • Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Статья 94. Особенности исполнения контракта
    • Статья 95. Изменение, расторжение контракта
    • Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
  • Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

    • Статья 97. Мониторинг закупок
    • Статья 98. Аудит в сфере закупок
  • Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

    • Статья 99. Контроль в сфере закупок
    • Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок
    • Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком
    • Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
    • Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
    • Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ

    • Статья 105. Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля
    • Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу
    • Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
  • Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК

    • Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов
    • Статья 109.
    • Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв
    • Статья 110. 1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства
    • Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
    • Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации
    • Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
    • Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита
    • Статья 111. 3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
    • Статья 111.4. Особенности заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации
  • Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    • Статья 112. Заключительные положения
    • Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона




Работать с госзакупками непросто.

Как обеспечить доставку и избежать проблем?

Довольно часто в закупках встречается термин «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения». Для данной группы товаров 44-ФЗ предусмотрены специальные меры защиты покупателей от неисполнения договоров.

Начальник отдела методологии АО рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики. ТЭК-Торг, эксперт по направлению госзаказов Василий Некрасов.

Работать с государственными закупками непросто. Как обеспечить доставку и избежать проблем?

Ирина Печерская

Сегодня тысячи компаний по всей России, в том числе представители малого и среднего бизнеса, принимают участие в тендерах и становятся поставщиками товаров, работ или услуг для государства, государственных компаний, корпораций и крупных коммерческих предприятий. В зависимости от типа заказчика закупки регулируются законодательством по-разному.

Наиболее тщательно и детально регламентированы государственные и муниципальные закупки: строительство и ремонт муниципальных зданий, библиотек, школ, музеев, дорог, благоустройство и др. Все данные о таких закупках размещаются на сайте zakupki.gov.ru и являются регулируется Федеральным законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Жесткость требований законодательства о государственных закупках обусловлена ​​тем, что эти закупки финансируются за счет бюджетных средств, и здесь особенно важно не допустить финансовых злоупотреблений.

Как регулируются закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения

В настоящее время в Законе № 44-ФЗ нет четкого определения договора поставки товаров жизнеобеспечения. Однако особенности, связанные с такими закупками, упоминаются в некоторых положениях закона.

Впервые понятие «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения» встречается в ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Закон и подзаконные акты не содержат конкретного определения, но относят к этой группе продукты питания, средства для оказания скорой помощи, в том числе специализированной скорой помощи, медицинскую помощь в неотложной или неотложной форме, медикаменты, топливо.

В статье 37 Федерального закона № 44-ФЗ указано, что участники аукциона, конкурса, предложившие цену закупки на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, в целях снижения риска не исполнения договора по такой явно заниженной цене, необходимо предоставить заказчику документальное подтверждение правильного исполнения трех ранее заключенных договоров или предоставить обеспечение по текущему договору в полтора раза выше обычного.

Если речь идет о товарах, которые относятся к категории жизненно необходимых, то помимо этого требования поставщик также должен предоставить заказчику обоснование предложенной цены: гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества (если применимо в конкретном случае) поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, либо документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки поставить товар по предложенной цене и/или сумме цены за единицу товара.

Мы видим, что данное требование направлено на усиление защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Тем не менее, это не дает 100% гарантии, и ситуация, когда поставщик все же по тем или иным причинам не выполняет условия контракта, не так уж и редка. В этом случае заказчик вправе обратиться за защитой своих интересов в суд. Однако урегулирование претензий в судебном порядке требует времени, в течение которого стороны не могут выполнить свои обязательства по договору.

В таком случае как быть с поставкой товара, кто будет исполнять контракт, пока идет суд? Напомним, речь идет о лекарствах, продуктах питания для школ, детских садов и т. д., доступность которых сегодня может быть критической.

При этом Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность закупки в форме запроса котировок (не в электронной форме) закупки необходимого объема товара до вынесения решения суда. Таким образом, на время судебного разбирательства поставка таких товаров будет осуществляться временным поставщиком.

Других упоминаний о договорах поставки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, в законе № 44-ФЗ нет. В то же время, когда мы говорим о товарах для нормального жизнеобеспечения, возникает резонный вопрос: на каком основании один и тот же товар (например, продукты питания, топливо) может относиться или не относиться к этой категории? Закупка бензина для нужд облгосадминистрации жизненно необходима? Можно ли отнести к товарам для нормального жизнеобеспечения товары, необходимые для осуществления деятельности какой-либо организации? Определение «необходимо для нормального жизнеобеспечения» не дает полного понимания статуса такой закупки.

