Фз о гос регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)

Содержание

Документы —
Правительство России

Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам»

Избранные документы со справками к ним

16 января, понедельник

, Арктическая деятельность

Правительство профинансирует инфраструктурные проекты, необходимые для развития Северного морского пути

Постановление от 12 января 2023 года №8, Распоряжение от 12 января 2023 года №15-р

, Малое и среднее предпринимательство

Мобилизованные предприниматели освобождены от статистической отчётности

Постановление от 13 января 2023 года №15

13 января, пятница

, Малое и среднее предпринимательство

Правительство расширило перечень сведений реестра обязательных требований для бизнеса

Постановление от 12 января 2023 года №12

, Инструменты развития территорий. Инвестиционные проекты регионального значения

Правительство расширило виды деятельности, которыми могут заниматься резиденты ТОР «Усолье-Сибирское»

Постановление от 12 января 2023 года №7

12 января, четверг

, Медиасфера. Интернет

Присуждены премии Правительства в области средств массовой информации

Распоряжение от 27 декабря 2022 года №4236-р

11 января, среда

, Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО

Правительство утвердило постановление о создании единой системы управления территориями опережающего развития в Амурской области

Постановление от 10 января 2023 года №3

9 января, понедельник

, Оплата труда. Доходы населения

Правительство установило специальные социальные выплаты отдельным категориям медиков

Постановление от 31 декабря 2022 года №2568

, Высшее, послевузовское и непрерывное образование

Правительство учредило стипендии имени С.П.Королёва за достижения в области инженерного дела

Постановление от 31 декабря 2022 года №2567

8 января, воскресенье

, Профессиональные квалификации

Михаил Мишустин утвердил новую Национальную стратегию действий в интересах женщин до 2030 года

Распоряжение от 29 декабря 2022 года №4356-р

5 января, четверг

, Регулирование в сфере строительства

Правительство продлило срок действия упрощённого порядка выдачи разрешений на строительство и проведение экспертизы проектов

Постановление от 29 декабря 2022 года №2500

, Инструменты развития территорий. Инвестиционные проекты регионального значения

Правительство утвердило постановление о создании первой в Югре особой экономической зоны

Постановление от 30 декабря 2022 года №2530

4 января, среда

, Меры по повышению устойчивости экономики в условиях санкций

Правительство продлило упрощённый порядок ввоза в Россию электронных устройств и оборудования

Постановление от 29 декабря 2022 года №2515

, Лёгкая промышленность. Товары народного потребления

Правительство продлило программу поддержки предприятий лёгкой промышленности до конца 2023 года

Постановление от 29 декабря 2022 года №2506

3 января, вторник

, Судостроение и морская техника

Правительство одобрило бюджетные инвестиции в строительство двух атомных ледоколов и судна технического обслуживания

Распоряжение от 29 декабря 2022 года №4321-р, №4322-р

, Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование

Утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на ближайшие три года

Постановление от 29 декабря 2022 года №2497

31 декабря 2022, суббота

, Меры по обеспечению работы экономики в условиях частичной мобилизации

Правительство уточнило правила назначения единого пособия на детей для семей мобилизованных

Постановление от 29 декабря 2022 года №2522

, Дорожное хозяйство

Правительство расширило пятилетний план дорожной деятельности

Распоряжение от 29 декабря 2022 года №4353-р

30 декабря 2022, пятница

, Правовые вопросы работы Правительства России

Утверждён план законопроектной деятельности Правительства на 2023 год

Распоряжение от 23 декабря 2022 года №4112-р

, Система государственного контроля и надзора

Правительство утвердило особенности проведения проверок в 2023 году

Постановление от 29 декабря 2022 года №2516

, Меры по повышению устойчивости экономики в условиях санкций

Правительство продлило порядок дальнейшей эксплуатации иностранных самолётов российскими перевозчиками

Постановления от 24 декабря 2022 года №2422 и от 28 декабря 2022 года №2492

1

Показать еще

Календарь

Январь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

2023

  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

ФЗ № 129, 2023 год

Содержание

  • 1 ФЗ 129 о гос. регистрации юрлиц и ИП: основные положения
    • 1.1 Статья 5 ФЗ 129
    • 1.2 Статья 9 ФЗ 129
    • 1.3 Статья 11 ФЗ 129
    • 1.4 Статья 12 ФЗ 129 о госрегистрации юрлиц
    • 1. 5 Ст. 17 ФЗ 129
    • 1.6 Ст. 21 ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц
    • 1.7 Ст. 22 ФЗ 129
    • 1.8 Ст. 23 ФЗ 129 о государственной регистрации
  • 2 Срок государственной регистрации предпринимателей
  • 3 Порядок регистрации
  • 4 Закон о ЕГРЮЛ
  • 5 Изменения в законе
  • 6 Скачать 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Законодательство о юрлицах включает в себя массу нормативных документов, в том числе и ФЗ 129 о порядке создании и регистрации субъектов ПД. В качестве таких субъектов признаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

