Содержание
О контрактной системе. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Принят
Государственной Думой
22 марта 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
27 марта 2013 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона |
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе |
Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок |
Статья 5. Организация документооборота в контрактной системе в сфере закупок |
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок |
Статья 7. Принципы открытости и прозрачности |
Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции |
Статья 9. Принцип профессионализма заказчика |
Статья 10. Принцип стимулирования инноваций |
Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок |
Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок |
Статья 13. Утратила силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 27.06.2019 N 152-ФЗ. |
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок |
Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами |
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ |
Статья 16. Планирование закупок |
Статья 17. Утратила силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ. |
Статья 18. Обоснование закупок |
Статья 19. Нормирование в сфере закупок |
Статья 20. Общественное обсуждение закупок |
Статья 21. Утратила силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ. |
Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги |
Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК |
§ 1. Общие положения |
Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Статья 24. 1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур |
Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках, специализированных электронных площадках. Единый реестр участников закупок |
Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы |
Статья 26. Централизованные закупки |
Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках |
Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках |
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках |
Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок |
Статья 31. Требования к участникам закупки |
Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки |
Статья 33. Правила описания объекта закупки |
Статья 34. Контракт |
Статья 35. Банковское сопровождение контрактов |
Статья 36. Отмена закупки |
Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона |
Статья 38. Должностные лица заказчика, контрактная служба, контрактный управляющий |
Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок |
Статья 40. Специализированная организация |
Статья 41. Эксперты, экспертные организации |
Статья 42. Извещение об осуществлении закупки |
Статья 43. Заявка на участие в закупке |
Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке |
Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий |
Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки |
Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы |
§ 2. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения открытых конкурентных способов |
Статья 48. Проведение электронного конкурса |
Статья 49. Проведение электронного аукциона |
Статья 50. Проведение электронного запроса котировок |
Статья 51. Заключение контракта по результатам электронной процедуры |
Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания |
Статьи 53 — 59. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. |
Статья 60. Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ. |
Статья 61. Утратила силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ. |
Статья 62. Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ. |
Статьи 63 — 69. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. |
Статья 70. Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ. |
Статья 71. Утратила силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. |
§ 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов |
Статья 72. Применение закрытых конкурентных способов |
Статья 73. Проведение закрытого конкурса |
Статья 74. Проведение закрытого аукциона |
Статья 75. Проведение закрытого электронного конкурса |
Статья 76. Проведение закрытого электронного аукциона |
Статья 77. Признание закрытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания |
Статьи 78 — 79. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. |
Статьи 80 — 82. Утратили силу. — Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ. |
§ 3. 1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме (статьи 82.1 — 82.6) |
§ 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений (статьи 83 — 83.1) |
§ 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры (статья 83.2) |
§ 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статьи 84 — 92) |
§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта |
Статья 94. Особенности исполнения контракта |
Статья 95. Изменение, расторжение контракта |
Статья 96. Обеспечение исполнения контракта |
Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК |
Статья 97. Мониторинг закупок |
Статья 98. Аудит в сфере закупок |
Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК |
Статья 99. Контроль в сфере закупок |
Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок |
Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком |
Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок |
Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками |
Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ |
Статья 105. Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля |
Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу |
Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок |
Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК |
Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов |
Статья 109. Утратила силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. |
Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв |
Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства |
Статья 110. 2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства |
Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации |
Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства |
Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита |
Статья 111.3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом |
Статья 111. 4. Особенности осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами |
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 112. Заключительные положения |
Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации |
Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона |
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Принят
Государственной Думой
22 марта 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
27 марта 2013 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
- Статья 5. Организация документооборота в контрактной системе в сфере закупок
- Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
- Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
- Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
- Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
- Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
- Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
- Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
- Статья 13.
- Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
- Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ
- Статья 16. Планирование закупок
- Статья 17.
- Статья 18. Обоснование закупок
- Статья 19. Нормирование в сфере закупок
- Статья 20. Общественное обсуждение закупок
- Статья 21.
- Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги
- Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК § 1. Общие положения
- Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
- Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур
- Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках, специализированных электронных площадках. Единый реестр участников закупок
- Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы
- Статья 26. Централизованные закупки
- Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
- Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
- Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках
- Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
- Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок
- Статья 31. Требования к участникам закупки
- Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки
- Статья 33. Правила описания объекта закупки
- Статья 34. Контракт
- Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
- Статья 36. Отмена закупки
- Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
- Статья 38. Контрактная служба
- Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
- Статья 40. Специализированная организация
- Статья 41. Эксперты, экспертные организации
- Статья 42. Извещение об осуществлении закупки
- Статья 43. Заявка на участие в закупке
- Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке
- Статья 45. Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий
- Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки
- Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы
- Статья 48. Проведение электронного конкурса
- Статья 49. Проведение электронного аукциона
- Статья 50. Проведение электронного запроса котировок
- Статья 51. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
- Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
- Статья 60.
- Статья 61.
- Статья 62. Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
- Статья 70.
- Статья 71. Утратила силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
- Статья 72. Применение закрытых конкурентных способов
- Статья 73. Проведение закрытого конкурса
- Статья 74. Проведение закрытого аукциона
- Статья 75. Проведение закрытого электронного конкурса
- Статья 76. Проведение закрытого электронного аукциона
- Статья 77. Признание закрытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
- Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
- Статья 94. Особенности исполнения контракта
- Статья 95. Изменение, расторжение контракта
- Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
- Статья 97. Мониторинг закупок
- Статья 98. Аудит в сфере закупок
Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
- Статья 99. Контроль в сфере закупок
- Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок
- Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком
- Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
- Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
- Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ
- Статья 105. Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля
- Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу
- Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК
- Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов
- Статья 109.
- Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв
- Статья 110. 1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства
- Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
- Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации
- Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
- Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита
- Статья 111. 3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
- Статья 111.4. Особенности заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 112. Заключительные положения
- Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Работать с госзакупками непросто.
Как обеспечить доставку и избежать проблем?
Довольно часто в закупках встречается термин «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения». Для данной группы товаров 44-ФЗ предусмотрены специальные меры защиты покупателей от неисполнения договоров.
Начальник отдела методологии АО рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики. ТЭК-Торг, эксперт по направлению госзаказов Василий Некрасов.
Работать с государственными закупками непросто. Как обеспечить доставку и избежать проблем?
Ирина Печерская
Сегодня тысячи компаний по всей России, в том числе представители малого и среднего бизнеса, принимают участие в тендерах и становятся поставщиками товаров, работ или услуг для государства, государственных компаний, корпораций и крупных коммерческих предприятий. В зависимости от типа заказчика закупки регулируются законодательством по-разному.
Наиболее тщательно и детально регламентированы государственные и муниципальные закупки: строительство и ремонт муниципальных зданий, библиотек, школ, музеев, дорог, благоустройство и др. Все данные о таких закупках размещаются на сайте zakupki.gov.ru и являются регулируется Федеральным законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Жесткость требований законодательства о государственных закупках обусловлена тем, что эти закупки финансируются за счет бюджетных средств, и здесь особенно важно не допустить финансовых злоупотреблений.
Как регулируются закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения
В настоящее время в Законе № 44-ФЗ нет четкого определения договора поставки товаров жизнеобеспечения. Однако особенности, связанные с такими закупками, упоминаются в некоторых положениях закона.
Впервые понятие «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения» встречается в ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Закон и подзаконные акты не содержат конкретного определения, но относят к этой группе продукты питания, средства для оказания скорой помощи, в том числе специализированной скорой помощи, медицинскую помощь в неотложной или неотложной форме, медикаменты, топливо.
В статье 37 Федерального закона № 44-ФЗ указано, что участники аукциона, конкурса, предложившие цену закупки на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, в целях снижения риска не исполнения договора по такой явно заниженной цене, необходимо предоставить заказчику документальное подтверждение правильного исполнения трех ранее заключенных договоров или предоставить обеспечение по текущему договору в полтора раза выше обычного.
