Если не проведена специальная оценка условий труда: Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда \ КонсультантПлюс

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда \ КонсультантПлюс

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

(часть 4 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

Ответ недели: льготы в отсутствие СОУТ

На предприятии создано новое рабочее место Электросварщика. Запланирована спец.оценка условий труда, но в настоящее время не проведена.
Вопрос:
1. Прошу сообщить может ли работодатель при приёме на работу зафиксировать в трудовом договоре следующую информацию о предоставлении льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда без наличия результатов специальной оценки условий труда:
А) доплату за работу во вредных условиях труда в размере 12%  ?
Б) дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда в количестве 14 календарных дней ?
(в соответствии со Списком профессий, утвержденным Постановлением от 25. 10.1974 №298/П-22)
В) льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком 2 по коду 23200000-19906 ?

2. Можно ли не указывать в трудовом договоре класс условий труда, пока не получены результаты спец.оценки условий труда, но при этом устанавливать льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда?

 

Сообщаю Вам следующее:

Если работник принят на новое рабочее место, а специальная оценка условий труда еще не проведена,  в трудовом договоре с работником не нужно указывать вредные и (или) опасные условия труда, предусматривающие гарантии и компенсации. При заключении договора следует указать общие характеристики рабочего места. По завершении специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен путем заключения дополнительного соглашения недостающими сведениями в отношении условий труда (класс (подкласс) условий труда) и гарантий и компенсаций, полагающихся работнику, занятому на таком рабочем месте (при необходимости).

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Вопрос: Каковы действия работодателя, если работник принят на новое рабочее место, а специальная оценка условий труда еще не проведена?

 

Ответ: В трудовом договоре с работником не нужно указывать вредные и (или) опасные условия труда, предусматривающие гарантии и компенсации, а информацию о них добавить после проведения спецоценки. При заключении договора следует указать общие характеристики рабочего места.

 

Обоснование: Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в случае ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

В то же время в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия труда на рабочем месте.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ назначение гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, которыми в качестве оснований для их назначения рассматриваются исключительно результаты специальной оценки условий труда.

Отсутствие объективных данных о состоянии условий труда на вновь организованном рабочем месте, позволяющих однозначно определить объем гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно результатов специальной оценки условий труда, предопределяет необходимость предварительной до утверждения результатов указанной оценки договоренности работодателя и работника о содержании соответствующих положений трудового договора исходя из условий труда на аналогичных вновь организуемому рабочих местах. В частности, следует указать общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

При этом работодатель может ничего не указывать в трудовом договоре с данным работником относительно вредных и (или) опасных условий труда, предусматривающих гарантии и компенсации, а добавить после проведения спецоценки.

 

Обратите внимание!

Отсутствие в трудовом договоре положений об условиях труда на рабочем месте нарушает положения трудового законодательства и влечет ответственность (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.05.2016 по делу N 33-19136/2016)).

 

По завершении специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями в отношении условий труда (класс (подкласс) условий труда) и гарантий и компенсаций, полагающихся работнику, занятому на таком рабочем месте (при необходимости) (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).


{Вопрос: Каковы действия работодателя, если работник принят на новое рабочее место, а специальная оценка условий труда еще не проведена? (Консультация эксперта, Департамент социального развития Правительства РФ, 2020) {КонсультантПлюс}}

Вопрос:

         Создано новое рабочее место, СОУТ пока еще не проведена, при оформлении трудового договора какую информацию об условиях труда на рабочем месте должен указать работодатель?

 

Ответ: В описанной вами ситуации в трудовом договоре относительно условий труда на рабочем месте работника ничего указывать не нужно. Информацию об условиях труда в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения необходимо будет внести после проведения специальной оценки условий труда.

 

Правовое обоснование: Согласно абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор условиями.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).


