Большинство иных способов закупки — конкурентные. Конкурентные закупки


Чем конкурентные закупки отличаются от неконкурентных

Расскажем об особенностях неконкурентных и конкурентных способов закупки, об их обосновании, а также, в каких случаях проводится запрос предложений и чем отличается запрос котировок от запроса предложений.

Статья 24 Федерального закона №44 определяет способы закупок, которые можно применять заказчикам. Две основные группы – конкурентные закупки и неконкурентные. Конкурентные закупки – это закупки, за право победить в которой участвуют несколько поставщиков, а неконкурентные – закупки у единственного поставщика. Заказчик имеет право самостоятельно выбирать, каким способом определять поставщика, за исключением ряда случаев, отдельно оговоренных в законе.

Неконкурентные способы закупки

Неконкурентная закупка – это закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика. Подобный способ закупки, в отличие от конкурентной, не подразумевает проведение конкурса или аукциона, фактически, заказчик не выбирает между несколькими исполнителями, а сразу обращается к конкретному поставщику.

Для того, чтобы заключить контракт с единственным поставщиком, заказчик должен предоставить обоснование цены контракта. Все основания для данного метода определены статьей 93 Федерального закона № 44 и составляют 52 различных случаев. Все случаи смотрите в живой таблице в журнале "Госзакупки.ру" »

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.

Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  

         

В практике госзакупок чаще всего используются два обоснования:

Кроме того, закон обязывает заказчика выбрать неконкурентный способ закупки (закупку у единственного поставщика) в том случае, когда закупка, проводимая путем конкурентной процедуры, не состоялась по причине подачи всего одной заявки или в случае признания только одной заявки соответствующей требованиям.

Обоснование закупок у единственного поставщика

Важно отметить, что при выборе неконкурентного способа закупки заказчик должен предоставить отчет о невозможности и нецелесообразности использования иных способов закупок (часть 3 статьи 93 закона 44-ФЗ).

В данном отчете заказчик должен предоставить убедительные доказательства, на основе которых он выбрал работу с единственным поставщиком. В качестве обоснований могут выступать ссылки на законодательные акты и нормы, а также любые другие документы, подтверждающие законность и экономические преимущества данного метода.

Карта сроков для всех конкурентных процедур

☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время — один день — на прохождение казначейского контроля.

— Из статьи журнала Госзакупки.ру «Карта сроков для всех конкурентных процедур»

Конкурентные закупки

Конкурентные способ закупки – это способ, при котором заказчик осуществляет выбор исполнителя на конкурсной основе среди подходящих поданных заявок. Конкурентные процедуры закупок – это наиболее приемлемый способ осуществления выбора исполнителей для крупных и длительных госконтрактов. Конкуренция позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя среди большого количества претендентов.

Выделяют две основные группы конкурентных закупок: закрытые и открытые.

Закрытые закупки применимы только для конкурсов (в том числе двухэтапных и с ограниченным участием) и аукционов. Подача заявок на закрытые аукционы принимается только от тех исполнителей, которые предварительно получили приглашение от заказчика (статья 84).

Открытые закупки – это запрос предложений и запрос котировок, электронный аукцион, конкурс. Стать участником открытых закупок может любая организация.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:«Как описать объект закупки в 2018 году»

Закупка способом запроса предложений

Запрос предложений - относительно новый способ проведения закупок, однако он уже стал одним из самых часто употребимых. Он относится к конкурентным процедурам и предполагает способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых товарах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения данных в единой информационной системе.

Победителем закупки при этом признается участник, предоставивший наиболее выгодное предложение. Преимущество данной методики в том, что процедура выбора поставщика максимально прозрачна, проста и проходит в короткие сроки.

Важно: отличие запроса котировок от запроса предложений

Многие путают эти способы. Поясним.Запрос предложений предполагает, что участники предлагают свои условия выполнения контракта, при этом условия не обязательно относятся исключительно к цене. При запросе котировок участники предлагают максимально низкую цену контракта. Победителем становится тот исполнитель, который назначил самую низкую стоимость.

Конкурентные и неконкурентные способы закупки имеют свои преимущества и недостатки и уместны в определенных условиях. При выборе способа проведения закупки необходимо ориентироваться на условия рынка, отрасль, в которой заключается контракт, а также другие специфические условия. Обоснования для обоих видов закупок представлены в 44-ФЗ.