Если речь идет о товарах, которые относятся к категории жизненно необходимых, то помимо этого требования поставщик также должен предоставить заказчику обоснование предложенной цены: гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества (если применимо в конкретном случае) поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, либо документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки поставить товар по предложенной цене и/или сумме цены за единицу товара.
Мы видим, что данное требование направлено на усиление защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Тем не менее, это не дает 100% гарантии, и ситуация, когда поставщик все же по тем или иным причинам не выполняет условия контракта, не так уж и редка. В этом случае заказчик вправе обратиться за защитой своих интересов в суд. Однако урегулирование претензий в судебном порядке требует времени, в течение которого стороны не могут выполнить свои обязательства по договору.
В таком случае как быть с поставкой товара, кто будет исполнять контракт, пока идет суд? Напомним, речь идет о лекарствах, продуктах питания для школ, детских садов и т. д., доступность которых сегодня может быть критической.
При этом Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность закупки в форме запроса котировок (не в электронной форме) закупки необходимого объема товара до вынесения решения суда. Таким образом, на время судебного разбирательства поставка таких товаров будет осуществляться временным поставщиком.
Других упоминаний о договорах поставки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, в законе № 44-ФЗ нет. В то же время, когда мы говорим о товарах для нормального жизнеобеспечения, возникает резонный вопрос: на каком основании один и тот же товар (например, продукты питания, топливо) может относиться или не относиться к этой категории? Закупка бензина для нужд облгосадминистрации жизненно необходима? Можно ли отнести к товарам для нормального жизнеобеспечения товары, необходимые для осуществления деятельности какой-либо организации? Определение «необходимо для нормального жизнеобеспечения» не дает полного понимания статуса такой закупки.
С 1 января 2022 г. внесены изменения в ст. 3 Закона № 44-ФЗ С 1 января 2022 г.: Договором поставки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, является договор, предусматривающий поставку продуктов питания, денежных средств, необходимых для оказания скорой помощи, в том числе специализированной скорой помощи , медицинская помощь в неотложной или неотложной форме, медикаменты, ГСМ, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан, что вводит уточнение категории «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан». К сожалению, никаких других улучшений в статье не предусмотрено, и такие покупки в дальнейшем будут осуществляться по ранее указанным правилам. Единственное изменение заключается в том, что краткосрочная закупка для исполнения контракта в течение испытательного срока будет проходить в форме электронного запроса котировок.
Цены растут: как выполнить контракт?
Выше мы рассмотрели варианты защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Но что делать в случаях, когда ситуация не зависит ни от одной из сторон? Ведь, как показывает практика, не всегда в невыполнении договора виноват подрядчик. Рост рыночных цен на отдельные виды товаров происходит регулярно.
Достаточно вспомнить кризисную ситуацию 2016 года, когда при резком скачке курса доллара цены на сырье взлетели в несколько раз. Обе стороны закупочного процесса оказываются в сложной ситуации: заказчику необходимо вовремя лечить больных или кормить детей, для чего необходимо обеспечить бесперебойность поставок; Поставщику важно работать не в убыток, а поставить товар по тем ценам, которые он указал при заключении договора, становится невозможно.
Что делать в этом случае заказчику и поставщику? Можно ли заключить дополнительное соглашение и увеличить цену договора на поставку такого товара? В ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены все случаи, когда заказчик вправе изменить условия договора:
- Заказчик может увеличить цену до 10%, но вместе с ценой он обязан увеличить объем товара в той же пропорции. Очевидно, что это не решает проблему роста цены для поставщика, так как в данной ситуации цена за единицу товара остается неизменной.
- В некоторых ситуациях клиент может изменить цену, если была закупка у одного поставщика. К сожалению, перечень таких покупок крайне ограничен, и в него не входят покупки товаров для нормального жизнеобеспечения.
- Изменение цены допускается для федеральных нужд при заключении договора на срок более трех лет в размере 1 млрд рублей, для нужд области (области, края) – на срок более трех лет в на сумму 500 миллионов рублей и на муниципальные нужды – на срок более одного года в размере 100 миллионов рублей. К сожалению, никогда не заключаются контракты на поставку продовольственных товаров на такой длительный срок (максимум на квартал или полгода), так как потребности в них нельзя прогнозировать ни по ассортименту, ни по объемам на столь длительный срок.
