Государственный заказ: сущность и правила. Госзаказ что такое


Государственный заказ - это... Что такое Государственный заказ?

Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета

Размещение заказов на приобретение, органами государственной власти и муниципальных образований, товаров, услуг, работ, у коммерческих предприятий

Содержание

1. Функции государственного заказа

2. Виды процедур размещения заказа

3. Государственный заказ в России

- Регулирование

- Критика

4. Государственный заказ в США

5. Региональные государственные заказы

Государственный заказ (сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Государственный заказ - это размещение заказов на приобретение, органами государственной власти и муниципальных образований, товаров, услуг, работ, у коммерческих предприятий. Получить госзаказ может любая организация, юр. лицо или индивидуальный предприниматель, удовлетворяющие требования законодательства в области госзаказа и конкурсным требованиям выставляемым госзаказчиком.

Функции государственного заказа

государственный заказ обеспечивает:

- потребности России, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий России, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;

- потребности субъектов России, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов России, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

- потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов России, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физ. лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Что такое гос закупки? Ответ на этот вопрос, пожалуй, знает каждый из нас. Под госзаказом обычно подразумевают заявку органов государственной власти и муниципальных образований на приобретение каких-либо товаров или оказание услуг. Услуги и товары могут предоставлять государственным органам бизнесмены. Причём не обязательно представители крупных промышленных компаний и объединений. Нередко госзакупки обслуживают и бизнесмены с гораздо более низким уровнем выгоды и товарооборота. Связано это ещё и с проводимой государством политикой по поддержке частного и мелкого предпринимательства, малых форм бизнеса. Однако причина активности представителей мелкого бизнеса не только в этом. Всё дело в том, что государственный заказ не всегда предполагает крупномасштабное строительство или закупку товаров первой необходимости.

Во время кризиса как никогда стало актуальным участие в тендерах, запросах котировок и аукционах, проводимых различными государственными заказчиками. На Госзаказ обратили внимание не только крупные предприятия, но и субъекты малого и среднего предпринимательства. Госзакупки - это всегда стабильные выплаты в указанный срок, а это очень важно во время кризиса, когда у других потенциальных заказчиков либо нет денег, либо платежи осуществляются не регулярно.

Виды процедур размещения заказа

В соответствии с российским законодательством государственный заказ может быть размещён следующими способами:

Открытый аукцион

Открытый конкурс

Открытый тендер в электронной форме

Запрос котировок

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

Биржевые торги

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Закрытый аукцион

Закрытый конкурс

Государственный заказ в России

государственный заказ в России регулируется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который постоянно корректируется (на сегодня действует 20 федеральных законов, вносящих поправки в 94-ФЗ).

Регулирование

Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в России является Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития

Уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов является Федеральная антимонопольная служба

Критика

Существующее законодательство в России, 94-ФЗ и последующие дополняющие его законодательные акты, подвергаются постоянной критике, как участниками размещения заказов, так и государственными заказчиками. В частности: множество критических статей о 94-ФЗ были опубликованы профессором Института Макроэкономических Исследований Смирновым В. И.

критика законодательства и его исполнения была отражена в Аналитической записке Счетной палаты России по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Комплексный анализ эффективности функционирования существующей системы закупок для государственных нужд».

Государственный заказ в США

Государственные закупки в США регулируются сводом правил Federal Acquisition Regulation и отличаются от закупок в России, в частности, в необходимости регистрации поставщика как поставщика для государственных нужд, обязательному требований по наличию DUNS номера и высокой степенью раскрытия информации о заказах и заключенным по их результатам государственным контрактам.

Региональные государственные заказы

При грамотной компании региональные государственные заказы могут использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально-экономического развития. Субъекты федерации создают условия для производства значимой продукции и ее реализации. Региональные заказы осуществляются в виде закупки конкретных видов продукции у хозяйствующих субъектов, финансирования работ по созданию и реализации определенных товаров, работ и услуг.

Как показывает отечественная практика, при грамотной фирмы использование механизмов регионального заказа позволяет сократить соответствующие расходы в среднем на 15 - 30 %. В отдельных случаях экономия может достигать 40 %.

Лучшим способом обеспечения конкуренции считается формирование и размещение регионального заказа путем проведения конкурсов, когда за право получения подряда на ту или иную работу борется несколько компаний.

Региональный заказ — это соглашение, заключенное между заказчиком регионального заказа и исполнителем регионального заказа в целях обеспечения нужд субъекта федерации, предусмотренных в составе затрат регионального бюджета. Заказчиком выступает орган исполнительной власти субъекта федерации, осуществляющий функции по закупке товаров, работ, услуг на основе регионального заказа и выступающий организатором торгов.