ФЗ 129 о гос. регистрации юрлиц и ИП: основные положения

Данный федеральный закон был принят и вступил в силу 8 августа 2001 года. Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из преамбулы, глав, статей и пунктов.

Он регулирует правоотношения, возникающие в сфере гос. регистрации различного рода юр. лиц, например, ООО, АО и др. Помимо всего прочего, этим нормативным правовым актом затрагивается также государственная регистрация физических лиц, действующих в качестве индивидуальных предпринимателей.

ФЗ 129 далеко не единственный правовой акт, который регулирует подобные отношения. Сюда входит также закон об обществах с ограниченной ответственностью, закон об акционерных обществах, гражданский кодекс РФ и др.

Органом, который осуществляет регистрацию, является орган исполнительной власти РФ. В данном случае, это федеральная налоговая служба. Именно она занимается ведением соответствующего реестра, вносит необходимые данные, осуществляет контроль и учет в данной сфере.

Статья 5 ФЗ 129

В данной статье регулируется содержание реестров. Он обязательно должен содержат такие данные:

  1. Наименование, как полное, так и сокращенное, а так же иные реквизиты и местонахождения.
  2. Форма образования, например, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.
  3. Номер телефона и электронная почта.
  4. Указание на то, вновь созданное это юридическое лицо или же реорганизованное.
  5. Сведения о лицах, которые входят в состав юрлица (акционеры, учредители и др.).
  6. Учредительные акты (устав или договор) и иные данные, которые предпочтёт внести учредитель.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то в их реестр вносятся также подобного рода сведения. Помимо вышеуказанных, здесь нужно указать также и паспортные данные физического лица.

Статья 9 ФЗ 129

Здесь регулируется порядок передачи документов регистрирующему органу. Указывается, что может быть избрано несколько способов передачи, например, с помощью почтового отправления, с помощью многофункционального центра, с помощью личной явки в регистрирующий орган.

В той ситуации, когда акты подаются через МФЦ, то в налоговую они направляются не позднее следующего рабочего дня. Ответ так же направляется в многофункциональный центр, о чем оповещается заявитель.

Статья 11 ФЗ 129

Здесь закреплено, что решение о государственной регистрации будет иметь юридическую силу только после того, как будет внесена соответствующая запись в реестр. Запись подтверждается документами, которые предоставил заявитель.

На регистрирующий орган возлагается также обязанность по направлению во все заинтересованные государственные органы информации о новом созданном юридическом лице.

Статья 12 ФЗ 129 о госрегистрации юрлиц

Здесь указывается перечень документов, которые нужно вносить при осуществлении регистрирующих действий.

Сюда входят:

  1. Заявление.
  2. Учредительный документ.
  3. Данные о местонахождении.
  4. Протокол собрания, на котором принималось решение о создании юридического лица.
  5. Акты о собственности или аренде здания или сооружения, в котором будет находиться место регистрации юрлица.

Все акты предоставляются в форме оригиналов. В том случае, если документы подает представитель, он так же обязан предоставить нотариально заверенную доверенность.

Ст. 17 ФЗ 129

В этой статье регулируется порядок предоставления документов при необходимости внесения изменений в устав предпринимательского образования.

Так как ЕГРЮЛ содержит в себе информацию обо всех учредительных документах предприятия, то любое внесение изменения в них также должно быть отражено в реестре. Для этого в регистрирующий орган необходимо предоставить новый документ, написать заявление, где будет указана причина внесения тех или изменений.

Ст. 21 ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц

Здесь более детально разъясняется процедура ликвидации и перечисляются те документальные акты, которые в этом случае нужно предоставить.

Сюда входит и заявление, решение о ликвидации, акты, подтверждающие уплату государственной пошлины, баланс предприятия и др.

Ликвидация будет считаться завершенной только в том случае, когда соответствующая запись будет внесена в единый государственный реестр.