С 1 января 2022 г. внесены изменения в ст. 3 Закона № 44-ФЗ С 1 января 2022 г.: Договором поставки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, является договор, предусматривающий поставку продуктов питания, денежных средств, необходимых для оказания скорой помощи, в том числе специализированной скорой помощи , медицинская помощь в неотложной или неотложной форме, медикаменты, ГСМ, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан, что вводит уточнение категории «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан». К сожалению, никаких других улучшений в статье не предусмотрено, и такие покупки в дальнейшем будут осуществляться по ранее указанным правилам. Единственное изменение заключается в том, что краткосрочная закупка для исполнения контракта в течение испытательного срока будет проходить в форме электронного запроса котировок.

Цены растут: как выполнить контракт?

Выше мы рассмотрели варианты защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Но что делать в случаях, когда ситуация не зависит ни от одной из сторон? Ведь, как показывает практика, не всегда в невыполнении договора виноват подрядчик. Рост рыночных цен на отдельные виды товаров происходит регулярно.

Достаточно вспомнить кризисную ситуацию 2016 года, когда при резком скачке курса доллара цены на сырье взлетели в несколько раз. Обе стороны закупочного процесса оказываются в сложной ситуации: заказчику необходимо вовремя лечить больных или кормить детей, для чего необходимо обеспечить бесперебойность поставок; Поставщику важно работать не в убыток, а поставить товар по тем ценам, которые он указал при заключении договора, становится невозможно.

Что делать в этом случае заказчику и поставщику? Можно ли заключить дополнительное соглашение и увеличить цену договора на поставку такого товара? В ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены все случаи, когда заказчик вправе изменить условия договора:

  1. Заказчик может увеличить цену до 10%, но вместе с ценой он обязан увеличить объем товара в той же пропорции. Очевидно, что это не решает проблему роста цены для поставщика, так как в данной ситуации цена за единицу товара остается неизменной.
  2. В некоторых ситуациях клиент может изменить цену, если была закупка у одного поставщика. К сожалению, перечень таких покупок крайне ограничен, и в него не входят покупки товаров для нормального жизнеобеспечения.
  3. Изменение цены допускается для федеральных нужд при заключении договора на срок более трех лет в размере 1 млрд рублей, для нужд области (области, края) – на срок более трех лет в на сумму 500 миллионов рублей и на муниципальные нужды – на срок более одного года в размере 100 миллионов рублей. К сожалению, никогда не заключаются контракты на поставку продовольственных товаров на такой длительный срок (максимум на квартал или полгода), так как потребности в них нельзя прогнозировать ни по ассортименту, ни по объемам на столь длительный срок.

В случае неисполнения договора в связи с повышением цен у заказчика есть еще одна возможность решить вопрос – расторгнуть договор по соглашению сторон и начать повторную закупку. Но это чревато другой проблемой: у заказчика может не хватить бюджетных средств для реализации закупки с учетом новых цен, а для увеличения бюджетного лимита потребуется время на согласование. При закупке товаров первой необходимости соблюдение сроков и объемов доставки может иметь решающее значение.

Как видим, ни один из этих вариантов не помогает нам решить проблему. Для разрешения данной ситуации необходимы изменения договорного законодательства:

  1. обоснование четких критериев отнесения тех или иных товаров/услуг к группе жизненно важных;
  2. перечень товаров/услуг, по которым возможно изменение условий договора, и установленный порядок внесения таких изменений;
  3. отнесение принятия решения об увеличении цены контракта к компетенции государственной организации — распределителя бюджетных средств.

На совещании с представителями Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам применения законодательства о закупках представители Федеральной электронной площадки ТЭК-Торг – одной из восьми ЭТП, аккредитованных Правительством России для проведения электронных закупок в рамках Закон № 44-ФЗ – выступил с инициативой о необходимости внесения в законодательство о договорной системе положений, предусматривающих возможность увеличения договорной цены на товары первой необходимости в случае резкого роста цен на рынке. Есть надежда, что такая инициатива найдет отклик в Правительстве Российской Федерации.

Фото на обложке: urfin/Shutterstock


Источник: RB.RU от rb.ru.

*Статья переведена по материалам RB.RU автором rb.ru. Если есть какие-либо проблемы с содержанием, авторскими правами, пожалуйста, оставьте сообщение под статьей. Мы постараемся обработать как можно быстрее, чтобы защитить права автора. Большое спасибо!

*Мы просто хотим, чтобы читатели могли быстрее и проще получать доступ к информации с помощью другого многоязычного контента, а не информации, доступной только на определенном языке.

*Мы всегда уважаем авторские права на контент автора и всегда включаем оригинальную ссылку на исходную статью.Если автор не согласен, просто оставьте сообщение под статьей, статья будет отредактирована или удалена по требованию автор. Спасибо большое! С наилучшими пожеланиями!


  • Проблема: *

    Другой отчет
    Нарушение авторского права
    Спам
    Недопустимое содержимое
    Неработающие ссылки
    Сломанный интерфейс

  • Ваше имя: *

  • Ваш адрес электронной почты: *

  • Подробности: *

Изменения в сфере бюджетного законодательства в апреле 2013 г. Максим Гольдин :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/>
Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: