Госпошлина налог: Госпошлина это налог или сбор \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

НК РФ Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА \ КонсультантПлюс





  • Главная
  • Документы
  • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2022)

(введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

  • Статья 333.16. Государственная пошлина
  • Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
  • Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
  • Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
  • Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
  • Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
  • Статья 333. 22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
  • Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации
  • Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий
  • Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий
  • Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
  • Статья 333.27. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
  • Статья 333. 28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
  • Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
  • Статья 333.30. Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы
  • Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
  • Статья 333. 32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
  • Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза
  • Статья 333.32.2. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий и регистрации медицинских изделий, предназначенных для обращения на общем рынке медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза
  • Статья 333. 32.3. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации биомедицинских клеточных продуктов
  • Статья 333.32.4. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при предоставлении, переоформлении и подтверждении разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro
  • Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
  • Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации
  • Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
  • Статья 333. 36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
  • Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
  • Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
  • Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
  • Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
  • Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
  • Статья 333.42. Утратила силу

НК РФ ч.2, Статья 333.15. Налоговая декларация
НК РФ ч.2, Статья 333.16. Государственная пошлина





Егорова Т.В. «К вопросу о понятии государственной пошлины»

В правовом регулировании вопросов государственной пошлины, в том числе, взимаемой по делам, рассматриваемым судами, в последнее время произошли довольно существенные изменения. С теоретической и практической стороны весьма интересен анализ нормативно-правовых норм, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, так как их оценка во многом связана с развитием процессуального права, как следствие этого, с эффективностью осуществления правосудия, с результатами работы всей системы государственной власти, как ее части, судебной ветви.

Тем более что ныне сложилась ситуация, когда теоретическому осмыслению вопросов о природе судебных пошлин и анализу связанных с этим практических последствий в процессуальной литературе не придается должного значения. Вопросы госпошлины незаслуженно находятся на периферии процессуальной науки, современные комплексные исследования этих вопросов практически отсутствуют. Это приводит к непониманию большинством авторов, касающихся вопросов госпошлины, как самой природы этого платежа в контексте основных начал законодательства о налогах и сборах, так и соотношения применимых к госпошлине норм отраслевого законодательства.

Так, в ряде комментариев и даже в учебниках госпошлину либо упорно называют федеральным налогом [1], либо вопрос о природе этого платежа в рассматриваемом аспекте вообще обходится [2]. Авторы указанных и ряда других комментариев ограничиваются воспроизведением известной формулы, приведенной в ныне утратившем силу Законе «О государственной пошлине», не указывая на место госпошлины в системе налогов и сборов, признавая наличие противоречий между налоговым и процессуальным законодательством, предлагается разрешать их в пользу последнего без учета предмета и сфер регулирования соответствующих отношений отраслевым законодательством и определяемых этими предметом и сферами приоритетов и соотношения между законами, относящимися к разным отраслям.
В действующем законодательстве о налогах, сборах и пошлине, а также юридической и экономической литературе даются определения понятий налога, сбора и пошлины, носящие дискуссионный характер, правильное разрешение которых имеет важное научное и практическое значение.

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанный в Налоговом кодексе, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий [3].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины — это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Несмотря на очевидное усовершенствование законодательного определения понятия государственной пошлины, приходится отметить и его недостаток. Речь идет о следующем.

Представляется целесообразным отметить, что оба варианта определения государственной пошлины не свободны от критического рассмотрения, поскольку в первом варианте содержится признак, характеризующий не только госпошлину, но и определение налога и сбора, а именно, данное официальное определение госпошлины наделено таким признаком, как «обязательный платеж», который содержится в официальных определениях налога и сбора, что нельзя признать корректным и усложняет решение задачи отличить государственную пошлину от налога и сбора. Как справедливо отмечается в юридической литературе, обязанность уплатить ее возникает лишь в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера (совершением действий) со стороны указанных в законодательстве органов.

Обязательным платежом оно является именно в этом смысле, ибо если лицо не обращается за такими услугами, то и обязанности платить ее не возникает [4].

