Федеральные округа россии история и развитие: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

история возникновения, функции, институт управления.

Федера́льный
о́круг, Федера́льная
террито́рия — административно-территориальная
единица прямого
подчинения центральным властям
государства, не являющаяся субъектом
федерации,
в некоторых странах-федерациях.

Традиционный
федеральный округ не следует путать
с федеральными
округами Российской Федерации (макрорегионами,
объединяющими регионы-субъекты
федерации),
в названиях которых формально присутствуют
те же слова.

Федера́льные
округа́ Российской
Федерации были
созданы в соответствии с Указом президента
России В. В. Путина № 849
«О полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном
округе» от 13
мая 2000 года.[1].

Федеральные
округа не являются субъектами или
иной конституционной частью административно-территориального
деления Российской
Федерации и были созданы по аналогии
своенными
округами и экономическим
районами,
но не совпадали с их количеством и
составом.

В момент их учреждения
в 2000 было создано 7 федеральных
округов. [2] Первым
изменением их количества (увеличением
до восьми) и состава стало
выделение Северо-Кавказского
федерального округа из Южного
федерального округа на
основании указа президента Д. А. Медведева 19
января 2010.
Единственным изменением в названиях
округов было предшествующее переименование
Северо-Кавказского округа в Южный 21
июня 2000 года.

По
предложению президента Медведева (от
июня 2011
года)
планируется создание Столичного
федерального округа (границей которого
предполагается ЦКАД).УЖЕ
ЕСТЬ. Название?

Почти
все округа состоят преимущественно или
только из краёв и областей. Единственным
из округов, который почти полностью
состоит из национальных республик,
является Северо-Кавказский округ.

В
округах определены города-центры, в
которых размещаются их руководяще-координирующие
органы в виде полномочного представителя
президента, его аппарата и
управленийфедеральных
ведомств.
Северо-Кавказский округ является
единственным, в котором город-центр не
является административным центром или
крупнейшим городом своего субъекта.

Полпред
Президента РФ в федеральном округе является
представителем Президента
РФ и
работником администрации Президента.

Руководство
округов главенствует над входящими
субъектами, не имея конституционных
полномочий, но имея соответствующие
ведомственные (в федеральных ведомствах
действуют управления по федеральным
округам

1
Центральный федеральный округ: Белгородская
область, Брянская
область, Владимирская
область, Воронежская
область, Ивановская
область, Калужская
область, Костромская
область,Курская
область, Липецкая
область, Московская
область, Орловская
область, Рязанская
область,Смоленская
область, Тамбовская
область, Тверская
область, Тульская
область, Ярославская
область,
г. Москва. Центр
округа — г. Москва.

2
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия,
Республика Коми, Архангельская
область, Вологодская
область, Калининградская
область, Ленинградская
область, Мурманская
область, Новгородская
область, Псковская
область,
г. Санкт-Петербург, Ненецкий
автономный округ.  Центр
округа — г. Санкт-Петербург.

3
Южный федеральный округ: Республика
Адыгея, Республика
Калмыкия, Краснодарский
край,Астраханская
область, Волгоградская
область, Ростовская
область. Центр
округа — г. Ростов-на-Дону1.

4
Северо-Кавказский федеральный
округ: Республика
Дагестан,
Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская
Республика, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика
Северная Осетия — Алания,
Чеченская Республика, Ставропольский
край. Центр
округа — г. Пятигорск.

5
Приволжский федеральный округ: Республика
Башкортостан, Республика
Марий Эл,Республика
Мордовия, Республика
Татарстан, Удмуртская
Республика, Чувашская
Республика,Кировская
область, Нижегородская
область, Оренбургская
область, Пензенская
область,Пермский
край, Самарская
область, Саратовская
область, Ульяновская
область. Центр
округа — г.Нижний
Новгород.

6
Уральский федеральный округ: Курганская
область, Свердловская область, Тюменская
область, Челябинская область,
Ханты-Мансийский автономный округ,
Ямало-Ненецкий автономный округ.  Центр
округа — г. Екатеринбург.

7
Сибирский федеральный округ: Республика
Алтай, Республика Бурятия, Республика
Тыва,Республика
Хакасия,
Алтайский край, Красноярский
край, Забайкальский
край,
Иркутская область, Кемеровская область,
Новосибирская область, Омская
область,
Томская область, Таймырский
(Долгано-Ненецкий) автономный округ,
Усть-Ордынский Бурятский автономный
округ, Эвенкийский автономный округ. Центр
округа — г. Новосибирск.

8
Дальневосточный федеральный округ:
Республика Саха (Якутия), Приморский
край,
Хабаровский край, Амурская область,
Камчатская область, Магаданская область,
Сахалинская область, Еврейская автономная
область, Корякский автономный
округ, Чукотский
автономный округ. Центр
округа — г. Хабаровск.