Ст. 22 ФЗ 129

Здесь более детально описывается процесс проведения ликвидации. Для этого создается ликвидационная комиссия. Именно она не позднее чем за два месяца до окончания процедуры должна уведомить ФНС о итогах данной процедуры и сообщить иную важную информацию.

В статье указывается, что реестр периодически проверяется на предмет наличия в нем уже не действующих юридических лиц, которые не сообщали о прекращении своей деятельности. Таковые подлежат удалению из реестра с соответствующим обоснованием.

Ст. 23 ФЗ 129 о государственной регистрации

Здесь регламентировано, каким требованиям должен отвечать отказ в государственной регистрации.

Отказ должен быть исполнен в письменном виде. Не позднее трех дней после принятия соответствующего решения, об отказе должен быть уведомлен заявитель.

Отказ может иметь место, когда:

  1. Предоставлены недостоверные документы.
  2. Документы не соответствуют законодательным требованиям.
  3. Не устранены нарушения в отведенный для этого срок и др.

Отказ по любому из вышеуказанных оснований можно обжаловать. Для этого можно обратиться в сам регистрирующий орган. Так же для обжалования неправомерного акта можно обратиться с иском в суд.

Срок государственной регистрации предпринимателей

Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели регистрируются в установленный законом срок. Для них он одинаков и равен пяти рабочим дням. Эти дни исчисляются с момента подачи документов заявителем или лицом, действующим по доверенности.

При нарушении этих сроков лицо может обратиться с претензией в регистрирующий орган или же с иском в суд.

Порядок регистрации

Вся процедура регистрации как юрлиц так и ИП состоит из определенной последовательности действий, куда входят:

  • принятие решения о создании юридического лица и его документальное закрепление;
  • создание учредительных документов организации;
  • обращение в уполномоченный орган с необходимыми документами;
  • ожидание ответа от регистрирующего органа;
  • при отсутствии нарушений – внесение записи в единый государственный реестр юрлиц или индивидуальных предпринимателей;
  • при наличии нарушений – принятие решение об отказе в регистрации и вынесение постановления о необходимости их устранения.

В том случае, если вышеописанная процедура тем или иным образом нарушается, то государственная регистрация юридического лица будет признана незаконной и сведения об организации будут удалены из единого реестра.

Закон о ЕГРЮЛ

Отдельного федерального закона по поводу создания и ведения ЕГРЮЛ нет. Отдельные положения об этом содержатся в федеральном законе 129. Все регулируется отдельными внутренними актами.

Для примера можно привести административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в едином государственном реестре юрлиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Изменения в законе

Последние изменения и дополнения в этом документе в Российской Федерации были связаны с возможностью подачи заявки на регистрацию с помощью сети Интернет. Помимо всего прочего, теперь представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель может обратиться в многофункциональный центр, занимающийся вопросами предпринимательства.

Еще одной новеллой стало то, что теперь в случае отказа в государственной регистрации, гражданин имеет право в течение трех месяцев устранить допущенные нарушения и повторно однократно донести недостающие акты.

Повторное внесение документов не допускается. В этом случае придется пройти государственную регистрацию заново.

Скачать 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Скачать полный текст закона номер 129 в последней редакции можно здесь. ⇐

Отдельные изменения и дополнения можно отследить на официальных источниках Гарант и консультант.

Таким образом, в законе определены основные положения по поводу надлежащей регистрации предпринимательской деятельности, закреплено, что необходимо указать и предусмотреть в заявлении. Представить документы можно как в МФЦ, так и непосредственно в регистрирующий орган. Заявитель может это сделать как лично, так и уполномочить другое лицо.

Особенности соблюдения досудебного производства по делам об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Нормативные акты и разъяснения Высшего суда

Экономические проблемы и юридическая практика
Выпуск №3 — 2022

Катукова Светлана Юрьевна.
Милашевская Алиса О.

Подробнее об авторах

Катукова Светлана Юрьевна.
канд. науч. кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процессуального права

Российский государственный университет юстиции (РГЮЮ)
Санкт-Петербург, Российская Федерация Милашевская Алиса О.
Факультет подготовки специалистов для судебных органов (юриспруденция)

Российский государственный университет юстиции (РГЮЮ)
Санкт-Петербург, Российская Федерация

Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Реферат:

