Напротив, при отказе в заключении трудового договора по причине отсутствия у работника регистрации*(2) работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме того, лицо, которому отказано в заключении трудового договора, вправе обжаловать такой отказ в суде (часть шестая ст. 64 ТК РФ). *(1) Распространенное убеждение о незаконности приема на работу иногородних граждан основывается на нормативных правовых актах времен Союза ССР, которые в настоящее время отменены. Так, ст. 181 недействующего сейчас КоАП РСФСР предусматривала ответственность за прием на работу граждан, проживающих без прописки. Аналогичная норма была предусмотрена также и в п. 36 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 N 677.
В пункт 12 формы Т-2 вносятся сведения об адресе места жительства работника.Действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работника предоставлять работодателю сведения об изменении адреса.В то же время такая обязанность установлена пенсионным законодательством. Работники обязаны предоставлять сведения работодателю и заполнять необходимые документы в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Работник (застрахованное лицо) обязан предъявить работодателю (страхователю) документы, подтверждающие сведения о новом адресе, и заполнить соответствующие формы (абзацы второй и четвертый п.
2 ст. 9, п. 2 ст.Именно поэтому во многих организациях с иногородними работниками заключают срочные трудовые договоры на срок их временной регистрации и отказывают в продлении договора, мотивируя это требованиями закона к работодателю по организации воинского учёта. Однако временное прикрепление иногороднего гражданина к соответствующему военному комиссариату — его личная обязанность как гражданина РФ, и работодатель не должен проверять её выполнение.Все обязанности последнего ограничиваются ведением учёта и подачей соответствующих сведений (раздел IV Положения о воинском учёте). Отдельно хотелось бы остановиться на сроке трудового договора с иногородними работниками. Как уже упоминалось, многие работодатели заключают трудовые договоры только на срок временной регистрации гражданина по месту его жительства. Правомерно ли это с точки зрения трудового законодательства? Если обратиться к ст.
Для разрешения возникшей ситуации рекомендуется обратиться за разъяснениями в Минфин, т. к. в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса России, плательщики налогов и сборов имеют право получать от Министерства финансов России разъяснения (в письменном виде) по вопросам применения законов о налогах и прочих сборах. Полученные рекомендации позволят избежать споров с налоговой инспекцией и исключат возможную вину в совершении налогового правонарушения. Прописка по месту работы Граждане России вправе быть прописанными в одном регионе, а работать в другом. Прописка по месту работы необязательна, и работодатель не вправе выдвигать такое условие. Так, ст. 3 Трудового кодекса России запрещает дискриминацию в трудовой сфере из-за места жительства гражданина, а ст.
Кроме того, из рассматриваемой нормы Правил работы рынков вытекает, что и работники — жители Московской области, которые приезжают в Москву для выполнения трудовых функций и находятся на ее территории в течение рабочего дня или рабочей недели, также не могут работать продавцами на рынках г. Москвы. Такое положение тоже не соответствует ни ТК РФ, ни Закону N 5242-1, ни Правилам регистрации. Порядок налогообложения В налогообложении иногородних работников, а также их работодателей (организаций и физических лиц) каких-либо особенностей не имеется, за исключением налогообложения выплат (компенсаций), производимых иногороднему работнику в связи с переездом к месту работы.
Налог на прибыль При приеме на работу иногороднего жителя у организации могут возникнуть расходы как признаваемые, так и не признаваемые в целях налогообложения прибыли. 1.В п.6 разд.5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, указано, что расходы, связанные с набором персонала, не учитываются для целей налогообложения, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала. Подобные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения (пп.8 п.1 ст.264 НК РФ). На данную позицию МНС России по этому вопросу ссылается и Минфин России в Письме от 28.02.2003 N 04-02-05/2/10.tk-advokat.ru
Негативные моменты, которые могут возникнуть при трудоустройстве без регистрации Главный вопрос, возникающий при попытке устроиться на желаемую работу без прописки или хотя бы временной регистрации в данном городе – чем это грозит работодателю или работнику? Является ли данное действие правонарушением? Для работника Основной сложностью для будущего работника является сам поиск работы. Отказ в приеме на работу из-за отсутствия временной или постоянной регистрации незаконен, но обычно свой отказ работодатель объясняет иными причинами. Только высокая квалификация соискателя в сочетании с дефицитом специалистов данного профиля помогут убедить работодателя в обратном. В тех случаях, когда прием на работу все же свершился, а регистрация по месту пребывания или жительства отсутствует, нужно быть готовым к риску ответить за отсутствие прописки рублем. В соответствии со ст.