Использование закупочных инструментов

При выборе конкретной модификации способа закупки необходимо учитывать следующие факторы.

1. Объём закупки Важно учитывать не столько номинальный размер начальной цены закупки, сколько его удельный вес в общем объеме закупок. Ведь то, что для небольшой компании может потребовать четверти бюджета, в огромном холдинге составит лишь доли процента от всех закупок.2. Специфика закупаемой продукции Важно здраво оценить возможности заказчика и сформулировать исчерпывающие требования к предмету закупки. Нужно найти баланс цены — качества среди различных вариантов продукции, каждый из которых способен удовлетворить потребность заказчика.

— Из статьи журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» «Выбор лучшего инструмента: способы закупок и их эффективное применение»

www.pro-goszakaz.ru

Способы отбора поставщика: неконкурентные, конкурентные — Контур.Закупки

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).

Неконкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника)

Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.

Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Аукцион

Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.

Электронный аукцион Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукцион Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. 

Конкурс (открытый конкурс)

Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

Критерии оценки:

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.

Порядок проведения:

  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурс Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Конкурс с ограниченным участием Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений  победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.  

Запрос предложений

Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.

Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других. 

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.

Переторжка  (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.

zakupki.kontur.ru

Конкурентный способ закупки - это... Что такое Конкурентный способ закупки?

 Конкурентный способ закупки

Конкурентный способ закупки (Competitive procurement procedure) — способ закупки, использующий состязательность предложений независимых продавцов (участников процесса). При этом организатор закупки, после переговоров (конкурентных переговоров) с достаточным для обеспечения эффективной конкуренции числом участников заключает договор с одним из них (или несколькими, если это оказалось необходимо).

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

  • Конкурентность благ
  • Конкурентоспособность

Смотреть что такое "Конкурентный способ закупки" в других словарях:

  • конкурентный способ закупки — Способ закупки, использующий состязательность предложений независимых продавцов (участников процесса). При этом организатор закупки, после переговоров (конкурентных переговоров) с достаточным для обеспечения эффективной конкуренции числом… …   Справочник технического переводчика

  • СТО 17230282.27.100.006-2008: Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования — Терминология СТО 17230282.27.100.006 2008: Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования: 3.2 документ, объявляющий о… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • запрос — 01.01.75 запрос [ query] (1): Требование на непосредственный вывод данных или на их извлечение из базы данных, основанное на заданных условиях. Примечание Примером является запрос в систему бронирования о наличии мест на конкретный рейс. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Запрос цен — (запрос котировок) (Price (quotes) inquiry) — 1. Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме… …   Экономико-математический словарь

  • запрос цен — запрос котировок 1. Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме цены, и приглашает подавать… …   Справочник технического переводчика

  • запрос цен — 3.9 запрос цен: 1 Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме цены, приглашает подавать предложения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • конкурс — 3.14 конкурс: Конкурентный способ закупки, предполагающий получение заявок не менее двух участников с обязательным заключением Договора с победителем (если таковой объявляется) и возможным возмещением ущерба участникам, если организатор конкурса… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Запрос предложений — (Offers inquiry) конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с… …   Экономико-математический словарь

  • запрос предложений — Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с квалифицированным участником,… …   Справочник технического переводчика

  • запрос предложений (в бизнесе) — запрос предложений Конкурентный способ закупки, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с… …   Справочник технического переводчика

economic_mathematics.academic.ru

Основные способы конкурентных закупок

При крупных закупках лучшие предложения обычно удается получить, проведя открытый конкурс (тендер) - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Контракт заключается с победителем конкурса - участником, подавшим предложение (конкурсную заявку), соответствующее требованиям конкурсной документации и содержащее наилучшие условия.

Поэтому в закупочной практике этот способ всегда рассматривается в качестве основного. Однако процедура открытого конкурса весьма длительна (не менее месяца) и ресурсоемка (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Поэтому в ряде случаев эффективными оказываются иные способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используются: 

  • Закрытый конкурс
  • Селективный конкурс
  • Двухэтапный конкурс 
  • Запрос цен (котировок)
  • Конкурентные переговоры
  • Запрос предложений
  • Закупка из единственного источника
  • Редукцион (аукцион, переторжка)

 

Все способы закупок условно можно разделить на две категории - конкурентные (проведения конкурсов, запросов котировок и т. п.) и неконкурентные (прямая закупка у поставщика).

