1) Economy: net purchases
2) Accounting: net cost of purchases , net purchase
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
Валовый внутренний продукт — (Gross domestic product, ВВП) Определение ВВП, история происхождения и методы расчета Информация об определении ВВП, история происхождения и методы расчета Содержание > Валовый внутренний продукт это, определение ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ , [gross… … Энциклопедия инвестора
Макроэкономика — (от др. греч. μακρός длинный, большой, οἶκος дом и Nόμος закон) наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность… … Википедия
заказчик — 4.9 заказчик (customer): Организация или лицо, получающие продукт или услугу. Примечание 1 Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. Примечание 2 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 3 Другие термины,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Совокупный спрос — (англ. aggregate demand) агрегированный показатель, совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государственного сектора и иностранных агентов. Совокупный спрос не является простой суммой всех… … Википедия
Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
Кейнсианский крест — «Кейнсианский крест» (или «Крест Кейнса») макроэкономическая модель, графическое изображение положительной зависимости между совокупными затратами экономических агентов и общим уровнем цен в экономике[1][2]. Содержание 1 Функция совокупных… … Википедия
БАРОМЕТРЫ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ — BUSINESS BAROMETERSДанные по отраслям экономики; индексы промышленного производства и торговли; статистические индикаторы состояния деловой активности; фундаментальная и сравнительная статистика деловой активности, на основании к рой проводятся… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Фьючерс — (Futures) Фьючерс это срочный биржевой контракт на покупку рыночного актива Что такое фьючерс, фьючерсный контракт, рынок фьючерсов, торговля фьючерсами, стратегия фьючерс, виды ценных бумаг на фьючерсном рынке, хеджирование рисков с помощью… … Энциклопедия инвестора
Макроэкономическая политика — См. также: Макроэкономика Макроэкономическая политика государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного… … Википедия
Инвестиции — (Investment) Инвестиции это капитальные вложения для получения прибыли Виды инвестиций, инвестиционные проекты, инвестиции в фондовый рынок, инвестиции в России, инвестиции в мире, во что инвестировать? Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
universal_ru_en.academic.ru
Purchase notification number:
Procurement method: [44-ФЗ] EA44: Электронный аукцион[44-ФЗ] EAP44: Электронный аукцион[44-ФЗ] EEA44: Электронный аукцион для заключения энергосервисного контракта[44-ФЗ] EK44: Конкурс для заключения энергосервисного контракта[44-ФЗ] EOK44: Конкурс для заключения энергосервисного контракта[44-ФЗ] EOKU44: Конкурс для заключения энергосервисного контракта[44-ФЗ] EP44: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[44-ФЗ] EPP44: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[44-ФЗ] IS44: Иной однолотовый способ[44-ФЗ] OK44: Открытый конкурс[44-ФЗ] OKA44: Открытый конкурс для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ)[44-ФЗ] OKD44: Двухэтапный конкурс[44-ФЗ] OKD44I: Двухэтапный конкурс[44-ФЗ] OKDP44: Двухэтапный конкурс[44-ФЗ] OKP44: Открытый конкурс[44-ФЗ] OKU44: Конкурс с ограниченным участием[44-ФЗ] OKU44I: Конкурс с ограниченным участием (универсальный способ)[44-ФЗ] OKUP44: Конкурс с ограниченным участием[44-ФЗ] PK44: Повторный конкурс[44-ФЗ] PO44: Предварительный отбор[44-ФЗ] POKU44: Повторный конкурс[44-ФЗ] POKU44: Повторный конкурс с ограниченным участием[44-ФЗ] POP44: Предварительный отбор[44-ФЗ] ZA44: Закрытый аукцион[44-ФЗ] ZA44I: Закрытый аукцион[44-ФЗ] ZAP44: Закрытый аукцион[44-ФЗ] ZK44: Запрос котировок[44-ФЗ] ZKB44: Запрос котировок без размещения извещения[44-ФЗ] ZKB44I: Запрос котировок без размещения извещения[44-ФЗ] ZKBGP44: Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (в соответствии со Статьей 82 Федерального закона № 44-ФЗ)[44-ФЗ] ZKBIG44: Запрос котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (в соответствии со Статьей 75 Федерального закона № 44-ФЗ)[44-ФЗ] ZKE44: Запрос котировок для заключения энергосервисного контракта[44-ФЗ] ZKK44: Закрытый конкурс[44-ФЗ] ZKK44I: Закрытый конкурс[44-ФЗ] ZKKD44: Закрытый двухэтапный конкурс[44-ФЗ] ZKKD44I: Закрытый двухэтапный конкурс[44-ФЗ] ZKKP44: Закрытый конкурс[44-ФЗ] ZKKU44: Закрытый конкурс с ограниченным участием[44-ФЗ] ZKKU44I: Закрытый конкурс с ограниченным участием[44-ФЗ] ZKKUP44: Закрытый конкурс с ограниченным участием[44-ФЗ] ZKOO44: Запрос котировок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также проектных, изыскательских работ в отношении олимпийских объектов и строительству домов взамен земельных участков и объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов (часть 15 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ[44-ФЗ] ZKOO44: Запрос котировок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также проектных, изыскательских работ в отношении олимпийских объектов и строительству домов взамен земельных участков и объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов (часть 15 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ)[44-ФЗ] ZKOP44: Запрос котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (в соответствии