Отношения по обеспечению государственных нужд субъектов федерации регулируются законодательными актами о региональном заказе. Процедуры подготовки и осуществления государственного регионального заказа тесно связаны с региональным бюджетом. Например, согласно закону Ярославской области “О государственном заказе Ярославской области” от 30 сентября 1996 г. правительство области при разработке проекта бюджета определяет государственные нужды в очередном бюджетном периоде в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики области. Государственные нужды на продукцию сельскохозяйственных предприятий устанавливаются на 3 последующих года с корректировкой объема на каждый финансовый год. Перечень прилагается к проекту регионального бюджета. Государственные нужды, подлежащие финансированию в очередном бюджетном периоде, до принятия бюджета на этот период утверждаются губернатором. Условия размещения госзаказа утверждаются постановлением Правительства области, являются существенными в контракте и изменению не подлежат.

Содержание заказа, сроки его исполнения и способ размещения определяются заказчиком в пределах средств, выделяемых на эти цели из регионального бюджета, и исходя из потребностей субъекта федерации в товарах, работах и услугах. Порядок формирования регионального заказа определяется правовыми актами о бюджетном регулировании в субъекте федерации, а также на основе положения о региональном заказе. В законе о региональном заказе устанавливаются основания и порядок формирования заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения заказа, источники и порядок оплаты, порядок осуществления контроля за формированием, размещением и исполнением, порядок и сроки опубликования сведений о заказе, порядок и сроки проведения торгов.

Исполнительные органы субъекта федерации, ответственные за региональный заказ, должны вести реестр закупки, в котором указываются наименования закупаемых товаров, работ и услуг, наименования и местонахождение исполнителей, цены и даты закупки, сведения о фактическом исполнении региональных заказов. Контроль за исполнением реестра закупки осуществляется представительным органом субъекта федерации. Реестр закупки должен подлежать официальному опубликованию в специальном издании в порядке, предусмотренном законом о заказе.

Выделяются следующие формы размещения регионального заказа:

— проведение торгов в форме открытого аукциона;

— проведение торгов в форме закрытого тендера;

— запрос котировок цен товаров, работ и услуг;

— закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя;

— закупки товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций.

В законе о региональном заказе целесообразно устанавливать предельный размер суммы закупки товаров, работ и услуг для нужд субъекта федерации, при превышении которой в обязательном порядке проводятся торги в форме открытого аукциона. Возможно проведение двухэтапных торгов, если заказчик не может составить спецификации товаров, работ и услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупке товаров, работ и услуг для нужд субъекта федерации, поэтому ему необходимо привлечь заявки на товары, работы и услуги и провести переговоры с претендентами. Или в том случае, если заказчик намерен заключить договор в целях проведения научных исследований, экспериментов или разработок, приобретения произведений искусства. Также схема применяется, если претенденты не представили конкурсные заявки или все указанные заявки отклонены заказчиком, и проведение новых торгов, по мнению заказчика, не приведет к заключению договоренности.

На первом этапе двухэтапных торгов все претенденты представляют первоначальные конкурсные заявки, содержащие предложения о поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг без указания их цены. На втором этапе двухэтапных торгов заказчик предлагает претендентам, принявшим участие в торгах на первом этапе, представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены товаров, работ и услуг. При оценке окончательных конкурсных заявок применяется общий порядок проведения торгов.

Извещение о проведении торгов публикуется организатором торгов, или по его поручению конкурсной комиссией и должно содержать:

— наименование заказчика;

— сведения о времени, месте и порядке проведения торгов, общее описание предмета торгов, сведения об основных показателях товаров, работ и услуг;

— сведения об объеме и о сроках поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг;

— требования, предъявляемые к претенденту и качеству товаров, работ и услуг;

— сведения о размере, сроках и порядке внесения задатка претендентом;

— сведения о проведении предварительного отбора претендентов;

— сведения о месте, сроках, об условиях приобретения товаров, работ и услуг и другие сведения, необходимые для получения конкурсной документации;

— срок заключения соглашения с победителем торгов.

В извещение о проведении торгов могут быть включены и такие сведения, как начальная цена товаров, работ и услуг в целом, а также отдельных этапов работ. Заказчик предоставляет претендентам всю необходимую информацию, а также конкурсную документацию о предстоящем размещении заказа. За предоставление конкурсной документации с претендентов может взиматься определенная плата.

Предпочтительно, чтобы на каждый вид работ, передаваемых на подряд, претендовало много конкурентов. Один из способов привлечь на торги больше участников, если работы выполняются на значительной территории, состоит в том, чтобы разбить район работ на меньшие участки или разбить заказ на меньшие партии. Если характер работ или товаров не допускает разделения, можно разделить проводимые работы на более узкие функциональные составляющие.