{Вопрос: Создано новое рабочее место, СОУТ пока еще не проведена, при оформлении трудового договора какую информацию об условиях труда на рабочем месте должен указать работодатель? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2017) {КонсультантПлюс}}

 Вопрос:

 В организации введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места. Планируется прием на работу работников. Как отразить условия труда на рабочем месте в трудовых договорах с работниками, если на момент заключения трудовых договоров специальная оценка условий труда вновь организованных рабочих мест еще не проведена, а ее проведение планируется в течение шести месяцев с даты введения в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест?

 

Ответ: В связи с тем что до проведения специальной оценки условий труда вновь организованных рабочих мест, проведение которой возможно в течение шести месяцев со дня их ввода в эксплуатацию, работодателю невозможно отразить в трудовых договорах с работниками такое обязательное условие трудового договора, как условия труда на рабочем месте, в трудовых договорах с работниками, прием на работу которых планируется, возможна следующая формулировка: «Условия труда на рабочем месте не определены до проведения специальной оценки условий труда вновь организованных рабочих мест». После проведения специальной оценки условий труда и установления соответствующих классов (подклассов) условий труда на рабочих местах работодателю следует оформить приложения к трудовым договорам или заключить с работниками отдельные соглашения к трудовым договорам, где будут отражены условия труда на рабочем месте.

 

Обоснование: Одной из основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В плановом порядке специальная оценка условий труда на рабочих местах проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

В ряде случаев работодателю необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Одним из таких случаев является ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ случаев (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Одними из обязательных условий трудового договора в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ являются условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Часть 2 ст. 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, включение в трудовой договор условий труда по степени вредности и (или) опасности, в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ, является обязательным.

Однако до проведения специальной оценки условий труда вновь организованных рабочих мест, проведение которой возможно в течение шести месяцев со дня их ввода в эксплуатацию, работодателю невозможно отразить в трудовых договорах с работниками такое обязательное условие трудового договора, как условия труда на рабочем месте. Поэтому в данном случае в трудовых договорах с работниками, прием на работу которых планируется, возможна следующая формулировка: «Условия труда на рабочем месте не определены до проведения специальной оценки условий труда вновь организованных рабочих мест».

После проведения специальной оценки условий труда и установления соответствующих классов (подклассов) условий труда на рабочих местах, работодателю в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 57 ТК РФ следует оформить приложения к трудовым договорам или заключить с работниками отдельные соглашения к трудовым договорам, где будут отражены условия труда на рабочем месте.


{Вопрос: …Как отразить условия труда на рабочем месте в трудовых договорах с работниками, прием на работу которых планируется, если на момент заключения договоров специальная оценка вновь организованных рабочих мест не проведена, а ее проведение планируется в течение шести месяцев с даты введения мест в эксплуатацию? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Республике Карелия, 2015) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: У нас в организации создали новое рабочее место. СОУТ на этом месте будет проведена в течение 6 месяцев. Как нам в трудовой договор включить условия труда работника? Надо ли в трудовом договоре указывать на отсутствие СОУТ и сроки ее проведения?

 

Ответ: 1. Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до проведения специальной оценки условий труда в трудовом договоре с работником, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

  1. Нет, не надо.

 

Правовое обоснование: Согласно абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор условиями.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).


{Вопрос: У нас в организации создали новое рабочее место. СОУТ на этом месте будет проведена в течение 6 месяцев. Как нам в трудовой договор включить условия труда работника? Надо ли в трудовом договоре указывать на отсутствие СОУТ и сроки ее проведения? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2019) {КонсультантПлюс}}

Дополнительная информация:

 

Нужно сказать, что предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, зависит от результатов проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда или заключения государственной экспертизы условий труда.

Как сказано в статье 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

По результатам проведения специальной оценки условий труда (проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов) осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда (пункт 8 статьи 12 Закона N 426-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс) условия труда. При этом 3-й класс делится на четыре подкласса в зависимости от степени вредных условий труда.

