Содержание
Государственное пенсионное обеспечение в России
До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система: деньги поступали в пенсионный фонд за счет налогов, которые платились за всех работающих граждан в стране, и сразу же распределялись на всех пенсионеров.
Основной проблемой распределительной пенсионной системы является демографическая ситуация — снижение числа работающих граждан и, как следствие, дефицит бюджета Пенсионного Фонда России.
С 2002 года в России идут пенсионные реформы, введено обязательное пенсионное страхование (ОПС). В пользу каждого гражданина ведется персонифицированный учет в Пенсионном Фонде России (ПФР). В качестве подтверждения регистрации гражданина в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации каждый гражданин получает свидетельство государственного пенсионного страхования, в котором указан его уникальный Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в ПФР.
Пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают работодатели в ПФР за своих работников в течение их трудовой жизни. Сегодня размер страховых взносов в ПФР составляет 22% от уровня официальной заработной платы, 16% из которых учитываются на индивидуальном пенсионном счете работника и формируют будущий пенсионный капитал в зависимости от выбранного человеком варианта пенсионного обеспечения.
С 1 января 2015 года в России введено два вида пенсий в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) — страховая пенсия и накопительная пенсия.
Страховая пенсия существует в рамках распределительной пенсионной системы: на счете застрахованного лица формируются пенсионные баллы, а поступившие средства направляются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Предполагается, что будущие поколения своими страховыми взносами смогут аналогично обеспечить финансирование предстоящих пенсий. Обслуживает соответствующий пенсионный счет исключительно Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). При этом страховая пенсия подлежит ежегодной индексации не ниже уровня инфляции.
Накопительная пенсия предназначена для индивидуального накопления лиц моложе 1967 года рождения. Эти накопления, в отличие от страховой пенсии, могут быть направлены исключительно на пенсионные выплаты конкретному застрахованному лицу – владельцу пенсионного счета или его правопреемникам. Существует только 2 способа управления накопительной пенсией:
- через ПФР (используется по умолчанию при начале трудовой деятельности, к этому способу всегда можно вернуться).
- через негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Чтобы стать клиентом НПФ, следует заключить с ним договор и написать соответствующее заявление в ПФР.
31 декабря 2015 года завершился период, отведенный для выбора варианта пенсионного обеспечения работающими гражданами 1967 года рождения и моложе, когда гражданин моложе 1967 года рождения мог сохранить страховые отчисления работодателя для формирования двух пенсий – 6% взносов на накопительную пенсию и 10% на страховую пенсию ИЛИ направить все индивидуальные страховые взносы (16%) на формирование одной — страховой пенсии.
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
На данный момент право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняется лишь у граждан, не достигших 23 лет, впервые вступающих в трудовые отношения, то есть у тех застрахованных лиц, за которых страховые взносы работодателя в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) ранее не уплачивались. Пока выбор не сделан, все страховые взносы за таких граждан будут направляться на формирование только страховой пенсии.
Независимо от выбора в пользу сохранения накопительной части и выбранного НПФ, по решению Правительства РФ, начиная с 2014г. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.
У всех граждан, имеющих накопительную часть пенсии, есть право доверить ее управление:
- Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР), выбрав:
- Рыночную управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений,
- Государственную управляющей компании (ГУК) — Внешэкономбанк;
- Негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Менять страховщика (ПФР или НПФ) или управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Однако, если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком.
Будущая государственная пенсия рассчитывается как сумма страховой и накопительной пенсий. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В России граждане могут обратиться за назначением государственной пенсии по старости при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Страховая пенсия рассчитывается в т.н. пенсионных баллах и имеет сложную формулу, которая зависит от стажа работы гражданина, от момента его выхода на пенсию, наконец, от стоимости самого пенсионного балла, которую устанавливает Правительство ежегодно. Накопительная пенсия зависит от размера накоплений, сформированных на момент выхода человека на пенсию, и вида пенсии, которую выбирает граждан при выходе на пенсии (пожизненная или срочная от 10 лет).
Пенсионные реформы в стране продолжаются, обсуждаются новые шаги повышения эффективности пенсионной системы и одновременно принимаются меры, стимулирующие добровольные пенсионные программы, реализуемые как гражданами самостоятельно, так и с помощью работодателей.
Законодательство — НПФ Достойное БУДУЩЕЕ
В данном разделе вы можете ознакомиться с основополагающими законодательными актами российской Пенсионной системы.
Федеральные законы РФ
Федеральный закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.