Перечень документов для трудоустройства в РФ При устройстве на работу соискатель должен предоставить работодателю документы, которые перечислены в ст. 65 Трудового кодекса России:
Возможна ситуация, связанная с оплатой организацией расходов по оформлению виз, приобретению авиабилетов и проживанию граждан, которые не являются на момент возникновения таких расходов работниками данной организации. Такие расходы могут осуществляться в отношении иностранных или российских граждан, приглашенных на собеседование для рассмотрения возможности приема на работу. В результате собеседования принимается решение о приеме работника на работу либо о нецелесообразности приема.
В соответствии с пп.8 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.
Так, расходы по переезду работника и членов его семьи (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда; водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы; воздушным транспортом — в салоне экономического класса; автомобильным транспортом — в автотранспорте общего пользования (кроме такси).По крайней мере в ст. 65 «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» ТК РФ такой документ, как свидетельство о регистрации по месту пребывания, не упоминается. (Тем не менее в московском законодательстве обнаруживаются положения, противоречащие указанной норме ТК РФ. Так, продавцы, осуществляющие торговую деятельность на московских рынках, обязаны в течение всего периода работы иметь документ, подтверждающий личность (паспорт или иной документ), а иногородние лица — ещё и документы, подтверждающие их регистрацию по месту пребывания в г. Москве (п. 7.5 Правил работы рынков в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2001 № 580-ПП). Это означает, что работодатель, принимая на работу продавцов, будет вынужден отказывать в трудоустройстве иногородним жителям, не зарегистрированным в г. Москве.
В ст. 57 ТК РФ не содержится нормы, обязывающей указывать адреса сторон в трудовом договоре — ни адрес работодателя, ни адрес работника.Как быть в случае трудовых споров? На какой адрес отправлять уведомления работнику — на адрес, который указан в личной карточке (Т-2)?Верно ли, что если адрес у работника меняется, то он не обязан информировать об этом работодателя, и ответственность за это не установлена? Действительно, ст. 57 ТК РФ, предусматривающая требования к содержанию трудового договора, не обязывает указывать в нем сведения об адресах сторон договора. Однако по усмотрению сторон трудовых отношений сведения об адресе работника и работодателя могут быть внесены в трудовой договор.постановлениемСведения об адресе работника (по паспорту и фактический) должны быть указаны в личной карточке работника. Форма личной карточки работника утверждена Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон N 5242-I), а также противоречит части второй ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию. Таким образом, работодатель не только вправе, но и обязан заключить трудовой договор с таким соискателем, если его удовлетворяют деловые качества последнего. При этом каких-либо санкций для работодателя в случае трудоустройства граждан, не имеющих регистрации, действующее законодательство не предусматривает.
Если гражданин проживает без регистрации по месту пребывания, возможно лишь привлечение его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: проживание или пребывание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда. Дела о таких правонарушениях возбуждают и рассматривают органы внутренних дел (милиция) в лице начальников (заместителей) органов внутренних дел и (или) участковых уполномоченных милиции (ст.23.3 КоАП РФ).
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. Tasha [e-mail скрыт] Российская Федерация #1[52901] 4 августа 2009, 15:11 Оценок нет Подскажите, что-то я запуталась … Какой адрес сотрудника указывать в трудовом договоре и в др.
доках по прописке(в паспорте) или по регистрации по месту пребывания (сотрудник иногородний, а у нас зарегистрирован по месту прибывания на 1 год)??? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… ЮЛЕК [e-mail скрыт] Российская Федерация, Киров #2[52902] 4 августа 2009, 15:13 Я бы оба указала Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…
Какой адрес должен быть указан в трудовом договоре с работником организации, Юридический или адрес фактического место нахождения и осуществления деятельности организации!?