Согласно статье 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени для работников с вредными или опасными условиями труда может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии со статьей 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска данных работников составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

В силу статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, если результатом специальной оценки условий труда подтверждено, что работник трудится в опасных и (или) вредных условиях, то работодатель обязан предоставить вышеперечисленные минимальные гарантии и компенсации независимо от того, указаны они в трудовом договоре или нет.

 

Обратите внимание! Работодатель вправе устанавливать работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда с учетом своего финансово-экономического положения, на что указывают положения статьи 219 ТК РФ и подтверждают сотрудники Минтруда России в Письме от 26. 02.2016 N 15-1/В-601.

Причем предусмотреть указанные гарантии и компенсации работодатель может, в частности, трудовым договором.


«Трудовой договор (отношения)» (3-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2018) {КонсультантПлюс}

Если условия труда по итогам спецоценки будут признаны оптимальными или допустимыми, то никаких гарантий или компенсаций работникам не полагается. Но их придется предоставлять, если условия труда относятся к классу 3 или 4.

 

Какие положены гарантии и компенсации

 

ТК РФ предусматривает следующие виды гарантий и компенсаций, предоставляемых в зависимости от условий труда работников <1>:

 

Условия труда по итогам спецоценкиПовышение оплаты трудаДополнительный отпускСокращенное рабочее время
Класс условий трудаСтепень вредности (подкласс условий труда)
Вредный (класс 3)3. 1Оплата труда повышается минимум на 4% оклада (тарифной ставки), установленного для работы в нормальных условиях труда. Конкретный размер надбавки устанавливается коллективным или трудовым договоромНетНет
3.2Дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается трудовым договором на основании коллективного договора и отраслевого (межотраслевого) соглашения <1>
3.3Продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (при 30-часовой рабочей неделе) <2>
3.4
Опасный (класс 4)

 

Комментарий к таблице

<1> Часть дополнительного отпуска свыше 7 календарных дней может быть заменена денежной компенсацией на основании отраслевого соглашения и коллективного договора. С работником также нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором должна предусматриваться возможность замены.

<2> На основании отраслевого соглашения или коллективного договора продолжительность рабочей недели может быть увеличена до 40 часов в неделю, а продолжительность ежедневной работы (смены):

— или до 12 часов при 36-часовой рабочей неделе;

— или до 8 часов при 30-часовой или более короткой рабочей неделе.

Но с работником нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. И придется выплачивать ему компенсацию.

 

Также работникам нужно начать выдавать молоко, если спецоценка установит наличие вредных производственных факторов из Перечня, при воздействии которых рекомендуется употребление молока <2>. Молоко выдается в пределах установленных норм. Выдача молока может быть заменена компенсационной выплатой <3>.

Предоставлять гарантии и компенсации нужно сразу после утверждения отчета о спецоценке <4>. Сведения о них следует вписать в строку 040 карты специальной оценки труда <5>.

Если после проведения спецоценки условия труда не изменились, работник должен получать все гарантии и компенсации, которые были ему установлены до ее проведения. При ухудшении условий труда он получает право на дополнительные гарантии и компенсации <6>.

Если по итогам спецоценки будет зафиксировано улучшение условий труда, то есть уменьшение их класса (степени вредности), то объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций можно снизить. Это можно сделать сразу после утверждения отчета о спецоценке <7>.

Но для того чтобы отменить выдачу молока, помимо результатов спецоценки, понадобится еще учесть мнение первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников <8>.

———————————

<1> ст. 92, ч. 2, 3 ст. 94, статьи 117, 147 ТК РФ.

<2> приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 N 45н (далее — Приказ N 45н).

<3> пп. 4, 10 приложения N 1 к Приказу N 45н; ст. 222 ТК РФ.

<4> Письмо Минтруда от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516.

<5> разд. III Отчета, утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 N 33н.

<6> ч. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ; Письмо Минтруда от 20.07.2016 N 15-1/В-2458.

<7> ст. 219 ТК РФ; Письмо Минтруда от 26.02.2016 N 15-1/В-601.

<8> п. 13 приложения N 1 к Приказу N 45н.