Федеральные
округа создавались как относительно
автономное, самостоятельное, даже
чужеродное звено в системе административного
управления. Несмотря на присутствие в
их названии слова «федеральные», нетрудно
заметить, что идея и структура федеральных
округов противоречат принципам
федерализма, округа выступают как
элемент унитарности. Таким образом, и
в этой реформе еще раз подтвердился
принцип сочетания в разных пропорциях
элементов различных форм территориального
устройства – федерации, конфедерации
и унитаризма, и неопределимости в связи
с этим формы территориального устройства
государства.

Округа
представляют собой своего рода надстройку
этажа над субъектами федерации. При
этом назначенный Президентом и
ответственный только перед ним чиновник
– полномочный представитель Президента
в федеральном округе – фактически встал
над выборными органами власти регионов,
в том числе не только над губернаторами
областей, но и над президентами республик.
Характерное для 1990-х гг. дублирование
распорядительных функций между полпредом
и губернатором сменилось доминированием
полпреда над губернатором.

Таким
образом, можно утверждать, что федеральные
округа в Российской Федерации представляют
собой особые территориальные образования,
их учреждение связано с рядом определенных
факторов и необходимостью решения
следующих задач: совершенствования
федеративных отношений, восстановления
управляемости государства, обеспечения
его устойчивости и суверенности,
укрепления властной вертикали, улучшения
условий для контроля над деятельностью
федеральной власти в регионах.  
 На
сегодняшний день в рамках федерального
округа организуется работа по реализации
основных направлений внутренней и
внешней политики государства, проводится
контроль над исполнением решений
федеральных органов государственной
власти. Создание федеральных округов
способствует обеспечению национальной
безопасности, улучшению политического,
социального и экономического положения
в каждом округе, а также укреплению
вертикали исполнительной власти в
Российской Федерации и влияния Федерации
на решение проблем в субъектах Российской
Федерации.
Исходя
из ныне существующих правовых норм,
регулирующих деятельность региональных
структур федеральных органов
государственной власти и полномочных
представителей Президента в федеральных
округах, можно сделать вывод, что главное
назначение этих федеральных подразделений
государственного аппарата состоит в
усилении контрольных функций Президента
и федерального центра в целом на уровне
регионов и обеспечении одинакового
действия всех норм федеральной Конституции
на территории России независимо от
этнонациональных, религиозных и иных
особенностей субъектов Федерации.  

1.Федеральные
округа выступают в территориальном
строительстве России как элемент
унитарности внутри федеративного
государства, стягивающий систему
территориального  управления и
предохраняющий ее от рецидивов
«регионального баронства».

2.Создание
федеративных округов позволило привести
в относительное единство систему
территориального управления, не только
нормализовав нормативно-правовую базу,
но и приведя в действие политические
рычаги воздействия на регионы.

3.Тем
не менее, проблема оптимизации
территориального управления остаётся
до конца неразрешённой, и это приводит
к дальнейшим попыткам унификации
политических систем субъектов федерации
с общефедеральной политической системой.

МАКРОРЕГИОНЫ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА: ЗНАК РАВЕНСТВА? ИЦ РИОР — Эдиторум

Вопросы федеративного устройства России всегда были темой, находящейся на повестке научных дискуссий. Не исключением являются и федеральные округа, относительно правовой природы которых споры в научных кругах не утихают и по сей день.

Как отмечает К.В. Черкасов, федеральный округ — не закрепленный, но допускаемый Конституцией Российской Федерации (РФ) элемент[1]. О федеральных округах уже на этапе их создания высказывались мнения, что это — прообраз нового надрегионального уровня власти и, в конечном счете, –рамочный формат новых макрорегионов России. В политических эшелонах федеральные округа поспешили расценить как угрозу сепаратизма[2]. А Президент РФ отмечал: «Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно — территориальных границ, а в повышении эффективности власти… Мы… персонифицируем ответственность»[3].

Формирование федеральных округов осуществляется в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Создание федеральных округов и назначение полномочных представителей Президента Российской Федерации согласовывались с текстом статьи 83 Конституции России, в которой говорится, что Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации[4].

Тем не менее, ни в Конституции, ни в других нормативно-правовых актах не установлено, в какой конкретно форме этот институт существует, равно как и не раскрывается определение понятия «федеральный округ», его положение в системе федеративного устройства и целевое назначение. А.В. Багдасарян, изучая этот вопрос, указывает, что «федеральные округа в составе РФ представляют собой государственные территориальные образования, созданные для оптимизации политического управления государственными делами в рамках федеральной компетенции, и обеспечивают в рамках административного порядка определение наиболее эффективных форм и методов государственного управления в системе реформирования федеративных отношений»[5]. Ю. А. Демьяненко полагает, что федеральные округа есть «особые территориальные образования» и он связывает их появление с необходимостью «совершенствования федеративных отношений, восстановления управляемости государства, обеспечения его устойчивости и суверенности, укрепления властной вертикали, улучшения условий для контроля над деятельностью федеральной власти в регионах»[6]. К. В. Черкасов в свою очередь полагает, что федеральные округа «выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия»[7].