Необходимо как можно шире оповещать организации о предстоящих торгах, предоставлять им больше информации и времени для принятия участия в аукционе. Там, где это целесообразно, желательно придерживаться политики заключения большого числа небольших контрактов, чтобы не допускать зависимости от одного подрядчика и давать возможность большему числу конкурсантов получить подряд. Можно сократить контракты во времени, чтобы они заключались ежегодно, поддерживая постоянный интерес у потенциальных участников торгов. Целесообразно установить, что одновременно с любым из претендентов может заключаться достаточно много контрактов.

Устанавливать требования к услугам, дающим осязаемые материальные результаты, легче, чем к услугам социальной сферы. Чтобы разместить заказ на те или иные услуги, необходимо тщательно подготовить условия контракта. Если участников тендера много, то не стоит заводить огромную массу документов. Многие потенциальные подрядчики в состоянии прекрасно справиться с предлагаемой работой, но это мелкие фирмы, которые не имеют разветвленного административного аппарата, обязательного для государственных организаций. Многие из таких подрядчиков просто не сумеют грамотно заполнить заявки и документы на тендер.

Некоторые проблемы возникают при заключении контрактов, требующих капитальных средств с длительным сроком службы. Компания, получившая подряд на год, часто должна амортизировать оборудование, рассчитанное на 10 лет работы. Самый простой способ решения задачи — заключить контракт с ней на срок службы оборудования, что, однако, равносильно созданию длительной монополии, с чем согласиться невозможно. Считается оптимальным, если капитальное оборудование (например, помещение) принадлежит субъекту федерации, который сдает их в рентау победившему подрядчику по цене, оговоренной в приглашении на подачу заявок.

Количество и качество потенциальных участников часто зависит от процедуры проведения аукциона. На практике был установлен ряд рекомендаций, которые следует выполнять при работе с претендентами:

в условиях тендера должны отсутствовать неясные, противоречивые или ошибочные положения;

условия не должны содержать необоснованных ограничений, которые могут отсеять или дискриминировать потенциально сильных претендентов;

оповещение о предстоящем тендере не должно ограничиваться объявлением в одной газете, целесообразно направлять извещения непосредственно широкому кругу потенциальных подрядчиков;

целесообразно провести встречу с претендентами, на которой можно ответить на возможные вопросы потенциальных подрядчиков, это особенно важно, если подряд на выполнение данной работы выдается впервые;

времени между объявлением о аукционе и временем его проведения должно быть достаточно, чтобы дать возможность участникам подготовить обоснованные предложения;

необходимо избегать осуществления слишком много запросов по цене от возможных исполнителей, так как до начала аукциона могут появиться несколько претендентов, предлагающих “низкие цены” и использующих возможности лоббирования, что, как правило, дискредитирует весь процесс тендера;

отказ без особых оснований конкурентоспособным предложениям подрывает доверие к будущим приглашениям на торги;

перенос срока торгов, или проведение повторных торгов, когда предложения одного из претендентов не удовлетворяют условиям аукциона (например, отсутствует необходимый документ), нецелесообразно, если выявлен ряд заявок, полностью соответствующих установленным требованиям, в противном случае участники начнут поступать так сознательно, чтобы узнать о предложениях других претендентов;

в приглашении на подачу предложений необходимо указывать дату и время вынесения решения о победителе тендера, при этом между датой завершения аукциона и датой вступления контракта в силу должно пройти достаточно времени, чтобы подрядчик имел возможность подготовиться к выполнению работы.

Размещение регионального заказа осуществляется заказчиком по рекомендации конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии утверждается представительным органом власти.

Представлять интересы заказчика в конкурсной комиссии не могут граждане, являющиеся участниками хозяйственных товариществ и обществ, вкладчиками в товариществах на вере, членами советов директоров открытых акционерных обществ, членами производственных кооперативов, руководителями государственных и унитарных предприятий, которые намерены заключить договор на исполнение заказа.

Конкурсная комиссия по поручению заказчика дает объявление о размещении регионального заказа, производит сбор конкурсных заявок. Организовывает разработку и распространение конкурсной документации, обеспечивает сбор, хранение, оценку представленных конкурсных заявок, проводит торги и их оформление. Комиссия принимает решение о выборе победителя торгов либо иное решение о результатах размещения заказа и публикует результаты торгов.

Конкурсная комиссия направляет претенденту уведомление в письменной форме о его участии в торгах с указанием даты регистрации конкурсной заявки. С момента отправления уведомления претендент приобретает статус участника торгов.

Конкурсная комиссия вправе отказывать в участии в торгах, если лицо, подавшее конкурсную заявку, не может быть признано исполнителем в соответствии с законодательством; если лицо, подавшее конкурсную заявку, не представило в установленный срок конкурсную документацию, предусмотренную законом о порядке проведения торгов, или конкурсная документация не содержит достаточные и достоверные сведения; если лицо, подавшее конкурсную заявку, не прошло предварительный отбор в соответствии с решением конкурсной комиссии на основе действующего положения о региональном заказе.