Некорректным является и новое определение госпошлины, приведенное в статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, государственная пошлина понимается законодателем как сбор за совершение юридически значимых действий.

Из практических соображений отсутствует потребность иметь в законодательстве два понятия (сбор и госпошлина) с одинаковой функциональной значимостью — платеж за совершение юридически значимых действий. Кроме того, такое понимание госпошлины является очень широким, поскольку под него подпадает множество действий, и поэтому его нельзя считать корректным.

Далее, исходя из указанного определения в его взаимосвязи с последующими положениями главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты обложения, разные ставки и сроки уплаты и объединенных только тем, что все они взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

С одной стороны, следуя буквальному значению слов и выражений, содержащихся в главе 25 Кодекса, можно сделать вывод о том, что госпошлина — единый сбор, уплата которого имеет, однако, свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо. С другой — наименование множества, по существу, разных сборов госпошлиной, то есть одним и тем же сбором, как представляется, не отражает их реального содержания и назначения и преследует скорее цель создать видимость отсутствия множественности соответствующих податей, в том числе взимаемых по судебным делам [5].

Дореволюционное законодательство России не ставило перед собой такой задачи, справедливо исходя из того, что по судебным делам уплачивается не одна, а целый ряд пошлин, включающий: 1) гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; 2) судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица, с отзыва на заочное решение и апелляционных жалоб; 3) канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий и отдельно за приложение печати; 4) сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий [6].

Государственная пошлина взимается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Однако этим положением не охватываются случаи взимания государственной пошлины, предусмотренные в по подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, — при привлечении лиц в качестве ответчиков к участию в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Получается, что ответчик выступает плательщиком того, что не подпадает под определение госпошлины, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, — ведь он не обращался к суду за совершением в отношении себя каких-либо юридически значимых действий, не подавал заявлений, которые указаны в законе, в качестве облагаемых госпошлиной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения, к которым, в частности, относятся объект обложения и ставка сбора. Применительно к госпошлине по судебным делам соответствующие элементы обложения уясняются из положений статьи 333.19, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, какие именно подаваемые в суд заявления и жалобы облагаются госпошлиной, а также определены ее ставки.

Таким образом, законодатель называет ответчика плательщиком госпошлины в отсутствие у него объекта обложения [7].

В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, у него отсутствует сама обязанность, которая ни на кого перейти не может, по этой причине невозможно считать, что нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязывается к уплате госпошлины за истца, освобожденного от ее уплаты.

С другой стороны впервые Кодекс дал развернутое определение плательщиков государственной пошлины и отнес к ним ответчиков, если решение принято не в их пользу и истец освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.

Список использованных источников

1. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003, с. 244; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2003; Арбитражный процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003, с. 230.

2. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. М., 2003, с. 186; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.А. Викут. М., 2003, с. 189-190.

3. Хозяйство и право. 2005. №8. С. 76.

4. Химичева Н.И. Налоговое право. Учебник. М., 1997. С. 185.

5. Хозяйство и право. 2005. №8. С.77.

6. Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев,1912, C. 176.

7. Хозяйство и право. 2005. №5. С. 78.

Т. В. Егорова,
г. Тамбов

Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. — 128 с.

Определение гербового сбора

Что такое гербовый сбор?

Гербовый сбор — это налог, который правительство взимает с юридических документов, обычно связанных с передачей недвижимости или других активов. Правительства могут взимать гербовые сборы, также известные как гербовые сборы, с документов, которые необходимы для юридической регистрации этих типов транзакций, а также с документов, свидетельствующих о браках, военных комиссиях, авторских правах, патентах и ​​т. д.

Исторически сложилось так, что правительства использовали гербовый сбор как способ сбора денег для финансирования своей деятельности. Считается, что гербовый сбор возник в Испании в начале 17 века. Их называли «гербовыми сборами», потому что на документ ставилась физическая печать в качестве доказательства того, что он был официально зарегистрирован и налоговое обязательство было уплачено.