 


Статья: Назначаем гарантии и компенсации по итогам спецоценки (Кононенко А.В.) («Главная книга», 2018, N 11) {КонсультантПлюс}

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 04.02.2020 г.

Учебник по специальной оценке

Существует старая поговорка, что два самых грязных слова в общественных ассоциациях — это «специальная оценка». Заседания правления, на которых обсуждаются и вводятся специальные взносы, часто являются единственными хорошо посещаемыми собраниями в течение года во многих сообществах. Причина этого проста: скажите людям, что они должны платить специальную сумму в дополнение к их регулярному обслуживанию, и у них часто возникают вопросы о причине оценки и возражения против дополнительного финансового бремени.

В 2022 году во многих населенных пунктах будут осуществляться крупные проекты по ремонту и реконструкции, и прохождение специальной оценки для финансирования этих проектов, полностью или частично, безусловно, будет рассматриваться, особенно для сообществ, у которых нет достаточных резервов или доступных линий. кредит.

Может ли ваш совет пройти специальную оценку?

Чтобы пройти специальную оценку, ваш совет должен сначала обсудить материальные и процессуальные аспекты с юрисконсультом. Ваш адвокат ассоциации должен быть в состоянии посоветовать вам, имеет ли ваш совет полномочия проводить специальные оценки, и уточнить, требуется ли одобрение членства.

Уставы кондоминиумов и кооперативов предоставляют общие полномочия по оценке, но специальные полномочия по оценке обычно изложены в руководящих документах ассоциации. Обычно специальные взносы взимаются Советом директоров, но некоторые документы требуют одобрения членства для специального оценивания независимо от его цели или суммы, в то время как другие документы требуют одобрения членства только для специальных взносов, превышающих определенную сумму, или когда они используются для финансирования дискреционных проектов по улучшению. Крайне важно, чтобы эти определения были сделаны до того, как будет начислена оценка.

Не каждая специальная оценка проводится для финансирования проекта ремонта или реконструкции. Часто советы проводят специальные оценки для финансирования операционного дефицита, пополнения резервов, оплаты страховых взносов или для решения непредвиденных расходов, таких как судебный спор.

Каков механизм прохождения специальной оценки?

Если руководящие документы ассоциации позволяют совету утвердить специальную оценку только путем голосования совета, совет все равно должен убедиться, что для этого он следует надлежащему протоколу. В частности, уведомление о заседании совета директоров, на котором будет обсуждаться и приниматься специальная оценка, должно быть размещено и отправлено по почте не менее чем за четырнадцать (14) дней до этого собрания (и, возможно, дольше, если руководящие документы требуют более предварительного уведомления, чем устав). требовать). Уведомление о заседании правления также должно содержать повестку дня с описанием цели (целей) специальной оценки и предполагаемой суммой оценки. Важно, чтобы советы использовали надлежащий язык для описания цели или целей специальной оценки и того, насколько она будет приблизительной. Например, существует разница между прохождением специальной оценки для погашения ссуды, полученной на ремонт или реконструкцию, и специальной оценкой, которая проводится для непосредственного финансирования этого проекта. Кроме того, все расходы, связанные с проектом, такие как юридические, инженерные, разрешения и т. д., должны быть учтены при проведении специальной оценки, если ваше правление не хочет рисковать повторной специальной оценкой. Всегда рекомендуется включать фактор непредвиденных обстоятельств в специальную оценку потенциального перерасхода средств.

На собрании специальной оценочной комиссии цели оценки, указанные в уведомлении, не могут быть изменены, но сумма, указанная в этом уведомлении, является только оценочной и иногда меняется после обсуждения директорами оценки и заслушивания предложений членов. После собрания всем владельцам должно быть разослано уведомление о решении Совета, в котором принимается специальная оценка и указывается цель(и), сумма и условия оплаты. Важно, чтобы правления и их менеджеры при расчете ассигнований на специальную оценку не исходили из того, что ассигнования такие же, как и на регулярное техническое обслуживание. В некоторых руководящих документах специальные оценки распределяются на пропорциональной основе, даже если регулярное техническое обслуживание распределяется на основе типа квартиры или площади в квадратных футах, и наоборот.