По мнению М. Хайда, создание федеральных округов преследует не благие цели и на деле представляет собой «введение полицейских механизмов в делегативном и официально провозглашенном демократическом государстве. Продолжающийся сдвиг центра политического притяжения с уровня субъектов на уровень округов означает ослабление общественного контроля над властью, возврат к старой системе назначений вместо прямых выборов, практически полный разрыв связей между формирующимся гражданским обществом и государством, а также уничтожение существующих элементов федерализма в России». Он также указывает, что «вместо того, чтобы развивать демократию на базовом муниципальном уровне, Кремль намеренно ослабляет ее, строя при этом новую бюрократическую надрегиональную структуру»[8]. К. Росс, также не соглашаясь с тем, что федеральные округа в России – допустимы в рамках федеративной модели государства, высказывает мнение, что «в Конституции не уточняется, в какой конкретной форме этот институт (федеральных округов) существует. Таким образом, Путин может утверждать, что изменения, внесенные в федеративный строй Указом от 13 мая, являлись не более чем его обычными действиями в рамках своей компетенции в целях реализации конституционных полномочий, а не конституционными видоизменениями самой Федерации, что, несомненно, представляет собой серьезное искажение идеи федерализма и нарушает дух Конституции, если не саму Конституцию»[9]. То есть К. Росс по сути говорит о том, что характер акта, которым учреждены федеральные округа (указ Президента), не соответствует идеям федерализма и дает простор для потенциальных злоупотреблений властью, которая никем не сбалансирована.

Однако вышеприведенные позиции сталкиваются с критикой. По обоснованному замечанию В.В. Бородина и О.А. Клименко, «решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России. Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория российской Федерации находится в ведении российской Федерации»[10]. Помимо роли Президента, обеспечивающего согласованное функционирование органов государственной власти, в пользу конституционности, а, следовательно, и соответствия конституционным ценностям России, говорит тот факт, что Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П определило условия применения «указного права» Президента РФ, которым в полной мере соответствует Указ № 849 от 13.05.2000 г. (о Полномочных представителях Президента в федеральных округах).

 Стоит отметить, что границы федеральных округов определены таким образом, что каждый округ включает совокупность национально-территориальных образований (республик, автономных областей и округов) и субъектов, образованных по территориальному признаку (края, области, города федерального значения). И ни один из центров федеральных округов не был расположен в пределах республик. Представляется объективным сделать на этой основе вывод, что создание федеральных округов, в том числе направлено на унификацию конституционно-правового статуса республик по сравнению с другими субъектами федерации и ограничению их суверенитета. Так, Усягин А.В. выразил мнение: «Федеральные округа позволили дать достаточно аккуратное разрешение казавшейся неразрешимой национально-территориальной проблеме»[11]. Тем не менее, видится необходимым урегулирование института федеральных округов в форме федерального закона, поскольку Указ Президента № 849 от 13.05.2000 г. (о Полномочных представителях Президента в федеральных округах) оставляет достаточно неурегулированных должным образом вопросов: не определены порядок и  механизм взаимодействия между федеральными округами по горизонтали, не уточнены условия и  формы взаимодействия с  субъектами РФ, непонятны принципы построения федеральных округов, не указаны формы и способы их реконструкции и  упразднения, не урегулированы обязанности полпредов, отсутствуют положения об ответственности, ее основаниях, формах, порядке применения.

В контексте непротиворечивости Конституции РФ института федеральных округов и обозначенном круге проблем данного института интерес вызывает следующее.

Ни в одном нормативном акте не описано, что представляет собой федеральный округ, то есть, нет законодательно закрепленного понятия «федеральный округ». Также не описан порядок его создания, не описано, возможен ли пересмотр границ, включаемых в тот или иной федеральный округ. Безусловно, практика показала, что территории федеральных округов могут меняться  – в частности, Указом Президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ (центр – г. Пятигорск)[12]. Но здесь не было закономерности, механизма, по которому это могло бы происходить.

После почти двадцатилетнего существования федеральных округов все большее значение приобретает социально-экономический интеграционный аспект их существования, так как одной из наиболее важных экономических задач федерализма в России является выравнивание уровней социально-экономического развития и финансово-бюджетного состояния субъектов Федерации[13]. А.И. Цыреторов отмечал, что постановка приоритетных задач на разных временных промежутках обусловлена текущими потребностями государства. Если на первоначальном этапе их (полномочных представителей) деятельность, в основном, была направлена на обеспечение единого правового пространства, то в настоящее время приоритетным для них направлением является социально-экономическая сфера[14].