О негосударственных пенсионных фондах
Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.
Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации
Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.
О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г.
Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации
Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 г
О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
Федеральный закон № 360-ФЗ от 30.11.2011 г.
О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений
Федеральный закон № 351-ФЗ от 04.12.2013 г.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного обеспечения
Федеральный закон № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.
О гарантировании прав застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестирование средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений
Федеральный закон № 424-ФЗ от 28. 12.2013 г.
О накопительной пенсии
Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
О страховых пенсиях
Федеральный закон № 410-ФЗ от 28.12.2013 г.
О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Федеральный закон № 410-ФЗ от 01.12.2014 г.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам формирования пенсионных накоплений
Налоговый кодекс РФ
Статья 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации
Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами
Постановления правительства РФ
Постановление Правительства РФ № 1048 от 21.12.2009 г. (с изменениями и дополнениями от 30 мая 2012 г. )
Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам
Постановление правительства РФ № 710 от 30.07.2014 г.
Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтённых на пенсионных счетах накопительной пенсии
Для удобства и безопасности пользователей сайт АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» использует файлы «cookie»
Подтвердите ознакомление с рекомендациями по защите информации и политикой обработки персональных данных
Почему российская пенсионная система в кризисе | Характеристики
В конце 1995 г. в России на каждого пенсионера приходилось всего 1,8 экономически активного человека. Прогнозируется, что после 2000 г. произойдет значительный рост неблагоприятной демографической ситуации, и к 2020 г. на одного пенсионера может приходиться всего один работающий. , которая в прошлом равнялась 60-80% средней заработной платы, сегодня составляет лишь 20-30%.
Пенсионеры составляют более 25% всего населения России и большинство из них находятся на грани выживания из-за небольшого размера пенсий, которые в настоящее время составляют менее 80% прожиточного минимума. Кроме того, продолжающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации привел к значительным задержкам выплаты пенсионных пособий. Действующая пенсионная система не предусматривает определенной зависимости между взносами работников и размером их пенсий.
Снижение уровня заработной платы в России и увеличение числа льготных категорий пенсионеров негативно сказывается на пенсионном обеспечении многих. Таким образом, ситуацию с пенсионным обеспечением в России вполне можно охарактеризовать как кризисную.
В августе 1995 года Правительство одобрило концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Заявленной целью является создание трехуровневой системы, которая включает в себя: базовую, социальную страховую и негосударственную пенсии. По оценкам российских и зарубежных специалистов, эта концепция отражает современное представление о способах и методах расчета пенсий, роли финансирования и управленческого контроля. Но до сих пор отсутствует полностью проработанная концепция новой модели пенсионного обеспечения и механизм ее реализации.
Тем не менее, первый этап реформ налицо. В свете реформы пенсионного обеспечения правительством был принят ряд документов, в том числе: «Об индивидуальном (персональном) учете в системе государственного пенсионного страхования», «О внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», «О государственных пенсиях в РСФР». Также были подготовлены проекты законов, но они не лишены спорных аспектов. В настоящее время Министерство труда и социального развития Российской Федерации подготовило новую программу по системе социального обеспечения.
В нашей стране возможность создания частных пенсионных фондов или негосударственных пенсионных фондов (НПФ) появилась в сентябре 1992 года, после подписания указа президента «О негосударственных пенсионных фондах». На сегодняшний день это постановление является единственным законодательным актом, регулирующим деятельность НПФ. Согласно постановлению, НПФ должен быть некоммерческой организацией, единственной целью которой является пенсионное обеспечение своих членов. Пенсионные активы необходимо инвестировать, но только через компании по управлению активами. Этот указ должен был ввести налоговые льготы для НПФ, чтобы стимулировать их развитие. Однако необходимо отметить, что до принятия Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» вопрос о налоговых льготах ставиться не будет.
Принятое в августе 1995 г. постановление правительства «Об установлении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами НПФ» позволило признать деятельность НПФ легитимной, однако проблемы законодательства сохраняются. Контроль за деятельностью НПФ и создание нормативно-правовой базы осуществляет государственный орган Инспекция негосударственных пенсионных фондов, созданный в 1994 году. В период с 19 сентябряС 95 по январь 1997 года инспекция выдала лицензии более чем 300 НПФ и 185 компаниям по управлению активами НПФ.
По состоянию на 1 августа 1997 года совокупные активы НПФ превысили 6,2 трлн рублей. Количество вкладчиков — юридических лиц превысило 1500 предприятий и организаций. Количество участников — более 2 млн человек. Более 200 000 участников НПФ уже начали получать пенсионные выплаты.