со Статьей 76 Федерального закона № 44-ФЗ)[44-ФЗ] ZKP44: Запрос котировок[44-ФЗ] ZP44: Запрос предложений[44-ФЗ] ZPP44: Запрос предложений[94-ФЗ] EF: Открытый аукцион в электронной форме[94-ФЗ] ESZ: Открытый аукцион в электронной форме на размещение заказа на энергосервис для нужд заказчиков (гл. 7.1 Федерального закона №94-ФЗ)[94-ФЗ] OK: Открытый конкурс[94-ФЗ] OKE: Открытый конкурс на размещение заказа на энергосервис для нужд заказчиков (гл. 7.1 Федерального закона №94-ФЗ)[94-ФЗ] OKF: Открытый конкурс (финансирование проката или показа национального фильма)[94-ФЗ] OKL: Открытый конкурс (создание произведения литературы или искусства, исполнения)[94-ФЗ] OKN: Открытый конкурс (научно-исследовательская, опытно-конструкторская или технологическая работа)[94-ФЗ] OKS: Открытый конкурс (размещение заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению)[94-ФЗ] PO: Предв
clearspending.ru
Валовый внутренний продукт — (Gross domestic product, ВВП) Определение ВВП, история происхождения и методы расчета Информация об определении ВВП, история происхождения и методы расчета Содержание > Валовый внутренний продукт это, определение ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ , [gross… … Энциклопедия инвестора
Макроэкономика — (от др. греч. μακρός длинный, большой, οἶκος дом и Nόμος закон) наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность… … Википедия
заказчик — 4.9 заказчик (customer): Организация или лицо, получающие продукт или услугу. Примечание 1 Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. Примечание 2 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 3 Другие термины,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Совокупный спрос — (англ. aggregate demand) агрегированный показатель, совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государственного сектора и иностранных агентов. Совокупный спрос не является простой суммой всех… … Википедия
Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
Кейнсианский крест — «Кейнсианский крест» (или «Крест Кейнса») макроэкономическая модель, графическое изображение положительной зависимости между совокупными затратами экономических агентов и общим уровнем цен в экономике[1][2]. Содержание 1 Функция совокупных… … Википедия
БАРОМЕТРЫ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ — BUSINESS BAROMETERSДанные по отраслям экономики; индексы промышленного производства и торговли; статистические индикаторы состояния деловой активности; фундаментальная и сравнительная статистика деловой активности, на основании к рой проводятся… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Фьючерс — (Futures) Фьючерс это срочный биржевой контракт на покупку рыночного актива Что такое фьючерс, фьючерсный контракт, рынок фьючерсов, торговля фьючерсами, стратегия фьючерс, виды ценных бумаг на фьючерсном рынке, хеджирование рисков с помощью… … Энциклопедия инвестора
Макроэкономическая политика — См. также: Макроэкономика Макроэкономическая политика государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного… … Википедия
Инвестиции — (Investment) Инвестиции это капитальные вложения для получения прибыли Виды инвестиций, инвестиционные проекты, инвестиции в фондовый рынок, инвестиции в России, инвестиции в мире, во что инвестировать? Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
translate.academic.ru
все категории
is-zakupki.ru
Компаниям сферы услуг, для управленческого учета нужен только простой отчет о прибылях и убытках. Для них, как показано на рисунке 4-2 , прибыль за период - это разница между доходами и расходами.
Торговым же компаниям, так как они покупают и продают запасы, необходим более сложный отчет о прибылях и убытках. Как показано на рисунке 4-2 , отчет о прибылях и убытках торгового предприятия состоит из четырех основных частей: (1) чистые продажи, (2) себестоимость проданных товаров, (3) операционные расходы и (4) налоги на прибыль.
Существуют также промежуточные суммы для (1) валовой прибыли, (2) прибыли до налога на прибыль и (3) прибыли за период. Основная разница между отчетами о прибылях и убытках торгового предприятия и предприятия сферы услуг заключается в том, что торговое предприятие должно рассчитать валовую прибыль до вычета операционных расходов и налога на прибыль.
Ниже рассматривается отчет о прибылях и убытках для корпорации «Фенвик Фейшин», представленный на иллюстрации 4-1 , который будет служить примером отчета о прибылях и убытках торгового предприятия.
Первая основная часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия - это чистые продажи, часто называемые просто продажами. Чистые продажи состоят из валовых поступлений от продажи товаров, или валовых продаж, за вычетом возврата продаж и любых разрешенных скидок. Валовые продажи состоят из общей суммы продаж за денежные средства и в кредит за данный учетный период. Даже если деньги не могут быть получены до следующего учетного периода, то доход признается, в соответствии с правилом признания дохода, как полученный, когда право собственности на товары переходит от продавца к покупателю в момент продажи товаров. Возврат продаж и скидки - это возврат денежных средств, записи по кредиту счета и скидки на продажную цену за дефектный или по каким-либо причинам не устраивающий покупателя полученный товар. Если покупателям предоставляются другие виды скидок (например, см. дополнительную цель 8), то они также должны быть вычтены из валовых продаж.