Рассмотрение конкурсных заявок в части соответствия их предъявляемым требованиям, а также оценка представленных предложений и выбор победителя торгов осуществляются конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия принимает решение о закрытии торгов без объявления победителя и признании торгов несостоявшимися, если до момента закрытия торгов не поступило ни одной конкурсной заявки или в торгах участвовал только один участник. В случае, если представленные конкурсные заявки не соответствуют объявленным условиям конкурсной документации, торги считаются состоявшимися, но имеющими отрицательный результат.

На основании заключения конкурсной комиссии выигравшим торги по аукциону признается лицо, которое предложило лучшие условия. Организатор торгов подписывает в день проведения тендера протокол о результатах торгов, который имеет силу договоренности.

В том случае, если применяется метод запроса котировок цен товаров, работ и услуг, запрос в письменной форме направляется конкурсной комиссией не менее чем трем претендентам. Каждый претендент должен представлять только одну котировку цен товаров, работ и услуг в письменной форме и не имеет права ее изменять.

Размещение регионального заказа закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя возможно, если товары, работы и услуги могут быть получены только от одного исполнителя либо единственный исполнитель обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ и услуг и отсутствует их равноценная замена. Также закупка у единственного исполнителя может применяться, если осуществляется дополнительная закупка товаров, работ и услуг исходя из необходимости стандартизации или обеспечения совместимости их с ранее закупленными товарами, работами и услугами. При этом должны учитываться эффективность первоначальной закупки в части удовлетворения потребностей заказчика, ограниченность объема предполагаемой закупки по сравнению с первоначальной закупкой, разумная цена и неприемлемость альтернативных товаров, работ и услуг при условии, что необходимость дополнительной закупки возникает по объективным причинам, не зависящим от заказчика, и их нельзя было предусмотреть заранее; а также, что невозможно выделить из большого по объему размещенного заказа небольшой по объему заказ без причинения убытков.

Закупка товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций, установленных законодательством России, осуществляется в случае, если в результате чрезвычайной ситуации возникла срочная потребность в определенных товарах, работах и услугах и применение иных способов закупки их нецелесообразно.

Договор на исполнение заказа должен включать в себя следующие существенные условия:

сведения о заказчике и об исполнителе;

наименование заказа, его номенклатуру, объем и цену;

условия и порядок исполнения заказа;

порядок приема исполненного заказа;

порядок расчетов за исполнение заказа;

условия расторжения соглашения сторонами;

ответственность сторон, в том числе условия выплаты неустойки при нарушении исполнителем условий договоренности;

порядок разрешения споров, в том числе досудебное разрешение споров;

другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон. Договором может быть предусмотрен контроль со стороны заказчика за ходом исполнения заказа, а также оказание консультативной и иной помощи исполнителю без вмешательства в его хозяйственную деятельность.

Расходы на оплату заказа утверждаются в соответствии с бюджетной классификацией России в составе расходной части регионального бюджета при принятии бюджета на текущий бюджетный год.

Отдельные подрядчики могут предлагать очень низкую цену, чтобы сделать регион зависимым от себя, а затем, когда придет время возобновлять контракт, значительно поднимают цену на свои услуги. Предложение низкой цены возникает тогда, когда претендент уверен, что стоит ему выиграть аукцион, у него не останется конкурентов. Органы власти субъекта федерации могут разрушить такие ожидания, приняв меры по усилению конкуренции. Если же характер деятельности таков, что в результате передачи ее на подряд неизбежно возникнет частная монополия, то такую деятельность целесообразно сохранить за регионом до создания условий для конкуренции частных подрядчиков. Конечно, выигравший тендер подрядчик тщательно изучает все стороны работы и может получить некоторое преимущество в конкурентной борьбе с будущими претендентами при следующих торгах. Чтобы избежать такой ситуации, органы власти могут временно снизить условия для участия в первом этапе торгов для новых конкурсантов. До начала нового этапа торгов они могут получить достаточно оперативной информации о планах и графиках работ, штатном расписании и т.п.

Учитывая, что многие работы не могут передаваться частным организациям, в целях увеличения эффективности работы соответствующих государственных служб, действующих в отсутствии конкуренции, руководствоваться следующими принципами:

предоставление возможно более полной финансовой автономии;

часть дополнительно получаемой прибыли должна выделяться на нужды развития данной службы;

частая калькуляция исходной стоимости продукции;

регулярное проведение инвентаризаций и проверок деятельности.

Контроль за исполнением государственного заказа ведется представителем государственного заказчика. Предоставляемые товары, работы, услуги должны отвечать всем требованиям, устанавливаемым действующим законодательством. Представитель государственного заказчика обязан до конца текущего бюджетного периода составить отчет об исполнении государственного заказа региона.