Цель исследования. В статье рассматриваются вопросы, связанные с порядком административного обжалования решений налоговых органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Дано описание обязательного досудебного порядка обжалования и альтернативного повторного обращения в ФНС, исчисление сроков подачи жалоб и заявлений, основания для их восстановления и другие правоприменительные проблемы. Цель исследования — выявление перспектив развития административного досудебного обжалования актов налоговых органов об отказе в регистрации, создание гармоничного, последовательного взаимодействия досудебной и судебной стадий публично-правовой защиты. . Научная новизна исследования заключается в анализе новых положений главы VIII.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», положения об административном порядке рассмотрения жалоб, судебной практики. Выводы. В результате исследования автор приходит к выводу, что существует два порядка обжалования решений налогового органа об отказе в регистрации: обязательный досудебный и альтернативный повторный порядок подачи жалобы в ФНС. Потенциал досудебной стадии рассмотрения административных жалоб может быть многократно увеличен в результате разработки и принятия административной процедуры, в которой будут отражены принципы состязательности, гласности, незамедлительности, элементов примирения. Выявлены различия в процессуальных последствиях обязательного и альтернативного обжалования: несоблюдение обязательного порядка ограничивает право обращения в арбитражный суд через институт возврата заявления, оставления его без рассмотрения; применение альтернативного порядка приводит к невозможности восстановления срока судебного обжалования и отказу в удовлетворении заявления.

Образец цитирования:

Катукова С.Ю., Милашевская А.О., (2022), ОСОБЕННОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ДОСУДЕБНОГО ПОРЯДКА ПО ДЕЛАМ ОБ ОПРОВЕРЖЕНИИ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА КОРТ. Экономические проблемы и юридическая практика, 3 => 224-230.

Референс-лист:

Андреева Т.К. О сроках обжалования решений органов и лиц, осуществляющих государственные функции // Арбитражная практика. 2004. № 12. С. 58-60.
Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н. и другие. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный). Подготовлено для системы КонсультантПлюс, 2020.
Белов В.А. Проблемы несовершенства юридической техники арбитражного законодательства // Арбитражная практика. 2004. № 9. С. 49-54.
Вишневский А.В. Доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в арбитражном процессе // Сибирский юридический вестник. 2017. № 3(78). стр. 84-89.
Грибков Д.А. Срок исковой давности и сроки обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства. Аннотация дисс. … кандидат юридических наук. М., 2009. 26 с.
Давыдов К.В. Законодательство об административных процедурах и административном судопроизводстве в России: некоторые проблемы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. № 3. С. 62-72.
Зеленцов А.Б. Институт обращения к органу-автору акта: необходимость оживления (возвращение к проблеме) // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 30-38.
Зорина Е.А. Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации. Аннотация дисс. … кандидат юридических наук. М., 2015. 25 с.
Леонов Д.В. Административно-правовой институт досудебного обжалования. Аннотация дисс…. Кандидат юридических наук. М., 2020. -29 с.
Малявина Н.Б. Претензионный порядок разрешения споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 6. С. 21-25.
Фильченко Д.Г., Евтухович Е. А. Комментарий к Обзору практики применения арбитражными судами норм процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке разрешения спора (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июля 2020 г.) // Арбитражный суд. 2020. 2021. № 1. С. 142-158.
Чумакова О.В. Административно-правовые споры в сфере регистрации юридических лиц. Аннотация дисс. … Кандидат юридических наук. М., 2008. 18 с.
Яковлев В.Ф. V Всероссийский съезд судей 27-28 ноября 2000 г. Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. № 1. с. 14.

Ключевые слова:

налоговые органы, регистрация юридических лиц, государственный реестр, досудебный порядок обжалования, публично-правовой спор, процессуальный срок, судебная защита.



11. Финансовое право; Налоговое законодательство; Бюджетное право; Информационное право; Административный закон; Административный процесс Страницы: 194-196 Выпуск №10472

Контроль за трансфертным ценообразованием и налоговым мониторингом как новые виды налоговых проверок

Голосная Ольга Геннадьевна

налоговый контроль
трансфертное ценообразование
налоговые органы
налоговый мониторинг
налоговое право

Подробнее

9. Финансовое право; Налоговое законодательство; Бюджетное право Страницы: 171-175 Выпуск №14823

ПЕРВАЯ ЭТАП НАЛОГОВОГО ПРОЦЕССА — УСТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Березин Максим Юрьевич

законотворческий процесс
налоговый процесс
сцена
налоговые органы
законодательная инициатива

Показать больше

8. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО 12.00.04 Страницы: 187-192 Выпуск №16787

Актуальные вопросы судебной защиты интересов инвесторов, осуществляющих деятельность на финансовых рынках

Михина Елена Геннадьевна

внебиржевой рынок Форекс
вложения
судебная защита
мошенничество
возмещение убытков

Подробнее

5. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) (5.1.2.) Страницы: 248-252 Выпуск №21729

Место и роль структурных подразделений ФНС России в обеспечении процедур банкротства

Мороз Виктор В.