Относительно недавно принятый Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»[15], описывает понятия «регион» и «макрорегион»:

«Регион — часть территории Российской Федерации  в  границах территории субъекта Российской Федерации;

Макрорегион — часть   территории   Российской   Федерации, включающая в себя территории  двух  и  более  субъектов  Российской Федерации,  социально-экономические  условия  в  пределах   которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического  развития  при  разработке  и   реализации документов стратегического планирования. »

Указ предписывает федеральным органам исполнительной власти, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Основами государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года при решении задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Среди целей государственной политики регионального развития того же Указа приводится следующее положение:

«Для достижения целей государственной политики регионального развития необходимо решение следующих приоритетных задач:

а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации посредством:

утверждения на период до 2025 года в целях социально-экономического развития макрорегионов (в границах федеральных округов, предусмотрев при необходимости возможность изменения границ федеральных округов) программ территориального развития, обеспечивающих взаимосвязь государственных программ Российской Федерации, которые направлены на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы по территориальному принципу».

Учитывая вышеизложенное, мы приходим к следующим промежуточным выводам:

1) Макрорегион приравнивается к федеральному округу — развитие макрорегионов предписывается осуществлять в границах федеральных округов, а также макрорегион – территория, включающая два и более субъекта федерации, равно как и в федеральном округе;

2) Адресатам Указа дается возможность изменения границ федеральных округов, которое может осуществляться в целях социально-экономического развития макрорегионов.

Таким образом, правовая неопределенность в отношении термина «федеральный округ» сужается, а также создается впечатление, что разрешение проблемы изменения границ федеральных округов, а равно субъектного состава федерального округа (т.е. количества субъектов федерации в федеральном округе) передается в руки адресатам Указа – федеральным органам исполнительной власти, полпредам Президента в федеральных округах, а также органам государственной власти субъектов РФ. При этом границы федеральных округов могут быть пересмотрены в случае, если такая необходимость возникнет для эффективного развития макрорегионов. Значит ли это, что решение данной проблемы будет передано какому-то отдельно взятому органу или всем адресатам Указа одновременно?

Отдельного внимания в этом контексте заслуживает Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», то есть здесь наблюдается прямая правовая связь упоминаемых актов. Вспоминая, что законодатель понимает под термином «макрорегион» и как этот термин связан с термином «федеральный округ», интерес вызывают следующие положения: в Стратегии описывается состав макрорегионов РФ. И он отличается от состава федеральных округов. Стратегия предлагает 12 макрорегионов[16], Указ Президента от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» утвердил 8 федеральных округов. Сравнение выглядит следующим образом:

1. Центральный макрорегион включает Брянскую область, Владимирскую область, Ивановскую область, Калужскую область, Костромскую область, Московскую область, Орловскую область, Рязанскую область, Смоленскую область, Тверскую область, Тульскую область, Ярославскую область, г. Москву; Центрально-Черноземный макрорегион включает Белгородскую область, Воронежскую область, Курскую область, Липецкую область, Тамбовскую область. Перечисленные в данном абзаце субъекты федерации входят в состав Центрального федерального округа.

2. Северо-Западный макрорегион включает Республику Карелия, Калининградскую область, Вологодскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г. Санкт-Петербург; Северный макрорегион вобрал в себя Республику Коми, Архангельскую область, Ненецкий автономный округ. Указанные субъекты РФ включены в состав Северо-Западного федерального округа.

3. Южный макрорегион включил в себя Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Республику Крым, Краснодарский край, Астраханскую область, Волгоградскую область, Ростовскую область, г. Севастополь – состав полностью совпал с Южным федеральным округом.

4. Северо-Кавказский макрорегион включает Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия — Алания, Чеченскую Республику, Ставропольский край – состав полностью совпал с Северо-Кавказским федеральным округом.

5. Волго-Камский макрорегион вобрал в себя Республику Марий Эл, Республику Мордовия, Республику Татарстан, Удмуртскую Республику, Чувашскую Республику, Пермский край, Кировскую область, Нижегородскую область; Волго-Уральский макрорегион — Республику Башкортостан, Оренбургскую область, Пензенскую область, Самарскую область, Саратовскую область, Ульяновскую область – перечисленные субъекты РФ соответствуют Приволжскому федеральному округу.

6. Уральско-Сибирский макрорегион, включающий Курганскую область, Свердловскую область, Тюменскую область, Челябинскую область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ, полностью совпал с Уральским федеральным округом.

7. Южно-Сибирский макрорегион включил в себя Республику Алтай, Алтайский край, Кемеровскую область, Новосибирскую область, Омскую область, Томскую область; Ангаро-Енисейский макрорегион — Республику Тыва, Республику Хакасия, Красноярский край, Иркутскую область; перечисленные субъекты входят в состав Сибирского федерального округа.