Если правление не соблюдает существенные и процедурные требования при прохождении специальной оценки, Ассоциация не сможет обеспечить выполнение оценки, если она не будет оплачена, и для ратификации и повторного принятия оценки потребуется еще одно должным образом уведомленное собрание. Последствия такой неразберихи могут быть значительными, но есть возможность ратифицировать неправильно пройденную спецоценку. См. Wimbledon Townhouse Condo против Wolfson 510 So.2d 1106 (Fla.App. 4 Dist. 1987).

Какие существуют варианты финансирования проекта?

При любых крупных или непредвиденных расходах правление должно оценить различные доступные варианты финансирования. Если проект не может быть полностью профинансирован за счет резервов, некоторые сообщества решают финансировать крупные проекты за счет комбинации резервов, кредита и/или специальной оценки. Естественно, для этого должно сойтись несколько вещей. Во-первых, сообщество должно иметь резервы, выделенные для конкретного проекта (например, замена крыши, покраска и т. д.), или требуется большинство голосов членов, чтобы одобрить использование резервных средств для другой цели.

Во-вторых, правление должно иметь полномочия в соответствии с документами для получения кредита и / или пройти специальную оценку. Преимущество получения кредита или использования существующих резервов заключается в том, что у вашего совета есть свободные средства для выполнения договорных обязательств по проекту. Ссуда ​​может быть привлекательной для владельцев, если совет дает им возможность платить единовременно или в рассрочку, тем самым снижая риск невыполнения обязательств владельца.

Большая часть финансирования, используемого для финансирования строительных проектов ассоциации, начинается с кредитной линии на этапе строительства, при этом ассоциация выплачивает проценты только либо в виде статьи бюджета, либо в виде специального взноса. Когда проект завершен, кредитная линия преобразуется в амортизирующий кредит. В этот момент, поскольку общая стоимость проекта известна и доля каждого владельца установлена, владельцам может быть предоставлена ​​возможность полностью оплатить свою долю, которая затем используется для уменьшения основной суммы долга, или платить в рассрочку с процентами, которые совпадают с начисление процентов по кредиту. Многие советы директоров принимают решение ввести положение о «сроке продажи», означающее, что оставшаяся часть взносов по специальной оценке будет уплачена в полном объеме при продаже объекта. Однако у такой оговорки есть и плюсы, и минусы. В операционном плане сокращение долга каждый раз, когда продается единица, — это хорошо. Однако, если объект лишен права выкупа первым держателем ипотечного кредита, пункт о «причитающихся сроках продажи» может быть использован для погашения оставшихся платежей, причитающихся с этого объекта, что означает, что остаток становится обязательством остальных участников, даже тех, кто предоплата. Решение требует тщательной формулировки того, когда применяется пункт «срок продажи».

Как лучше всего проводить многолетние специальные оценки?

При многолетней оценке многие объекты могут быть проданы, пока ожидается специальная оценка. Каждый раз, когда объект продается, по требованию владельца, кредитора или агента кредитора необходимо предъявить сертификат возражения. Если единица не находится в коллекции, этот сертификат эстоппеля будет заполнен менеджером или членом правления. Подтверждение наличия одной или нескольких специальных оценок является важной частью раскрытия информации покупателю, который запрашивает сертификат об эстоппеле.

Если проект находится на стадии разработки, но оценка еще не взималась, сертификат эстоппеля не требуется для раскрытия специальных оценок, которые запланированы, но еще не приняты. Если вы берете на себя обязательство сделать заявление потенциальному покупателю, оно должно быть точным, поэтому уточните у юриста ассоциации формулировку вашего сертификата возражения.

Сделайте это правильно с первого раза!