Key Takeaways

  • Гербовый сбор, также известный как гербовый сбор или гербовый сбор за документы, представляет собой налог, взимаемый государством с документов, необходимых для юридической регистрации определенных видов транзакций.
  • Правительства ввели гербовый сбор на различные документы, в том числе связанные с продажей или передачей недвижимости, патентов, ценных бумаг и авторских прав.
  • Правительства используют эти налоги в качестве источника дохода для финансирования государственных программ и мероприятий. В некоторых случаях их называют акцизными марками.

Понимание гербового сбора

Гербовый сбор также известен как документарный гербовый сбор. Правительства во всем мире взимают эти налоги с различных официально зарегистрированных документов.

До того, как подоходный налог и налоги на потребление предоставили правительствам значительную налоговую базу, они увеличивали доходы в основном за счет налогов на имущество, импортных пошлин и гербовых сборов с финансовых операций.

По мере роста доходов и потребления, возможно, имело смысл отказаться от гербовых сборов. Так почему же они до сих пор есть во многих местах? Проще говоря, они обеспечивают стабильный поток доходов для правительств.

Однако сегодня гербовые сборы применяются не только к широкой категории «финансовых операций». Тем не менее, они остаются на свойствах. Они часто взимаются при передаче или продаже недвижимости, и, кроме того, многие штаты взимают налоги с ипотечных кредитов и других инструментов обеспечения кредитов под залог недвижимости.

В то время как Соединенные Штаты когда-то взимали гербовый сбор с различных транзакционных документов, сегодня федеральный гербовый сбор не взимается, за исключением очень ограниченного числа случаев. Одним из них является налог на передачу определенного вида огнестрельного оружия и принадлежностей, на который распространяется действие Национального закона об огнестрельном оружии.

Служба рыболовства и дикой природы США также требует, чтобы охотники на водоплавающих птиц в возрасте 16 лет и старше покупали федеральные утиные марки, которые служат как охотничьей лицензией, так и бесплатным пропуском в любой национальный заповедник дикой природы, который в противном случае взимает плату за вход. Агентство сообщает, что «почти все доходы используются для сохранения среды обитания птиц и других диких животных, орнитологов, фотографов-натуралистов и других любителей активного отдыха». Некоторые штаты также выпускают свои собственные версии марок с утками для аналогичных целей сохранения.

В противном случае только государственные и местные органы власти в настоящее время взимают гербовый сбор в Соединенных Штатах. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, в дополнение к различным юридическим документам «48 штатов, а также округ Колумбия, Гуам и Пуэрто-Рико в настоящее время требуют наличия акцизной марки на табачных изделиях».

История гербовых сборов в США

К 17 веку правительства ввели гербовые сборы по всей Европе. В течение следующего столетия они стали обычной формой налогообложения в Нидерландах, Франции, Дании, Пруссии и Англии.

В 1765 году британский парламент принял гербовый сбор для американских колонистов, обязывающий их платить налог со всех печатных изданий, таких как лицензии, газеты, корабельные документы и даже игральные карты. Британское правительство заявило, что средства, собранные от гербовых сборов, были необходимы для оплаты размещения войск в определенных местах Америки и для оплаты огромного военного долга, который возник во время Семилетней войны.

Американские колонисты были возмущены введением налогов, которые, по их мнению, были преднамеренной попыткой Великобритании контролировать торговлю и ограничить колониальную независимость. Гербовый сбор был введен без ведома и участия колоний, что стало ярким примером налогообложения без представительства. Закон о гербовых марках привел к первым сосредоточенным усилиям колонистов по сопротивлению британской власти и стал важным событием, приведшим к Американской революции.

В самой Британии гербовый сбор существовал гораздо дольше. Сегодня Великобритания взимает гербовый сбор за землю (SDLT) при покупке дома, хотя дома ниже определенной стоимости не облагаются им. Например, текущий порог для жилой недвижимости составляет 125 000 фунтов стерлингов. Тем не менее, покупатели жилья впервые получают передышку; их порог составляет 500 000 фунтов стерлингов.