Конкурсы подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики.

Если число поставщиков продукции ограничено, или же речь идет о сложном проекте, выполнить который может только высококвалифицированный поставщик, проводятся закрытые конкурсы, в которых участвуют только компании, специально приглашенные организатором конкурса. Закрытые конкурсы также проводятся при закупках продукции, связанных с обеспечением безопасности.

Открытые и закрытые конкурсы могут быть двухэтапными. Эта процедура обычно используется в случаях, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса, а также когда он считает целесообразным изучить возможности и варианты решения проблемы потенциальными поставщиками. Такой подход позволяет заказчику ознакомиться с возможностями поставщиков и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т. п.), формулировать свои окончательные требования.

При проведении двухэтапного конкурса участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, организатор конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают конкурсные заявки, подготовленные с учетом изменений в конкурсной документации, указывая в них также цены.

Селективный конкурс является своеобразным компромиссом между открытым и закрытым. Подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.

При относительно небольших объемах закупок серийной продукции используется способ запроса ценовых котировок, в ходе которого, после запроса цены на одну и ту же продукцию у разных поставщиков, выбирается самое дешевое предложение. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков, причем сравниваться должна однотипная продукция. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку.

При этом закупка может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ - в этом случае, а также при закупках у естественных монополий и в чрезвычайных ситуациях проводится закупка у единственного источника.

Запрос предложений и конкурентные переговоры чаще всего используются при закупке консультационных услуг и, по своей сути, представляют собой формализованные процедуры переговоров на базе требований заказчика и предложений поставщиков, подготовленных на их основе.

Что касается аукционов, то изначально они использовались для продажи, в основном продукции и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (квоты, лицензии и т. п.). Однако, эта процедура вполне применима и для закупок - в этом случае используется "аукцион наоборот" или редукцион, на котором продавцы торгуются, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших для него условиях.

Таким образом, каждый из вышеперечисленных способов закупок может помочь сделать близкий к оптимальному для данных условий выбор контрагента, и при этом имеет как достоинства, так и недостатки. Следует отметить, что в некоторых случаях, для снижения рисков покупателя, связанных с закупками неизвестных продуктов или работой с неизвестным поставщиком, целесообразно также разместить пробный заказ или потребовать предоставление образца продукта.

Однако, даже при удачном выполнении пробного заказа, существует проблема масштабируемости - поставщик, способный выполнить небольшой заказ может не обладать необходимыми ресурсами и опытом для реализации крупного контракта.

Резюмируя, можно сказать, что выбор способа закупки в первую очередь зависит в первую очередь  от: 

  • целей закупки;
  • предмета закупки;
  • рыночной конъюнктуры;
  • закупочной политики компании, включая требования внутренних нормативных документов.

 

Отметим так же, что конкретный набор применяемых процедур зависит от закупочных правил организации. А для закупок государственных структур и муниципалитетов определяется специальным законодательством.

 

Благодарим нашего партнера по направлению госзакупок - Кузнецова Кирилла Владимировича за предоставленные материалы для данного раздела.

Источник: http://goszakaz.ru/

otchetonline.ru

Основные виды и способы закупок по 223-ФЗ

Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.

Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.

Обязательные по 223-ФЗ виды закупок

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.

Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.

223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие

Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.

К числу конкурентных закупок относят:

  • конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые, закрытые и др.;
  • аукционы — открытые и закрытые;
  • запросы котировок;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры.

Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.

Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.

Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.

Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.

Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.

Все закупки по 223 ФЗ — на bicotender.ru

На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:

  • правильно и своевременно оформить все документы;
  • выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
  • составить конкурсную заявку;
  • обойти всех своих конкурентов.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

www.bicotender.ru

Большинство иных способов закупки - конкурентные

Минфин считает, что почти все закупки госкомпаний неконкурентные. Их доля составляет более 96% и не меняется год от года. В прошлом году 31,1% из них прошли у единственного поставщика, а 65,4% — с применением «иных способов». Об этом говорится в мониторинге применения закона № 223-ФЗ.

Регулятор видит ухудшение ситуации. Число способов определения поставщика постоянно растет: в 2015 года заказчики использовали 3 500 способов, в 2016 – 4 480, в 2017 – 5 080. По сравнению с 2016 годом, общий объем закупок «иными способами» увеличился на 14,1%.