Перерасход средств, заниженные оценки и даже изменения в совете могут привести к необходимости пересмотра специальной оценки. Если Совет должен пройти дополнительную специальную оценку, есть разные способы разрешения ситуации. Вторая специальная оценка может включать в себя первую или могут проводиться две параллельные специальные оценки. Тем не менее, с точки зрения психологического воздействия на ваших членов и бухгалтерской нагрузки на вашего менеджера, лучше с самого начала ошибиться в консервативной стороне, поскольку предпочтительнее отменить последний взнос, чем быть вынужденным взимать дополнительные взносы.

Как вы решаете проблемы со сбором специальной оценки?

К сожалению, будут люди, подлежащие крупным спецналогам, которые просто не в состоянии их оплачивать. Члены ассоциации с фиксированным доходом и другие лица, которые не заложили в бюджет неожиданные крупные специальные взносы, могут иметь очень ограниченные возможности, когда дело доходит до займа денег для уплаты специального взноса. Для людей, которые хотят платить, но им нужно больше времени, можно использовать разумные планы платежей, но совет должен предлагать этот вариант только после обсуждения с консультантом ассоциации того, как лучше структурировать план и когда его следует использовать.

Финансовые резервы — лучший страховой полис от будущих крупных специальных взносов на ремонт и техническое обслуживание. Вот почему Законодательное собрание Флориды предписало смелое заявление об отказе от ответственности в материалах для голосования по резервному финансированию голосов. Как минимум, операционный бюджет ассоциации должен включать точный график резервов, чтобы владельцы могли сами увидеть финансовые прогнозы, показывающие основные расходы на горизонте. Законодательная сессия 2022 года может привести к принятию законодательства, лишающего членов ассоциации права продолжать отказываться от резервов или сокращать их. Наличие полностью профинансированных резервов должно снизить потребность как в финансировании, так и в специальных взносах.

Иногда владельцы, которые не хотят специальной оценки, думают, что могут остановить специальную оценку, отозвав совет, который ее прошел. Однако назначение новых директоров, которые отменят специальную оценку, может оказаться еще более дорогостоящим, особенно если предыдущий совет директоров подписал контракты на ремонт. Кроме того, если целью специальной оценки является содержание или ремонт общего имущества, содержание или ремонт не являются обязательными и, следовательно, не являются расходами.

Что делать, если остались деньги?

В тех случаях, когда после достижения цели, для которой были собраны взносы, остаются специальные фонды взносов, этот излишек считается общим излишком. У совета есть два варианта в отношении этих средств: возместить владельцам те же акции, которыми была уплачена оценка, или использовать общий излишек для будущих оценок. Если собственник помещения полностью уплатил специальную оценку, но продает помещение, он или она не имеет права на долю общего излишка. Общий излишек распространяется на единицу собственности, поэтому нынешний владелец будет иметь право на свою долю общего излишка, если ассоциация решит выплатить возмещение.

Специальные оценки никогда не станут популярными, но если правление, менеджеры и члены лучше поймут, как осуществлять надлежащее финансовое планирование для проектов, разочарование, связанное со специальными оценками, может быть уменьшено, если не исключено.

сек. 429.061 Положения МН

§

Подраздел 1.

Расчет, извещение.

