Содержание
Корректируем устав. К вопросу о внесении изменений в учредительный документ АО — Аналитика
15 января 2008
Корректируем устав. К вопросу о внесении изменений в учредительный документ АО
Корректируем устав. К вопросу о внесении изменений в учредительный документ АО
Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. В соответствии с законом ряд сведений, как-то: наименование общества, его местонахождение, права акционеров, количество и категории акций и т.п. – подлежат обязательному включению в устав. При этом данный учредительный документ может содержать и другие положения, перечень которых является открытым.
Изменение любых параметров общества или его деятельности, отражаемых в уставе акционерного общества в обязательном либо добровольном порядке, должно быть надлежащим образом оформлено и признано официально — зарегистрировано.
Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об акционерных обществах) установлена корпоративная процедура, в рамках которой устав общества может быть изменен.
По общему правилу, внесение в устав акционерного общества изменений относится к компетенции общего собрания, при этом решение о внесении изменений в устав должно быть принято ¾ голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании (ст.49 ФЗ «Об акционерных обществах»). Соответствующее требование к количеству голосов предъявляется не только непосредственно к решению об изменении устава, но и голосованию по некоторым другим вопросам компетенции общего собрания, разрешение которых обусловливает необходимость вносить соответствующие коррективы в устав. Так, определение категории, количества, номинальной стоимости объявленных акций как параметров, которые (в случае их наличия) должны быть отражены в уставе, осуществляется тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в голосовании.
В этой связи необходимо отметить следующее. В соответствии со ст.58 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров считается правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной размещенных голосующих акций Общества. Для повторного собрания условие о кворуме является еще менее строгим – требуется присутствие акционеров-владельцев более 30% голосующих акций общества.
В результате решение о внесении изменений в устав на повторном собрании может быть принято всего лишь 22,5% (плюс один голос) голосов акционеров. При этом установление уставом более жестких требований к кворуму на общем собрании не допускается.
Подобная законодательная конструкция порождает многочисленные злоупотребления, в том числе связанные с проведением общего собрания без надлежащего уведомления акционеров, отказом во внесении их в список для участия в голосовании, созданием препятствий в регистрации на общем собрании.
На взгляд автора, с учетом вышеуказанного в ст. 58 следует внести изменения, предоставив акционерам право предусмотреть в уставе необходимость участия в голосовании большего количества акционеров: например, до 70% акционеров для первого собрания и до 50% — для повторного.
При голосовании по вопросам, касающимся внесения изменений и дополнений в устав, затрагивающих интересы акционеров – владельцев привилегированных акций общества, голоса последних учитываются. Для принятия таких изменений необходимо, чтобы за соответствующее решение проголосовали ¾ акционеров – владельцев обыкновенных акций общества и ¾ акционеров – владельцев привилегированных акций.
Законом отдельно выделены случаи, когда изменения в устав вносятся на основании решений Совета Директоров. Так, в соответствии с п.5 ст. 13 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Кроме того, уставом компетенция Совета Директоров может быть расширена по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Например, ст. 65 Закона предусмотрена возможность наделения СД правом принятия решения о размещении дополнительных акций в пределах количества объявленных акций, предусмотренных уставом общества. В этом случае согласно п.2 ст. 12 Закона об АО изменения в устав вносятся на основании решения Совета Директоров (и зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска акций).
Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации. Соответствующее требование установлено ст. 14 ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации» или Закон о регистрации).
Как отмечается в юридической литературе, нормы Закона о регистрации не содержат механизмов проверки соответствия изменений, вносимых в учредительные документы, требованиям законодательства (1).
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины (2).
Исходя из буквального толкования ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации» перечень документов, представляемых на государственную регистрацию, является исчерпывающим. Данный вывод подтверждает и положение ст. 23 Закона о регистрации, в соответствии с которой одним из оснований для отказа заявителю в государственной регистрации является непредставление в регистрирующий орган документов, установленных ФЗ «О государственной регистрации».
Между тем, иными нормативно-правовыми актами предусмотрено представление в регистрирующий орган дополнительно к указанным иных документов. Например, в соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Иными словами, в налоговый орган должен быть подан отчет об итогах выпуска акций, представление которого ст. 17 Закона о государственной регистрации не предусмотрено.