Из-за несовершенства законодательной базы рядом НПФ, имеющих прочное финансовое положение, в 1994. Основной задачей данного объединения является консолидация средств для совместной деятельности по:
l Создание профессионального рынка негосударственного пенсионного обеспечения;
l Координация деятельности НПФ по развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения и реализации реформы пенсионного обеспечения;
l Формирование положительного общественного мнения о негосударственном пенсионном обеспечении и деятельности НПФ;
l Участие в разработке закона «О негосударственных пенсионных фондах»;
l Рационализация деятельности НПФ и др.
Члены лиги принимают активное участие в разработке законодательной и нормативно-правовой базы негосударственного пенсионного обеспечения, участвуют в семинарах правительства, Государственной Думы, Инспекции НПФ. В целях популяризации деятельности НПФ в 1995 году лига инициировала выпуск специализированного журнала «Пенсионные фонды. Также в крупнейших регионах России были созданы региональные ассоциации НПФ, в 1997 по инициативе региональных Ассоциаций НПФ и Лиги.
Развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения происходит в условиях дефицита как налогового стимулирования, так и государственной поддержки.
Нынешняя фискальная система ставит частные пенсионные фонды в невыгодное положение по сравнению с другими финансовыми учреждениями, например, страховыми компаниями. Это делает негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение предприятий экономически невыгодным.
В настоящее время налоговые льготы на федеральном уровне отсутствуют, хотя некоторые регионы, такие как Калининградская, Волгоградская и Тула, ввели налоговые льготы для членства в НПФ в виде освобождения от регионального налогообложения как участников, так и работодателей.
Но главным препятствием для развития пенсионного рынка является правовой вакуум, в котором работают фонды. История законодательства в отношении НПФ и дополнительного пенсионного обеспечения отражает политические, социальные и экономические процессы, происходящие в России. Указом президента на подготовку проекта НПФ установлен трехмесячный срок. За последние четыре года появилось несколько проектов. Однако ни один из них не был принят Госдумой даже в первом чтении. Отчасти это было связано с противоречиями между участниками этого рынка и политическими спорами между депутатами парламента.
Согласительная комиссия, созданная депутатами V Государственной Думы, предложила свой проект, но прекращение ее деятельности остановило дальнейший процесс. Депутаты нового состава VI Государственной Думы сформировали рабочее совещание, в котором также приняли участие специалисты по негосударственным пенсионным фондам и члены Профессиональной лиги негосударственных пенсионных фондов. Наконец, 18 июня этого года Государственная Дума приняла закон «О негосударственных пенсионных фондах». По регламенту Государственной Думы закон затем направляется в Федеральное Собрание, а после принятия Верхней Палатой (Федеральным Собранием) он должен быть направлен Президенту. Пока же Федеральное Собрание предложило сформировать Согласительную комиссию в составе представителей как Государственной Думы, так и Федерального Собрания.
Для развития негосударственного пенсионного обеспечения необходимо: принятие закона, регулирующего деятельность НПФ; модификация фискальной системы, направленная на развитие НПФ, и развитие концепции государственного и негосударственного пенсионного обеспечения.
Сергей Луконин является председателем Профессиональной лиги негосударственных пенсионных фондов, базирующейся в Москве
Штаты смотрят на вывод пенсионных инвестиций из России в ответ на вторжение страны в Украину.
Калифорния, Коннектикут, Колорадо и Иллинойс входят в число штатов, в которых официальные лица хотят сделать это.
Хотя усилия по изъятию инвестиций задуманы как демонстрация солидарности с Украиной и отпор нападению России, сумма денег, которая может быть затронута, по сравнению с общим размером государственных пенсионных активов страны, относительно невелика. И некоторые из действий будут включать в себя законодательство и другие меры, которые еще не завершены.
Риски, связанные с инвестированием в Россию, которые предшествовали войне, такие как коррупция, а также проблемы с верховенством закона и прозрачностью означают, что многие пенсионные менеджеры с подозрением относились бы к крупным инвестициям в страну в последние годы.
«Для большинства государственных пенсионных фондов в США риск России, вероятно, довольно скромный», — отметил Эш Уильямс, бывший исполнительный директор и главный инвестиционный директор Административного совета штата Флорида, во время интервью на мероприятии Национального института пенсионного обеспечения. состоявшейся во вторник в Вашингтоне, округ Колумбия.