В любое время после того, как расходы, понесенные или которые должны быть понесены при проведении улучшений, подсчитаны под руководством совета, совет определяет резолюцией сумму общих расходов, которые муниципалитет оплатит, кроме суммы, если любой, который он будет платить как владелец собственности, и сумму, подлежащую оценке. Если округ предлагает оценить в границах города автомагистраль штата или окружную автомагистраль, включая бордюры, водосточные желоба и ливневую канализацию, решение должно включать часть стоимости, предлагаемую для оценки в пределах города. Округ должен направить решение городу, и он не может приступить к процедуре оценки, а округ не может распределять какие-либо расходы в соответствии с настоящим разделом на имущество в пределах города, если городской совет не примет решение, утверждающее оценку. После этого клерк с помощью инженера или другого квалифицированного лица, выбранного советом, должен рассчитать надлежащую сумму, подлежащую специальному начислению на улучшение, по каждому поддающемуся оценке участку, участку или участку земли, без учета денежной оценки, в соответствии с с положениями статьи 4290,051. Предлагаемый оценочный лист должен быть подшит к секретарю и открыт для всеобщего ознакомления. После этого клерк должен под руководством совета опубликовать уведомление о том, что совет соберется для рассмотрения предложенной оценки. Такое уведомление должно быть опубликовано в газете не менее одного раза и отправлено по почте владельцу каждой посылки, указанной в оценочной ведомости. В целях рассылки уведомления по почте в соответствии с данным подразделом владельцами должны быть лица, указанные в записях аудитора округа или, в любом округе, где налоговые отчеты рассылаются по почте казначеем округа, в записях казначея округа; но для этой цели могут использоваться и другие соответствующие записи. Такая публикация и рассылка должны быть не менее чем за две недели до такого собрания совета. За исключением владельцев не облагаемого налогом имущества или налога на имущество на основе валового дохода, считается, что каждый владелец имущества, чье имя не фигурирует в записях аудитора округа или казначея округа, отказался от такого отправленного по почте уведомления, если только владелец письменно просил окружного аудитора или окружного казначея, в зависимости от обстоятельств, включить имя в записи для этой цели. В таком уведомлении должны быть указаны дата, время и место такой встречи, общий характер улучшения, область, предлагаемая для оценки, общая сумма предлагаемой оценки, что предлагаемый список оценок находится в файле с клерком, и что будут рассмотрены письменные или устные возражения любого владельца собственности. В уведомлении также должно быть указано, что никакая апелляция не может быть подана в отношении суммы какой-либо оценки, принятой в соответствии с подразделом 2, если письменное возражение, подписанное затронутым владельцем собственности, не подано муниципальному служащему до слушания по оценке или не представлено председательствующему. офицер в судебном заседании. В уведомлении также должно быть указано, что владелец может обжаловать оценку в районном суде в соответствии со статьей 429..081 путем вручения уведомления об апелляции мэру или клерку муниципалитета в течение 30 дней после принятия оценки и подачи такого уведомления в окружной суд в течение десяти дней после вручения мэру или клерку. Уведомление также информирует владельцев собственности о положениях статей 435.193–435.195 и о существовании любой процедуры отсрочки, установленной в соответствии с ними в муниципалитете. Кроме того, уведомление, отправленное владельцу по почте, должно четко излагать следующую информацию:

(1) сумма, подлежащая специальному начислению в отношении этого конкретного участка, участка или земельного участка;

(2) принятие советом предлагаемой оценки может быть принято на слушании;

(3) право собственника имущества на предоплату всей оценки и лицо, которому должна быть произведена предоплата;

(4) была ли частичная предоплата оценки разрешена постановлением;

(5) срок, в течение которого может быть произведена предоплата без начисления процентов; и

(6) процентная ставка, начисляемая, если оценка не будет досрочно уплачена в течение требуемого периода времени.

§

Доп. 2.Усыновление; интерес.

На таком собрании или в любой его перерыв совет выслушивает и принимает все возражения против предлагаемой оценки, независимо от того, представлены ли они в устной или письменной форме. Совет может изменить предложенную оценку в отношении любого участка и своим решением принять такую ​​же, как и специальная оценка в отношении земель, указанных в оценочной ведомости. Уведомление о любом переносе слушания считается адекватным, если в протоколе заседания, отложенном таким образом, указано время и место, когда и где слушание должно быть продолжено.