Для устранения данной коллизии следует, на наш взгляд, внести в ст. 17 Закона о государственной регистрации изменения, дополнив его указанием «на иные документы, представляемые в соответствии с иными нормативно-правовыми актами». Соответствующей корректировке надлежит подвергнуть и ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации».
Статьей 8 Закона о государственной регистрации установлен достаточно короткий срок, в течение которого регистрационные действия должны быть произведены: 5 рабочих дней. Естественно, что в данный период осуществить юридическую экспертизу вносимых изменений не представляется возможным.
Законодатель в принципе не предоставляет налоговым органам права производить какую бы то ни было правовую проверку, допуская возможность отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, только по основаниям непредставления необходимых для государственной регистрации документов (перечень которых установлен законом) или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 Закона о государственной регистрации).
Как отмечается в Письме МНС РФ от 25.12.2003 N 09-1-03/5891-АЦ386 «Об оформлении документов, представляемых при государственной регистрации», регистрирующий (налоговый) орган не осуществляет юридическую экспертизу представленных при государственной регистрации документов.
Между тем, на практике налоговыми органами определенные проверочные действия производятся. Как отмечается в судебной практике, «не будучи обязанным проводить правовую экспертизу представляемых документов на их соответствие закону, налоговый орган может такую проверку провести» (3).
В соответствии с Письмом ФНС от 01.02.2005 N 14-1-04/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и др.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления.
Следует отметить, что указание в заявлении сведений, не соответствующих действительности, и непредставление надлежащего документа (заявления) – это нарушения, имеющие разные правовую природу. Исходя из этого очевидно, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации, как и полномочий по проверке представляемых на государственную регистрацию документов, является неполным.
В связи с изложенным целесообразно дополнить Закон о государственной регистрации указанием на право налоговых органов осуществлять проверочные действия в полном объеме, включая юридическую экспертизу, в том числе устанавливать соответствие вносимых изменений требованиям законодательства, а также фактическим обстоятельствам, для чего запрашивать и получать дополнительные документы (например, договор аренды помещения, находящегося по адресу, указанном в заявлении на государственную регистрацию и в учредительных документах общества).
Одновременно надлежит увеличить срок совершения регистрационных действия до, как минимум, 20 рабочих дней и расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотрев возможность отказа в связи с несоответствием вносимых в устав изменений требованиям законодательства и (или) фактическим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 14 Закона об АО изменения устава приобретают юридическую силу для третьих лиц с момента государственной регистрации или, в случаях, предусмотренных законом, — с момента уведомления регистрирующего органа о внесенных изменениях (например, в случае внесения изменений в части обособленных подразделений общества). Однако, как отмечается в п. 3 ст. 52 ГК РФ, юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Как указывается в юридической литературе, «эта норма актуальна в ситуациях, когда контрагенты при заключении договора исходили из того, что изменения в устав были должным образом приняты общим собранием акционеров и документы поданы на регистрацию (соответственно мы должны считать действительными заключенные при таких условиях сделки, даже если впоследствии изменения не были зарегистрированы)» (4).
Таким образом, установлен двоякий подход к определению момента, с которого вносимые в устав изменения имеют юридическую силу: 1) с момента принятия решения соответствующим органом управления – для акционеров общества и 2) с момента регистрации соответствующих изменений налоговым органом – для третьих лиц (кредиторов, контрагентов и пр. ).
В этой связи представляет интерес следующий пример из судебной практики (5).
Гражданин К.В.Г., являющийся акционером закрытого акционерного общества «Рыболовецкая агрофирма «Ейская», обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» о признании недействительными решений совета директоров от 22.06.2000 и 29.06.2000.
При рассмотрении дела установлено следующее.
22 июня 2000 года совет директоров ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» принял решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки среди акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций.
18 мая 2000 года общим собранием акционеров утвержден Устав ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» в новой редакции и избран совет директоров.