Контроль за выполнением работ может включать в себя проверку жалоб, опрос служб, использующих заказанную продукцию или услуги, прямое наблюдение и проверку производственной документации, а также периодические сопоставления издержек с затратами других подрядчиков и организаций.

Целостное использование системы регионального заказа, согласно которой каждое структурное подразделение представляет подробные заявки на расходы по конкретным, максимально детализированным позициям, позволяет значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств. Представительный орган власти и контролирующие службы получают возможность анализировать поступившие заявки на предмет соответствия существующим нормативам, целесообразности и эффективности расходования средств. Основное преимущество системы единого регионального заказа заключается в том, что расходование средств осуществляют не отраслевые структурные подразделения администрации и соответствующие службы, а специальное подразделение (служба единого заказчика), которое формирует из поступивших заявок проект регионального заказа и после его утверждения производит размещение. Таким образом, удается исключить возможные случаи злоупотреблений и неэффективного расходования средств со стороны отраслевых служб.

Государственный заказ (State order) - это

Источники

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

tender-consalt.ru Госзаказ – тендеры, аукционы, котировки

student.km.ru Рефераты. Курсовые. Сочинения. Чертежи

Энциклопедия инвестора. 2013.

investments.academic.ru

Что такое госзаказ? | Про тендеры и госзакупки

Госзаказ – это заказ на оказание услуг или поставку товаров за счёт средств федерального бюджета. Заказчиком может выступать государство, муниципалитет или предприятия, имеющие статус Госзаказчика, в связи с этим, различают разные типы государственных заказов.

Госзаказ может затрагивать абсолютно любую сферу деятельности. Чтобы разместить государственный заказ необходимо принять участие в конкурсе или аукционе, информация о проведении которых публикуется на официальных сайтах государственных заказов. По результатам открытых торгов выявляется победитель, который и примет на себя обязанности по приведению госзаказа в жизнь.В Российской Федерации уполномоченным органом, регулирующим выполнение нормативно-правового акта является Министерство Экономического Развития Российской Федерации.

Формирование государственного заказа является ответственной и важной процедурой, к тому же очень сложной с юридической точки зрения. Существуют специальные агентства госзаказа, занимающиеся их формированием и документальным оформлением. Следует учитывать, что в системе много «подводных камней», поэтому наилучшим выбором для потенциально заказчика будет использование услуг специалистов, это проще, удобнее и надёжнее.Агентство госзаказа возьмет на себя:— официальное размещение госзаказа;— ведение всей юридической документации по госзаказу;— контроль за появлением информации о торгах;— консультирование бухгалтеров;— консультации в области размещения госзаказа.

Контроль в сфере размещения заказов осуществляется Федеральной Антимонопольной Службой.

С уважением, Андрей  Якутов.

Читайте по теме:

Как выиграть тендер

Тендер на поставку

Государственные закупки

Преимущества государственного заказа.

Обучение тендерам

Обзор сайта B2B-energo

Поделиться в соц. сетях

protendera.ru

Государственный заказ: сущность и правила

К государственному заказу относятся закупки товаров и услуг для нужд страны, ее субъектов и муниципалитетов. Законом установлен жесткий порядок таких закупок. Он предполагает прохождение обязательных этапов, размещение документов в открытом доступе, а также санкции за допущенные нарушения. Расскажем о сущности и содержании госзаказа.

Что является государственным заказом

Главный нормативный акт о государственном заказе – это Федеральный закон о контрактной системе №44-ФЗ. Он диктует:

  • Способы определения поставщиков, которые могут применять федеральные заказчики,
  • Обязательные требования к исполнителям заказов,
  • Условия контракта, возможность их изменения,
  • Порядок и сроки размещения документации о закупке, извещения, подачи заявок, заключения контракта.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

                   

Согласно Федеральному закону №44-ФЗ под государственной закупкой понимается закупка для обеспечения нужд страны или муниципальных нужд. Речь идет о заказах товаров, различных работ и услуг, которые необходимы для нормального функционирования государственных организаций и учреждений, для выполнения ими различные правительственных и президентских программ. Для таких закупок выделяются деньги из бюджетов разных уровней.

Закупка начинается с размещения информации о торгах и определения поставщика, а завершается исполнением обязательств по контракту. Такие обязательства прописаны в государственном контракте. Это документ, который заключается от имени РФ или ее субъекта с поставщиком.

Еще один важный элемент госзаказа - единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). В ней заказчики должны публиковать всю информацию о закупках. Эти данные находятся в открытом доступе.

Что признают неэффективной закупкой

На примерах из проверок Счетной палаты автор, опытный контролер, разобрал семь типовых ситуаций, когда контрольные органы называли закупку неэффективной.