Руководство, инвесторы и другие лица часто используют объем и тенденцию продаж в качестве индикаторов будущего развития фирмы. Повышение уровня продаж предполагает рост; снижение уровня продаж указывает на возможность снижения будущей прибыли и другие финансовые проблемы. Для выявления тенденций часто используются сравнения объемов чистых продаж за различные учетные периоды.
Себестоимость проданных товаров, часто просто себестоимость продаж, - это сумма, уплаченная торговым предприятием за товары, проданные в течение учетного периода, которая является второй значительной частью отчета о прибылях и убытках торгового предприятия. Метод подсчета себестоимости проданных товаров иногда бывает непонятен, потому что он принимает во внимание как запасы, имеющиеся в наличии на начало учетного периода, или запасы на начало периода, так и запасы, имеющиеся в наличии на конец учетного периода, или запасы на конец периода. Запасы на конец периода отражаются в бухгалтерском балансе на конец учетного периода и становятся запасами на начало следующего учетного периода.
Расчет себестоимости проданных товаров для корпорации «Фенвик Фейшин», основанный на отчете о прибылях и убытках (иллюстрация 4-1 ), представлен на рисунке 4-3 . Стоимость товаров, имеющихся в наличии для продажи в течение года является суммой двух факторов, запасов на начало периода и чистой стоимости закупок в течение года. В данном случае товары, имеющиеся в наличии для продажи, составляют 179 660 (52 800 + 126 860).
Если бы компания продала все товары, имеющиеся в наличии для продажи, в течение данного учетного периода, то себестоимость проданных товаров была бы равна себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи. Однако в большинстве предприятий часть товаров останется непроданной на конец года. Эти товары, или запасы на конец периода, должны быть вычтены из себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи, для определения себестоимости проданных товаров. В случае «Фенвик Фейшин» запасы на конец периода на 31 декабря 20x2 г. составили 48 300. Таким образом, себестоимость проданных товаров равна 131 360 (179 660- 48 300).
Важным компонентом раздела себестоимости проданных товаров является чистая стоимость закупок, состоящая из чистых закупок и транспортных расходов на их доставку. Чистые закупки равны совокупным закупкам за минусом таких статей, как возврат закупок и любые разрешенные поставщиком скидки, например, за досрочную оплату (см. дополнительную цель 8). Так как плата за перевозку (или транспортировку) закупленных товаров является необходимыми затратами для получения товаров для продажи, то сумма таких затрат прибавляется к чистым закупкам для получения чистой стоимости закупок. Несмотря на то, что информация по валовой прибыли является очень важной для управления прибыльностью, во многих странах не требуется раскрывать такую информацию для инвесторов и иных внешних пользователей. Однако растущее число компаний признают ценность таких раскрытий для пользователей (швейцарская компания «Роче», например) и раскрывают эту информацию добровольно.
Другим основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия является валовая прибыль - разница между чистыми продажами и себестоимостью проданных товаров. Для того чтобы преуспевать, торговые предприятия должны продавать товары по цене, превышающей их себестоимость, то есть валовая прибыль должна быть достаточной для оплаты операционных расходов и обеспечения соответствующей прибыли после уплаты налогов на прибыль. Менеджмент заинтересован как в объеме, так и в проценте валовой прибыли. Процент валовой прибыли рассчитывается путем деления валовой прибыли на сумму чистых продаж. В случае «Фенвие Фейшин» сумма валовой прибыли составляет 107 965, а процент валовой прибыли - 45,1% (107 965 / 239 325). Эта информация полезна при планировании хозяйственной деятельности. Например, руководство может попробовать увеличить объем совокупных продаж, снизив продажные цены. Эта стратегия уменьшает процент валовой прибыли, но она будет работать только в том случае, если общее количество проданных товаров увеличится достаточно для повышения абсолютной величины валовой прибыли. С другой стороны, руководство может решить поддерживать высокий уровень валовой прибыли от продаж и попытаться увеличить продажи и абсолютную величину валовой прибыли путем увеличения операционных расходов, таких как расходы на рекламу. Могут быть испробованы и другие стратегии для увеличения валовой прибыли от продаж, такие как снижение себестоимости проданных товаров путем использования усовершенствованных методов закупки товаров.
Третью основную часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия составляют операционные расходы, которыми являются все расходы по ведению хозяйственной деятельности, кроме себестоимости проданных товаров. Они схожи с расходами компании сферы услуг. Обычно операционные расходы группируют по категориям, таким как коммерческие и общие расходы и административные расходы. Торговые расходы включают расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; расходы по демонстрированию, рекламе и иным мероприятиям, содействующим продаже товаров; осуществлению продаж и доставке товаров покупателю, если продавец оплачивает стоимость доставки. Последние перечисленные расходы часто называют расходами по перевозке проданных товаров. В общие и административные расходы входят общие офисные расходы, которые включают расходы, относящиеся ко всей деятельности. Хотя общие расходы по размещению, такие как расходы на аренду, страхование, электричество часто классифицируются как общие и административные расходы, они также могут распределяться между торговыми и общими и административными категориями. Тщательное планирование и контроль над операционными расходами могут увеличить прибыльность компании.