Совет директоров принял первое из оспариваемых решений еще до регистрации новой редакции Устава.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах» изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. При этом согласно пункту 2 статьи 14 изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации. Это означает, что для самих акционеров новая редакция устава (или соответствующие изменения и дополнения в устав) приобретает силу со дня принятия решения общим собранием акционеров. Исходя из такого понимания пункта 2 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах», кассационная инстанция пришла к выводу, что при совершении действий, связанных с принятием решений о размещении дополнительных акций, совет директоров был вправе руководствоваться новым Уставом уже с 18 мая 2000 года (то есть с даты утверждения новой редакции Устава), включая и те положения, в которых идет речь об объявленных акциях. Кроме того, по мнению кассационной инстанции, с даты утверждения Устава в новой редакции совет директоров также приобрел право принимать решения об увеличении уставного капитала. Такой вывод представляется правильным, однако требует некоторого уточнения. В соответствии с действующим законодательством решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг (равно как и отчет об итогах размещения) подлежат государственной регистрации. Поскольку соответствующий федеральный орган, уполномоченный осуществлять действия по регистрации выпусков ценных бумаг, является тем самым «третьим лицом», о котором идет речь в пункте 2 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах», применительно к рассматриваемому случаю это означает, что дополнительный выпуск акций ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» мог быть зарегистрирован только после государственной регистрации новой редакции Устава, поскольку (как можно понять из комментируемого Постановления) в прежней редакции Устава отсутствовали положения об объявленных акциях и о праве совета директоров принимать решения об увеличении уставного капитала. То есть получается, что совет директоров был вправе принимать решения о размещении дополнительных акций с даты утверждения новой редакции Устава, однако зарегистрировать соответствующее решение о выпуске дополнительных акций и отчет о размещении акций можно было только после государственной регистрации новой редакции Устава ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская».
***
1. М.В. Телюкина. Комментарий к ФЗ «Об акционерных обществах».
2. Формы документов, используемые при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
3. Постановление ФАС Московского округа в Постановлении от 20 апреля 2005 г. N КГ-А40/3177-05
4. М.В. Телюкина. Там же.
5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2005 N Ф08-6115/2004
Статья опубликована в журнале «Акционерный вестник», №1-2 (51), январь-февраль 2008 г
ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВ: НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО ВАЖНО!
23.04.2021
28 апреля 2021 года вступают в силу изменения в Закон о хозяйственных обществах. Обзор основных изменений мы уже представляли в публикации
от 03.03.2021 года.
В настоящем материале речь пойдет о том, какие изменения стоит, на наш взгляд, вносить в устав хозяйственного общества в свете новой редакции Закона от 28.04.2021 года.
Законодатель не устанавливает обязательства по внесению изменений (дополнений) в устав по факту вступления в силу новой редакции Закона, однако хозяйственные общества обязаны при первом после вступления в силу Закона внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы привести их в соответствие с действующим законодательством. До приведения уставов хозяйственных обществ в соответствие с изменившимся законодательством, они действуют в части, не противоречащей новой редакции Закона.
Несмотря на то, что обязанность незамедлительного внесения изменений в устав хозяйственного общества в связи с изменением законодательства не предусмотрена, мы все же рекомендуем внести некоторые изменения в устав для целей использования в полной мере предоставленных новым Законом возможностей.
Наши рекомендации:
1. Новая норма Закона гласит о возможности поощрения и мотивации членов Совета директоров, исполнительного органа и (или) работников ООО (ОДО) путем безвозмездной передачи либо продажи доли в уставном фонде ООО (ОДО), если такая доля имеется на балансе и не распределена среди участников ООО (ОДО). Такой опцион возможен по решению общего собрания, принятому всеми участниками общества единогласно, в случае если такая возможность прямо предусмотрена уставом.
Применительно к акционерным обществам осуществление эмиссии акций дополнительного выпуска в целях последующей их безвозмездной передачи либо продажи членам совета директоров, исполнительного органа и (или) работникам акционерного общества возможна при исполнении ими условий, предусмотренных локальными правовыми актами, утвержденными общим собранием акционеров, и (или) гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами.
2. При отчуждении участником своей доли (части доли) в уставном фонде хозяйственного общества третьему лицу отныне участнику не потребуется получать согласие других участников общества на такое отчуждение, если такая необходимость не предусмотрена уставом. Если есть желание обойтись без получения согласия – вносим изменения в устав.
3. В отношении закрытых акционерных обществ отменено ограничение по количеству акционеров (не более 50), количество акционеров может быть ограничено лишь уставом.