Посмотреть 7 ситуаций

Что такое госзаказ, его сущность и содержание

В понятие контрактной системы входят стороны закупок, осуществляемые ими действия, а также государственные нужды. Заказчиками, согласно п. 7 ст. 4 Закона 44-ФЗ, являются органы власти, бюджетные учреждения, госкорпорации, казенные учреждения, унитарные предприятия – государственные и муниципальные. Участником торгов является каждая фирма (или ИП), которая подала заявку, если эта заявка была принята комиссией по закупкам.

Поставщиками товаров, а также исполнителями услуг по контракту могут быть компании независимо от формы собственности, места нахождения и т.д. Но есть ограничение: участниками не могут быть офшорные компании (зарегистрированные на территориях с особыми условиями налогообложения).

Сущность государственных закупок состоит в том, что закупаемые товары или оказываемые сторонними организациями услуги должны удовлетворять нужды государства. Поскольку торги проводятся за бюджетные средства, за расходами госзаказчиков пристально следят. Они обязаны составлять планы и планы-графики, отчитываться об объеме закупок у некоммерческих организаций, малых предприятий. В отношении государственных заказчиков также периодически проводят проверки. Такой порядок предусмотрен 44-ФЗ. Как без ошибок подготовить документы к плановой проверке финконтроля, читайте в разъяснении эксперта »

Этот нормативный акт диктует и возможные способы выбора исполнителя контракта. Это конкурс, запрос предложений, запрос котировок, аукцион, а также закупка у единственного поставщика.

Государственные открытые заказы

Крупнейшая база государственных заказов содержится на сайте госзакупок - zakupki.gov.ru. Именно там большинство поставщиков ищут интересующие их тендеры, просматривают проекты контрактов, условия торгов, требования к участникам.

Выше мы перечислили способы определения поставщика. Они могут быть открытыми и закрытыми. Если торги закрытые, то информацию о них сообщают лишь ограниченному числу компаний. А в открытых закупках могут участвовать все желающие.

Тендеры в электронном виде могут проводиться лишь на шести торговых площадках в Интернете. Это Сбербанк АСТ, Росэлторг, РТС тендер, ММВБ, Заказ РФ и Российский аукционный дом.

Заказчики обязаны зарегистрироваться на портале закупок. Также для проведения торгов им необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить электронную подпись,
  • Создать контрактную службу или назначить управляющего (если объем закупок в год меньше ста миллионов),
  • Составить план закупок и опубликовать его в ЕИС,
  • Подготовить документацию о закупке, которая включает проект контракта, извещение, техзадание и т.д.

Подписанием контракта процесс не завершается. В некоторых случаях необходимо отчитываться о каждом этапе исполнения условий договора (для крупных закупок), а после того, как условия будут выполнены, принять товар или работу и оплатить их.

Поставщику для участия в тендерах следует также получить электронную подпись, аккредитоваться на электронной площадке, а при выборе тендера учитывать, что придется внести определенный процент от начальной цены контракта в качестве обеспечения заявки.

Содержание государственного заказа

Закупки для государственных и муниципальных нужд проводят в соответствии с 44-ФЗ. На бюджетные средства можно приобретать товары, услуги, которые необходимы для нормальной работы госпредприятий и корпораций, казенных учреждений и т.д., а также для своевременного и качественного выполнения государственных программ.

Госзаказ подразумевает проведение торгов в строгом соответствии с порядком, установленным законом, согласно планам и планам-графикам, с соблюдением сроков и требований. Для проведения закупок заказчики создают контрактные службы или назначают контрактных управляющих. На плечи этих сотрудников ложится вся работа по закупкам: определение поставщиков, публикация документов и ЕИС, подписания контрактов, претензионная работа и т.д.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Полистать журнал

www.pro-goszakaz.ru

Что такое Государственный заказ? — журнал "Рутвет"