Для решения проблемы были приняты поправки в 223-ФЗ, которые начнут действовать с 1 июля 2018 года. Для заказчиков регламентированы не только способы конкурентных закупок, но и определен перечень условий, при которых закупка может считаться конкурентной. Для заказчиков, которые не выполнили квоту для субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотрен переход на правила закупок по 44-ФЗ.

С выводами Минфина согласны далеко не все. В методологии доклада есть противоречия, на которые указали эксперты в сфере закупок.

Какие закупки можно считать конкурентными?

Большинство «иных способов закупки» — конкурентные, утверждает Алексей Галкин, эксперт по закупкам, действительный государственный советник III класса. По его словам, госкомпании проводят закупки у единственного поставщика, только если это оправдано, потому что контроль за ними жестче, чем по 44-ФЗ.

Более того, такая закупка может быть вынужденной мерой после изучения рынка. Заказчику нужна высокотехнологичная продукция, поставщиков которой не так много. Закупщики добросовестно изучили предложения, нашли производителя и заключили с ним договор. Формально такая закупка для Минфина будет неконкурентной.

«Я не выгораживаю госкомпании и не говорю, что они ангелы, — отмечает Сергей Габестро, омбудсмен по закупкам. – Но есть разные заказчики. Те, кто использует формат неконкурентной закупки у единого источника при этом проведя заранее конкурентную процедуру, а есть те, кто, в самом деле, злоупотребляет».

Из доклада можно сделать вывод, что Минфин считает конкурентными только три способа закупки – «конкурс», «аукцион» и «запрос котировок». По факту к ним можно отнести, как минимум, еще два — «запрос предложений» и «конкурентные ценовые переговоры». Особенно активно госкомпании используют «запрос предложений», по которому Минфин данные не приводит.

«ФАС и Минфин отказываются считать конкурентным способом конкурентные ценовые переговоры. Большинство зарубежных и наших экспертов убеждены в обратном, — говорит Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности. — Несмотря на то, что по законодательству он не разрешен по 44-ФЗ, но для частного бизнеса и госкомпаний этот способ адекватен, и я бы настаивал на включение его в 44-ФЗ».

По его словам, сегодня есть проблемы с непрозрачностью торгов, с коррупцией госкомпаний, но ситуация не столь драматичная как ее рисует Минфин. И тот факт, что госкомпании снижают долю аукционов в закупках – это позитивная тенденция.

«Закупочная директива Евросоюза от 2014 года прямо рекомендует странам-членам запретить на законодательном уровне те способы закупок, где единственным критерием отбора победителя является цена. Все понимают, что нельзя закупать только по одному критерию и хорошо, что наши компании не идут на поводу и не закупают при помощи аукциона», — замечает Алексей Ульянов, добавляя, что нужно шире использовать конкурентные способы закупок, например, «запрос предложений» и «конкурентные ценовые переговоры».

Мегаконтракты и единственные поставщики

Руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский обращает внимание на еще одну проблему методологии исследования.

По его словам, целесообразно провести анализ не только по числу закупок у единственного поставщика, но и по сумме. Например, посчитать долю гигантских контрактов в 31,1% закупок у единственного поставщика. Учитывая, что более 50% всех закупок проводят лишь пять крупнейших госкомпаний, можно предположить, что таковых будет не мало. Это искажает общую картину, поэтому для чистоты исследования подобные контракты лучше изъять.

«Целесообразно проанализировать структуру «обычных» закупок у единственного поставщика, с тем чтобы детально понять текущую ситуа

umestentorg.com

Большинство иных способов закупки — конкурентные

11.05.2018

Минфин считает, что почти все закупки госкомпаний неконкурентные. Их доля составляет более 96% и не меняется год от года. В прошлом году 31,1% из них прошли у единственного поставщика, а 65,4% — с применением «иных способов». Об этом говорится в мониторинге применения закона № 223-ФЗ. Регулятор видит ухудшение ситуации. Число способов определения поставщика постоянно растет: в 2015 года заказчики использовали 3 500 способов, в 2016 – 4 480, в 2017 – 5 080. По сравнению с 2016 годом, общий объем закупок «иными способами» увеличился на 14,1%.