Ответ на вопрос:
В обязательном порядке адрес работодателя отражается только при указании места работы сотрудника в трудовом договоре. При этом местом работы может быть организация (обособленное подразделение) и в качестве его местонахождения нужно указать населенный пункт без конкретного адреса.
Юридический адрес организации работодатель может отразить в реквизитах трудового договора.
К обязательным условиям трудового договора ни юридический, ни фактический адрес работодателя не отнесены. Однако работодатель вправе отражать в трудовом договоре дополнительные условия и сведения, которые не ухудшают положения работника по сравнению с установленными на законодательном или локальном уровне.
Такие правила установлены статьями 9 и 57 Трудового кодекса РФ.
Так, в реквизитах трудового договора, как правило, отражают юридический адрес организации.
Место работы – обязательное условие трудового договора (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В качестве места работы в организации и ее подразделениях, которые находятся в той же местности, что и головная организация, можно указать только населенный пункт, где располагается головная организация (Обзор Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 г).
Обязательным условием трудового договора работника обособленного подразделения, которое расположено в отличной от головной организации местности, является наименование обособленного подразделения и его местонахождение (абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
При этом местом нахождения и организации и обособленного подразделения является населенный пункт или муниципальное образование, где оно зарегистрировано (п. 2 ст. 54 ГК РФ), а не его конкретный адрес (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ситуация: Как оформить кадровые документы при изменении адреса организации
При изменении адреса организации кадровой службе необходимо:– заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками.
Это касается тех случаев, когда адрес организации указан в трудовом договоре в качестве уточнения места работы сотрудника или в реквизитах сторон (ст. 57 ТК РФ). Подробнее о том, как это сделать, см. Как изменить трудовой договор;– внести новый адрес в шаблоны (бланки) кадровых документов, которые содержат такой реквизит (п. 4.7 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст).
Если смена адреса вызвана переездом работодателя в другой населенный пункт, то дополнительно кадровой службе необходимо оформить перевод сотрудников на работу в другую местность (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).
2. Ситуация: Как прописать место работы в трудовом договоре
Впишите в договор наименование организации и населенный пункт, где она находится. Объясняется это следующим. Место работы – это организация, расположенная в определенном населенном пункте, с которой сотрудник заключил трудовой договор (Обзор Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 г.). А местонахождение организации определяют местом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Место работы – одно из обязательных условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ). При этом адрес компании в реквизитах не подменяет его.
Насколько подробно описать место работы в тексте трудового договора, решает сам работодатель. Можно указать только наименование организации, а можно дать и более детальную информацию: указать населенный пункт или прописать точный адрес, вплоть до номера офиса или рабочего кабинета. Из этого правила есть исключение: отражать подразделение и его адрес обязательно, если сотрудника принимают на работу в филиал или обособленное подразделение, расположенное в другой местности (абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Совет: не детализируйте место работы, если организация часто переезжает или имеет несколько офисов в одном населенном пункте и сотрудник будет работать в разных местах. Укажите только название компании или название и населенный пункт. Иначе при смене адреса, по которому сотруднику нужно прийти на работу, придется каждый раз оформлять перевод и получать согласие сотрудника (ст. 72.1 ТК РФ). Например, организация «Ромашка» имеет сеть магазинов в Москве и принимает на работу продавца. Не указывайте название и адрес конкретного магазина, иначе вы не сможете на время болезни коллеги перебросить этого продавца на работу в другой магазин без его согласия.
Из ответа «Как создать типовой шаблон трудового договора для организации»
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
25.10.2017
С уважением и пожеланием комфортной работы, Роман Кондратюк,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Обязательно ли указывать в Трудовом договоре с работником, гр. РФ адрес его проживания (регистрации)? В ст.57 ТК РФ нет на это никакого указания?
Ответ на вопрос:
Адрес регистрации или проживания работника не является обязательным реквизитом для включения в трудовой договор.
Однако указать адрес работника в тексте трудового договора в качестве дополнительного реквизита ошибкой не будет.