Государственные заказы – это стандартный заказ на поставку определенной продукции, работы или услуг, оплата которых будет производиться из бюджета государства, иными словами на деньги честных налогоплательщиков. Государственные заказы (далее госзаказ) решают, на мой взгляд, одну простую задачу – возможность удовлетворить потребности государства в том или ином продукте и одновременно обеспечить предприятие или фирму производством. В большинстве случаев такого рода заказ размещается среди частных фирм и предприятий; так сказать, в поддержку малого бизнеса. Многие эксперты считают, что заказы нужно отдавать тем предприятиям, которые вкладывают прибыль в развитие своего производства и страны в целом. Для большего понимания, привожу простой пример: в детский дом, потому что это госучреждение, необходимо завести новую мебель: стулья и столы для столовой. Для того чтобы не закупать эти товары из вне, государство делает официальный заказ. В дальнейшем фирма выполняет заказ. В результате: обе стороны в выигрыше. Госзаказ – это возможность честной конкурентной борьбы между теми, кто хочет получить этот заказ, реклама и возможное сотрудничество в дальнейшем, а, следовательно, и успешное развитие фирмы-поставщика товаров, услуг и т.д. Государственный заказчик это вовсе не определенный депутат, госслужащий, это орган государственного управления или учреждение. Заказчиков утверждает непосредственно правительство государства. Получить возможность выполнить и просто ознакомиться с госзаказами можно на официальном сайте (если такой имеется, а он должен быть в век информационных технологий), либо в государственных СМИ. Способы размещения госзаказа разнообразны. Это и открытый (закрытый) конкурс, биржевые торги, закупка у единственного поставщика, открытый (закрытый) аукцион и т.д. Существует и понятие «тендер», но в российском законодательстве это понятие отсутствует. Поэтому используют вышеперечисленные термины. Способы разные, а задача для предприятия – получить заказ, для государства – оперативно решить вопрос о нуждах. Формируется государственный заказ не так-то просто. Это долгая и кропотливая работа юристов. Чтобы исключить всевозможные претензии с какой-либо стороны, в большинстве случаев государственные, бюджетные и другие организации обращаются в фирмы госзаказов. Потенциальные исполнителя госзаказа должны соответствовать требованиям заказчика, которые ни в коем случае не должны звучать двояко. Благодаря подобным фирмам, как гласит статистика, наиболее успешно производятся госзаказы. В каждой стране формирование госзаказа может быть совершенно отличным. Это связано и с внешней и внутренней политикой государства, и со сводом правил регламентирующих подобную процедуру. Существует и обратная сторона медали. С помощью госзаказов чиновники отмывают деньги не только заграницу на банковский счет, но и в чей-то карман. Коррупция в этой области имеет место быть, несмотря на то, что в какой-то степени с помощью таких заказов решаются многие социальные вопросы.

www.rutvet.ru

Что такое государственный заказ? - Госзаказ.ТВ

Что такое государственный заказ? Госзаказ – это процесс покупки государством товаров, работ и услуг, согласно своим нуждам. Он осуществляется за счет федерального или местного бюджетов. При этом в качестве заказчика может выступать не только муниципалитет или госструктура, но и предприятия, имеющие государственный статус (например, военные), или же компании с госучастием (так называемые госкорпорации).

Закупки, которые они проводят, различны с точки зрения организации. Но основной принцип остается одним – госзаказ это процесс закупки государственными структурами тех товаров или работ, которые необходимы государству для своего функционирования.

Они могут касаться совершенно любой сферы деятельности, где присутствует государство. Давайте опишем типичную процедуру проведения госзакупки.

Итак, заказчик осознает потребность своей организации (это может быть как администрация, так и школа или больница – все они осуществляют свою экономическую деятельность в рамках госзакупок) в товаре, работе или услуге – и тогда он начинает готовить документы для размещения тендера в Единой информационной системе.

Тендерный управляющий работает над ними согласно либо 44-ФЗ, либо 223-ФЗ. Первый – это закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а ФЗ-223 – "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".  Мы не будем подробно останавливаться на описании этих законов, их сходств и различий, лишь упомянем, что согласно нормам первого закона проводят закупки госучреждения, и по второму – закупаются госкорпорации. 

После составления тендерной документации её помещают на электронный портал для всех государственных закупок – ЕИС. Раньше все тендеры проводились исключительно на бумаге, однако прогресс не стоит на месте. С 2019 года все государственные торги должны будут проходить только в электронном формате. После начала торгов участники из числа предпринимателей подают свои ценовые предложения, и, если не установлены дополнительные условия, побеждает заявка с наименьшей ценой.

После этого заключается контракт с победителем, и предприниматель становится поставщиком в рамках государственного заказа. Важно отметить, что здесь описаны лишь общие условия проведения торгов. В них множество нюансов, поскольку госзаказ - это очень формализованная сфера бизнеса. Это сделано прежде всего для того, чтобы бюджет расходовался наиболее оптимально. Таким образом можно бороться с коррупцией, которой в этой сфере все еще достаточно. Однако благодаря внедрению современных технологий процесс закупки становится прозрачнее для сторонних наблюдателей, и это очень снижает число коррупционных торгов и “распила” тендеров.

Вместе с тем, благодаря электронизации закупок сфера становится все более доступной для бизнеса. Пару лет назад среднее число претендентов на тендер было 3 компании. Сегодня их уже 5-6, и это число будет увеличиваться. Однако рынок далек от насыщения, конкуренция по-прежнему невысока. Можно сравнить с аналогичным рынком Казахстана, где в одном конкурсе могут бороться за право быть поставщиком для государства порядка 100 компаний. 