Что такое налог на передачу собственности?

Налог на передачу собственности — это тип гербового сбора, который некоторые штаты и местные органы власти взимают, когда документ или право собственности на дом или другое имущество переходит из рук в руки. Он часто включается в длинный список затрат на закрытие.

Вычитаются ли гербовые сборы из налогооблагаемой базы?

Не напрямую, хотя закон предусматривает налоговые льготы для некоторых из них. Как объясняет Налоговая служба, в случае покупки дома: «Вы не можете вычесть налоги на передачу и аналогичные налоги и сборы при продаже личного дома. Если вы являетесь покупателем и платите их, включите их в стоимость. основе собственности. Если вы продавец и платите им, они являются расходами на продажу и уменьшают сумму, реализованную при продаже».

Можно ли коллекционировать акцизные марки?

Да, некоторые коллекционеры почтовых марок также собирают акцизные марки, которые в хобби часто называют «марками доходов».

Итог

Гербовый сбор, также известный как гербовый сбор, представляет собой налог, взимаемый с определенных транзакций, как правило, государственными или местными органами власти. Во многих случаях гербовый сбор представляет собой сбор за регистрацию передачи недвижимости или других активов от продавца к покупателю, но он также может взиматься с других типов документов и даже с некоторых товаров, таких как сигареты. Гербовый сбор был основным фактором, приведшим к американской революции.

Гербовый налог на землю: обзор

Перейти к содержанию руководства

Вы должны уплатить гербовый сбор на землю ( SDLT ), если вы покупаете недвижимость или землю по определенной цене в Англии и Северной Ирландии.

Налог отличается, если недвижимость или земля находятся в:

  • Шотландия — уплачиваете налог на сделку с землей и зданиями
  • Уэльс — уплата налога на сделку с землей, если продажа была завершена 1 апреля 2018 г. или после этой даты

Вы платите налог, когда:

  • купить недвижимость в собственность
  • купить новую или существующую аренду
  • купить недвижимость по схеме долевой собственности
  • передаются земля или имущество в обмен на оплату, например вы берете ипотечный кредит или покупаете долю в доме

Пороги

Порог — это место, где SDLT начинает применяться. Если вы покупаете недвижимость по цене ниже пороговой, вам не нужно платить SDLT .

Текущий Пороги SDLT :

  • 250 000 фунтов стерлингов для жилой недвижимости

  • 425 000 фунтов стерлингов для тех, кто впервые покупает жилую недвижимость стоимостью 625 000 фунтов стерлингов или меньше

  • 150 000 фунтов стерлингов за нежилую землю и недвижимость

Сколько вы платите

Сколько вы платите зависит от:

  • будет ли земля или имущество использоваться в качестве жилой недвижимости или в качестве нежилой или смешанной собственности

  • независимо от того, имеете ли вы право на льготу или освобождение

Например, если вы покупаете жилую недвижимость, существуют разные тарифы SDLT , если:

  • вы покупаете впервые
  • у вас уже есть недвижимость и вы покупаете дополнительную недвижимость
  • вы не являетесь резидентом Великобритании

Вы можете использовать калькулятор гербового сбора земельного налога HM Revenue and Customs ( HMRC ), чтобы рассчитать размер налога, который вы будете платить.

Сумма, которую вы платите

SDLT («вознаграждение»)

Общая сумма, которую вы платите SDLT (иногда называемая «возмещением»), обычно представляет собой цену, которую вы платите за недвижимость или землю.

Иногда может включать другой вид оплаты, например:

  • товары
  • работы или услуги
  • освобождение от долга
  • передача долга, включая стоимость любой непогашенной ипотеки

Узнайте, как оформить компенсацию в сложной ситуации.

Как и когда платить

Отправьте декларацию SDLT по номеру HMRC и уплатите налог в течение 14 дней после заполнения.

Если у вас есть адвокат, агент или перевозчик, они обычно заполняют вашу декларацию и платят налог от вашего имени в день завершения. Затем они добавят налог к ​​своим гонорарам.