4. Касательно Общего собрания участников (акционеров):
4.1. В новой редакции Закона уточняется срок для поступления предложений в повестку дня внеочередного общего собрания: предложения должны поступить не позднее 7 дней до даты проведения внеочередного собрания, предложения о выдвижении кандидатов в совет директоров, исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры), — не позднее 10 дней, при избрании членов совета директоров кумулятивным голосованием — не позднее 30 дней. Норма носит диспозитивный характер, сроки могут быть уменьшены или увеличены уставом хозяйственного общества.
4.2. В период пандемии особую важность и значимость приобретают положения нового Закона о возможности использования при организации созыва и проведении общего собрания систем дистанционного обслуживания. Важное условие: случаи и порядок использования данной возможности должны устанавливаться уставом (решение о внесении в устав соответствующих изменений должны быть приняты всеми участниками хозяйственного общества единогласно).
4.3. Изменяется подход к подсчету голосов для определения кворума общего собрания, проводимого в заочной или смешанной форме: для учета голосов из бюллетеней в уставе обязательно необходимо предусмотреть порядок получения бюллетеней. Если данный порядок не прописан в уставе, провести общее собрание в заочной форме не получится ввиду отсутствия кворума.
5. Касательно Совета директоров:
5. 1. Перечень лиц, по требованию которых может созываться совет директоров, помимо исполнительного органа, члена совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудиторской организации (аудитора), может быть дополнен иными лицами, которые будут определены уставом.
5.2. Минимальный срок для извещения членов совета директоров о проведении заседания — не менее чем за 10 дней до даты его проведения – может стать еще меньше, если это закреплено в уставе.
5.3. Дистанционное участие в заседании совета директоров (т.е. с использованием систем дистанционного обслуживания) возможно при условии закрепления такой возможности в уставе.
6. По сделкам хозяйственных обществ:
6.1. По общему правилу взаимосвязанными сделками являются «однородные» сделки, совершенные с участием одних и тех же лиц, за последние 12 месяцев. Временной промежуток может быть уменьшен или увеличен в уставе.
6. 2. Право на внесение изменений в условия крупной сделки может быть передано на решение исполнительного органа общим собранием (или советом директоров) одновременно с принятием решения о совершении крупной сделки, но только в случае установления такой возможности в уставе.
7. В новой редакции Закона ограничен круг лиц, которым может быть предоставлена информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книге учета доходов и расходов), а также в протоколах заседаний совета директоров и коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества: такая информация может быть предоставлена участникам/акционерам, являющимся в совокупности владельцами десяти и более процентов долей (акций). Внимание: уставом может быть предусмотрено меньшее количество долей (акций).
Таким образом, внесение ряда изменений в устав хозяйственных обществ может благоприятно повлиять на осуществление последним своей деятельности, а также структурирование процессов его внутренней жизнедеятельности.
Мы будем рады проконсультировать Вас по вопросам, касающимся изменений в отношении правового регулирования деятельности хозяйственных обществ, а также оказать содействия по внедрению новшеств в работу ваших компаний, в том числе подготовку новых редакций уставов ваших обществ и иных документов, связанных с внесением изменений (дополнений) в устав хозяйственных обществ.
23/04/2021
ВСЕГДА ГОТОВЫ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫМИ!
«КОЛЛЕГИЯ» Юридическая компания
Острейко Юлия Юрьевна, Управляющий партнер, аттестованный юрист
Тел.: +375 (29) 608-79-47
E-mail: [email protected]
Получить консультацию специалиста по корпоративной практике можно по телефону +375 (29) 608-79-47 (Юлия)
Написание корпоративных уставов | LegalZoom
Написание корпоративных уставов Бретт Сембер, J.D.
Устав вашей корпорации содержит основные инструкции по ведению бизнеса. Написание четких и лаконичных уставов поможет вашей корпорации работать бесперебойно.
Бретт Сембер, J.D.
обновлено 02 мая 2022 г. · 2 минуты чтения
Одним из самых важных шагов в создании корпорации является создание корпоративного устава. Думайте о них как о конституции вашей корпорации.
Корпоративный устав обычно составляется после того, как вы подали документы о регистрации. В большинстве штатов требуется, чтобы вы создали подзаконные акты, но даже если ваш штат этого не делает, рекомендуется иметь их, чтобы вы могли создать структуру и процедуры, которым нужно следовать.