Прибыль до налога на прибыль - разница между валовой прибылью и операционными расходами. Она является важным показателем прибыльности, потому что указывает, сколько прибыли заработало предприятие в результате своей деятельности. Прибыль до налога на прибыль также называют операционной прибылью или прибылью от операционной деятельности, потому что она представляет прибыль от обычной или основной хозяйственной деятельности компании. Так как налоговые ставки компаний могут отличаться, прибыль до налога на прибыль часто используется для сравнения прибыльности двух или более компаний либо подразделений внутри компаний.
Четвертым основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия являются налоги на прибыль. Они указываются отдельно в отчете о прибылях и убытках, потому что устанавливаются законом и, следовательно, менее подвержены контролю руководства предприятия, чем другие статьи.
Прибыль за период - итоговая цифра или «нижняя строка» в отчете о прибылях и убытках, - это сумма, остающаяся после вычета операционных расходов и налогов на прибыль из суммы валовой прибыли. Это важный показатель результатов деятельности, потому что он представляет сумму прибыли предприятия, начисляемую акционерам. Это та сумма, которая добавляется к нераспределенной прибыли от всех видов хозяйственной деятельности, приносящих прибыль, в течение года. Как менеджмент, так и инвесторы часто используют показатель прибыли за период для того, чтобы оценить, насколько успешно действовало предприятие за последний учетный период.
fin-accounting.ru
Выделяют три типа закупок:
− чистые повторные закупки;
− измененные повторные покупки;
− закупки для решения новых задач.
Чистая повторная закупка – ситуация, когда отдел закупок компании пе-
риодически заказывает поставщику новые партии продукции.
Измененная повторная закупка – ситуация, когда покупатель вносит в заказ изменения, касающиеся технических характеристик продукции, цен, условий поставки и т.д. Измененная повторная покупка обычно требует участия в ней большого числа сотрудников как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.
Закупки для решения новых задач – ситуация, когда предприятие покупа-
ет товар или услугу впервые. Чем выше стоимость или риск такой покупки, тем больше сотрудников принимают в ней участие и тем тщательнее они собирают информацию о поставщике.
^
Так называемый «закупочный центр» образуют все сотрудники организации, играющие одну из следующих ролей в процессе принятия решения о закупках.
• Инициаторы. Указывает на существование потребности в данном продук-
те.
• ^ . Человек, который способен влиять на принятие
решения – прямо или косвенно.• «Сторож». Человек, который контролирует поток информации, дости-
гающей группы.
• Пользователь. Тот, кто будет пользоваться продуктом или услугой в процессе производства. Часто именно пользователь является инициатором покупки и помогает сформулировать требования к продукту.
• ^ . Сотрудник, наделенный правом выбора постав-
щиков и определения требований к товару.
• Покупатель. Должностное лицо, обладающее официальными полномо-
чиями выбирать поставщиков и согласовывать условия закупок.
• ^ . Работник, участвующий в принятии окончательно-
го решения о покупке. Часто помогает определить необходимые технические ха-
рактеристики товара и обеспечивает информацию для оценки вариантов.
^
Специалисты выделяют 8 этапов процесса организационных покупок, которые называют фазами покупки. Сама модель получила название сетки процесса покупки (табл.1). В ситуациях измененных или чистых повторных покупок эти стадии могут присутствовать в усеченном виде или вообще отсутствовать.
^
Т а б л и ц а 1
Фазы закупок | Новая за- дача | Измененная по- вторная покупка | Чистая повтор- ная покупка |
Осознание проблемы | Да | Возможно | Нет |
Обобщенное описание потреб- ностей | » | » | » |
Определение характеристик продукта | » | Да | Да |
Поиск поставщика | » | Возможно | Нет |
Запрос предложений | » | » | » |
Выбор поставщика | » | » | » |
Спецификация обычного заказа | » | » | » |
Оценка результатов | » | Да | Да |
В процессе принятия решения о закупках деловые покупатели подвергаются влиянию различных факторов. Если покупатель получает сходные предложения от различных поставщиков, он оказывается не в состоянии осуществить рациональный выбор и сосредоточивает внимание на личностных факторах. Если предложения поставщиков существенно различаются, покупатель рассматривает экономические факторы. На деловых покупателей оказывает влияние четыре основные группы факторов: фактор внешней среды и межличностных отношений, организационные и личностные.
^
уровень спроса;
экономические перспективы;
величина процентных ставок по кредиту;
темпы материально-технического прогресса;
политические события и изменения в области регулирования предприни-
мательской деятельности;
изменения в деятельности конкурентов;
вопросы социальной ответственности.
^ :
цели организации;
политика;
методы работы;
организационная структура;
внутриорганизационные системы.
^ :
интересы;
полномочия;
статус;
умение поставить себя на место другого;
умение убеждать.
Личностные факторы:
возраст;
уровень доходов;
образование;
должность;
тип личности;
способность идти на риск;
уровень культурного развития.
^
Защита интересов потребителей (консюмеризм) не является чем-то новым.