Пример заполнения см. http://www.1kadry.ru/#/document/118/21095/dfas7x09o4/
Подробности в материалах Системы Кадры:
Ситуация:Какие сведения нужно указать в разделе «Адреса, реквизиты и подписи сторон» трудового договора
В последнем разделе «Адреса, реквизиты и подписи сторон» обязательно укажите следующие сведения:
Это следует из абзацев 3–5 части 1 статьи 57 Трудового кодекса РФ.
Трудовой договор должны подписать представитель работодателя и сотрудник (ч. 1 ст. 61 ТК РФ). Поэтому в разделе «Адреса, реквизиты и подписи сторон» предусмотрите место для подписей сотрудника и работодателя.
Из ответа «Как создать типовой шаблон трудового договора для организации»
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
13.04.2017
С уважением и пожеланием комфортной работы, Роман Кондратюк,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
В трудовом договоре обязательно должно быть указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения*(1). Отметим, что данное требование распространяется на все случаи заключения трудовых договоров. В частности, стороны обязаны определить условие о месте работы и при заключении трудового договора о дистанционной работе*(2).
При этом законодатель не уточняет, какое именно значение вкладывается им в термин «место работы». Более того, из содержания Трудового кодекса следует, что в разных его нормах указанное понятие использовано в различных смыслах.
Так, например, в статьях 72.2, 73, 114, 121, 167, 170, 187, 212, 219, 220, 256 Трудового кодекса под местом работы понимается должность, которую занимает работник, в статьях 64, 325 — работодатель, а в статье 297 — место выполнения работником трудовой функции.
Таким образом, сложность проблемы толкования термина «место работы» как условия трудового договора заключается не только в отсутствии каких-либо пояснений законодателя по данному вопросу непосредственно в статье 57 Трудового кодекса, но и в невозможности использования для объяснения данного термина иных норм трудового законодательства ввиду отсутствия у законодателя сколь-либо унифицированного подхода к дефиницированию указанного понятия.
Позиция Верховного Суда РФ
Вопрос о том, что следует понимать под местом работы, о котором идет речь в статье 57 Трудового кодекса, был затронут в обзоре Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях*(3). Как указал Верховный Суд РФ, в теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение.
Вместе с тем, говоря о понимании указанного термина, сложившемся в теории трудового права, Верховный Суд РФ явно упускает из виду, что до сих пор не сформировалось ни единого, ни даже превалирующего подхода к толкованию термина «место работы». Специалисты преимущественно приходят к согласию лишь в том, что понятия «место работы» и «рабочее место» не тождественны*(4). Данный вывод следует как из самой формулировки нормы части второй статьи 57 Трудового кодекса, так и из части четвертой этой же статьи, согласно которой условие о рабочем месте является дополнительным и включается в трудовой договор лишь по соглашению сторон. А поскольку под рабочим местом законодатель понимает место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя*(5), то «место работы» должно подразумевать нечто иное. Однако по вопросу о том, что именно это «иное», в теории трудового права никакого единого мнения нет.
Использованная Верховным Судом РФ формулировка также не позволяет с однозначностью заключить, придерживаются ли сами судьи озвученной ими точки зрения. Однако включение указанного тезиса в Обзор, по нашему мнению, все же предполагает, что и сам Верховный Суд РФ считает его справедливым.
Таким образом, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ условие о месте работы в трудовом договоре фактически должно состоять из двух элементов:1) наименования организации-работодателя;2) указания местности, в которой такая организация расположена. При этом под местностью понимается населенный пункт в пределах существующего административно-территориального деления*(6).Отметим, что аналогичный подход к дефиницированию термина «место работы» встречался в судебной практике и ранее*(7).Местность как место работы
Указание в качестве места работы местности действительно представляется необходимым, что подтверждается анализом статей 72 и 72.1 Трудового кодекса. Так, в соответствии с частью первой статьи 72.1 перевод на работу в другую местность вместе с работодателем является переводом на другую работу. А как следует из статьи 72, перевод на другую работу является частным случаем изменения определенных сторонами условий трудового договора. Таким образом, перевод работника в другую местность должен влечь за собой изменение условий трудового договора. А поскольку по умолчанию перевод на работу в другую местность предполагает изменение лишь собственно местности, следует заключить, что определенная местность изначально должна быть указана в трудовом договоре. К выводу о необходимости указания в качестве места работы определенной местности приходят и некоторые суды*(8).