налоговые органы
Федеральная налоговая служба России
банкротство
налоговый долг

Показать больше

4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 159-161 Выпуск №11986

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СДЕЛОК В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Фоков Анатолий П.

Гражданский кодекс Республики Таджикистан
сделка
недействительная транзакция
защита гражданских прав и интересов
судебная защита

Показать подробнее

17. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Страницы: 222-226 Выпуск №4395

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННОЙ С ТРАНСФЕРТНЫМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ ПО СДЕЛКАМ, СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯМ 2012

Кирина Людмила С.

Волкова Ирина М.

законодательство
трансфертное ценообразование
нематериальные активы
судебная практика
налоговые органы

Подробнее

15. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Страницы: 281-286 Выпуск №6841

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СОСКРЫТИЯ НЕДОЛЖЕННОСТИ НАЛОГОВ И (ИЛИ) СБОРОВ (СТ. 1992 УК РФ)

3

3 Равиль Г.

налоговые органы
сокрытие средств от уплаты задолженности
налоговые преступления
дизайн композиции
смешанное бездействие

Подробнее

2. Конституционное право; Конституционный судебный процесс; Муниципальное право Страницы: 56-58 Выпуск №11188

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ширшов Кирилл Александрович

местное самоуправление
судебная защита
оценка эффективности

Показать больше

5.2.4. ФИНАНСЫ Страницы: 94-98 Выпуск №21250

Практика осуществления контрольной деятельности налоговых органов

Мороз Виктор Васильевич

Зарубин Матвей Ю.

налоговые органы
камеральная налоговая проверка
выездная налоговая проверка
Федеральная налоговая служба
налоговый контроль

Показать больше

1. Конституционное право; Конституционный судебный процесс; Муниципальное право Страницы: 19-24 Выпуск №4982

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОТ УГРОЗ, ВОЗНИКАЮЩИХ В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

Тарасевич Иван Анатольевич

судебная защита
религиозное преступление
религиозная безопасность
религиозный экстремизм
прозелитизм

Подробнее

Новое российское законодательство об изменении личного закона юридического лица

Редомициляция, будучи относительно неразработанной в мировом масштабе, в то же время представляет собой актуальную тему, получившую развитие в практике и доктрине международного частного права.

В условиях современного мирового бизнеса этот институт часто внедряется в бизнес-схемы, целью которых является поиск благоприятного для юридического лица правового поля.

Под редомициляцией следует понимать изменение личного закона юридического лица и, как следствие, применимого права.

Личное право юридического лица является одной из основных категорий права, обеспечивающей возможность определения статуса юридического лица, в том числе в трансграничных случаях.

Определение личного права сводится к трем коллизионным принципам, определенным доктриной и практикой международного частного права:

  • Место регистрации;
  • Место жительства;
  • Место деятельности.

Доктрина регистрации устанавливает верховенство права, применяемого государством, в котором и в соответствии с законодательством которого было учреждено юридическое лицо (Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Чехия, Россия, Канада, США, Кипр, Багамы и др.).

Доктрина резидентства означает, что будет выбрано законодательство той страны, где находится исполнительный орган(-ы) (Франция, Греция, Австрия, Турция, Эстония, Польша, Египет, Грузия и др. ).

Согласно доктрине места ведения бизнеса, будет применяться право страны, в которой существует реальная и основная коммерческая деятельность (часто работает как дополнительный коллизионный принцип по отношению к принципу резидентства, например, соответствующие положения учитываются в египетском и эстонское законодательство).

В силу рассмотренных коллизионных принципов появляется возможность правильного определения применимого права к юридическому лицу и, как следствие, возможность понять, возможно ли применение положений о редомициляции в соответствии с личным законом. То есть правильно определить действующее личное право означает найти правильный ответ на вопрос: «возможно ли с юридической точки зрения проведение редомициляционных процедур в отношении конкретного юридического лица», ведь редомициляция допустима только при наличии законодательно установленной возможности ее реализация в соответствии с «исходной» и «принимающей» странами.

Как отмечалось выше, процедуры редомициляции глобально не развиты, но Законодатели склонны предусматривать возможность редомициляции в законодательстве или ее запрет (есть страны, не имеющие такой процедуры и специального запрета в своих правопорядках, но практика представляет случаи толкования отсутствия положений органами государственной власти/регистрационными органами как запрет и отказ заявителям).