«Я думаю, что по ряду веских причин большинство институциональных инвесторов долгое время не делали акцент на открытии для России», — добавил он.
Калифорния — штат, в котором на сегодняшний день определены одни из самых больших объемов российских пенсионных вложений среди штатов. Но его пенсионные системы государственных служащих также являются крупнейшими в США 9.0003
Лидер большинства в Сенате штата Майк Макгуайр, демократ, заявил в понедельник, что возглавляет усилия по разработке двухпартийного закона, призывающего государственные учреждения, включая пенсионные фонды, выводить свои деньги из России. По оценкам офиса Макгуайра, государство инвестировало в страну более 1 миллиарда долларов, большая часть которых поступила из пенсионных фондов.
«Калифорния обладает уникальной и замечательной экономической мощью в этих обстоятельствах», — говорится в заявлении Макгуайра.
Пенсионная система государственных служащих штата Калифорния и пенсионная система учителей штата Калифорния являются крупнейшей и второй по величине государственной пенсионной системой в стране соответственно. Активы CalPER составляют около 481 миллиарда долларов, а CalSTR — около 320 миллиардов долларов.
Представитель CalPERS Меган Уайт сообщила в электронном письме , что пенсионная система не владеет российскими облигациями или долговыми обязательствами и что ее активы в основном представлены публичными акциями, а остальное — недвижимостью и очень небольшой долей в частном капитале. Российские инвестиции пенсионного фонда составляют примерно от 900 до 1,1 миллиарда долларов.
Уайт не ответил на вопросы о том, планирует ли пенсионный фонд вывести свои деньги из этих инвестиций, или о том, отреагировали ли официальные лица CalPERS на предложение Макгуайра.
Генеральный директор системы Марси Фрост заявила в своем заявлении, что «CalPERS поддерживает народ Украины, который страдает из-за необоснованной и неспровоцированной атаки», и отметила, что российские активы пенсионного фонда составляют менее 1% его
«Мы следим за текущими событиями и примем соответствующие меры для защиты интересов наших членов», — добавил Фрост. от 28 февраля — около 0,053% его портфеля.«Мы следим за развитием событий и тесно сотрудничаем с губернатором, чтобы обеспечить соответствие наших действий позиции штата», — говорится в заявлении CalSTRS9.0003
Казначей штата Коннектикут Шон Вуден заявил во вторник, что государственные пенсионные фонды будут избавляться от принадлежащих России активов. Государственные пенсионные планы оцениваются примерно в 47 миллиардов долларов, сообщил его офис, при этом по состоянию на 24 февраля в России на сумму более 218 миллионов долларов инвестиций в акции и инструменты с фиксированным доходом.
противоречит внешней политике и национальным интересам Соединенных Штатов», — говорится в заявлении Вудена.
Представитель Пенсионной ассоциации государственных служащих штата Колорадо, которая владеет активами в России на сумму около 8 миллионов долларов, сообщил во вторник по электронной почте, что она «пересматривает и готовится к выполнению» федеральных предписаний, направленных на сокращение инвестиций в Россию.
Российские активы PERA составляют лишь около 0,01 % от всего ее портфеля, который составляет около 61 миллиарда долларов. Из 8 миллионов долларов примерно 7,2 миллиона долларов инвестировано в российский государственный Сбербанк, который входит в число российских учреждений, против которых правительство США ввело санкции.
Казначей штата Пенсильвания Стейси Гэррити заявила в понедельник, что штат выведет из России около 2,9 млн долларов государственных инвестиций.
Тамошние законодатели, в том числе лидер республиканского большинства в Палате представителей Керри Беннингхофф, заявили, что работают над проектом закона о выводе средств Пенсильвании, включая пенсионные доллары, из инвестиций, связанных с российским правительством.
Во вторник Крис Санта-Мария, председатель правления Пенсильванской системы пенсионного обеспечения работников государственных школ, сказал, что он и председатель инвестиционного комитета Джейсон Дэвис попросили провести обзор воздействия пенсионного фонда на Россию.
Проверка показала, что менее 300 миллионов долларов, или менее половины 1 % от примерно 72 миллиардных активов фонда, напрямую инвестируются в Россию и Беларусь, которые присоединились к России в войне.
Санта-Мария сообщила, что фонд будет продолжать предоставлять обновленную информацию совету пенсионной системы и внимательно следить за ситуацией, связанной с Россией , и указала, что эта тема будет обсуждаться на предстоящем заседании совета директоров.