В то же время, на наш взгляд, в некоторых случаях будет неверным указание в трудовом договоре в качестве места работы местности, в которой располагается организация или ее структурное подразделение, для работы в котором принимается работник. Так, считаем недопустимым такое определение места работы в ситуациях, когда работник осуществляет свою трудовую деятельность в местности, в которой не создано ни одного структурного подразделения работодателя (например, при дистанционной работе). Правовой смысл включения в трудовой договор условия о месте работы, по нашему мнению, заключается в защите интересов работника в части его права на выполнение работы на определенной удобной для него территории, а также предоставлении установленных законом гарантий, связанных с работой в определенной местности.
Таким образом, в качестве места работы должна указываться местность, в которой работник фактически осуществляет свою трудовую деятельность. В противном случае достижение вышеназванных целей было бы невозможным. В пользу данной точки зрения также можно привести разъяснения Минфина России, данные им совместно с Минтрудом России*(9), и упоминавшееся выше письмо Роструда N ПГ/8960-6-1.
Указание конкретного адреса выполнения трудовых обязанностей
Отметим также, что некоторые специалисты считают недостаточным указание в трудовом договоре лишь определенной местности, высказывая мнение о необходимости конкретизации условия о месте работы до адреса, по которому работник осуществляет трудовую деятельность. Однако, по нашему мнению, в общем случае наличие соответствующей обязанности из содержания Трудового кодекса не следует.
Данный вывод основывается, в частности, на формулировке самой нормы абзаца второго части второй статьи 57 Трудового кодекса, в соответствии с которой требования к указанию места работы в трудовом договоре меняются в том случае, если работник принимается на работу в обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, а не по другому адресу. Кроме того, в случае, когда работник принимается для работы в обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, место работы определяется с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Формулировка «место работы с указанием местонахождения», по нашему мнению, предполагает, что понятие «место работы» должно быть шире понятия «местонахождение». И если под местонахождением действительно логично понимать конкретный адрес структурного подразделения, в котором трудится работник, то место работы в таком случае должно определяться с меньшей степенью локализации. Возможность указания места работы без упоминания конкретного адреса также следует и из части третьей статьи 72.1 Трудового кодекса. Формулировка данной нормы позволяет заключить, что законодатель допускает возможность того, что перемещение работника у определенного работодателя на другое рабочее место или в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, не повлечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора*(10).
Таким образом, в общем случае указание в трудовом договоре в качестве места работы конкретного адреса, по которому работник выполняет свою трудовую функцию, не является обязательным. Данный вывод находит отражение и в судебной практике*(11). Отметим, что в данном деле по предписанию проверяющего из трудовой инспекции работодатель должен был указать в трудовом договоре с сотрудником недостающее условие, а именно место работы — обособленное или структурное подразделение и его местонахождение. Но так как все обособленные подразделения работодателя располагались в пределах одного населенного пункта (города), то суд не увидел необходимости в конкретизации адреса места работы.
Вместе с тем, если работник принимается для работы в обособленном структурном подразделении, находящемся в другой местности, указание конкретного адреса данного структурного подразделения действительно представляется необходимым*(12). Однако и в случае приема работника на работу в головную организацию или обособленное структурное подразделение, находящееся в той же местности, стороны вправе уточнить условие о месте работы до указания конкретного структурного подразделения, в которое принимается работник, и его местонахождения*(13).Юридический адрес работодателя
Отметим, что в судах тезис об обязанности сторон по конкретизации места работы до некоего адреса зачастую принимает вид указания на необходимость определения места работы через юридический адрес работодателя*(14).Однако данное утверждение, по нашему мнению, является некорректным в силу того, что далеко не во всех случаях работник фактически работает по юридическому адресу работодателя. Следовательно, такое определение места работы может привести к тому, что условия трудового договора не будут отражать объективно существующие условия труда работника, что является недопустимым, например, отсутствие систем кондиционирования и вентиляции.