Пункты корпоративного устава
Ваш корпоративный устав может быть как кратким, так и обширным, как вы пожелаете. Обычно включаются следующие пункты:
- Корпоративная цель
- Основные сведения о корпорации, такие как адрес и местонахождение штаб-квартиры
- Порядок внесения изменений в устав и устав
- Имена должностных лиц и директоров корпорации, а также количество членов правления
- Как подбираются и, при необходимости, смещаются должностные лица и директора
- Требование о раскрытии директорами любых конфликтов интересов, которые могут у них возникнуть
- Возмещение ответственности директоров и должностных лиц корпорации
- Порядок ведения корпоративного учета
- Порядок разрешения внутренних споров, например, между членом правления и исполнительным директором
- Даты и порядок проведения годового собрания
- Требования вашей компании к кворуму для голосования
- Правила голосования прокси
- Как ваша корпорация выпускает акции, а также классы акций и количество каждого класса
- Обязанности, которые должен выполнять каждый офицер
Официальное оформление корпоративных уставов
После того, как ваши уставы будут написаны, они должны пройти голосование на совете директоров корпорации. После утверждения устав становится официальным и обязательным для вашей корпорации. Если в вашем штате требуются подзаконные акты, вы должны подать их в офис государственного секретаря штата или в агентство в вашем штате, которое управляет корпорациями. Убедитесь, что каждый член правления и должностное лицо получили устав, чтобы они могли ознакомиться с ним.
Использование вашего устава
Важно помнить, что устав содержит правила, которым должна следовать ваша корпорация в своей деятельности. Если когда-либо возникнет вопрос о процессе или процедуре, проверьте свой устав для ответа. Вам также может потребоваться раскрыть свои уставы потенциальным кредиторам или инвесторам, а также банкам и страховым компаниям.
Внесение поправок в устав
Если в какой-то момент вы обнаружите, что вам необходимо внести поправки в устав вашей корпорации, ознакомьтесь с процедурой для этого в уставе. Большинство подзаконных актов с процедурами внесения поправок требуют созыва собрания совета директоров и проведения голосования по поправке. В уставе должно быть указано, сколько голосов необходимо, но обычно правилом является большинство. Если поправка будет принята, вы должны будете изменить устав, чтобы отразить новую информацию, и, если этого требует ваш штат, подать измененный устав в соответствующий орган штата.
Устав вашей корпорации является дорожной картой того, как ваша корпорация ведет бизнес. Удостоверьтесь, что они написаны четко и тщательно, это может помочь вашей корпорации избежать любых неровностей на дороге.
Готовы начать свой корпоративный устав? УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Об авторе
Brette Sember, J.D.
Бретт Сембер, доктор юридических наук, занималась юридической практикой в Нью-Йорке, включая развод, посредничество, семейное право, усыновление, наследство и недвижимость,…
Читать больше
Похожие темы
Эта часть сайта предназначена только для информационных целей. Содержание
не юридическая консультация. Заявления и мнения являются выражением автора,
не LegalZoom, и не были оценены LegalZoom на точность,
полноты или изменения в законе.
Как внести поправки в устав некоммерческой организации | Внесение поправок в Устав
Перед изменением процедур вашей некоммерческой организации совет директоров должен обновить устав.
Кристин Матиас, адвокат
Устав некоммерческой организации — это юридический документ, устанавливающий правила и процедуры управления организацией. По мере роста или изменения некоммерческой организации совет директоров может вносить поправки в устав, например, увеличивать количество директоров или разрешать проведение виртуальных встреч. Правление должно убедиться, что поправки соответствуют законам штата о некоммерческих организациях и процедурам организации. В зависимости от типа поправки закон может потребовать, чтобы некоммерческая организация сообщала об обновлении государственным органам, IRS или и тем, и другим.
Когда обновлять устав
Ваш совет директоров должен регулярно пересматривать устав, чтобы убедиться, что он следует процедурам, изложенным в документе, и вносить обновления по мере необходимости. Как минимум, правление должно рассматривать устав всякий раз, когда в вашей организации происходят серьезные изменения, например, расширение до нового штата или слияние с другой организацией. Также рекомендуется ежегодно пересматривать устав. Ваша некоммерческая организация может запланировать пересмотр и обновление устава на ежегодном собрании (когда правление добавляет и удаляет членов и составляет стратегический план на предстоящий год).