Так, например, в Ветхом завете упоминается о грехах, связанных с обманом и оду-
рачиванием потребителя. Такое понимание значительно расходится с традицией римской культуры с ее знаменитым правовым принципом «да будет осмотрителен покупатель». Точка зрения римлян возобладала в западной культуре: иными словами, потребитель должен сам защищать свои собственные интересы, в то время как производитель наделен правом поступать с потребителями любыми способами, за исключением запрещенных законом.
Начало консюмеризма – движения за права и интересы потребителей − было положено в 1962 г., когда президент США Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителей, число которых с тех пор увеличилось до шести:
1. Право на безопасность − защита от товаров и услуг, угрожающих здоровью или жизни.
2. Право на информацию − предоставление фактов, необходимых для обос-
нованного выбора; защита от обманных, ложных и вводящих в заблуждение заявле-
ний.
3. Право на выбор − гарантированный доступ к широкому разнообразию то-
варов и услуг по конкурентным ценам.
4. Право быть услышанным (право на возмещение) − гарантия того, что при формулировании политики предприятия интересы потребителя получают полное
рассмотрение; быстрое и полное возмещение ущерба.
5. Право жить в чистой и здоровой окружающей среде.
6. Право малоимущих и других меньшинств на защиту их интересов.
^ . Потребители имеют право на защиту от товаров или услуг, угрожающих их здоровью или жизни. Часто жалобы на безопасность и низкую эффективность продуктов обусловлены неправильным использованием товара. Однако самое сложное − предвидеть и свести к минимуму проблемы, возникающие при использовании продукта с нарушением правил эксплуатации и потребления. Поэтому необходимы всесторонние исследования возможностей использования продукта.
Данное право российских потребителей охраняется системами государственной стандартизации и обязательной сертификации товаров и услуг, реализуемых на отечественном рынке.
^ . Это право касается всех аспектов информационного обеспечения реализации товаров и услуг потребителям: требований к упаковке, инструкций по эксплуатации, требований к содержанию «информационных
уголков для потребителей» в помещениях торговых предприятий и предприятий обслуживания, содержания рекламных заявлений и т.д.
В течение шестидесятых и семидесятых годов в западном и американ-
ском обществах энергично боролись за достоверность рекламы. Эта деятельность значительно ослабла в 80-е годы: были снижены стандарты достоверности рекла-
мы, после чего для подтверждения рекламных заявлений требовалось меньше до-
казательств. В российском обществе вопросы этичности и достоверности рекламы на сегодня весьма актуальны, о чем говорит серьезное внимание законодателей к
вопросам усовершенствования закона о рекламе.
^ Потребители имеют право гарантированного доступа всегда, когда это возможно, к широкому разнообразию товаров и услуг по кон-
курентным ценам. В тех отраслях, в которых конкуренция невозможна, для обеспечения удовлетворительного качества и уровня сервиса по разумным ценам используется государственное регулирование.
Традиционно законы рыночной экономики включают в себя принцип невме-
шательства государства в экономику, согласно которому интересы потре-
бителей лучше обслуживаются тогда, когда фирмы свободно конкурируют, предлагая никем не ограниченный выбор товаров. Антимонопольное законодательство является необходимым оружием против монополий, которые ограничивают эту свободу.
Существует мнение, что люди могут делать здравый, обоснованный выбор в условиях изобилия товарных альтернатив и рекламных заявлений. Более радикальная позиция заявляет, что потребителей необходимо заставлять делать то, что
лучше для них, независимо от их личных предпочтений (свидетельством чего был уровень культуры потребления в советском обществе, который регламентировался идеологией коммунистической партии). Обе точки зрения, будучи воплощены в
жизнь, неизбежно приведут к ограничению свободы выбора.
К сожалению, этот вопрос не может быть решен однозначно. С одной сторо-
ны, некоторые виды определенно неразумного и деструктивного поведения, такие как, употребление наркотиков, должны находиться под контролем. Мало кто будет
с этим спорить, учитывая обширные свидетельства катастрофических личных и со-
циальных последствий такого потребления. Но что если бы такие же ограничения были введены на употребление молока, которое вызывает у некоторых людей ал-
лергические реакции? Или на шоколад? Здесь мы попадаем в область, где любая позиция неизбежно будет носить деспотический характер. Другими словами, как можно провести черту между разумным и неразумным приобретением и потреб-
лением? В более общем смысле принцип неограниченного свободного выбора должен оставаться в основе рыночной экономики, за исключением тех случаев, когда существует явная угроза общественному здоровью и безопасности.
Более оправданный и популярный подход состоит в уходе от регулирования и ограничения в разработке образовательных программ, цель которых − научить потребителей делать разумный выбор. Задача состоит в том, чтобы увеличить их
способность справляться со сложными ситуациями выбора. Такие образовательные программы должны охватывать следующие элементы:
формальные знания о критериях оценки сложных технических товаров и мето-
дах логического выбора;
развитие у потребителей навыков управления и принятия решений, аналогич-
ных тем, что входят в программы профессионального обучения;
повышение знаний механизмов работы бизнеса, правительства и рынка.
^ . Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное и объективное рассмотрение при определении государственной политики, а также гарантию справедливого и быстрого рассмотрения их вопросов в правительственных инстанциях. Это определение ориентировано исключительно на аспекты регулирования, хотя оно применяется и для решения вопросов ответственности предприятий и возмещения ущерба.