В случае неисполнения договора в связи с повышением цен у заказчика есть еще одна возможность решить вопрос – расторгнуть договор по соглашению сторон и начать повторную закупку. Но это чревато другой проблемой: у заказчика может не хватить бюджетных средств для реализации закупки с учетом новых цен, а для увеличения бюджетного лимита потребуется время на согласование. При закупке товаров первой необходимости соблюдение сроков и объемов доставки может иметь решающее значение.
Как видим, ни один из этих вариантов не помогает нам решить проблему. Для разрешения данной ситуации необходимы изменения договорного законодательства:
- обоснование четких критериев отнесения тех или иных товаров/услуг к группе жизненно важных;
- перечень товаров/услуг, по которым возможно изменение условий договора, и установленный порядок внесения таких изменений;
- отнесение принятия решения об увеличении цены контракта к компетенции государственной организации — распределителя бюджетных средств.
На совещании с представителями Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам применения законодательства о закупках представители Федеральной электронной площадки ТЭК-Торг – одной из восьми ЭТП, аккредитованных Правительством России для проведения электронных закупок в рамках Закон № 44-ФЗ – выступил с инициативой о необходимости внесения в законодательство о договорной системе положений, предусматривающих возможность увеличения договорной цены на товары первой необходимости в случае резкого роста цен на рынке. Есть надежда, что такая инициатива найдет отклик в Правительстве Российской Федерации.
Фото на обложке: urfin/Shutterstock
Источник: RB.RU от rb.ru.
*Статья переведена по материалам RB.RU автором rb.ru. Если есть какие-либо проблемы с содержанием, авторскими правами, пожалуйста, оставьте сообщение под статьей. Мы постараемся обработать как можно быстрее, чтобы защитить права автора. Большое спасибо!
*Мы просто хотим, чтобы читатели могли быстрее и проще получать доступ к информации с помощью другого многоязычного контента, а не информации, доступной только на определенном языке.
*Мы всегда уважаем авторские права на контент автора и всегда включаем оригинальную ссылку на исходную статью.Если автор не согласен, просто оставьте сообщение под статьей, статья будет отредактирована или удалена по требованию автор. Спасибо большое! С наилучшими пожеланиями!
Проблема: *
Другой отчет
Нарушение авторского права
Спам
Недопустимое содержимое
Неработающие ссылки
Сломанный интерфейсВаше имя: *
Ваш адрес электронной почты: *
Подробности: *
Изменения в сфере бюджетного законодательства в апреле 2013 г. Максим Гольдин :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/>
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
Развитие экономики России, № 5, с. 76, 2013
1 страницы
Опубликовано: 1 июня 2013 г.
Последняя редакция: 18 июня 2013 г.
Смотреть все статьи Максима Гольдина
Институт экономической политики Гайдара
Дата написания: 28.05.2013
Реферат
В апреле 2013 г. принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Закон о ФКС в значительной степени трансформирует правила регулирования в сфере государственных закупок и значительно расширяет сферу регулирования по сравнению с действующим Законом № 94-ФЗ. Так, Закон о ФКС вводит систему планирования закупок, включающую разработку трехлетних планов закупок и планов-графиков закупок на каждый год. Закон о ФКС устанавливает общие требования к планированию закупок: объемы планов-графиков закупок, правила о сроках утверждения планов-графиков закупок и другое. При этом ряд процедурных вопросов на этапе планирования закупок будет регулироваться нормативными актами Правительства РФ.
Ключевые слова: бюджетное законодательство, экономика России
Классификация JEL: H0, H5
Рекомендуемое цитирование:
Рекомендуемая ссылка
Гольдин Максим, Изменения в сфере бюджетного законодательства в апреле 2013 г. (28 мая 2013 г.). Развитие экономики России, № 5, с. 76, 2013 г., доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=2272781.
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Похожие электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь
(требуется)
Эл.