Независимо от того, когда происходит проверка, правление должно найти время, чтобы тщательно просмотреть весь документ. Некоторые из положений, которые ваш совет может обновить, включают:
- количество директоров (вы можете увеличить их по мере роста вашей некоммерческой организации)
- продолжительность и ограничения сроков полномочий директоров (вы можете уменьшить продолжительность сроков и установить ограничения, чтобы внести свежие идеи и точки зрения, или увеличить продолжительность сроков полномочий, чтобы обеспечить согласованность советов директоров)
- офисы вашей некоммерческой организации (организация может добавить должность, например, вице-президента)
- ваши требования к кворуму (количество голосов, необходимое совету директоров для принятия решений, которое может измениться по мере роста числа директоров)
- ваш способ уведомления о встречах и других обновлениях (возможно, вы захотите добавить адрес электронной почты или телефон в дополнение к почте)
- правила, касающиеся виртуальных встреч (например, следует ли проводить их по видеосвязи или только по телефону), и
- для членства в некоммерческих организациях, членских взносов и квалификации (для получения дополнительной информации см. нашу статью о членстве в некоммерческих организациях).
Ознакомьтесь с законами вашего штата
Прежде чем вносить поправки в свои уставы, ознакомьтесь с законами вашего штата о некоммерческих организациях, чтобы убедиться, что обновления соответствуют им. Например, прежде чем менять количество директоров, ознакомьтесь с законами вашего штата относительно минимального количества директоров. Точно так же законы вашего штата о некоммерческих организациях могут предписывать минимальный кворум, требуемые должности (например, президента или секретаря) или запрещать одному и тому же лицу занимать более одной должности.
Проект поправки
Как только вы подтвердите, что изменение соответствует законам штата, вы можете составить проект поправки. Иногда этот процесс так же прост, как добавление нового положения в устав, в то время как другие изменения могут затронуть несколько положений и потребуют от вас внесения изменений во все положения устава. Обязательно просмотрите весь документ, чтобы убедиться в единообразии формулировок. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно законности предлагаемых вами изменений, проконсультируйтесь с юристом, который хорошо разбирается в некоммерческом праве.
Например, при изменении месяца ежегодного собрания вы, скорее всего, обновите только раздел, посвященный собраниям. Напротив, когда вы добавляете должность офицера и распределяете обязанности в уставе, вам следует просмотреть разделы, посвященные другим ролям должностных лиц (чтобы убедиться, что их обязанности не дублируются) и общее количество директоров (чтобы убедиться, что у вас достаточно людей для заполнения). нужные роли).
Просмотрите и следуйте процедурам обновления
Просмотрите свой устав, чтобы определить процесс внесения поправок, и убедитесь, что ваши процедуры соответствуют законодательству штата. Некоторые из правил, которые вы должны проверить, включают:
- количество голосов директоров, необходимое для принятия поправки (большинство или единогласно)
- необходимое количество голосов участников (для некоммерческих организаций)
- должны ли директора или члены получать уведомление о поправке до голосования (которое может длиться 30 дней или дольше)
- , должны ли вы провести собрание директоров или участников для обсуждения поправки, и
- , могут ли директора или участники голосовать по электронной почте или по почте, или они должны голосовать лично.
Если в уставе ничего из вышеперечисленного не сказано, ознакомьтесь с уставом некоммерческой организации вашего штата и соблюдайте минимальные требования.
Подача поправок в государственные органы
В зависимости от поправок и законов вашего штата вам может потребоваться обновить информацию государственных органов и IRS. Во многих штатах вы можете сообщать об изменениях в своей ежегодной документации, например в годовом отчете. В других штатах вы должны подать свидетельство об изменении или поправку к своим учредительным документам (например, к учредительным документам). Проконсультируйтесь с вашим государственным секретарем, чтобы определить требования для вашей организации.
Вы должны уведомить IRS о внесении структурных или оперативных изменений, которые включают такие поправки, как увеличение числа директоров, добавление необходимых офисов или изменение вашей миссии. Если вы вносите неструктурные изменения, например разрешаете уведомление о собрании по электронной почте, вам, скорее всего, не нужно уведомлять IRS.