Существует достаточно обширное федеральное законодательство, контроли-
рующее процессы возмещения убытков и наказания. В течение консюмеризма наиболее остро встает проблема предотвращения нарушений, так как именно здесь этика играет главную роль. В частности, можно привести выдержки из кодекса этики американских рекламистов:
1. Правда. Реклама должна говорить правду и раскрывать существенные факты,
незнание которых может ввести потребителей в заблуждение.
2. Ответственность. Рекламные агентства и рекламодатели должны предос-
тавлять подтверждение рекламных заявлений.
3. Чувство вкуса и мораль. Реклама не должна содержать утверждений, иллюст-
раций или подтекста, оскорбляющих хороший вкус или общественную мораль.
^ . Реклама должна представлять товар или услугу в дей-
ствительных масштабах и удерживаться от необоснованного обвинения конку-
рентов или умаления достоинств их товаров, услуг или методов ведения бизне-
са.
5^ . Реклама должна предлагать только те товары или услуги, которые доступны для приобретения по заявленной в рекламе цене.
6. Гарантийные обязательства. Реклама гарантийных обязательств должна быть полной. Реклама любой гарантии должна ясно и понятно раскрывать ее
природу и продолжительность, обязательства гаранта и его реквизиты.
^ . Реклама должна избегать заявлений о ценах или эконо-
мии, которые не соответствуют действительности или вводят в заблуждение,
или не говорят о действительных скидках и экономии средств.
^ . Реклама должна избегать использования преувели-
ченных или недоказуемых заявлений.
9. Рекомендации. Реклама, содержащая рекомендации, должна основывать та-
ковые на компетентных свидетельствах, отражающих реальный и честный выбор.
^ Загрязнение окру-
жающей среды − это печальное следствие стремительного повышения качества жизни в наш технологический век, что потребовало дополнения к уже провозгла-
шенным правам потребителей − права на чистую и здоровую окружающую среду.
«Зеленое движение» есть результат этой необходимости.
Ситуация усложняется, когда состояние окружающей среды заставляет идти на такие серьезные шаги, как запрещение двигателей внутреннего сгорания, чтобы снизить загрязнение воздуха до уровня, безопасного для здоровья. В таких условиях многие фирмы столкнутся с очевидной необходимостью вводить меры по снижению спроса − преднамеренные попытки заставить потребителей снизить потребление или прекратить его совсем.
^ Замет-
но выросло число попыток определить, существуют ли специфические проблемы, касающиеся особых групп потребителей и малоимущих, для которых требуются особые регулирующие и информационные усилия. Здесь остро встают вопросы курения в общественных местах, использование одноразовой посуды, памперсов, разработки социальных проектов, внедряемых коммерческими организациями.
Таким образом, в целях соблюдения вышеозначенных прав потребителей встает вопрос о создании отдела по работе с потребителями (для крупного и сред-
него бизнеса), наделенный реальным голосом при принятии маркетинговых ре-
шений и ответственный за разрешение конфликтов с потребителями.
Руководителем отдела по работе с потребителями, в свою очередь, должен быть член высшего руководства фирмы, наделенный властью и ответственностью за обеспечение качества и безопасности производимых товаров, правдивости и однозначности стратегий по продвижению и честности в других фазах маркетинговой программы. Если эта должность рассматривается как чисто консультационная, без возможностей управления, то она не будет иметь реального смысла.
Одна из главных задач любой команды менеджеров − добиться доверия со стороны потребителей. Некоторые логичные шаги по достижению этой цели включают общественную активность, ненавязчивую имиджевую рекламу, а также простое человеческое дружелюбие и порядочность во всех делах. Цель всего этого − устранить барьеры между организацией и потребителями.
В некоторых фирмах наблюдается тенденция в сторону обучения потребите-
лей. Смысл такой политики − в переходе от обычных форм стимулирования спроса, как бы важны они ни были, к усилиям, призванным помочь потребителям покупать более обдуманно.
Одна из лучших стратегий в этом случае − долгосрочная программа отслеживания удовлетворения потребителей, поскольку абсолютно необходимо реагировать на жалобы потребителей и на несчастные случаи по вине фирмы. Это требует нали-
чия средств быстрого и непосредственного реагирования на жалобы и запросы потребителей через отдел по работе с потребителями. Должно существовать ясное понимание того, что поддержание обратной связи и послепродажной коммуникации с потребителями является этической необходимостью, не говоря уже о том, на-
сколько это способствует приверженности потребителей.
prosdo.ru
Давно обсуждаемая тема стимулирования “зеленых” госзакупок и производства экологически чистой продукции, похоже, наконец-то переходит в законодательную плоскость. До конца весенней сессии в Госдуму должен поступить соответствующий законопроект. Однако он станет только первым шагом на пути развития “зеленой” экономики, отмечают эксперты.
Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию разработан законопроект, направленный на то, чтобы простимулировать госзаказчиков при проведении аукционов и конкурсов отдавать предпочтение энергоэффективной технике, офисной мебели из экологичных материалов, бумаге из вторсырья, электромобилям, электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников. До конца весенней сессии он будет внесен на рассмотрение Государственной Думы, сообщила “Парламентской газете” автор инициативы, зампредседателя комитета Ирина Гехт. По ее словам, принятие законопроекта станет одним из важнейших шагов на пути развития “зеленой экономики” в России.