Для решения проблемы были приняты поправки в 223-ФЗ, которые начнут действовать с 1 июля 2018 года. Для заказчиков регламентированы не только способы конкурентных закупок, но и определен перечень условий, при которых закупка может считаться конкурентной. Для заказчиков, которые не выполнили квоту для субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотрен переход на правила закупок по 44-ФЗ.

С выводами Минфина согласны далеко не все. В методологии доклада есть противоречия, на которые указали эксперты в сфере закупок.

Какие закупки можно считать конкурентными?

Большинство «иных способов закупки» — конкурентные, утверждает Алексей Галкин, эксперт по закупкам, действительный государственный советник III класса. По его словам, госкомпании проводят закупки у единственного поставщика, только если это оправдано, потому что контроль за ними жестче, чем по 44-ФЗ.

Более того, такая закупка может быть вынужденной мерой после изучения рынка. Заказчику нужна высокотехнологичная продукция, поставщиков которой не так много. Закупщики добросовестно изучили предложения, нашли производителя и заключили с ним договор. Формально такая закупка для Минфина будет неконкурентной.

«Я не выгораживаю госкомпании и не говорю, что они ангелы, — отмечает Сергей Габестро, омбудсмен по закупкам. – Но есть разные заказчики. Те, кто использует формат неконкурентной закупки у единого источника при этом проведя заранее конкурентную процедуру, а есть те, кто, в самом деле, злоупотребляет».

Из доклада можно сделать вывод, что Минфин считает конкурентными только три способа закупки – «конкурс», «аукцион» и «запрос котировок». По факту к ним можно отнести, как минимум, еще два — «запрос предложений» и «конкурентные ценовые переговоры». Особенно активно госкомпании используют «запрос предложений», по которому Минфин данные не приводит.

«ФАС и Минфин отказываются считать конкурентным способом конкурентные ценовые переговоры. Большинство зарубежных и наших экспертов убеждены в обратном, — говорит Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности. — Несмотря на то, что по законодательству он не разрешен по 44-ФЗ, но для частного бизнеса и госкомпаний этот способ адекватен, и я бы настаивал на включение его в 44-ФЗ».

По его словам, сегодня есть проблемы с непрозрачностью торгов, с коррупцией госкомпаний, но ситуация не столь драматичная как ее рисует Минфин. И тот факт, что госкомпании снижают долю аукционов в закупках – это позитивная тенденция.

«Закупочная директива Евросоюза от 2014 года прямо рекомендует странам-членам запретить на законодательном уровне те способы закупок, где единственным критерием отбора победителя является цена. Все понимают, что нельзя закупать только по одному критерию и хорошо, что наши компании не идут на поводу и не закупают при помощи аукциона», — замечает Алексей Ульянов, добавляя, что нужно шире использовать конкурентные способы закупок, например, «запрос предложений» и «конкурентные ценовые переговоры».

Мегаконтракты и единственные поставщики

Руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский обращает внимание на еще одну проблему методологии исследования.

По его словам, целесообразно провести анализ не только по числу закупок у единственного поставщика, но и по сумме. Например, посчитать долю гигантских контрактов в 31,1% закупок у единственного поставщика. Учитывая, что более 50% всех закупок проводят лишь пять крупнейших госкомпаний, можно предположить, что таковых будет не мало. Это искажает общую картину, поэтому для чистоты исследования подобные контракты лучше изъять.

«Целесообразно проанализировать структуру «обычных» закупок у единственного поставщика, с тем чтобы детально понять текущую ситуацию и варианты воздействия на нее», — говорит эксперт.

Кому уходят заказы без конкуренции?

Свой вариант такого воздействия предложил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

«Зачастую неконкурентные закупки осуществляются у ГУПов и МУПов, большинство из которых работают крайне неэффективно, но занимают ниши, где мог бы развиваться конкурентный частный бизнес», — отмечает эксперт.

По его оценке, это тормозит развитие экономики. На недавнем Госсовете по развитию конкуренции Владимир Путин поставил задачу в ближайшие 4 года ликвидировать все подобные унитарные предприятия.

«Мы очень надеемся, что эта задача будет выполнена на деле, а не на бумаге, а результаты мониторинга за 2018 год покажут совершенно иные показатели, закупки станут прозрачными и конкурентными», — говорит Сергей Фахретдинов.

Источник: Информационный портал "Торг уместен"

0

naiz.org


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области