Чаще всего институт редомициляции устанавливается в соответствии с законодательством классических оффшоров или юрисдикций с льготным налоговым режимом. В таких странах процессы редомициляции часто устанавливаются в общих законах о компаниях и их деятельности, так называемых «Законах о компаниях».

«Механизмы перевода» для компаний, перемещающихся между офшорами, стали более популярными в условиях ужесточения санкционных процедур, а также совершенствования налогового законодательства и усиления принципа прозрачности во всем мире.

Что касается законодательства Российской Федерации, то до недавних изменений личный закон юридического лица не регулировался законом, институт редомициляции как таковой не предусматривался.

На сегодняшний день внесены изменения в Гражданский кодекс и ряд иных нормативных правовых актов, касающихся изменения личного закона юридического лица (Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О валютном регулировании», Федеральный закон «Об особых административных районах в Калининградской области и Приморском крае», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др. ).

Так, статьей 1202 «Личный закон юридического лица» ГК РФ установлено, что личным законом юридического лица является право страны, в которой учреждено (учреждено) юридическое лицо, если иное не установлено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом «О международных компаниях».

Как видим, изменения связаны с появлением и вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 «О международных компаниях». Настоящий Закон определяет правовое положение субъекта хозяйствования со статусом международной компании, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с редомициляционными новеллами и изменениями, в том числе права и обязанности участников такого юридического лица, особенности его деятельность, реорганизация и ликвидация.

В соответствии с новым Федеральным законом иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в порядке, установленном таким личным законом, может стать международной компанией.

Статус международной компании может быть предоставлен иностранному юридическому лицу при соблюдении определенных условий, установленных Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях» в статье 2.

Особое условие для получения статус международной компании (что не характерно для классического института редомициляции) является условием инвестирования. Статьей 2 Федерального закона установлено условие принятия обязательств по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, а Закон в отсылочной форме уточняет, что именно понимается под «осуществлением инвестиций на территории Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, инвестированные в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Законодатель также установил минимальную сумму инвестиций, необходимую для получения статуса международной компании, — 50 000 000 рублей. Обязанность иностранного юридического лица осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации распространяется на подконтрольные ему юридические лица при условии подачи такими лицами заявления о государственной регистрации в Российской Федерации. Кроме того, Закон наделяет международную компанию правом поручить выполнение следующей обязанности по инвестированию в любое лицо из группы, к которой принадлежит иностранное юридическое лицо.

Международная компания может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любой деятельности, не запрещенной федеральными законами.

Закон прямо определяет отсутствие правопреемственных отношений в связи с государственной регистрацией между иностранным юридическим лицом и международной компанией.

В контексте закона это не означает «исчезновение» прав и обязанностей, наоборот, с момента государственной регистрации международной компании она имеет все такие права и обязанности, в том числе:

  • Вещные (имущественные) права и иные права на недвижимое и движимое имущество (собственно), в том числе находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
  • Права партнерства и участия в других организациях, в том числе связанные с получением дивидендов и других доходов или выплат;
  • Права на ценные бумаги и иные финансовые инструменты, в том числе связанные с получением доходов и иных выплат;
  • Исключительные права;
  • Права, обязанности и ответственность, вытекающие из договоров, в том числе из договоров о создании юридических лиц и корпоративных договоров, заключенных иностранным юридическим лицом до государственной регистрации международной компании, а также вытекающие из односторонних сделок или в результате неосновательного обогащения, причинения вреда или по другим внедоговорным основаниям;
  • Права, вытекающие из ранее выданных лицензий и иных разрешений, разрешительных документов, выданных государственными органами;
  • Право на предъявление иска или иска, возникшее до государственной регистрации международной компании.

Федеральным законом «О международных компаниях» установлен особый порядок государственной регистрации международных компаний, который внедряется в существующий порядок регистрации, установленный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (см. 3 «Особенности государственной регистрации международной компании»).

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что центральным и существенным признаком редомициляции является изменение личного закона юридического лица и применимого права (в том числе законодательством Российской Федерации установлено, что с момента государственной регистрации право международной компании становится российским правом, что означает применение к международной компании, ее внутренним и внешним отношениям законодательства Российской Федерации). Однако «российская редомициляция» имеет свою специфику, поскольку Россия, как принимающая страна, выдвигает требование осуществлять инвестиции на своей территории.