8. Дальневосточный макрорегион территориально совпал с Дальневосточным федеральным округом и включил в себя Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ.

Отсюда, по мнению автора, следует, что Правительство РФ в рамках Стратегии предложило переформатировать состав макрорегионов РФ, а равно – федеральных округов (по смыслу Указа Президента РФ от 16. 01.2017 N 13), то есть, изложило собственную версию регионализации страны, не совпадающей с президентской моделью. Кроме того, именно Правительство РФ в данном случае закрепило собственным нормативным актом структуру макрорегионов. Но в данном случае речь, как представляется обоснованным, идет только о предложении изменения субъектного состава федеральных округов, поскольку изменения в Указ Президента от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» на настоящий момент внесены не были. Тем не менее, возможно, именно указанная активность Правительства РФ будет положена в основу пересмотра состава федеральных округов, поскольку конечным сроком реализации Стратегии и Основ регионального развития значится 2025 год.

И если это будет так, то до 2025 года должны быть решены вопросы об определении термина «федеральный округ», о формах и способах реконструкции и упразднения федеральных округов, об обязанностях полпредов Президента РФ, об их ответственности, ее основаниях, формах, порядке применения. По мнению автора, лучшим вариантом решения указанных проблем и вопросов следует считать принятие в будущем федерального закона о федеральных округах, что могло бы привнести сбалансированность в систему разделения властей и дало бы возможность избежать властных злоупотреблений.

 


[1] Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Законодательство и экономика. 2009. № 1. С. 5-26

[2] Программа ЛДПР (Спец. выпуск). 2000 г.

[3] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим» (http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480). Дата обращения: 01.02.2019 г.

[4] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21. 07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[5] Багдасарян А.В. Проблемы формирования органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.В. Багдасарян. — Рос. ун-т дружбы народов. – Москва, 2011.

[6] Демьяненко Ю.А. Роль федеральных округов в системе субъектного состава России: неконституционное // Евразийский юридический журнал. 2012. № 9 (52). С. 152-154.

[7] Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Законодательство и экономика. 2009. № 1. С. 5-26.

 

[8] Matthew Hyde (2001) Putin’s Federal Reforms and their Implications for Presidential Power in Russia, Europe-Asia Studies, 53:5, 719-743.

[9] Cameron Ross (2003) Putin’s Federal Reforms and the Consolidation of Federalism in Russia: One Step Forward, Two Steps Back! — Communist and Post-Communist Studies, 36(1), 29- 47.

[10] Бородин В.В., Клименко О.А. Федеральные округа – особая территориальная форма федерального управления: понятие и содержание // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 1. С. 79-85.

[11] Усягин А.В. Политическое управление и его территориальные аспекты: российский опыт. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2005. 260 с.

[12] О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 19 января 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2010, N 4, Ст. 369.

[13] Авдеев Д.А. Современные проблемы федерализма // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6. С. 243-246.

[14] Цыреторов А.И. Федеральные округа в системе территориального управления России // Вестник БГУ. 2012. №2. С.194-196.

[15] Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 23.01.2017. № 4. Ст. 637.

[16] Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р  «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2019 г., №7 (часть II). Ст. 702.

субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Флаги и гербы регионов

ПРОФИЛЬ

Дата образования 27 декабря 1943 года

Столица Астрахань

Астраханская область входит в состав
Южного федерального округа

Район 49,000 sq km

Population 989,300 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 67. 57

Kazakh – 16.33

Tatar – 6.62

Other – 9.48

Административное деление (2022)

Муниципальные районы – 11

Городские округа – 2

Сельские города – 11

Сельские округа – 117

География и 0климат 9040005

Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России в Прикаспийской низменности в низовьях реки Волги. Южная часть области омывается Каспийским морем.

Область граничит с Республикой Калмыкия и Волгоградской областью, имеет государственную границу с Республикой Казахстан.

Рельеф района равнинный с соляно-купольными поднятиями в Прикаспии
Низменность (гора Большое Богдо, высота 50 м). В дельте Волги находится Бэр
Бугры. В области много соленых озер, крупнейшее из которых – озеро
Баскунчак.

Астраханская область расположена в полупустынной зоне. Климат
резко континентальный и засушливый. Самый холодный месяц – январь (температура
средняя –0,6°С), а самым теплым является июль (средняя температура +28,1°С).

В области два государственных природных заповедника (Астраханский (Биосферный)
и Богдинско-Баскунчакский), 12 государственных памятников природы областного
значения и два природных парка (Баскунчак и Волго-Ахтубинское междуречье).

Правительство

Законодательная власть представлена ​​Думой Астраханской области, которая является постоянно
высший и единственный орган законодательной власти в регионе.

В Астраханской областной Думе 44 депутата, избираемых сроком на пять лет, из них 22
из них баллотируются в одномандатных округах, а остальные 22 — в одномандатных
избирательному округу, в котором победители определяются пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Думы Астраханской области избран в сентябре 2021 года. Срок его полномочий
истекает в сентябре 2026 года.