Наименование организации-работодателя
Что же касается вопроса об указании в качестве места работы наименования организации-работодателя, то это представляется автору излишним. Наименование работодателя и так указывается в трудовом договоре в составе сведений о его сторонах*(15). А учитывая, что обязанность по предоставлению сотруднику работы, обусловленной трудовым договором, лежит именно на работодателе как на стороне трудовых отношений, никакая другая организация в любом случае не могла бы выступать в качестве места работы сотрудника. В судах также встречается позиция, в соответствии с которой наименование работодателя является именно одним из сведений о сторонах трудового договора, но не его условием*(16).
Бессмысленность указания наименования работодателя в качестве условия трудового договора определяется еще и тем, что, по мнению автора, такое наименование в любом случае нельзя считать согласованным сторонами условием трудового договора.
Как следует из норм Трудового кодекса, трудовой договор регулирует именно трудовые отношения между работником и работодателем*(17). Обязанность же организаций иметь наименование и право (а в отдельных случаях — обязанность) на его изменение устанавливаются гражданским законодательством и находятся за рамками трудовых отношений. Реализация работодателем прав и исполнение обязанностей, связанных с его наименованием, не могут быть поставлены в зависимость от положений трудового договора и не могут требовать согласования с работником. Таким образом, указание в качестве места работы наименования организации-работодателя, по мнению автора, не приведет к включению данных сведений в состав условий трудового договора.
Однако, несмотря на сказанное, суды очень часто делают вывод о необходимости указания наименования работодателя при определении условия о месте работы. Причем если в одних судебных решениях данная информация представляется лишь одним из элементов условия о месте работы*(18), то в других случаях судьи считают указание самого наименования работодателя достаточным для определения данного условия*(19).
Как видно, Верховный Суд РФ также посчитал включение данных сведений в состав условия о месте работы необходимым. В связи с этим, во избежание возможных споров и претензий со стороны проверяющих органов, автор полагает упоминание наименования работодателя при определении места работы работника целесообразным, тем более что, как было сказано выше, никаких юридических последствий это за собой не влечет.
Таким образом, на взгляд автора, при формулировании условия о месте работы в трудовом договоре сторонам следует указывать следующую информацию:1) наименование работодателя;2) местность, в которой работник будет фактически выполнять свою трудовую функцию.В общем случае формулировка соответствующего условия может иметь примерно следующий вид: «Местом работы работника является ООО „Ромашка“ (г. Москва)».
Если же работник принимается для работы в обособленное подразделение организации, находящееся в другой местности, то при определении условия о месте работы сторонам следует указать наименование работодателя, структурное подразделение и его адрес: «Местом работы работника является филиал ООО „Ромашка“, расположенный по адресу г. Пермь, ул. Строителей, д. 15».
*(1) ч. 2 ст. 57 ТК РФ*(2) письмо Роструда от 07.10.2013 N ПГ/8960-6-1 (далее — Письмо N ПГ/8960-6-1)*(3) утв. Президиумом ВС РФ 26.02.2014 (далее — Обзор)*(4) определения Свердловского областного суда от 18.09.2012 N 33-11596/2012, Тульского областного суда от 09.02.2012 N 33-380, Амурского областного суда от 19.01.2011 N 33-281/11*(5) ст. 209 ТК РФ*(6) п. 16 пост. Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2*(7) решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11.11.2013 N 2-2091/2013*(8) определение Ростовского областного суда от 08.12.2011 N 33-16435*(9) письмо Минфина России от 01.08.2013 N 03-03-06/1/30978*(10) определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.06.2011 N 33-8353*(11) определение Брянского областного суда от 14.08.2012 N 33-2598/12*(12) определение Ростовского областного суда от 16.09.2013 N 33-11864*(13) ч. 4 ст. 57 ТК РФ*(14) определения Саратовского областного суда от 29.03.2012 N 33-1475/2012, Тульского областного суда от 09.02.2012 N 33-380*(15) ч. 1 ст. 57 ТК РФ*(16) определение Ростовского областного суда от 18.11.2013 N 33-14738*(17) ч. 1 ст. 9 ТК РФ*(18) определения Астраханского областного суда от 15.04.2014 N 33-1128/2014, Челябинского областного суда от 08.04.2014 N 11-3444/2014, от 17.09.2013 N 11-10096/2013*(19) определение Астраханского областного суда от 29.09.2010 N 33-2650/10
garant-rostovdon.ru