В настоящее время статьей 32 федерального закона 44-ФЗ предусмотрена возможность использования экологических “зеленых” критериев и критериев стоимости жизненного цикла, однако реальная правопрерименительная практика таких закупок не сложилась. Что касается закупок по 223-ФЗ, то его дополнение экологическими статьями фактически прекратилось в 2013 г. На региональном уровне существует постановление правительства Москвы от 20 апреля 2010 г. № 332-ПП, определяющее экологические критерии для 10 видов товаров, но, как показала практика, оно тоже не работает. Единственным документом, стимулирующим развитие “зеленых” закупок, является закон “Об энергоэффективности”, устанавливающий преференции для товаров с определенным классом этого показателя.
Поручение подготовить предложения по развитию инструментов стимулирования в России “зеленых” технологий было дано в конце 2016 г. президентом Владимиром Путиным по итогам заседания Госсовета по экологии. В середине 2017 г. с предложением создать систему “зеленых” госзакупок выступил Экспертный совет при правительстве. При этом отмечалось, что сделать это будет непросто – ведь сегодня основным критерием при госзакупках является не качество товара, а его цена, а экологически чистые товары стоят дороже обычных.
“Обсуждение темы экологических закупок происходит не впервые. Вместе с тем, для того чтобы такие закупки стали реальностью, кто-то должен быть либо заинтересован в них, либо обязан их проводить, – говорит Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки". – Например, в качественных и функциональных характеристиках товара заинтересован функциональный заказчик, который будет в последующем потреблять/эксплуатировать приобретенную продукцию. В экологических же характеристиках подобная заинтересованность возникает редко. Поэтому для увеличения доли закупок экологической продукции такую заинтересованность надо повысить: либо обязать, либо простимулировать (экономически или иным способом) закупать товары с соответствующими характеристиками”.
Однако, по мнению эксперта, при этом нельзя забывать и о содержательной стороне вопроса: необходимо определить, какие именно требования можно рассматривать как экологические, в каких ситуациях и для какой продукции их целесообразно или нецелесообразно применять, какая именно продукция относится к "зеленой", кто это и по каким критериям вправе определить, какие системы декларирования или сертификации применять и т.д.
Для того, чтобы “зеленые” госзакупки успешно развивались и приносили желаемый эффект, нужны понятные и проверяемые экологические критерии, национальная система стандартов в этой области, согласна с ним Евгения Кузнецова, заместитель руководителя органа по добровольной экологической сертификации системы “Листок жизни” НП “Экологический союз”. Кроме того, необходимо организовать диалог и провести обучение заказчиков и поставщиков новым методам работы. Еще одно условие успешного перехода к “зеленым” закупкам – разработка и утверждение типовой конкурсной документации, содержащей экологические требования (технические спецификации, требования к поставщику, критерии оценки заявок, дополнительные условия контракта), методик расчета стоимости жизненного цикла для разных групп продукции, типовых форм контрактов и типовых экологических требований и пр. На уровне федерального законодательства необходимо включение экологических требований и показателей в нормирование в сфере закупок (ст.19 44-ФЗ) и в регулирование контракта жизненного цикла (ч.16 ст.34 44-ФЗ), а также внесение изменений в ч.3 ст. 32 44-ФЗ, которые позволят учитывать при оценке стоимости жизненного цикла товара его воздействие на окружающую среду.
“Стимулировать использовать экологически чистую продукцию надо обе стороны – и тех, кто закупает продукцию, и тех, кто ее производит или осуществляет поставки, – продолжает Елена Шадрина, к.э.н., доцент факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ-Пермь, эксперт проектов UN Environment. – Госзаказчик не сможет выставлять при закупке требования о поставке экологичной продукции, если на рынке такой продукции нет. С другой стороны, поставщики не стремятся массово переходить на производство продукции с экологическими характеристиками, так как на нее нет большого спроса. Тем более, что на начальном этапе производства экологичная продукция дороже обычной”.
При этом, по ее словам, существует множество примеров экологичной продукции и экологичных способов оказания услуг или выполнения работ, не требующих больших затрат: использование многоразовой тары, применение больших емкостей для моющих средств, использование продуктов, выращенных в данной местности (минимизируются затраты и снижается экологическая нагрузка при сокращении времени перевозки), обучение персонала рациональному бережному обращению с водой, экономии электроэнергии, отказ от покупки одноразовых изделий (канцтовары, одноразовая посуда и т.п.).
Кроме того, учет стоимости жизненного цикла продукции помогает понять, что суммарные расходы на приобретение и эксплуатацию экологичных зданий или оборудования ниже, чем для обычного объекта. Плюс ко всему, госзаказчик получает еще и значимый экологический эффект. Тем не менее, несмотря на то, что 44-ФЗ предусмотрена закупка продукции с учетом стоимости жизненного цикла, на деле эта возможность применяется редко из-за отсутствия соответствующих знаний и проработанных методик.