Органом исполнительной власти является Правительство Астраханской области во главе с Губернатором Астраханской области; есть и некоторые другие органы исполнительной власти.

Губернатор Астраханской области
Регион является высшим должностным лицом региона
, избранным
сроком на пять лет гражданами России, постоянно проживающими в регионе. Срок полномочий действующего губернатора истекает в сентябре 2024 года.

Правительство Астраханской области высший
постоянно действующий орган исполнительной власти и коллегиальный орган, возглавляющий систему государственного
власти региона. Формируется губернатором Астраханской области.
Область, край.

Экономика и природные ресурсы

Астраханская область
имеет одну из самых динамично развивающихся экономик в Южном Федеральном
Округ. Доля промышленности в региональном ВВП составляет около 50%. Минеральная
добыча, производство, а также производство и распределение энергии, газа и воды являются важнейшими секторами региональной экономики.

Астраханская область является одним из ведущих регионов России по добыче природного газа, серы и нефтепродуктов (Газпром добыча Астрахань,
ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть). В северной части Каспийского моря обнаружены крупные месторождения нефти и газа. В настоящее время они изучаются и разрабатываются. В области находится уникальное соленое озеро Баскунчак, которое является основной базой по производству соли для пищевых и технических нужд в России.
(Руссольско-Баскунчакская ветвь Руссола). Уникальная сульфидная грязь озера
похожий по содержанию и эффекту на Мертвое море.

Геополитическое положение Астраханской области исторически
предопределили его как место мощного судостроения и судоремонта
комплекс, который является одним из важнейших в стране. региона
предприятия способны строить и ремонтировать суда любого класса и назначения, а также буровые установки для разработки нефтегазовых месторождений на море
шельфе (Гужвинский судостроительно-судоремонтный завод, Астраханский судостроительный
Производственное объединение, Судостроительный завод «Красные Баррикады», Ленин
Судостроительно-судоремонтный завод, Судостроительный завод «Лотос»).

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды за счет тепловой энергии
станции и теплоэлектростанции. Газифицировано около 90% территории области.

Доля сельского хозяйства в ВВП региона не превышает 7%.

В сельскохозяйственном производстве преобладают овощи, бахчевые, рис, а также мясо, шерсть и молоко. Важнейшая отрасль сельского хозяйства региона
ловит рыбу. Около 30 видов рыб, обитающих в водоемах области и в Каспийском море, имеют промысловое значение.

Основными направлениями агробизнеса являются растениеводство
(производство томатов, картофеля, зерна и арбузов), семеноводство и животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство и птицеводство).

Выгодное географическое положение Астраханской области благодаря
выход к Каспийскому морю играет важную роль в системе международных евроазиатских транспортных путей. Международный Север-Юг
транспортный коридор проходит через регион, обеспечивая кратчайший маршрут
между странами Южной и Юго-Восточной Азии, а также центральной Россией
как Европа. Доля транспортной отрасли в региональном ВВП составляет около 7%,
и наблюдается стабильный рост транзитных грузопотоков через территорию Астраханской области. Аэропорт Астрахани обслуживает международные и местные
направления.

Традиционными отраслями Астраханской области являются строительство
промышленность, оптовая и розничная торговля и рекреационные услуги.

Культура и туризм

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
крупнейшее музейное объединение на Волге. Астраханский кремль — образец
военно-инженерной архитектуры. Этот уникальный архитектурный ансамбль XVI-XX веков занимает ведущее место в историко-культурном
наследие Астраханской области.

Далеко за пределами области известны дома Кустодиевых и Хлебниковых
музеи, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Мемориал Ульянова
Дом-музей, уникальный Музей русского арбуза, самобытный музей истории развития медицины, музей истории рыболовства, памятник археологии Селитренное Городище и туристический центр Сарай-Бату (столица Золотой Орды).

Краеугольным камнем лечебно-оздоровительного туризма в регионе является старейший в России бальнеологический курорт Тинаки, открытый в 1820 году.

Всю красоту природы региона можно увидеть в дельте Волги на территории Астраханского государственного заповедника (Волго-Ахтубинская пойма),
где есть уникальные поля лотосов. Круизы доступны по основным
реки района Волга и Ахтуба.

Единственная ошибка, которую нельзя делать в отношении России

  • Электронная почта

  • Распечатать

Одна вещь, которая выделяется из моего общения с профессионалами, работающими в России, от руководителей корпораций до финансовых аналитиков, заключается в следующем: большинство из них совершают ошибку, рассматривая Россию как единую единицу анализа. Но Россия – это федерация, состоящая из более чем 80 различных регионов. Относиться к ней иначе — все равно, что не знать, что матрешка не пустая!