Совет может рассмотреть любые возражения против суммы предлагаемой оценки в отношении конкретного земельного участка на отложенном слушании с дальнейшим уведомлением затронутого владельца собственности, если он сочтет это целесообразным. На отложенном слушании совет или его комитет могут заслушать дополнительные письменные или устные показания от имени возражающего владельца собственности и могут рассмотреть дополнительные письменные или устные показания соответствующих городских властей и других свидетелей относительно суммы оценки. Совет или комитет должны подготовить протокол отложенного слушания и письменные выводы относительно суммы оценки. Сумма оценки, окончательно определенная советом, становится частью утвержденной оценочной ведомости. Никакая апелляция не может быть подана в отношении суммы какой-либо оценки, принятой в соответствии с этим разделом, если письменное возражение, подписанное затронутым владельцем собственности, не подано муниципальному служащему до слушания по оценке или представлено председательствующему на слушании. Все возражения против оценок, не полученные на оценочном слушании в порядке, установленном настоящим подразделом, отклоняются, за исключением случаев, когда отказ от возражений на оценочном слушании вызван разумной причиной.

Если принятая оценка отличается от предложенной оценки в отношении какого-либо конкретного участка, участка или земельного участка, клерк должен отправить владельцу уведомление с указанием суммы принятой оценки. Владельцы также должны быть уведомлены по почте о любых изменениях, принятых советом в процентных ставках или требованиях по предоплате по сравнению с теми, которые содержатся в уведомлении о предлагаемой оценке.

Оценка с нарастающим процентом является залогом всего частного и государственного имущества, включенного в нее, с даты принятия решения об оценке, одновременно с общими налогами; но право удержания не подлежит принудительному взысканию в отношении государственной собственности до тех пор, пока она находится в государственной собственности, и в течение такого периода оценка подлежит взысканию с владельца такой собственности только в порядке и в пределах, предусмотренных в разделе 435.19.. Если иное не предусмотрено резолюцией, все начисленные взносы подлежат уплате равными ежегодными платежами в течение такого периода, не превышающего 30 лет, как определено резолюцией, в первый понедельник января каждого года, но количество платежей не обязательно должно быть единый для всех взносов, входящих в единый список взносов, если постановлением предусмотрен единый критерий определения количества взносов. Оценка имущества, расположенного в целевом районе, как это определено в Законах 1987, глава 386, статья 6, раздел 4, может выплачиваться переменными ежегодными платежами, если резолюция предусматривает переменную выплату. Первая часть каждого налога включается в первые налоговые ведомости, составленные после его принятия, и подлежит уплате в том же году, что и налоги, содержащиеся в нем; за исключением того, что уплата первого взноса любой оценки, взимаемой с неулучшенного имущества, может быть отложена до назначенного будущего года или до обкладки имущества или строительства на нем улучшений на таких условиях и на основе таких стандартов и критериев. как это может быть предусмотрено решением совета. Если специальные оценки в отношении имущества были отложены в соответствии с этим подразделом, правительственная единица должна зарегистрировать в окружном регистраторе округа, в котором находится имущество, свидетельство, содержащее юридическое описание затронутого имущества и отложенную сумму. В любом случае, каждый взнос, уплата которого отсрочена таким образом, когда он становится подлежащим уплате, должен быть разделен на несколько частей таким образом, чтобы последний взнос подлежал уплате не позднее, чем через 30 лет после взимания налога. На все взносы начисляются проценты по ставке, определяемой резолюцией. К первому взносу каждого взноса добавляются проценты на весь взнос с даты, указанной в решении о взимании налога, не ранее даты принятия решения, до 31 декабря года, в котором должен быть уплачен первый взнос, и к каждому последующему взносу добавляются проценты за один год на все невыплаченные взносы; или, в качестве альтернативы, любая оценка может быть произведена равными ежегодными платежами, включая основную сумму и проценты, каждая из которых составляет сумму, ежегодно необходимую для выплаты основной суммы долга в течение такого периода с процентами по такой ставке, как определено в решении, но не превышающей максимальный период и ставку, указанные выше. . В последнем случае никакая предоплата не принимается в соответствии с пунктом 3 без оплаты всех платежей, причитающихся до 31 декабря года предоплаты включительно, вместе с первоначальной основной суммой, уменьшенной только на суммы основной суммы, включенные в такие платежи, рассчитанные на годовая амортизационная база.