Отчасти невысокая конкуренция связана с тем, что рынок постоянно развивается, но при этом окружен целым рядом негативных мифов. В обществе популярно мнение, что без знакомств и коррупционной составляющей нельзя получить госконтракт. Однако вектор развития рынка очевиден – все направлено на то, чтобы сделать процесс торгов прозрачнее и проще для всех участников. Это приносит свои результаты, все больше предпринимателей заходит на этот рынок с низкой конкуренцией. 

Также важно отметить, что, в отличие от частного сектора рынка, в этой сфере заказчик ищет себе поставщика, а не наоборот. Госзаказ – это когда поставщик выбирает предпринимателя и предлагает ему цену, которая ему интересна. 

Ключевые ведомства, которые заняты регулированием сферы закупок: Федеральная антимонопольная служба, Министерство финансов, Министерство экономического развития. Также к ним можно отнести Счетную палату.

goszakaz.tv

Госзакупки: подробная информация для новичков + виды закупок

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и  все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

Содержание:

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?2. Чем регламентируются госзакупки?3. Где размещается информация о проводимых закупках?4. Виды торгов по 44-ФЗ5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

zakupkihelp.ru

Что такое государственный заказ? - Госзаказ.ТВ

Что такое государственный заказ? Госзаказ – это процесс покупки государством товаров, работ и услуг, согласно своим нуждам. Он осуществляется за счет федерального или местного бюджетов. При этом в качестве заказчика может выступать не только муниципалитет или госструктура, но и предприятия, имеющие государственный статус (например, военные), или же компании с госучастием (так называемые госкорпорации).

Закупки, которые они проводят, различны с точки зрения организации. Но основной принцип остается одним – госзаказ это процесс закупки государственными структурами тех товаров или работ, которые необходимы государству для своего функционирования.

Они могут касаться совершенно любой сферы деятельности, где присутствует государство. Давайте опишем типичную процедуру проведения госзакупки.

Итак, заказчик осознает потребность своей организации (это может быть как администрация, так и школа или больница – все они осуществляют свою экономическую деятельность в рамках госзакупок) в товаре, работе или услуге – и тогда он начинает готовить документы для размещения тендера в Единой информационной системе.

Тендерный управляющий работает над ними согласно либо 44-ФЗ, либо 223-ФЗ. Первый – это закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а ФЗ-223 – "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".  Мы не будем подробно останавливаться на описании этих законов, их сходств и различий, лишь упомянем, что согласно нормам первого закона проводят закупки госучреждения, и по второму – закупаются госкорпорации. 

После составления тендерной документации её помещают на электронный портал для всех государственных закупок – ЕИС. Раньше все тендеры проводились исключительно на бумаге, однако прогресс не стоит на месте. С 2019 года все государственные торги должны будут проходить только в электронном формате. После начала торгов участники из числа предпринимателей подают свои ценовые предложения, и, если не установлены дополнительные условия, побеждает заявка с наименьшей ценой.

После этого заключается контракт с победителем, и предприниматель становится поставщиком в рамках государственного заказа. Важно отметить, что здесь описаны лишь общие условия проведения торгов. В них множество нюансов, поскольку госзаказ - это очень формализованная сфера бизнеса. Это сделано прежде всего для того, чтобы бюджет расходовался наиболее оптимально. Таким образом можно бороться с коррупцией, которой в этой сфере все еще достаточно. Однако благодаря внедрению современных технологий процесс закупки становится прозрачнее для сторонних наблюдателей, и это очень снижает число коррупционных торгов и “распила” тендеров.

Вместе с тем, благодаря электронизации закупок сфера становится все более доступной для бизнеса. Пару лет назад среднее число претендентов на тендер было 3 компании. Сегодня их уже 5-6, и это число будет увеличиваться. Однако рынок далек от насыщения, конкуренция по-прежнему невысока. Можно сравнить с аналогичным рынком Казахстана, где в одном конкурсе могут бороться за право быть поставщиком для государства порядка 100 компаний. 

Отчасти невысокая конкуренция связана с тем, что рынок постоянно развивается, но при этом окружен целым рядом негативных мифов. В обществе популярно мнение, что без знакомств и коррупционной составляющей нельзя получить госконтракт. Однако вектор развития рынка очевиден – все направлено на то, чтобы сделать процесс торгов прозрачнее и проще для всех участников. Это приносит свои результаты, все больше предпринимателей заходит на этот рынок с низкой конкуренцией. 

Также важно отметить, что, в отличие от частного сектора рынка, в этой сфере заказчик ищет себе поставщика, а не наоборот. Госзаказ – это когда поставщик выбирает предпринимателя и предлагает ему цену, которая ему интересна. 

Ключевые ведомства, которые заняты регулированием сферы закупок: Федеральная антимонопольная служба, Министерство финансов, Министерство экономического развития. Также к ним можно отнести Счетную палату.

goszakaz.tv


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области