Российские регионы стимулируют как рост страны, так и достижение справедливости. С одной стороны, Сахалинская область по производству продукции на душу населения сравнима с Сингапуром, а Ингушская Республика слабеет, приближаясь к Гондурасу. Уровень бедности в регионах также колеблется от менее 10 процентов в богатых природными ресурсами Татарстане и мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге до почти 40 процентов в беднейших регионах Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.

Всемирный банк недавно опубликовал отчет «Сокращение пространственных различий России: пересобираем советскую мозаику в условиях рыночной экономики». Вот восемь выводов, развенчивающих мифы:

Миф 1: Региональные различия России можно сравнить с такими же в Австралии и Канаде

Правда : Региональные различия России проистекают из ее уникальной экономической географии, которую нельзя сравнивать даже с кажущимися аналогичные страны, такие как Австралия и Канада. В то время как последние также имеют большие массивы суши и даже более низкую плотность населения, большая часть их населения живет вблизи границы или моря. Напротив, жители России более рассредоточены внутри страны. При этом население Австралии и Канады сосредоточено в крупных городах: более двух третей проживает в трех крупнейших городских центрах.

С другой стороны, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде проживает только одна восьмая населения России. Сокращение населения России, старение рабочей силы и необходимость адаптации к череде экономических потрясений привели к тому, что пространственная модель развития противопоставляется той, что наблюдается в других крупных странах.

Эти несоответствия могут быть объяснены советским наследием плановой экономики, продемонстрированным проблемами, с которыми столкнулись промышленные моногорода советской эпохи, разнообразной физической географией страны — на долю России приходится 11 процентов суши в мире, но только 1,9процентов населения – и суровые климатические условия, ухудшающие транспортные услуги.

Что это значит: Уникальная экономическая география требует уникальных решений.

Миф 2: Москва и Санкт-Петербург «слишком большие»

Правда:  Наоборот, эти города недостаточно велики.   Москва и Санкт-Петербург — единственные российские города с населением более 1,5 млн человек, в то время как в Японии с ее меньшим населением таких городов пять, а в Бразилии (на 50% больше России по населению) — восемь.

Кроме того, города второго уровня в России тоже недостаточно велики. На города, занимающие 3-е и 10-е места по численности населения, приходится всего 6,6% населения России, что значительно ниже, чем в Бразилии, Японии и Польше, где на города с тем же рейтингом приходится 8–11% населения. Российские города тоже недостаточно плотные. Плотность российских городов-миллионников колеблется всего в пределах 1000–5000 человек на квадратный километр, тогда как в Сан-Франциско и Лионе этот показатель составляет 7100 и 10000 человек соответственно.

Российские города растут скорее за счет субурбанизации, чем за счет уплотнения, и этому способствует неэффективная политика. Например, в спешке для достижения федеральных целей по строительству жилья вместо того, чтобы преследовать значимое уплотнение, муниципалитеты выдают разрешения на жилищную застройку на новых участках в периферийных районах города.

Что это означает: России необходимо будет сбалансировать свою городскую систему, отказавшись от двух доминирующих городов и городов второго уровня, которые недостаточно велики, чтобы влиять на региональное развитие.

Миф 3: Российские регионы расходятся по доходам и бедности

Правда:  Регионы на самом деле пережили конвергенцию.   Если в 1998 г. регионы были более неоднородными с точки зрения реальных доходов на душу населения, то к 2008 г. ситуация изменилась на противоположную, и доходы продолжали сближаться. В большинстве регионов также наблюдалось значительное снижение уровня неравенства потребления в период с 2005 по 2015 год.

Обнадеживает тот факт, что бедные регионы росли быстрее, чем богатые. Но такое сближение замедляется: общая мобильность в России снизилась с 3% в год в начале 1990-х годов до 1,2 процента к 2008 году. А из-за недавнего экономического спада федеральные трансферты регионам, которые играли важную роль в содействии конвергенции, резко сократились на целых 22 процента в реальном выражении в период с 2013 по 2016 год.

Что это значит: Необходимо перезапустить двигатели конвергенции интеграции рынков труда и капитала, увеличения населения трудоспособного возраста, особенно в более бедных регионах, и федеральных трансфертов.

Миф 4: Большинство бедных в России живут в бедных регионах

Правда: На самом деле, в самых богатых регионах России проживает большая часть бедняков страны. В то время как процент людей, живущих в бедности, очень высок в более бедных регионах, таких как Республика Тыва и Республика Калмыкия (почти 35 процентов), из-за их небольшой численности населения они составляют лишь 0,6 процента бедных в России.

В абсолютном выражении из-за большой численности населения более богатые регионы являются домом для большего числа бедных, несмотря на низкий уровень бедности; на Москву и Санкт-Петербург вместе приходится почти 10% бедных россиян. Аналогичные закономерности наблюдаются и в других крупных странах, таких как Бразилия и Китай.