Кроме внедрения уже перечисленных мер стимулирования спроса на “зеленую” продукцию, Елена Шадрина предлагает создать открытый электронный ресурс, где заказчики смогут найти все необходимые материалы, инструкции, типовые критерии “зеленых” закупок, и использовать их. Также заказчиков, которые активно применяют такие закупки, можно поощрять, например, путем преференций, но не финансовых, а репутационных. “Конечно, чтобы система экологичных закупок заработала, нужен обязывающий закупать продукцию с экологическими характеристиками акт, но нельзя это делать массово и повсеместно, – говорит Елена Шадрина. – Можно выбрать ряд видов продукции, и обязать заказчиков при закупке данной продукции устанавливать экологические требования и критерии. При этом параллельно с этой обязывающей нормой надо принять методические руководства, чтобы у заказчиков был готовый инструмент – типовые требования к данной продукции”.
Наличие госзаказа на продукцию с экологическими характеристиками станет стимулом для ее производства. Помимо этого, можно предусмотреть меры финансовой поддержки компаний, выпускающих экологичную продукцию. Например, можно рассматривать ее как инновационную и применять к производителям такие меры, как снижение ставки налога, выделение финансирования и пр. Ну и, конечно, одними законодательными актами вопрос не решить. Приоритет экологичных государственных закупок надо вписать в общую стратегию развития государства.
“Тему "зеленых" закупок стоит отделить от темы контракта жизненного цикла, – уверен Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center. – Если говорить о первых, то прежде всего стоит на экспертном уровне разработать, а на законодательном уровне закрепить признаки экологичности и энергоэффективности. При наличии этих признаков заявка участника, содержащая предложение о поставке такой продукции, могла бы получать 15% или даже 20% ценовой преференции. Этот механизм хорош тем, что он прозрачен, уже привычен заказчику по работе с установлением ценовых преференций для отечественных товаров и отвечает известному принципу о том, что за сохранение экологии завтра дешевле всего заплатить уже сегодня. Не секрет, что экологически чистая продукция стоит дороже”.
При наличии простых и ясных критериев экологичности в сочетании с простыми и практически реализуемыми механизмами преференции можно надеяться на то, что экологические производства и в самом деле могут получить стимул для развития. Акцент на экологических закупках в госзаказе в полной мере отвечает и передовому международному опыту.
Так, в государственном секторе многих стран мира “зеленые” закупки (Green Public Procurement (GPP) уже используются достаточно широко. Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Голландия, Швеция и Великобритания провозгласили себя государствами, активно использующими принципы экологически безопасных закупок, еще в 1995 г. В 2002 г. “Рекомендации Совета по внедрению экологических критериев госзакупок товаров и услуг” были приняты в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Через несколько лет инициативы, развивающие эти рекомендации, получили свое законодательное подтверждение в странах ЕС.
Например, в Австрии “зеленые” закупки являются обязательными еще с 1999 г. Их перечень состоит из 23 категорий товаров и услуг. На Мальте с 2010 г. по программе “зеленых” закупок при постройке новых школ должны использоваться возобновляемые источники энергии, а здания должны быть энергоэффективными. В Словении был разработан план развития “зеленых” закупок на 2009-2012 гг., в результате чего удалось довести их долю до 50%. В Финляндии доля “зеленых” контрактов сегодня составляет почти 95%, в Дании – 87%, в Ирландии – 50% от общего числа все госдоговоров. В целом в странах Европы объем “зеленых” закупок постоянно растет и к настоящему времени составляет около 55%.
“Зеленые” инициативы поддерживаются на государственном уровне и во многих других странах. Например, в Китае законы, стимулирующие развитие “зеленых” госзакупок, начали появляться в 2002 г. В 2006 г. госучреждения обязали отдавать предпочтение товарам с экомаркировкой по стандартам серии ISO 14020, в 2008 г. рекомендуемый перечень включал в себя 19 категорий товаров, 760 предприятий, более 7 тыс. наименований товаров. В Таиланде “зеленые” закупки начали развиваться в 2008 г., и к 2012 г. их доля достигла 20%.
В России, по словам Евгении Кузнецовой, распространение “зеленых” закупок сдерживает слабая мотивация заказчиков, высокая цена экологически безопасной продукции, а также несовершенство законодательной базы и отсутствие методических рекомендаций по определению экологических критериев.
С ее мнением согласна и Елена Шадрина, которая в числе основных сложностей внедрения экологичных закупок называет недостаток политической воли и поддержки со стороны высшего уровня руководителей (региона, муниципалитета, организации), отсутствие правовой поддержки, методических рекомендаций и руководств, а также знаний о “зеленых” закупках у заказчиков, слабое развитие рынка экологичной продукции и распространенное мнение о том, что экологичная продукция существенно дороже обычной.
“Сегодня, несмотря на провозглашение экологических принципов в законе "О контрактной системе", единственной возможностью для гозаказчика закупить ту же бумагу из вторсырья остается установление требований об экологичности в описании требований к предмету закупки. Ни установить преференцию для экологической продукции, ни учесть фактор экологичности в числе критериев оценки заявки госзаказчик сегодня не имеет права”, – отмечает Дмитрий Казанцев.
Автор: Наталья Рудычева
torg94.ru