Что это значит: Не нужно «балансировать рост» по регионам России. Скорее, импульс должен быть направлен на то, чтобы заставить более богатые регионы «работать» на бедных.

Миф 5: Регионы с высоким потенциалом ограничены Москвой и Санкт-Петербургом

Правда: Мы определили три коридора регионов с высоким потенциалом в Западной России  , а не  , ограниченных только Москвой и Санкт-Петербургом, разработав новый индекс экономического потенциала 56 регионов Европы-России:

Источник: Всемирный банк, 2017 г.

  1. Один коридор регионов со средним и высоким потенциалом расходится от Москвы и включает Ярославскую, Калужскую, Рязанскую и Липецкую области, которые, по-видимому, выигрывают от близости к крупным населенным пунктам и высоких показателей урбанизации.
  2. Второй коридор тянется от Ростовской области на юге до Татарстана на севере и включает Волгоградскую, Самарскую, Ульяновскую области и Чувашскую Республику. Эти регионы густонаселены, имеют крупные городские центры, высокообразованное население и развитые промышленные базы.
  3. Третий коридор находится на юге Урала и включает Свердловскую и Челябинскую области, регионы с высокой степенью урбанизации, известные как промышленный центр России.

Мурманск представляет собой удивительный регион с высоким потенциалом благодаря доступу к внешним рынкам, учитывая количество портов и объем транзитных грузов. Потенциал обусловлен также высокообразованным населением и высоким уровнем урбанизации, характерным для малонаселенных северных территорий.

Что это означает: богатство природных ресурсов не обязательно должно быть единственным двигателем регионального развития.

Миф 6: Изолированные регионы изолированы из-за плохой физической (транспортной) связности

Правда: с рынков европейской части России) не обязательно «транспортно-отключены». Посмотрите на Забайкальский край, который относительно хорошо связан со своими региональными торговыми партнерами, включая Китай, несмотря на то, что находится далеко от Москвы и Санкт-Петербурга.

Что это значит : Дальнему Востоку необходимо изучить другие аспекты подключения. Учитывая, что возможность подключения «последней мили» является постоянной проблемой, цифровые и современные технологии могут помочь.

Миф 7. Сокращение региональных диспропорций является задачей

либо федерального, либо регионального правительства

Правда: регионах, а также делегировать больше. Ему также необходимо обеспечить, чтобы его регулирующие меры соответствовали региональному контексту, чтобы смягчить неблагоприятные воздействия; дополнительные расходы на разделку мяса, вытекающие из санитарных правил 2014 года, поставили тысячи мелких фермеров во многих регионах под угрозу банкротства.

Федеральные программы также могут иметь сложные бюрократические протоколы; Спустя три года после создания Портовая зона свободной торговли в Ульяновской области по-прежнему в основном пустует. Однако индустриальный парк «Заволжье», управляемый регионом, привлек шесть крупных иностранных инвесторов. Различия между двумя зонами можно проследить в характере федерального законодательства.

В свою очередь регионам необходимо повышать самоокупаемость. Они могли бы поднять ставку налога на прибыль корпораций до максимальных 17 процентов и ускорить переход от балансовой стоимости к рыночной стоимости в качестве основы для начисления налога на корпоративную собственность. Пятьдесят российских регионов предлагают инвесторам налоговые льготы в той или иной форме, что может спровоцировать гонку уступок. Таким образом, они могут воздерживаться от предоставления таких исключений.

Что это значит: это очевидно!

Миф 8: Сторонние субъекты не так уж важны

Правда:  Кредитно-рейтинговые агентства и международные организации уже обеспечивают независимый мониторинг, оценку и сравнительный анализ деятельности регионов. Но их охват и понимание регионов ограничены; В 2017 году рейтинговое агентство Fitch охватывало всего 45 регионов, а Standard & Poor’s — всего девять.

В этом плане Агентство стратегических инициатив (АСИ) может играть более глубокую роль, поскольку рейтинги помогают выявить и улучшить инвестиционный климат региона. По данным ASI, повышение инвестиционного рейтинга региона на 1,3 балла связано с увеличением частных инвестиций на душу населения на 1 процент.

Что это означает: Регионы также должны подчиняться рыночной дисциплине, а сторонние субъекты могут расширять свой охват и анализ регионов. Их добавленная стоимость будет увеличена, если будут дополнительные реформы, инициированные федеральными и региональными правительствами.

Я надеюсь, что эта статья вызовет у читателей желание глубже погрузиться в нашу работу. То, что я родом из Индии — тоже большой и разнообразной страны — и теперь имею честь работать в России и ее очаровательных регионах, заставляет меня понять одну вещь: обычно мы попадаем в ловушку, не видя леса за деревьями. Но рассматривая Россию как единую единицу анализа, мы обнаруживаем ее противоположность: невозможность видеть деревья вместо леса.